Учёт индивидуальных особенностей детей
Для того, чтобы выработать индивидуальный подход к каждому ребенку, необходимо знать и опираться на возрастные и индивидуальные особенности детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Золушка»
КАРТОТЕКА
ДЫХАТЕЛЬНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
Подготовила:
Далдина Н.А., воспитатель
БУЛЬКАНЬЕ. • Восстановление носового дыхания, формирование ритмично
| СОВУШКА-СОВА. • Развитие коррекции движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функции дыхания (углубленный выдох). - По сигналу «день» дети-«совы» медленно поворачивают голову влево и вправо. По сигналу «ночь» дети смотрят вперед и взмахивают руками-«крыльями». Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят «у... ...ффф». Повторяют 2-4 раза. |
ТАЧКИ.
- Игроки выстраиваются в две параллельные друг другу шеренги вторая лицом в затылок первой. Дети из первой шеренги становятся на четвереньки, руки выпрямлены, кисти упираются в пол, ноги слегка расставлены. Стоящие за ними во второй шеренге захватывают за щиколотки ноги впереди стоящих. По сигналу инструктора получившаяся таким образом «тачка» начинает передвигаться вперед, стараясь как можно быстрее достигнуть финишной черты. Расстояние от старта до финиша составляет 15-20 метров. Затем выявляется тачка-победитель. | ЗООПАРК. • Улучшение функции дыхания (глубины, ритма), укрепление Дети выбирают (каждый себе) роль одного из животных: петуха, коровы, лягушки, осла, вороны, обезьяны, зайца, гуся и т.п. Каждое «животное» садится в свою клетку — обруч, нарисованный круг. Не занятые в игре дети становятся за инструктором, «садятся в поезд и едут на прогулку в зоопарк». Во время прогулки инструктор подходит к каждой клетке и спрашивает: «Какой зверь проживает в этой клетке?». Сидящий в кругу ребенок должен звуками, мимикой и жестами изобразить, роль какого животного он играет. Дети, приехавшие на прогулку, должны угадать и назвать, что это за животное. Когда дети разгадали все роли, они «превращаются» обратно в детей и присоединяются к группе гуляющих. Все «едут в поезде домой». Все дети держат друг друга за пояс, идут по комнате и поют:Вот поезд наш едет, гудит паровоз. Далеко, далеко Ребят он увез. У-у-у-у-у-у! Но вот остановка — дети останавливаются, опускают руки, спокойно ходят по залу, имитируя сбор цветов. По сигналу инструктора все бегут и «садятся на поезд» — идут по залу с высоким подниманием колен. |
СДУЙ СНЕЖИНКУ ИЛИ ПЕРЫШКО. • Тренировка навыка правильного носового дыхания, укрепление мышц лица, формирование ритмичного выдоха - Сделанные из бумаги снежинки, кусочки ваты или перышки кладут на ладошку. Вдохнув слегка, наклоняются и, выдыхая, стараются сдуть их. ЧЬЕ ПЕРЫШКО УЛЕТИТ ДАЛЬШЕ? - И. П. – стоя на четвереньках. | ПОДУЙ НА ОБУВАНЧИК. • Тренировка навыка правильного носового дыхания, укрепление мышц лица, формирование ритмичного выдоха - Сначала покажите, что когда он дует ртом, разлетаются маленькие пушинки. - Потом покажите, что того же результата можно добиться, если он будет дуть носом. |
ИГРА С РОЗОЧКОЙ. • Тренировка навыка правильного носового дыхания, укрепление мышц лица. - Дайте ребенку понюхать, например цветок розы. Ребенок должен закрыть рот сделать вдох и развернуть ноздри во время дыхания. | СОЗДАЙ УРАГАН. • Тренировка навыка правильного носового дыхания, укрепление мышц лица, формирование ритмичного выдоха - Сделать глубокий вдох носом и выдох через рот, таким образом разбросать как можно дальше какую-нибудь конструкцию из спичек и кусочков бумаги. |
МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ. • Тренировка навыка правильного носового дыхания, укрепление мышц лица, формирование ритмичного выдоха. - Сделать глубокий вдох носом и выдох через рот на трубочку. | ИГРЫ, КОТОРЫЕ ЛЕЧАТ (по методике А. С. Галанова) Болезни дыхательной системы: ринит, ринофарингит, хронический бронхит, аденоиды. |
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКСЫ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ
И КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ
«На прогулке»
1 часть
Ходьба на носках, руки на поясе (до 1 мин)
Начиная тренировку
Журавли ступают ловко.
