Наталья Григорьевна Трикоз

"Детство-настоящая,яркая,самобытная,неповторимая жизнь. И,от того,как прошло детство,кто вел ребенка за руку в детские годы- от этого в решающей степени зависит каким человеком станет сегодняшний малыш."

Детство это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, о хорошем и плохом; у них свои «критерии» красоты, у них даже свое измерение времени; в годы детства день кажется годом, а год - вечностью. Для доступа в этот странный дворец, имя которому - Детство, вы должны перевоплотиться. Я убедился, что самое главное в тонкой сфере воспитания - это глубокое понимание, точнее, ощущение сердцем детского мира - ощущение детства. Только при этом условии вам будет доступна мудрая власть над воспитанником. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на существо, случайно попавшее в их дворец.
 
Не подумайте, уважаемый читатель, что я идеализирую мир детства. Я прекрасно понимаю, что детство растет из того, что мы, взрослые, оставляем в своих детях. Но именно потому, что ребенок - нежный побег, слабая веточка, которая станет мощным деревом, детство и требует к себе особого уважения. Мудрость власти педагога это прежде всего его безграничная способность все понимать, здесь не может быть никаких ограничений.
 
И если вы хотите быть хорошим воспитателем, то поймите прежде всего истину: у ребенка никогда не бывает преднамеренного стремления к злу. Педагогическое невежество с того и начинается, что воспитатель приписывает ребенку этот недостаток, мол, ученик нарочно делает недостойные поступки. Пытаясь «подрубить корень зла», воспитатель рубит все корни, и живые ростки детства вянут. Обвинение в умышленном зле, в лености, халатности, которых на самом деле во многих случаях не бывает, ребенок переживает как большую несправедливость. Это отталкивает его от воспитателя, ребенок теряет доверие к старшему и более не стремится найти в нём какую-то защиту.
 
Не спешите объявлять детскую невнимательность - ленью, шалости - халатностью, злонамеренным нарушением порядка. Ломая доверие к себе, вы толкаете ребенка на то, что он начинает защищаться непокорностью, нарочитым непослушанием, стремлением действовать наперекор вашим советам и требованиям.
 

С исключительной педагогической мудростью надо относиться к различным опрометчивым детским поступкам, в которых кроется не специальный злой умысел, а ошибка, которую ребенок сам остро переживает и стремится найти защиту у педагога. Не прибегайте в таких случаях к «коллективному осуждению» детского поступка. По моему мнению, воспитание через коллектив - не единственное, универсальное средство воспитания. Непосредственное влияние учителя на душу ученика так же важно, как и воспитательная сила коллектива.     В.Сухомлинский

Добавить запись

Защита от спам-роботов