Аттестация
Сертификаты,свидетельства,выписка из протоколов,дипломы,консультации и др.документы для аттестации
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.48 МБ | |
| 307.88 КБ | |
| 351.62 КБ | |
| 421.18 КБ | |
| 99.5 КБ | |
| 1.71 МБ | |
| 1.09 МБ | |
| 349.42 КБ | |
| 253.54 КБ | |
| 823.3 КБ | |
| 18.15 КБ | |
| 24.23 КБ | |
| 981.1 КБ | |
| 2.56 МБ | |
| 1.24 МБ | |
| 682.83 КБ | |
| 1.16 МБ | |
| 1.1 МБ | |
| 1.18 МБ | |
| 1.1 МБ | |
| 791.21 КБ | |
| 1.39 МБ | |
| 987.38 КБ | |
| 384.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Морозко»
Совместное занятие детей и родителей с использованием кинезиологических упражнений.
г. Мегион
Актуальность
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Всех людей по соотношению активности полушарий можно условно разделить на три типа: право-, лево- и равнополушарные. Более активное полушарие определяет стратегию мышления, эмоционального реагирования, восприятия, памяти, интеллектуальной активности и т.д. При обучении и воспитании детей необходимо учитывать особенности функциональной асимметрии полушарий.
Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Его можно развивать с помощью кинезиологических упражнений – комплекса движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы.
ЦЕЛИ:
• Развивать высшие психические функции.
• Функционально активизировать подкорковые образования мозга.
• Обеспечивать и регулировать общий энергетический фон, на котором развиваются все психические функции.
• Стабилизировать межполушарное взаимодействие.
• Обеспечивать приемы и тонкий анализ модально-специфической информации.
• Обеспечивать регуляцию, программирование и контроль за протеканием психической деятельности, управление работой нижележащих уровней.
* * *
В стрессовой ситуации нарушается проводимость через мозолистое тело, ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а ведомое блокируется. Два полушария начинают работать без интеграции. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами. Одно из основных условий его успешной адаптации к стрессовому обучению – развитие мозолистого тела, укрепляющего и объединяющего головной мозг.
Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка.
Познакомившись с работами А.Л. Сиротюк, в нашем саду стали использовать на занятиях кинезиологические упражнения и коммуникативные игры, для того чтобы дети почувствовали себя командой, увидели друг в друге положительные стороны, знали, что они принимаемы другими детьми. Ведь это так важно!
Психологическая подготовка к занятию с помощью сенсорных мешочков (или массажного мяча)
ЦЕЛИ:
• Настраивать на занятие.
• Повышать эмоциональность, коммуникативность.
Все встают в круг и передают друг другу сенсорный мешочек со словами: «Здравствуй, Вася!», ему отвечают «Здравствуй, Сережа!» и т.д., пока все не поздороваются.
Приветствие своего тела: упражнение «С добрым утром!» с целью создать у детей положительное психоэмоциональное настроение.
Коммуникативное упражнение «Приветствие»
ЦЕЛИ:
• Развивать умение общаться.
• Помогать детям увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что они принимаемы другими детьми.
* * *
Дети и родители встают в круг и по команде здороваются друг с другом разными частями тела: правая рука с правой рукой, нос с носом, пятка с пяткой, бедро с бедром, спина со спиной, ухо с ухом.
Игра «Котик»
ЦЕЛИ
• Активизировать тактильные ощущения.
• Развивать переключаемость движений.
* * *
Кот (один ребенок или родитель) «спит» в центре, мыши (остальные дети и родители) тихо на цыпочках крадутся, потом подходят к коту, гладят его и поют:
Котик, котик, что ты спишь?
По двору крадется мышь.
Котик вскакивает, кого он поймает, тот становится котиком.
Релаксация «Ковер-самолет»
ЦЕЛЬ
• Показать способы отдыха после активной игры.
* * *
И.п. – лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка.
Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.
Упражнение «Яйцо»
ЦЕЛЬ
• Активизировать работу стволовых структур мозга (наибольший эффект достигается при выполнении этого упражнения с мамой).
* * *
Ребенок садится на пол, подтягивает колени к животу, обхватывает их руками, голову прячет в колени. Пусть представит себя цыпленком, который будет вылупляться из яйца. Мама садится сзади ребенка, обхватывает его руками и ногами, изображая скорлупу, и предлагает цыпленку вылупляться.
Упражнение «Тоннель»
Дети и родители встают на четвереньки боком друг к другу, изображая тоннель. Каждый ребенок проползает по «тоннелю», достраивая его в конце, при этом его слегка прижимают, чтобы он, ползя, прикладывал усилия.
Коммуникативная игра «Я знаю, что ты любишь…»
Дети садятся кругом и, поворачиваясь друг к другу, заканчивают фразу «Я знаю, что ты любишь…». Если ребенок угадал, что любит другой, игра продолжается, если нет, ребенок ищет другое продолжение фразы.
Растяжка «Струночка»
ЦЕЛЬ
• Развивать межполушарное взаимодействие, управление своим телом, ориентировку в пространстве.
* * *
Упражнение выполняется, лежа на спине. Дети должны почувствовать пол головой, шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами, а затем описать свои ощущения. Пол может быть твердым, жестким, мягким, холодным или теплым, гладким или шершавым, ровным или бугристым.
Затем родитель берет одну руку ребенка и немного растягивает (другая рука лежит расслабленно), затем другую руку. Аналогично поочередно растягиваются ноги. Далее ребенку предлагается представить себя сильно натянутой струной и растягивать тело, потягиваясь сначала двумя руками и двумя ногами, затем – правой (рука, бок, нога) и левой стороной тела (линейные растяжки). Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться.
Дыхательные упражнения
ЦЕЛИ
• Активизировать работу стволовых отделов мозга.
• Ритмировать правое полушарие, энергетизацию мозга.
* * *
И.п. – лежа на спине. Детям и родителям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза – задержка дыхания. Выдох – втянуть живот как можно сильнее. Пауза – вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
Глазодвигательные упражнения
ЦЕЛИ
• Развивать межполушарное взаимодействие.
• Формировать сканирование пространства.
* * *
И.п. – лежа на спине. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. У родителей в руках маленькая яркая игрушка, дети следят за перемещаемым предметом. Глаза сначала смотрят на расстояние вытянутой руки, затем на расстояние локтя и, наконец, ближе к переносице. Упражнение совершается в медленном темпе (от 3 до 7 с) с фиксацией в крайних положениях на время, равное редшествующему движению глаз.
Упражнения для развития мелкой моторики рук
ЦЕЛИ
• Развивать мелкую моторику рук с помощью упражнений «колечко» и «кулак – ребро – ладонь».
• Развивать межполушарное взаимодействие, произвольность и самоконтроль, переключаемость движений.
• Активизировать пальцы рук.
• Развивать переключаемость движений, самоконтроль.
• Развивать эмоциональное восприятие.
* * *
И.п. – сидя на полу.
«Колечко». Поочередно и как можно быстрее дети перебирают пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Кулак – ребро – ладонь». Детям показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром; распрямленная ладонь на плоскости пола. Дети выполняют указания, затем по памяти 8-10 раз. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении предлагается ребенку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
Коммуникативное упражнение «Комплимент»
Дети и родители садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…».
Релаксация «Огонь и лед»
Упражнение включает попеременное напряжение и расслабление всего тела. Дети и родители выполняют упражнение лежа. По команде «Огонь!» дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «Лед!» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Несколько раз чередуются обе команды, произвольно меняя время выполнения.
Когнитивное упражнение «Чаша доброты» (эмоциональное развитие)
Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую, чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще пустые чашки. Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!»
Заключительная часть
Вместе вспоминаем, что сегодня делали, хвалим друг друга, говорим добрые слова и пожелания на прощание.
* * *
При рассмотрении каждого элемента занятия в отдельности, выделяя его цели, указывая, на что именно направлено то или иное упражнение, мы помогали родителям понять важность и значимость этого комплекса упражнений.
