Главные вкладки
Методическая копилка
Методические разработки, сценарии мероприятий, классных часов для начальных классов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.33 КБ | |
| 422.71 КБ | |
| 1.25 МБ | |
| 524.58 КБ | |
| 116.29 КБ | |
| 62.53 КБ | |
| 123.87 КБ | |
| 1.16 МБ | |
| 23.92 КБ | |
| 593.11 КБ | |
| 399.58 КБ | |
| 507.25 КБ | |
| 316.79 КБ | |
| 556.28 КБ | |
| 330.03 КБ | |
| 291.14 КБ | |
| 35.45 КБ | |
| 433.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Х.М. БЕРБЕКОВА»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Классный час
Деньги, бюджет, труд
Разработала: студентка
4ОПК группы
специальности 44.02.05
Коррекционная педагогика в начальном образовании
Аккаева Саида Зейтуновна
Нальчик – 2025
Класс: 2
Направление: социальное
Цель: Создание условий для формирования у обучающихся первоначальных представлений о деньгах, бюджете и труде, их взаимосвязи и роли в жизни человека и общества.
Задачи
Образовательные:
- познакомить с понятиями “деньги”, “бюджет” (доходы и расходы), “труд”, “профессия”;
- показать взаимосвязь между трудом, деньгами и потребностями человека.
Развивающие:
- развивать экономическое мышление, умение анализировать простые экономические ситуации;
- развивать навыки планирования и принятия решений.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к деньгам и уважение к труду;
- способствовать развитию финансовой грамотности.
Оборудование:
- интерактивная доска (проектор и экран);
- презентация;
- карточки с заданиями для работы в группах;
- предметы для игры “Магазин” (канцелярские товары, игрушки и т.п.);
- листы бумаги и карандаши для рисования;
- бумага для рефлексии и ручки.
Ход занятия
1.Подготовительная часть
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к занятию.
Создание положительного эмоционального настроя.
Вводная беседа:
“Ребята, что вы знаете о деньгах? Для чего они нужны?”
“Где берут деньги ваши родители?”
“На что тратит деньги ваша семья?”
Просмотр фрагмента мультфильма/короткого видеоролика о деньгах (использование интерактивной доски, “Смешарики. Азбука финансов”).
Подведение к теме: “Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в страну экономики, чтобы узнать больше о деньгах, бюджете и труде!”
Запись темы занятия на доске.
2. Основная часть
- Рассказ учителя по презентации “Деньги, бюджет, труд” (использование интерактивной доски):
-Финансовая грамотность — это умение управлять личными деньгами эффективно и разумно.
- Как вы думаете, что означает слово « бюджет»? Работа со словарём
а как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет?У каждой семьи есть свой семейный бюджет. Как вы думаете, что это такое?
- Итак, что делают родители, чтобы пополнить бюджет семьи?
- Как называют заработанные ими деньги?
- Да, зарплату люди получают за свой труд.
А как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка, которые уже на пенсии?
- А почему они получают деньги, ведь они же не работают?
- Вот вы, например, сейчас пока ещё тоже не работаете, но за свою хорошую учёбу вы получаете хорошие отметки. После школы пойдёте учиться на профессию и, если будете с этим хорошо справляться – вам за отличную учёбу будут платить стипендию.
- Кто запомнил, из каких частей состоит семейный бюджет?
Гимнастика для глаз.
Практическое задание
-А теперь я буду читать высказывания, а вы скажите каки высказывания вы можно отнести к личным финансам.
Деньги в вашей копилке.
Зарплата папы.
Бабушкин кошелёк с деньгами.
Премия за победу в олимпиаде по математике.
Ваши карманные деньги.
Отложенные мамой деньги на оплату за квартиру.
Подаренные вам на день рождения деньги.
- Человек должен уметь не только зарабатывать, но и тратить деньги так, чтобы они приносили пользу и удовлетворение.
-А теперь попробуем спланировать, как и на что надо тратить деньги. Вот допустим, ваша зарплата составляет 3 тысячи рублей в месяц. На что бы вы их истратили, если бы самостоятельно вели хозяйство?
- Какие расходы у человека каждый день?
- Какие расходы реже?
-Доходы — это деньги или материальные ценности, которые получают от предприятия, отдельного лица или какого-либо вида деятельности.
Расходы — это затраты, издержки, потребление чего-либо для определённых целей. Расходы бывают нескольких видов:
Обязательные. К ним относятся коммунальные платежи, налоги, выплаты по кредитам, оплата транспортных или проездных билетов, расходы на питание и т. п..
Необязательные. Например, траты на развлечения, путешествия, хобби, кафе и рестораны, покупку гаджетов, иные дорогостоящие покупки и другое.
-Теперь постараемся определить, где доходы, а где расходы. Я вам буду называть доход или расход, а вы должны определить что это и показать определенный цвет. (красный – расход, зеленый- доход )
- доходы – расходы
- папа получил зарплату
- покупка телевизора
- оплата коммунальных услуг
- покупка продуктов
- детское пособие
- покупка велосипеда
- оплата школьного питания
- бабушка получила пенсию
- Игра “Магазин” (с использованием игровых денег):
На столе разложены различные предметы (канцелярские товары, игрушки и т.п.) с указанием цены.
Каждому ученику выдается определенная сумма игровых денег.
Ученики должны “купить” необходимые товары, соблюдая бюджет.
После совершения покупок ученики рассказывают, что купили и почему.
- Работа в группах (с использованием карточек):
Класс делится на группы. Каждой группе выдается карточка с заданием:
Группа1:Составить список профессий, которые важны для города (села).
Группа2: Придумать, как можно заработать деньги (например, помогать по дому, делать поделки на продажу).
Группа3: Составить список необходимых расходов семьи на месяц.
Представление результатов работы групп.
3.Заключительная часть
Нарисуй, как, по-твоему, выглядит семейный бюджет.
Финансовое дерево Оцените свои знания при помощи стикеров.
Мы видим, что все стикеры на верху, значит тему урока поняли
- Что интересного вы узнали на сегодняшнем занятии?
- Для чего нужны деньги?
