Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В детский сад с радостью!(Эврика)»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«В детский сад с радостью!(Эврика)»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 58.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«В детский сад с радостью!(Эврика)»
Образовательный модуль «стартовый»
Возраст обучающихся: 6 - 7 лет
Срок реализации: 8 месяцев
32 часов
Авторы модуля: Шлиева Валентина Владимировна
город Белоярский, 2022 год
Согласовано: Должность воспитатель | ФИО |
1. Пояснительная записка
Введение
1.1. Модуль разработан в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в ред. от 21.07.2020) Национальный проект «Образование», Федеральные проекты «Современная школа» и «Успех каждого ребенка»;
- Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы» (в ред. от 24.07.2020);
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196);
- Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 30 июня 2020 г. № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242);
- Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР-81/02вн);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ (приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20».
1.2Направленность программа кружка «Наураша» носит опытно-экспериментальную направленность, которая определена особой актуальностью познавательного развития дошкольников в современных условиях.
1.3 Актуальность . Меняется время – меняется ребёнок, меняется отношение к нему. Окружающая предметная среда ребёнка становится всё более насыщенной разного рода электронными приборами. Подрастающее поколение живет в мире электронной культуры и подчас лучше нас разбирается в нем. Их мир игры – это компьютерные игры, электронные игрушки, игровые приставки. Дети воспринимают информацию посредством телевидения, персонального компьютера, которые не всегда несут полезную информацию. Поэтому, для развития детей на современном этапе требуется овладеть способами и приёмами эффективной мыслительной деятельности, основы которой закладываются в дошкольном возрасте, в момент формирования предпосылок для овладения умениями и навыками, необходимыми для развития способности познавать новое, исследовать, думать.
Формирование познавательно-исследовательской активности в лаборатории «Наураша в стране Наурандии» наилучшим образом соответствует социально-педагогическим целям развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, освоению способов познания через открытия. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Данная программа разработана на основе методического руководства: Е. А Шутяева «Наураша в стране Наурандии» и охватывает познавательное развитие детей с 5 до 7 лет. В программе прослеживается преемственность от одной возрастной группы к другой.
1.4 Цель образовательного модуля: - знакомство детей с новым видом художественно – творческой деятельности техника « Изонить»;
- развитие навыков ручного труда у детей старшего дошкольного возраста;
- подержание интереса детей к художественно – творческой деятельности.
1.5. Задачи модуля:
Предметные/обучающие: - эффективным для познавательно-исследовательского развития детей является технология проблемного обучения, следуя которой ребёнок сам является открывателем нового опыта. Основным методом обучения является экспериментальная деятельность в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии». Модульная детская лаборатория «Наураша в стране Наурандии» состоит из 8 лабораторий, в каждой из которых дошкольникам предлагается одна из тем: «Температура», «Свет», «Звук», «Сила», «Электричество», «Кислотность», «Пульс», «Магнитное поле». В составе комплектов по всем темам имеются:
- датчик «Божья коровка», измеряющий соответствующую теме физическую величину;
- набор вспомогательных предметов для измерений;
- сопутствующая компьютерная программа;
- брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек компьютерных сцен.
Данная программа позволит дошкольникам приоткрыть дверь в мир физики, химии и биологии.
Метапредметные/Образовательные (обучающие):
- формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни;
- формирование целостной картины мира и расширение кругозора;
- способствовать формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о температуре, свете, звуке, силе, электричестве, кислотности, пульсе имагнитном поле.
Развивающие:
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- пробудить в ребёнке интерес к исследованию окружающего мира и стремление к новым знаниям;
Воспитательные:
- воспитание общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками
1.6. Отличительная особенность модуля:
Данный модуль реализуется с помощью видеохостинга. Обучающийся сможет реализовывать свой образовательный процесс в свободном графике, в любое удобное для него время. Модуль доступен по приватной ссылке, без регистрации. Обратная связь осуществляется в индивидуальном порядке, самостоятельная работа и взаимодействие с преподавателем осуществляется в электронной образовательной̆ среде. особенностью программы является развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников посредством опытов в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».
При составлении комплексно-тематического планирования содержания организованной деятельности использовались следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие.
1.7. Характеристика модуля:
Содержание модуля направлено формирование интереса к естественным наукам: биологии, химии, генетики.
Содержание модуля включает лекционные занятия, позволяющие получить представление о развитии биологических наук, технологиях, современной практике для определения познавательной самостоятельности школьников.
Метапредметные результаты соответствуют требованиям к результатам образования действующего ФГОС ООО, ФГОС СПО.
1.8. Адресат модуля:
Модуль рассчитан на обучающихся 5- 6 лет
Наполняемость группы 5 человек
1.9. Объем модуля:
- объем 32 академических часа.
