Воспитательная работа

Табарова Светлана Алексеевна

Классный час для 3-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_ya_-_v_mire_lyudey.pptx2.76 МБ
Файл klassnyy_chas_ya_-_v_mire_lyudey.docx29.44 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час Я- в мире людей Подготовила учитель начальных классов МБОУ ООШ п. Студеный Петровского района Саратовской области Табарова Светлана Алексеевна

Слайд 2

Я- в мире людей

Слайд 3

«Вежливый слон» Вышел слон на лесную дорожку, Наступил муравью на ножку. И вежливо Очень Сказал муравью: - Можешь и ты наступить на мою!

Слайд 4

Нравственные правила «Будьте для всех солнышком» «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, всех – почитать» «Поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы поступали с вами»

Слайд 5

В.А.Сухомлинский «Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно».

Слайд 6

РАБОТА В ГРУППАХ БЛАГОДАРЮ ИЗВИНИТЕ СПАСИБО ПОЖАЛУЙСТА

Слайд 7

Портрет доброго человека

Слайд 9

Правила обязательные для всех Правила точности . Правила деликатности. Правила вежливости .

Слайд 10

Тренинг любви

Слайд 11

Домашнее задание



Предварительный просмотр:

Классный час

«Я -  в мире людей»

Цель: прививать этические нормы поведения в обществе и общения между людьми.

Задачи:

  • Закрепить и углубить знания учащихся о вежливости;
  • Обсудить нравственные правила общения; учить детей употреблять различные словесные формы вежливости;
  • Познакомить с понятием «Любовь к ближнему»

Оборудование: зеркальца, журналы «Мурзилка» 2001 год, картинки с  плохими поступками, , клубочек, бусинки, запись песни «Ежик резиновый», презентация.

Ход классного часа.

Девиз «Каждый день прибавляет частичку мудрости»

I.Актуализация знаний. Введение в тему.

Наша жизнь необычайно тесно связана с жизнью наших близких.(Слайд 2).Если мы мрачно настроены, раздражены, унылы, то этим настроением мы заражаем и других. Наша бодрость, жизнерадостность ободряют и радуют близких. Самые добрые намерения человека бывают неприятны, если соединяются с плохими манерами. Про такого человека говорят, что он не-ве-жа, невежливый человек.

-А  какого человека считают вежливым?

- Объясните, почему стихотворение названо «Вежливый слон»? помогла ли вежливость слона муравью?

«Вежливый слон» (Слайд 3).

Вышел слон на лесную дорожку,

Наступил муравью на ножку.

И вежливо

Очень

Сказал муравью:

- Можешь и ты наступить на мою!

 - Так что понимается под вежливостью?

Это изящество и приветливость в обращении с людьми, любезность, сочувствие. Вежливость есть искусство выражать внешними знаками внутреннее уважение, которое мы питаем к тому или другому лицу. Настоящая вежливость полна добродушия. Как это выражается? Мимикой, походкой, выражением глаз.

- Ребята, попробуйте отобразить это мимикой перед зеркалом.(Выполнение задания).

Хорошо воспитанные люди приветливы, обеспечивают себе уважение других простым умение внимательно выслушать то, что им говорят или рассказывают. Один философ сказал: «Человек не имеет права говорить другому грубости, как не имеет права сшибать его с ног».

- Я предлагаю вам познакомиться с нравственными правилами взаимоотношения с окружающими: (Слайд 4).

«Будьте для всех солнышком»

«Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, всех – почитать»

«Поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы поступали с вами»

- Как вы понимаете эти слова? (Заслушиваются ответы детей.)

II. Открытие нового знания.

1.Беседа о культуре общения.

(Слайд 5).В.А.Сухомлинский на первое место среди важнейших норм нравственности поставил именно уважение к человеку. Он писал «Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно».

Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вам, было хорошо.

С правилами поведения мы должны срастись, и чем раньше это произойдет, тем естественнее и непосредственнее мы будем выполнять их.

2.Чтение и обсуждение  стихотворений.

1.Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой нахмурились сразу

Но папа нашёлся, взглянул им в глаза

И робко, и тихо «простите» сказал.