- Только ли наличными деньгами мы можем оплатить покупку или услугу?(Можно оплатить банковской картой)
- Что такое банковская карта?
Банковская карта – это персональный платежный инструмент, который открывает своему владельцу доступ к его банковскому счету, дебетовому или кредитному. С ее помощью можно совершать безналичную оплату товаром и услуг, в том числе в интернете, снимать наличные в кассах банках или банкоматах.
- Почему важно знать цену вещам или товару?
- Какой вывод вы сделали для себя из нашего занятия?
Приложение
Карточка 1:
Назовите профессии, которые важны для города (села), в котором вы живете. Почему вы считаете эти профессии важными?
Карточка 2:
Придумайте способы, как можно заработать деньги самостоятельно. Какие навыки для этого потребуются?
Карточка 3
Составьте список самых необходимых расходов вашей семьи на один месяц. Постарайтесь распределить расходы по категориям (еда, коммунальные услуги, одежда, развлечения и т.п.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое деньги?”
Что такое бюджет?
Что такое труд?
Взаимосвязь между трудом, деньгами и потребностями Труд является основным источником дохода для большинства людей. За свой труд люди получают заработную плату, то есть деньги, которые они используют для удовлетворения своих потребностей: покупку еды, одежды, оплату жилья, образование, развлечения и многое другое. Таким образом, труд, деньги и потребности тесно связаны между собой, образуя замкнутый цикл: труд создает доход, доход позволяет удовлетворить потребности, а удовлетворение потребностей стимулирует к дальнейшему труду.
Игра “Магазин”
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
япония
китай
германия
финляндия
Сундук с подарками
англия
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Х.М. БЕРБЕКОВА»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Классный час
Всемирный день распространения информации об аутизме
Разработала: студентка
4ОПК группы
специальности 44.02.05
Коррекционная педагогика в начальном образовании
Аккаева Саида Зейтуновна
Нальчик – 2025
Класс: 2
Направление: общекультурное
Цель: Формирование у младших школьников правильного и уважительного отношения к людям с расстройствами аутистического спектра (РАС), развитие эмпатии, толерантности и готовности к дружелюбному общению.
Задачи
Образовательные:
- познакомить детей с понятием «аутизм» в доступной форме;
- рассказать о некоторых особенностях восприятия мира людьми с РАС.
Развивающие:
- развивать эмпатию – умение чувствовать и понимать других;
- развивать наблюдательность к невербальным сигналам (жесты, мимика).
Воспитательные:
- формировать уважительное отношение к каждому человеку, независимо от его особенностей;
- воспитывать чувство принятия, доброты и готовности к дружбе.
Оборудование:
- большой плакат с изображением радуги, где каждая полоса нарисована одной командой детей (или раскрашена вместе);
- разноцветные кубики или детали конструктора;
- карточки с изображениями простых эмоций (радость, грусть, удивление);
- листы бумаги А4, цветные карандаши, фломастеры;
- «Волшебная коробочка» с различными текстурами (например, кусочек меха, гладкая ткань, шероховатая бумага, что-то мягкое).
Ход занятия
1.Подготовительная часть
Учитель: - Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас сегодня. Посмотрите, сколько у нас синих и голубых шаров. Этот цвет – символ сегодняшнего дня. Мы сегодня будем говорить о том, что мир вокруг нас очень разнообразен, и каждый человек в нем – особенный и ценный.
(Учитель берет в руки несколько разноцветных кубиков или деталей конструктора.)
Учитель: - Ребята, что это?
Дети: - Кубики!
Детали!
Можно строить!
Учитель: - Правильно! А из этих разных кубиков можно построить что-то красивое и интересное, правда? Если мы будем использовать только один цвет, будет так же здорово?
Дети: - Нет!
Не так интересно!
Учитель: - Именно! А сегодня мы будем говорить о детях, чей мир воспринимается немного иначе. У них есть особенности, которые делают их уникальными, как эти разноцветные кубики. Мы будем говорить об аутизме.
Учитель: - Аутизм – это не болезнь, которую нужно лечить. Это особенность развития. Представьте, что у кого-то из нас мир ощущается через другие “очки”. Может быть, звуки кажутся очень громкими, или ему трудно понять, что чувствует другой человек. Но это не делает их хуже или неинтереснее! Это делает их особенными, как разные цвета в нашей радуге.
(Учитель подходит к плакату с контуром радуги.)
Учитель: - Смотрите, какая у нас заготовка для радуги! Но ей чего-то не хватает. Как вы думаете, чего?
Дети: - Цветов!
Красок!
Нас!
Учитель: - Вы совершенно правы! Сегодня мы вместе раскрасим нашу радугу, и каждая ее полоска будет символизировать, как важно принимать всех, кто рядом, со всеми их особенностями. Наша радуга будет радугой дружбы и понимания!
2. Основная часть
Учитель: - Давайте попробуем поиграть. Представьте, что обычные звуки для вас стали очень-очень громкими. Как будто кто-то включил очень громкую музыку прямо у вас в ухе. Что бы вы почувствовали?
Дети: - Страх!
Неприятно!
Захотелось бы закрыть уши!
Учитель: - Люди с аутизмом часто очень чувствительны к звукам. Поэтому они могут закрывать уши руками, когда слышат резкие или громкие звуки. Как мы можем помочь им?
Дети: - Говорить тише.
Не кричать.
Не делать резких звуков.
Учитель: - Верно! А теперь давайте поиграем с ощущениями. У меня есть “волшебная коробочка” с разными текстурами.
(Учитель предлагает детям по очереди, с закрытыми глазами, потрогать разные текстуры в коробочке (мягкое, гладкое, шершавое, теплое, холодное) и описать свои ощущения. Объяснить, что кому-то эти ощущения могут быть приятны, а кому-то – нет.)
«Мимика и жесты»
Учитель: - Мы с вами общаемся не только словами. Мы используем мимику – выражение лица, и жесты. Но иногда бывает трудно понять, что именно хочет сказать другой человек, особенно если он не говорит словами.
(Учитель показывает карточки с простыми эмоциями: радость, грусть, удивление. Спрашивает, что изображено. Затем предлагает детям изобразить эти эмоции без слов.)
