Учёт индивидуальных особенностей воспитанников в построении образовательного процесса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут
_______________________________________________________
_______________________________________________________
(Ф.И.О. ребёнка, дата рождения)
Воспитатель:
_________________________
Срок реализации:
_________________________________
- Целевой раздел
Ф.И.О. ребенка: ____________________________________________
Возраст ребенка: ____________________________________________
Домашний адрес: ____________________________________________
Общие сведения о ребёнке:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дополнительные сведения:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Организация образовательной деятельности
Социально-коммуникативное развитие:
- учить первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребёнка со взрослыми в предметной и предметно-игровой ситуациях, подражание действиям взрослого, ребенка);
-учить откликаться на своё имя в разных учебно-игровых ситуациях;
-учить находиться рядом с детьми при выполнении разных режимных моментов и в свободной игровой деятельности;
- формировать фиксацию взора на яркой и озвученной игрушке и действиях с ней;
- формировать потребность эмоционально – личностного контакта со взрослым;
- учить воспроизводить указательный жест рукой и указательным пальцем;
- учить показывать по называнию взрослым части своего тела; показывать на лице глаза, нос, рот, щеки, на голове – уши, волосы.
- учить пользоваться рукой, как средством коммуникации (просить о помощи, здороваться, прощаться);
-учить узнавать себя в зеркале, на фотографии.
Формирование игровой деятельности:
Обучение игре
- учить брать и ставить предметы на место;
- учить использовать игрушки по функциональному назначению;
- учить выполнять знакомые действия с предметами по подражанию, частично совместно с педагогом (заводить юлу, нагружать, разгружать машину, катать коляску, ставить некоторые предметы посуды на кукольный стол, строить башню из кубиков, дорожки из строительного материала, мозаики);
- учить выражать положительное эмоциональное отношение к кукле;
- продолжать учить не совершать деструктивные действия с игрушками.
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания:
- учить мыть и вытирать руки в соответствии с алгоритмом;
- учить снимать и вешать на место своё полотенце;
- учить застёгивать большие пуговицы;
- учить застёгивать застёжку-молнию с частичной помощью;
- учить развешивать вещи на стульчик;
- учить пользоваться салфеткой;
- учить правильно сидеть на стуле в процессе всего приёма пищи;
- учить проситься в туалет, указывая жестом;
Физическое развитие:
- учить выполнять элементарные движения и действия по подражанию, с помощью педагога;
- обучать элементарным правилам подвижных игр;
- учить бросать мяч по мишени по подражанию педагогу, частично сопряжённо с педагогом ;
- учить ловить, бросать и прокатывать мяч среднего размера по подражанию, частично сопряжённо с педагогом;
- учить прыгать на двух ногах с поддержкой педагога;
- учить ползать по гимнастической скамейке, по дорожке, подлезать под дугу по подражанию педагогу;
- учить ходить и бегать стайкой за педагогом.
Познавательное развитие:
Сенсорное воспитание:
- учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона по просьбе взрослого («возьми чашку», «покажи, где стул»);
- учить соотносить предметы с их изображением;
- учить сличать парные предметы и картинки;
- учить воспринимать величину предметов (большой, маленький);
- учить сличать геометрические фигуры;
- учить выбирать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);
- учить различать объёмные формы – кубик, шар;
- знакомить с названиями цветов (красный, жёлтый);
- учить сличать основные цвета и некоторые оттенки;
- учить складывать разрезную предметную картинку из 5- 6 частей;
- учить группировать предметы по одному заданному признаку (цвет, форма, величина);
- учить дифференцировано реагировать на звучание 4 музыкальных инструментов (бубен, погремушка, музыкальный молоток, барабан).
Формирование мышления:
- формировать простые целенаправленные действия с предметами («кати мяч», «покачай куклу»);
- учить выполнять действия с предметами, имеющими фиксированное назначение: чашка, ложка, стул, карандаш;
- учить пользоваться предметами-орудиями для решения проблемно-практических задач.
