Учитель истории Ставрополья 2025

Киселева Анна Владимировна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 »

ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Методическая разработка урока по истории Ставрополья

По теме:

«Битва за Кавказ Значение и последствия для Северного Кавказа и Ставрополья»

Тип: урок –исследование

Подготовила и провела

Учитель истории и обществознания

Киселева А.В.

2025 г.

Тема: Битва за Кавказ (1942–1943). Значение и последствия для Северного Кавказа и Ставрополья
Класс: 10; Тип: урок-исследование; Уровень: средний.

Цели

  • Познавательная: изучить ход и значение битва за Кавказ; связать события с ситуацией в Ставрополье .
  • Развивающая :формировать умение работать с картой , и первоисточниками анализировать ,формировать вывод.
  • Воспитательная : уважение к памяти защитников ,региональная идентичность .

Ожидаемые результаты (учащиеся должны )

  • Назвать основные этапы битвы за Кавказ;
  • Объяснить стратегические цели Германии и причины неудачи;
  • Оценить влияние битвы за Кавказ на Ставрополье (тыл ,эвакуация ,партизаны );
  • Выполнить мини – исследование в группе и представить выводы ;
  • Выполнить рефлексию и эссе-домашние задание .

Оборудование и материалы

  • Презентация 5-6 слайдов(карты  , фото ,хронология ).
  • Карты Кавказа (фронтовые ,локальные по Ставрополью ).
  • Раздаточные материалы :хронология (1 стр.),3 реконструированных первоисточника ( по 6-8 строк ),задания для групп.
  • Листы А3,фломастеры,таймер.
  • Учебник «История Ставрополья». 10 класс/ М.Е.Колесникова, Т.Н. Плохотнюк, Н.Д. Судавцов, Н.Г. Масюкова, В.А.Бабенко, С.Н.Котов [и др.].-М: Просвещение, 2021,

Ход урока

  • Организационный момент(1 мин.)
  •  Приветствие ,цель урока, инструктаж по групповой работе

Актуализация ( 4 мин.)

  • Быстрый вводный опрос: почему Кавказ важен? Когда(ключевые даты )? Кто участвовал(какие стороны )?

Демонстрация

  • Слайда 1:тема,цель,карта региона с отмеченной нефтью «Нефть – цель Германии ».

Вводная мини – лекция +карта (7 мин.)

  • Слайд 2:краткая хронология :

июль 1942-начало наступления;

август –сентябрь 1942 года ключевые бои ;

зима 1942-1943 -переход к контрнаступлению.

  • Слайд 3 :Показ фронтовой карты с обозначение направлений наступления и позиций Ставрополья.
  • Слайд 4:Ставрополье : тыл ,эвакуация и вклад региона.

Исследовательская часть – групповая работа (18 мин)

  • Формирование 3 групп (4-5 человек )  
  • Группа А -«Стратегические цели  и ход наступление немцев »
  • Группа В - «Оборона Красной армии на Северном Кавказе »
  • Группа С - «Роль Ставрополья: тыл, эвакуация, партизаны »
  • Каждой группе : карта +один первоисточник +задания
  • Время (12 мин.) анализа +(3 мин.)подготовка доклада +(3 мин.)переход/ подготовка.

Задачи групп:

А) проанализировать источник – выделить 2 ключевых вывода;

B) ответить на два направляющих вопроса ;

С)подготовить устный доклад (2-3 мин .каждая группа ) и визуальную опору на листе А 3.

Презентация докладов  (7 мин.)

  • По очереди доклады групп (2-3 мин.)
  • Учитель фиксирует  общие выводы ,задаются уточняющие вопросы

Примерные результаты исследовательской деятельности в группах по каждому первоисточнику .

Ответы к источнику А - Сводка штаба .

1.Стратегическая цель немцев :

  • захват нефтяных месторождений Майкопа  и Грозного;
  • обеспечение поставок топлива для дальнейших операций на востоке.

2.Риски ,отмеченные в сводке :

  • Ожидаемое интенсивное сопротивление Красной армии .
  • Необходимость блокировки подходов к тылам противника(риск контакта/перекрытия линий снабжения).Сжатые сроки наступления(риск затягивание операции.)

