Готовимся к сдаче экзамена по химии (ОГЭ)
Мои дорогие ученики, успешная сдача экзамена это прежде всего подготовка, предлагаю зарегистрироваться на сайте портала http://edusar.soiro.ru/ и пройти вместе Экспресс-курс подготовки "Экзамен по химии, легко!", подготовленный мною специально для ВАС. (информация о том, как войти и зарегистрироваться находится в КОНТАКТЕ, в группе ХИМИЯ)
Немного о структуре экзаменационной работы.
Характеристика структуры и содержания КИМ
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей.
Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, в их числе 15 заданий базового уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 1, 2, 3, 4,…15) и 4 задания повышенного уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 16, 17, 18, 19). При всем своем различии задания этой части сходны в том, что ответ к каждому из них записывается кратко в виде одной цифры или последовательности цифр (двух или трех). Последовательность цифр записывается в бланк ответов без пробелов и других дополнительных символов.
Просмотрите рекомендации по выполнению работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В документе подробно описана система работы над заданиями во время экзамена | 32.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ по химии
Внимательно ознакомьтесь с инструкцией по выполнению работы
На выполнение работы отводится 2 часа (120 минут). Работа состоит из 3 частей, содержащих 22 задания.
Часть 1 содержит 15 заданий (А1-А15). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. При выполнении задания части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните обведенный номер крестом, а затем обведите номер правильного ответа.
Часть 2 состоит из 4 заданий (В1-В4), на которые нужно дать краткий ответ в виде набора цифр. Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 3 включает 3 задания (С1, С2, С3), выполнение которых предполагает написание полного, развернутого ответа, включающего необходимые уравнения реакций и расчеты. Ответы на задания части 3 записываются на отдельном листе.
При выполнении работы вы можете пользоваться периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания и полноты ответа дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.
Примеры тестовых заданий и рекомендации к их выполнению, представленные задания взяты из открытого банка ОГЭ по химии.
Часть 1
К каждому из заданий A1-A15 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер правильного ответа обведите кружком.
А1. Число электронов во внешнем электронном слое атома с зарядом ядра +14 равно
1) 5
2) 2
3) 3
4) 4
Пояснения. Число электронов (протонов, заряд ядра) на внешнем электронном слое для элементов главных подгрупп равно номеру группы. Число слоев (уровней) равно номеру периода. Элемент с зарядом ядра +14 (кремний) располагается в IVгруппе главной подгруппе, следовательно, на внешнем электронном слое имеет 4 электрона. Правильный ответ 4.
А2. От кислотных к основным меняются свойства оксидов в ряду
1) CaO — SiO2 — SO3
2) CO2 —— Al2O3 —— MgO
3) SO3 — P2O5 — Al2O3
4) Na2O —— MgO —— Al2O3
Пояснения. Кислотными оксидами являются оксиды неметаллов (кроме CO,NO,N2O, SiO - несолеобразующие оксиды) и оксиды металлов в степени окисления +5,+6,+7. Амфотерными являются оксиды металлов в степени окисления +3,+4 (Исключение: Zn+2 O, Be+2 O - амфотерные оксиды), оксиды металлов, проявляющих степень окисления +1,+2 являются основными. Следовательно, верный ответ 2.
A3. Вещество с ковалентной полярной связью является
1) Иодид лития
2) Алюминий
3) Оксид азота (II)
4) Азот
Пояснения. Ковалентная полярная связь образуется между атомами неметаллов с разным значением электроотрицательности. Единственный подходящий для данного случая вариант 3 - правильный ответ.
А4. Такую же степень окисления, как и в SO2, сера имеет в соединении
1) K2SO4 2) H2SO3 3) (NH4)2S 4) SO3
Пояснения. В соединении SO2 сера проявляет степень окисления +4, такую же степень окисления сера будет иметь в соответствующей этому оксиду кислоте - H2SO3. Верный ответ 2.
А5. Основным оксидом и кислотой, соответственно, являются
1) FeO, Ba(OH)2
2) K2O, (NH4)2S
3) MgO, H2SO4
4) SO2, HNO3
Пояснения. Основные оксиды - это оксиды металлов в степени окисления +1,+2. Кислоты - сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка. Правильный ответ 3.
