Результаты освоения обучающимися образовательных программ
Оценка эффективности реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы. Мониторинг оценивания образовательных достижений детей и оценочные материалы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Оценка эффективности реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Школьный театр»
Для оценки эффективности реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Школьный театр» проводятся следующие виды контроля: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.
Текущий контроль проводится на занятиях в соответствии с учебной программой в форме педагогического наблюдения и результатам показа этюдов и миниатюр, выполнения специальных игр и упражнений.
Промежуточная аттестация в объединении проводится с целью повышения эффективности реализации и усвоения обучающимися дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы и повышения качества образовательного процесса.
Промежуточная аттестация проводится 2 раза в год как оценка результатов обучения за 1 и 2 полугодия в период с 20 по 30 декабря и с 20 по 30 апреля.
Промежуточная аттестация в объединении «Школьный театр» включает в себя проверку практических умений и навыков.
Формы проведения промежуточной аттестации: игры и упражнения по актерскому психотренингу, театральные миниатюры.
Для оценки результатов обучения разработаны контрольно- измерительные материалы с учетом программы детского объединения.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце прохождения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школьный театр».
Итоговая аттестация проводится в форме творческого отчета.
Уровни освоения программы «Школьный театр по критериям определяются в пределе от 0 до 3 баллов.
3 балла - высокий (характерна творчески преобразующая деятельность детей, самостоятельная работа, творческие изменения, высокий уровень мотивации)
2 балла - средний (активная познавательная деятельность, проявляют творческую инициативу при выполнении заданий, выражена мотивация на рост, самостоятельность при выполнении заданий).
1 балл - начальный (репродуктивный, мотивированный на обучение, занимаются с интересом, нуждаются в помощи педагога).
0 баллов - низкий уровень.
Контрольные критерии промежуточной аттестации Контрольный критерий №1
Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно
Обучающийся должен, в зависимости от задания, включиться в игровое
пространство вместе с другими, или выполнить действие один.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль - игра «Японская машинка»: все участники занятий выполняют синхронно ряд движений (как машина). Когда группа овладела набором и
последовательностью движений и выполняет их ритмично и синхронно, меняется темп движений, согласно темпу, задаваемому ведущим. После овладения этим вводится и
речь. Упражнение тренирует координацию движений, слов, внимания.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
обучающийся не | Обучающийся | Обучающийся | Обучающийся |
понял смысл | вступил в игровое | вступил в игровое | вступил в игровое |
задания, начал | пространство | пространство | пространство |
движение не со | вместе со всеми, | вместе со всеми, | вместе со всеми, |
всеми, закончил | но закончил не по | выполнил | выполнил |
не по команде. | команде. | требования игры, | требования игры, |
но не справился с | справился с | ||
самостоятельным | самостоятельным | ||
вступлением. | вступлением. |
Контрольный критерий №2 Готовность к творчеству, интерес к сценическому искусству
Формирование у обучающихся в процессе обучения положительного отношения к сценическому искусству и развитие мотивации к дальнейшему овладению актерским мастерством и развитию познавательного интереса.
Контрольно-измерительный материал: - музыкально-театральные миниатюры.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Отсутствие всякой | Низкий уровень | Проявляет | Высокий уровень |
мотивации к | мотивации. | активность на | познавательной |
изображению и | Низкий уровень | занятии. Есть | деятельности. С |
представлению | познавательной | мотивация к | интересом |
различных | деятельности. | сценическому | изучает, играет |
сценических | искусству, но не | различные роли. | |
персонажей. | высокая. | Высокая | |
мотивация. | |||
Проявляет | |||
активность на | |||
занятии. | |||
Проявляет | |||
творческую | |||
мыслительную | |||
активность. |
Контрольный критерий №3
Действие с воображаемым предметом
Обучающийся должен представить воображаемый предмет и совершить простейшие физические действия с ним.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль - игра «Память физических действий»: дети, действуя с
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Обучающийся не | Обучающийся | Обучающийся | Обучающийся |
представляет | представил | представил | представил |
воображаемый | воображаемый | воображаемый | воображаемый |
предмет. | предмет, но с | предмет, | предмет, |
неправильными | правильно | правильно | |
формами и | показал его | показал его | |
неточными | формы и произвел | формы и произвел | |
движениями. | точные действия с | действия с ним в | |
ним. | согласованности с партнером. |
воображаемыми предметами, демонстрируют различные действия: готовят еду, шьют одежду, делают медицинские процедуры и т.д.