 Краткий вывод  для учащихся :

  • операция была  мотивирована ресурсами ; ее провал объясняется сочетанием сильной обороны ,сложностей логистики и времени.

Ответы к источнику В-Письмо эвакуированной жительницы.

1.Три аспекта тыловой жизни ,отраженные в письме :

  • Массовая эвакуация людей и оборудования (вокзалы, погрузка  заводов).
  • Размещение эвакуированных в школах/домах и организация госпиталей .
  • Дефицит продовольствия  и общая тревога, но взаимопомощь среди населения .

2.Влияние эвакуации и мобилизации ресурсов   на Ставрополье :

  • Экономическая нагрузка  на регион из-за приема людей и перераспределение ресурсов .
  • Мобилизация  производства и создание пунктов эвакуации госпиталей усилили вклад региона в военные условия .

Социальные изменения :

  • Разрушение обычного уклада жизни ,рост взаимопомощи и административной организации .

 Краткий вывод для учащихся :

  • Тыловые процессы существенного затронули жизнь региона :Ставрополье стало опорой для эвакуации и для перепрофилирования  производства .

Ответы к источнику С- Воспоминание партизана

1.Тактические преимущества партизан :

  • Хорошее знание местности (горы, перевалы, леса )- возможность устраивать засады.
  • Поддержка местного населения (информация ,укрытие раненых ).
  • Мобильность и гибкость действий против тяжелой организованной армии .

2. Два примера влияния партизанской деятельности на ход операций:

  • Нарушение тыловых коммуникаций и снабжение противника(прорывы, засады на колонны ).
  • Отвлечение сил противника на партизанские угрозы ,ослабляющие  наступательные группы на основных направлениях .

Краткий вывод для учащихся:

  • Партизаны играли важную роль: создавали дополнительные трудности для немцев и поддерживали мораль населения.

Итог и рефлексия (3 мин.)

  • Демонстрация  итогов
  • Слайда 5 : ключевые выводы о значении битвы и её влиянии на Ставрополье .
  • Короткая письменная рефлексия (1-2 предложения): что нового узнал (а) и одно практическое значение битвы для региона.
  • Объявление домашнего задания и критериев оценивания .

Домашнее задание

  • Обязательное : эссе 1-1.5 стр. «Значение битвы за Кавказ для победы и для Ставрополья » (структура : факты -анализ- локальная перспектива. )Сдать на следующем уроке .
  • Дополнительное :краеведческая справка до 2 стр. или 3 слайдовая презентация о местном памятнике /событии (для повышения  оценки ).
  • Слайд 6 :источники и благодарности

Методические рекомендации

  • Подготовить карты и раздаточные материалы заранее.
  • Использовать локальные фотографии / мемориалы по возможности .следить за временем ,помогать группам формулировать ключевые тезисы .
  • Дифференцировать :слабым ученикам дать подсказки / шаблоны .

Рекомендации по оформлению всех слайдов .

Слайд 1-1 мин.

Слайд 2-4 мин.

Слайд 3- 7 мин.(включая объяснение карты )

Слайд 4- 7 мин.(с вопросами к группе С)

Слайд 5- 4 мин.( итоги+ объявления )

Слайд 6 -1 мин.

                 



Предварительный просмотр:

1. Раздаточные материалы ( содержимое
ХРОНОЛОГИЯ (кратко) и первоисточник

● Июнь — июль 1942: подготовка и начало наступления группы армий "A".

● Июль 1942: переход в наступление; продвижение к Новороссийску и Майкопу; задача — захват нефтяных месторождений.

● Август — сентябрь 1942: ожесточённые бои за подступы к Кавказу; наступление в направлении Моздок — Нальчик; попытки окружения советских войск.

● Осень 1942: стабилизация фронта, тяжёлые оборонительные бои; активизация партизан в горных районах.

● Декабрь 1942 — январь 1943: стратегическое переломление, переход Красной армии в контрнаступление.

● Январь — февраль 1943: освобождение ключевых районов Северного Кавказа; отступление немецких войск.

● Весна 1943: завершение операций на Кавказе, последствия для тыла и промышленности региона.

Инструкция по групповой работе

● Группы получают карту, один первоисточник и список вопросов.

