Обобщение опыта работы

Вологжина Евгения Владимировна

Вологжина Евгения Владимировна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ п. Усть-Уда

 

 

                            Обобщение опыта работы

 

      Тема самообразования  « Формирование толерантных взаимоотношений у детей младшего  

                 школьного возраста».

          

 

 

 

 

                                     Семинар- практикум

 

  ПЛАН:

 

  1. Теоретический материал по теме.
  2. Материал  факультатива в 3 Б классе « Формирование толерантных взаимоотношений у детей младшего школьного возраста».
  3. Практические упражнения по теме.

 

 

 

 

 

 

                             I Теоретический материал по теме.

               Создание нормальных, толерантных отношений в классе среди детей, сплочение группы, образование команды является важным шагом на пути общего повышения эффективности образовательного и педагогического процесса. Особенно эта задача актуальна в настоящее время, когда в результате различных социальных изменений происходит расслоение общества, снижение материального благосостояния отдельных групп населения, миграция и связанные с ней трудности вхождения в другую культуру. При этом часто дети из семей, различающихся своим достатком, этнической принадлежностью, культурными ценностями учатся в одной школе, классе, общаются и взаимодействуют друг с другом. Нередко возникают проблемы, связанные с взаимопониманием, принятием позиции другого, непохожего на тебя, с другими ценностями, возможностями или интеллектуальным уровнем. Слияние двух классов или нескольких классов, приход новых людей в уже сложившуюся группу также является фактором обострения межличностных отношений, сепарации, конкуренции и создания различных группировок в классе, противопоставление "хороших своих плохим чужим". Если групповые процессы носят исключительно спонтанный, неуправляемый характер - сплочение группы, создание команды иногда затягивается на неопределенно долгое время (если вообще когда-нибудь имеет место). Есть факторы, помогающие данному процессу, но есть и препятствующие. Помогает ему то, что в детском возрасте растет потребность в групповой поддержке, глубоких эмоциональных контактах, принадлежности к группе, а затрудняет то, что именно в этом возрасте ярко проявляется максимализм, категоричность в суждениях, повышенная чувствительность к оценке своих внешних и внутренних качеств и требовательность к другим, чрезмерная эмоциональность, несдержанность и др. Разобщенность и неприязнь, "силовые" способы решения спорных ситуаций - все это мешает как воспитательному, так и образовательному процессам, поэтому проблема толерантного взаимодействия, общения детей, их сплочения, образования команды становится крайне актуальной.

              Еще в XVIII веке понятие толерантности было достаточно новым. Современные представления о толерантности или, точнее, признание ее как фактора, укрепляющего гражданский мир и дающего защиту от несправедливости, было во многом подготовлено деятельностью философов XVI - XVII вв., восставших против "терпения нетерпимости" и жестоких религиозных столкновений. Самым последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В своем "Трактате о веротерпимости" (1763) Вольтер не критикует ни одну конкретную религию, но показывает, как они, милосердные по своей сути, разъедаются предрассудками и нетерпимостью. По его мнению, все верования должны иметь возможность для выражения, но "верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах".

           Важнейшим результатом деятельности философов, и прежде всего Вольтера, явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами и другими социальными группами. Через 11 лет после смерти Вольтера, 26 августа 1789 г., Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, провозгласив на весь мир свободу мысли и слова, за признание которых так упорно боролся Вольтер. Эта декларация - предвестница современных деклараций о правах человека, апофеозом которых стала появившаяся три века спустя, в 1948 году, Всеобщая декларация прав человека. В ней изложены главные принципы мира, ненасилия и демократии. Эти принципы рассматриваются в качестве требований или прав, которые может предъявить обществу каждый человек. В декларации отмечается, что насилие, войны могут быть как следствием подавления демократии, так и результатом нетерпимости. Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность- "готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь", во французском - "уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов". В китайском языке быть толерантным значит "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других". В арабском толерантность- "прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим", в персидском - "терпение, выносливость, готовность к примирению".

                   В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин "толерантность" обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает "отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию". А более знакомое и привычное слово "терпимость", употребляемое в обыденной речи, означает "способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей".

             Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие "толерантность" стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполнено своим особым смыслом, основанным на общей изначальной сути данного понятия в любом языке Земли. Эта суть отражает интуитивное восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, и состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому и в нашей стране следует формировать именно такое понимание толерантности, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в обыденном языке. Это может произойти в скором будущем, если понятие "толерантность" прочно войдет в лексикон школьного учителя.

          В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

 

                                                    

           В последнее время всё чаще возникают разговоры о толерантном мире, мире без насилия и жестокости, мире, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Несомненную важность этой темы подтверждает наличие Международного дня толерантности, отмечаемого 16 ноября, и принятая ЮНЕСКО “Декларация принципов толерантности”.
 

         Под толерантностью в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».

 

 

         Современный культурный человек — это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задача школы в том, чтобы из ее стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции.

             Приемы воспитания — это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать определенным образом.

          Для педагогической теории и практики важно классифицировать приемы воспитания. Классификация дает возможность упорядочить приемы и представить их педагогический потенциал в целостном виде: выявить сходство и отличие между ними, определить их место в процессе формирования личности, указать на те конкретные действия, которые они оказывают в воспитательном процессе. При выборе основания для классификации приемов следует принять во внимание то, каким образом педагог добивается изменений в отношениях с учеником и его отношениях с окружающими.

Критерии толерантности:

•  равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);

взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.);

•  равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

•  сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

•  охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;

•  возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;

•  свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;

•  сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;

•  позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.

 

       Толерантность является сегодня одной из ключевых компетентностей современного человека, поскольку от его готовности и способности жить и конструктивно действовать в многообразном мире зависит будущее, как отдельного человека, так и всего человечества в целом.

    Так сложилось, что Интернет стал зоной свободного выражения мнений самых разных людей и сообществ. Уникальность Интернета заключается, в том числе, в бесконечной возможности презентации любых социальных феноменов. Тем самым Интернет сам по себе является  наглядным примером воплощения идеи толерантности.

 

 

 


 

II «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

                 У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»                                                                               

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  К ПРОГРАММЕ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 

Настоящая программа имеет социально-педагогическую направленность.

