Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В детский сад с радостью!(Эврика)»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

  «В детский сад с радостью!(Эврика)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_dop_shlieva_v.v_2022-2023g.docx58.7 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

  «В детский сад с радостью!(Эврика)»

                              Образовательный модуль «стартовый»

Возраст обучающихся: 6 - 7 лет

Срок реализации: 8 месяцев

32 часов

                                           Авторы модуля: Шлиева Валентина Владимировна

                                                 город Белоярский, 2022 год

Согласовано:

Должность воспитатель

ФИО


1.  Пояснительная записка

Введение

1.1. Модуль разработан в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в ред. от 21.07.2020) Национальный проект «Образование», Федеральные проекты «Современная школа» и «Успех каждого ребенка»;

- Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;

- Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы» (в ред. от 24.07.2020);

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.;

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196);

- Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;

- Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 30 июня 2020 г. № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242);

- Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019 года № МР-81/02вн);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ (приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391);

- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20».

1.2Направленность  программа кружка «Наураша» носит опытно-экспериментальную направленность, которая определена особой актуальностью     познавательного развития дошкольников в современных условиях.

1.3 Актуальность    . Меняется время – меняется ребёнок, меняется отношение к нему. Окружающая предметная среда ребёнка становится всё более насыщенной разного рода электронными приборами. Подрастающее поколение живет в мире электронной культуры и подчас лучше нас разбирается в нем. Их мир игры – это компьютерные игры, электронные игрушки, игровые приставки. Дети воспринимают информацию посредством телевидения, персонального компьютера, которые не всегда несут полезную информацию. Поэтому, для развития детей на современном этапе требуется овладеть способами и приёмами эффективной мыслительной деятельности, основы которой закладываются в дошкольном возрасте, в момент формирования предпосылок для овладения умениями и навыками, необходимыми для развития способности познавать новое, исследовать, думать.

Формирование познавательно-исследовательской активности в лаборатории «Наураша в стране Наурандии» наилучшим образом соответствует социально-педагогическим целям развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, освоению способов познания через открытия. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Данная программа разработана на основе методического руководства: Е. А Шутяева «Наураша в стране Наурандии» и охватывает познавательное развитие детей с 5 до 7 лет. В программе прослеживается преемственность от одной возрастной группы к другой.

1.4 Цель образовательного модуля: - знакомство детей с новым видом художественно – творческой деятельности техника « Изонить»;

- развитие навыков ручного труда у детей старшего дошкольного возраста;

- подержание интереса детей к художественно – творческой деятельности.

1.5. Задачи модуля:

Предметные/обучающие: - эффективным для познавательно-исследовательского  развития детей является технология проблемного обучения, следуя которой ребёнок сам является открывателем нового опыта. Основным методом обучения является экспериментальная деятельность в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии». Модульная детская лаборатория «Наураша в стране Наурандии» состоит из 8 лабораторий, в каждой из которых дошкольникам предлагается одна из тем: «Температура», «Свет», «Звук», «Сила», «Электричество», «Кислотность», «Пульс», «Магнитное поле». В составе комплектов по всем темам имеются:

  • датчик «Божья коровка», измеряющий соответствующую теме физическую величину;
  • набор вспомогательных предметов для измерений;
  • сопутствующая компьютерная программа;
  • брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек компьютерных сцен.

Данная программа позволит дошкольникам приоткрыть дверь в мир физики, химии и биологии.

Метапредметные/Образовательные (обучающие):

  • формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни;
  • формирование целостной картины мира и расширение кругозора;
  • способствовать формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о температуре, свете, звуке, силе, электричестве, кислотности, пульсе имагнитном поле.

Развивающие:

  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  • пробудить в ребёнке интерес к исследованию окружающего мира и стремление к новым знаниям;

Воспитательные:

  • воспитание общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками

1.6. Отличительная особенность модуля:

Данный модуль реализуется с помощью видеохостинга. Обучающийся сможет реализовывать свой образовательный процесс в свободном графике, в любое удобное для него время. Модуль доступен по приватной ссылке, без регистрации. Обратная связь осуществляется в индивидуальном порядке, самостоятельная работа и взаимодействие с преподавателем осуществляется в электронной образовательной̆ среде. особенностью программы является развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников посредством опытов в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».

