План по самообразованию

Янобекова Юлия Александровна

План по самообразованию

«Воспитание нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста через художественную литературу»

на 2024 – 2025 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobr_2024.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад №2

План по самообразованию

«Воспитание нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста через художественную литературу»

на 2024 – 2025 учебный год.

Воспитатель:

Янобекова Ю.А.

г. Верхняя Пышма

2024г.

Тема : «Воспитание нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста через художественную литературу»

Актуальность:

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и человеческих ценностей.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах

являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители — первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.

Велика роль телевидения и средств массовой информации. В наше время

телевидение и детский сад выступают соперниками в борьбе за ребенка. На плечи воспитателей ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он вырос не бездумным и равнодушным человеком.

Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум

ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.

Принимая во внимание актуальность имеющейся проблемы, мною была

определена тема самообразования: «Воспитание нравственных качеств у детей

среднего дошкольного возраста через художественную литературу».

Цель:

Способствовать формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством чтения художественных произведений.

Задачи:

- Проанализировать методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме;

- Подобрать художественную литературу, способствующую нравственному воспитанию детей;

- Развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев, учить давать оценку своему поведению;

- Вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.

Предполагаемый результат:

1. Формирование у детей ценностного отношения к книге.

2. Развитие у детей интереса к чтению художественной литературы.

3. Позитивное отношение детей к окружающему миру, другим людям и самому себе; потребность и готовность проявлять сострадание и сострадание.

4.Семьи воспитанников начинают уделять больше внимания чтению художественной литературы дома.

Срок реализации: 1 год (2024-2025 учебный год)

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по нравственному воспитанию дошкольников.

Свою работу я разделила на три этапа

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы:

2 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на нравственное развитие .

3 этап – создание в группе предметно-развивающей среды и оформление картотек.

Методическая работа

Формы работы

Сроки

Форма отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой

Сентябрь 2024г.

Список использованной литературы

Составление календарно — тематического планирования

Сентябрь 2024

Создание предметно-развивающей среды

В течение года.

Наличие картотек по играм

Проведение консультации для родителей

В течение года

Конспект консультации

Работа с детьми

Формы работы

Сроки

Форма отчета

Словесная

Беседы;

Игры-беседы;

Рассказ;

Чтение художественной литературы;

Использование игровых ситуаций;

Игры - беседы с персонажами сказок;

Сочинение историй.

В течение года

фото отчет

Наглядная

Групповые выставки;

Рассматривание иллюстраций.

В течение года

Работы детей и фото отчет

Практическая

Игры – драматизации;

Игры – инсценировки;

Игры – забавы;

Подвижные игры;

Пальчиковые игры;

Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера;

Рисование;

Тематические занятия;

Пальчиковая гимнастика;

Дидактические игры;

Физкультминутки;

В течение года

Картотека, фото отчет. Работа детей

Отчет по самообразованию

Май 2024г.

Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств

посредством детской художественной литературы является работа с семьей.

Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.

Работа с родителями

Формы работы

Сроки

Форма отчета

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

В течение года

фото отчет

Подготовить консультацию для родителей «Роль книги в семье»

Сентябрь 2024г.

консультация

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире,

сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно  художественные произведения помогают им разобраться в том, что есть добро

и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные

произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно- эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.

Решая задачу нравственности у дошкольников, детская художественная

литература играет большую роль. С помощью детской художественной литературы у воспитанников формируются нравственные качества:

- умение оценивать свой поступок и поступок товарищей;

- применяет полученные знания в общении с детьми, в общении со

старшими;

- умение сопереживать и сочувствовать героям художественных

произведений.

Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить

базовую основу его общей культуры, как одной из основных задач художественно –эстетического воспитания дошкольников. Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно - речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения. Ознакомление детей с художественной литературой способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.

Список используемой литературы:

 

          1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками, Творческий центр Сфера, Москва, 2003.

2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет, Екатеринбург, 1996.

3. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду, МозаикаСинтез, Москва 2008.

4. Торшилова Е.М. Шалун или мир дому твоему. Программа и методика эстетического развития дошкольника. Москва, 1998.

5. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

6. Куцакова Л. В. «Нравственно - трудовое воспитание в детском саду».

7. Зацепина М.Б. «Народные праздники в детском саду».

Календарно- тематический план по ознакомлению детей

среднего дошкольного возраста художественной

литературе

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

С

е

н

т

я

б

р

ь

Мониторинг

Цель: определить уровни нравственного развития детей среднего дошкольного

возраста, проанализировать и

обобщить полученные результаты.

О

к

т

я

б

р

ь

1

неделя

Сказка «Три поросенка»,

Т. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?»,

М. Пришвин «Журка»,

К. Ушинский «Бишка», «Васька», «Коровка»

-ознакомление детей с рассказами о животных;

- развитие памяти;

-воспитание желания заботиться о братьях наших меньших

Консультации в родительском уголке для родителей о пользе домашнего

чтения.