Актуальность программы определяется тем обстоятельством, что воспитание толерантности и формирование толерантных взаимоотношений в современном российском обществе следует рассматривать в качестве неотложной педагогической задачи. В условиях сложных социальных трансформаций, усиления миграционных процессов, значительного расширения контактов с другими странами и народами именно такое качество личности как толерантность способно сыграть существенную роль в консолидации российского общества, обеспечении стабильного, устойчивого развития страны.

Естественно, что формирование толерантных отношений должно строиться с учётом наших традиций и культуры, но, главное, готовности сознания людей к тем или иным изменениям. Известно, что стереотипность мышления накапливается с годами и преодолеть её в зрелом возрасте часто становится трудновыполнимой задачей.

Поэтому принципиально важно начинать этот процесс с детского возраста, когда происходит формирование личности ребёнка. Умение слушать, слышать и понимать другого человека, считаться с «инаковостью» и автономностью других культур и их непосредственных носителей и в то же время быть способным в равной мере осознавать и реализовывать собственную принадлежность к отечественной культуре могут быть с необходимой прочностью усвоены ребёнком в процессе его нравственного становления, в том числе и в ходе образовательной деятельности.

Новизна и оригинальность данной программы заключается в том, что она ориентирована на формирование толерантности как личностного качества у детей младшего школьного возраста на основе их группового взаимодействия. Именно в ходе деятельностного взаимодействия детей, осуществляемого в ходе занятий, происходит естественное усвоение ими основ толерантной культуры как эффективной формы  поведения в обществе, вырабатываются такие важные с точки зрения социализации ребёнка качества, как коммуникативность, психологическая зоркость, наблюдательность.

Цель программы – формирование основ толерантного мышления и поведения у детей младшего школьного возраста как фактора социализации ребёнка в полиэтническом и мультикультурном обществе.

Достижение этой цели требует решения нескольких взаимосвязанных задач:

–  развитие и поддержание у детей интереса к окружающим людям, чувства понимания и эмпатии;

– обучение детей навыкам вербальной коммуникативности (умения слушать и слышать другого);

– формирование у них адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих;

– повышение уровня самоконтроля ребёнком своего эмоционального состояния в ходе взаимодействия;

– развитие творческих и организаторских способностей, активности и самостоятельности детей в процессе взаимодействия;

– осознание ими практического значения знаний, получаемых в процессе занятий.

Программа рассчитана на работу с детьми 8-11 лет (уровень начальной школы).

Срок реализации – 4 года, в ходе которых ребёнок последовательно проходит 4 этапа обучения: «Про меня», «Про тебя» и «Про нас», « Большой секрет»

Формы, используемые на занятиях: беседа, рассказ, дискуссия, тест, рисунок, прогулка, викторина, праздник, экскурсия.

Режим занятий: программа реализуется в процессе работы учебной группы или объединения, в ней использован деятельностный подход.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Исходя из поставленной в программе цели образовательной деятельности, ожидаемыми результатами являются формирование у обучающихся ряда знаний и умений, являющихся критериями толерантных взаимоотношений.

К ним относятся:

  • знание ценностей и норм социальной коммуникации;
  • умение понимать другого человека;
  • умение участвовать в совместной деятельности;
  • адекватность самооценки;
  • адекватность восприятия эталонов нравственного поведения;
  • позитивность образа мира;
  • адекватный возрастным показателям уровень тревожности;
  • самоидентификация;
  • умение реагировать на агрессивные действия.

Степень сформированности этих знаний и умений в результате обучения  проверяется по нескольких основным показателям:

  • поступки в ситуации самостоятельного выбора, когда ребёнок принимает решение и действует согласно или вопреки известной ему норме;
  • круг распространения толерантного поведения (поведение с близкими и незнакомыми);
  • устойчивость поступков в различных ситуациях (при условии внешнего контроля и без него, в знакомой или новой для ребёнка ситуации, содержание взаимоотношений);
  • характер переживания (что и как переживается).

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

 

Название разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

 

1 класс: «Про меня»

 

 

 

1.1.

Знакомство с группой. Диагностика

О,5

0,5

1

1.2.

Кто я?

0,5

2

2,5

1.3.

Как я выгляжу

-

1,5

1,5

1.4.

Праздник осени

0,5

1

1,5

1.5.

Расскажу о себе

0,5

1,5

2

1.6.

Зимний праздник

0,5

1

1,5

1.7.

Моё поведение

0,5

3

3,5

1.8.

Мамин праздник

0,5

1

1,5

1.9.

Чем я богат

0,5

1

1,5

1.10.

Праздник Земли

0,5

1

1,5

1.11.

Диагностика

-

0,5

0,5

1.12.

Как устроен человек

0,5

-

0,5

1.13.

Восприятие мира. Органы чувств

2

5

7

1.14.

Праздник осени

0,5

1

1,5

1.15.

Моё настроение

2

5

7

1.16.

Мои чувства

2

5

7

1.17.

Зимний праздник

0,5

1,5

2

1.18.

Диагностика

-

0,5

0,5

 

 

12

42

54

 

2 класс: «Про тебя»

 

 

 

2.1.

Диагностика

-

0,5

0,5

2.2.

Другой человек

0,5

1

1,5

2.3.

Основные эмоции человека

0,5

3

3,5

2.4.

Мамин праздник

0,5

1

1,5

2.5.

Человек среди других

0,5

2

2,5

2.6.

Разговор взглядов

-

2

2

2.7.

Язык жестов и движений

0,5

1,5

2

2.8.

Мой лучший друг

0,5

1

1,5

2.9.

Учимся вежливо говорить

0,5

2

2,5

2.10.

Диагностика

-

0,5

0,5

 

 

3,5

14,5

18

 

3 класс: «Про нас»

 

 

 

3.1.

Диагностика

-

0,5

0,5

3.2.

Что делать, если не нравится

0,5

2

2,5

3.3.

Игра в радость

0,5

0,5

1

3.4.

Праздник осени

0,5

1

1,5

3.5.

Коллективное дело

0,5

3

3,5

3.6.

День благодарения

0,5

1

1,5

3.7.

Наша группа

0,5

3,5

4

3.8.

Традиции

0,5

1

1,5

3.9.

Зимний праздник

0,5

1

1,5

3.10.

Чего я никогда не потерплю?

0,5

2

2,5

3.11.

Справедливость

0,5

0,5

1

3.12.

День Земли

0,5

1

1,5

3.13.

Большое путешествие

0,5

2

2,5

3.14.

Права и обязанности

1

3

4

3.15.

Свободный человек

0,5

1

1,5

3.16.

