Модульная технология

"Модульная педагогическая технология на уроках химии в 8 классе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modulnaya_pedagogicheskaya_tehnologiya_na_urokah_himii_v_8_klasse.doc350.5 КБ
Microsoft Office document icon urok.doc274.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Модульная педагогическая технология на уроках химии в 8 классе".
В соответствии с современными тенденциями развития общества становится очевидным тот факт, что школа нуждается в такой системе обучения, которая бы удовлетворяла образовательные потребности каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

Нужна переориентация процесса обучения. Актуальным становится изучение личности учащегося как центральной фигуры процесса обучения, а также внимание не только к содержанию образования, но и к способам управления деятельностью учащихся.

Таким образом, актуальность предлагаемого исследования на современном этапе обусловлена:

• необходимостью устранения противоречия между необходимостью соответствовать новым требованиям и реальными условиями учебного процесса,

• присутствующими в школе условиями: перегрузка, снижение интереса к учебе и качества знании учащихся.

Как результат, идет активный поиск инновационных технологий, повышающих мотивацию учебной деятельности, стимулирующих самостоятельность учащихся. Спектр исследований самостоятельной познавательной деятельности и самостоятельной работы учащихся очень широк.

Исследователи приходят к выводу, что наиболее эффективные условия для развития познавательной самостоятельности учащихся заключены в такой системе обучения, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.

Одной из таких систем, реализующих данные требования на практике, является модульное обучение. По утверждению всех исследователей оно индивидуализирует обучение и в связи с этим создает условия для самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Потребность в исследовании способов активизации самостоятельной познавательной деятельности в условиях модульного обучения послужила основой для определения цели, объекта и предмета данной работы.

Цель исследования: разработать на основе специально составленного модульного пособия такую систему обучения, которая способствовала бы развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Объект исследования: процесс обучения учащихся 8 классов химии по модульной системе.

Предмет исследования: самостоятельная познавательная деятельность учащихся в процессе модульного обучения химии.

Гипотеза исследования: при обучении учащихся химии с помощью специально составленного модульного пособия следует ожидать развития познавательной самостоятельности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы основные задачи исследования:

• создать специальное учебное пособие для осуществления модульного обучения по химии для 8 классов по разделам учебника;

• проверить в ходе констатирующего исследования готовность учащихся к работе по модульной системе обучения;

• разработать модель модульного обучения учащихся по химии;

• провести педагогический эксперимент по проверке качества составленных пособий и исследованию развития познавательной самостоятельности в процессе модульного обучения.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ педагогической, психологической, химической литературы и нормативных документов по проблеме исследования, системный подход, моделирование и проектирование методики модульного обучения химии, педагогический эксперимент, анализ результатов теоретического и экспериментального исследований, наблюдение, анкетирование, беседа, математическая обработка результатов эксперимента и их методическая интерпретация.

Принципы модульного обучения.

1. Принцип модульности. Учебный материал структурируется по тематическим блокам с постановкой комплексной дидактической цели (КДЦ). Обучение строится по отдельным "функциональным" узлам - модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Учебный материал конструируется таким образом, чтобы он обеспечивал достижение каждым учеником поставленных перед ним целей.

2. Динамичность. Обеспечивает свободное изменение содержания модулей. Модуль должен иметь такую форму, чтобы его элементы могли быть легко заменены.

3. Осознанная перспектива. Комплексную дидактическую цель (КДЦ) ученик должен понять и осознать как лично значимый и ожидаемый результат.

Изучение темы подчиняется четко сформулированным целям.

КДЦ (комплексная дидактическая цель). Ставится ко всей теме. Начинается со слов: "Ученик в конце темы знает, умеет, понимает, применяет..." Тема разбивается на модули.

ИДЦ (интегрирующие дидактические цели) ставятся к учебному модулю. При этом обязательно учитываются особенности и возможности класса. Задача учителя - донести цели работы до учеников, выработать умение у них ставить перед собой цели в соответствии с задачами урока.

ЧДЦ (частные дидактические цели). Ставятся к каждому учебному элементу, из которых состоит модуль.