Учитель: - Людям с аутизмом может быть сложно понимать, что мы чувствуем, только по выражению лица. Поэтому им иногда нужно говорить об этом прямо. Например, вместо того, чтобы просто улыбнуться, сказать: “Я рад тебя видеть!”.
(Учитель предлагает детям показать, как можно дружелюбно помахать рукой, улыбнуться, сказать “Привет!” без слов, а затем – со словами.)
«Увлекательные миры»
Учитель: - А теперь давайте посмотрим на эти картинки. (Учитель показывает карточки с детьми, увлеченно занятыми чем-то: собирают конструктор, рисуют, изучают насекомых, смотрят на вращающиеся предметы.)
Учитель: - Что делают эти дети? Чем они заняты?
Дети: - Играют!
Очень увлечены!
Им нравится!
Учитель: - Да! Люди с аутизмом часто очень глубоко погружаются в свои интересы. Они могут быть настоящими специалистами в том, что им интересно! Они могут прекрасно рисовать, помнить много фактов, строить удивительные вещи. У каждого есть свой особенный талант!
Творческое задание «Наша радуга дружбы»
Учитель: - А теперь настало время раскрасить нашу радугу! Каждый из вас получит цветной карандаш или фломастер. Выберите цвет, который вам нравится, и раскрасьте один сегмент нашей радуги. Подумайте о том, что каждый цвет – это как отдельный человек, и все вместе мы создаем красоту.
(Дети по очереди раскрашивают части радуги.: “Вот этот красный – как увлеченный художник, а этот синий – как наблюдатель природы…”)
Учитель: - Посмотрите, какая у нас получилась замечательная, яркая радуга! Это наша радуга дружбы и понимания. Она показывает, что когда мы принимаем всех – разных, со своими особенностями – мир становится намного красивее и интереснее.
3.Заключительная часть
Учитель: - Ребята, сегодня мы с вами говорили о том, что мир состоит из очень разных людей. И среди них есть дети с аутизмом. Мы узнали, что у них могут быть свои особенности – им может быть трудно слышать громкие звуки, понимать эмоции, или они могут быть очень увлечены чем-то одним.
(Учитель снова показывает на готовую радугу.)
Учитель: - Но самое главное, что мы поняли: каждый человек – особенный и важный, как каждый цвет в нашей радуге. Мы не должны бояться тех, кто отличается от нас. Наоборот, мы должны стараться их понять, быть добрыми и дружелюбными.
Учитель: - Как мы можем показать, что мы понимаем и принимаем? * Дети: - Не дразнить. * - Предлагать дружить. * - Помогать, если нужно. * - Не делать громких звуков рядом. * - Говорить спокойно.
Учитель: - Вы – молодцы! Сегодня вы показали, что умеете думать о других, чувствовать и понимать. Давайте всегда будем такими добрыми и открытыми. Пусть наша радуга дружбы всегда сияет в нашем классе!
(Учитель предлагает детям подойти к радуге и оставить на ней свой отпечаток ладошки, как символ принятия и дружбы.)
Учитель: - Спасибо вам за такое чудесное мероприятие, за ваши добрые сердца и за то, что вы готовы принимать каждого! Пусть мир вокруг нас будет полон понимания и дружбы!
Приложение
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Х.М. БЕРБЕКОВА»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Классный час
Буллинг
Разработала: студентка
4ОПК группы
специальности 44.02.05
Коррекционная педагогика в начальном образовании
Аккаева Саида Зейтуновна
Нальчик – 2025
Класс: 2
Направление: социальное
Цель: создание условий для формирования толерантного отношения к сверстникам и взрослым людям; формирование умения найти пути выхода из ситуаций травли.
Задачи
Образовательные:
- познакомить обучающихся с определением «буллинг» и его характерными признаками;
- научить обучающихся отличать «буллинг» от конфликтов.
Развивающие:
- развивать умение строить доброжелательные и доверительные отношения в коллективе, избегать конфликтов и ссор;
- создать благоприятные условия для развития умений сотрудничать и действовать сообща.
Воспитательные:
- формировать чувство толерантности и эмпатии;
- закреплять способность находить выход из конфликтной ситуации.
Оборудование: наглядный демонстрационный и раздаточный материалы: бумага, ручки, карандаш.
Ход занятия
1.Подготовительная часть
Учитель: - Здравствуйте ребята! Посмотрите, какой сегодня замечательный день! Давайте создадим в нашем классе приятное настроение. А чтобы у нас все получилось, повернемся к своему соседу и улыбнемся ему самой милой улыбкой и пожелаем друг другу удачи !
-Девиз нашего классного часа: « Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями»
- Сегодня мы поговорим с вами о том, что же провоцирует непонимание между людьми и что заставляет нас становиться жестокими, нетерпимыми, агрессивными.
Учитель задает вопросы, а ученики встают, садятся отвечая как положительно, так и отрицательно.
Кто любит шутки?
Кто когда-нибудь подшучивал над своим другом?
Кто не любит, когда над ним подшучивают?
Кто получал прозвища?
Кто знает продолжение фразы: «Мирись, мирись и больше...»?
Кто хоть раз просил прощения, когда кого-то обидел?
Кто хотя бы раз оказался не прав в споре?
Кто согласен, что «на обиженном воду возят»?
2.Основная часть
« Листок честности»( каждый ребенок на каждом классном часе пишет о том ,что его волнует, о чем он переживает, может что – то натворил и хочет извиниться .Это секрет между учителем и ребенком)
-Кто из вас бывал когда-нибудь в ситуации, когда другие дети отвергали вас, не принимали в свою компанию, не хотели с вами играть ?
Что вы делали в таких случаях?
б )Игра « Правда или действие» ( спрашиваю тех детей , которые в «Листке честности» написали о ситуации ,которую надо разобрать)
-Что происходит, если одного и того же человека постоянно не принимают в компанию, отвергают?(ответы детей) Сейчас вам предстоит небольшое испытание. Но предупреждаю сразу оно не из легких.