Возможности компенсации когнитивных и поведенческих нарушений существенно повышаются при активном участии родителей в формирующей работе.
После беседы с родителями разъясняем, как можно использовать кинезиологические упражнения дома, о пользе этих упражнений.
Список использованной и рекомендуемой литературы:
- Сиротюк А.Л. Коррекция и развитие интеллекта у дошкольников. М., 2005.
- Сиротюк А.Л. Изучение детей с учетом психофизиологии. М., 2000.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА
СКАЗОЧНОЙ СТРАНЫ
Играет музыка. В зал входит шут.
Шут: Приветствую вас, дорогие гости в нашей сказочной стране!! Спешу вам сообщить новость: жители сказочной страны переживают за здоровье своего царя, ведь он уже старенький и управлять страной ему становится всё тяжелее и тяжелее, поэтому они просят вас о помощи. Жители сказочной страны просят вас, дорогие гости, провести выборы и выбрать нового царя. Чтобы выбрать царя, в каждом сказочной государстве (стране?) проходят выборы. У каждого гражданина государства (страны), кому исполнилось 18 лет, есть право, прийти на избирательный участок (это то место, где люди голосуют). Сейчас я предлагаю вам провести выборы в СКАЗОЧНОЙ стране. А выбирать мы будем царя из сказочных персонажей. Но сначала, я вам хочу напомнить, что люди, которые выбирают, голосуют, называются избиратели (дети повторяют). А, человек, который должен быть выбранным в цари, называется кандидат (дети повторяют). Ну что, поможем жителям сказочной страны выбрать нового царя? Сказочные герои благодарны вам, ребята, за то, что вы пришли на помощь. Теперь нам нужно помочь выбрать царя, а для этого необходимо провести в сказочной стране выборы. И прошу поприветствовать нашу избирательную комиссию (указывает на них). Ну чтож, мы начинаем! Прошу всех встать. Царь идёт!
Звучит музыка. Входит царь.
Царь: Здравствуйте, мои верноподданные,
Я рад вас видеть!
Здесь собрал я вас сейчас
Объявить хочу указ!
Старый стал, совсем седой,
С длинной белой бородой…
Государством управлять-
Не в игрушки вам играть,
Надо ум иметь и силу,
Мне уж это не по силам…
Предлагаю вам, друзья
Выбрать нового царя.
Шут: Но ведь царь теперь не модно.
Из ума ты выжил что ль?
Но какой царь?
Во всем мире посмотри
Президенты не цари!
Царь: Президент?
Так Президент! Ребята, вам нужно выбрать одного достойного кандидата в президенты сказочной страны. Мы предлагаем познакомиться с программой каждого кандидата.
Шут: Внимание, внимание! Начинается предвыборная кампания! - А вот и наш первый кандидат в президенты.
Играет музыка. Входит Кощей.
Программа кандидата
в президенты
Кощей: Я живу уж много лет,
Буду вечный претендент!
Злата, серебра полна
У меня моя казна.
Обещаю вам, друзья
Есть и пить из серебра,
Я бессмертьем поделюсь,
Ни на что не поскуплюсь!
Игра Кощея с избирателями.
Шут: Вот вам претендент второй.
Играет музыка. Входит Емеля.
Программа кандидата
в президенты
Емеля: Подарю я вам по щуке,
Не нужны будут науки!
Лишь лежи ты на печи,
Да и кушай калачи!
Игра Емели с избирателями.
Царь: Нужен вам такой аль нет?
Вот вам третий претендент.
Играет музыка. Входит Баба-Яга.
Программа кандидата
в президенты
Баба-Яга: Я, друзья, скажу вам прямо!
Пусть я бабушка - старушка
Но старушка – веселушка…
На полянке, на опушке
Всем построим по избушке!
Будут лучшие друзья
Леший, Кикимора и я!
Игра Бабы-Яги с избирателями .(игра: «я Яга-Яга-Яга,я лечу-лечу..»).
Царь: Как вам такая кандидатура?
У нее губа не дура… Ну, вот последний кандидат!
Играет музыка. Входит Илья Муромец.
Программа кандидата
в президенты
Илья Муромец:Избиратели, друзья
Хвалиться не умею я!
В кандидатах я впервой,
Но за страну стою горой!
Сберегу покой и честь,
Сила, слава Богу, есть!
Я работы не боюсь,
С удовольствием тружусь,
Золотой запас страны
Сберегут богатыри!
Обещаю вам, друзья
Будет единая страна!
Игра Ильи Муромца с избирателями. (перетягивание каната).
Звучит музыка. Царь объявляет о начале голосовании.
Царь: Все представлены кандидаты
Пора голосовать, ребята!
Возьми избирательный бюллетень!
Вам опустить его в урну не лень?
Выбор осознанный делай, друг,
Чтобы все лучше стало вокруг!
Ведь для страны волшебной нашей
Нужен президент всех краше!
Судьба страны в твоих руках!
Думай, чтобы не остаться в дураках!
Шут: Ну что, ребята! Еще раз посмотрите на наших кандидатов в президенты сказочной страны. Вам предстоит выбрать самого достойного и лучшего! За кого проголосует большинство избирателей, пришедших на избирательный участок, тот и становится президентом. Поэтому очень важно всем присутствовать на выборах и отдать свою частичку власти самому достойному кандидату. Сейчас каждому из вас, ребята, нужно будет подойти по очереди к членам избирательной комиссии с паспортом(?), взять избирательный бюллетень, зайти в кабинку, поставить одну галочку (не больше, иначе бюллетень будет считаться испорченным) напротив того кандидата, за кого вы хотите проголосовать, и опустить свой бюллетень в избирательный ящик, который называется - урна. Голосование открыто!!! Итак: все готово для начала выборов, гимном государства открывают выборы. Давайте и мы послушаем гимн Российского государства, а слушают его стоя.
Шут: Голосование закрыто(окончено). Теперь необходимо подсчитать голоса. Члены избирательной комиссии вместе с Царём удаляются для подсчёта голосов. (уносят урну и подсчитывают голоса).
Шут: Ну а пока идёт подсчёт голосов, предлагаю вам ребята не скучать, а потанцевать! (Приглашает всех в круг на танец).
Шут: Прошу всех встать.Царь идёт!
Царь: Итак, объявляю результаты голосования.
Кощей Бессмертный: набрал ___ голосов.
Емеля: набрала ___ голосов.
Баба Яга: набрала ___ голосов.
Илья Муромец: набрал ___ голосов.
Таким образом, большее количество голосов набрал …. И он (Она) становится президентом сказочной страны! Поздравляю нового президента и передаю бразды правления в его руки!
Шут: Ну что, ребята! Мы сегодня сделали очень важное и полезное дело – мы помогли навести порядок в Сказочной стране, выбрав нового президента. Теперь вы можете отправляться к себе в группу и отдохнуть. До свидания!!!
Герои выходят на общий поклон.
Предварительный просмотр:
Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе».
Цель тренинга: Психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Разработанный нами тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.
Задачи тренинга:
- формирование благоприятного психологического климата;
- нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
- развитие умения работать в команде;
- сплочение группы;
- осознание каждым участником своей роли, функции в группе;
- повысить коммуникативные навыки педагогов;
- повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.
Необходимые материалы для тренинга:
Ход тренинга:
Психолог:
«Уважаемые коллеги! Начать наш тренинг я хочу с притчи:
Древняя притча «Веник».
У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе.
Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он
решил научить их этому.
Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник.
Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не
получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец
развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок.
Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.
Тогда отец сказал:
— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по
отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.
Как вы думаете, на какую тему будет сегодняшний тренинг?
Верно! Сегодня мы поговорим с вами о психологическом климате коллектива, а также о важности сплочённости коллектива.
Психологический климат – это, как Вы знаете, межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.
В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал (к чему мы и стремимся) .
Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективе, сплоченности коллектива - это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.
Психологический климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и взаимопонимания. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение».
Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько нам удастся действовать вместе.
Прежде чем перейти к дальнейшей работе, предлагаю вам принять определенные правила, по которым будем работать в течение нашей встречи. Практика проведения тренинга показывает, что наиболее полезные в группе следующие правила:
Правила работы тренинговой группы:
1.Общение на основе доверия.
2.Общение по принципу «здесь» и «сейчас» (говорить о том, что беспокоит именно сейчас) «Я» высказывания (я думаю, я считаю).
3.Искренность общения (нет желания высказаться откровенно, лучше промолчи).
4.Активное участие в происходящем (активно слушаем, смотрим, говорим, НЕ замыкаемся, мы все время в группе, внимательны к окружающим).
5.Толерантность друг к другу (уважение, тактичность, терпение, сострадание, общительность, равенство, любезность, интеллигентность). (3 мин.)
Психолог: начнём с небольшой разминки.
Разминка «Доскажите имя литературного героя»
Кот – в сапогах, Матроскин
Домовенок – Кузя
Папа – Карло
Дед – Мазай, Мороз
Баба – Яга
Старуха – Шапокляк
Дядя – Степа, Федор
Почтальон – Печкин
Доктор – Айболит
Пудель – Артемон
Крокодил – Гена
Винни-Пух
Соловей – Разбойник
Иванушка-Дурачок
Кощей – Бессмертный
Муха – Цокотуха
Черепаха – Тортила
Красная – Шапочка
Василиса-Премудрая, Прекрасная
Конёк-Горбунок
Мальчик-с Пальчик
1.Упражнение: «Снежный ком».
Цель упражнения: разряжение обстановки.
Психолог: участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку.
Пример: 1. Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т.д.
2.Упражнение «Друг к дружке».
Психолог:я предлагаю вам поиграть в игру, во время которой всем участникам нужно выполнять очень-очень быстро движения. Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.
А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке!», вы должны поменять партнера.
-Правая рука к правой руке!
-Нос к носу!
-Спина к спине!
-Друг к дружке.
-Носок к носку!
-Живот к животу!
-Лоб ко лбу!
-Друг к дружке.
-Бок к боку!
-10- Колено к колену!
-11-Мизинец к мизинцу!
-12-Друг к дружке.
-13- Бедро к бедру!
-14 - Ухо к уху!
-15- Пятка к пятке!
-16 - Друг к дружке.
-17- Затылок к затылку!
-18 - Локоть к локтю!
-19- Кулак к кулаку!
-20 - Друг к дружке.
Пожмите друг другу руки.
3.Упражнение «Поддержка».
Психолог: Нам нужно выстроиться в два круга(внутренний и внешний).Участники внутреннего круга стоят спиной по отношению к участникам внешнего круга и падают в их сторону. Соответственно, участники внешнего круга ловят их.
Обсуждение:
- Какие эмоции испытывали во время упражнения?
- Что чувствовали при падении?
- Что помогло выполнить это упражнение?
4.Упражнение «Счет до десяти»
Цель: почувствовать друг друга, понять без слов и мимики.
Психолог: «Сейчас, по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите головы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один, другой игрок скажет «два», третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило, слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счет начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов».
Обсуждение:
- Что с вами происходило?
– Если не получилось, то почему?
– Какую стратегию вы выбрали?
5.Упражнение «Комплимент».
Цель: упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.
Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.
Психолог: вспомним слова Булат Окуджавы (советский российский поэт)
« Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это все любви счастливые моменты…!
Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.
Например:
- Наташа, ты такой отзывчивый человек!
- Да, это так! А еще, я добрая!
-А у тебя Оля, такие красивые глаза!
Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я… (добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.
Обсуждение:
1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?
6.Упражнение «Островки» (5-10 минут)
Цель: всем участникам разместится на газете (на всей, на половине газеты, на трети).
Материалы: газеты.
Время: 5-10 минут
Психолог: участники разбиваются на группки по 4-6 человек и на скорость выполняют задания.
Смысл упражнения: Создание условий для воплощения и выдвижения идей о способах действия нестандартной ситуации, сплочение группы, физическая разминка. Участники обмениваются эмоциями и чувствами и озвучивают все свои идеи.
7.Упражнение «Солнце светит для того, кто»
Цель. Упражнение способствует развитию чувства сплоченности.
Психолог:группа усаживается в тесный кружок. Один из участников убирает свой стул, ставит его в стороне, а сам становится на середину круга. Цель стоящего в центре – снова получить стул, на который можно сесть. Человек в центре круга рассказывает что-нибудь о самом себе. Если сказанное справедливо по отношению к кому-либо из игроков, то он (или они) встает и меняется местами с говорившим. Речь каждого выступающего начинается одной и той же фразой: «Солнце светит для каждого, кто...». Игра может начинаться с описания внешних атрибутов: «Солнце светит для каждого, кто носит голубые джинсы». Со временем игра может персонифицироваться, и тогда называются индивидуальные пристрастия и антипатии. («Солнце светит для каждого, кто... любит проводить отпуск на море... терпеть не может курильщиков... питается по-вегетариански...») Хорошо, если члены группы вспомнят как о сильных, так и о слабых сторонах человеческого характера, пристрастиях, недостатках, успехах и неудачах, профессиональных интересах, счастье и разочарованиях в любви, даже политических убеждениях.
8.Упражнение «Поезд»
Цель: образование единого командного духа.
Психолог: у нас есть голова поезда, ваша задача образовать целый состав и пройти не отцепляясь все преграды на пути вашего состава. Если состав расцепится, начинаем сначала. Преграды: туннель (на корточках пройти), поворот на право, на лево, ускориться, притормозить, посигналить три раза.
9.Упражнение «Я учусь у тебя…»
Психолог: участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч прежде всего подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.
10. Упражнение «Сердце коллектива»
Психолог:у каждого коллектива есть свое сердце. Я предлагаю вам создать сердце нашего коллектива. Но оно пока еще пустое, не заполненное, можно сказать безжизненное. Пока еще не слышен звук сердцебиений. Давайте же наполним это сердце,перед вами фигурки разной формы и разных цветов. Выберите любую из них, какая вам нравится. Теперь напишите на ней ручкой (фломастером) что-то, что вам бы хотелось пожелать коллегам или то, что ,на ваш взгляд, необходимо, чтобы коллектив был сплочённым и крепким. А теперь из всех фигурок вам необходимо сложить одну общую фигуру, которая бы нас всех объединяла как коллектив. (Обсуждение, приклеивание фигур на ватман).
А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Эта общая фигура — это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка каждого из нас и все мы вместе. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, сколько здесь разных элементов. Найдите свою фигурку. Обратите внимание, как каждая фигурка находится близко друг к другу. Если убрать хотя бы одну из них – вся композиция нарушится. Каждый из нас – частичка коллектива и каждому из нас в нем есть достойное место.
Завершение тренинга:
Психолог: наш тренинг подошел к завершению.
Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Мы –
единое целое, каждый из Нас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого.
Мы одна команда!
Спасибо всем за участие!

Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа по обучению «Скорочтению» разработана с использованием методики Г. Абдуловой, Н. Жуковой, В. Воскобовича. Программа по скорочтению включает в себя не только отработку навыков чтения, но и развития всех видов памяти и внимания, всего того, что способствует быстрому чтению.
Программа реализуется в рамках кружка по дополнительному образованию детей. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей дошкольного возраста и рассчитана на курс обучения (октябрь – май). Занятия проводятся в соответствии с расписанием 1 занятия в неделю по 30 минут во второй половине дня.
Актуальность программы
Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного развития личности. Ребенок, который начал читать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет преимущество. Если бы по какой-либо причине ребенок должен был обладать только одним навыком, то таким навыком, без сомнения, должно было бы стать умение читать. Этот навык лежит в основе всех занятий, с которыми мы сталкиваемся в жизни.
