Информация об образовательных программах и проектах и их дальнейшей реализации

Дмитриева Алия Радиковна
Программа предполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея. Специфика организации занятий по программе заключается во взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_muzeynoe_delo_dmitrieva.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение Отдел образования

Администрации муниципального района Стерлитамакский район

Республики Башкортостан

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

дополнительного образования станция юных техников

муниципального района Стерлитамакский район

Республики Башкортостан

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Музейное дело»

модифицированная

Тип программы:

образовательно-развивающая

Направление деятельности:

туристско-краеведческое

Срок реализации программы: 2 года

Возраст детей: 11-15 лет

Руководитель объединения:

учитель истории МОБУ СОШ

с. Алатана,

педагог дополнительного образования

МОБУ ДО СЮТ Стерлитамакского района Дмитриева Алия Радиковна

с. Алатана, 2023

Пояснительная записка

Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.

Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школ. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково – собирательной и исследовательской деятельности. В музеях школы обучающиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальными учебными подразделениями образовательных школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны.

Актуальность данной программы заключается в том, что для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Такая личность может быть сформирована только, если она знает свои истоки, историю и культуру. Новизна данной программы заключается в том, что, работая по ФГОС второго поколения, главным направлением которого является развитие потенциала личности, одной из проблем для современного подростка является проблема выбора будущей профессии. Школьный музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно полезной деятельности. Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что содержание программы «Музейное дело» позволит:

- познакомить учащихся с историей коллекционирования и музеев, типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России;

- дать первичные навыки современных музейных технологий, развить практические навыки музейной работы;

- побудить учащихся к созидательной деятельности.

Программа будет способствовать расширению кругозора школьников и социализации личности.

Принципы построения программы:  

Принцип возрастания сложности (от простого к сложному).

Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций).

Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно).

 Принцип интеграции и дифференциации обучения.

 Принцип взаимодействия человека с музейной средой (краеведческий принцип)

Цель программы  «Музейное дело» - помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле, оказание педагогической поддержки обучающимся в их социальном самоопределении, в практической подготовке к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен.

Задачи программы:

 - знакомство с историей музейного дела и с музеем школы, города,

 развитие способностей к поисково - исследовательской, творческой деятельности;

 развитие самостоятельности и инициативы;

 составление целостного представления о многогранности музейного мира и профессии музеолога;

 исследование на практике собственных познавательных интересов, способностей;

 интегрирование полученных в школе знаний на качественно новом уровне;

 воспитание патриотизма, гражданственности;

 формирование чувства ответственности за сохранение наследия прошлого;

 способствование формированию коммуникативной культуры;

 развитие навыков самостоятельно приобретать знания и использовать их в практической деятельности;

 совершенствование умений в проведении экскурсии, развитие навыков ораторского искусства

Личностные и метапредметные результаты 

Первый уровень результатов — приобретение учащимся социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнёра.

Второй уровень результатов — получение учащимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение учащимся опыта самостоятельного общественного действия — включает освоение способов решения задач по привлечению организационных и финансовых возможностей для реализации проекта, для этого подросток овладевает инструментами межличностного взаимодействия (ведение переговоров, выявление интересов потенциального партнёра, исследование интересов зрительской аудитории, использование различных способов информирования). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде

Принципы построения программы:

 Принцип возрастания сложности (от простого к сложному).                                                          

 Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций).

 Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно).

 Принцип интеграции и дифференциации обучения.

 Принцип взаимодействия человека с музейной средой (краеведческий принцип)

Общая характеристика курса

«Введение в музееведение» - подготовительный (начальный) уровень построен по принципу перехода «от простого к сложному». Дети знакомятся с основными понятиями и терминами музееведения. На этом этапе ребёнок познаёт основу музейного дела. Работа с экспонатами. Изучение музейных фондов»- основной уровень руководствуется принципом обучения «от сложного к наиболее сложному» с накоплением предыдущих знаний и умений. Работа на этом этапе направлена на развитие творческого потенциала в области музееведения, на освоение учащимися профессионального мастерства в музейном деле, накопление теоретических знаний и практических умений в области истории и культуры своей Родины.

 «Поисково - исследовательская работа» - основной уровень руководствуется принципом обучения «от сложного к наиболее сложному» с накоплением предыдущих знаний и умений. На этой ступени большое внимание отдаётся наработке практических навыков, умению выполнять индивидуально - поисковые исследовательские задания.

Много места отведено экскурсионной, поисковой работе, работе с архивными документами. На занятиях обучающиеся знакомятся с основами музееведения; музейной терминологией, как азбукой музейного дела, проблемой комплектования музейных коллекций, атрибуции предметов, определение наиболее благоприятного режима хранения и т.д.