в ) Игра « Попробуй выйти»
-Встаньте в один большой круг и крепко сцепитесь руками. Один ученик должен остаться в круге и попытаться вырваться из круга. Как только ему это удастся, следующий должен войти в круг и попытаться вырваться из него. Любой из вас в любой момент может разомкнуть руки и без всяких проблем выпустить одноклассника, но это слишком легко.
Пожалуйста, будьте осторожны, чтобы никому не причинить боли..
(Цель: Дети, по какой-либо причине чувствующие себя отвергнутыми, склонны исполнять либо роль тирана, проявляя при этом особенно агрессивное поведение, либо жертвы. Эта игра поможет им проанализировать свое чувство отверженности и обсудить возможные варианты конструктивного поведения в подобных ситуациях.)
·-Как ты себя чувствовал в центре круга?· Что ты чувствовал, когда пытался вырваться из круга?· Как ты почувствовал себя, когда это у тебя получилось?· Что ты чувствовал, когда был частью круга?· Хотел ли ты, оказаться на месте того кто в центре круга? Почему?· Какие доводы ты приводил, чтобы тебя выпустили из круга?· Что для тебя было самым трудным?
Учитель: - Ребята, сейчас я прочитаю вам отрывок из сказки, а вы угадаете ее название
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они - не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеб засевали.Разнеслась вдруг в том царстве-государстве весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить. Затужили старик со старухой, загоревали. А сыновья утешают их:- Не горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть. А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка остается: он еще очень молод, чтоб на бой идти.- Нет, - говорит Иван, - не к лицу мне дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом-юдом биться!Не стали старик со старухой Иванушку удерживать да отговаривать, и снарядили они всех троих сыновей в путь-дорогу. Взяли братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали.
- Кто может назвать сказку? (Иван - крестьянский сын и чудо-юдо)
А давайте вспомним, что было дальше. Вы очень хорошо помните эту сказку. Как братья относились к Ивану? (ответы детей). Как вы думаете, почему так? (ответы детей).
- Можно сказать, что они подшучивали над ним? А зло шутили? Читая русские народные сказки, часто встречается этот герой. Над ним шутят, подсмеиваются, называют его обидным прозвищем. Разве он на самом деле такой уж дурачок? (ответы детей)
- Что ему помогает с честью выходить из разных сложных ситуаций? (находчивость, сообразительность, чувство юмора, доброе отношение к окружающим и т. д.)
- В русском народном творчестве, действительно очень мало примеров жестокого отношения между людьми, в семье, друзьями. Наоборот, все эти произведения учат нас дорожить дружбой, уважать старших, заботится о младших или тех, кто нуждается в поддержке и помощи. Давайте подумаем, почему это так? (ответы детей)
- Соглашусь, что наш народ очень милосердный, добрый, с богатым духовным наследием (можно еще раз обратить внимание на то, что Иван вовсе не дурак, а очень храбрый, добрый человек, который благодаря своей находчивости, решимости, отваге побеждает лютого врага и находит себе много друзей).
Работа в группах
- Сейчас вам предстоит поработать в группах. Давайте вспомним основные правила работы в группах. Памятки с этими правилами лежат на ваших столах.
Работать надо дружно!
Высказывать своё мнение спокойно.
Терпеливо выслушивать мысли товарищей.
Не перебивать друг друга.
Общаться спокойно, тихо.
-Возьмите 2 листа бумаги, пронумеруйте их(№1,№2). В правую руку возьмите карандаш того цвета который подходит вашему настроению (карандаш, того цвета с которым вы себя ассоциируете). В левую руку выберите карандаш того цвета, с которым вы ассоциируете человека с которым у вас возникала неприязнь. Вы можете нарисовать линии, круги, узоры или картинку, в общем, все, что вам хочется изобразить о конфликте.
-Закройте глаза, и когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге.(2мин.) Вспомните конфликтную ситуацию, в которую вы попадаете, время от времени, или человека, ссора с которым вполне вероятна. Часто мы пытаемся решить свои проблемы по принципу "Око за око, глаз за глаз". Когда кто-то нас обижает, мы отвечаем еще более сильной обидой. Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой на угрозу. Таким образом, мы только усиливаем наши конфликты.
-Затем поменяйте карандаши местами ( карандаш, который был в правой руке возьмите в левую и наоборот левый в правую) и продолжаем рисовать на листе №2.(2мин.) Во многих ситуациях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю ответственности за возникновение этого конфликта и подать руку другому в знак примирения. Так же, в любой конфликтной ситуации хорошо бы задуматься о позиции другого человека.
Важно, чтобы каждый ребенок смог показать свой рисунок, а Вы положительно оценили его: так, чтобы дети поняли, что подобное рисование — хорошая возможность заметить и назвать свои собственные чувства и если возможно - пути выхода из конфликта.
Вывод:
- Ребята, учитесь чувствовать и понимать что нужно вашему другу, маме, знакомому и просто человеку, который находится рядом с вами, что для него важно, что может его обидеть, в чем он нуждается больше всего. Чтобы преодолеть свои недостатки, надо стать чуточку добрей. В этом вам помогут ваши друзья, родители, учителя, а главное – книги.
3.Заключительная часть
- Что вам понравилось в занятии?
- Что вы можете взять для себя из нашего общения на занятии?
- Одним словом оцените свое состояние во время занятия?
Приложение
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Х.М. БЕРБЕКОВА»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Классный час
День космонавтики
Разработала: студентка
4ОПК группы
специальности 44.02.05
Коррекционная педагогика в начальном образовании
Аккаева Саида Зейтуновна
Нальчик – 2025
Класс: 2
Направление: духовно- нравственное
Цель: воспитание у обучающихся интереса к достижениям нашей страны в области космических исследований, формирование интереса к областям знаний, связанных с космосом (космонавтике, астрономии), понимания значимости труда людей, связанных с изучением космоса.
Задачи
Образовательные:
- расширить представления детей о космических полётах;
- сформировать элементарные представления о космическом пространстве, закрепить представления и знания о солнечной системе, о планетах.
Развивающие:
- развить связную речь, познавательную активность детей;
- обогатить активный словарный запас словами «ракета», «космическое пространство», «космонавт», «спутник», названиями планет солнечной системы.