При составлении комплексно-тематического планирования содержания организованной деятельности использовались следующие образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие.

1.7. Характеристика модуля:

Содержание модуля направлено формирование интереса к естественным наукам: биологии, химии, генетики.

Содержание модуля включает лекционные занятия, позволяющие получить представление о развитии биологических наук, технологиях, современной практике для определения познавательной самостоятельности школьников.

Метапредметные результаты соответствуют требованиям к результатам образования действующего ФГОС ООО, ФГОС СПО.

1.8. Адресат модуля:

Модуль рассчитан на обучающихся  5- 6 лет 

Наполняемость группы 5 человек

1.9. Объем модуля:

- объем 32 академических часа.

- срок реализации модуля 8 месяцев 2022-2023 года

1.10. Периодичность и продолжительность занятий

   25 минут

1.11. Уровень освоения модуля: стартовый.

1.12. Планируемые результаты

Предметные результаты: работа по программе позволит:

  • повысить уровень дошкольной готовности детей;
  • развить познавательную активность, интерес к окружающему миру, желание узнать новое;
  • приобрести ряд познавательных умений и навыков.

Будут знать:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

 - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; 12

 - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Будут уметь: 

-принимать и сохранять учебную задачу;

 -учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

 -планировать свои действия;

 -осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

 -адекватно воспринимать оценку;

-вносить коррективы в действия

Будут владеть: быстрое включение в активный познавательный процесс;

- самостоятельное пользование материалом;

- постановка цели и нахождение путей ее достижения;

- самостоятельность при поиске открытий

- проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;

- настойчивость в отстаивании своего мнения;

 - расширение кругозора детей;

- развитие критического мышления и речи;

- проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе её информацию об объекте

Личностные результаты освоения модуля обучающимися:

Будут проявлять: интерес к техники ниткографии (или изонити) – как одного из видов прикладного искусства.

Метапредметные результаты освоения модуля обучающимися:

Будут развиты: самостоятельно ставит проблему;

- выдвигает гипотезы, предположения;

- самостоятельно планирует деятельность;

- выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности;

 - доводит дело до конца;

 -ребенок формулирует в речи достигнут или нет результат, делает выводы

1.13. Формы контроля и подведения итогов реализации модуля

Формы контроля и способы определения результативности освоения программы.

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Входной контроль

В начале образовательного модуля

Определение уровня подготовки обучающихся

Педагогическое наблюдение, выполнение задания

Текущий контроль

В течение всего образовательного модуля с целью непрерывного отслеживания уровня усвоения материала, выполнения работ и стимулирования обучающихся

Для реализации текущего контроля в процессе объяснения теоретического материала преподаватель обращается к учащимся с вопросами и короткими заданиями; в процессе выполнения практических работ преподаватель контролирует и оценивает выполненные этапы работы

Педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий

Тематический контроль

В конце каждого раздела

Тематический контроль в виде выполнения практических заданий и тестов по итогам каждого раздела с целью систематизировать, обобщить и закрепить материал. Проверяются и рецензируются практические домашние задания

Выполнение практических заданий и упражнений

 

Итоговый контроль

В конце учебного модуля по окончании обучения по программе

Итоговый контроль в форме выполнения  заданий

Итоги: выставка работ

  1. Организационно-педагогические условия реализации модуля

2.1. Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы проведения

Теория

Теория

Практика

Всего

1

Введение. Знако мство с Наурашей и страной Наурандией

1

1

Беседа, обсуждение.

Крицкая В.В

2

Введение .Знако мство с Наурашей и страной Наурандией

1

1

Беседа, обсуждение

Крицкая В.В

3

Тепло или холодно

1

1

Эксперимент.

Крицкая В.В

4

Лед и пламя

1

1

Эксперимент.

Крицкая В.В

5

Температура комфорта

1

1

Эксперимент.

Крицкая В.В

6

Игровые измерения (закрепление пройденного материала)

1

1

Эксперимент.

Крицкая В.В

7

Что такое свет?

1

1

Эксперимент.

Крицкая В.В

8

Свет и растения

1

1

Эксперимент.

Крицкая В.В

9

Прохождение света через объекты

1

1

Эксперимент.