Формирование количественных представлений:
- учить составлять группы из одинаковых предметов;
- учить выделять один и много предметов из группы;
- учить соотносить количество 1 и 2 с количеством пальцев.
Ознакомление с окружающим:
- знакомить с животными и частями их тела (туловище, голова, уши, глаза, хвост, лапы; как голос подаёт);
- учить узнавать отдельные фрукты и овощи;
- учить узнавать некоторые игрушки, мебель, посуду.
- знакомить с некоторыми предметами и деталями одежды;
- учить адекватно вести себя в знакомых ситуациях на прогулке, в группе.
Развитие ручной и мелкой моторики:
- учить нанизывать на шнурок крупные бусины;
- учить выполнять действия с крупной шнуровкой;
- учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям взрослого;
- учить захватывать предметы щепотью и двумя пальцами (указательным и большим);
- учить проводить плавную непрерывную линию (вертикально и горизонтально), не отрывая карандаш от бумаги;
- учить откручивать детали игрушек, конструктора;
- учить выкладывать детали крупной мозаики в пазы и вставлять детали мелкой мозаики в отверстия, образуя ряд.
Речевое развитие:
- учить выполнять действия по простейшей речевой инструкции (дай, сиди, возьми, на...);
- учить выполнять простые игровые действия, соответствующие тексту знакомых стихотворений, потешек;
- учить слушать адаптированные тексты, рассматривать иллюстрации к ним, узнавать и показывать знакомых героев;
- учить воспроизводить некоторые знакомые звукоподражания и слова («гав», «дай», «на»).
Художественно-эстетическое развитие:
Лепка:
- учить сидеть за столом в процессе выполнения работы;
- учить присоединять к основе (картон) готовые детали, плотно прижимая пальцами сопряжённо с педагогом;
- учить лепить предметы округлой и овальной формы по подражанию и с помощью педагога;
- учить приёмам сплющивания, размазывания, отщипывания, вдавливания сопряжённо с педагогом.
Аппликация:
- учить наблюдать за аппликационными действиями взрослого и выполнять действия совместно с педагогом;
- учить наклеивать простые заготовки с помощью педагога (наносить клей, переворачивать заготовку);
- учить выполнять аппликацию из двух частей с помощью педагога.
Рисование:
- учить правильно удерживать кисть (карандаш, фломастер, восковой мелок), целенаправленно закрашивая рисунок;
- учить закрашивать контур предмета различными изобразительными материалами (краски, фломастер, карандаш, восковые мелки);
- учить подбирать цвет краски в соответствии с цветом контура предмета.
Конструирование
- учить создавать простейшие постройки (башня, ворота, дом) по подражанию педагогу;
- учить выкладывать из счётных палочек простые изображения способом наложения на образец (заборчик, ёлочка, домик, дорожка).
- учить собирать макси-пазлы из 25 частей.
Развитие музыкально-ритмических навыков:
- учить выполнять движения под музыку сопряжено со взрослым, а затем по показу;
- учить двигаться со звучанием музыки и останавливаться с её окончанием;
- развивать микромоторику пальцев рук;
- учить извлекать звуки из музыкальных инструментов (колокольчик, погремушка, барабан);
- вовлекать в хороводные игры с детьми.