Контрольный критерий №4 Действие в предлагаемых обстоятельствах
Умение представить себя и партнера в предлагаемых обстоятельствах, выполнять одни и те же действия в различных воображаемых ситуациях.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль - игра «Превращение комнаты»: обучающиеся действуют по группам или по одному, детям предлагается выполнить такие движения, действия,
которые бы подсказали на определенные предлагаемые обстоятельства, например: вы находитесь в лесу, на необитаемом острове, в магазине игрушек и т.д. Обучающиеся должны уметь представить себя и других в предлагаемых обстоятельствах и разыграть историю.
Промежуточная аттестация - этюды на действия в предлагаемых обстоятельствах (индивидуальные и групповые).
Контрольный тест по программе «Школьный театр»
Выберите правильный вариант ответа
- Театр - это... а) искусство
б) наука
в) учение
- Театр - это искусство... а) пения
б) действия
в) изобразительного творчества
- В театре выпускают... а) модели одежды
б) спектакли в) книги
г) кино
- Постановкой спектакля занимается... а) оператор
б) режиссер в) композитор г) продюсер
- Выберите театральные профессии
а) учитель б) режиссер
в) композитор г) костюмер
- Выразительными средствами спектакля являются...
а) песня
б) музыка
в) декорации г) картина
- Кого называют «главным чудом» театра?
а) гардеробщицу б) актера
в) художника г) гримера
- Как называется театр, где актеры куклы? а) марионеток
б) театра юного зрителя в) кукольный
г) драматический
- Выберите подходящую одежду для похода в театр а) пляжный костюм
б) спортивная форма в) парадная форма
г) нарядное платье, костюм
- Что самое главное во время просмотра спектакля? а) разговоры с соседом
б) внимание в) смех
г) мысли о буфете
Предварительный просмотр:
Мониторинг оценивания образовательных достижений детей и оценочные материалы
Цель: выявление уровня развития актерских способностей учащихся средствами игры – драматизации, оценка результатов театрально-игровой деятельности детей.
Методы исследования на данном этапе:
- Беседа с детьми;
- Наблюдение и анализ театрализованной деятельности;
- Экспериментальные занятия.
- Диагностика изучения игровых позиций детей в играх-драматизациях
Первая часть
Цель наблюдения: изучение актерских, режиссерских, зрительских умений детей в играх - драматизациях.
Наблюдение проводилось в естественных условиях за самостоятельной игрой - драматизацией детей.
Диагностика игровых позиций детей (сентябрь).
Фамилия, имя ребёнка | Структурные компоненты игры - драматизации | ||||||||
замысел | роль | восприятие | |||||||
интерпретация | комбинирование | планирование | принятие | передача образа | импровизация | внимание | сопереживания | Воспроизведение впечатлений | |
Вторая часть диагностики связана
- с изучением основ театральной культуры,
- с речевой культурой,
- с эмоциональным развитием,
- с навыками кукловождения,
- с музыкальным развитием,
- с основами коллективной творческой деятельности;
- с основами изобразительно-оформительской деятельности;
- с уровнем умений и навыков школьников по театрализованной деятельности;
Основы театральной культуры
Высокий уровень (3 балла): проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре, называет различные виды театра, знает их различия и может охарактеризовать театральные профессии;
Средний уровень (2 балла): интересуется театрализованной деятельностью, использует свои знания в театрализованной деятельности;
Низкий уровень (1 балл): не проявляет интереса к театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; затрудняется назвать разные виды театра.
Речевая культура
Высокий уровень (3 балла): понимает главную идею литературного произведения, поясняет своё высказывание, даёт подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения; умеет пересказывать произведения от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи;
Средний уровень (2 балла): понимает главную идею литературного произведения; даёт словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета; в пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения)
Эмоционально образное развитие
Высокий уровень (3 балла): творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства руководителя;
Средний уровень (2 балла): владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности;
Низкий уровень (1 балл): различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затрудняется их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.
Навыки кукловождения
Высокий уровень (3 балла): импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем;
Средний уровень (2 балла): использует навыки кукловождения в работе над спектаклем;
Низкий уровень (1 балл): владеет элементарными навыками кукловождения.
Музыкальное развитие
Высокий уровень (3 балла): импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы; свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета; самостоятельно использует музыкальное сопровождение, свободно исполняет песню, танец в спектакле;
Средний уровень (2 балла): передаёт в свободных пластических движениях характер музыки; самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом; с помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец;
Низкий уровень (1 балл): затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки; затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев и предложенных педагогом; затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю.