Обучение чтению должно научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребенка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь.
Скорочтение – это навык, который развивает не только саму способность быстро усваивать текстовую информацию, но и вообще мышление в разных его проявлениях, помогает синхронизировать оба полушария мозга. Многие родители думают о том, какое дополнительное образование подойдет их ребенку для комплексного развития интеллекта, и мы советуем обратить внимание именно на скорочтение.
Эта техника помогает детям быстро и правильно работать с информацией. И вместе с этим умением к ребенку приходит способность шире и динамичнее мыслить, а значит, и математические вычисления, и другие виды мыслительной деятельности тоже будут даваться ему легче и быстрее.
Быстрое чтение — это возможность усвоить больше информации за меньшее количество времени. Но это далеко не единственная польза от освоения данного навыка. Тренируясь в скорочтении, ребенок повысит общую успеваемость при дальнейшем обучении в школе.
В процессе обучения скорочтению ребенок станет быстрее выполнять домашние задания, легче запоминать новое, дольше оставаться собранным и старательнее выполнять то дело, которым занят. Все эти качества и умения в освоении разных образовательных дисциплин придутся как нельзя кстати.
Внимание и сосредоточенность – это основа процесса обучения. Быстрое усвоение информации поможет ребенку качественнее запоминать большие объемы пройденного материала. Да и интерес к разным предметам может возрасти. Ребенку наверняка еще больше понравится умственный труд, он сможет щелкать математические примеры как орешки, учить стихотворения за полчаса, станет грамотнее писать, научится самостоятельно приходить к верным решениям и будет с удовольствием помогать будущим одноклассникам на уроках.
Кстати, за счет подобных эффектов скорочтение помогает развивать и психику: новые навыки подарят ребенку уверенность в себе и своих силах. Возможность делать что-то быстрее других, не теряя в качестве, автоматически повысит статус ребенка в классе, выведет его в лидеры как минимум по успеваемости. Это отличное подспорье для учебы в школе, а затем и в институте.
Когда же лучше начинать обучение скорочтению. Даже в самом раннем возрасте дети уже способны осваивать этот навык – медленно и постепенно. Это отличное развивающее занятие, если не стремиться быстро прийти к ошеломляющему результату, а воспринимать занятия как тренировку мозга, которая приносит пользу в любом случае.
Чем младше ребенок, тем быстрее он усваивает любой навык, это тоже аргумент в пользу раннего начала обучения скорочтению. Но само по себе умение быстро читать и обрабатывать информацию начинает пригождаться школьнику тогда, когда в программе появляются большие объемы информации. Ребенку точно будет легче осваивать весь материал, если он может перерабатывать его быстро.
Цель и задачи программы.
Цель программы – создание условий для развития навыка чтения, повышения скорости чтения и усвоения прочитанного.
Задачи программы:
Обучающие:
- способствовать освоению приёмов и техник скорочтения воспитанников;
- формировать навыки звукового анализа слов, грамматически правильной речи;
- расширять знания об окружающем мире;
- знакомить с художественной литературой;
-учить умению оценивать результаты своей деятельности и деятельности сверстников.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, произвольное внимание, память;
- развивать артикуляционный аппарат, формировать звуковую культуру речи;
- формировать мотивацию к процессу обучения.
Воспитательные:
-формировать коммуникативные навыки;
-воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, уважение к взрослым;
-воспитать самостоятельность, умение использовать полученные знания в повседневной жизни.
На занятиях дети читают слоги различной сложности, затем переходят к словам разной сложности, а затем к отработке текстов различной сложности. Для развития памяти используются рисунки и слова, с каждым занятием количество слов и рисунков увеличивается.
Занятия курса «Скорочтение» строятся в занимательной, игровой форме. Программа содержит 32 занятия, в которые включены задания и упражнения, направленные на коррекцию и развитие психических функций, обеспечивающих формирование навыка чтения, а также упражнения со словами, предложениями, текстами, направленные на коррекцию и развитие непосредственно навыка чтения.
Применяются такие наглядные материалы как: таблицы, схемы, образцы. Тексты для чтения с использованием мнемокартинок, тексты для хорового чтения. Упражнения для всех видов памяти, внимания, мышления и воображения.
Виды занятий по программе:
- занятия на освоение техник и приёмов скорочтения;
- игры на развитие внимания и памяти;
- игры на развитие речевого аппарата;
- чтение текстов по ролям;
- подвижные игры и др.
Структура занятия.
Каждое занятие включает в себя упражнение разной направленности:
- Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата.
- Работа со скороговорками.
- Работа со слоговыми таблицами.
- «Марсианские» стихотворения.
- Работа с «Таблицами Шульте».
- Работа с текстами на время.
- Упражнения на развитие угла зрения.
- Упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти.
- Работа с «Тестом Пьерона-Рузера»
- Работа со скороговорками. «Я учусь говорить»
- во время проговаривания всех скороговорок звуки должны произноситься чётко, ясно, не торопясь. Соединять скороговорку с различными движениями пальцев: играем пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев левой и правой руки.
Скороговорки необходимы для отработки чистоты произнесения звуков для отработки дыхания, чувства ритма и для создания радостного настроения.
- Виды упражнений со слоговыми таблицами:
- «Я читаю слоги»
- чтение слогов, слов
- строчками и столбцами.
Упражнение выполняется на время: 1 раз ребёнок читает 1 минуту
– делается отметка, затем читает этот же отрывок
– 45 секунд со звуковыми сигналами через каждые 15 секунд (хлопки).
Упражнение называется «Чтение на 3 хлопка».
Читающий должен успеть прочитать этот же объём.
- Быстрое нахождение ребенком слога, который прочитал учитель.
- «Подскажи конец словечка». Учитель произносит слово, не договаривая
последний слог.
- Марсианские» стихотворения.
Эффективный вид работы при обучении чтению. Внимание детей сосредоточено лишь на технической стороне процесса чтения, они не смогут запомнить набор слогов, поэтому их прочитывание может стать многократным. Отрабатывается и подвижность артикуляционного аппарата. Можно предложить дополнительный вид работы, придумать, о чём же говорят нам «марсиане» в этом стихотворении. Если о радостном, то и прочитать следует радостно. Если о грустном, то прочитать следует грустно.
- Работа с текстом на время.
При работе с текстами используется прием «Многократное чтение».За одинаковый промежуток времени (1, 2 минуты, полминуты в зависимости от объема текста) читать несколько раз, начиная каждый раз сначала. Количество прочитанных слов с каждым разом увеличивается. Это видит сам ученик, у которого поддерживается желание дальнейшего чтения.
- Упражнения на развитие угла зрения
Малый угол зрения – одна из причин медленного чтения. Расширяя угол зрения, увеличивается скорость чтения. Для этой цели рекомендуется использовать «Таблицы Шульте». Представляют собой таблицу чисел от 1 до 16 и 25, где числа расположены в произвольном порядке, нужно найти числа по порядку за 1 минуту.
Варианты заданий:
- Назови и покажи все числа в порядке возрастания.
- Назови и покажи все числа в порядке убывания.
- Покажи все четные числа и т.д.
- Упражнения на развитие зрительной памяти:
Важнейшей целью упражнений является формирование умения создавать мысленную картинку, зрительный образ. Это умение является одним из эффективных способов запоминания, который применяется для сохранения в памяти не только конкретного материала, но и абстрактного. Тренировать его легче на наглядном материале.
- Упражнение на развитие слуховой памяти:
Читается 10 слов, которые дети должны постараться их запомнить. Для запоминания составляется рассказ.