«Книга-лучший друг»

3

неделя

С. Михалков «Веселый турист»;

«Осень в лесу»

-ознакомление детей с описанием красоты природы через прозу;

-развитие воображения детей;

-воспитание желания оберегать окружающую природу

Н

о

я

б

р

ь

1

неделя

С. Михалков «Овощи»;

Ш. Галиев «Три копейки на покупку»;

Сказка «Лисичка со скалочкой»

-развитие воображения детей;

-воспитание ответственности и порядочности

Консультации для родителей в печатном виде: «Особенности чтения

сказок о животных».

3

неделя

«В гостях у бабушки Ульяны»

- Сказка «Жихарка»;

Ш. Перро «Красная Шапочка»;

-ознакомление с русскими народными и авторскими

сказками;

-развитие эмоционального отношения детей к сказочным персонажам;

-воспитание культуры поведения с незнакомыми.

Д

е

к

а

б

р

ь

1

неделя

Л. Воронкова «Хитрый снеговик»,

И. Суриков «Зима»,

А. Барто «Елка»,

Н. Некрасов «Мороз – воевода»,

З. Александрова «Птичья елка», А. Фет «Мама, глянь-ка из

окошка»,

Я. Аким «Первый снег»,

И.С. Никитин «Встреча зимы»

-продолжение формирования у детей понятий смены времен года;

-способствование развитию произвольного внимания;

-воспитание желания вести себя в соответствии с нормами морали и нравственности

- Оформление выставки работ (дети и родители) «Зимние сказки».

-пополнение книжного уголка: «Зимние сказки»

3

неделя

«Лисичка – сестричка и серый волк»,

«Лиса и козел», «Про Иванушку дурачка»,

С. Козлов «Зимняя сказка»

А,И. Одоевский «Мороз Иванович»

-углубление представлений детей об авторских и русских народных сказках;

-способствование развитию положительных эмоций путем сопереживания

сказочным персонажам;

-разъяснение сущности моральных норм

- Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?».

Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

-Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

Я

н

в

а

р

ь

3

неделя

С. Могилевская «Поваренок Люли»,

Е. Благинина «То-то горе наше», «Почему они серые», «Обедать»;

С. Капутикян «Маша обедает»

-выявление специфики работы с посудой;

-развитие умения логически излагать мысли;

-содействие трудовому воспитанию

Фотоотчет «Читаем всей семьей»

4 неделя

«Зимующие птицы»

М. Пришвин «Лесные хоромы»,

В. Бианки «Бесплатные столовые», Горький «Воробьишко»,

З. Александрова «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили»

-подвести воспитанников к пониманию необходимости подкормки птиц зимой;

-развитие эмоционального отношения к проблемам нехватки корма в зимнее время

года;

Ф

е

в

р

а

л

ь

1 неделя

А. Барто «Девочка чумазая»,

К. Чуковский «Мойдодыр»

-обучение детей быть опрятными с раннего возраста;

-развивать у детей желание всегда иметь аккуратный внешний вид;

-воспитание умения слушать других, не перебивая

Консультации для родителей: «Что читать детям» 

3

неделя

А. Барто «Есть такие мальчишки»,

С. Сахарнов «Самый лучший пароход»

-Ознакомление с проявлениями мужества у людей разного возраста;

-развитие умения слушать не перебивая;

-воспитание патриотизма и ответственности за себя и других

М

а

р

т

1

неделя

Л. Квитко «Бабушкины руки»,

С. Михалков «А что у вас?»,

Е. Благинина «Вот какая мама»,

М. Карим «Эту песню мама пела»

А. Аким «Кто кому кто?»

Г. Бойко «Март»,

С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

-расширение представления детей о празднике 8 марта;

-развитие желания помогать своим мамам;

-воспитание чувства гордости за свою маму

Анкетирование родителей о роли книги в развитии ребенка

3

неделя

«Ранняя весна и ее признаки»

И. Соколова – Микитина «Весна – красна»

-ознакомление детей с описанием природных явлений в произведениях российских

авторов;

-развитие фантазии воспитанников;

-воспитание желания оберегать природу

А

п

р

е

л

ь

1 неделя

«Космос»

И. Левитан «Малышам о звездах и планетах»,

Е. Баруздин «Как мы на ракете летали»,

Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать»,

«Жил был звездочет»

-продолжение ознакомления детей с космосом;

-развитие желания узнать побольше о других планетах;

-воспитание чувства гордости за Ю. Гагарина

3 неделя

Т. Шорыгина «Моя корова»,

Е. Чарушин «Собака»,

Е. Благинина «Щенок»,

Л. Толстой «Котенок»,

 В. А. Сухомлинский «Старый пес»,

С. Маршак «Усатый – полосатый»

- ознакомление детей с жизнью животных;

-развитие желания помогать и защищать домашних животных;

-воспитание бережного отношения ко всему живому

Совместное творчество ребёнка и взрослого. Выставка рисунков «Наша

любимая сказка/рассказ»

Ма

й

Мониторинг

Определить уровни нравственного развития детей среднего дошкольного возраста

на контрольном этапе работы, проанализировать и обобщить полученные

результаты.