Ходьба на наружном своде стопы (до 1-1,5 мин)
Мишка важно так шагает,
Набок лапы расставляет.
Ходьба с перекатом с пятки на носок(до 1 мин)
Вышли гуси на прогулку
И идут по переулку.
Ходьба по гимнастической палке прямо и боком( по 30 секунд)
Муравьи ползут по веткам
И несут покушать деткам.
Легкий бег на носочках(40-50 секунд)
По узенькой дорожке
Бежали наши ножки.
2 часть
1 . Упражнение
«Эквилибристы»- Сохранять равновесие стоя на набивном мяче, руки в стороны.( 1 мин)
Мы на шарике стоим
И по сторонам глядим.
2 . Упражнение
«Цыплята»- И.П. о.с.руки на поясе . Присесть на носочках(8-10 раз) темп свободный.
Как цыплята мы на травке
Ищем зернышки в канавке.
3. Упражнение
« Лыжные тренировки»- И.П. лежа на спине, руки вдоль туловища. Левая нога стопой скользит по правой голени. Тоже правой ногой по левой голени.
Вот мы ножки разомнем
И потом в поход пойдем.
4. Упражнение
«Разминка»- И.П. сидя на стуле, одна нога на колене другой. Круговое вращение стопы влево, вправо (по 30-40 секунд)
Дружно стопы мы вращаем,
Их разминку начинаем.
- Упражнение «Раскатаем тесто»
Катание стопой пластмассового шарика.
Раскатаем тесто ловко,
Словно лепим мы морковку.
- Упражнение «Куры на насесте»
Приседание на гимнастической палке, опираясь на стул.
На насесте куры спали
И во сне цыпляток звали.
3 часть.
Соревнования:
1. Кто больше поднимет предметов, зажав их пальцами ног. (1-1,5 мин)
2. Кто быстрее пальцами ног соберет коврик в складки. (по 4-5 раз)
3. Подвижная игра «Котята и щенята»: ходьба на четвереньках. (2-3 раза)
4. Ходьба и бег на носочках. .
Сбор урожая
1 часть.
Ходьба на пятках переступая через кубики на полу. (0,5 мин)
Вырос в поле урожай,
Поскорее собирай
Едут детки маленькие
По дорожке ладненькой,
По кочкам, по кочкам
По пням и пенечкам.
Легкий бег на носочках (0,5 мин)
По дорожке по прямой
Полетели мы стрелой!
Ходьба по гимнастической палке вдоль и поперек, руки в стороны (30-40сек)
Тут горка, там овраг-
Покороче сделай шаг!
2 часть
- Упражнение
«Прокати»- сидя на стульчике. Катание ногой массажного мяча. (по 10-15 сек каждой ногой).
Вот пузатый кабачок-
Отлежал себе бочок.
2. Упражнение «Подтяни»
Сидя на стульчике. Подтягивание пальцами ног дорожки с грузом весом 500 г (по два раза)
Репу дружно все тянули,
Чуть корзину не перевернули.
3.Упражнение «Захвати»
Сидя на стульчике. Захватывание и бросание предметов стопами ног (8-10 раз) темп произвольный.
Мы арбузы собирали
И в машину их кидали.
4. Упражнение «Захвати»
Сидя на стульчике. Захватывание пальцами ног карандашей и перекладывание их с места на место. (30-40 сек).
Все собрали огурцы,
Вот какие молодцы!
5. Упражнение «Согни»
Сидя на стульчике, между стопами зажат мяч. Сгибание и разгибание ног в коленях (6-8 раз) темп произвольный.
Помидоры дружно рвали
И по ведрам рассыпали.
6. Упражнение «Удержи»
Сидя на стульчике ,согнув ноги в коленях. Пальцами одной ноги захватить карандаш, приподнять его и удерживать (5-10 сек)
Лук собрали и горох-
Урожай у нас не плох!
3 часть
1. Ходьба четвереньках, подталкивая перед собой головой набивной мяч (вес 1 кг, 5-7 метров)
Тыквы круглые сорвали,
По одной перекатили.
2. Лазание по гимнастической лестнице знакомым способом, не пропуская реек (2-3 раза) темп произвольный.
