Исследовательская работа

Козинцева Анастасия Евгеньевна

На этой странице вы можете ознакомиться с моими исследовательскими работами: реферат, курсовая работа. Данные материалы разработаны в рамках обучения в ГБПОУ "ЧПК№1 г. Челябинска" совместно с Валах С.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon kursovaya_rabota.pdf581.49 КБ
PDF icon referat.pdf354.73 КБ
Файл statya_2.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

А. Е. Козинцева,

(г. Челябинск, Челябинская область, Россия)   

В статье рассматривается актуальная проблема формирования духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях современного образовательного процесса. Одним из предложений для решения этой проблемы является использование дидактических игр на музыкальных занятиях, которые способствуют развитию моральных ориентиров и эмоциональной чуткости у детей. Статья подчеркивает важность музыкального образования как пространства для формирования у детей положительного отношения к нравственным ценностям, а также развития их социальных навыков через взаимодействие и сотрудничество в игре. Дидактические игры становятся эффективным инструментом, позволяющим не только обучать детей музыкальным основам, но и воспитывать в них такие качества, как доброта, отзывчивость и уважение к окружающим.      

 Ключевые слова: дидактические игры, нравственность, дошкольники.

      Развитие дошкольника является сложным и многозначным процессом, который выступает как физиологическое, психическое и социальное становление его личности. В развитии творческой, духовно-нравственной личности дошкольника важная роль принадлежит музыкальному искусству.

Нравственность — внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т. п., которые проявляются в отношении к людям и природе [1].

Проблема формирования духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста является ключевой в контексте современного образования. Данная тема активно исследуется в работах А. Г. Бойматовой и А. И. Зиминой [2]; [3]. Они подчеркивают, что успешное воспитание духовно-нравственных качеств у детей связано с использованием различных методов и приемов, способствующих развитию их эмоциональной сферы и моральных ориентиров. В условиях интеграции образовательных подходов важно рассмотреть, как дидактические игры могут стать эффективным инструментом в формировании этих ценностей на музыкальных занятиях.

Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения и глубокого понимания их необходимости уже с самого детства. Мир детства — это удивительный неиссякаемый источник блестящих идей и оригинальных решений, мир нестандартного мышления, мир воображения, творчества. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст — период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина [4].

В программе музыкального воспитания отмечается, что назначение музыкально-дидактических игр - научить ребенка различать, понимать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений. Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия регулярно проводимых с детьми музыкально-дидактических игр помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умения не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении.

С точки зрения Е.А. Волохиной, И.В. Юкиной, цель дидактических материалов, всегда имеет два аспекта: познавательный – ребенок узнает новые аспекты мироустройства, отношений с людьми и воспитательный – нравственные ценности, которые следует привить детям. Духовно - нравственному воспитанию в дидактических играх способствует то, что дети учатся, проявляют чуткое отношение друг к другу, быть справедливыми, при необходимости уступать и помогать, сочувствовать, то есть происходит познание взаимоотношений детей между собой и с взрослыми. Дошкольники задумываются над совершенными действиями, насколько они правильны и уместны в конкретных ситуациях [5].

Проведя анализ литературы, я пришла к выводу, что существует необходимость в создании сборника дидактических игр духовно-нравственной тематики. В сборнике можно найти все, что нужно для занятий с дошкольниками: информацию о дидактических играх, классификацию, дидактические игры на определенные направления нравственности.

        Внедрение дидактических игр на музыкальных занятиях станет эффективным средством формирования духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. Эти игры не только способствуют развитию музыкальных навыков, но и формируют у детей такие качества, как доброта, уважение и сотрудничество. Через активное участие в игровых ситуациях дети учатся понимать и принимать эмоции других, что способствует развитию их эмоционального интеллекта и толерантности. Использование дидактических игр в образовательном процессе расширяет кругозор детей, помогает им осваивать общечеловеческие нормы и моральные ориентиры, создавая основу для гармоничного развития личности. Таким образом, дидактические игры становятся важным инструментом в воспитании духовно-нравственных ценностей, что имеет значительное влияние на формирование будущего поколения.

Cписок использованных источников:

  1. Толковый словарь Ефремовой // [сайт]. 2000. - URL: https://gufo.me/dict/efremova/нравственность
  2. Бойматова, А. Г. Цели и задачи духовно-нравственного воспитания молодежи / А. Г. Бойматова // Современная педагогика. – 2016. - № 8. – С. 35 – 38.
  3. Зимина, А. И. Организация работы по направлению «Нравственность» / А. И. Зимина // Классный руководитель. – 2011. - №6. – С. 6.
  4. Значение духовно-нравственного воспитания в ДОУ // maam.ru: [сайт]. 2018. – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-znachenie-duhovno-nravstvenogo-vospitanija-v-dou.html.
  5. Волохина, Е. А. Юкина, И. В. Дидактика: учебное пособие. для студентов сред. пед. учеб. заведений / Е. А. Волохина, Е. А. Юкина. – Ростов на-Дону : Издательский центр «Феникс» , 2012. – 288 с.