Диагностика

-

0,5

0,5

 

4 класс: «Большой секрет»

 

 

 

 

Выполнение итогового проекта «Большой секрет»

1

4

5

 

 

8,5

27,5

36

 

Итого:

24

84

108

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. «Про меня»

Тема 1.1. Знакомство с курсом. Диагностика. Ребёнок получает материалы курса, тетрадь, которую он будет заполнять вместе с педагогом и родителями в течение времени обучения,  ему объясняются условные знаки для заполнения тетради.

Тема 1.2. Кто я? Знакомство членов группы в играх и упражнениях, понятие социальной роли, уровень осознания детьми своей социальной роли, рисунок семьи, тест «Дом-дерево-человек», тест «Нарисуй несуществующее животное».

Чтение сказки «О муравьишке, который пошел в школу» (автор Е. Катынская), иллюстрации к сказке, обсуждение сказки. Что отличает человека от животных?

Тема 1.3. Как я выгляжу. Игра «Покажи животное», игра «Фотоохота», игра «Угадай по описанию», рассматриваем себя в зеркале, рисуем автопортрет.

Тема 1.4. Праздник осени. Игры, конкурсы, викторины, использование маскарадных костюмов.

Тема 1.5. Расскажу о себе. Упражнение с апельсинами, устраиваем вернисаж автопортретов, обсуждение сказки «Слонёнок Кузя» (автор М. Полунина), что такое документ и для чего он нужен.

Тема 1.6. Зимний праздник. Новогодняя ёлка

Тема 1.7. Моё поведение. Характер людей, разные качества, примеры своего достойного поведения, по описанию качества догадаться о нём, работа со сказкой «Туча» (автор Н. Мишин), работа со сказкой «Цветок по имени Незабудка» (автор О. Гавриченко).

Тема 1.8. Мамин праздник. Из подготовленных заранее материалов дети делают открытку для мамы, надписывают её, читают стихи и демонстрируют свои умения.

Тема 1.9. Чем я богат. Какое бывает богатство: материальное и духовное, наше достоинство мы не потеряем, его невозможно отнять. Бывает богатство, которое можно потрогать. А бывает богатство, которое можно только почувствовать. И как ни странно – прочнее то богатство, которое заключено в наших достоинствах, нашем характере. Нам становится тепло и приятно от доброго слова, от поддержки, от понимания. В тетрадях нарисовать солнышко. Каждый из нас – солнышко  для  наших близких, а можем стать грозой, градом, холодным дождём для наших близких.

Пусть каждый подумает, спросит своих близких о том, какие ваши качества согревают других людей. Впишите эти свойства своего характера в лучи.

Тема 1.10. Праздник Земли. Возможность поговорить с детьми о нашей планете и народах, живущих на ней, в игровой форме.

Тема 1.12. Как устроен человек. Части тела, их рациональность и необходимость. Преимущества разнообразия в жизни человека. Закрепление или определение праворукости или леворукости. Игры на запоминание особенностей членов группы.

Тема 1.13. Восприятие мира. Органы чувств. Зрение, слух, осязание, обоняние, прикосновения – простейшие упражнения на осознание важности органов чувств в жизни человека. Человек с проблемами здоровья может быть не менее полноценным и богатым (талантом, душевной силой), чем тот, у кого все органы чувств в порядке. Инвалидам труднее жить, их подстерегает гораздо больше опасностей, но они преодолевают их и поэтому заслуживают нашего уважения. Они могут нас многому научить. Но они нуждаются и в нашей помощи, в нашем понимании их трудностей и радостей, в нашем сочувствии не на словах, а на деле. (Лишённые сочувствия, они могут озлобиться). Разговор о том, что недостатки одного органа чувств компенсируются другими органами: у слепых – тоньше слух и более чувствительная кожа и т.д., глухие – умеют читать по губам, то есть определённые потери приводят к приобретениям того, что у здорового человека развито в меньшей мере. Иногда лишённый свободы общения человек (инвалид) значительно глубже и тоньше разбирается во внутреннем мире человека.

 

 

Тема 1.14. Праздник осени.

Тема 1.15. Моё настроение. Чувства человека – очень разные, они возникают под влиянием самых разных внешних обстоятельств. Не бывает хороших или плохих чувств, но то, что мы можем сделать под влиянием своих чувств, может быть и плохим, и хорошим, и приятным, и неприятным. Каждый может испугаться чего-то – и это само по себе не хорошо и не плохо; каждый испытывал гнев или злость по какой-то причине – и опять же нельзя об этом чувстве, переживании сказать, что оно плохое (неприятное – да). Но вот если мы не справились с нашим чувством, то оно может привести к плохому или хорошему шагу, поступку.

Работа со сказкой «О путнике и его беде» (автор С. Кондратенков).

Тема 1.16. Мои чувства

Радость, печаль, страх, гнев, обида, стыд. Работа со сказками «Как ромашки с васильками поссорились» (автор Е. Вишнева), «Миша и Маша» (автор О. Хухлаева), «Темноландия» (автор Р. Масленникова), «Нужная вещь» (автор Р. Иванова).

Раздел 2.  «Про тебя»

Тема 2.2. Другой человек. Дети объединяются в пары и получают задание вылепить фигуру какого-нибудь животного. Они сами договариваются, какое животное будут лепить (рисовать) и какую его часть. Затем каждый лепит одну часть фигуры, не подсматривая, как это делает другой. Две соединённые вместе части должны дать целое изображение. Но по окончании работы совпадений будет мало. Комментарий должен быть примерно таким: «Посмотрите, как это трудно – делать общее дело. Вы о многом договорились, но когда начали действовать, всё равно многое не совпало»..

Тема 2.3. Основные эмоции человека. Работа с карточками, передающими мимические особенности разных эмоций. Передача эмоций с помощью интонаций, жестов, движений. Незаконченные предложения. Рисунок чувств.

Тема 2.5. Человек среди других. Нарисовать незнакомого человека. Обратить внимание, что незнакомец у некоторых детей получился страшноватым, агрессивным. Всегда ли так на самом деле? Почему возникает чувство опасности? Почему получились такие изображения? А если бы тебя рисовал человек, который тебя совсем не знает, ты выглядел бы так же? Может ли незнакомый человек стать близким? Что для этого надо сделать? Незнакомец кажется нам враждебным потому, что мы с ним вместе ничего не делали, мы не знаем, что он любит, как относится к другим людям и т.д. Если мы протянем ему руку, улыбнёмся, позовем играть, он уже не будет казаться нам опасным. Нарисуйте портреты тех людей, к которым каждый из вас чаще всего обращается на «ты». Потом подпишите каждый портрет, чтобы мы знали, кто на нём изображен. В центре поместите свой портрет и подпишите его тоже.