3. Подвижная игр «Зайцы в огороде» - впрыгивание в круг с последующим выпрыгиванием из него.
4. Ходьба на наружной стороне стопы.
5. Ходьба и бег по ребристой доске.
Едем, едем мы домой
На машине грузовой
Ворота отворяй,
Едет поля урожай!
Эстафета «Загрузи машину»
Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.
Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину. Усложненный вариант: соревнуются две команды.
Эстафета с палочкой
Оборудование: палочки длиной 20 см.
Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол. Усложненный вариант. Соревнуются две команды.
«Футбол»
Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.
«Кораблики»
Дети лежат на ковриках на животе. Руки под подбородком, ноги вместе. Перед лицом чашка с водой и лодочкой с парусом. Нужно прогнуться, поднимая голову и грудь, выдыхая спокойно воздух на лодочку. Дуть следует спокойно, чтобы лодочка поплыла, но не опрокинулась.
Игра-имитация «Перейди вброд»
Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки отсчет).
Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.
«Нарисуй картину»
Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).
Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.
«Сложи узор»
Оборудование: то же и образец — схема-рисунок.
Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.
«Рисуем кистью»
Оборудование: бумага, гуашь, кисти.
Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т.п.).
«Поймай рыбку»
(«Достань жемчужину»)
Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки), камешки.
Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног «ловят рыб» (пробки) и достают со дна «жемчужины» (камешки).
«Гибкий носок»
Инвентарь: 3 гимнастические скамейки и стулья для воспитателя.
Подготовка: вдоль стен зала расположить 3 гимнастические скамейки. У свободной стены поставить стул для воспитателя, центр зала оставить свободным.
Ход игры:
Сидя лицом К воспитателю, дети руками захватывают край стула (скамьи, спиной касаясь стены, выпрямляют ноги.
На счет воспитателя дети притягивают носки к себе и ставят их на пол (сначала в медленном темпе, потом в быстром). Вместе с воспитателем дети делают ногами различные движения вверх-вниз, повороты налево-направо, круговые движения, опираясь на пальцы. По команде «Встать! » дети строятся за скамейкой, левую ногу ставят на скамейку, опираясь на правую. Отталкиваясь правой ногой, поднимаются на носок левой и спускаются. После 6-8 движений по указанию воспитателя дети меняют исходное положение ног и делают то же самое упражнение другой ногой.
После чего дается команда «Разойдись! ». Ребята, высоко поднимая колени, бегают на носках (45-50с, а затем по команде «По местам! » занимают свои места на скамейке у стены.
Во второй половине игры дети одновременно и последовательно де6лают пружинящие движения носками, ходят с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот. Повторяют каждое упражнение 4-5 раз, после чего опять дается команда «Разойдись! », дети бегают врассыпную по всей площадке.
«Страус»
Инвентарь:
две гимнастические скамейки или доски длиной 3, 5-4 м, шириной 20-25 см, маленькие деревянные палочки длиной 8-1 О см, диаметром 1-1, 5 см, камушки и мешочки с песком по количеству детей.
Подготовка:
по ширине зала на 1-1, 5 м от стены разложить веревку, обозначая волчье логово. На другом конце площадке на гимнастической стене поставить наклонно ребристые доски.
Ход игры:
I часть. Страус (воспитатель) предлагает своим птенцам (детям) погулять бесшумно в лесу. Участники игры ходят на носках, пятках с глубоким перекатом стопы, поочередно полуприседая и выпрямляясь. Медленно они должны дойти до волчьего логова. По сигналу страуса «Волк! » птенцы бегом возвращаются домой (место для сбора, а волк старается их поймать. Пойманного птенца волк уносит с собой в логово. (Повтор 4 раза)
IIчасть. Страус рассыпает по всей площадке мелкие предметы, которые предлагает собрать своим птенцам, захватывая пальцами ног. Дети собирают, потом поднимаются и спускаются по наклонной доске, после чего идут врассыпную с глубоким перекатом стопы до волчьего логова. По команде «Волк! » бегут домой.
Метод. Указания:
следить за осанкой, захватывание предметов производится равное число правой и левой ногой.
«По следам»
Инвентарь:
две дорожки (длина 8-10 м, ширина 60-70 см, на одной из которых отпечатаны следы шага 75-80 см, угол разворота носков 150 (рис. А) При веревке по 4 м.