- срок реализации модуля 8 месяцев 2022-2023 года
1.10. Периодичность и продолжительность занятий
25 минут
1.11. Уровень освоения модуля: стартовый.
1.12. Планируемые результаты
Предметные результаты: работа по программе позволит:
- повысить уровень дошкольной готовности детей;
- развить познавательную активность, интерес к окружающему миру, желание узнать новое;
- приобрести ряд познавательных умений и навыков.
Будут знать:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; 12
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Будут уметь:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку;
-вносить коррективы в действия
Будут владеть: быстрое включение в активный познавательный процесс;
- самостоятельное пользование материалом;
- постановка цели и нахождение путей ее достижения;
- самостоятельность при поиске открытий
- проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;
- настойчивость в отстаивании своего мнения;
- расширение кругозора детей;
- развитие критического мышления и речи;
- проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе её информацию об объекте
Личностные результаты освоения модуля обучающимися:
Будут проявлять: интерес к техники ниткографии (или изонити) – как одного из видов прикладного искусства.
Метапредметные результаты освоения модуля обучающимися:
Будут развиты: самостоятельно ставит проблему;
- выдвигает гипотезы, предположения;
- самостоятельно планирует деятельность;
- выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
- доводит дело до конца;
-ребенок формулирует в речи достигнут или нет результат, делает выводы
1.13. Формы контроля и подведения итогов реализации модуля
Формы контроля и способы определения результативности освоения программы.
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Входной контроль | ||
В начале образовательного модуля | Определение уровня подготовки обучающихся | Педагогическое наблюдение, выполнение задания |
Текущий контроль | ||
В течение всего образовательного модуля с целью непрерывного отслеживания уровня усвоения материала, выполнения работ и стимулирования обучающихся | Для реализации текущего контроля в процессе объяснения теоретического материала преподаватель обращается к учащимся с вопросами и короткими заданиями; в процессе выполнения практических работ преподаватель контролирует и оценивает выполненные этапы работы | Педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий |
Тематический контроль | ||
В конце каждого раздела | Тематический контроль в виде выполнения практических заданий и тестов по итогам каждого раздела с целью систематизировать, обобщить и закрепить материал. Проверяются и рецензируются практические домашние задания | Выполнение практических заданий и упражнений
|
Итоговый контроль | ||
В конце учебного модуля по окончании обучения по программе | Итоговый контроль в форме выполнения заданий | Итоги: выставка работ |
- Организационно-педагогические условия реализации модуля
2.1. Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы проведения | ||||
Теория | Теория Практика | Всего | |||||
1 | Введение. Знако мство с Наурашей и страной Наурандией | 1 | 1 | Беседа, обсуждение. | Крицкая В.В | ||
2 | Введение .Знако мство с Наурашей и страной Наурандией | 1 | 1 | Беседа, обсуждение | Крицкая В.В | ||
3 | Тепло или холодно | 1 | 1 | Эксперимент. | Крицкая В.В | ||
4 | Лед и пламя | 1 | 1 | Эксперимент. | Крицкая В.В | ||
5 | Температура комфорта | 1 | 1 | Эксперимент. | Крицкая В.В | ||
6 | Игровые измерения (закрепление пройденного материала) | 1 | 1 | Эксперимент. | Крицкая В.В | ||
7 | Что такое свет? | 1 | 1 | Эксперимент. | Крицкая В.В | ||
8 | Свет и растения | 1 | 1 | Эксперимент. | Крицкая В.В | ||
9 | Прохождение света через объекты | 1 | 1 | Эксперимент. | Крицкая В.В | ||
10 | Игровые измерения (закрепление пройденного материала) | 1 | 1 | Эксперимент. | Крицкая В.В | ||
11 | Что такое электричество | 1 | 1 | Эксперимент. | Крицкая В.В | ||