Основы технологии модульного обучения

При составлении модуля занятия можно использовать следующий алгоритм:

- определение места модульного урока в теме;

- формулировка темы урока;

- определение и формулировка цели урока (в данном случае эта цель - интегрирующая) и конечных результатов обучения;

- подбор необходимого фактического материала;

- отбор методов и форм преподавания и контроля;

- определение способов учебной деятельности учащихся;

- разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определение частной дидактической цели каждого из них;

- составление модуля данного урока.

Каждый учебный элемент - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть очень много (максимальное количество - 7), но обязательны следующие:

УЭ-0 - определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения;

УЭ-1 - включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, а также задания по овладению новым материалом;

УЭ-n - (n - номер следующего учебного элемента) включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценивается степень достижения целей урока), выбор домашнего задания (выдаётся дифференцированно в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку себя, своей работы с учётом оценки окружающих).

Начиная работать с новым модулем, нужно проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе.

Виды учебных занятий:

- с полной самостоятельной работой учащихся;

- с доминирующей рефлексивной деятельностью учащихся.

На уроках с полной самостоятельной работой ученик учится сам. Он получает возможность работать в индивидуальном режиме (темпе), самореализуется, развивает навыки самоуправления и взаимоуправления.

Каждый ученик получает блок-предписание по выполнению заданий модуля. Блок-предписание может иметь следующую форму:

Учебный элемент

Цель

Указание к работе

Однако, возможны и другие варианты.

Работа над модульной программой

Основное средство модульного обучения - модульная программа. Она дает возможность планировать результаты обучения, представлять тему в системе. Начиная первый урок, учитель знает, что будет делать на 5 или 6 уроке.

Этапы создания модульной программы

1. Определение уровня знаний и умений учащихся перед изучением конкретной темы.

2. Отбор учебной информации, подлежащей усвоению.

3. Формирование КДЦ, ИДЦ и ЧДЦ.

4. Отбор учебного материала для отдельных модулей и УЭ.

5. Отбор учебного материала для отдельных модулей в обучающие элементы (модули, УЭ).

6. Отбор и сочетание традиционных и инновационных методов обучения.

7. Выбор средств диагностики качества обученности школьников по данной теме.

Планирование системы уроков по крупным разделам в целом позволяет логически построить обучение, выделить материал, который должен быть отображен в его результатах.

В каждом крупном блоке тем выделяется несколько модулей:

1 модуль (1-2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий;

2 модуль (3-5 уроков) – самостоятельные и практические работы, где учащиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискутируют. На этом этапе можно провести уроки-практикумы, конференции, игры, презентации;

3 модуль (1-2 урока) – повторение и обобщение темы.

4 модуль (1-2 урока) – контроль знаний учащихся по всей теме.

Проводить модульные уроки, а главное готовить их, конечно же, не просто. Требуется большая предварительная работа.

Во-первых, тщательно проработать весь учебный материал темы для каждого урока в отдельности; выделить главные основополагающие идеи и формулировать для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять и т.д.

Во-вторых, тщательно определять содержание, объем и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый учебный элемент, и вид работы.

В-третьих: подбирать дополнительный материал, наглядные пособия, технические средства обучения, а также задания, тесты, исторические диктанты для учеников.

Затем записать методическое пособие для учащихся, которое необходимо размножить в количестве, соответствующем количеству учеников в класс.

Методическое пособие для учащихся – это технологическая карта урока. Она включает в себя:

- целевой план действий для учащихся (планирование результатов деятельности для учащихся на уроке);

- содержание изучаемого материала в постановке конкретных вопросов, соответствующих программе курса;

- руководство по усвоению материала (виды деятельности учащихся, которые представляют формы работы, способы добывания знаний, в результате чего учащийся овладевает различными приемами самообразовательной работы);

- блоки, в которых учебные элементы показывают последовательность выполнения заданий. Они связаны между собой логическим построением, требуют практической тренировки в формировании знаний, умений и навыков;

- рефлексия дает возможность учащимся оценить предлагаемые способы обучения, степень сложности; выразить удовлетворенность или неудовлетворенность самим собой.

Контроль учителя

Работая на уроках по блочно-модульной технологии, большое значение нужно уделять контролю результатов обучения. Контроль осуществляется постоянно:

• системный анализ урока;

• тематический (контроль знаний ЗУН учащихся по блокам);

• итоговый контроль (по результатам четвертей).

