Учитель истории Ставрополья 2025
Методические материалы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 »
ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Методическая разработка урока по истории Ставрополья
По теме:
«Битва за Кавказ Значение и последствия для Северного Кавказа и Ставрополья»
Тип: урок –исследование
Подготовила и провела
Учитель истории и обществознания
Киселева А.В.
2025 г.
Тема: Битва за Кавказ (1942–1943). Значение и последствия для Северного Кавказа и Ставрополья
Класс: 10; Тип: урок-исследование; Уровень: средний.
Цели
- Познавательная: изучить ход и значение битва за Кавказ; связать события с ситуацией в Ставрополье .
- Развивающая :формировать умение работать с картой , и первоисточниками анализировать ,формировать вывод.
- Воспитательная : уважение к памяти защитников ,региональная идентичность .
Ожидаемые результаты (учащиеся должны )
- Назвать основные этапы битвы за Кавказ;
- Объяснить стратегические цели Германии и причины неудачи;
- Оценить влияние битвы за Кавказ на Ставрополье (тыл ,эвакуация ,партизаны );
- Выполнить мини – исследование в группе и представить выводы ;
- Выполнить рефлексию и эссе-домашние задание .
Оборудование и материалы
- Презентация 5-6 слайдов(карты , фото ,хронология ).
- Карты Кавказа (фронтовые ,локальные по Ставрополью ).
- Раздаточные материалы :хронология (1 стр.),3 реконструированных первоисточника ( по 6-8 строк ),задания для групп.
- Листы А3,фломастеры,таймер.
- Учебник «История Ставрополья». 10 класс/ М.Е.Колесникова, Т.Н. Плохотнюк, Н.Д. Судавцов, Н.Г. Масюкова, В.А.Бабенко, С.Н.Котов [и др.].-М: Просвещение, 2021,
Ход урока
- Организационный момент(1 мин.)
- Приветствие ,цель урока, инструктаж по групповой работе
Актуализация ( 4 мин.)
- Быстрый вводный опрос: почему Кавказ важен? Когда(ключевые даты )? Кто участвовал(какие стороны )?
Демонстрация
- Слайда 1:тема,цель,карта региона с отмеченной нефтью «Нефть – цель Германии ».
Вводная мини – лекция +карта (7 мин.)
- Слайд 2:краткая хронология :
июль 1942-начало наступления;
август –сентябрь 1942 года ключевые бои ;
зима 1942-1943 -переход к контрнаступлению.
- Слайд 3 :Показ фронтовой карты с обозначение направлений наступления и позиций Ставрополья.
- Слайд 4:Ставрополье : тыл ,эвакуация и вклад региона.
Исследовательская часть – групповая работа (18 мин)
- Формирование 3 групп (4-5 человек )
- Группа А -«Стратегические цели и ход наступление немцев »
- Группа В - «Оборона Красной армии на Северном Кавказе »
- Группа С - «Роль Ставрополья: тыл, эвакуация, партизаны »
- Каждой группе : карта +один первоисточник +задания
- Время (12 мин.) анализа +(3 мин.)подготовка доклада +(3 мин.)переход/ подготовка.
Задачи групп:
А) проанализировать источник – выделить 2 ключевых вывода;
B) ответить на два направляющих вопроса ;
С)подготовить устный доклад (2-3 мин .каждая группа ) и визуальную опору на листе А 3.
Презентация докладов (7 мин.)
- По очереди доклады групп (2-3 мин.)
- Учитель фиксирует общие выводы ,задаются уточняющие вопросы
Примерные результаты исследовательской деятельности в группах по каждому первоисточнику .
Ответы к источнику А - Сводка штаба .
1.Стратегическая цель немцев :
- захват нефтяных месторождений Майкопа и Грозного;
- обеспечение поставок топлива для дальнейших операций на востоке.
2.Риски ,отмеченные в сводке :
- Ожидаемое интенсивное сопротивление Красной армии .
- Необходимость блокировки подходов к тылам противника(риск контакта/перекрытия линий снабжения).Сжатые сроки наступления(риск затягивание операции.)