Крицкая В.В

10

Игровые измерения (закрепление пройденного материала)

1

1

Эксперимент.

Крицкая В.В

11

Что такое электричество

1

1

Эксперимент.

Крицкая В.В

12

Почему горит лампочка

1

1

Эксперимент.

Крицкая В.В

13

Игровые измерения (закрепление пройденного материала)

1

1

Эксперимент.

Крицкая В.В

14

Что такое кислотность?

1

1

Эксперимент.

Крицкая В.В

15

Игровые измерения «Кислотная лаборатория» (закрепление пройденного материала)

1

1

Эксперимент.

Крицкая В.В

16

Магнитные чудеса

1

1

Эксперимент.

Крицкая В.В

17

Земля – это магнит

1

1

Эксперимент.

Крицкая В.В

18

Игровые измерения (закрепление пройденного материала)

1

1

Эксперимент.

Крицкая В.В

19

Что такое пульс

1

1

Эксперимент.

Крицкая В.В

20

Игровые измерения (закрепление пройденного материала)

1

1

Эксперимент.

Крицкая В.В

21

Что такое сила

1

1

Эксперимент.

Крицкая В.В

22

Сила удара

1

1

Эксперимент.

Крицкая В.В

23

Игровые измерения (закрепление пройденного материала)

1

1

Эксперимент.

Крицкая В.В

24

Что такое звук

1

1

Эксперимент.

Крицкая В.В

25

Звук передается по воздуху

1

1

Эксперимент.

Крицкая В.В

26

Такой разный шум

1

1

Эксперимент.

Крицкая В.В

27

Игровые измерения (закрепление пройденного материала)

1

1

Эксперимент.

Крицкая В.В

28

Работа в лаборатории по выбору детей (закрепление пройденного материала)

1

1

Эксперимент.

Крицкая В.В

29

Демонстрация опытов и рассказ о них дошкольникам других групп

1

1

Научно-познавательное развлечение

Крицкая В.В

30

КВН

1

1

Научно-познавательное развлечение

Крицкая В.В

31

Работа в лаборатории по выбору детей (закрепление пройденного материала)

1

1

Эксперимент.

Крицкая В.В

32

Проведение совместного заседания экспериментальной лаборатории с участием родителей.

1

1

Научно-познавательное мероприятие

Крицкая В.В

Всего

2

30

32

2.2. Календарный план

Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

8 месяцев

01. 10. 2022 года

31.05. 2023 года

4

1

1 занятия в неделю по

25 мин

2.3. Содержание обучения

Введение. «Профессии будущего»

Теория: Перспективные отрасли и профессии на ближайшие 15–20 лет. Активно-развивающиеся отрасли, новые технологии, продукты, практики управления и новые специалисты, которые потребуются работодателям.

Практическое задание: Выполнение задания на платформе google-диск.

2.4. Условия реализации модуля:

2.4.1. Материально-техническое обеспечение:

Интернет для доступа к информационным ресурсам.

2.4.2. Программное обеспечение:

 презентация «Детская цифровая лаборатория Наураша»

http://org.naurasha.ru/

Требуется регистрация

опыт работы, методическая разработка по окружающему миру по теме: «Наураша в стране Наурандии».

http://nsportal.ru/

Требуется регистрация

Электронно-образовательные ресурсы

- презентация «Детская цифровая лаборатория Наураша»

https://infourok.ru/

Требуется регистрация

2.5. Кадровое обеспечение:

 Для реализации Программы используются следующие дополнительные методические материалы и средства обучения:

  • для измерения температуры: свеча, настольная лампа с лампой накаливания,

кубики льда, одноразовые стаканчики, мороженое, ватные диски;

  • для изучения темы «Электричество»: яблоко, клубень картофеля, ёмкость с

солёной водой, б/у батарейки;

  • для изучения темы «Кислотность»: ёмкость для промывки датчика, сок, вода,

газированная вода;

  • для измерения магнитного поля: пластмассовая или мягкая игрушка, различные

магниты (магнитные буквы, магниты на холодильник), пластиковые стаканчики,

скрепки;

  • для измерения силы: небольшой игрушечный автомобиль;
  • для измерения звука: различные предметы, издающие шумовые и музыкальные

звуки; фрагменты записи голосов живой природы; схема строения органов слуха

человека;

  • для измерения света: надувной мяч «Глобус», модель солнечной системы,

глобус, фонарики.