Основы изобразительно-оформительской деятельности
Высокий уровень (3 балла): самостоятельно создаёт эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учётом материала, из которого их будет изготавливать; проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелёграфе);
Средний уровень (2 балла): создаёт эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля; создаёт по эскизу или словесной характеристике-инструкции декорации из различных материалов;
Низкий уровень (1 балл): создаёт рисунки на основе действия спектакля; затрудняется в изготовлении декораций из различных материалов.
Основы коллективной творческой деятельности
Высокий уровень (3 балла): проявляет инициативу, согласованность действий с партнёрами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем;
Средний уровень (2 балла): проявляет инициативу и согласованность действий с партнёрами в планировании коллективной деятельности;
Низкий уровень (1 балл): не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Диагностика уровней умений и навыков школьников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.
Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности
Высокий уровень (18-20 баллов).
Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно – образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности. Самостоятельно создаёт эскизы персонажей и декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных материалов. Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам, поёт, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень (11-17 баллов).
Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения. Даёт словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями об эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью педагога. Создаёт по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа и декорации к спектаклю. Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности. С помощью педагога подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень (7-10 баллов)
Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью педагога. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. С помощью педагога создаёт рисунки (эскизы) к основным действиям спектакля. Не может самостоятельно изготовить декорации, персонажи к спектаклю. Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем. Затрудняется в подборе музыкальных фрагментов.
Форма таблицы для промежуточной диагностики знаний и умений
в театральной деятельности
№ | Фамилия Имя | Основы театральной культуры | Речевая культура | Эмоц.образное развитие | Навыки кукловождения | Муз. Развитие | Основы коллект. Творч. Деят-ти | Итог (в баллах) |
1 | ||||||||
2 |
Примечание: 1. В соответствии с программой промежуточная диагностика проводится в конце декабря, а итоговая в конце учебного года.
2. Диагностика проводится по группам.
Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений школьников в играх-драматизациях
Примерные вопросы для собеседования со школьником.
- Знаешь ли ты, что такое театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего?
- Какой спектакль ты смотрел последний раз? Тебе нравится смотреть спектакли? Почему?
- Знаешь ли ты, кто такой режиссер, актер, художник-оформитель? Что они делают, чтобы спектакль можно было посмотреть?
- Зачем в театр приходят зрители? Что они делают на спектакле?
- Любишь ли ты играть в “театр”?
- В какой “театр” ты любишь играть? (ребенку предлагаются картинки с разными видами театра.) Почему?
- Что ты делаешь, играя в “театр”? Тебе это нравится?
- Тебе нравится исполнять роли сказочных героев? Почему?
- Есть ли у тебя любимая роль? Какая?
- Ты можешь по выражению лица узнать настроение героя?
- Когда ты вырастешь, ты бы хотел работать в театре? Кем бы ты хотел быть: режиссером, актером, художником-оформителем?
- Есть ли у тебя любимая книжка? Какая?
- В спектакле с какими персонажами ты бы хотел поучаствовать?
Анализируйте ответы с точки зрения представлений о театре, театральном искусстве, активности детей в процессе театрализованной деятельности. Обратите внимание на интерес ребенка к той или иной позиции в театрализованной игре и обоснование данного выбора.
Диагностика изучения игровых позиций школьников в играх-драматизациях.
Цель наблюдения: изучение актёрских, режиссёрских зрительских умений школьников в играх-драматизациях, а также в этюдах и упражнениях.
Наблюдение проводится в естественных условиях за самостоятельной игрой учащихся. Результаты наблюдения фиксируются в таблице знаками “+” или “-”, фиксируются умения, наиболее характерно проявляющиеся у ребенка в процессе игровой деятельности.
Графа “Замысел” имеет отношение к детям “режиссерского” типа, что проявляется в наличии таких умений:
-интерпретация ребенком привлекательного литературного сюжета, понимание идеи постановки;
-комбинирование замысла – соединение нескольких знакомых литературных сюжетов, придумывание нового для постановки, построение единой сюжетной линии, логическое перетекание одного сюжета в другой, закономерный финал, описание образов предполагаемой постановки;
-планирование игры – организация спектакля.
Структурные компоненты игры-драматизации: замысел (интерпретация, комбинирование, планирование); роль (принятие, передача смысла образа); восприятие (внимание, сопереживание, воспроизведение впечатлений). Определяется ведущий мотив игры.
Графа “Роль” позволяет определить детей “актёрского” типа, у которых:
-принятие роли сопровождается активностью, радостью, интересом;
-передача образа происходит через использование средств выразительности (слова, действия), соответствующих атрибутов;
-возможна импровизация.