- учить правильно переносить свой стул на указанное педагогом место;
- закрепить умение самостоятельно снимать и надевать отдельные предметы одежды (колготки, плавки, носки, шапку, штаны), обувь;
II. Содержательный раздел
В начале года | В конце года | ||
Социально-коммуникативное развитие | |||
Демонстрация эмоциональной, мимической реакции на ласковое обращение знакомого взрослого. | |||
Давать позитивное двигательное подкрепление эмоциональной реакции; | |||
Давать положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых (матери, отца, бабушки, дедушки); | |||
Понимание указательного жеста руки и указательного пальца взрослого, поворачивать голову в указанном направлении; | |||
Демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым: - принимать помощь взрослого, | |||
- разрешать дотрагиваться до своих рук, | |||
- принимать поглаживание по голове, | |||
Выполнять со взрослыми совместные действия (мытье рук пользование ложкой, рисование мелом, рисование карандашом, раскатывание теста и т.д.) | |||
Фиксировать взгляд на яркой звучащей игрушке и во время действия с ней, | |||
Прослеживать перемещение игрушки по горизонтали на расстояние до 30 см; | |||
Прослеживать перемещение игрушки по вертикали на расстояние до 30 см; | |||
Откликаться на свое имя | |||
Называть свое имя, | |||
Узнавать себя в зеркале, | |||
Узнавать себя на индивидуальной фотографии | |||
Положительно реагировать на приход в группу воспитателя и взаимодействовать с ним; | |||
Положительно реагировать на одного из сверстников ( друга, подругу), выделять его среди других детей; | |||
Находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта; | |||
Выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения | |||
Выполнять по речевой инструкции 3-4 элементарных действия игрушками. | |||
Обучение игре | |||
Проявлять эмоциональный интерес к игрушкам и действиям с ними; | |||
Выполнять предметно-игровые действия, играя рядом со сверстниками, не мешая другим; | |||
Не совершать неадекватные действия с куклой и машиной; | |||
Выражать положительное эмоциональное отношение к кукле; | |||
По просьбе взрослого производить с игрушками знакомые игровые действия - кормить куклу, катать в коляске; | |||
Нагружать в машинку игрушки, перевозить их. | |||
Культурно-гигиенические навыки | |||
Проситься на горшок; | |||
Самостоятельно спускать штанишки и садиться на горшок; | |||
Не выходить из туалета со спущенными колготками, штанами; | |||
Мыть руки; | |||
Пользоваться своим полотенцем; | |||
Самостоятельно вытирать руки; | |||
Садиться за стол на свое место; | |||
Не есть руками; | |||
Не пить из тарелки; | |||
Не наполнять ложку руками; | |||
Вытирать рот и руки салфеткой; | |||
Не выходить из-за стола, не окончив еды; | |||
Знать свой шкафчик для одежды; | |||
Снимать колготки самостоятельно; | |||
Надевать колготки с помощью воспитателя или няни; | |||
Самостоятельно снимать и надевать их с помощью воспитателя или няни; | |||
Самостоятельно снимать и надевать штаны, рейтузы, | |||
Самостоятельно снимать и надевать шапку, обувь; | |||
Аккуратно складывать одежду на стул, ставить обувь на место; | |||
Пользоваться помощью взрослого | |||
Благодарить за оказанную помощь | |||
Речевое развитие | |||
Пользоваться невербальными формами коммуникации; | |||
Пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки; | |||
Проявлять интерес к окружающему: - людям, | |||
- действиям с игрушками и предметами | |||
Рассказывать об окружающем; | |||
Слушать и проявлять интерес к речевым высказыванием взрослых: - рассказам, - стихам, - потешкам, - песенкам. | |||
Воспроизводить знакомые звукоподражания, | |||
Воспроизводить лепетные слова и усеченные фразы; | |||
Выполнять действия по простым речевым инструкциям, | |||
Отвечать на простые вопросы: - о себе, | |||
- ближайшем окружении. | |||
Познавательное развитие | |||
Сенсорное развитие | |||
Воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»; | |||
Различать свойства и качества предметов: - мокрый – сухой, | |||
- большой – маленький, | |||
- сладкий – горький, | |||
- горячий – холодный. | |||
Воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов: - большой – маленький, | |||
- горячий – холодный, | |||
- кубик – шарик. | |||
Сличать два основных цвета (красный, желтый): «Покажи, где такой кубик»; | |||
Дифференцированно реагировать на звучание определённых музыкальных инструментов (выбор из трёх); | |||