Краткий вывод для учащихся :
- операция была мотивирована ресурсами ; ее провал объясняется сочетанием сильной обороны ,сложностей логистики и времени.
Ответы к источнику В-Письмо эвакуированной жительницы.
1.Три аспекта тыловой жизни ,отраженные в письме :
- Массовая эвакуация людей и оборудования (вокзалы, погрузка заводов).
- Размещение эвакуированных в школах/домах и организация госпиталей .
- Дефицит продовольствия и общая тревога, но взаимопомощь среди населения .
2.Влияние эвакуации и мобилизации ресурсов на Ставрополье :
- Экономическая нагрузка на регион из-за приема людей и перераспределение ресурсов .
- Мобилизация производства и создание пунктов эвакуации госпиталей усилили вклад региона в военные условия .
Социальные изменения :
- Разрушение обычного уклада жизни ,рост взаимопомощи и административной организации .
Краткий вывод для учащихся :
- Тыловые процессы существенного затронули жизнь региона :Ставрополье стало опорой для эвакуации и для перепрофилирования производства .
Ответы к источнику С- Воспоминание партизана
1.Тактические преимущества партизан :
- Хорошее знание местности (горы, перевалы, леса )- возможность устраивать засады.
- Поддержка местного населения (информация ,укрытие раненых ).
- Мобильность и гибкость действий против тяжелой организованной армии .
2. Два примера влияния партизанской деятельности на ход операций:
- Нарушение тыловых коммуникаций и снабжение противника(прорывы, засады на колонны ).
- Отвлечение сил противника на партизанские угрозы ,ослабляющие наступательные группы на основных направлениях .
Краткий вывод для учащихся:
- Партизаны играли важную роль: создавали дополнительные трудности для немцев и поддерживали мораль населения.
Итог и рефлексия (3 мин.)
- Демонстрация итогов
- Слайда 5 : ключевые выводы о значении битвы и её влиянии на Ставрополье .
- Короткая письменная рефлексия (1-2 предложения): что нового узнал (а) и одно практическое значение битвы для региона.
- Объявление домашнего задания и критериев оценивания .
Домашнее задание
- Обязательное : эссе 1-1.5 стр. «Значение битвы за Кавказ для победы и для Ставрополья » (структура : факты -анализ- локальная перспектива. )Сдать на следующем уроке .
- Дополнительное :краеведческая справка до 2 стр. или 3 слайдовая презентация о местном памятнике /событии (для повышения оценки ).
- Слайд 6 :источники и благодарности
Методические рекомендации
- Подготовить карты и раздаточные материалы заранее.
- Использовать локальные фотографии / мемориалы по возможности .следить за временем ,помогать группам формулировать ключевые тезисы .
- Дифференцировать :слабым ученикам дать подсказки / шаблоны .
Рекомендации по оформлению всех слайдов .
Слайд 1-1 мин.
Слайд 2-4 мин.
Слайд 3- 7 мин.(включая объяснение карты )
Слайд 4- 7 мин.(с вопросами к группе С)
Слайд 5- 4 мин.( итоги+ объявления )
Слайд 6 -1 мин.
Предварительный просмотр:
1. Раздаточные материалы ( содержимое
ХРОНОЛОГИЯ (кратко) и первоисточник
● Июнь — июль 1942: подготовка и начало наступления группы армий "A".
● Июль 1942: переход в наступление; продвижение к Новороссийску и Майкопу; задача — захват нефтяных месторождений.
● Август — сентябрь 1942: ожесточённые бои за подступы к Кавказу; наступление в направлении Моздок — Нальчик; попытки окружения советских войск.
● Осень 1942: стабилизация фронта, тяжёлые оборонительные бои; активизация партизан в горных районах.
● Декабрь 1942 — январь 1943: стратегическое переломление, переход Красной армии в контрнаступление.
● Январь — февраль 1943: освобождение ключевых районов Северного Кавказа; отступление немецких войск.
● Весна 1943: завершение операций на Кавказе, последствия для тыла и промышленности региона.
Инструкция по групповой работе
● Группы получают карту, один первоисточник и список вопросов.
