Консультация для педагогов

Современные формы и методы с родителями в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Современные формы и методы работы с родителями в ДОУ

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но так как большинство родители работают, дети проводят очень много времени (9-10 часов в день) в детских садах. По сути, их воспитанием занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам. Перед педагогами поставлены цели, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Родители являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, а не просто сторонними наблюдателями. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Дошкольные учреждения превращаются в открытый социальнопедагогический комплекс с широким участием родителей в его работе. Основной путь налаживания такого сотрудничества – организация образовательного взаимодействия, результатом которого станет реализация целей и принципов личностно ориентированного образования дошкольников. В образовательной программе ДОУ подчеркивается, что перед педагогическим коллективом дошкольных учреждений стоит задача распространять среди родителей педагогические знания, повседневно помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт воспитания. Совместная работа детского сада и семьи строится на следующих основных положениях, которые определяют содержание, организацию и методику этой работы: Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей. Оно достигается в том случае, когда цели и задачи всестороннего воспитания хорошо известны и понятны не только воспитателям, но и родителям. Все формы с родителями подразделяются на: · коллективные (массовые), индивидуальные и наглядноинформационные; · традиционные и нетрадиционные. Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОО (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей. Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников. Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. Сегодня я хочу рассказать о методах и формах работы с родителями , которые использую в своей группе. И которые мне еще предстоит внедрить. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные методы подразделяют на коллективные, индивидуальные. Коллективные формы. К коллективным формам относятся родительские собрания. Это целесообразная и действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, организованное ознакомление с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Собрание должно быть целенаправленным, т. е. иметь определенную цель, отвечать запросам и интересам родителей, иметь четко обозначенный практический характер. Повестка дня собрания должна быть разнообразной. Можно включать выступления заведующей, медсестры, а также родителей. Длительность собрания не должна превышать 40-50 минут. Выбор темы определяется потребностью родителей, задачами годового плана. Индивидуальные методы. К индивидуальным методам взаимодействия с родителями относятся беседы и консультации. Информационно-аналитический метод. Направлен на выявление интересов и запросов родителей, налаживания эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», куда родители могут помещать волнующие их вопросы и телефон доверия. Познавательный метод. Направлен на знакомство родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, на формирование у них практических навыков воспитания. К такому методу относят: семинары-практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний и консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, совместная работа по тематическому плану, проектам, маршруты выходного дня или экскурсии. Досуговый метод. Способствует установлению позитивной и эмоциональной атмосферы, благодаря которой родители становятся более открытыми для общения .Сюда относятся совместные досуги, праздники, проекты, участие родителей и детей в выставках, конкурсах, спартакиады. Наглядно-информационный метод взаимодействия с родителями. Помогает познакомить родителей с условиями, содержанием и методами воспитания и обучения детей в ДОУ. Наглядные формы играют важную роль во взаимодействии с семьей. К ним можно отнести выпуск газет, организация мини-библиотек, папки-передвижки. В папку-передвижку помещают конкретные рекомендации, фото, брошюры, цитаты и др. Например: «Что делать, если ребенок не хочет убирать игрушки», «Как уложить ребенка спать?». Информационные стенды, уголки, стенгазеты, памятки, буклеты и т.д. Выводы: Работа по внедрению инновационных форм взаимодействия с семьей в педагогический процесс на данный момент еще не закончена, но мы их активно используем и видим результаты: дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, а родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества как со своим ребёнком, так и с коллективом педагогов и родителей ДОУ. А мы, воспитатели, получаем бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции свои методы воспитания. Нам вместе надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение мы должны помочь родителям не допустить ошибок в воспитании.