- Тест Пьерона –Рузера
Тест Пьерона-Рузера не требует специального оборудования. Для проведения его потребуются лишь заранее подготовленный бланк, простой карандаш и секундомер. На бланке должны быть изображены четыре вида геометрических фигур. Они располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга в таблице 10 х 10. Перед началом теста ребенку даются указания: предлагается построчно заполнить фигуры соответствующими значками (плюс, минус, точка). Четвертая фигура остается пустой. На выполнение задания отводится 60 секунд
Предполагаемые итоги реализации программы
По окончании реализации программы «Скорочтение» воспитанниками должны будут достигнуты следующие результаты:
дети должны уметь:
- самостоятельно читать тексты с увеличением скорости чтения;
- запоминать содержание текста;
- выделять основную мысль;
- пересказывать прочитанное;
- рассказывать о прочитанном своими словами.
- уметь правильно выражать свои мысли в речи, вести диалог;
-уметь слышать, слушать и понимать взрослого и своего товарища;
дети должны знать:
- зачем нужно уметь читать быстро;
- какие упражнения можно выполнять, чтобы повысить скорость чтения.
Приложение 1
Календарно-тематический план
Тематическое планирование в подготовительной группе.
№ п/п | Содержание материала | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности воспитанника (на уровне учебных действий) |
1. | Развитие артикуляции и дикции | на каждом занятии | произносить звуки чётко, ясно, не торопясь; соединять скороговорку с различными движениями пальцев: играем пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев левой и правой руки; отрабатывать чистоту произнесения звуков, для выработки правильного дыхания, чувства ритма; выполнять технику дыхательных упражнений; |
2. | Развитие внимания | на каждом занятии | внимательно читать про себя; управлять своим вниманием; тренировать внимание; быстро перестраиваться, чтобы выполнить упражнение; |
3. | Расширение поля зрения | на каждом занятии | видеть ясным взором большую область текста; выделять в тексте самое важное и необходимое; находить боковым зрением цифры; тренировать движение глаз; расширять горизонтальную и вертикальную составляющую «пятна ясного видения»; |
4. | Синхронизация обоих полушарий | на каждом занятии | заставить синхронно работать оба полушария мозга; овладеть техникой рисования двумя руками; быстро считать в уме и громко произносить ответы; соотносить букву-ногу и руку в ходе выполнения упражнения; |
5. | Чтение с указкой | на каждом занятии | читать с помощью указки; избегать возвратных движений при чтении; вести указку непрерывно, не останавливаясь, и постоянно ускоряя свои движения; |
Планирование занятий
| Октябрь Занятие №1 |
|
|
№ | Этапы занятия | Время | Примечания |
1 | Приветствие.Настрой на работу | 2-3 мин |
|
2 | Упражнение на внимание. Лабиринт | 3 мин |
|
3 | Зрительная память. | 2-3 мин |
|
4 | Упражнение на внимание. Найди отличия | 3 мин |
|
5 | Физминутка/подвижная игра | 3-5 мин | |
6 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 3-5 мин |
|
7 | Слуховая память | 5 мин |
|
8 | Работа в тетради «Путешествие в страну букв» | 5 мин |
|
| Занятие №2 |
|
|
1 | Приветствие .Настрой на работу | 2-3 мин |
|
2 | Периферическое зрение. Работа с таблицами | 3 мин | |
3 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 3-5 мин |
|
4 | Слуховая память. | 4-5 мин |
|
5 | Физминутка.Подвижные игры. | 3-5 мин |
|
6 | Чтение скороговорок | 3 мин | |
7 | Упражнение на запоминание. Запоминание слов | 3 мин |
|
8 | Работа в тетради «Путешествие в страну букв» | 3-5 мин |
|
9 | Эмоциональный интеллект. Нарисуй свое настроение | 2 мин |
|
10 | Подведение итогов.Мотивация | 1 мин |
|
Занятие №3 |
| ||
1 | Приветствие. Эмоциональный настрой. | 1-2 мин | |
2 | Упражнение на внимание. Найди отличия | 3 мин |
|
3 | Упражнение на память. "Радужная таблица" | 3-4 мин |
|
4 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 3-4 мин |
|
5 | Физминутка.Подвижная игра. | 3-5мин |
|
6 | Упражнение на внимание. Лабиринт | 4-5 мин |
|
7 | Зрительная память | 3-4 мин |
|
8 | Работа в тетради «Путешествие в страну букв» | 3-5мин |
|
9 | Подведение итогов.Мотивация | 1-2мин | |
| Занятие №4 |
|
|
1 | Приветствие. Эмоциональный настрой. | 1-2мин | |
2 | Упражнение на гармонизацию работы полушарий | 2-3 мин |
|
3 | Чтение скороговорок | 2-3 мин |
|
4 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 3-5 мин |
|
5 | Физминутка.Подвижные игры. | 3-4 мин |
|
6 | Работа с таблицами. | 2-3 мин | |
7 | Работа с текстом. Чтение хором | 3-4 мин |
|
8 | Упражнение на внимание. «Цифровой лабиринт» | 2-3 мин |
|
9 | Работа в тетради «Путешествие в страну букв» | 3-5 мин | |
10 | Подведение итогов.Мотивация | 1-2 мин | |
| Ноябрь Занятие № 5 |
|
|
№ | Этапы занятия | Время | Примечание |
1 | Приветствие.Настрой на работу | 1-2 мин | |
2 | Упражнение на запоминание. Запоминание слов | 3 мин |
|
3 | Отработка дикции. Чтение с указкой. | 3-5 мин |
|
4 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 5 мин | |
5 | Физминутка.Игра "Снежный ком" | 3 мин |
|
6 | Упражнения на внимание «Филворды» | 3-4 мин |
|
7 | Работа в тетради «Путешествие в страну букв» | 3-5 мин |
|
8 | Подведение итогов. Мотивация. | 1-2 мин |
|
Занятие №6 | |||
1 | Приветствие. | 1 мин |
|
2 | Упражнение на внимание .Ребусы/филворды/лабиринты | 3-4 мин |
|
3 | Упражнение на гармонизацию работы полушарий | 2-4 мин |
|
4 | Физминутка.Подвижные игры | 3-5 мин |
|
5 | Чтение скороговорок. | 3-5 мин |
|
6 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 4-5 мин |
|
7 | Работа в тетради «Путешествие в страну букв» | 3-5 мин |
|
8 | Подведение итогов. Мотивация. | 1-2 мин |
|
Занятие №7 | |||
1 | Приветствие. Настрой на работу. | 2 мин | |
2 | Упражнение на внимание. Поиск цифр | 3-4 мин | |
3 | Артикуляционная гимнастика | 3 мин |
|
4 | Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт" | 3-4 мин |
|
5 | Физминутка.Подвижные игры | 2-3 мин |
|
5 | Чтение скороговорок | 3 мин |
|
6 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 3-4 мин | |
7 | Работа с текстом. Чтение хором. | 3-4 мин |
|
8 | Работа в тетради «Путешествие в страну букв» | 3-4 мин |
|
9 | Подведение итогов.Мотивация | 1 мин |
|
Занятие №8 |
| ||
1 | Приветствие .Настрой на работу | 1-2 мин | |
2 | Упражнение на гармонизацию работы полушарий | 3-4 мин | |
3 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 3-4 мин |
|
4 | Аудиальный диктант "Кораблик" | 3 мин | |
5 | Физминутка.Подвижные игры | 3-4 мин |
|
6 | Периферическое зрение. Работа с таблицей. Цифры | 3-4 мин |
|
7 | Работа с текстом. Чтение с указкой | 3-4 мин |
|
8 | Работа в тетради «Путешествие в страну букв» | 3-4 мин |