● Время: 12 мин анализ + 3 мин подготовка доклада.
● Отчёт: 2–3 мин устный доклад + визуальная опора на листе А3.
Вопросы для групп (по теме)
Группа A — Стратегические цели и ход наступления немцев
1. Какова основная стратегическая цель операции?
2. Какие факторы могли помешать достижению этой цели? (минимум 3)
Группа B — Оборона Красной армии на Северном Кавказе
1. Какие тактические приёмы использовала Красная армия?
2. Как природно-географические условия повлияли на ход боёв?
Группа C — Роль Ставрополья: тыл, эвакуация, партизаны
1. Как эвакуация и организация тыла отразились на жителях Ставрополья?
2. Приведите два примера вклада региона в оборону (экономический/организационный/военный).
Первичные источники
Источник A — Фрагмент сводки штаба (реконструкция)
"21 июля 1942 г. — Главное командование возложило на группу армий 'A' задачу форсировать Кавказские предгорья и обеспечить доступ к нефтяным месторождениям Майкопа и Грозного. Основные направления: Новороссийск — Майкоп, Моздок — Владикавказ. Ожидается интенсивное сопротивление и необходимость блокировать подходы Красной армии к тылам. Ускорение наступления считается критическим для ослабления советской обороны и увеличения поставок топлива для дальнейших операций."
Задания по источнику A:
● Выделите стратегическую цель немцев.
● Какие риски командования отмечены в сводке?
Источник B — Письмо эвакуированной жительницы (реконструкция)
"15 сентября 1942 г. — Мы покинули родной хутор в Ставропольской губернии, когда к нам подошли слухи о бомбёжках и близком наступлении. На вокзале было много людей с вещами, заводы упаковывали оборудование на эвакуацию. В тылу создавались госпиталя, женщин и детей расселяли по школам и домам. Люди боялись, но помогали друг другу — шли сборы, передача продуктов фронту. Говорят, что даже в тылу жизнь изменилась: ни хлеба лишнего, ни спокойствия."
Задания по источнику B:
● Опишите три аспекта тыловой жизни, отражённые в письме.
● Как эвакуация и мобилизация ресурсов влияли на Ставрополье?
Источник C — Воспоминание партизана (реконструкция)
"Осень 1942 г. — Наша боевая группа действовала в предгорьях, устраивая засады на немецкие колонны и разрушая связи. Горы и перевалы давали преимущество — немцы плохо ориентировались в лесах и ущельях. Мы получали сведения от местных жителей и иногда переносили раненых в укрытия. Партизанская активность создавала дополнительные трудности для врага и помогала отвлекать силы от основных направлений фронта."
Задания по источнику C:
● Какие тактические преимущества использовали партизаны?
● Приведите два примера, как партизанская деятельность влияла на ход операций.
Предварительный просмотр:
Тема: Битва за Кавказ (1942–1943). Значение и последствия для Северного Кавказа и Ставрополья
Класс: 10; Тип: урок-исследование; Уровень: средний.
Цели
● Познавательная: изучить ход и значение битвы; связать события с ситуацией в Ставрополье.
● Развивающая: работа с картой и первоисточниками, анализ, аргументация.
● Воспитательная: уважение к памяти защитников, формирование региональной идентичности.
Оборудование
● Презентация (5 слайдов), фронтовая карта Кавказа, раздатки (хронология, 3 источника), листы А3, маркеры, таймер.
Ключевая хронология (кратко)
● Июнь–июль 1942: подготовка; начало наступления группы армий «A».
● Июль–сентябрь 1942: продвижение к Майкопу; бои у Новороссийска и Моздока.
● Осень 1942: стабилизация фронта; активизация партизан.
● Дек.1942–фев.1943: контрнаступление Красной армии; освобождение районов Северного Кавказа.
Структура урока (тайминг)
1. Орг. момент — 1 мин: цель, инструкции по группам.
2. Актуализация — 4 мин: опрос + слайд 1 (карта, «Нефть — цель Германии»).
3. Мини-лекция и карта — 7 мин: хронология + слайд 3 (фронт).