Тема 2.6. Разговор взглядов. «Мысленная картинка» – закрыть глаза и нарисовать мысленную картинку, рассказать о ней. «Врунишка» – один из детей выходит из комнаты, остальные договариваются, кто будет врунишкой, водящий должен, заглядывая в глаза, догадаться, кто врунишка. «Радость можно подарить взглядом» – ведущий загадывает качество, которое ему нравится в ребёнке, и смотрит ему в глаза, а тот угадывает, какое качество загадал ведущий. Остальные могут подсказывать.

Тема 2.7. Язык жестов и движений. Многие жесты пришли из глубокой древности и имеют свою историю. Древний Рим – большой палец, поднятый в знак одобрения или опущенный в знак неодобрения. Международные жесты (например, жесты дайверов). Игры «Отгадай, где я иду», «Передай сообщение», «Пойми меня», «Муха», «Превратись в животное», «Раз, два, три, за мной повтори», «Разные ладошки».

Тема 2.8. Мой лучший друг. Работа со сказкой «Перчатка» (автор Е. Голованова), «Сказка про дружбу» (автор Е. Агеенкова).

Тема 2.9. Учимся вежливо говорить. В русском языке много слов, которые помогают начать общение, слов-обращений. Например: «Сударыня, господин, товарищ...». Можно обратиться по имени-отчеству. Сядьте, пожалуйста, по двое и обратитесь друг к другу по очереди с разными словами. Через минуту мы узнаем, у кого из вас было больше обращений, и какие они.

Раздел 3.  «Про нас»

Тема 3.2. Что делать, если не нравится. Сказка «Верить и стараться» (автор О.В. Хухлаева).

Тема 3.3. Игра в радость. Чтение отрывков из книги «Полианна».

Тема 3.5. Коллективное дело. Упражнение «Звёздочка» (нарисовать звёздочку и предложить ребёнку найти общие качества у себя и людей, обозначенных на лучиках звёздочки), выбор темы коллективного дела, распределение ролей, выполнение, подведение итогов.

Тема 3.6. День благодарения. Праздник, позволяющий найти слова, чтобы поблагодарить важных людей в жизни ребёнка, составить список таких людей. Кого и за что можно поблагодарить.

Тема 3.7. Наша группа. Коллективный рисунок (условия – ограниченное время, ограниченное количество материалов). Сделайте, пожалуйста, шаг вперёд те, чье имя начинается на букву «В» (буква может быть любая). (Объединяет эту группу детей верёвочка; дети могут просто браться за неё.) Вы теперь объединены одной верёвочкой. А сейчас увеличим наш круг. Кто получил сегодня пятерку? (Соединяет и этих детей). А теперь поднимите руку те, кто живет в Москве. (Соединяет всех и себя тоже). Посмотрите-ка. Хотя мы все такие разные, но у нас, оказывается, есть много общего. Что ещё общего у нас с вами?

Тема 3.8. Традиции. Традиции семьи, традиции, сложившиеся в группе.

Тема 3.10. Чего я никогда не потерплю? Работа со стихотворением А. Усачева «Гном и звезда».

Тема 3.11. Справедливость. Составление монологов от лица разных предметов в комнате на тему «Я важнее…», жребий, фанты, считалочки.

Тема 3.13. Большое путешествие. Детям предлагается вместе собраться в путешествие, составить список вещей, которые надо взять, кого надо позвать с собой, как разработать маршрут, нарисовать карту и т.д.

Тема 3.14. Права и обязанности. Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка, декларацией принципов толерантности. Выполнение упражнений (сказки и права человека).

Тема 3.15. Свободный человек. Кто такой свободный человек. Во многих английских школах на одном из уроков учитель обращает внимание ребёнка на три листа у доски: на одном из них нарисован ключ, на втором Библия и третий лист пустой. Учитель спрашивает детей, что могли бы означать эти рисунки. Постепенно в беседе дети приходят к выводу, что Библия – это свобода совести, ключ – это дом, неприкосновенность жилища и частной жизни («Мой дом – моя крепость»), а чистый лист бумаги – это свобода мысли и слова. Так закладываются некоторые фундаментальные права человека.

Выполнение итогового проекта «Большой секрет». Итоговый проект должен включать договор о сотрудничестве, подписанный и сформулированный всеми участниками группы, коллективный рисунок группы, фотографии и атрибуты мероприятий, проводимых в группе за время обучения, творческие работы детей, грамоты, свидетельства и дипломы, подтверждающие достижения детей.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методика работы по программе основана на принципе формирования толерантности у детей младшего школьного возраста в деятельностных взаимоотношениях. Поэтому занятия осуществляются на основе последовательного ознакомления с основными способами и понятиями толерантных взаимоотношений, направленных на выработку у детей коммуникативности, психологической зоркости, наблюдательности.

Эта последовательность предусматривает три этапа.

1 этап «Про меня» – начальный (7-8 лет).

Ребёнок получает возможность вглядеться в свой внешний облик, задуматься о своём характере, о тех социальных ролях, которые он выполняет; осознать свои эмоции и выработать умение управлять ими; понять свою значимость для других людей и её причины, то есть ребёнок получает возможность понять самого себя.

Но, изучая себя, он одновременно интенсивно знакомится с другими детьми, потому что каждый рассказывает о себе. Более того, чем больше каждый узнаёт себя, чем лучше начинает осознавать свою единственность и уникальность, тем легче ему оказывается со временем понять, что каждый человек тоже уникален и единствен в своём роде и что его собственная ценность и ценность других детей определяется тем, что они способны сделать хорошего для других людей.

2 этап «Про тебя» – продолжающий (8-9 лет).

Встречи второго этапа приводят ребёнка к открытию, что всякий человек (в том числе незнакомый, чужой) для кого-то – свой, что всякий человек при этом для себя является личностью. Что в душевном и духовном смысле личное богатство человека обусловлено тем, сколько людей воспринимают его личность как нечто близкое им и родное, что стать значимым для других – непростое дело, требующее значительных осознанных усилий.

3 этап «Про нас» – завершающий (9-10 лет).

