Для родителей

На этой странице собраны материалы для родителей. Читайте, изучайте, применяйте!

 

Консультация для родителей дошкольников.

«Трудовое воспитание дошкольников в семье»

          Трудовое воспитание детей не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Труд вместе с родителями доставляет ребёнку радость. Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребёнку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива.

          Детям свойственно подражание. Именно подражание побуждает детей к активной деятельности. Ребёнок наблюдает за тем, что делает взрослый и у него возникает желание делать то же самое.

          Очень важно давать поручения, которые по силам ребёнку. Умение правильно оценить возможности детей важно. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.

          Можно предложить ребёнку свою помощь. А лучше всего набраться терпения и дать ребенку довести начатое до конца. Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Необходимо приучать детей делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо.

         Советы родителям

  1. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
  2. Будьте последовательны в своих требованиях.
  3. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
  4. Прежде чем поручить что-либо ребёнку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
  5. Учите ребёнка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности.
  6. Тактично оценивайте результаты труда ребёнка.

          Приучать ребёнка к труду психологи советуют начинать уже с двухлетнего возраста. Сначала научите его убирать за собой игрушки. Детям не очень нравится это занятие, поэтому лучше делать это в первое время вместе. Для того чтобы ребёнок знал, как и куда убирать игрушки, в детской комнате должен быть порядок. Для книг отдельная полка, для машин свой гараж. Ни в коем случае не заставляйте ребёнка криком или наказанием делать порядок, тогда у него пропадет желание убирать совсем. Главное говорите ему слова «вместе» и «помогу». Важно приучить ребёнка, чтобы, поиграв с игрушкой, он их ставил обратно на место. После того, как ребёнок сложил свои игрушки, не забудьте его похвалить. Чем старше становится ребёнок, тем больше поручений он может выполнить. Родители всегда должны поощрять желание ребёнка им помочь. Родители должны быть терпеливыми и хвалить любое желание ребёнка трудиться. Даже если грязи после «уборки» ребёнка стало больше, а жир только размазался по посуде после мытья, необходимо похвалить ребёнка и на первых этапах поддержать его. А когда он начнёт самостоятельно мыть посуду и убирать свою комнату, можно объяснить ему, что надо добиться лучших результатов.

          Если малыши 2-3 лет воспринимают работу как игру, начиная с 5-6 лет, они отлично понимают, что интересного в работе мало. Поэтому, если родители с малолетства не приучили ребёнка к аккуратности или ругали его за каждую провинность при выполнении какой-нибудь обязанности, то выполнять домашнюю работу он не будет. Несмотря на плохое поведение ребёнка, старайтесь не злиться на него и не угрожать: «Немедленно убери всё в своей комнате, иначе сегодня ты этого не получишь!» Лучше составьте список дел по дому и объясните ребёнку, что он уже взрослый и будет отвечать за выполнение следующих обязанностей по дому. Например, в воскресенье ребёнок должен наводить порядок в своей комнате, в пятницу поливать цветы, а в среду помогает готовить еду или убирается в ванной. Чем раньше начато трудовое воспитание, тем лучше будут его результаты. У детей дошкольного возраста легко вызвать желание работать, участвовать даже в тех видах труда, которые им ещё мало доступны. Но гораздо труднее добиться, чтобы желание это было устойчивым. С азартом, взявшись за дело, малыш способен быстро охладеть к нему, отвлечься, заняться чем-нибудь другим.

          Дети не виноваты в этом непостоянстве. Не надо забывать, что организм ребёнка дошкольного возраста ещё только развивается, формируется. Способность концентрировать внимание пока ещё очень невелика. Слабость мускулатуры, несовершенство координации движении, незрелость нервной системы порождают быстрое утомление.

          Дошкольника обычно не интересует конечный результат труда — его больше увлекает сам процесс. И если этот процесс оказывается для него слишком утомительным, то пропадает и желание трудиться.

          Одевая малыша, разговаривайте с ним, привлекайте его внимание к своим действиям, показывайте отдельные приёмы, давайте простые задания: натяни носок, поправь платье, подай кофточку, возьми платочек. Чтобы закреплять навыки самообслуживания, удобно использовать игрушку: например, куклу одеть, раздеть, покормить, уложить спать.

          Очень важно уметь вовремя прийти ребёнку на помощь, терпеливо напоминать, что и как надо делать его, замечая даже самые маленькие достижения. На прогулке зимой дайте малышу лопатку, и пусть он не просто тычет ею в снег, а расчищает дорожку; весной он с удовольствием поработает маленькими граблями, совком.

          Рекомендации по приобщению дошкольников к труду дома:

  • Учить ребёнка трудиться, прививая ему элементарные навыки культуры трудовой деятельности: рациональные приёмы работы, правильное использование орудий труда, планирование процесса труда, завершение труда;
  • Хвалить и поощрять ребёнка за любое выполненное трудовое поручение, даже, если не совсем получилось.
  • Закрепить за дошкольником постоянные обязанности, за выполнение которых он несёт ответственность;
  • Не допускать отступлений от принятых взрослыми требований, иначе ребёнок будет уклоняться от выполнения своих обязанностей;
  • Не наказывать ребёнка трудом: труд должен радовать, приносить удовлетворение;
  • Не давать ребёнку непосильных поручений, но поручать работу с достаточной нагрузкой;
  • Не торопить, не подгонять ребёнка, уметь ждать, пока он завершит работу сам;
  • Не забывать благодарить ребёнка за то, что требовало от него особых стараний;

          Приучение ребёнка к труду полезно не только родителям, оно необходимо для становления личности. Только труд помогает воспитать ребёнка ответственным и успешным человеком. А тот, кто не работал с детства, с радостью сваливает всю ответственность за свои неудачи в жизни и всю работу на других людей.