Складывать разрезную картинку из двух частей; | |||
Учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится, кубик стоит, не катится, большой домик для большой матрешки, маленький – для маленькой. | |||
Дифференцировать звукоподражание («Кто тебя позвал?»: выбор из двух – трех предметов или картинок). | |||
Конструирование | |||
Положительно относиться к процессу и результатам конструирования; | |||
Узнавать и называть знакомые постройки и конструкций; | |||
Создавать простейшие постройки и конструкции; | |||
Создавать простейшие постройки из строительного материала; | |||
Создавать простейшие постройки из палочек; | |||
Проявлять интерес к выполнению коллективных построек | |||
Совместной игре с ними; | |||
Создавать поделки и конструкции в разных условиях – на полу и на столе; | |||
Понимать слова, используемые педагогом при создании конструкций, - возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, палочка, дорожка, лесенка, ворота, гараж, заборчик; | |||
Играть, используя знакомые постройки. | |||
Ознакомление с окружающим | |||
Называть свое имя | |||
Отвечать на вопрос: «Ты мальчик или девочка?» | |||
Показывать части тела и лица, отвечая на вопрос: «Покажи, чем ты ходишь», «Покажи, чем смотришь», «Чем ты слушаешь?»; | |||
Показывать на фотографии (выделив из трех) - себя | |||
- маму | |||
- папу | |||
Показывать или называть отдельные предметы - одежды, | |||
- посуды, | |||
- игрушки | |||
Узнавать реальных и изображенных на картинках знакомых - животных, | |||
- птиц | |||
Отвечать на вопрос, указывая жестом или словом (где солнышко, дом, машина, вода, дерево). | |||
Художественно-эстетическое развитие | |||
Лепка | |||
Активно реагировать на предложение взрослого полепить; | |||
Соотносить лепные поделки с реальными предметами; | |||
Лепить по просьбе взрослого знакомые предметы, и прямыми движениями (колбаску, баранку). | |||
Раскатывая пластилин между ладонями круговыми (колобок). | |||
Положительно относиться к результатам своей работы; | |||
Аппликация | |||
Адекватно реагировать на предложение выполнить аппликацию, состоящую из одного предмета; | |||
Наклеивать заготовку | |||
Соотносить аппликацию с реальными объектами; | |||
Положительно относиться к результатам своей работы. | |||
Рисование | |||
Адекватно реагировать на предложение взрослого порисовать, | |||
Изображать знакомые предметы; | |||
Обследовать предмет перед рисованием, | |||
Обводить по контуру; | |||
Проводить прямые линии, | |||
Проводить прерывистые линии, | |||
Проводить волнистые линии, | |||
Закругленные линии различными изобразительными средствами; | |||
Соотносить рисунки с реальными объектами, называть их; | |||
Положительно относиться к результатам своей работы. | |||
Музыкальное воспитание | |||
Различать знакомые музыкальные произведения, | |||
Эмоционально реагировать действием, жестом и словом на звучание знакомой мелодии (выбор из двух); | |||
Узнавать знакомые мелодии; | |||
Прислушиваться к словам песен; | |||
Подпевать отдельные слова и слоги песен; | |||
Выполнять простейшие танцевальные движения под музыку (ходить, бегать); | |||
Сотрудничать со сверстниками в процессе совместных художественно-эстетических видов деятельности; | |||
Участвовать в коллективной досуговой деятельности. | |||
Физическое развитие | |||
Смотреть на взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит | |||
Тихо входить в спортивный зал и строится в шеренгу, ориентируясь на опору – стену, веревку, ленту, палку | |||
Выполнять движения по подражанию взрослому | |||
Бросать мяч по мишени | |||
Ходить стайкой за воспитателем | |||
Ходить друг за другом, держась за веревку рукой | |||
Ходить по дорожке и следам | |||
Спрыгивать с доски | |||
Ползать по ковровой дорожке, доске, наклонной доске | |||
Проползать под верёвкой | |||
Проползать под скамейкой | |||
Переворачиваться из положения лежа на спине в положение лежа на животе | |||
Критерии оценивания:
Выполняет самостоятельно | Выполняет с помощью педагога | Не выполняет |
+ | * | - |
На основании коллегиального заключения ПМПК:
- учитель-логопед организует работу по формированию речи, коммуникативных навыков в соответствии с планом индивидуальной работы.
Программу составили:
Воспитатель ________________________________________________________
Учитель-логопед ____________________________________________________
