Паспорт кабинета
Паспорт кабинета учителя-дефектолога Бондарович Марины Владимировны
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 43 г. Черемхово»
ПАСПОРТ КАБИНЕТА
УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
Составила: учитель-дефектолог
Бондарович Марина Владимировна
г. Черемхово, 2018 г.
Цели и задачи учебного кабинета
- -своевременное выявление и предупреждение нарушений познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста;
- -мониторинг психического и речевого развития детей с целью коррекционного обучения и социальной адаптации;
- -консультативная работа, пропаганда педагогических знаний.
Задачи коррекционного обучения
- -коррекция и развитие психических процессов;
- -обучение элементам грамоты;
- -развитие элементарных математических представлений;
- -развитие мелкой и общей моторики;
- -коррекция и развитие языковых средств (лексика, фонетика, грамматика);
- -развитие и совершенствование навыков связной речи.
Документация:
- Циклограмма рабочего времени;
- Должностные обязанности;
- Календарный план учителя-дефектолога;
- Инструкция по охране труда;
- План по самообразованию;
- Список детей;
- Диагностические карты;
- Расписание НОД;
- График индивидуальной работы;
- Годовой план учителя – дефектолога;
- Перспективные планы по развитию фонематического восприятия, подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим и развитию речи, ФЭМП, подготовке руки к письму;
- Тетради для индивидуальных занятий;
- Индивидуально – образовательные маршруты;
- Тетрадь взаимосвязи с воспитателями группы;
- Планы взаимодействия с педагогами и родителями;
- Паспорт кабинета;
- Отчет о результатах работы учителя – дефектолога, проделанной за
- учебной год.
Нормативно-правовая база
Основанием для разработки данного паспорта являются следующие
нормативно - законодательные документы:
№ Название документа
1 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2 Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990)
3 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
4 Письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 N 65/23-16
"О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей
дошкольного возраста в организованных формах обучения"
5 Семейный кодекс Российской Федерации»
6 Трудовой кодекс
7 Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования»
8 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
9 Устав МДОУ №43
Требования по созданию и оснащению предметно- пространственной развивающей среды
Основное назначение дефектологического кабинета - создание
рациональных условий, соответствующих ФГОС ДО: развивающая
предметно пространственная среда должна быть содержательно -
насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,
доступной и безопасной.
В кабинете создана предметно-развивающая среда в соответствии с
требованиями СанПиН и ФГОС ДО и основными педагогическими
принципами:
- системности: материал систематизирован, составлен паспорт
дефектологического кабинета с перечислением всего материала и
оборудования;
- доступности: дидактические игры и игрушки хранятся на нижних
полках, методический материал и документация дефектолога – на верхних закрытых полках;
- здоровьесбережения: проведена пожарная сигнализация, стены
кабинета светлого цвета, кабинет легко проветривается;
- учета индивидуальных особенностей и потребностей детей:
- наглядный, дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей и структурой дефекта;
- вариативности: наглядный методический материал и пособия имеют
много вариантов использования – в зависимости от возраста детей,
задач обучения и структуры дефекта;
- научности: обеспечение методической базы деятельности
специалиста, соблюдение квалификационных и методических
требований;
- соответствие возрасту ребенка: обеспечение условий, отвечающих
возрастным особенностям дошкольников (уровень сложности,
соблюдение возрастного диапазона игровых пособий и др.);
- реабилитация: создание условий, максимально обеспечивающих
коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды,
направленной на коррекцию нарушений и развитие разных сфер)
Оборудование кабинета:
- Настенное зеркало;
- письменный стол;
- стулья ( 2);
- столы для детей (2);
- стулья для детей( 8);
- шкаф для дидактических игр (1);
- тумба для дидактических игр и пособий (2);
- полки (3);
- стол с песочницей (1);
- комод с пособиями (1);
- книжный шкаф (1);
- шкаф для одежды (1);
- магнитная доска (1).