Ребёнок исследует объединения людей, в которые он сам непосредственно включён, которые для него наиболее значимы. Он приходит к мысли, что человеку хорошо в той семье и в том коллективе, где ценность коллектива не подавляет каждого человека; а он, в свою очередь, добровольно ограничивает себя ради других; где люди умеют договариваться между собой.

4 этап «Большой секрет» – завершающий (10-11 лет).

 

Проект «Большой секрет», где обучающиеся раскрывают свой большой секрет о том, как жить в большом коллективе и плодотворно работать, становится содержательной точкой и эмоциональной вершиной всей работы.

Главная задача педагога с первых же дней постараться вызвать у детей потребность договариваться, обратить их внимание на важность правил совместной жизни, общих для всех, поддержать попытки детей самостоятельно сформулировать эти правила, начать договариваться между собой в совместной деятельности на занятиях.

Именно младший школьный возраст считается наиболее благоприятным для формирования нравственных качеств личности (О.С. Богданова, В.И. Петрова, А.И. Шемшурина). В основе качеств или свойств личности лежат закрепившиеся и ставшие привычными формы поведения ребёнка (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.А. Смирнов). Исследования показывают, что важнейшим условием успешного воспитания является наличие предъявленных ребёнку образцов и мобилизация у него активного стремления к овладению этими образцами.

Отношения между детьми в группе на начальном этапе строятся преимущественно через взрослого (педагога). Таким образом, взрослый является центральной фигурой для детей 6-8 лет, носителем существующего среди них «общественного мнения». Тем самым воспитательное воздействие осуществляется непосредственно, ещё нет необходимости опираться на детский коллектив. К 8-11 годам уже не только мнение взрослого, но и взаимоотношения со сверстниками определяют положение ребёнка среди других детей и обеспечивают переживание им большего или меньшего эмоционального благополучия. Таким образом, оценки товарищей, мнение детского коллектива становятся постепенно основными мотивами поведения ребёнка.

Большие изменения происходят в младшем школьном возрасте в отношениях детей друг к другу. В этот период у них возникают коллективные связи, начинает формироваться коллективное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. На этой основе у них начинает определяться направленность личности, происходит интенсивное усвоение нравственных требований, предъявляемых не только педагогами, но и товарищами, появляются новые нравственные чувства и потребности.

В связи с этим у детей младшего школьного возраста появляется общественная направленность личности, заинтересованность делами других детей, делами всей учебной группы. Вначале общественная направленность младшего школьника выражается лишь в стремлении ребёнка к обществу сверстников, в желании делать всё сообща, делать то, что делают другие. Этим объясняется бросающаяся в глаза подражательность младших школьников.

Необходимым условием методического обеспечения программы является текущая и итоговая диагностика учебных и личностных возможностей обучающихся. Она осуществляется по четырём блокам.

1. Личностно-смысловое отношение детей к изучаемому материалу и собственной деятельности. Конкретные показатели, позволяющие анализировать и оценивать это отношение, следующие: непосредственный интерес к предмету в целом; оценка ребёнком социальной значимости толерантности; потребность в использовании способов взаимодействий, ведущих к позитивным взаимоотношениям.

2. Интеллектуальная культура, проявляющаяся в следующих показателях: знания о способах преодоления конфликтных ситуаций; уровень восприятия знаний; кругозор; навыки учебной деятельности; понимание норм и ценностей других социальных групп и культур.

3. Культура учебной деятельности, проявляющаяся в следующих показателях: умение осуществлять целеполагание; умение планировать свою деятельность и доводить ее до запланированного результата; умение организовывать свою деятельность; умение осуществлять самоконтроль и самооценку.

4. Коммуникативная культура, проявляющаяся в способности воспринимать окружающее без субъективных искажений; в готовности воспринимать новое во внешней среде; регулировать свои чувства и психические состояния в связи с воздействием факторов внешней среды.

Центральное место среди этих блоков с точки зрения решения главной задачи данной программы играет формирование коммуникативной культуры.

Для младших школьников самым лучшим методом формирования навыков коммуникативной деятельности является игровой. В условиях игровой деятельности дети чувствуют себя более естественно, им легче принять правила, следовать им, наблюдать за действиями других людей и видеть себя со стороны. Кроме того, игра всегда создает положительный эмоциональный фон, что, безусловно, очень важно для формирования любых новых навыков.

Именно формирование коммуникативной культуры оказывает решающее воздействие на складывание толерантности как способа взаимоотношений в детском коллективе и за его пределами. В работах психологов и педагогов последних лет (например, Е.Г. Петренко) обращается внимание на то, что коммуникация является смысловым аспектом социального взаимодействия, и поэтому через неё укрепляется дух толерантности, формируются отношения открытости, уважения, внимания друг к другу, коммуникативная компетентность.

Понятие коммуникативной компетентности очень близко к понятию толерантных взаимоотношений. Оно предполагает, что человек осознаёт: собственные потребности и ценностные ориентации; способен воспринимать окружающее без субъективных искажений; готов воспринимать новое во внешней среде; свои возможности в понимании  норм и ценностей других социальных групп и культур; свои чувства и психические состояния в связи с воздействием факторов внешней среды.

Коммуникативная культура личности, как система качеств, включает: творческое мышление, культуры речевого действия, психоэмоциональной регуляции своего состояния, жестов и пластики движений, культуру эмоций. Таким образом, формирование коммуникативной компетентности младших школьников напрямую способствует формированию у них толерантных взаимоотношений.

В методическом плане очень важно воспитывать у детей адекватность восприятия. Современные исследования (Т.З. Адамьянц, Т.М. Дридзе) показывают, что стойкая тенденция к повышению уровня толерантности к своим сверстникам проявляется у детей, обладающих навыками адекватного интерпретирования, и снижается у тех, кто интерпретирует частично адекватно или не адекватно. Была зафиксирована взаимосвязь между умением ребёнка адекватно понимать и интерпретировать воспринятое и проявленной степенью дружелюбия к своим сверстникам.

Поэтому в процессе реализации программы педагогу необходимо видеть за теми или иными проявлениями детского поведения (например, неконтролируемая агрессивность или равнодушное игнорирование происходящего) складывающуюся у конкретного ребёнка «картину» или «образ» его мира, в которой он видит себя и окружающий мир, степень адекватности этой его картины, и принимать соответствующие корректирующие меры воздействия.

Другой проблемой, требующей постоянного внимания педагога, являются проявления детской тревожности, поскольку её уровень способен дать косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми (В.С. Мухина). Повышенный уровень тревожности, неуверенность в себе создают недоверие к себе и к окружающим, что становится препятствием на пути формирования коммуникативности и толерантности.