● Время: 12 мин анализ + 3 мин подготовка доклада.

● Отчёт: 2–3 мин устный доклад + визуальная опора на листе А3.

Вопросы для групп (по теме)
Группа A — Стратегические цели и ход наступления немцев

1. Какова основная стратегическая цель операции?

2. Какие факторы могли помешать достижению этой цели? (минимум 3)

Группа B — Оборона Красной армии на Северном Кавказе

1. Какие тактические приёмы использовала Красная армия?

2. Как природно-географические условия повлияли на ход боёв?

Группа C — Роль Ставрополья: тыл, эвакуация, партизаны

1. Как эвакуация и организация тыла отразились на жителях Ставрополья?

2. Приведите два примера вклада региона в оборону (экономический/организационный/военный).

 Первичные источники

Источник A — Фрагмент сводки штаба (реконструкция)
"21 июля 1942 г. — Главное командование возложило на группу армий 'A' задачу форсировать Кавказские предгорья и обеспечить доступ к нефтяным месторождениям Майкопа и Грозного. Основные направления: Новороссийск — Майкоп, Моздок — Владикавказ. Ожидается интенсивное сопротивление и необходимость блокировать подходы Красной армии к тылам. Ускорение наступления считается критическим для ослабления советской обороны и увеличения поставок топлива для дальнейших операций."

Задания по источнику A:

● Выделите стратегическую цель немцев.

● Какие риски командования отмечены в сводке?

Источник B — Письмо эвакуированной жительницы (реконструкция)
"15 сентября 1942 г. — Мы покинули родной хутор в Ставропольской губернии, когда к нам подошли слухи о бомбёжках и близком наступлении. На вокзале было много людей с вещами, заводы упаковывали оборудование на эвакуацию. В тылу создавались госпиталя, женщин и детей расселяли по школам и домам. Люди боялись, но помогали друг другу — шли сборы, передача продуктов фронту. Говорят, что даже в тылу жизнь изменилась: ни хлеба лишнего, ни спокойствия."

Задания по источнику B:

● Опишите три аспекта тыловой жизни, отражённые в письме.

● Как эвакуация и мобилизация ресурсов влияли на Ставрополье?

Источник C — Воспоминание партизана (реконструкция)
"Осень 1942 г. — Наша боевая группа действовала в предгорьях, устраивая засады на немецкие колонны и разрушая связи. Горы и перевалы давали преимущество — немцы плохо ориентировались в лесах и ущельях. Мы получали сведения от местных жителей и иногда переносили раненых в укрытия. Партизанская активность создавала дополнительные трудности для врага и помогала отвлекать силы от основных направлений фронта."

Задания по источнику C:

● Какие тактические преимущества использовали партизаны?

● Приведите два примера, как партизанская деятельность влияла на ход операций.



Предварительный просмотр:

Тема: Битва за Кавказ (1942–1943). Значение и последствия для Северного Кавказа и Ставрополья
Класс: 10; Тип: урок-исследование; Уровень: средний.

Цели

● Познавательная: изучить ход и значение битвы; связать события с ситуацией в Ставрополье.

● Развивающая: работа с картой и первоисточниками, анализ, аргументация.

● Воспитательная: уважение к памяти защитников, формирование региональной идентичности.

Оборудование

● Презентация (5 слайдов), фронтовая карта Кавказа, раздатки (хронология, 3 источника), листы А3, маркеры, таймер.

Ключевая хронология (кратко)

● Июнь–июль 1942: подготовка; начало наступления группы армий «A».

● Июль–сентябрь 1942: продвижение к Майкопу; бои у Новороссийска и Моздока.

● Осень 1942: стабилизация фронта; активизация партизан.

● Дек.1942–фев.1943: контрнаступление Красной армии; освобождение районов Северного Кавказа.

Структура урока (тайминг)

1. Орг. момент — 1 мин: цель, инструкции по группам.

2. Актуализация — 4 мин: опрос + слайд 1 (карта, «Нефть — цель Германии»).

3. Мини-лекция и карта — 7 мин: хронология + слайд 3 (фронт).

4. Групповая работа — 18 мин:

○ 3 группы (A: цели немцев; B: оборона СССР; C: роль Ставрополья).