Наглядно- методический материал:
1-й раздел: Диагностическое обследование
• Психолого педагогическая диагностика развития детей раннего и
дошкольного возраста. Методическое пособие под. ред. Е.А. Стребелевой. М.Просвещение.
• Наглядный материал для обследования детей. Приложение к методическому пособию «Психолого педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» М.Просвещение
• Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.» М. Айрис- пресс.
• Методические рекомендации к, «Диагностическому альбому для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.» М. Айрис- пресс.
• Т.Б. Иванова В.А. Илюхина, М.А. Кошулько «Диагностика нарушений развития детей с ЗПР» Методическое пособие С- Пб, «Детство - пресс»
• У.В. Ульенкова «Дети с задержкой психического развития» Н. Новгород НГПУ.
• С.Д. Забрамная «От диагностики к развитию» Материалы для
психолого - педагогического изучения детей в дошкольных
учреждениях и начальных классах школы.
• И. Д. Коненкова. «Обследование речи дошкольников с ЗПР». Материал для логопедов, дефектологов, психологов.
• Тетрадь для диагностики готовности ребенка к школе, под. ред. Н.Е. Вераксы М. Мозаика - синтез.
• В.С. Володина «Альбом по развитию речи» М. Росмэн
• О.Б. Иншакова «Альбом для логопеда» М. Владос.
2 раздел: Развитие психических процессов.
Развитие восприятия (цвет, форма, величина, протяжённость).
• Парные картинки.
• Ленты, верёвки, шнурки, нитки, карандаши, полоски разной длины.
• Счётные палочки для выкладывания фигур.
• Наборы плоскостных моделей геометрических фигур
• Дидактические игры: «Цвет и форма», «Подбери по форме», «Цвет, форма, величина», «Что к чему подходит», «Составь из фигур»,
«Геометрическая мозаика», «Подбери чашки к блюдцам», «Составь букет», «Что к чему подходит», «Сложи узор»
Развитие слухового внимания.
• Звучащие игрушки: бубны, барабаны, дудочки, погремушки, колокольчики, молоточек, игрушки-пищалки, свистульки.
• Коробочки с сыпучими наполнителями, издающими различные шумы (горох, бобы, гречневая крупа, рис).
• Картотека игр на развитие слухового внимания (В.И. Селиверстов «Игры в логопедической работе с детьми»).
Развитие мышления, зрительного внимания, памяти,
Воображения
Разрезные картинки различной конфигурации (2, 3, 4 части и более); сборные картинки-пазлы; разрезные кубики (начиная с 4 частей).
• «Почтовый ящик», игры-вкладыши.
• Разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, чашечки.
• «Чудесный мешочек»
• Танграм, «Колумбово яйцо»
• Игры «Исключение четвёртого лишнего», «Чего не достаёт?», «Что не
дорисовал художник?», «Чем похожи, чем отличаются?», «Кому что дашь?», «Что сначала, что потом», «Что перепутал художник», «Развиваем внимание», «Лабиринты», «Подбери по смыслу», «Запомни пары», «На что похоже», «Сложи узор», «Логические цепочки», «Что к чему и почему», «Подбери картинку», «Разложи по порядку», «Чем мы похожи», «Цветное лото», «Скоро в школу» 1, 2 часть., «Картинка в картинке», «Противоположности».
• Серии картинок для установления причинно-следственных зависимостей.
• Серия иллюстрированных книг «Логика», «Внимание», «Память»,
«Закономерности».
Развитие ориентировки во времени.
• Картины-пейзажи разных времён года.
• Режим дня в картинках: утро, день, вечер, ночь.
• Набор картинок с изображением различных действий людей (детей) и
природных
явлений в разные времена года, части суток.
Картинки для отработки понятий старше - младше.
• Дидактические игры: «Времена года», «Сложи картинку», «Детям о времени», «Все о времени».
• Наглядно- дидактические пособия «Лето», «Осень», «Зима», «Весна».
3-й раздел: Развитие элементарных математических представлений.