Воспитательные:
- воспитать в детях гордость за свою страну;
- воспитать интерес к познанию, любознательность, активность, организованность.
Оборудование: кроссворд, ребусы.
Ход занятия
1.Подготовительная часть
Учитель. Издавна человечество стремилось к звёздам. С незапамятных времён люди мечтали о полётах на Луну, на планеты солнечной системы, к далёким таинственным мирам. Свершилось великое событие, впервые в истории человек осуществил полет в космос. Нам выпала честь первым проникнуть в космос. История навсегда сохранит день 12 апреля 1961 года.
Обычным шумом улица полна,
Идёт весна, рабочий день в разгаре,
И из Вселенной радиоволна
Приносит имя всем: Гагарин.
Оно во все врывается края,
Во все сердца, как ласточка, влетает.
И мать Земля, дыханье затая,
Полёт героя – сына наблюдает.
2.Основная часть
Имя Юрия Алексеевича Гагарина стало символом мужества и героизма, символом космической эры. И чем дальше от нас этот памятный день, тем больше величие подвига, совершенного народом.За короткий срок с момента первого полета в космос человек посетил Луну, исследовал почти все планеты Солнечной системы, но тот первый полет был самым трудным и опасным.
За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим.
Орбитальные станции кружат вокруг планеты.
Ученик.
Мчатся ракеты к дальним мирам, К подвигам сердце рвётся,
Кто верит крылатым, как песня, мечтам, Тот цели своей добьётся.
- Что такое космос?
Космос – это Вселенная, весь мир.
Сегодня мы поговорим о значительном событии 20 века – первом полете человека в космос. Скажите, кто был первым человеком, полетевшим в космос, первым
космонавтом? Также сегодня речь пойдёт о том, как люди стали осваивать космическое пространство и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.
Беседа об истории покорения космоса.
Учитель. – Прежде, чем в космос полетел первый человек, учёные сначала отправляли в космическую неизвестность различных животных. Это были собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая маленькая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шерстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой. Потом наступила очередь собак. Но не каждая собака подходит для полёта. Надо найти такую, чтобы она была чуть больше кошки, чтобы весила 4-6 кг, чтоб ей было не больше двух – трёх лет и чтобы у неё была светлая шерсть – её лучше видно в кинокамеру. Собак заранее учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки начинать есть и ещё многому другому.
Лучше других была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. 3 ноября 1959 года собака Лайка в специальном скафандре отправилась в космос. Лайка из космоса не вернулась.
Вслед за Лайкой в космос полетели и другие собаки: Белка и Стрелка, Чернушка и Звёздочка. Все они возвратились на Землю.
Так учёные убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.
А 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур поднялся в небо космический корабль «Восток» с человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин.
( Показ портрета Ю.А. Гагарина) Именно он открыл дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут (1час и 68 минут) и совершил посадку в заданном районе. А за каждой минутой его полёта – поиск, упорная работа конструкторов, инженеров, рабочих всех специальностей. Осуществилась давняя мечта человека – обрести крылья и взлететь над Землёй.
Хорошая практическая и физическая подготовка позволили Юрию Гагарину войти в отряд космонавтов. Он был выбран из всех самых лучших, здоровых и подготовленных. Полет Ю.А. Гагарина начался с его знаменитого: «Поехали!» Самое первое впечатление при виде Земли из космоса: «Красота – то какая!» От итогов первого полёта зависела дальнейшая программа. Волновались учёные, конструкторы, инженеры, механики, связисты.
Полет первого космонавта показал, что в условиях невесомости, в условиях, почти во всём отличных от земных, можно работать, обживать космическое пространство, создавая условия для безопасной и успешной работы.
Юрий Гагарин был достоин быть первым. Своим мужеством, трудолюбием, целеустремлённостью он доказал, что возможности человека неисчерпаемы.
Именно поэтому 12 апреля ежегодно, начиная с 1969 года, отмечается как Всемирный день авиации и космонавтики. С тех пор прошло 50 лет, но люди всей планеты знают и помнят имена отважных людей, которые испытали на себе все тяжести неземной жизни и сделали космонавтику профессией.
- Какими качествами, по-вашему мнению, должен обладать юноша, который решил стать космонавтом?
А как вы думаете, космонавт – это мужская профессия? (выслушиваются ответы детей)
- Оказывается, космос покоряется и женщинам. Имя одной женщины – космонавта известно всему миру. Это Валентина Николаевна Терешкова (портрет).
Ученик.
Нашим ученым дороги ясны Будут в космической мгле.
Но эти дороги затем лишь нужны, Чтоб лучше жилось на Земле.
Проложим дороги к далёким мирам, В ракетах к Луне полетим,
И если мы встретим ровесников там, То в гости к себе пригласим.
Учитель. Не раз космонавтам задавали вопрос: с чего у них начиналась дорога в космос? Ответ был один: «С мечты». Мечта сбывается только тогда, если человек трудолюбив, любознателен и настойчив.
Ученик. Мы спешим скорее в школу, В наш любимый светлый класс.
Много дел, больших и новых, Ожидает нас.
Будет день, дорогой света Полетим и мы –
К тайнам, сказочным планетам, В дальние миры.
Игра-викторина "Через тернии к звёздам".
1.Как называется костюм космонавта .(Скафандр)
2.Самая большая и горячая звезда во вселенной (Солнце)
2.Естественный спутник земли.(Луна)
3.Человек, который летает в космос. (космонавт)
4.Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос? (космический корабль)
5.Как называется и животное, и созвездие? (медведица)
6.Почему на земле есть день и ночь? (планета вращается вокруг себя)
7.Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин)
8. Что сказал Ю. Гагарин в первую секунду полета? «Поехали!»
9. Как долго продолжался первый полет человека в космос? 108 минут
10.Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет? ("Восток")
11. Как называется состояние, с которым сталкивается космонавт во время полета? невесомость
Кроссворд
«Космические ребусы».
-Сейчас каждая команда получит конверт с ребусами. За определенное время вы должны их разгадать.
1.«Комета»: Названия Планет.
Земля, Нептун.
2.«Спутник»: Названия знаков Зодиака.
Стрелец, рыбы.