И мама молчит, улыбается даже:

«Мы купим другую, есть лучше в продаже»

Простите! – казалось бы. Что в нём такого?

А вот ведь какое чудесное слово!

2.А.Шибаев «Дорогие слова»

Дядя Саша огорчен.

Рассказал он вот о чем…

Настя ходит в третий класс

Настя – славная девчонка

Но… давно уже от Насти

Я не слышал слова…

Здрасьте.

А слово – то какое – очень дорогое!

Встретил Витю я соседа…

Но нельзя молчать, как  рыба

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но – представьте – зря от Вити

Ждал я слово…извините.

А слово-то какое – очень дорогое!

Он про внучку говорил:

Экая досада –

Я портфель эй подарил,

Вижу: очень рада!

Ну сказала бы -  спасибо,

А слово – то какое  -  очень дорогое!

- С какими вежливыми словами вы встретились  в стихотворениях?

3. Работа в группе. (Слайд 6).

- Вежливых слов, которые люди употребляют, обращаясь с просьбой, много.

Задание группам: используя дополнительную литературу, объяснить значение вежливых слов, подобрать стихи с этими словами, рассказы.

Вежливые слова: спасибо, благодарю, извините, пожалуйста.

1 группа. «Спасибо».

1.Откуда появилось это слово? В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: Спаси вас Бог! «Спаси Бог!» превратилось в короткое СПАСИБО. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасиба не жалей!»

2. Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «СПАСИБО!»

Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «Спасибо» - 
Станет бабушка счастливой!

 «Благодарю».

Откуда явилось это слово? Благодарность часто выражали и прямым словом: «Благодарю!» оно состоит из двух частей -  благо и дарю. Благо, по старинному «болого», означало «хорошо», «добро», то есть все доброе и служащее к нашему счастью. Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение. Вот и получилось всем нам знакомое слово БЛАГОДАРЮ.

3 группа. «Извините».

1.Откуда явилось это слово? Кто-нибудь причинил другому неприятность или неудобство, не делая того, ненароком. Он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «извините! То есть – «снимите с меня вину». Если же сильно провинился, лучше сказать «Простите!»

2.- Если вы кого-то обидели случайно

Или наступили на ногу нечаянно,

Только не молчите, только не мычите,

Долго не тяните, скажите: «ИЗВИНИТЕ!»

- Если ты сломал игрушку
Друга или вдруг подружки,
Ты скажи им «Извини»
И свою им предложи.

4 группа. «Пожалуйста».

1.Откуда явилось это слово? Есть такое слово «жаловать». Издавна означало оно оказывать внимание, уважать или уважить, то есть проявить почтение. Отсюда и другое, родственное, слово – «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать вниманием. Теперь и недалеко до вежливого: «Пожалуйста!» в этом слове и уважительная просьба и ответное внимание, благодарность, и почтение. Без слова «пожалуйста» трудно обойтись.

2.- Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать: - ПОЖАЛУЙСТА.

- Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Не, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

4. Инсценировка стихотворения И.Антонова «Вежлив Витя или нет?». Обсуждение.

-Всегда ли человека, который знает все-все слова, можно назвать воспитанным? Объясните, почему вы так думаете?

Учитель: Малыша обидел Витя

Пред школою в строю, Витя просит:

Ученик: Извините,

Я ошибку признаю.

Учитель: На урок пришел учитель,

Положил на стол журнал,

Следом Витя:

Ученик: Извините.

Я немного опоздал.

Учитель:

Тихомиров!

Покажите

Нам на карте город Псков.

Ученик: Извините, - шепчет Витя,-

Я к уроку не готов.

Мы поспорили с Наташей;

Учитель: Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашем

И пришлите нам ответ!

- Чтобы вы ответили девочкам на поставленный вопрос?

Физкультминутка «Добрый день!»

Встало солнце рано-рано, добрый день, добрый день!

Пляшут волны океана, добрый день, добрый день!

Поднимается пшеница, добрый день, добрый день!

И поют задорно птицы, добрый день, добрый день!

Улыбаются озёра, добрый день, добрый день!

С высоты кивают горы, добрый день, добрый день!

Просыпайся, поднимайся, добрый день, добрый день!

Всему свету улыбайся, добрый день, добрый день!