У тревожных детей  в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками усиливается состояние напряжённости и тревожности. Ребёнок, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным, что способствует формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительности, враждебности, стремления к уединению.

Поэтому в ходе занятий таким тревожным детям уделяется повышенное внимание, а используемые методические приёмы направлены на ослабление и преодоление их тревожности и отчуждённости, вовлечение в совместную деятельность в группе, выравнивающую их отношения со сверстниками.

Толерантные взаимоотношения предполагают искренность в выражении чувств и переживаний, что, в частности, предполагает и умение выражать своё несогласие, аргументировать отказ от сотрудничества, нежелательной для ребёнка деятельности. В ходе занятий педагог не препятствует проявлению таких реакций, но стремится придать им конструктивную направленность, продемонстрировать детям, что высказывание своего мнения может быть средством достижения взаимопонимания, основанного на компромиссе.

Необходимым условием успешного формирования толерантных взаимоотношений в учебной группе является создание у детей положительной мотивации на познание собственного «Я», выявление собственных возможностей, в том числе и через их реализацию в ходе занятий. Фактически это означает вовлечение детей в процесс самоидентификации, что тоже крайне важно с точки зрения формирования толерантных взаимоотношений, поскольку, согласно исследованиям психологов, от качества самоидентификации ребёнка зависят границы складывающегося у него поля толерантности.

В конечном итоге, все используемые в данной программе методические средства, формы работы направлены на разрешение объективно существующего у детей младшего школьного возраста противоречия: между стремлением к осуществлению полноценных взаимоотношений, основанных на нравственных ценностях, признании ценности другого, и недостаточностью имеющихся у  них коммуникативных знаний и умений.

При отборе дидактического материала предпочтение отдаётся такому материалу, содержание которого побуждает учащихся к размышлению, самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам, способствует формированию критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях, формированию толерантности. В качестве дидактических материалов используются различные игровые разработки, например: «Проявляешь ли ты толерантность?», «Глухой телефон», «Ожившая картина», «Кто кого переглядит», «Вокальная мимика»,  «Предметы». «10 секунд»,  «Передай монетку» и др.

Важным условием является обеспечение комфортных условий пребывания обучающихся на занятиях, использование «обучения в сотрудничестве», групповой работы, которые готовят детей к реальной коммуникации, способствуют развитию речевой инициативы, формированию уважения к чувствам и эмоциям окружающих людей, побуждают к выражению собственного мнения, собственной оценки.

Взаимные отношения при распределении деятельности и взаимном обмене способами действий составляют психологическую основу и являются движущей силой  развития собственной активности ребёнка. Сотрудничество со сверстниками качественно отличается от сотрудничества с взрослыми, является необходимым условием психического развития ребёнка, формирования его коммуникативной компетентности, толерантности. 

Проявление толерантности педагогом находит своё отражение в следующих особенностях его поведения: доверие взрослого и детей, сотрудничество с ними; искренний интерес к личности обучающегося; уважение уникальности, самобытности ребёнка; предоставление ученику необходимого пространства для творчества, принятия самостоятельных решений, уважение его мнения и т.д.

По каждой теме используется сочетание различных форм занятий: ролевые игры, психогимнастические игры, дискуссионные игры, эмоционально-символические методы, релаксационные методы, когнитивные методы, проектная деятельность, проводится тестирование.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература, отмеченная знаком *,  рекомендуется также для использования родителями обучающихся

         *1. Асмолов А.Г. Толерантость: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. – М., 1998.

         2. Валкер Дж. Тренинг разрешения конфликтов. – СПб., 2001.

         *3.  Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах. – М., 1987.

         4. Диагностика толерантности в средствах массовой информации / Под ред. В.К. Мальковой. – М., 2002.

         *5. Дьяченко О.М., Агаева В.Л. Чего на свете не бывает? – М.,1991.

         6. Идентичность и толерантность / Под ред. Н.М. Лебедевой. – М., 2002.

         7. Лебедева Н.М. Исследование психологической природы межгрупповой (межэтнической) интолерантности // Психологические проблемы общественного сознания. – М., 1992.

         8. Личность и мир. Вып. 10. Солидарность и толерантность против насилия. – М., 2001.

         *9. Максакова В., Семина Л. Учимся договариваться (я - ты - мы). Методическое пособие для учителя начальной школы. – М., 2000.

         10. Мухина В.С. Феноменология бытия и развития личности. – М.-Воронеж, 1999.

         11.  Овчарова О.В. Технология практического психолога образования. – М., 2001.

         12. Психологический кружок для учащихся 4-6 классов. Учимся общению (методические рекомендации) / Сост. С.А. Лещинская. – Киев, 1991.

         13. Самоукина Н.В. Психотехнические игры и упражнения для учителей. – М., 1990.

         14. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. – М., 2000.

         15. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. статей. – М.-Воронеж, 2002.

         16. Толерантность и согласие / Под ред. В.А. Тишкова. – М., 1997.

         17.  Фридман Л., Пушкина Т.А., Камлунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1998.

         *18. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: программа формирования здоровья у младших школьников. – М., 2001.

         19. Ярская В.Н. Современный мир и проблема толерантности // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1996. – № 1. – С.33-40.

20. Conflict and Peacemaking in Multiethnic Societies / Ed. by Joseph V. Montville. Lexington Books, Canada, 1990.

 

 

 

                       III   Практические упражнения по теме.

 

            На земле  много драк, войн, слез, потому что некоторые люди не умеют и не хотят прощать друг друга, не умеют быть терпимыми. Самые мудрые и добрые Люди на нашей планете давно это поняли и решили один день в году 16 ноября посвятить терпимости, т.е. толерантности, между всеми народами нашей Земли. А быть терпимыми, значит, уметь и прощать.

Сегодня мы и поговорим о том , как полезно уметь прощать, и по этому поводу давайте послушаем сказку.

