Результаты освоения обучающимися образовательных программ

Свириденко Наталья Сергеевна

Оценка эффективности реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы. Мониторинг оценивания образовательных достижений детей и оценочные материалы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оценка эффективности реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Школьный театр»

Для оценки эффективности реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Школьный театр» проводятся следующие виды контроля: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.

Текущий контроль проводится на занятиях в соответствии с учебной программой в форме педагогического наблюдения и результатам показа этюдов и миниатюр, выполнения специальных игр и упражнений.

Промежуточная аттестация в объединении проводится с целью повышения эффективности реализации и усвоения обучающимися дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы и повышения качества образовательного процесса.

Промежуточная аттестация проводится 2 раза в год как оценка результатов обучения за 1 и 2 полугодия в период с 20 по 30 декабря и с 20 по 30 апреля.

Промежуточная аттестация в объединении «Школьный театр» включает в себя проверку практических умений и навыков.

Формы проведения промежуточной аттестации: игры и упражнения по актерскому психотренингу, театральные миниатюры.

Для оценки результатов обучения разработаны контрольно- измерительные материалы с учетом программы детского объединения.

Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце прохождения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школьный театр».

Итоговая аттестация проводится в форме творческого отчета.

Уровни освоения программы «Школьный театр по критериям определяются в пределе от 0 до 3 баллов.

3 балла - высокий (характерна творчески преобразующая деятельность детей, самостоятельная работа, творческие изменения, высокий уровень мотивации)

2 балла - средний (активная познавательная деятельность, проявляют творческую инициативу при выполнении заданий, выражена мотивация на рост, самостоятельность при выполнении заданий).

1 балл - начальный (репродуктивный, мотивированный на обучение, занимаются с интересом, нуждаются в помощи педагога).

0 баллов - низкий уровень.

Контрольные критерии промежуточной аттестации Контрольный критерий №1

Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно

Обучающийся должен, в зависимости от задания, включиться в игровое

пространство вместе с другими, или выполнить действие один.

Контрольно-измерительный материал:

Текущий контроль - игра «Японская машинка»: все участники занятий выполняют синхронно ряд движений (как машина). Когда группа овладела набором и

последовательностью движений и выполняет их ритмично и синхронно, меняется темп движений, согласно темпу, задаваемому ведущим. После овладения этим вводится и

речь. Упражнение тренирует координацию движений, слов, внимания.

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

обучающийся не

Обучающийся

Обучающийся

Обучающийся

понял смысл

вступил в игровое

вступил в игровое

вступил в игровое

задания, начал

пространство

пространство

пространство

движение не со

вместе со всеми,

вместе со всеми,

вместе со всеми,

всеми, закончил

но закончил не по

выполнил

выполнил

не по команде.

команде.

требования игры,

требования игры,

но не справился с

справился с

самостоятельным

самостоятельным

вступлением.

вступлением.

Контрольный критерий №2 Готовность к творчеству, интерес к сценическому искусству

Формирование у обучающихся в процессе обучения положительного отношения к сценическому искусству и развитие мотивации к дальнейшему овладению актерским мастерством и развитию познавательного интереса.

Контрольно-измерительный материал: - музыкально-театральные миниатюры.

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Отсутствие всякой

Низкий уровень

Проявляет

Высокий уровень

мотивации к

мотивации.

активность на

познавательной

изображению и

Низкий уровень

занятии. Есть

деятельности. С

представлению

познавательной

мотивация к

интересом

различных

деятельности.

сценическому

изучает, играет

сценических

искусству, но не

различные роли.

персонажей.

высокая.

Высокая

мотивация.

Проявляет

активность на

занятии.

Проявляет

творческую

мыслительную

активность.

Контрольный критерий №3

Действие с воображаемым предметом

Обучающийся должен представить воображаемый предмет и совершить простейшие физические действия с ним.

Контрольно-измерительный материал:

Текущий контроль - игра «Память физических действий»: дети, действуя с

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Обучающийся не

Обучающийся

Обучающийся

Обучающийся

представляет

представил

представил

представил

воображаемый

воображаемый

воображаемый

воображаемый

предмет.

предмет, но с

предмет,

предмет,

неправильными

правильно

правильно

формами и

показал его

показал его

неточными

формы и произвел

формы и произвел

движениями.

точные действия с

действия с ним в

ним.

согласованности с партнером.

воображаемыми предметами, демонстрируют различные действия: готовят еду, шьют одежду, делают медицинские процедуры и т.д.

Контрольный критерий №4 Действие в предлагаемых обстоятельствах

Умение представить себя и партнера в предлагаемых обстоятельствах, выполнять одни и те же действия в различных воображаемых ситуациях.

