Артикуляционная гимнастика для дошкольников

Логопедическое упражнение «Блинчик»

Упражнение подготовит артикуляционный аппарат ребёнка к произношению свистящих и шипящих звуков.

Как выполнять: приоткрыть рот, расслабленный язык положить на нижнюю губу, края языка должны касаться уголков рта. Подержать язык в таком положении 5–10 секунд.

Обратить внимание: язык должен быть неподвижным и полностью расслабленным. Напряжённый язычок свидетельствует о повышенном тонусе.

Логопедическое упражнение «Иголочка»

Упражнение предназначено для укрепления языка.

Как выполнять: улыбнуться и положить широкий язык на нижнюю губу, затем приподнять язык и сделать его узким и острым. Повторить движения 6–7 раз.

Обратить внимание: кончик языка не должен загибаться кверху или лежать на нижней губе. Язык губами не зажимать.

Логопедическое упражнение «Вкусное варенье»

Упражнение направлено на подготовку артикуляционного аппарата к произношению звука [ш].

Как выполнять: приоткрыть рот и расслабить язык. Широким языком облизать верхнюю губу.

Повторять это движение сверху вниз 8–10 раз.

Логопедическое упражнение «Часики»

Упражнение направлено на развитие боковых мышц языка и координацию движения (право — лево).

Как выполнять: широко открыть рот. Язык передвигать из стороны в сторону, потянув к уголкам рта, изображая часы-ходики. Повторить движение 5–6 раз.

Обратить внимание: нижняя челюсть должна быть неподвижна.

Логопедическое упражнение «Качели»

Упражнение направлено на укрепление мышц языка для верхнего подъёма, подготовка к произношению звуков [р], [р’], [л] и [л’].

Как выполнять: открыть рот и улыбнуться. Кончиком языка последовательно дотрагиваться до верхней и нижней губы, будто движение идёт от носа до подбородка и обратно. Выполнять упражнение 5–6 раз.

Обратить внимание: работает только язык, нижняя челюсть неподвижна. 

Логопедическое упражнение «Грибок»

Упражнение направлено на подготовку артикуляционного аппарата для произношения звуков [р] и [р’].

Как выполнять: широко открыть рот и улыбнуться. Прижать язык к нёбу всей поверхностью и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, чтобы растягивалась подъязычная связка (уздечка). Язык будет похож на грибок. Удерживать язык в таком положении 10 секунд.

Обратить внимание: язык должен быть плоским и плотно прижиматься к нёбу всей поверхностью. Подъязычная связка натянута, как тонкая ножка гриба. 

Логопедическое упражнение «Лошадка»

Упражнение хорошо растягивает подъязычную связку и укрепляет верхний подъём, подготавливает артикуляционный аппарат малыша для произношения звуков [ж], [ш], [ч’], [щ’], [р] и [р’].

Как выполнять: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и прижать язык к нёбу, как в упражнении «Грибок», а затем пощёлкать кончиком языка. Рот должен быть открыт широко, чтобы тянулась подъязычная связка.

Обратить внимание: нижняя челюсть должна быть неподвижна.

 

Логопедическое упражнение «Гармошка»

Упражнение подготавливает артикуляционный аппарат к произношению звуков [р] и [р’].

Как выполнять: широко открыть рот и улыбнуться. Прижать язык к нёбу, как в упражнении «Грибок». Язык от нёба не отрывать. Опускать и поднимать нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку.

Обратить внимание: язык должен быть плоским и плотно прижатым к нёбу всей поверхностью. При повторении упражнения малыш должен стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.