«Болезнь не прощения»

      В далекой жаркой Африке в прохладной воде тихого озера жил Бегемот. В одно прекрасное утро он заболел невиданной и заразной болезнью, которой на целый день заразились и заболели все жители озера. А как это все произошло, вы сейчас узнаете.
           В то самое утро очень-очень рано Бегемота разбудил чей-то крик. А потому с утра у него было плохое, можно сказать, прескверное настроение. Он немного повалялся на дне озера, а потом всплыл наверх и подался к берегу, чтобы найти себе пищу. В тот самый момент, когда его спина показалась из воды, на него приземлились маленькие птички. Такое часто случалось и раньше, и Бегемот всегда прощал разгуливающих по его спине птиц. Ведь на спине у Бегемота любили жить разные червячки, жучки и комары, от этого его спина сильно чесалась, а птицы, склевывая насекомых прямо со спины, очень ему помогали.
          Но в этот раз одна из птичек клюнула Бегемота чуть сильнее, а Бегемот вдруг взял, да и не простил ей этого. Он неожиданно рассердился и стал прогонять со своей спины всех птиц. Поворачиваясь, он нечаянно наступил на хвост Крокодилу, лежащему на берегу. Крокодил тоже сильно рассердился и почему-то тоже не захотел простить Бегемота. Но Бегемот был большой и сильный, а потому Крокодил решил от злости укусить кого-нибудь поменьше себя и погнался он тогда за зубастой Щукой. Еле уплыла Щука от Крокодила, но при этом и она успела заразиться от него непрощением. Вместо того чтобы простить и успокоиться, она решила сделать что-нибудь плохое маленьким лягушкам. Щука стала за ними гоняться, а лягушки еле-еле успели доплыть до берега и выпрыгнуть из воды. Рассердились лягушки на злую Щуку, тоже не захотели ее прощать и стали гоняться за комарами.
        Растревожили лягушки всех комаров, мирно сидящих в траве. Целое облако комаров взлетело над берегом озера. Увидели комары, что на спине у Бегемота нет ни одной птицы, и дружно сели к нему на спину. Вскоре над озером раздался рев. Это ревел Бегемот, потому что на его спине комары устроили себе настоящий пир. Зачесалась у Бегемота спина, начал он опять крутиться и снова наступил на Крокодила. А Крокодил опять рассердился и погнался за Щукой. И так целый день все гонялись друг за другом.
              Только к вечеру, когда все озеро ужасно переполошилось и наполнилось ревом и криками, решил Бегемот простить птичек и опять пустил их к себе на спину. Птички прогнали комаров, и Бегемот, наконец-таки успокоился. Следом за Бегемотом успокоился и Крокодил. Он простил Бегемота, потому что тот перестал наступать на его хвост. Щука простила Крокодила и перестала злиться на лягушек, а лягушки перестали обижаться на Щуку и больше не трогали комаров. Так к заходу солнца над озером вновь воцарилось спокойствие и тишина, а его обитатели погрузились в мирный сон.
      В далекой Африке до сих пор вспоминают ту странную болезнь. Долго спорили между собой звери и птицы, что же за болезнь была у жителей озера и почему они целый день так ревели и гонялись друг за другом. И после долгих споров с помощью мудрого льва звери придумали этой болезни название – болезнь непрощения.

 

 

(Без ссор и конфликтов, выяснили ученые, не обходится в жизни ни один человек, поэтому, что мы с вами должны уметь делать, чтобы не остаться одному?) (Уметь прощать и просить прощение.)
 

                          Обсуждение с детьми подобных ситуаций:

 

 

1 ситуация. Ты принес в школу альбом с марками, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят у тебя его выхватил и не отдает. Как бы ты разрешил конфликт?



2 ситуация. Коля построил замок из песка, и все им любовались. Только один Игорь сказал, что он может сделать лучше, а когда Коля не поверил, разбежался и затоптал всю постройку.


3 ситуация. Дети гурьбой выходят из актового зала, толкаются. Ты упал. Кто-то крикнул: «Медведь косолапый!» Другие молча обошли… Как бы ты поступил?
 

 

                                      Обсуждение ситуации обиды:


– Всех нас когда-либо обижали; несправедливо, как нам кажется, ругали, толкали, били. И внутри нас до сих пор сидит обида, горечь на того, кто их нам нанес. А правильно-ли это?


- По этому поводу мне хочется вам рассказать притчу «Учитель и картошка».


 Учитель и картошка

Однажды учитель сказал своим ученикам принести чистый полиэтиленовый пакет и мешок картошки в школу. Когда они всё это принесли, каждый из учеников набрал несколько картофелин - по 1 клубню за каждого человека, на которого они держали обиду за что-то. После этого они написали на каждом клубне имена людей, которых они отказывались прощать, и дату, и положили картофелины в пластиковый пакет. Некоторые из этих пакетов оказались достаточно тяжёлыми.
             Затем им было сказано носить эти мешки с собой везде, куда бы они ни шли, в течение нескольких недель, ставя этот мешок рядом с кроватью ночью, а также рядом на сиденье в машине, и рядом с рабочим столом во время занятий.
          Проблемы и трудности, связанные с ношением этого мешка с собой повсюду, вскоре стали очевидны, как стало очевидным и то, какой груз они носили с собой на духовном уровне, и как на самом деле им приходилось всё время уделять этому внимание, чтобы не забыть об этом и не упускать из виду даже в неподходящих для этого местах.
              Разумеется, со временем картошка начала портиться и превращаться в отвратительно пахнущую слизь. В свою очередь это привело к тому, что с самими этими людьми было неприятно находиться рядом.
          Не понадобилось много времени, как ребята поняли, что избавиться от этой картошки было намного важнее, чем таскать её за собой повсюду.
                Это превосходная метафора, чтобы проиллюстрировать нам, какую цену мы платим за то, чтобы сохранять нашу боль и тяжёлые негативные переживания!
 

                                       ТЕСТ:

 

 

 

Упражнение «Черты толерантной личности»
 

 

 


 


Колонка А


Колонка В


1. Расположенность к другим
2. Снисходительность
3. Терпение
4. Чувство юмора
5. Чуткость
6. Доверие
7. Альтруизм
8. Терпимость к различиям
9. Умение владеть собой
10. Доброжелательность
11. Умение не осуждать других
12. Гуманизм
13. Умение слушать
14. Любознательность
15. Способность к сопереживанию


------------


------------

 

 

Инструкция: Сначала в колонке А поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «О» напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке В поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь

( Подсчет  плюсов, соотнесение с минусами)

                                               Разминка.

1. Давайте поздороваемся.

У разных народов существуют свои обычаи приветствия. Мы сегодня попробуем быть представителями других стран.

Участники образуют два круга, внутренний круг стоит на месте, а внешний передвигается на один шаг по часовой стрелке.