III. Знакомство с понятием «Любовь к ближнему»

Человек только тогда и становится человеком, если отдает себя на служение ближним. Любовь к ним должна проявляться в неизменно спокойном, нежном, ласковом, терпеливом и заботливом отношении к ним.

Послушайте рассказ одной монахини из времен ее детства:

«Мой отец, - пишет она,- часто читал нам Библию. Я с детства хорошо знала ее и старалась исполнить в жизни, что слышала.

В нашей деревне жил кузнец с большой черной бородой. Мы, дети, не любили его и часто дразнили.

Вот однажды услышала я от отца чтение первого послания ап. Иоанна: «Всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца».

Вспомнила я кузнеца и ужаснулась. Ведь я его не люблю, - значит, я человекоубийца. Всех я люблю в деревне, а его не люблю. Как мне быть? Начала я думать об этом. И пришла мне в голову мысль: не буду я его дразнить, а буду ему низко кланяться и здороваться с ним.

С тех пор изменила я к нему внешнее отношение. Встречу его, низко поклонюсь, назову его по имени и отчеству и ласково посмотрю на него.

Заметил это кузнец и говорит моим родителям: «Какая у вас девочка – то хорошая». А мне радостно стало. Пропала к нему вся неприязнь, и я с легким сердцем и искренним чувством стала приветствовать его.

Заметили это и другие ребята и стали делать как я. И вместо врагов – озорства и брани – стали все ребята друзьями кузнецу, и стал он с ним ласков и приветлив. Так вот мой поклон внес в наши отношения мир и любовь».

2. Составление коллективного портрета человека любящего.

Многие наши беды – от гордыни, желания выделиться, унизить другого. На самом деле мы живем в этом мире, чтобы помогать друг другу. Мы как клеточки единого организма. Если клеточки нашего тела будут недомогать и вредить одна другой, то организм погибнет. Мы – единый организм со всем миром,  а потому не должны вредить природе, Земле, жить  с миром в согласии.

Любовь – это, прежде всего, забота о других.

Насколько теплее станет в мире, если мы будем терпимы и внимательны друг к другу, если почаще будем думать о том, как слово и поступки наши отзовутся в сердце другого человека.

Человек, в сердце которого есть любовь, отличается… (Составьте коллективный портрет человека любящего -  используйте понятия «милосердие», «терпимость», уступчивость», «смирение»). ( Слайд 7).

3. Усвоение правил с помощью мини-игр, проигрывании речевых ситуаций. Работа в группах.

1 группа. Ситуации.

- Человек нечаянно, но очень сильно толкнул тебя, как поступить?

- Мама погорячилась и сильно обидела тебя, как поступить?

- Учитель, не разобравшись, поступил, на твой взгляд, несправедливо. Как отреагировать?

2 группа. «Умеешь  ли ты извиняться?»

Рассмотреть картинки и попытаться найти выход из сложившихся ситуаций.

3 группа. Анализ стихотворения. Прочитать стихотворение и охарактеризовать главного героя.

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном;

Его зовут…,  а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем,

Ему бывает очень лень

Сказать при встрече: «Добрый день!»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае «Здорово!»

Он вместо «здравствуй» говорит.

А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего.

Иль заявляет на прощанье:

«Ну, я пошел…пока! Всего!»

Вывод

  1. Спорить нельзя. Это навязывание своего мнения другому.
  2. Нельзя пререкаться с взрослыми, учителями, родителями.
  3. Нельзя насмехаться над ближними, говорить бранных слов, презрительно относиться к людям.

Упражнение «Секретик».  (Слайд 8).
Повернитесь лицом друг к другу, возьмитесь за руки, смотрите в глаза и повторяйте слова:  Не сердись, улыбнись, 
                                 Крепче за руки возьмись. 
                                 Ты меня извини, 
                                 И обиды не держи.
IV. Беседа о нравственном здоровье.

- Добрые слова – это бодрое настроение. Хорошее настроение – это здорово! Это – здоровье. Улыбка – это радость и здоровье. Добрая улыбка – это пожелание человеку добра, здоровья. Когда мы говорим, улыбаясь , «Здравствуйте» - мы желаем человеку здравствовать, то есть быть здоровым, бодрым, жизнерадостным.