А6. К химическим явлениям относится процесс
1) измельчения сахара до состояния пудры
2) превращения воды в лед
3) появления капель воды на крышке чайника
4) горения свечи
Пояснения. Явления, в ходе которых образуются новые вещества (с новыми свойствами) называются химическими. В ответах 1,2,3 вещества участвуют в физических процессах (измельчение, изменение агрегатного состояния), при которых новые вещества не образуются. Процесс горения любого вещества является химическим. Правильный ответ 4.
А7. 3 моль сульфат-ионов образуется при полной диссоциации 1 моль
1) BaSO3
2) Na2SO4
3) Al2S3
4) Al2(SO4)3
Пояснения. Сульфат ионы образуются при диссоциации веществ 2 и 4, но 3 моль сульфат ионов мы получим при диссоциации сульфата алюминия:
Al2(SO4)3 →2Al3+ + 3SO4 2- . Правильный ответ 4.
А8. Сокращённому ионному уравнению Ba 2- + SO4 2- = BaSO4↓ соответствует левая часть схемы химической реакции
1) BaCl2 + H2SO4 →
2) BaCO3 + Na2SO4 →
3) BaO + SO3 →
4) Ba + H2SO4 →
Пояснения. Исходными веществами являются растворимая соль бария и серная кислота (растворимый сульфат). Единственным подходящим для этого условия вариантом ответа является 1.
А9. И кислород, и водород вступают в реакцию с
- FeO 2) CaO 3) NH3 4) H2S
Пояснения. Кислород окислитель, и среди перечисленного только CaO не будет реагировать с кислородом.
Водород восстановитель, т.е. отдает электроны, но не NH3 , H2S принимать электроны не могут у них и так степень окисления отрицательная, правильный ответ 1. Окисляясь FeO превращается в Fe2O3, а восстанавливаясь в Fe
А10. Какое из указанных веществ вступает в реакцию с оксидом фосфора(V)
- Сера 2) вода 3) оксид углерода (IV) 4) оксид углерода (II)
Пояснения. Оксид фосфора(V) кислотный оксид, кислотные оксиды взаимодействуют со щелочами, основными оксидами и водой. Ответ 2
А11. C раствором гидроксида бария реагирует
1) CaO
2) HCl
3) NaOH
4) KNO3
Пояснения. Гидроксид бария является растворимым в воде основанием (щёлочь), поэтому взаимодействует с кислотными оксидами, кислотами, некоторыми солями. Правильный ответ 2.
А12. C раствором хлорида цинка реагирует
1) H2SO4
2) NaOH
3) AlCl3
4) Cu
Пояснения. C хлоридом цинка возможны реакции обмена (правило Бертолле!), реакции замещения атомов цинка более активным металлом. Анализируя предложенные варианты, выбираем единственный правильный 2, в результате выпадет осадок Zn(OH)2.
А12. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?
А. Яблочный сок - это чистое вещество.
Б. Раствор уксусной кислоты в воде является однородной смесью.
1) верно только А.
2) Верно только Б.
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
Пояснения. Яблочный сок не является чистым веществом, второе утверждение является верным.
А 13. Отделить бензин от воды можно с помощью
1)фильтрования 2) делительной воронки 3) магнита 4)отстаивания
Пояснения. 1) с помощью фильтрования отделяют твердое нерастворимое вещество от раствора 2) делительную воронку используют для разделения несмешивающихся жидкостей, вариант ответа 2
А13. Фосфорная кислота реагирует с каждым из двух веществ
1) СаО и KOH
2) CO2 и NaCl
3) Cu и AgCl
4) FeS и HNO3
Пояснения. Фосфорная кислота взаимодействует с основными оксидами, основаниями, некоторыми растворимыми солями, с металлами, стоящими в ряду напряжений до водорода. Правильный ответ 1.
А14 Процессу окисления соответствует схема
- H2S →H2SO4 3) K2SO3→S
- S → H2S 4) SO3 →SO2
А15. Массовая доля азота в нитрате цинка равна
1) 7,4%
2) 11,0%
3) 14,8%
4) 22,2%
Пояснения. Относительная молекулярная масса Zn(NO3)2 равна 189.
(N) = Ar(N)/Mr (Zn(NO3)2) = 14*2/189 = 0,148 (14,8%). Верный ответ 3.
При выполнении заданий В1 и В2 из предложенного перечня ответов выберите два правильных и обведите их номера. Цифры выбранных ответов запишите в указанном месте без дополнительных символов.