На практических занятиях обучающиеся получат навыки проведения и организации экскурсий по музею, деловые игры, встречи с ветеранами и т.д.

Требования к уровню подготовки

Обучающиеся должны знать:

- историю родного края, школы; - основные музейные профессии;  

- музейную терминологию.

Обучающиеся должны уметь:

- составлять тексты экскурсий;

- работать с экспозицией музея;

- проводить экскурсии в соответствии с методикой;

- владеть музейной терминологией;

- оформлять документацию.

Предполагаемые результаты обучения:

Универсальные учебные действия являются обязательным компонентом содержания кружка. В соответствии с ФГОС в программе «Музейное дело» представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Регулятивные:

 - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

Познавательные: 

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

 - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

 - готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении

После обучения воспитанники получат возможность:

знать

уметь

владеть

- основные социальные функции музея;

- профили музеев;

- музей школы, города;

-историю музейного дела;

 -основные термины, применяемые в музейном деле.

- ориентироваться в литературных источниках;

 - работать с различными источниками информации;

 -отличить предметы учета основного и вспомогательного фондов;

 - заполнить музейную карточку и книгу посетителя;

- шифровать музейные предметы.

информацией об основных понятиях и терминах музееведения; 

-навыками подготовки тематических экспозиций школьного музея к памятным датам;

 -основными формами поисково-исследовательской работы

Формы и методы проведения занятий:

- проведение викторин и конкурсов на знания понятий и терминов музееведения;

- экскурсии; составление кроссвордов на тему музея;

- поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями;

- просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;

- составление словаря музейных терминов;

- разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея;

- встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, анкетирование артефактов, поиск и сбор экспонатов;

- подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов

Содержание программы

1 Введение Определение понятий: «музей», «школьный музей». Музей как хранитель и пропагандист лучших традиций. Музей разных типов и принципов работы.

Роль музея в развитии интеллектуальных возможностей учащихся, формировании духовных ценностей.

2 Основы музееведения

- Музейная терминология.

Музейная терминология как азбука музейного дела. Основные понятия: экспозиция; предмет музейного значения – музейный предмет – экспонат – экспонат ведущий.

Экспозиционные материалы – экспозиционный комплекс – экспозиционный пояс. Раздел экспозиции. Текст в экспозиции, в этикетах. Экспозиционное оборудование. Научно-вспомогательные материалы: диорама, макет, модель, карты, схемы, таблицы, альбомы.

Практическая работа:

1.Составление словарика музейных терминов.

2.Знакомство с экспозицией музея.

3.Работа над имиджем «экскурсовод»: костюм.

- Музейные фонды и их комплектование. Основные принципы и правила сбора материалов и экспонатов. Состав музейного фонда. Основной музейный фонд. Вспомогательный фонд. Аудивизуальные средства. Создание видеотеки с записями основных мероприятий, воспоминаний.

Практическая работа:

1.Знакоство с фондами музея.

2.Оформление картотеки фонда.

3.Работа над имиджем, «экскурсовод»; место экскурсовода.

4.Написание текста экскурсии.

- Основные формы учёта.

Первичная обработка музейных предметов: актирование и запись в книгу поступлений. Научная регистрация: классификация и научное определение с занесением в инвентарную карточку. Составление научно-справочной работы с коллекциями. Оформление документации. Хранение музейных фондов. Ответственность за сохранность музейных коллекций. Правила безопасности. Помещение музея и хранилища. Правила хранения музейных предметов.

3 История родного края, музея, школы.

- Научно-просветительская работа

Экскурсия: методика организации и проведения; составление текста; определение маршрута. Урок - экскурсия. Лекция. Беседа. Викторина. Игровые программы: «Звёздный час», «Счастливый случай», «Поле чудес», КВН, «Умники и умницы». Знакомство с музейными профессиями: экскурсовод, экспозиционер, хранитель фондов, реставратор.

Практическая работа:

1. Поисковая работа

Актуальность проблемы. Сбор документальных памятников, их учёт. Знакомство с «книгой памяти» (областной), начало работы над «Книгой уважаемых учителей». Оформление каталога публикаций, записей на радио и телевидении.

Практическая работа:

1.Сбор материала по уважаемым учителям школы.

2.Оформление «Книги заслуженные учителя ».

3.Репетиции экскурсий.

- Оформление выставок

Планирование. Отбор экспозиционного материала. Заголовки к разделам. Композиционное построение.

Практическая работа:

1.Оформление тематических выставок в течении года.

Перечень учебно – методического обеспечения

1 Архивные документы.

2 Экспонаты музея.

3 Литература по истории города, края.