Контрольно-измерительный материал:

Текущий контроль - игра «Превращение комнаты»: обучающиеся действуют по группам или по одному, детям предлагается выполнить такие движения, действия,

которые бы подсказали на определенные предлагаемые обстоятельства, например: вы находитесь в лесу, на необитаемом острове, в магазине игрушек и т.д. Обучающиеся должны уметь представить себя и других в предлагаемых обстоятельствах и разыграть историю.

Промежуточная аттестация - этюды на действия в предлагаемых обстоятельствах (индивидуальные и групповые).

Контрольный тест по программе «Школьный театр»

Выберите правильный вариант ответа

  1. Театр - это... а) искусство

б) наука

в) учение

  1. Театр - это искусство... а) пения

б) действия

в) изобразительного творчества

  1. В театре выпускают... а) модели одежды

б) спектакли в) книги

г) кино

  1. Постановкой спектакля занимается... а) оператор

б) режиссер в) композитор г) продюсер

  1. Выберите театральные профессии

а) учитель б) режиссер

в) композитор г) костюмер

  1. Выразительными средствами спектакля являются...

а) песня

б) музыка

в) декорации г) картина

  1. Кого называют «главным чудом» театра?

а) гардеробщицу б) актера

в) художника г) гримера

  1. Как называется театр, где актеры куклы? а) марионеток

б) театра юного зрителя в) кукольный

г) драматический

  1. Выберите подходящую одежду для похода в театр а) пляжный костюм

б) спортивная форма в) парадная форма

г) нарядное платье, костюм

  1. Что самое главное во время просмотра спектакля? а) разговоры с соседом

б) внимание в) смех

г) мысли о буфете



Предварительный просмотр:

Мониторинг оценивания образовательных достижений детей и оценочные материалы

Цель: выявление уровня развития актерских способностей учащихся средствами игры – драматизации, оценка результатов театрально-игровой деятельности детей.

Методы исследования на данном этапе:

  • Беседа с детьми;
  • Наблюдение и анализ театрализованной деятельности;
  • Экспериментальные занятия.
  • Диагностика изучения игровых позиций детей в играх-драматизациях

Первая часть

Цель наблюдения: изучение актерских, режиссерских, зрительских умений детей в играх - драматизациях.

Наблюдение проводилось в естественных условиях за самостоятельной игрой - драматизацией детей.

Диагностика игровых позиций детей (сентябрь).

Фамилия, имя ребёнка

Структурные компоненты игры - драматизации

замысел

роль

восприятие

интерпретация

комбинирование

планирование

принятие

передача образа

импровизация

внимание

сопереживания

Воспроизведение

впечатлений

Вторая часть диагностики связана

  • с изучением основ театральной культуры,
  • с речевой культурой,
  • с эмоциональным развитием,
  • с навыками кукловождения,
  • с музыкальным развитием,
  • с основами коллективной творческой деятельности;
  • с основами изобразительно-оформительской деятельности;
  • с уровнем умений и навыков школьников по театрализованной деятельности;

Основы театральной культуры

Высокий уровень (3 балла): проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре, называет различные виды театра, знает их различия и может охарактеризовать театральные профессии;

Средний уровень (2 балла): интересуется театрализованной деятельностью, использует свои знания в театрализованной деятельности;

Низкий уровень (1 балл): не проявляет интереса к театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; затрудняется назвать разные виды театра.

Речевая культура

Высокий уровень (3 балла): понимает главную идею литературного произведения, поясняет своё высказывание, даёт подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения; умеет пересказывать произведения от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи;

Средний уровень (2 балла): понимает главную идею литературного произведения; даёт словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета; в пересказе  использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения)

Эмоционально образное развитие

Высокий уровень (3 балла): творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства руководителя;

Средний уровень (2 балла): владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности;

Низкий уровень (1 балл): различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затрудняется их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.

Навыки кукловождения

Высокий уровень (3 балла): импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем;

Средний уровень (2 балла): использует навыки кукловождения в работе над спектаклем;

Низкий уровень (1 балл): владеет элементарными навыками кукловождения.

Музыкальное развитие

Высокий уровень (3 балла): импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы; свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета; самостоятельно использует музыкальное сопровождение, свободно исполняет песню, танец в спектакле;

Средний уровень (2 балла): передаёт в свободных пластических движениях характер музыки; самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом; с помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец;

Низкий уровень (1 балл): затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки; затрудняется выбрать  музыкальную характеристику героев и предложенных педагогом; затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю.

Основы изобразительно-оформительской деятельности

Высокий уровень (3 балла): самостоятельно создаёт эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учётом материала, из которого их будет изготавливать; проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелёграфе);

Средний уровень (2 балла): создаёт эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля; создаёт по эскизу или словесной характеристике-инструкции декорации из различных материалов;

Низкий уровень (1 балл): создаёт рисунки на основе действия спектакля; затрудняется в изготовлении декораций из различных материалов.