Для этого использую разные формы: тестирование, индивидуальное собеседование, зачет, творческие работы.

Примерная модель построения учебного курса «Химия 8 класс»

В соответствии с принципом модульности учебный курс предмета разделяется на определенное количество модулей. Предлагаю примерную модель построения части учебного курса для 8 класса «Химия 8 кл. О.С. Габриелян»

Последовательность действий построения учебного курса.

  1. Формирование содержания учебного курса из учебных модулей.

Модуль-это укрупненная, по сравнению с традиционной темой, единица содержания и процесса обучения, логически завершенный блок. Расчленение содержания учебного курса на такие блоки должно соответствовать общей цели изучения этого курса и его логической структуре.

Для выделения модулей и их наименования используется программа по истории России. Учебный курс «Химия 8 класс» можно разделить на 6 модулей, вместо 8 тем по программе в условиях традиционной организации обучения, каждый из которых в свою очередь разделяется на учебные элементы. Проиллюстрирую сказанное схемой (условное обозначение: М-модуль)

Названия модулей

М#1042;ведение

М-2. Атомы химических элементов

М-3. Простые вещества

М-4. Соединения химических элементов

М#1048;зменения, происходящие с веществами

М-6. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции.

  1. Дальше предстоит наиболее сложная работа – построение самих учебных модулей.

Пример разработки учебного модуля.

8 кл. Тема: Химические уравнения

Цели урока: 1) Повторить признаки реакций и условия протекания реакций; реакции по изменению количества теплоты;

2) Изучит закон сохранения массы вещества, научиться расставлять коэффициенты в уравнении

Планируемые результаты: понимать химическую символику: уравнения химических реакций, знать закон сохранения массы веществ, уметь составлять уравнения химических реакций.

Учебный элемент

Цель

Задания, указание к работе, рекомендации

УЭ - 0

Проверить выполнение домашнего задания

  1. Без помощи учебника ответить на вопросы:

- Признаки химических реакций;

- Условия протекания реакций;

- Что такое реакция горения?

- Что такое экзо- и эндотермическая реакция?

2) Проверить упр. 5 с. 96 в рабочей тетради

УЭ-1

Изучить химическую символику, закон сохранения массы веществ

  1. Как записать химическую реакцию? Для этого изучи текст учебника с. 141 .

2)Запиши в тетрадь определение, что называют химическим уравнениям. На примере укажи исходные вещества и продукты реакции, коэффициенты.

3) Прочитайте текст учебника с. 139. Ответьте на вопрос: «Как вы понимаете закон сохранения массы вещества»?

4)Просмотрим видеофрагмент подтверждающий закон сохранения массы вещества (видео «Закон сохранения массы вещества»

5) Запиши в тетрадь фамилию ученого и год открытия закона, а также его трактовку.

УЭ-3

Изучить способы расставления коэффициентов в уравнении

1)Изучите текст с.141 «Способы расстановки коэффициентов»

2)Запиши в тетрадь правила расставления коэффициентов в тетрадь.

УЭ-4

Научиться применять способы расстановки коэффициентов на примерах. Закрепить знания.

1)Работаем в тетради. Упр. 1,2 с. 145 учебника.

УЭ-5

Проверить усвоение знаний

Прочитай цель урока и планируемый результат урока. Достиг ли ты этого?

УЭ-6

Дома закрепить полученные знания в школе

Для этого выполни следующее:

1)выучи определения, записанные в тетради

2) выполни в рабочей тетради задания на с. 98 №5, 6 (а,б)

УЭ-7

Рефлексия

Ответьте на вопросы:

Что осталось непонятым на уроке?

Что усвоилось хорошо?