Две дорожки (длина 8-1 О м, ширина 60-70 см) с отпечатанными следами стоп, где длина шага 40 см (3-я дорожка) и 50 см (4-я дорожка, угол разворота носков 15° (рис. Б)
Подготовка:
по длине зала на расстоянии 3-4 м друг от друга параллельно расстелить по полу дорожки с отпечатками следов стоп. По длине дорожки на расстоянии 60-70 см от нее разложить веревку. Сидя на скамейке, дети показывают, где у них правая нога, где левая.
Ход игры:
I часть. Воспитатель объясняет, что по первой дорожке дети должны пройти, ставя стопы на следы только левой ногой, по другой дорожке – правой ногой, а по веревкам, расположенным на полу, нужно пройти то правой, то левой ногой.
После команды «Разойдись! » дети начинают б6егать по комнате и через 35-40 секунд беспрерывного бега вновь собираются у дорожки. (по-вторить 4 раза)
II часть. На втором этапе игры воспитатель объясняет детям, что они должны под музыку пройти по отпечатанным следам вначале третью, потом четвертую дорожку. (повторить 4-5 раз)
Метод. Указания:
Следить, чтобы дети ставили стопы точно след в след, голову вперед при этом не наклоняли. Следить за осанкой.
«Веселый зоосад»
1. «Танцующий верблюд»
И. п. - стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной. Ходьба на месте с поочередным подниманием пяток (носки от пол не отрывать).
2. «Забавный медвежонок»
И. п. - стоя, на внешней стороне стопы, руки на пояс. Ходьба на месте на внешней стороне стопы. То же с продвижением вперед – назад, вправо – влево. То же, крутясь на месте вправо и влево.
3. «Смеющийся сурок»
И. п. - стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти пальцами вниз. 1-2 полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4 и. п.
4. «Обезьянки - непоседы»
И. п. - сидя по-турецки, руки произвольно. 1-2 - встать; 3-4 - стойка: ноги скрещены, опираются на внешнюю сторону стопы; 5-6 - сесть; 7-8 - и. п.
5. «Резвые зайчата»
И. п. - стоя, ноги вместе, руки на поясе. 1-16 - подскоки на носках.
Для каждого занятия выбирают три - пять упражнений для выработки правильной осанки, столько же - на расслабление, растягивание и укрепление определенных мышц и т. п. - В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Упражнения для выработки навыка
правильной осанки
И. п. –стоя спиной к стене.
1. Затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки касаются стены, голова поднята, плечи опущены и отведены назад, лопатки прилегаю к стене. Если поясничный лордоз увеличен, следует приблизить поясницу к стене, немного напрягая мышцы живота и передней поверхности бедер; при этом таз поворачивается вокруг тазо-бедренных суставов, и угол его наклона уменьшается.
2. Потянуть руки и плечи вниз, голову вверх, вытягивая шейный отдел позвоночника (выдох, расслабиться (вдох).
3. Потянуться вверх всем телом, от головы до пяток (на носки не приподниматься, опустить плечи, вытянуть весь позвоночник (выдох, расслабиться (вдох).
4. Положить руки на голову, потянуть вверх все тело, кроме шеи и головы, вытягивая грудной и поясничный отделы (выдох, расслабиться (вдох).
5. Закрыть глаза, сделать шаг вперед, принять правильную осанку. Открыть глаза, проверить
правильность осанки, исправить замеченные дефекты.
6. Сделать два-три шага вперед, присесть, встать, принять правильную осанку, проверить себя.
7. Сделать один - два шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плеч, рук и туловища - «обвиснуть». Выпрямиться, проверить осанку.
8. Подняться на носки, скользя спиной по стене, потянуться всем телом вверх. Задержаться в этом положении на 3-5 секунд, вернуться в ил.
Все эти упражнения можно усложнять - выполнять, не прислоняясь спиной к стене.
Упражнения, которые можно делать дома.
1. И. п. - стать спиной к стене в основной стойке, так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стенке. Повторить несколько раз.
2. И. п. - то же. Присесть и встать или поочередно поднимать и сгибать ноги, сохраняя то же положение головы, таза, спины.
3. И.п. - то же. Сделать шаг вперед, повернуться на 360°, выпрямиться, вернуться к стенке.