Главные вкладки
План по самообразованию
План по самообразованию
«Воспитание нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста через художественную литературу»
на 2024 – 2025 учебный год.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад №2
План по самообразованию
«Воспитание нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста через художественную литературу»
на 2024 – 2025 учебный год.
Воспитатель:
Янобекова Ю.А.
г. Верхняя Пышма
2024г.
Тема : «Воспитание нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста через художественную литературу»
Актуальность:
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и человеческих ценностей.
Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах
являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители — первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.
Велика роль телевидения и средств массовой информации. В наше время
телевидение и детский сад выступают соперниками в борьбе за ребенка. На плечи воспитателей ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он вырос не бездумным и равнодушным человеком.
Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум
ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.
Принимая во внимание актуальность имеющейся проблемы, мною была
определена тема самообразования: «Воспитание нравственных качеств у детей
среднего дошкольного возраста через художественную литературу».
Цель:
Способствовать формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством чтения художественных произведений.
Задачи:
- Проанализировать методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме;
- Подобрать художественную литературу, способствующую нравственному воспитанию детей;
- Развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев, учить давать оценку своему поведению;
- Вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.
Предполагаемый результат:
1. Формирование у детей ценностного отношения к книге.
2. Развитие у детей интереса к чтению художественной литературы.
3. Позитивное отношение детей к окружающему миру, другим людям и самому себе; потребность и готовность проявлять сострадание и сострадание.
4.Семьи воспитанников начинают уделять больше внимания чтению художественной литературы дома.
Срок реализации: 1 год (2024-2025 учебный год)
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по нравственному воспитанию дошкольников.
Свою работу я разделила на три этапа
1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы:
2 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на нравственное развитие .
3 этап – создание в группе предметно-развивающей среды и оформление картотек.
Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств
посредством детской художественной литературы является работа с семьей.
Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире,
сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно художественные произведения помогают им разобраться в том, что есть добро
и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные
произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно- эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.
Решая задачу нравственности у дошкольников, детская художественная
литература играет большую роль. С помощью детской художественной литературы у воспитанников формируются нравственные качества:
- умение оценивать свой поступок и поступок товарищей;
- применяет полученные знания в общении с детьми, в общении со
старшими;
- умение сопереживать и сочувствовать героям художественных
произведений.
Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить
базовую основу его общей культуры, как одной из основных задач художественно –эстетического воспитания дошкольников. Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно - речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения. Ознакомление детей с художественной литературой способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.
Список используемой литературы:
1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками, Творческий центр Сфера, Москва, 2003.
2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет, Екатеринбург, 1996.
3. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду, МозаикаСинтез, Москва 2008.
4. Торшилова Е.М. Шалун или мир дому твоему. Программа и методика эстетического развития дошкольника. Москва, 1998.
5. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
6. Куцакова Л. В. «Нравственно - трудовое воспитание в детском саду».
7. Зацепина М.Б. «Народные праздники в детском саду».