В1. В ряду химических элементов Si - Ge - Sn
1) увеличивается число электронных слоев
2) уменьшается число протонов в ядре
3) увеличивается значение электроотрицательности
4) усиливается основный характер высших оксидов
5) увеличивается число электронов во внешнем слое
Пояснения. В главных подгруппах с увеличением заряда ядра (сверху-вниз) увеличивается атомный радиус (число энергетических уровней), возрастают металлические свойства (восстановительные свойства, основный характер высших оксидов), уменьшается значение электроотрицательности, ослабевают неметаллические свойства (окислительные свойства, кислотный характер высших оксидов). Правильный ответ: 14
В2. Метан
1) является составной частью природного газа
2) относится к непредельным углеводородам
3) хорошо растворяется в воде
4) не реагирует с кислородом
5) вступает в реакцию с хлором
Правильный ответ: 15
Пояснения. При выполнении заданий B3 и В4 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Выбранные цифры запишите в таблицу под соответствующими буквами.
В3. Установите соответствие между схемой превращения и изменением степени окисления окислителя в ней.
СХЕМА ПРЕВРАЩЕНИЙ ИЗМЕНЕНИЕ СТЕПЕНИ
ОКИСЛЕНИЯ ОКИСЛИТЕЛЯ
A) Cl2 + K2MnO4 →KMnO4 + KCl 1) Э+6 → Э+7
Б) NH4CI + KNO3 →KCl + N2O + H2O 2) Э+5 → Э+1
B) HI + FeCl3 → FeCl2 + HCl + I2 3) Э+3 →Э+2
4) Э0 → Э-1
5)Э-1 → Э0
Ответ:
А | Б | В |
4 | 2 | 3 |
В4. Установите соответствие между веществом может вступать в реакцию.
ВЕЩЕСТВО
A) железо
Б) оксид углерода(IV)
B) гидроксид натрия
Ответ:
А | Б | В |
3 | 1 | 4 |
Для ответов на задания C1-C2 используйте отделъныгй лист. Запишите сначала номер задания (С1 или С2), а затем ответ к нему.
и реагентами, с которыми оно
РЕАГЕНТЫ
1) K2O, Mg
2) Na2SO4, HNO3
3) HCl, O2
4) CuSO4, Al(OH)3
С1. Дана схема превращений: t°
Cu —— Cu(NO3)2 —— X —— CuO Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для второго превращения составьте сокращенное ионное уравнение реакции.
1) Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O
2) Cu(NO3)2 + 2NaOH = Cu(OH)2 + 2NaNO3
3) Cu(OH)2 = CuO + H2O
4) Сокращенное ионное уравнение для второго превращения:
2OH- + Cu2+ = Cu(OH)2
С2. После пропускания через раствор гидроксида калия 1,12 л углекислого газа (н.у.) получили 138 г раствора карбоната калия. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.
СО2 + 2KOH = K2CO3 + H2O n (СО2) = V (СО2)/ Vm = 1,12 : 22,4 = 0,05 моль по уравнению реакции п(К2СО3) = п(СО2) = 0,05 моль m (К2СО3) = п (К2СО3) • М(К2СО3) = 0,05 • 138 = 6,9 г ю (К2СО3)= m (К2СО3) • 100 : m (р-ра К2СО3) = 6,9 • 100:138 = 5%
С3. На занятиях химического кружка учащиеся исследовали кристаллическое вещество белого цвета. В результате добавления к нему гидроксида калия и последующего нагревания полученной смеси выделился газ с резким специфическим запахом, при горении которого образуется азот. После растворения исследуемого вещества в воде и приливания к нему раствора нитрата серебра образовался осадок белого цвета, не растворимый в кислотах. Определите состав неизвестного вещества и запишите 3 уравнения реакций, которые были проведены учащимися в процессе его распознавания.
1) NH4Cl + ^H = Ка + NH3 + H2O
2) 4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O
3) NH4Cl + AgNO3 = AgCl + NH4NO3
Залогом успешной сдачи ГИА по химии является качественное освоение школьной программы, повторение и систематизация изученных в 8-9
классах, развитие различных умений (читать и анализировать содержание теста, решать расчётные и экспериментальные задачи, писать молекулярные и ионные уравнения реакций и другие).
Для подготовки к экзамену можно использовать школьный учебник, справочные пособия, демонстрационные варианты разных лет, тренировочные тесты ФИЛИ.
Необходимо изучить инструкции по выполнению работы и её оформлению. Тренируйтесь заполнять бланки ответов, которые имеются в тренировочных тестах.
Успешной сдаче ОГЭ помогает правильный психологический настрой, уверенность в своих силах. Удачи!