|
9 | Подведение итогов. Мотивация. | 5 мин |
|
Декабрь.Занятие №9 | |||
№ | Этапы занятия | Время | Примечание |
1 | Приветствие. Настрой на работу. | 1-2 мин |
|
2 | Упражнение на расширение словарного запаса. Назови 10 названий | 3-4 мин |
|
3 | Упражнение на внимание. Поиск цифр | 3-4 мин | |
4 | Слуховая память. | 3-5 мин |
|
5 | Физминутка.Подвижные игры | 3-4 мин | |
5 | Работа с текстом. Чтение по цепочке | 3-4 мин |
|
6 | Работа с текстом. Чтение хором. | 3-4 мин |
|
7 | Упражнение на гармонизацию работы полушарий | 3-4 мин |
|
8 | Работа в тетради «Путешествие в страну букв» | 3-5 мин |
|
9 | Подведение итогов.Мотивация | 1 мин |
|
Занятие №10 |
| ||
1 | Приветствие.Настрой на работу | 1 мин | |
2 | Упражнение на расширение словарного запаса. | 3 мин | |
3 | Упражнение на внимание. Лабиринт/отличия/филворды | 3 мин |
|
4 | Работа со слоговыми таблицами | 3 мин |
|
5 | Работа с текстом. Чтение на скорость слогов | 3-5 мин |
|
6 | Физминутка.Подвижные игры | 2-3 мин |
|
6 | Работа с текстом. Чтение на скорость небольших слов | 3 мин |
|
7 | Расширение словарного запаса. Подбор антонимов | 3-4 мин |
|
8 | Работа в тетради «Путешествие в страну букв» | 3-4 мин |
|
9 | Подведение итогов.Мотивация | 1-2 мин |
|
Занятие №11 |
| ||
1 | Приветствие. Настрой на работу | 1-2 мин |
|
2 | Игра "Цветочные точки" | 5 мин | |
3 | Упражнение на внимание. Лабиринт/отличия/филворды | 3 мин |
|
4 | Упражнение на память. "Радужная таблица" | 3мин |
|
5 | Физминутка.Подвижные игры | 2-3 мин | |
5 | Упражнение на внимание. Соедини числа по возрастанию | 3-4 мин |
|
6 | Работа с текстом. Чтение на скорость небольших слов | 3-4 мин |
|
7 | Работа с текстом. Чтение на скорость небольших слов. | 3-5 мин |
|
8 | Работа в тетради «Путешествие в страну букв» | 3-4 мин |
|
9 | Поведение итогов.Мотивация | 1-2 мин |
|
Занятие №12 |
|
| |
1 | Приветствие.Настрой на работу | 1-2 мин | |
2 | Упражнение на внимание. Найди слова | 3 мин |
|
3 | Упражнение на гармонизацию работы полушарий. | 3 мин |
|
4 | Работа с текстом. Чтение и ответы на вопросы | 3-5 мин |
|
5 | Физминутка.Подвижные игры | 2-3 мин |
|
6 | Мнемотехника. "Цепочки слов" | 3-5 мин |
|
7 | Кинезиологическое упражнение "Ухо - нос" | 3-4 мин |
|
8 | Работа в тетради «Путешествие в страну букв» | 3-4 мин |
|
9 | Подведение итогов.Мотивация | 1-2 мин |
|
Январь.Занятие №13 | |||
№ | Этапы занятия | Время | Примечание |
1 | Приветствие. Настрой на работу | 1-2 мин | |
2 | Артикуляционная гимнастика | 2 мин |
|
3 | Упражнение на внимание. Лабиринт/отличия/филворды | 3 мин |
|
4 | Чтение скороговорок | 2-3 мин |
|
5 | Работа с текстом. Чтение и ответы на вопросы | 3-4 мин |
|
6 | Физминутка.Подвижные игры | 2-3 мин |
|
7 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 3-4 мин |
|
8 | Мнемотехника. "Слово-символ" | 3-4 мин |
|
9 | Подведение итогов.Мотивация | 1-2 мин |
|
Занятие №14 |
| ||
1 | Приветствие.Настрой на работу | 1-2 мин | |
2 | Работа со слоговыми таблицами | 3 мин | |
3 | Мнемотехника. "Слово-символ" | 3 мин |
|
4 | Работа с текстом. Чтение по цепочке | 3-4 мин |
|
5 | Физминутка.Подвижные игры | 2-3 мин | |
6 | Кинезиологическое упражнение "Гриб - полянка" | 3 мин | |
7 | Чтение скороговорок | 2-3 мин |
|
8 | Работа с текстом. Упражнение на развитие выразительности речи | 3-5 мин |
|
9 | Работа в тетради «Путешествие в страну букв» | 3 мин |
|
10 | Подведение итогов.Мотивация | 1-2 мин |
|
Занятие №15 |
|
| |
1 | Приветствие.Настрой на работу | 1-2 мин |
|
2 | Упражнение на внимание. Поиск цифр по возрастанию | 2-3мин |
|
3 | Работа с ТШ | 2-3 мин |
|
4 | Чтение скороговорок | 3-4 мин | |
5 | Работа с текстом. Чтение на скорость и ответы на вопросы | 3-5 мин | |
6 | Физминутка.Подвижные игры | 2-3 мин | |
7 | Работа с текстом. Чтение хором | 3-4 мин |
|
8 | Упражнения на эрудицию | 3-4 мин |
|
9 | Работа в тетради «Путешествие в страну букв» | 3-5 мин |
|
10 | Подведение итогов .Мотивация | 1-2 мин |
|
Занятие №16 |
| ||
1 | Приветствие.Настрой на работу | 1-2 мин |
|
1 | Артикуляционная гимнастика | 3-4 мин |
|
2 | Работа с текстом. Пословицы и поговорки | 3-4 мин |
|
3 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 3-4 мин |
|
4 | Физминутка.Игра "Сороконожка" | 3-4 мин |
|
5 | Упражнение на воображение. Напиши свое имя по-разному | 2 мин | |
6 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 3-4 мин |
|
7 | Упражнение на эрудицию. "Назови одним словом" | 5 мин |
|
8 | Кинезиологическое упражнение "Ухо - нос" | 2 мин |
|
9 | Подведение итогов.Мотивация | 1-2 мин |
|
| Февраль.Занятие №17 |
|
|
№ | Этапы занятия | Время | Примечание |
1 | Приветствие.настрой на работу | 1-2 мин | |
1 | Упражнение на гармонизацию работы полушарий. | 2 мин |
|
2 | Артикуляционная гимнастика. Работа с текстом. | 3 мин |
|
3 | Упражнение на внимание. Найди отличия | 3-4 мин |
|
4 | Работа с текстом. Чтение по указке. | 3-4 мин |
|
5 | Физминутка.Подвижные игры | 3 мин |
|
6 | Чтение скороговороки с моторчиком. | 3-4 мин |
|
7 | Кинезиологическое упражнение "Ухо - нос" | 2 мин |
|
8 | Работа в тетради «Путешествие в страну букв» | 3-5 мин | |
9 | Подведение итогов.Мотивация | 1-2 мин | |
| Занятие №18 |
|
|
1 | Приветствие.Настрой на работу | 1-2 мин | |
2 | Дыхательная гимнастика. | 1-2 мин | |
2 | Расширение поля зрения. | 3-4 мин | |
3 | Работа с текстом. Чтение по цепочке | 3-4 мин | |
4 | Работа с текстом. Метод "Ощущений" | 3-5 мин | |
5 | Физминутка.Подвижные игры | 2-3 мин | |
5 | Зрительная память. Посмотри и нарисуй | 3-5 мин | |
6 | Работа с текстом. Чтение с разными эмоциями | 3-4 мин |
|
7 | Подведение итогов. Мотивация. | 2-3 мин |
|
Занятие №19 |
| ||
1 | Приветствие. Настрой на работу. | 1-2 мин |
|
2 | Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы | 3-4 мин |
|
3 | Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт" | 3-4 мин |
|
4 | Упражнение на внимание. Найди букву. | 3-4 мин |
|
5 | Физминутка.Подвижные игры | 2-3 мин | |
6 | Зрительная память. Посмотри и нарисуй | 3-5 мин | |
7 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 3-4 мин |
|
8 | Работа в тетради «Путешествие в страну букв» | 3 мин |
|
9 | Подведение итггов.Мотивация | 1-2 мин |
|
Занятие №20 |
| ||
1 | Приветствие .Настрой на работу | 1-2 мин |
|
2 | Чтение скороговорок | 2-3 мин |
|
3 | Упражнение на внимание. Слушай и раскрашивай | 3 мин | |
4 | Работа с ТШ | 2-3 мин | |
5 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 3-4 мин |
|
6 | Физминутка.Подвижные игры | 3-4 мин | |
7 | Работа с текстом. Чтение хором | 4 мин |
|
8 | Мнемотехника. Запомните стихотворение | 3 мин |
|
9 | Подведение итогов.Мотивация | 1-2 мин |
|
Март.Занятие №21 |
| ||
№ | Этапы занятия | Время | Примечание |