Календарно- тематический план по ознакомлению детей
среднего дошкольного возраста художественной
литературе
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | |
С е н т я б р ь | Мониторинг Цель: определить уровни нравственного развития детей среднего дошкольного возраста, проанализировать и обобщить полученные результаты. | ||
О к т я б р ь | 1 неделя | Сказка «Три поросенка», Т. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?», М. Пришвин «Журка», К. Ушинский «Бишка», «Васька», «Коровка» -ознакомление детей с рассказами о животных; - развитие памяти; -воспитание желания заботиться о братьях наших меньших | Консультации в родительском уголке для родителей о пользе домашнего чтения. «Книга-лучший друг» |
3 неделя | С. Михалков «Веселый турист»; «Осень в лесу» -ознакомление детей с описанием красоты природы через прозу; -развитие воображения детей; -воспитание желания оберегать окружающую природу | ||
Н о я б р ь | 1 неделя | С. Михалков «Овощи»; Ш. Галиев «Три копейки на покупку»; Сказка «Лисичка со скалочкой» -развитие воображения детей; -воспитание ответственности и порядочности | Консультации для родителей в печатном виде: «Особенности чтения сказок о животных». |
3 неделя | «В гостях у бабушки Ульяны» - Сказка «Жихарка»; Ш. Перро «Красная Шапочка»; -ознакомление с русскими народными и авторскими сказками; -развитие эмоционального отношения детей к сказочным персонажам; -воспитание культуры поведения с незнакомыми. | ||
Д е к а б р ь | 1 неделя | Л. Воронкова «Хитрый снеговик», И. Суриков «Зима», А. Барто «Елка», Н. Некрасов «Мороз – воевода», З. Александрова «Птичья елка», А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка», Я. Аким «Первый снег», И.С. Никитин «Встреча зимы» -продолжение формирования у детей понятий смены времен года; -способствование развитию произвольного внимания; -воспитание желания вести себя в соответствии с нормами морали и нравственности | - Оформление выставки работ (дети и родители) «Зимние сказки». -пополнение книжного уголка: «Зимние сказки» |
3 неделя | «Лисичка – сестричка и серый волк», «Лиса и козел», «Про Иванушку дурачка», С. Козлов «Зимняя сказка» А,И. Одоевский «Мороз Иванович» -углубление представлений детей об авторских и русских народных сказках; -способствование развитию положительных эмоций путем сопереживания сказочным персонажам; -разъяснение сущности моральных норм - Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?». Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото). -Применять цитаты из сказок в режимных моментах. | ||
Я н в а р ь | 3 неделя | С. Могилевская «Поваренок Люли», Е. Благинина «То-то горе наше», «Почему они серые», «Обедать»; С. Капутикян «Маша обедает» -выявление специфики работы с посудой; -развитие умения логически излагать мысли; -содействие трудовому воспитанию | Фотоотчет «Читаем всей семьей» |
4 неделя | «Зимующие птицы» М. Пришвин «Лесные хоромы», В. Бианки «Бесплатные столовые», Горький «Воробьишко», З. Александрова «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили» -подвести воспитанников к пониманию необходимости подкормки птиц зимой; -развитие эмоционального отношения к проблемам нехватки корма в зимнее время года; | ||
Ф е в р а л ь | 1 неделя | А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр» -обучение детей быть опрятными с раннего возраста; -развивать у детей желание всегда иметь аккуратный внешний вид; -воспитание умения слушать других, не перебивая | Консультации для родителей: «Что читать детям» |
3 неделя | А. Барто «Есть такие мальчишки», С. Сахарнов «Самый лучший пароход» -Ознакомление с проявлениями мужества у людей разного возраста; -развитие умения слушать не перебивая; -воспитание патриотизма и ответственности за себя и других | ||
М а р т | 1 неделя | Л. Квитко «Бабушкины руки», С. Михалков «А что у вас?», Е. Благинина «Вот какая мама», М. Карим «Эту песню мама пела» А. Аким «Кто кому кто?» Г. Бойко «Март», С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке» -расширение представления детей о празднике 8 марта; -развитие желания помогать своим мамам; -воспитание чувства гордости за свою маму | Анкетирование родителей о роли книги в развитии ребенка |
3 неделя | «Ранняя весна и ее признаки» И. Соколова – Микитина «Весна – красна» -ознакомление детей с описанием природных явлений в произведениях российских авторов; -развитие фантазии воспитанников; -воспитание желания оберегать природу | ||
А п р е л ь | 1 неделя | «Космос» И. Левитан «Малышам о звездах и планетах», Е. Баруздин «Как мы на ракете летали», Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать», «Жил был звездочет» -продолжение ознакомления детей с космосом; -развитие желания узнать побольше о других планетах; -воспитание чувства гордости за Ю. Гагарина | |
3 неделя | Т. Шорыгина «Моя корова», Е. Чарушин «Собака», Е. Благинина «Щенок», Л. Толстой «Котенок», В. А. Сухомлинский «Старый пес», С. Маршак «Усатый – полосатый» - ознакомление детей с жизнью животных; -развитие желания помогать и защищать домашних животных; -воспитание бережного отношения ко всему живому | Совместное творчество ребёнка и взрослого. Выставка рисунков «Наша любимая сказка/рассказ» | |
Ма й | Мониторинг Определить уровни нравственного развития детей среднего дошкольного возраста на контрольном этапе работы, проанализировать и обобщить полученные результаты. | ||