12 | Почему горит лампочка | 1 | 1 | Эксперимент. | Крицкая В.В | ||
13 | Игровые измерения (закрепление пройденного материала) | 1 | 1 | Эксперимент. | Крицкая В.В | ||
14 | Что такое кислотность? | 1 | 1 | Эксперимент. | Крицкая В.В | ||
15 | Игровые измерения «Кислотная лаборатория» (закрепление пройденного материала) | 1 | 1 | Эксперимент. | Крицкая В.В | ||
16 | Магнитные чудеса | 1 | 1 | Эксперимент. | Крицкая В.В | ||
17 | Земля – это магнит | 1 | 1 | Эксперимент. | Крицкая В.В | ||
18 | Игровые измерения (закрепление пройденного материала) | 1 | 1 | Эксперимент. | Крицкая В.В | ||
19 | Что такое пульс | 1 | 1 | Эксперимент. | Крицкая В.В | ||
20 | Игровые измерения (закрепление пройденного материала) | 1 | 1 | Эксперимент. | Крицкая В.В | ||
21 | Что такое сила | 1 | 1 | Эксперимент. | Крицкая В.В | ||
22 | Сила удара | 1 | 1 | Эксперимент. | Крицкая В.В | ||
23 | Игровые измерения (закрепление пройденного материала) | 1 | 1 | Эксперимент. | Крицкая В.В | ||
24 | Что такое звук | 1 | 1 | Эксперимент. | Крицкая В.В | ||
25 | Звук передается по воздуху | 1 | 1 | Эксперимент. | Крицкая В.В | ||
26 | Такой разный шум | 1 | 1 | Эксперимент. | Крицкая В.В | ||
27 | Игровые измерения (закрепление пройденного материала) | 1 | 1 | Эксперимент. | Крицкая В.В | ||
28 | Работа в лаборатории по выбору детей (закрепление пройденного материала) | 1 | 1 | Эксперимент. | Крицкая В.В | ||
29 | Демонстрация опытов и рассказ о них дошкольникам других групп | 1 | 1 | Научно-познавательное развлечение | Крицкая В.В | ||
30 | КВН | 1 | 1 | Научно-познавательное развлечение | Крицкая В.В | ||
31 | Работа в лаборатории по выбору детей (закрепление пройденного материала) | 1 | 1 | Эксперимент. | Крицкая В.В | ||
32 | Проведение совместного заседания экспериментальной лаборатории с участием родителей. | 1 | 1 | Научно-познавательное мероприятие | Крицкая В.В | ||
Всего | 2 | 30 | 32 | ||||
2.2. Календарный план
Год обучения | Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
8 месяцев | 01. 10. 2022 года | 31.05. 2023 года | 4 | 1 | 1 занятия в неделю по 25 мин |
2.3. Содержание обучения
Введение. «Профессии будущего»
Теория: Перспективные отрасли и профессии на ближайшие 15–20 лет. Активно-развивающиеся отрасли, новые технологии, продукты, практики управления и новые специалисты, которые потребуются работодателям.
Практическое задание: Выполнение задания на платформе google-диск.
2.4. Условия реализации модуля:
2.4.1. Материально-техническое обеспечение:
Интернет для доступа к информационным ресурсам.
2.4.2. Программное обеспечение:
презентация «Детская цифровая лаборатория Наураша» | http://org.naurasha.ru/ | Требуется регистрация |
опыт работы, методическая разработка по окружающему миру по теме: «Наураша в стране Наурандии». | http://nsportal.ru/ | Требуется регистрация |
Электронно-образовательные ресурсы | ||
- презентация «Детская цифровая лаборатория Наураша» | https://infourok.ru/ | Требуется регистрация |
2.5. Кадровое обеспечение:
Для реализации Программы используются следующие дополнительные методические материалы и средства обучения:
- для измерения температуры: свеча, настольная лампа с лампой накаливания,
кубики льда, одноразовые стаканчики, мороженое, ватные диски;
- для изучения темы «Электричество»: яблоко, клубень картофеля, ёмкость с
солёной водой, б/у батарейки;
- для изучения темы «Кислотность»: ёмкость для промывки датчика, сок, вода,
газированная вода;
- для измерения магнитного поля: пластмассовая или мягкая игрушка, различные
магниты (магнитные буквы, магниты на холодильник), пластиковые стаканчики,
скрепки;
- для измерения силы: небольшой игрушечный автомобиль;
- для измерения звука: различные предметы, издающие шумовые и музыкальные
звуки; фрагменты записи голосов живой природы; схема строения органов слуха
человека;
- для измерения света: надувной мяч «Глобус», модель солнечной системы,
глобус, фонарики.