3.«Созвездие»: Названия Планет и знаков Зодиака.
Марс, Рак.
3 февраля 1966 году произошло первое в мире прилунение беспилотной советской станции «Луна – 9». С помощью этой станции на Землю были переданы первые панорамные снимки Луны.
21 июля 1969 года произошла первая высадка человека на Луну, им стал американский космонавт Нейл Армстронг. На корабле «Апполон – 11» он доставил на Землю первые пробы лунной поверхности (фильм «На Луне»).
Ребята, представьте, что и вы высадились на Луне и встретили какое-то лунное животное или растение. Ваша задача – нарисовать и рассказать о нем.
До сегодняшнего дня много космонавтов разных стран побывали в космосе. Не только космонавты нашей страны, но и американцы, японцы, китайцы, французы. Раньше в космос летали только очень подготовленные и образованные космонавты. А сегодня, в космос может любой гражданин, заплатив за пролет достаточное количество денег.
Из всех профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но, прежде всего – человеческий подвиг.
Космонавтом хочешь стать –
Должен много-много знать!
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит труд.
3.Заключительная часть
Подведение итогов, награждение победителей.
Приложение
Космические ребусы
1.
2..
3.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Значение космонавтики Космические миссии и исследования позволяют нам получать новые знания о Вселенной, планетах, звездах, галактиках и других объектах. Космонавтика является важной сферой деятельности, которая имеет глубокие и широкие последствия для различных аспектов жизни на Земле и в космосе.
Детство Юрия Гагарина Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе Клушино Смоленской области. Дом Гагариных Юрий Гагарин в детстве
Учеба Юрия Гагарина Именно в период войны Гагарин начинает мечтать о небе. Позже он будет об этом рассказывать: «Увидел над деревней воздушный бой, советский самолет подбили, летчик сел по близости от деревни Клушино , другой приземлился его забрать», и Юра даже чем-то им помог. Для деревенского мальчишки это было чем-то невообразимым: с неба спустились волшебные небесные герои, дали ему задание. МиГ – 15
Отбор, тренировки, полет. Хотите летать на новой технике? Хотите испытывать совсем новую технику? А в космос на ракете слетать хотите?
12 апреля 1961г Поехали!
Наши достижения Первый искусственный спутник Земли Первый человек, вышедший в открытый космос Алексей Леонов 18-19 марта 1965 года двое советских космонавтов – Павел Беляев и Алексей Леонов – совершили полет на космическом корабле «Восход-2», в ходе которого Леонов впервые в истории космонавтики вышел в открытый космос. Он удалился от корабля на пять метров и пробыл за его пределами 12 минут и 9 секунд. Первая женщина в космосе. Валентина Терешкова
Мировой рекорд по длительности полета Валерий Поляков. Первая женщина, вышедшая в открытый космос. Светлана Савицкая
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Х.М. БЕРБЕКОВА»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Классный час
Твори добро
Разработала: студентка
4ОПК группы
специальности 44.02.05
Коррекционная педагогика в начальном образовании
Аккаева Саида Зейтуновна
Нальчик – 2025
Класс: 2
Направление: духовно-нравственное
Цель: создание условий для понимания значения понятия добро в жизни человека.
Задачи
Образовательные:
- расширить представления обучающихся о понятии “добро” с позиции нравственного смысла;
- прививать нравственные качества личности и этические нормы поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия.
Развивающие:
- формировать потребность совершать добрые дела;
- развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру;
- воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки.
Оборудование: пословицы о доброте; цветок Доброты; цветы; аудиозапись «Вальс цветов» П.И. Чайковского, интерактивная доска.
Ход занятия
1.Подготовительная часть
Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Послушайте стихотворение и скажите, о чем будет разговор.
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
Учитель.. О каком качестве пойдет речь?
Д. О доброте.
2.Основная часть
Учитель. Да, сегодня мы будем говорить о доброте. Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?
Доброта... Добро... Что же это такое? Прочитаем высказывания великих людей.
Ученики читают на доске:
Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное.
(Л.Толстой)
Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое.
Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид.
(В. Розов)
Доброта. Вот качество, которое желаю приобрести больше всех других.
(Л. Толстой )
Учитель.. Это человеческое качество ценилось всегда, во все времена. Знаете ли вы пословицы и поговорки о добре, доброте?
Дети читают пословицы на доске.
По ходу занятия дети будут находить нужные пословицы и пытаться объяснять их смысл.
- Спеши делать добро.
- Добрые дела красят человека.
- Без добрых дел нет доброго имени.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Злой не верит, что есть добрые люди.
- Добро век не забудется.
- Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит
- От добра – добра не ищут.
- Доброе сердце лучше богатства.
- Доброе слово – половина счастья.
- При солнышке тепло, при матушке добро.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Добро, сделанное втайне, оплатится явно.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
- Не ищи красоты – ищи доброты.
- Доброе дело дороже богатства.
- Красоту уносят годы, доброту не унесут.
Учитель. А как много добрых слов образовано от этого слова – добро!
На доске изображен ЦВЕТОК ДОБРОТЫ. Дети рассматривают цветок, читают вместе с учителем на лепестках слова:
Доброжелательный, добродетельный, добродушный,
добросовестный, добросердечный, добропорядочный,
добронравный, добро, доброта, добродетель.
Дети знакомятся с высказыванием А. Грина, которое оформлено в виде эпиграфа:
«Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели».
Учитель. А на что бы вы выбрали для себя лепестки волшебного цветка? (Учитель выслушивает ответы детей).
Учитель. Ребята, как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым?
Д. Нет.
Учитель. Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
Учитель. Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? Можно ли стать добрым на время? (Дети отвечают).
Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды...
Может, вырастил деревце?
Иль очистил пруды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.
(Л. Татьяничева)
Учитель. Какие пословицы можно отнести к этому стихотворению?
Д. Добрые дела красят человека. Жизнь дана на добрые дела.
Учитель. Как вы понимаете смысл этих слов? (Выслушиваются ответы детей).
Учитель. Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки говорят о том, что человек хороший. Надо стремиться всегда и во всем быть полезным людям.