Оцените свою работу на уроке (плохо, удовлетворительно, хорошо, отлично)

  1. Определение дидактических целей учебных элементов. Они формулируются в каждом УЭ содержания как можно точнее и конкретнее с тем, чтобы можно было выявить степень их достижения в результатах обучения. В целях определяется не только объем предметных знаний, но и уровень их усвоения, умения и навыки, которыми следует овладеть.
  2. Проектирование дидактического процесса, т.е. учебно-познавательной деятельности предполагает использование в модуле соответствующих технологий и методик обучения. Важно создать систему учебных заданий, составленную под уровни усвоения, умения и навыки, обозначенные в целях учебного элемента.
  3. Определение организационных форм обучения и их координация осуществляется на основе каждого модуля с учетом его УЭ. Важно при этом не ограничиваться лекциями, проведением комбинированного урока, а обеспечить оптимальное сочетание разнообразных форм учебного процесса с приоритетом на самостоятельную работу учащихся.
  4. Разработка системы текущего, промежуточного и итогового контроля и коррекции познавательной деятельности учащихся (на основе анализа выявленных ошибок и затруднений). Этим завершается изучение каждого модуля.

Недостатки и ограничения модульного обучения

1. Большая трудоемкость при конструировании модулей.

2. Разработка модульных учебных программ требует высокой педагогической и методической квалификации, специальных учебников и учебных пособий.

3. Уровень проблемных модулей часто невелик, что не способствует развитию творческого потенциала обучающихся, особенно высокоодаренных.

4. В условиях модульного обучения часто остаются практически не реализованными диалоговые функции обучения, сотрудничество обучающихся, их взаимопомощь.

5. Если к каждому новому уроку, занятию учитель имеет возможность обновлять содержание учебного материала, пополнять и расширять его, то "модуль" остается как бы "застывшей" формой подачи учебного материала, его модернизация требует значительных усилий.

Но, что дают модульные уроки?

На уроках остается сознательный уровень дисциплины, что в конечном итоге положительно влияет на качество и эффективность урока, а самостоятельная работа становится для учеников средством активной познавательной деятельности.

Ученикам предоставляется возможность получить индивидуальную консультацию, а самоконтроль, промежуточный и выходной контроль позволяет выявить пробелы в усвоении модуля. Ученики могут самореализоваться, а это способствует мотивации учения и продвижению на более высокий уровень обучения.



Предварительный просмотр:

8 кл. Тема: Химические уравнения

Цели урока: 1) Повторить признаки реакций и условия протекания реакций; реакции по изменению количества теплоты;

2) Изучит закон сохранения массы вещества, научиться расставлять коэффициенты в уравнении

Планируемые результаты: понимать химическую символику: уравнения химических реакций, знать закон сохранения массы веществ, уметь составлять уравнения химических реакций.

Учебный элемент

Цель

Задания, указание к работе, рекомендации

УЭ - 0

Проверить выполнение домашнего задания

  1. Без помощи учебника ответить на вопросы:

- Признаки химических реакций;

- Условия протекания реакций;

- Что такое реакция горения?

- Что такое экзо- и эндотермическая реакция?

2) Проверить упр. 5 с. 96 в рабочей тетради

УЭ-1

Изучить химическую символику, закон сохранения массы веществ

  1. Как записать химическую реакцию? Для этого изучи текст учебника с. 141 .

2)Запиши в тетрадь определение, что называют химическим уравнениям. На примере укажи исходные вещества и продукты реакции, коэффициенты.

3) Прочитайте текст учебника с. 139. Ответьте на вопрос: «Как вы понимаете закон сохранения массы вещества»?

4)Просмотрим видеофрагмент подтверждающий закон сохранения массы вещества (видео «Закон сохранения массы вещества»

5) Запиши в тетрадь фамилию ученого и год открытия закона, а также его трактовку.

УЭ-3

Изучить способы расставления коэффициентов в уравнении

1)Изучите текст с.141 «Способы расстановки коэффициентов»

2)Запиши в тетрадь правила расставления коэффициентов в тетрадь.

УЭ-4

Научиться применять способы расстановки коэффициентов на примерах. Закрепить знания.

1)Работаем в тетради. Упр. 1,2 с. 145 учебника.

УЭ-5

Проверить усвоение знаний

Прочитай цель урока и планируемый результат урока. Достиг ли ты этого?

УЭ-6

Дома закрепить полученные знания в школе

Для этого выполни следующее:

1)выучи определения, записанные в тетради

2) выполни в рабочей тетради задания на с. 98 №5, 6 (а,б)

УЭ-7

Рефлексия

Ответьте на вопросы:

Что осталось непонятым на уроке?

Что усвоилось хорошо?

Оцените свою работу на уроке (плохо, удовлетворительно, хорошо, отлично)