Основы коллективной творческой деятельности

Высокий уровень (3 балла): проявляет инициативу, согласованность действий с партнёрами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем;

Средний уровень (2 балла): проявляет инициативу и согласованность действий с партнёрами в планировании коллективной деятельности;

Низкий уровень (1 балл): не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

Диагностика уровней умений и навыков школьников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.

Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности

Высокий уровень (18-20 баллов).

Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно – образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных  видах  художественно-творческой деятельности. Самостоятельно создаёт эскизы персонажей и декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных материалов. Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам, поёт, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.

Средний уровень (11-17 баллов).

Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах  театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения. Даёт словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями об эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью педагога. Создаёт по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа и декорации к спектаклю. Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности. С помощью педагога подбирает музыкальные  характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

Низкий уровень (7-10 баллов)  

Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью педагога. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. С помощью педагога создаёт рисунки (эскизы) к основным действиям спектакля. Не может самостоятельно изготовить декорации, персонажи к спектаклю. Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем. Затрудняется в подборе музыкальных фрагментов.

Форма таблицы для промежуточной диагностики знаний и умений

в театральной деятельности

 Фамилия Имя

Основы театральной культуры

Речевая культура

Эмоц.образное развитие

Навыки кукловождения

Муз.

Развитие

Основы коллект. Творч. Деят-ти

Итог

(в баллах)

1

2

Примечание:         1. В соответствии с программой промежуточная диагностика проводится в конце декабря, а итоговая в конце учебного года.

                2. Диагностика проводится по группам.

Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений школьников в играх-драматизациях

Примерные вопросы для собеседования со школьником.

  • Знаешь ли ты, что такое театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего?
  • Какой спектакль ты смотрел последний раз? Тебе нравится смотреть спектакли? Почему?
  • Знаешь ли ты, кто такой режиссер, актер, художник-оформитель? Что они делают, чтобы спектакль можно было посмотреть?
  • Зачем в театр приходят зрители? Что они делают на спектакле?
  • Любишь ли ты играть в “театр”?
  • В какой “театр” ты любишь играть? (ребенку предлагаются картинки с разными видами театра.) Почему?
  • Что ты делаешь, играя в “театр”? Тебе это нравится?
  • Тебе нравится исполнять роли сказочных героев? Почему?
  • Есть ли у тебя любимая роль? Какая?
  • Ты можешь по выражению лица узнать настроение героя?
  • Когда ты вырастешь, ты бы хотел работать в театре? Кем бы ты хотел быть: режиссером, актером, художником-оформителем?
  • Есть ли у тебя любимая книжка? Какая?
  • В спектакле с какими персонажами ты бы хотел поучаствовать?

Анализируйте ответы с точки зрения представлений о театре, театральном искусстве, активности детей в процессе театрализованной деятельности.  Обратите внимание на интерес ребенка к той или иной позиции в театрализованной игре и обоснование данного выбора.

Диагностика изучения игровых позиций школьников в играх-драматизациях.

Цель наблюдения: изучение актёрских, режиссёрских зрительских умений школьников в играх-драматизациях, а также в этюдах и упражнениях.

Наблюдение проводится в естественных условиях за самостоятельной игрой учащихся. Результаты наблюдения фиксируются в таблице знаками “+” или “-”, фиксируются умения, наиболее характерно проявляющиеся у ребенка в процессе игровой деятельности.

         Графа “Замысел” имеет отношение к детям “режиссерского” типа, что проявляется в наличии таких умений:

-интерпретация ребенком привлекательного литературного сюжета, понимание идеи постановки;

-комбинирование замысла – соединение нескольких знакомых литературных сюжетов, придумывание нового для постановки, построение единой сюжетной линии, логическое перетекание одного сюжета в другой, закономерный финал, описание образов предполагаемой постановки;

-планирование игры – организация спектакля.

Структурные компоненты игры-драматизации: замысел (интерпретация, комбинирование, планирование); роль (принятие, передача смысла образа); восприятие (внимание, сопереживание, воспроизведение впечатлений). Определяется ведущий мотив игры.

         Графа “Роль” позволяет определить детей “актёрского” типа, у которых:

-принятие роли сопровождается активностью, радостью, интересом;

-передача образа происходит через использование средств выразительности (слова, действия), соответствующих атрибутов;

-возможна импровизация.

