Моя педагогическая находка.
Предварительный просмотр:
МОЯ ПЕДАГОГИЧСКАЯ НАХОДКА
ТЕМА: «Метод экспериментирования,
как средство познавательного развития дошкольников»
На свете существует множество профессий, каждая из них по-своему важна и увлекательна. Однако каждому из нас предстоит сделать судьбоносный выбор – найти дело жизни, которое будет приносить радость и удовлетворение. Выбор профессии – это один из ключевых этапов в жизни человека.
Детский сад – это поистине волшебный мир! Его обитатели – дети – удивительные создания, неповторимые в своих проявлениях. Они не предсказуемы, каждый день преподносят что-то новое, но при этом остаются самыми дорогими и любимыми. Разве можно представить жизнь без их задорного смеха, искрящихся глаз и бесконечных вопросов «почему»?
И именно поэтому работа воспитателя требует глубоких знаний об окружающем мире и постоянного совершенствования. Необходимо осваивать и внедрять разнообразные педагогические технологии, методики и программы. Моя педагогическая практика – яркое свидетельство творческого подхода к воспитанию дошкольников.
Мой профессиональный путь – это непрерывный процесс поиска, череда вдохновляющих открытий и искреннее желание делиться накопленным опытом с коллегами. Именно поэтому я уделяю особое внимание изучению:
* инновационных образовательных технологий;
* нестандартных форм работы с детьми;
* современных методик обучения и воспитания.
По сути своей сути дети - прирождённые исследователи. Они неустанно экспериментируют, жаждут новых впечатлений и проявляют поразительную любознательность.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) дошкольного образования, одним из ключевых целевых ориентиров на завершающем этапе дошкольного обучения является развитие любознательности у ребёнка. Это требование заложено в основу образовательной программы и служит важным критерием её усвоения.
Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве со взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Но немало важна в детском саду и опытно-экспериментальная деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в опытно-экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире.
Учитывая значимость экспериментальной работы, как средство познавательного развития дошкольников, мной были выделены цель и следующие задачи.
Цель опытно-экспериментальной деятельности: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Для достижения поставленной цели мною были определены задачи:
1. Создать условия для экспериментальной деятельности;
2. Развивать умение детей следовать определённой структуре проведения эксперимента: постановка, формулирование проблемы, выдвижение предположений, отбор способов проверки предложений, выдвинутых детьми; проверка гипотез; подведение итогов, выводы, фиксация результатов.
3. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т. д.)
4. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов
5. Развивать социально - личностные качества: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль.
В каждой своей деятельности, посвящённой опытно-экспериментальной работе с дошкольниками, я выделила три ключевых направления:
В детском саду для опытно-экспериментальной деятельности создан уголок экспериментирования. Его цель – обеспечить условия для совместной и самостоятельной поисковой деятельности дошкольников, развивать их исследовательский интерес и практические навыки.
Работу с детьми в рамках опытно-экспериментальной деятельности я структурировала и реализую через три основных блока педагогического процесса.
В процессе обучения я стараюсь пробудить у детей интерес к изучаемому материалу, чтобы стимулировать их к самостоятельному изучению.
В процессе самостоятельной деятельности я вовлекаю в освоение способов познавательной деятельности, задавая им стимулирующие вопросы. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если? Далее, в рамках совместной деятельности мы закрепляем полученные ранее представления.
В ходе экспериментальной деятельности применяю как традиционные методы, так и инновационные.
Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:
· Наглядные (наблюдения, иллюстрации);
· Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов);
· Практические методы (игры-опыты, игры –эксперименты, дидактические игры, сюжетно ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры).
Инновационные методы:
· Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
· Использование инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования возможно применение компьютерных мультимедийных средств обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы делаем в словесной форме, а иногда избираем другие способы, например, формирование результатов графически, т. е. оформление в рисунках, схемах. Оформляем огороды на окне, коллекции семян, дневники наблюдения.
Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём. И именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребёнок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.
Я составила картотеку элементарных опытов, которые дети могут проводить самостоятельно, а также совместно со взрослым. Опыты предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами его выполняют и сами же делают необходимые выводы. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты и был активным участником обсуждения. По результатам проведения опытов маленькие исследователи делают свои умозаключения в виде рисунков.
Детское экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и речь. Необходимо отметить двухсторонний характер этих связей. Умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.
В своей педагогической практике я активно использую элементы экспериментирования на математике, поскольку считаю, что обучение не должно быть скучным. С помощью игровых– экспериментов ребенок легко, с интересом и без особой сложности приобретает новые математические познания, умения и навыки. Игры-эксперименты играют важную роль в развитии дошкольников. Они способствуют: улучшению восприятия и внимания: развитию памяти и мышления; раскрытию творческих способностей; общему умственному развитию ребёнка.
Кроме того я уделяю внимание подбору литературных произведений, которые могут стать основой для детского исследования. При выборе произведений руководствуюсь следующими критериями: сюжет должен быть увлекательным; содержание должно соответствовать возрастным особенностям детей. Читаю литературное произведение. Затем чтение в определенном месте прерываю и организую обсуждение с детьми, чтобы вовлечь их в размышление. Подвожу детей к практической проверке выдвинутых ими гипотез – через проведение опытов, наблюдений или мысленных экспериментов. Дети самостоятельно проводят исследование выполняя (опыт, наблюдение) и мы вместе обсуждаем результаты. Завершаю занятие дочитывая литературное произведение.
В процессе экспериментирования я применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства очень увлекательны.
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой инновационный метод обучения как опытно-экспериментальная деятельность, достаточно сильно направляет мою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков. Я убеждена, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить свою любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому необходимо стараться учить не всему, а главному.
Подводя итог в своей работе, могу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания и направляя детей в активную деятельность мы способствуем развитию детских способностей в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Только через собственные действия дошкольник сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.