1 | Приветствие.Настрой на работу | 1-2 мин |
|
2 | Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы | 3мин |
|
3 | Работа со слоговыми таблицами | 2-3 мин | |
3 | Прочитайте от самой большой к самой маленькой | 3 мин |
|
5 | Работа с текстом. Поиск букв и слов | 4 мин |
|
6 | Физминутка.Подвижные игры | 2-3 мин | |
7 | Чтение скороговорок | 3 мин |
|
8 | Работа в тетради «Путешествие в страну букв» | 3-5 мин |
|
9 | Подведение итогов. Мотивация | 1-2 мин |
|
Занятие №22 |
| ||
1 | Приветствие.Настрой на работу | 1-2 мин |
|
2 | Артикуляционная гимнастика | 2 мин |
|
3 | Чтение скороговорок | 2-3 мин | |
4 | Работа со слоговыми таблицами | 3 мин |
|
5 | Работа с текстом. Чтение хором. | 3-4 мин |
|
6 | Физминутка.Подвижные игры | 2-3 мин |
|
7 | Ребусы. Слова - перевёртыши | 3-4 мин | |
8 | Работа тетради «Путешествие в страну букв» | 3-4 мин | |
9 | Подведение итогов.Мотивация | 1-2 мин | |
Занятие №23 | |||
1 | Приветствие. Настрой на работу. | 1-2 мин | |
2 | Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы | 3 мин | |
3 | Упражнение на внимание. | 3 мин | |
4 | Зрительная память. Посмотри и нарисуй | 3-4 мин | |
5 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 3-4 мин |
|
6 | Физминутка.Подвижные игры | 2-3 мин |
|
7 | Кинезиологическое упражнение | 2-3 мин | |
8 | Мнемотехника.Слоговые цепочки | 3-4 мин |
|
9 | Подведение итогов.Мотивация | 1-2 мин |
|
Занятие №24 |
| ||
1 | Приветствие.Настрой на работу | 1-2 мин | |
2 | Чтение скороговорок | 3 мин | |
3 | Работа с ТШ | 3 мин | |
4 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 3 мин | |
5 | Физминутка.Подвижные игры | 2-3 мин |
|
6 | Мнемотехника. Запомните стихотворение | 4 мин |
|
7 | Слуховая память | 3-4 мин |
|
8 | Работа в тетради «Путешествие в страну букв» | 3 мин |
|
9 | Подведение итогов.Мотивация | 1-2 мин |
|
Апрель.Занятие №25 | |||
№ | Этапы занятия | Время | Примечание |
1 | Приветствие.Настрой на работу | 1-2 мин | |
2 | Упражнение на гармонизацию работы полушарий. | 1-2 мин |
|
3 | Артикуляционная гимнастика. | 3 мин |
|
3 | Упражнение на внимание. Найди отличия | 3-4 мин |
|
4 | Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт" | 3-4 мин |
|
5 | Работа с текстом. Чтение по указке. | 3-4 мин |
|
6 | Физминутка.Подвижные игры | 2-3 мин | |
7 | Чтение скороговороки с моторчиком. | 3-4 мин |
|
8 | Кинезиологическое упражнение | 3 мин |
|
9 | Подведение итогов.Мотивация | 1-2 мин | |
Занятие №26 | |||
1 | Приветствие.Настрой на работу | 1-2 мин | |
2 | Дыхательная гимнастика. | 1-2 мин | |
3 | Расширение поля зрения. | 3-4 мин |
|
4 | Упражнение на внимание. Ребусы/лабиринты/отличия | 3 мин |
|
5 | Работа с текстом. Чтение по цепочке | 3-4 мин |
|
6 | Физминутка.Подвижные игры. | 2-3 мин |
|
7 | Зрительная память. Посмотри и нарисуй | 3-5 мин |
|
8 | Работа с текстом. Чтение с разными эмоциями | 3 мин |
|
9 | Подведение итогов. Мотивация. | 1-2 мин |
|
Занятие №27 |
| ||
1 | Приветствие.Настрой на работу | 1-2 мин | |
2 | Мнемотехника. "Слово-символ" | 3-4 мин |
|
3 | Чтение скороговорок | 3 мин | |
4 | Работа с текстом. Чтение по цепочке | 3-4 мин |
|
5 | Физминутка.Подвижные игры. | 2-3 мин |
|
6 | Работа с текстом. Упражнение на развитие выразительности речи | 3-5 мин |
|
7 | Проговорите на скорость | 3 мин |
|
8 | Расширение словарного запаса. Подбор антонимов | 3 мин |
|
9 | Кинезиологическое упражнение "Гриб - полянка" | 2 мин |
|
10 | Подведение итогов.Мотивация | 1-2 мин |
|
| Занятие №28 | ||
1 | Приветствие.Настрой на работу | 1-2 мин | |
2 | Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы | 3 мин |
|
3 | Прочитайте от самой большой к самой маленькой | 3-4 мин |
|
4 | Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт" | 3 мин | |
5 | Работа с текстом. Поиск букв и слов | 4 мин |
|
6 | Физминутка.Подвижные игры | 2-3 мин |
|
7 | Чтение скороговорок | 2-3 мин |
|
8 | Работа в тетради «Путешествие в страну букв» | 3-4 мин |
|
9 | Подведение итогов. Мотивация | 2 мин |
|
Май.Занятие №29 |
| ||
№ | Этапы занятия | Время | Примечание |
1 | Приветствие. Настрой на работу. | 1-2 мин |
|
2 | Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы | 3 мин |
|
3 | Упражнение на внимание. Найди букву. | 3-4 мин |
|
4 | Зрительная память. Посмотри и нарисуй | 3-5 мин |
|
5 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 3-4 мин | |
6 | Физминутка.Подвижные игры | 2-3 мин |
|
7 | Работа со слоговыми таблицами | 2-3 мин |
|
8 | Работа с текстом. Поиск букв и слов | 3-4 мин |
|
9 | Подведение итогов.Мотивация | 1-2 мин | |
| Занятие №30 |
|
|
1 | Приветствие.Настрой на работу | 1-2 мин | |
2 | Артикуляционная гимнастика | 2-3 мин | |
3 | Чтение скороговорок | 3-4 мин |
|
4 | Периферическое зрение. Работа с таблицей. Цифры | 2-3 мин | |
5 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 3-4 мин |
|
6 | Физминутка.Подвижные игры | 2-3 мин |
|
7 | Работа с текстом. Упражнение на развитие выразительности речи | 3-5 мин |
|
8 | Работа в тетради «Путешествие в страну букв» | 3-4 мин |
|
6 | Кинезиологическое упражнение | 2 мин |
|
7 | Подведение итогов.Мотивация. | 1-2 мин |
|
| Занятие №31 | ||
1 | Приветствие.Настрой на работу | 1-2 мин | |
2 | Работа со слоговыми таблицами | 3 мин | |
3 | Чтение скороговорок | 3 мин | |
4 | Упражнение на внимание | 3 мин | |
5 | Чтение текста с указкой | 3-4 мин | |
6 | Физминутка.Подвижные игры | 2-3 мин |
|
2 | Упражнение на внимание. Поиск цифр по возрастанию | 3 мин |
|
3 | Слуховая память Чтение на скорость и ответы на вопросы | 3-4 мин |
|
4 | Упражнения на эрудицию. | 3-5 мин |
|
5 | Подведение итогов.Мотивация. | 1-2 мин |
|
Занятие №32 |
| ||
1 | Приветствие.Настрой на работу | 1-2 мин | |
2 | Артикуляционная гимнастика | 2-3 мин | |
3 | Работа с ТШ | 3 мин | |
4 | Упражнение на внимание.Филворды/отличия/лабиринты | 3 мин | |
5 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 3-4 мин |
|
6 | Физминутка.Подвижные игры | 2-3 мин |
|
7 | Работа в третради «Путешествие в страну букв» | 3-4 мин |
|
8 | Кинезиологическое упражнение | 2 мин |
|
9 | Подведение итогов.Мотивация | 1-2 мин |
|
Учебный план
№ | Наименование услуги | Возрастные группы | Количество занятий в неделю/ объем недельной образовательной нагрузки (в минутах) |
1 | «Скорочтение» | 6-7 лет | 1/30 |
Расписание занятий
День недели | Время |
Среда | 15:30-16:00 |
ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
к дополнительной образовательной программе
«Скорочтение»
Первое полугодие | Зимние каникулы | Второе полугодие | |
Дата (с-по) | 01.10.2023г. – 30.12.2023г. | 31.12.2023г. – 8.12.2024г. | 9.01.2024г. – 29.05.2024г. |
Количество недель | 13 недель | 9 дней | 19 недель |
Занятия проводятся с 1 октября по 29 мая.