Графа “Восприятие” ориентирована на детей, относящихся к “зрительскому” типу. Их основные характеристики:

-внимание – ребенок любит смотреть, наблюдать за происходящими событиями в спектакле;

-сопереживание – ребенок сочувствует, сопереживает героям спектакля, эмоционально реагирует на происходящие события, спектакль в целом;

-воспроизведение впечатлений – ребенок выражает своё эмоционально состояние, настроение любыми доступными средствами детской художественной деятельности (рисунок, слово, движение, игра и др.)

 Обратите внимание на ведущий мотив игры-драматизации. Если она возникает из-за замысла, то очевидно, что ребенок – “режиссер”, если из-за роли, ребенок – “актер”, если ведущий мотив восприятие, ребенок скорее “зритель”. Возможно комбинирование позиций.

Дети, которых условно можно отнести к позиции “художник-оформитель”, проявляются через графы “Замысел” и “Роль”. Принципиальным в этом случае будет:

-интерпретация ребенком привлекательного литературного сюжета, понимание идеи постановки, выраженное в детских рисунках;

-комбинирование замысла – создание декораций спектакля;

-передача смысла образа литературного персонажа через создание соответствующих игровых атрибутов, костюмов.

С помощью таблицы можно определить, какую позицию занимает ребенок в играх-драматизациях.

Пример таблицы для промежуточной/итоговой диагностики изучения игровых позиций учащихся в играх-драматизациях

Фамилия, имя учащегося

Замысел режиссёра

Роль (актёр)

Восприятие(зритель)

Худ. образ (оформитель)

Итог

1

Андреева Катя

_

+

+

_

актёр

2

Головеева Маша

_

+

+

+

оформитель

Формы фиксации результатов

Таблица входного контроля

Творческое объединение «Театр куклы, актера и маски «Волшебный мир»

Педагог Свириденко Н.С.

Год обучения        ___________                Группа №_

Дата заполнения __________

Таблица 1. Входная диагностика знаний и умений в театральной деятельности на начало учебного года.

ФИО

Основы театральной культуры

Речевая культура

Эмоц. образное развитие

Навыки кукловождения

Муз.

развитие

Основы коллект. творч. деят-ти

Итог

в баллах

1

2

3

Оценка критериев: от 0 до 30

10-18 – низкий уровень

19-24- средний уровень

25-30 – высокий уровень

Таблицы промежуточного контроля

Творческое объединение «Театр куклы, актера и маски «Волшебный мир»

Педагог Свириденко Н.С.

Год обучения        ___________                Группа №_

Дата заполнения __________

Таблица 2. Промежуточная диагностика знаний и умений в театральной деятельности на конец первого полугодия.

ФИО

Основы театральной культуры

Речевая культура

Эмоц. образное развитие

Навыки кукловождения

Муз.

развитие

Основы коллект. творч. деят-ти

Итог

в баллах

1

2

3

Оценка критериев: от 0 до 30

10-18 – низкий уровень

19-24- средний уровень

25-30 – высокий уровень

Творческое объединение «Театр куклы, актера и маски «Волшебный мир»

Педагог Свириденко Н.С.

Год обучения        ___________                Группа №_

Дата заполнения __________

Таблица 3. Промежуточная диагностика знаний и умений в театральной деятельности на конец второго полугодия.

ФИО

Основы театральной культуры

Речевая культура

Эмоц. образное развитие

Навыки кукловождения

Муз.

развитие

Основы коллект. творч. деят-ти

Итог

в баллах

1

2

3

Оценка критериев: от 0 до 30

10-18 – низкий уровень

19-24- средний уровень

25-30 – высокий уровень

Карта учета творческих достижений учащихся

Педагог Свириденко Н.С.

Объединение______________________________

Группа___________________________________

Год обучения______________________________

Учебный год______________________________

Дата проведения диагностики________________

Знания, умения, навыки

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Участие в конкурсах

Сроки проведения диагностики (дата)

Период диагностики

Промежуточный (первое полугодие)

Итоговый (по концу года)

Конец первого полугодия

Конец учебного года

Конец первого полугодия

Конец учебного года

Результаты

Высокий

Средний

низкий

Высокий

Средний

  Низкий

Высокий

Средний

  Низкий

Высокий

Средний

  Низкий

Высокий

Средний

  Низкий

Высокий

Средний

  Низкий

Мониторинг представлен за 2023-2024, 2024-2025 учебные года

C:\Users\Сотрудник\Desktop\2021-2022\Конкурс методических материалов Берникова ЛВ\диагностика\Динамика результативности освоения программы Берникова 2019-20-21.jpg

Прекрасным стимулом и подведением итогов проделанной работы являются творческие выставки, культурно-массовые мероприятия и конкурсы. Главным же средством отчётности учащихся - итоговый спектакль, на нём учащиеся демонстрируют свои знания, умения, навыки, приобретённые за год обучения.