Графа “Восприятие” ориентирована на детей, относящихся к “зрительскому” типу. Их основные характеристики:
-внимание – ребенок любит смотреть, наблюдать за происходящими событиями в спектакле;
-сопереживание – ребенок сочувствует, сопереживает героям спектакля, эмоционально реагирует на происходящие события, спектакль в целом;
-воспроизведение впечатлений – ребенок выражает своё эмоционально состояние, настроение любыми доступными средствами детской художественной деятельности (рисунок, слово, движение, игра и др.)
Обратите внимание на ведущий мотив игры-драматизации. Если она возникает из-за замысла, то очевидно, что ребенок – “режиссер”, если из-за роли, ребенок – “актер”, если ведущий мотив восприятие, ребенок скорее “зритель”. Возможно комбинирование позиций.
Дети, которых условно можно отнести к позиции “художник-оформитель”, проявляются через графы “Замысел” и “Роль”. Принципиальным в этом случае будет:
-интерпретация ребенком привлекательного литературного сюжета, понимание идеи постановки, выраженное в детских рисунках;
-комбинирование замысла – создание декораций спектакля;
-передача смысла образа литературного персонажа через создание соответствующих игровых атрибутов, костюмов.
С помощью таблицы можно определить, какую позицию занимает ребенок в играх-драматизациях.
Пример таблицы для промежуточной/итоговой диагностики изучения игровых позиций учащихся в играх-драматизациях
№ | Фамилия, имя учащегося | Замысел режиссёра | Роль (актёр) | Восприятие(зритель) | Худ. образ (оформитель) | Итог |
1 | Андреева Катя | _ | + | + | _ | актёр |
2 | Головеева Маша | _ | + | + | + | оформитель |
Формы фиксации результатов
Таблица входного контроля
Творческое объединение «Театр куклы, актера и маски «Волшебный мир»
Педагог Свириденко Н.С.
Год обучения ___________ Группа №_
Дата заполнения __________
Таблица 1. Входная диагностика знаний и умений в театральной деятельности на начало учебного года.
№ | ФИО | Основы театральной культуры | Речевая культура | Эмоц. образное развитие | Навыки кукловождения | Муз. развитие | Основы коллект. творч. деят-ти | Итог в баллах |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 |
Оценка критериев: от 0 до 30
10-18 – низкий уровень
19-24- средний уровень
25-30 – высокий уровень
Таблицы промежуточного контроля
Творческое объединение «Театр куклы, актера и маски «Волшебный мир»
Педагог Свириденко Н.С.
Год обучения ___________ Группа №_
Дата заполнения __________
Таблица 2. Промежуточная диагностика знаний и умений в театральной деятельности на конец первого полугодия.
№ | ФИО | Основы театральной культуры | Речевая культура | Эмоц. образное развитие | Навыки кукловождения | Муз. развитие | Основы коллект. творч. деят-ти | Итог в баллах |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 |
Оценка критериев: от 0 до 30
10-18 – низкий уровень
19-24- средний уровень
25-30 – высокий уровень
Творческое объединение «Театр куклы, актера и маски «Волшебный мир»
Педагог Свириденко Н.С.
Год обучения ___________ Группа №_
Дата заполнения __________
Таблица 3. Промежуточная диагностика знаний и умений в театральной деятельности на конец второго полугодия.
№ | ФИО | Основы театральной культуры | Речевая культура | Эмоц. образное развитие | Навыки кукловождения | Муз. развитие | Основы коллект. творч. деят-ти | Итог в баллах |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 |
Оценка критериев: от 0 до 30
10-18 – низкий уровень
19-24- средний уровень
25-30 – высокий уровень
Карта учета творческих достижений учащихся
Педагог Свириденко Н.С.
Объединение______________________________
Группа___________________________________
Год обучения______________________________
Учебный год______________________________
Дата проведения диагностики________________
Знания, умения, навыки | Теоретическая подготовка | Практическая подготовка | Участие в конкурсах | |||||||||||||||
Сроки проведения диагностики (дата) | ||||||||||||||||||
Период диагностики | Промежуточный (первое полугодие) | Итоговый (по концу года) | Конец первого полугодия | Конец учебного года | Конец первого полугодия | Конец учебного года | ||||||||||||
Результаты | Высокий | Средний | низкий | Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий |
Мониторинг представлен за 2023-2024, 2024-2025 учебные года
Прекрасным стимулом и подведением итогов проделанной работы являются творческие выставки, культурно-массовые мероприятия и конкурсы. Главным же средством отчётности учащихся - итоговый спектакль, на нём учащиеся демонстрируют свои знания, умения, навыки, приобретённые за год обучения.