Набор плоскостных геометрических фигур, счетных палочек, цифр,
плоскостных изображений предметов, магнитные цифры, наборы
предметов для магнитной доски.
Набор объемных геометрических форм.
Счетные палочки Кюизенера.
Игры «Учим цифры», «Какое число», «Числовые домики», «Веселый
счет», «Математическое лото», «Раз, два...сосчитай», «Логические таблицы», «Геометрическая мозаика», «Решаем примеры», «Веселая геометрия», «Сосчитай».
Цифровые вееры
Демонстрационный и раздаточный материал (по лексическим темам)
Настенное магнитное пособие для обучения составу числа.
Наборы полосок, предметов по длине, ширине, высоте, толщине
Образцы графических диктантов.
4-й раздел: Развитие речи
Звукопроизношение.
- Развитие речевого дыхания:
- Наборы бабочек, снежинок, самолётов, султанчиков, шариков.
- Надувные игрушки, воздушные шары, мыльные пузыри, трубочки.
- Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
- Фотографии и картинки с упражнениями артикуляционной гимнастики.
- Автоматизация и дифференциация звуков.
- Наборы предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков в словах.
- Наборы сюжетных картинок для закрепления звуков в предложениях и
рассказах.
- Наборы серий картинок для закрепления правильного звукопроизношения в связной речи.
- Обучение элементам грамоты
- Схемы для составления слов из звуков и слогов, предложений.
- Дидактические игры «Расшифруй слово», «Прочитай по первым буквам»,
- «Делим слово на слоги», «Читаем по буквам» (по слогам), «Читаем рассказ».
- Кассы букв (индивидуальные).
- Слоговые таблицы (демонстрационная и раздаточные).
- Настольные игры с буквами «Азбука», «Кубики».
- Книжки-самоделки с короткими текстами для чтения.
- Карточки для буквенного анализа слов.
- Букварь Н.С.Жукова.
- Магнитная азбука.
- Буквенные вееры.
- Тетради и простые карандаши для «печатания» букв, слогов, слов,
- предложений.
- Занимательные материалы по обучению чтению (ребусы, кроссворды).
Связная речь - Короткие рассказы с иллюстрациями для заучивания.
- Наборы сюжетных картинок с вопросами к ним для составления коротких рассказов.
- Серии сюжетных картинок для составления рассказов. («Лето», «Осень», «Зима», «Весна»)
- Опорные таблицы-схемы для описательных рассказов.
- Опорные картинки для пересказов текстов.
- Учебно- методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников «Говорим правильно» (О. С. Гомзяк)
- Дидактические игры «Составь рассказ», «Истории в картинках» (2 части), «Забавные истории» (2 части).
5-й раздел: Развитие мелкой моторики рук
- Предметы для захватывания, ленты и верёвочки для завязывания бантов и узлов, прищепки, эспандеры(кольца), цветные карандаши, пластилин, тренажеры.
- Пальчиковые игры.
- Дидактические игры «Умные клеточки». «Графические диктанты», «Выложи из палочек», «Обведи по контуру»
- Шнуровки, счётные палочки, фигурки и трафареты для обводки и штриховки, магнитные фигурки, мозаики, пирамидки. Баночки с завёртывающимися крышками, шары, мячи разного диаметра
Методическая литература – библиотека кабинета
- Афонькина Ю. А., Усанова И. И., Филатова О. В. Технология
комплексного сопровождения детей. – В; 2012.
- Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. - М;2008.
- Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. - М; 2000.
- Волина В.В.Праздник букваря.М.: АСТ-ПРЕСС,1995
- Гаврина С.Е. Большая книга тестов. Для детей 4-5, 5-6 лет.-М.: ООО «Издательство «Росмен-Пресс», 2004.
- Данилова Л. А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития –С-Пб. 2011
- Занимательное азбуковедение:Кн. для родителей, учителей и милых детей / авт.-сост. В.В.Волина. М.: Просвещение, 1994
- Иванова Т.Б. , Илюхина В.А. , Кошулько М. А. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР.- С-Пб. 2011.
- Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. –М; 1998.
- Касицына М. А. , Бородина И. Г. Коррекционная ритмика. - М; 2005.
- Кобзарева Л. Г. , Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. – 2000.
- Кондратьева С. Ю. Если у ребенка задержка психического развития. – -Пб; 2011.
- Кондратьева С. Ю., Агапутова О. Е. Коррекционно- игровые занятия в работе с дошкольниками с ЗПР. – С-Пб; 2008
- Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. –М.; 2005.
- Кузнецова Е.В. , И.А.Тихонова. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушением речи, издательство «Сфера», 1999.
- Кузнецова Е.В.,И.А.Тихонова .Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Сценарии занятий.М.,Творческий Центр, 2004
- Маркова Л. С. Организация коррекционно- развивающего обучения дошкольников с ЗПР. – М;, 2002.
- Маркова Л. С. Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР. -М; 2005.
- И.А.Морозова, М.А.Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений, пособие для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР, серия КРО, издательство «Мозаика-синтез». Москва, 2007.
- И.А.Морозова, М.А.Пушкарева. Развитие элементарных математических представлений, пособие для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР, серия КРО, издательство «Мозаика-синтез». Москва, 2007.
- И.А.Морозова, М.А.Пушкарева. Ознакомление с окружающим миром, серия КРО, для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР, издательство «Мозаикасинтез». Москва, 2006
- И.А.Морозова, М.А.Пушкарева. Ознакомление с окружающим миром, серия КРО, для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР, издательство «Мозаикасинтез». Москва, 2006.
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – С- Пб; 2003.
- Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. «Гринго», «Лайнер»,1995
- Петрова Е. В., Дроздова В. М. и др. Формирование коммуникативной компетенции у детей с ЗПР. М; -2013.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, Феникс,2006
- «Подготовка детей к школе с задержкой психического развития» под редакцией С.Г.Шевченко. М; 2005. Книга 1. Книга2.
- Познавательное развитие дошкольников с ЗПР и ОНР. Методические рекомендации /авт.-сост.Е.В.Рындина.-СПб.:ООО «Издательство «ДетствоПресс»,2014
- Психолого- педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. / Под ред. Е.А. Стребелевой – М; 2009.
- Семаго Н. Я. , Семаго М.М. Методические рекомендации к «Диагностическому альбому для оценки развития познавательной деятельности ребенка. - М;2005.
- Рудик О. С. С детьми играем – речь развиваем. Часть1. Часть2 –М; 2013.
- Светлова И.Е.Логика.-М.:Изд-во Эксмо, 2004
- Севостьянова Е. О. Занятия по развитию интеллекта детей 5- 7 лет.- М; 2009.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: «Владос».1994
- Семенака С. И. Уроки добра. – М; 2002.
- Сеничкина В. В. Конспекты тематических занятий по формированию
- лексико- грамматических категорий языка и развитию связной речи у детей с ОНР. - С-Пб; 2012.
- Скачкова В. Н. Технология составления индивидуального коррекционноразвивающего маршрута для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. –Н.Новгород, 2011.
- Сунцова А.В., Курдюкова С. В. Увлекательные игры и упражнения для развития памяти детей старшего дошкольного возраста. – С-ПБ; 2014.
- Тетрадь для диагностики готовности ребенка к школе/ Под ред. Н.Е. Вераксы,- М; 2009.
- Тихомирова Л. Ф. , Басов А. В. Развитие логического мышления детей. Ярославль; 1995.
- Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей.-Екатеринбург; 2003..
- Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. – М; 2001.
- Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Я.: «Академия развития»,1997
- Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет.М.: 2001
- Чистякова М.И. Психогимнастика /Под. ред.М.И.Буянова М.:Просвещение, Владос,1995
- Чистякова О.В. Обучение грамоте.-Учебное пособие для будущих первоклассников, их родителей и педагогов. С-Пб.;Изд. Дом «Литера»,2010