2.6 Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | 22 | 16.15 | Беседа | 1 | Введение. Знако мство с Наурашей и страной Наурандией | Помещение группы | |
2 | сентябрь | 29 | 16.15 | Беседа Игры -эксперименты | 1 | Введение Знако мство с Наурашей и страной Наурандией | Помещение группы | |
3 | октябрь | 6 | 16.15 | Беседа Игры -эксперименты | 1 | Тепло или холодно | Помещение группы | Эксперимент |
4 | октябрь | 13 | 16.15 | Беседа Игры -эксперименты | 1 | Лед и пламя | Помещение группы | Эксперимент |
5 | октябрь | 20 | 16.15 | Беседа Игры -эксперименты | 1 | Температура комфорта | Помещение группы | Эксперимент |
6 | октябрь | 27 | 16.15 | Беседа Игры -эксперименты | 1 | Игровые измерения (закрепление пройденного материала) | Помещение группы | Эксперимент |
7 | ноябрь | 3 | 16.15 | Беседа Игры -эксперименты | 1 | Что такое свет? | Помещение группы | Эксперимент |
8 | ноябрь | 10 | 16.15 | Беседа Игры -эксперименты | 1 | Свет и растения | Помещение группы | Эксперимент |
9 | ноябрь | 17 | 16.15 | Беседа Игры -эксперименты | 1 | Прохождение света через объекты | Помещение группы | Эксперимент |
10 | ноябрь | 24 | 16.15 | Беседа Игры -эксперименты | 1 | Игровые измерения (закрепление пройденного материала) | Помещение группы | Эксперимент |
11 | декабрь | 1 | 16.15 | Беседа Игры -эксперименты | 1 | Что такое электричество | Помещение группы | Эксперимент |
12 | декабрь | 8 | 16.15 | Беседа Игры -эксперименты | 1 | Почему горит лампочка | Помещение группы | Эксперимент |
13 | декабрь | 15 | 16.15 | Беседа Игры -эксперименты | 1 | Игровые измерения (закрепление пройденного материала) | Помещение группы | Эксперимент |
14 | декабрь | 29 | 16.15 | Беседа Игры -эксперименты | 1 | Что такое кислотность? | Помещение группы | Эксперимент |
15 | январь | 5 | 16.15 | Беседа Игры -эксперименты | 1 | Игровые измерения «Кислотная лаборатория» (закрепление пройденного материала) | Помещение группы | Эксперимент |
16 | январь | 12 | 16.15 | Беседа Игры -эксперименты | 1 | Магнитные чудеса | Помещение группы | Эксперимент |
17 | январь | 19 | 16.15 | Беседа Игры -эксперименты | 1 | Земля – это магнит | Помещение группы | Эксперимент |
18 | январь | 26 | 16.15 | Беседа Игры -эксперименты | 1 | Игровые измерения (закрепление пройденного материала) | Помещение группы | Эксперимент |
19 | февраль | 2 | 16.15 | Беседа Игры -эксперименты | 1 | Что такое пульс | Помещение группы | Эксперимент |
20 | февраль | 9 | 16.15 | Беседа Игры -эксперименты | 1 | Игровые измерения (закрепление пройденного материала) | Помещение группы | Эксперимент |
21 | февраль | 16 | 16.15 | Беседа Игры -эксперименты | Что такое сила | Помещение группы | Эксперимент | |
22 | февраль | 23 | 16.15 | Беседа Игры -эксперименты | 1 | Сила удара | Помещение группы | Эксперимент |
23 | март | 2 | 16.15 | Беседа Игры -эксперименты | 1 | Игровые измерения (закрепление пройденного материала) | Помещение группы | Эксперимент |
24 | март | 9 | 16.15 | Беседа Игры -эксперименты | 1 | Что такое звук | Помещение группы | Эксперимент |
25 | март | 16 | 16.15 | Беседа Игры -эксперименты | 1 | Звук передается по воздуху | Помещение группы | Эксперимент |
26 | март | 23 | 16.15 | Беседа Игры -эксперименты | 1 | Такой разный шум | Помещение группы | Эксперимент |
27 | апрель | 6 | 16.15 | Беседа Игры -эксперименты | 1 | Игровые измерения (закрепление пройденного материала) | Помещение группы | Эксперимент |
28 | апрель | 13 | 16.15 | Беседа Игры -эксперименты | 1 | Работа в лаборатории по выбору детей (закрепление пройденного материала) | Помещение группы | Эксперимент |
29 | апрель | 20 | 16.15 | Беседа Игры -эксперименты | 1 | Демонстрация опытов и рассказ о них дошкольникам других групп | Помещение группы | Научно-познавательное развлечение |
30 | апрель | 27 | 16.15 | Беседа Игры -эксперименты | 1 | КВН | Помещение группы | Научно-познавательное развлечение |
31 | май | 4 | 16.15 | Беседа Игры -эксперименты | 1 | Работа в лаборатории по выбору детей (закрепление пройденного материала) | Помещение группы | Эксперимент |
32 | май | 11 | 16.15 | Беседа Игры -эксперименты | 1 | Проведение совместного заседания экспериментальной лаборатории с участием родителей. | Помещение группы | Научно-познавательное мероприятие |
2.7. Информационные источники
- Доронова Т.Н.Дошкольное учреждение и семья-единое пространство детского развития.-М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2001
- Калинина Т.В. Управление ДОУ «Новые информационные технологии в дошкольном детстве».- М.: Сфера, 2008
- Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность- Спб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2015
- Леонова Л.А. Дошкольник и компьютер: медико-гигиенические рекомендации – M.: MODДЭК, 2004;
- Моторин В. М. «Воспитательные возможности компьютерных игр». -Дошкольное воспитание, 2000г., №1;
- Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования- Спб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2015
- Педагогические условия применения компьютерных игр в воспитании и обучении дошкольников. Материал с сайта Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" и "Интернет - Гномик" (i-Gnom.ru);
- Шутяева Е.А. Наураша в стране Наурандии» Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов М.:Издательство «Ювента» ,2015