2.6                         Календарный учебный график

п/п

Месяц

Число

Время проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1

сентябрь

22

16.15

Беседа

1

Введение. Знако мство с Наурашей и страной Наурандией

Помещение группы

2

сентябрь

29

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Введение Знако мство с Наурашей и страной Наурандией

Помещение группы

3

октябрь

6

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Тепло или холодно

Помещение группы

Эксперимент

4

октябрь

13

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Лед и пламя

Помещение группы

Эксперимент

5

октябрь

20

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Температура комфорта

Помещение группы

Эксперимент

6

октябрь

27

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Игровые измерения (закрепление пройденного материала)

Помещение группы

Эксперимент

7

ноябрь

3

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Что такое свет?

Помещение группы

Эксперимент

8

ноябрь

10

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Свет и растения

Помещение группы

Эксперимент

9

ноябрь

17

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Прохождение света через объекты

Помещение группы

Эксперимент

10

ноябрь

24

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Игровые измерения (закрепление пройденного материала)

Помещение группы

Эксперимент

11

декабрь

1

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Что такое электричество

Помещение группы

Эксперимент

12

декабрь

8

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Почему горит лампочка

Помещение группы

Эксперимент

13

декабрь

15

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Игровые измерения (закрепление пройденного материала)

Помещение группы

Эксперимент

14

декабрь

29

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Что такое кислотность?

Помещение группы

Эксперимент

15

январь

5

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Игровые измерения «Кислотная лаборатория» (закрепление пройденного материала)

Помещение группы

Эксперимент

16

январь

12

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Магнитные чудеса

Помещение группы

Эксперимент

17

январь

19

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Земля – это магнит

Помещение группы

Эксперимент

18

январь

26

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Игровые измерения (закрепление пройденного материала)

Помещение группы

Эксперимент

19

февраль

2

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Что такое пульс

Помещение группы

Эксперимент

20

февраль

9

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Игровые измерения (закрепление пройденного материала)

Помещение группы

Эксперимент

21

февраль

16

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

Что такое сила

Помещение группы

Эксперимент

22

февраль

23

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Сила удара

Помещение группы

Эксперимент

23

март

2

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Игровые измерения (закрепление пройденного материала)

Помещение группы

Эксперимент

24

март

9

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Что такое звук

Помещение группы

Эксперимент

25

март

16

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Звук передается по воздуху

Помещение группы

Эксперимент

26

март

23

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Такой разный шум

Помещение группы

Эксперимент

27

апрель

6

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Игровые измерения (закрепление пройденного материала)

Помещение группы

Эксперимент

28

апрель

13

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Работа в лаборатории по выбору детей (закрепление пройденного материала)

Помещение группы

Эксперимент

29

апрель

20

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Демонстрация опытов и рассказ о них дошкольникам других групп

Помещение группы

Научно-познавательное развлечение

30

апрель

27

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

КВН

Помещение группы

Научно-познавательное развлечение

31

май

4

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Работа в лаборатории по выбору детей (закрепление пройденного материала)

Помещение группы

Эксперимент

32

май

11

16.15

Беседа

Игры -эксперименты

1

Проведение совместного заседания экспериментальной лаборатории с участием родителей.

Помещение группы

Научно-познавательное мероприятие

2.7. Информационные источники

  1. Доронова Т.Н.Дошкольное учреждение и семья-единое пространство детского развития.-М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2001
  2. Калинина Т.В. Управление ДОУ «Новые информационные технологии в дошкольном детстве».- М.: Сфера, 2008
  3. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность- Спб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2015
  4. Леонова Л.А. Дошкольник и компьютер: медико-гигиенические рекомендации – M.: MODДЭК, 2004;
  5. Моторин В. М. «Воспитательные возможности компьютерных игр». -Дошкольное воспитание, 2000г., №1;
  6. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования- Спб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2015
  7. Педагогические условия применения компьютерных игр в воспитании и обучении дошкольников. Материал с сайта Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" и "Интернет - Гномик" (i-Gnom.ru);
  8. Шутяева Е.А. Наураша в стране Наурандии» Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов М.:Издательство «Ювента» ,2015