○ Каждой: карта + 1 источник; 12 мин анализа + 3 мин подготовка доклада.

○ Отчёт: 2–3 мин устно + лист А3 (3–5 тезисов).

5. Презентация групп — 7 мин.

Ответы к источнику А - Сводка штаба .

      1.Стратегическая цель немцев :

  • захват нефтяных месторождений Майкопа  и Грозного;
  • обеспечение поставок топлива для дальнейших операций на востоке.

      2.Риски ,отмеченные в сводке :

  • Ожидаемое интенсивное сопротивление Красной армии .
  • Необходимость блокировки подходов к тылам противника(риск контакта/перекрытия линий снабжения).Сжатые сроки наступления(риск затягивание операции.)

 Краткий вывод  для учащихся :

  • операция была  мотивирована ресурсами ; ее провал объясняется сочетанием сильной обороны ,сложностей логистики и времени.

Ответы к источнику В-Письмо эвакуированной жительницы.

     1.Три аспекта тыловой жизни ,отраженные в письме :

  • Массовая эвакуация людей и оборудования (вокзалы, погрузка  заводов).
  • Размещение эвакуированных в школах/домах и организация госпиталей .
  • Дефицит продовольствия  и общая тревога, но взаимопомощь среди населения .

      2.Влияние эвакуации и мобилизации ресурсов   на Ставрополье :

  • Экономическая нагрузка  на регион из-за приема людей и перераспределение ресурсов .
  • Мобилизация  производства и создание пунктов эвакуации госпиталей усилили вклад региона в военные условия .

Социальные изменения :

  • Разрушение обычного уклада жизни ,рост взаимопомощи и административной организации .

 Краткий вывод для учащихся :

  • Тыловые процессы существенного затронули жизнь региона :Ставрополье стало опорой для эвакуации и для перепрофилирования  производства .

Ответы к источнику С- Воспоминание партизана

     1.Тактические преимущества партизан :

  • Хорошее знание местности (горы, перевалы, леса )- возможность устраивать засады.
  • Поддержка местного населения (информация ,укрытие раненых ).
  • Мобильность и гибкость действий против тяжелой организованной армии .

     2. Два примера влияния партизанской деятельности на ход операций:

  • Нарушение тыловых коммуникаций и снабжение противника(прорывы, засады на колонны ).
  • Отвлечение сил противника на партизанские угрозы ,ослабляющие  наступательные группы на основных направлениях .

Краткий вывод для учащихся:

  • Партизаны играли важную роль: создавали дополнительные трудности для немцев и поддерживали мораль населения.

6. Итог и рефлексия — 3 мин: письменная фраза «Что нового узнал(а)» и «Значение для Ставрополья». Объявление ДЗ.

Вопросы для групп
Группа A — Стратегические цели и ход наступления немцев:

1. Какова основная стратегическая цель операции?

2. Какие факторы мешали её достижению? (мин. 3)

Группа B — Оборона Красной армии:

1. Какие тактические приёмы применялись в обороне?

2. Как рельеф и климат влияли на ход боёв?

Группа C — Роль Ставрополья:

1. Как эвакуация и организация тыла повлияли на жителей региона?

2. Приведите 2 примера вклада региона в оборону (эвакуация заводов, госпитали, партизаны и т.п.).

Критерии оценки (10 баллов)

● Содержание: 0–4

● Работа с источниками: 0–3

● Ясность изложения и командная работа: 0–2

● Рефлексия: 0–1
Перевод в отметки: 9–10 = «5», 7–8 = «4», 5–6 = «3», 0–4 = «2/1».

Домашнее задание
Обязательное: эссе 1–1,5 стр. «Значение битвы за Кавказ для Победы и для Ставрополья» (факты — анализ — локальная перспектива).
Дополнительно: краеведческая справка до 2 стр. или 3-слайдовая презентация о местном памятнике.

Короткие подсказки учителю

● До урока распечатайте карты и раздатки; подготовьте листы А3.

● Во время групповой работы давайте сигналы времени (7 и 3 мин до конца).

● Требуйте конкретики: 3 факта + 2 вывода + 1 общий вывод.