Учитель. Доброта – это стремление человека дать счастье всем людям. Сейчас я вам прочитаю отрывки из двух рассказов. Послушайте их внимательно.
Ситуация 1.Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.
В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить, его, как мальчика возле него не оказалось.
Ситуация 2.
Когда старушка-соседка попросила мальчика отнести и сдать в магазин бутылки из-под кефира, он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.
Учитель. Проанализируйте эти ситуации и скажите: по каким мотивам совершилось доброе дело?
В первом случае – бескорыстно, а во втором – с выгодой для себя.
Как вы полагаете, сможет ли второй мальчик бескорыстно делать добро людям?
Д. Нет.
Учитель. Как бы вы поступили на месте мальчиков? Какие пословицы вы отнесете к этим ситуациям? Где и как проявляете доброту?
Учитель. Добрый человек – это тот, кто любит людей, помогает им. Будьте добры ко всем окружающим людям! Ребята, а где добро всегда побеждает зло?
Д. В сказках.
У. Вспомним сказки, в которых добро побеждает зло.
Давайте вернемся к нашему цветку Доброты. Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?
Дети выходят на сцену с цветками, которые мы сделали на уроке технологии заранее.
В центре цветков писаны слова, обозначающие качества доброго человека. Это задание они готовили дома.
Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского. Дети прикрепляют свои цветы рядом с цветком Доброты.
https://music.yandex.ru/album/1025670/track/9641075?playTrack=9641075&from=serp_autoplay
Учитель. Какая чудесная получилась цветочная поляна! На ней расцвели необходимые человеческие качества. Это милосердие, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, сочувствие, благодарное уважение, нежность, скромность.
Заботьтесь о своем саде, не позволяйте ей зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и делами! Спешите делать добро!
3.Заключительная часть
Учитель: - Я уверена, что вы всегда будете стараться в любой ситуации говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.
-Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.
-Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам . Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать "Я делаю нужное дело, приношу пользу людям".
Ученик: Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Учитель.
- И помните: всё в ваших руках!
- Над чем вы задумались на сегодняшнем занятии?
- Что человека делает добрым? ( Его поведение, мысли, поступки и т.д.)
Учитель: Обобщим наши знания о добре. Назовите какой- либо добрый поступок который вы совершили.
Рефлексия.
- Итак, дети, что понравилось на занятии?
- Какое у вас настроение после занятия?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Развитие детское речевого творчество, воспитание стремления делать добрые дела. Задачи: - формировать у учащихся этические представления о добре; - развивать умения сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
Здравствуйте, дети!
Доброта В доме добрыми делами занята, Тихо ходит по квартире доброта. Утро доброе у нас. Добрый день и добрый час. Добрый вечер, ночь добра, Было доброе вчера. И откуда, спросишь ты, В доме столько доброты…
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Х.М. БЕРБЕКОВА»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Классный час
Домашние животные
Разработала: студентка
4ОПК группы
специальности 44.02.05
Коррекционная педагогика в начальном образовании
Аккаева Саида Зейтуновна
Нальчик – 2025
Класс: 2
Направление: общеинтеллектуальное
Цель: создание условий для обобщения знаний детей о домашних животных.
Задачи
Образовательные:
- обобщить представления о домашних животных, их образе жизни, питании, их пользе для человека;
- формировать умения и навыки: сравнения, обобщения, способности делать выводы.
Коррекционно-развивающие:
- развивать мыслительные процессы;
- развивать общую и мелкую моторику, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к домашним животным;
- сформировать правила безопасного поведения при общении с животными.
Оборудование:
- интерактивная доска;
- раздаточный материал;
- клей;
- ножницы;
- цветные карандаши;
Ход занятия
1.Подготовительная часть
-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем работать в командах. На команды сейчас разделимся: За 1 столом будет сидеть команда с желтыми листиками;(раздаю детям желтые листики)
За 2 столом будет сидеть команда со снежинками;(раздаю детям снежинки)
Подумайте, почему у 1 команды желтые листья? С чем это связано?(Время года - осень)
-Почему у 2 команды снежинки? (На улице холодно, осадки в виде снега).
-Молодцы, ребята, сейчас зима, какой месяц сейчас?(Январь)
-Ребята, сейчас нужно выполнить задание, тогда вы узнаете тему нашего занятия. Посмотрите на доску.
-Подумайте, кто здесь лишний и почему.
Дети:-Лишняя корова, т к это домашнее животное.
Остальные животные дикие.
-Молодцы!
-Где живут дикие животные?
Дети:-Дикие животные живут в лесу
-Помогает ли человек диким животным?
Дети:-Дикие животные живут самостоятельно
-Давайте «отправим в лес» диких животных
Передвижение на интерактивной презентации
-Кто у нас остался? Корова
-Скажем еще раз, какое это животное?
Дети:-Корова- домашнее животное.
2. Основная часть
-Подумайте тогда, каких животных мы будем сегодня изучать?
Дети:-Мы будем изучать домашних животных
-Какая тема занятия?
Дети:-Тема – Домашние животные
-На внеурочных занятиях и на уроках Мир природы и человека мы с вами изучаем Домашних животных.
-Скоро вы будете защищать проекты про своих питомцев.
-А сегодня проверим, много ли вы знаете про домашних животных.
-У каждой команды будет по одному животному. Какое это будет животное вы узнаете, когда выполните задание. Возьмите конверты и достаньте карточки. Вам нужно собрать картинку и составить слово из слогов.
1 команда читает
2 команда читает
(на слайде кошка, собака)
-На партах у вас большие листы. Сейчас вам нужно на них приклеить ваши картинки и слово, а в конце занятия у вас получатся плакаты, где будет вся важная информация про животных.
Приклеиваем
-Знаете ли вы как ухаживать за кошками? Какую пользу они приносят?
-Какую пользу приносят собаки? Как за ними ухаживать?
Пальчиковая гимнастика
Давайте разомнем пальчики:
- Упражнение кошка – кулаки, указательный и мизинец вверх;
- Упражнение собака – ладонь, мизинец двигается вверх – вниз
-Пришло время дальше заполнять плакаты
Как называется место, где спят животные?