- Какое настроение у нас и у того, кого мы приветствуем, если мы говорим слова приветствия с улыбкой?

 - А если вы пришли домой и у вас плохое настроение. Как вы разговариваете с мамой?

- Вы пришли в класс с плохим настроением. Как вы себя ведете?

Давайте поиграем.

 - Чтобы день был хорошим и радостным, надо создать себе доброе настроение. Представьте себе, что вы только проснулись. Ну-ка вместе повторяем:

Я проснулся, потянулся,

Сам себе я улыбнулся.

Новый день глядит в окно:

Встать бы мне пора давно!

Собираясь в школу надо взять с собой хорошее настроение, а для этого можно послушать веселую песенку.

- Например,  песенку «Ежик резиновый» Сергея и Татьяны Никитиных.

- С кем разговаривает этот смешной и милый ежик?

V.  Правила «вежества».

«Вежество» – качество ценное и обязательное. Поэтому учили «Вежеству» в школах наряду с грамотой и молитвами.

«Правила обязательные для всех» (Слайд 9).

  1. Правила точности.

Воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всем: в работе,  в учении, в приходе к сроку в школу, в кино, на собрание. Точность должна быть в исполнении обещаний.

  1. Правила деликатности.

Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь. Не отказываться от совета, не думать, что ты – лучше всех и все умеешь делать сам.

  1. Правила вежливости.

Надо вежливо обращаться к другим людям, правильно себя вести в чужом доме, быть гостеприимным хозяином, уметь слушать других, знать кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы», уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным. Необходимо научиться быть легким в общении, для этого надо уметь узнавать состояние человека, его настроение по внешнему виду. И в зависимости от того, что увидел, строить свое поведение.  Надо уметь жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя. Уважать, щадить и беречь друг друга.

VI. Тренинг любви. (Слайд 10).

Звучат музыка и слова учителя.

«Я люблю людей. Я хочу доставлять им радость. Я хочу делать добрые дела, чтобы вызывать улыбку радости на лице другого человека.

Я настроен на добрые дела, чтобы вызывать улыбку радости на лице мамы, папы, родных, друзей, учителя. Я стараюсь каждый день делать приятное окружающим. Я не забуду желать добра и здоровья, приветствую людей. Я стремлюсь стать вежливым и тактичным человеком, чтобы было радостно общаться со мной. Я способен во всякой обстановке быть вежливым, тактичным человеком. Я вежлив с теми, кто меня любит, и теми, кто меня не любит. Мне бывает очень стыдно за проявление грубости и бестактности по отношению к людям. С большой настойчивостью я стремлюсь быть вежливым, добрым, тактичным человеком».

VII. Рефлексия.

Игра «Клубочек!»

- У меня в руках волшебный клубочек, мы его будем передавать из рук в руки по кругу, обращаясь, друг к другу ласковым именем (дети передают клубочек, называют соседа ласковым именем).

- Эта ниточка нас объединяет, потому что все мы вежливые и доброжелательные.

- Ребята, посмотрите, какие красивые бусинки. Возьмите по одной бусинке, и нанизывая их на ниточку, скажите, о чём мы сегодня говорили?

(Дети нанизывают бусины на ниточку).

- Какие чудесные бусы получились у нас. Посмотрите, как плотно прилегают бусинки друг к другу, как будто они дружны между собой. Я хочу, чтобы вы в классе были сплочённые и дружные, и соблюдали правила хорошего поведения.

VIII. Домашнее задание.

«Конверт любви».(Слайд 11).

Нарисовать и подарить друзьям то, что хочешь им пожелать.

Использованная литература.

  1. Бескоровная Л.С. Перекатьева О.В. Этикет для малышей, или «Что такое хорошо и что такое плохо» ( серия «Сердце отдаю детям»). - Ростов н/Д:Феникс, 2003.
  2. Дик Н.Ф. Классные часы в 3-4 классах (Серия «Сердце отдаю детям»). – Ростов н/Д: изд – во «Феникс», 2003.
  3. Ежемесячный литературно-художественный журнал для детей младшего школьного возраста «Мурзилка», 2001.
  4. https://yandex.ru/images/