Приложение 2
Диагностика
Пояснительная записка
С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного процесса проводится диагностика в течение всего периода обучения. Диагностика проходит в два этапа: входящая и итоговая.
Входящая диагностика
Цель: выявить уровень знаний воспитанников на начальном этапе обучения.
Задачи:
- выявить уровень теоретических знаний;
- выявить уровень практических знаний на начальном этапе обучения.
Срок проведения: сентябрь.
Форма проведения: контрольное занятие.
Теоретическая часть:
1. Назови отличия гласных и согласных звуков.
2. Назови слово с заданным звуком.
3. Определи и назови первый звук в заданном слове.
Практическая часть:
1. Прочитай слоги, предложенные слова. Раздели слова на слоги.
2. Найди слова в предложенной таблице.
3. Раскрась гласные буквы красным цветом, согласные – синим.
Критерии оценки:
Высокий уровень развития – все задания ребёнок выполняет самостоятельно, без ошибок.
Средний уровень развития – ребёнок выполняет два задания самостоятельно, одно с помощью педагога, делает 1-2 ошибки.
Низкий уровень развития – ребёнок испытывает затруднения при выполнении всех заданий, выполняет только с помощью педагога, при этом делает больше 2 ошибок.
Итоговая диагностика
Цель: выявить уровень усвоения воспитанниками программного материала за весь период обучения, соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы.
Задачи:
- определить степень усвоения практических умений и навыков в соответствии с прогнозируемыми результатами за весь год обучения;
- выявить уровень усвоения теоретических знаний;
- проанализировать полноту реализации программы.
Срок проведения: по итогам реализации программы.
Форма проведения: контрольное занятие.
Содержание
Теоретическая часть:
- Рассказать, что такое «звук», «слог», «слово», «предложение».
- Рассказать, чем отличаются звуки гласные и согласные, твердые – мягкие, глухие – звонкие.
- Назвать свой любимый литературный жанр (басня, сказка, рассказ, стихотворение, фольклор).
Практическая часть:
- Назвать слова, начинающиеся или заканчивающиеся на заданный звук.
- Прочитать наизусть любое стихотворение.
- Прочитать текст на время.
Критерии оценки:
Низкий уровень – ребёнок прочитал менее 20 слов за минуту, не смог выполнить задание или выполнил только с помощью педагога.
Средний уровень – ребёнок прочитал 20-30 слов за минуту, выполнил задание с незначительными ошибками, исправил их самостоятельно.
Высокий уровень – ребёнок прочитал более 30 слов за минуту, выполнил задание самостоятельно и без ошибок.
Приложение 3
Задания для практической части входящей диагностики
Фамилия, имя _________________________________________________
1.Назови буквы, которые ты знаешь:
А К У Е Э Т М П Б И Г З Ё Ю Я Ы О Н В Р Л Д
2.Прочти слоги и слова
БО ВУ ХА УС ОН ИР РИ ДЫ ЭК
НОС РУКА СНЕГ ЛУЖА СЫНОК МАШИНА
Задания для практической части итоговой диагностики
Вариант 1
Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, желтая бабочка и черная бабочка.
Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка – на мак. Желтая – на одуванчик, а черная села на сучок дерева. Летала птица, летала, но не увидела бабочек.
Слов 66, за минуту_______
Отметь слова, в которых есть буква «А»
ВОДА КИНО СОДА ПОЯС ПОЛ ИЗБА ЛЕТО ОКНО КИВИ ИЗЮМ АЛЬТ ВИНА МУХА ПЧЕЛА ОВЦА ОСА КОРА ИГРА
Вариант 2
Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал»
Вошёл медведь в лес. Хрустнула под его тяжёлой лапой сухая веточка. Испугалась белка на ветке, выронила из лапок шишку. Упала шишка, угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сорок, из-под кустов выпрыгнул. Те крик подняли на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать. Тут остановился медведь, насторожил уши: белка лопочет, сороки стрекочут, лоси кусты ломают. Не уйти ли лучше? — подумал медведь. Рявкнул и дал стрекача.
Так медведь сам себя напугал.
Слов 86, за минуту______
Отметь слова, в которых есть буква «И»
ВОДА КИНО СОДА ПОЯС ПОЛ ИЗБА ЛЕТО ОКНО КИВИ ИЗЮМ АЛЬТ ВИНА МУХА ПЧЕЛА ОВЦА ОСА КОРА ИГРА
Список литературы и источников
- 200 текстов для обучения скорочтению / под ред. Г.Ф. Абдулова. – Москва: АСТ, 2019. – 238 с. – Текст: непосредственный.
- Абдулова, Г.Ф. Большая книга по скорочтению и развитию интеллекта / Г.Ф. Абдулова. – Москва: АСТ, 2020. – 157 с. – Текст: непосредственный.
- Абдулова, Г.Ф. Скорочтение: упражнения по развитию навыка. Рабочая тетрадь-тренажёр / Г. Абдулова.-М.: Издательство АСТ, 2020
- Абдулова Г. Скорочтение для детей. Как читать быстрее, запоминать и понимать больше / Гюзель Абдулова; худ. С. Бордюг и Н. Трепенок и др. — М.: Издательство АСТ, 2017. — 112 с.
- Безруких, М.М. Как подготовить ребенка к школе: методическое пособие для учителей нач. кл., воспитателей дошк. учреждений, родителей / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – Тула: Арктоус, 1997. – 97 с.
- Белобрыкина, О.А. Речь и общение: пособие для родителей и педагогов / О.А. Белобрыкина. – Ярославль: Акад. развития, 2011. – 240 с. – Текст: непосредственный.
- Воскобович В.В. Игровое пособие по обучению чтению.
- Жукова, Н.С. Уроки для дошколят. Учимся читать без ошибок / Н.С. Жукова. – М.: 2011. – Текст: непосредственный.
- Узорова, О.В. 100 познавательных текстов для обучения детей чтению / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – Москва: АСТ, 2019. – 95 с. – Текст: непосредственный.
- Чистякова, О.В. Обучение чтению / О.В. Чистякова. – СПб: Литера, 2019. – 64 с. – Текст: непосредственный.
- Чистякова, О.В. Учимся читать / О.В. Чистякова. – СПб: Литера, 2019. – 32 с. – Текст: непосредственный.
- Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: книга для воспитателей детского сада / Г.С. Швайко. – М., 1983. – 64 с. – Текст: непосредственный