Варианты приветствия:

  • Объятие и троекратное лобзание поочередно в обе щёки (Россия);
  • Лёгкий поклон со скрещёнными на груди руками (Китай);
  • Рукопожатие и поцелуй в обе щёки (Франция);
  • Лёгкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
  • Лёгкий поклон, ладони и руки вытянуты по бокам (Япония);
  • Поцелуй в щёки, ладони лежат на предплечьях партнёра (Испания);
  • Простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
  • Мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
  • Потереться друг о друга носами (Эскимосская традиция).

2. «Кто родился в мае».

Ведущий называет личностное качество или описывает ситуацию и просит участников, по отношению к которым справедливо это высказывание, выполнить определенное действие. Участник встает со стула, выполняет это действие и снова садится на место. Например: «Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами!» Подбирать утверждения нужно таким образом, чтобы они относились ко многим участникам.

  • у кого голубые глаза - трижды подмигните;
  • у кого есть веснушки, пусть пробежит по кругу;
  • тот, кто сегодня завтракал, пусть погладит себя по животу;
  • тот, кто умеет играть на музыкальном инструменте, пусть покажет, как это делается;
  • пусть единственный ребенок своих родителей поднимется на стул;
  • кто родился в мае, пусть возьмет за руку одного члена группы и станцует с ним;
  • кто путешествовал по другим странам, пусть погладит себя по голове;

1. «Чем мы не похожи».

Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального несходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой неодинаковый цвет волос (или, мы с тобой разной национальности). Участник выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из группы таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

2. «Сходства и различия».

Разбиться на группы и каждая группа составляет список того, что объединяет ее членов.

Анализ:

  • Узнали ли вы что-нибудь интересное о ком-нибудь из других членов группы?
  • Есть ли что-нибудь, что объединяет вас?
  • Есть ли что-нибудь, что отличает вас?
  • Нравится ли вам быть похожим на других или предпочитаете от всех отличаться?
  • Какими должны быть ваши друзья похожими на вас или совсем другими?

Мы приблизились с вами к понятию толерантность.

3. «Скульптура толерантности».

Все участники разбиваются на 3-4 подгруппы. Каждая подгруппа получает одно из определений толерантности. Задача состоит в том, чтобы изобразить это определение таким образом, чтобы остальные участники догадались, о каком именно определении идет речь. Время на подготовку скульптуры – 5 минут.

4. «Эмблема толерантности»

На предыдущем этапе участники выработали собственные определения толерантности и ознакомились с уже существующими. Ведущий отмечает, что обсуждение проходило на интеллектуальном, абстрактном уровне. Следующее упражнение позволит подойти к этому понятию с другой стороны - участникам предстоит создать эмблему толерантности.

Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5-7 мин. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение - 3-5 мин.). Заключительный этап упражнения - презентация эмблем каждой подгруппы.

 

 

 

Игра "Взаимоотношения"
Игра построена на обсуждении стихотворения Л. Кузьмина "Дом с колокольчиком".
Стоит небольшой старинный
Дом над зеленым бугром.
У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь, то поверь,
Что в доме проснется старушка,
Седая-седая старушка,
И сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:
- Входи, не стесняйся дружок.
На стол самовар поставит,
В печи испечет пирожок.
И будет с тобою вместе
Чаек распивать дотемна ,
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.
Но если, но если, но если
Ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться,
Поднимая трезвон и гром,
То выйдет Баба-Яга,
И не слыхать тебе сказки,
И не видать пирога.
 

После чтения стихотворения дети приходят к выводу, что результат общения зависит от характера поведения, намерений. Одного и того же можно добиться разными путями, но эти пути также могут привести к разным результатам. У детей спрашивают, почему во втором случае к ребенку вышла вместо доброй старушки "Баба-Яга".


 

 

 

 

 

 

 

 

 

               Стих:

* * *

Доброта и толерантность спасёт мир.
Добро и зло. Откуда это в человеке?
Когда становится он добрым или злым?
Быть может он рождается таким?
И существует ли добро в ХХ веке?
Ведь говорят, что стали мы и злей и
                                                черствей.
Но я уверенна, что большинство людей
В душе любовь и веру сохранили,
Хотя войну и голод пережили.
Добро и поныне в мире живёт,
Нет, оно никогда не умрёт!
Потому что всегда и во все времена
Люди верили в силу добра!
Эй, человек, оглянись-ка вокруг,
Сколько в мире прекрасного!
Разве может всё это вдруг
Стать жертвой взрыва страшного?!
Или нам мало войн и раздоров,
Ссор, аварий и катастроф?
Или мы до конца не поняли,
До чего ж стал мир жесток?
Доброта – это мир, это истина, правда.
Добрый должен быть каждый из нас,
Чтоб частичку её подарить когда-то
Обделённые в жизни хоть раз.
Хоть разок сделать доброе людям,
В них надежду и веру вселить,
Что зло умирает со зрением,
Но добро продолжат жить!
Да, в мире много добрых людей,
И они живут среди нас,
И добротой бескорыстной своей
Помогают нам каждый сейчас!
Пусть будет небо голубое,
А солнце - ясным!
Пусть человек не будет злым,
И станет мир прекрасным.
Выйдите люди, из своих квартир!
Слова мои хорошо слышны?
"Люди, доброта и толерантность
                                          спасёт мир!”
И вы мне поверить должны!
 

* * *

Толерантность. Что это такое? -
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся".
Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых!

 



Толерантность - благо или нет?
Третий пункт нам говорит, что благо.
Вряд ли будет полон сей ответ,
Истины нам не добудет драка.

Истина совсем не там лежит,
Каждый россиянин скажет - "Знаю!"
Поговорку, что нам говорит:
"Человечек, твоя хата с краю!"

Я не верю поговорке той!
Ложь терпеть я тоже не желаю.
Стала Русь прекрасною страной,
Красивей её, увы, не знаю.

Запад толерантность положил,
Как подушку для своей свободы.
Россиянин взял и предложил,
Вдруг своё, свой козырь из колоды.

Разве может это помешать
Тем, кто толерантность обожает?
Мы способны сами всё решать,
Русь - активность людям предлагает!

РЕФЛЕКСИЯ:  ( Взять по два цвета : Темный и светлый)

 "Мы завершаем нашу работу. У каждого из нас есть возможность обратиться к двум участникам группы и попросить их назвать одно качество, которое помогает вам в общении на светлом листочке, и одно на тёмном листочке, которое мешает. Участники, к которым обращаются с вопросом, какое-то время думают, а затем по очереди высказывают свое мнение".