4. Групповая работа — 18 мин:
○ 3 группы (A: цели немцев; B: оборона СССР; C: роль Ставрополья).
○ Каждой: карта + 1 источник; 12 мин анализа + 3 мин подготовка доклада.
○ Отчёт: 2–3 мин устно + лист А3 (3–5 тезисов).
5. Презентация групп — 7 мин.
Ответы к источнику А - Сводка штаба .
1.Стратегическая цель немцев :
- захват нефтяных месторождений Майкопа и Грозного;
- обеспечение поставок топлива для дальнейших операций на востоке.
2.Риски ,отмеченные в сводке :
- Ожидаемое интенсивное сопротивление Красной армии .
- Необходимость блокировки подходов к тылам противника(риск контакта/перекрытия линий снабжения).Сжатые сроки наступления(риск затягивание операции.)
Краткий вывод для учащихся :
- операция была мотивирована ресурсами ; ее провал объясняется сочетанием сильной обороны ,сложностей логистики и времени.
Ответы к источнику В-Письмо эвакуированной жительницы.
1.Три аспекта тыловой жизни ,отраженные в письме :
- Массовая эвакуация людей и оборудования (вокзалы, погрузка заводов).
- Размещение эвакуированных в школах/домах и организация госпиталей .
- Дефицит продовольствия и общая тревога, но взаимопомощь среди населения .
2.Влияние эвакуации и мобилизации ресурсов на Ставрополье :
- Экономическая нагрузка на регион из-за приема людей и перераспределение ресурсов .
- Мобилизация производства и создание пунктов эвакуации госпиталей усилили вклад региона в военные условия .
Социальные изменения :
- Разрушение обычного уклада жизни ,рост взаимопомощи и административной организации .
Краткий вывод для учащихся :
- Тыловые процессы существенного затронули жизнь региона :Ставрополье стало опорой для эвакуации и для перепрофилирования производства .
Ответы к источнику С- Воспоминание партизана
1.Тактические преимущества партизан :
- Хорошее знание местности (горы, перевалы, леса )- возможность устраивать засады.
- Поддержка местного населения (информация ,укрытие раненых ).
- Мобильность и гибкость действий против тяжелой организованной армии .
2. Два примера влияния партизанской деятельности на ход операций:
- Нарушение тыловых коммуникаций и снабжение противника(прорывы, засады на колонны ).
- Отвлечение сил противника на партизанские угрозы ,ослабляющие наступательные группы на основных направлениях .
Краткий вывод для учащихся:
- Партизаны играли важную роль: создавали дополнительные трудности для немцев и поддерживали мораль населения.
6. Итог и рефлексия — 3 мин: письменная фраза «Что нового узнал(а)» и «Значение для Ставрополья». Объявление ДЗ.
Вопросы для групп
Группа A — Стратегические цели и ход наступления немцев:
1. Какова основная стратегическая цель операции?
2. Какие факторы мешали её достижению? (мин. 3)
Группа B — Оборона Красной армии:
1. Какие тактические приёмы применялись в обороне?
2. Как рельеф и климат влияли на ход боёв?
Группа C — Роль Ставрополья:
1. Как эвакуация и организация тыла повлияли на жителей региона?
2. Приведите 2 примера вклада региона в оборону (эвакуация заводов, госпитали, партизаны и т.п.).
Критерии оценки (10 баллов)
● Содержание: 0–4
● Работа с источниками: 0–3
● Ясность изложения и командная работа: 0–2
● Рефлексия: 0–1
Перевод в отметки: 9–10 = «5», 7–8 = «4», 5–6 = «3», 0–4 = «2/1».
Домашнее задание
Обязательное: эссе 1–1,5 стр. «Значение битвы за Кавказ для Победы и для Ставрополья» (факты — анализ — локальная перспектива).
Дополнительно: краеведческая справка до 2 стр. или 3-слайдовая презентация о местном памятнике.
Короткие подсказки учителю
● До урока распечатайте карты и раздатки; подготовьте листы А3.
● Во время групповой работы давайте сигналы времени (7 и 3 мин до конца).
● Требуйте конкретики: 3 факта + 2 вывода + 1 общий вывод.