Где спит, живет собака? – Будка
Где спит кошка? - лежанка
Найдите у себя на столах, раскрашиваем
• Подвиньте тарелочки. Выберите то, чем питаются кошки и собаки, раскрашиваем.
Приклеивание
Физ.минутка
То прогнет,
То выгнет спинку,
Ножку вытянет вперед -
Это делает зарядку
Наш Маркиз -
Пушистый кот.
Чешет он себя за ушком,
Жмурит глазки и урчит.
У Маркиза все в порядке:
Когти, шерсть и аппетит.
3. Заключительная часть
Продолжаем заполнять плакаты
Как называются детеныши животных?
Дети:-Котенок, щенок – выполнение штриховки
Какую пользу приносят животные?
Дети:-Кошка ловит мышей, собака сторожит дом
Приклеивание
-Молодцы!
-Давайте теперь покажем всем плакаты, которые у вас получились!
Вывешивание плакатов на доску
- У кого из вас есть домашние питомцы? Поднимите руку.
-В городе у многих есть домашние животные. К сожалению, человек не всегда хорошо ведёт себя по отношению к домашним животным, вчерашним своим друзьям. Сколько в городе бездомных кошек, собак.
Помните: мы в ответе за тех, кого приручили.
Животные, оставшиеся на улице, могут погибнуть, а также могут быть опасны для людей: они могут нападать на людей и быть переносчиками болезней.
Берегите своих питомцев!
-Ребята, каких животных мы вспоминали на нашем занятии?
-Как вы считаете, вы сегодня хорошо поработали?
-Что вам понравилось больше всего?
-Со всеми заданиями вы справились? Какие возникали трудности?
(Обсуждение результатов, ситуаций успеха и трудностей, оценка детей).
-Выберите смайлик на интерактивной доске с вашим настроением – грустный или веселый.
Приложение
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кто лишний?
Домашние животные
Цель Обобщение знаний о домашних животных.
Задачи Вспомнить какие бывают домашние животные Обобщить знания о домашних животных, их образе жизни, питании, их пользе для человека Сравнить жизнь домашних и диких животных
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Х.М. БЕРБЕКОВА»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Классный час
Здоровое питание
Разработала: студентка
4ОПК группы
специальности 44.02.05
Коррекционная педагогика в начальном образовании
Аккаева Саида Зейтуновна
Нальчик – 2025
Класс: 2
Направление: спортивно- оздоровительное
Цель: раскрытие принципов правильного питания, создание условий для формирования навыков здорового питания.
Задачи
Образовательные:
- расширить знания детей о продуктах здорового питания;
- научить выбирать полезные и безопасные продукты питания, составлять меню.
Коррекционно-развивающие:
- развивать наблюдательность, логическое мышление, образное мышление, внимание и память;
- развивать познавательный интерес.
Воспитательные:
- воспитать негативное отношение к вредным продуктам питания;
- воспитывать у учащихся умение ценить, уважать и беречь своё здоровье.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, раздаточный материал.
Ход занятия
1. Подготовительная часть
а) Приветствие
б) Открытие темы и целей занятия
- Ребята, посмотрите на доску, нам прислали письмо. Давайте прочитаем его, и вы попробуете догадаться от кого оно.
Письмо:
“Здравствуйте, ребята! Я самый больной в мире человек, очень упитанный и в меру воспитанный! Своё письмо я пишу из больницы. Что-то случилось с моим здоровьем: тело ломит, в глазах звёздочки, живот болит. И совсем не хочется веселиться и шалить. Я люблю летать над крышами домов и играть с Малышом, а доктор мне не разрешает. Что мне делать? Помогите!»
-Кто же прислал это письмо? Как вы думаете, почему у Карлсона болит живот? Скорее всего, он неправильно питался, вспомните, что он любит, есть больше всего и в большом количестве? А правильно ли это, можно ли есть столько много сладкого?
-Ребята, как вы думаете, какая тема будет у сегодняшнего занятия? Наша сегодняшняя тема «Здоровое питание».
-Предположите, что вы узнаете на занятии?
а) актуализация знаний
- Ребята, а вы любите болеть? Почему болеть - плохо?
- Значит, здоровым быть лучше. А зачем нам нужно здоровье?
- От чего зависит наше здоровье? (режим дня, питание, спорт, экология)
- Кто знает, зачем человеку необходимо питание? (из пищи человек получает энергию и полезные вещества для своего организма)
2. Основная часть
1. Основной
а) рассказ учителя, работа с презентацией
-Да, вы правы, каждому человеку для нормальной работы организма необходимы полезные вещества, которые мы получаем из пищи: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода, которые должны поступать вместе с пищей. А сколько раз в день необходимо питаться? Хорошее питание должно включать в себя не менее 4 приемов пищи в день.
Завтрак:
-То, чем позавтракал утром, влияет на наше настроение и самочувствие весь день. Вкусный завтрак должен быть здоровым и разносторонним, но ни в коем случае однообразным. Общее мнение такое, что на завтрак лучше всего есть кашу.
Второй завтрак (в школе):
Хороший завтрак - это не значит наесться так, чтобы потом нельзя было встать со стула. Хороший завтрак подразумевает оптимальное сочетание продуктов, содержащих белки, углеводы, жиры, витамины и другие полезные вещества, нужны организму после сна.
Обед:
Обед- второй или третий приём пищи в день (обычно после первого либо второго завтрака). Как правило на обед подается горячая пища, второе блюдо и десерт.
Полдник: кефир (молоко), чай, печенье или хлебцы из цельных злаков, свежие фрукты.
Пора ужинать:
Ужин – последняя еда перед сном. Чтобы хорошо спать и отдыхать ночью, на ужин можно есть только легкую не жирную пищу, которая быстро переваривается в желудке: запеканки, творог, омлет, кефир, простоквашу.
- Ребята, какие правила здорового питания знаете вы?
Питание должно быть разнообразным – с разными продуктами в организм поступают разные питательные вещества.
Пища должна тщательно пережевываться. Измельченная пища легче переваривается.
Не допускать переедания – с избытком пищи не справляется пищеварительная система, пища задерживается в желудке, подвергается брожению и гниению, организм отравляется.
Не торопиться во время приема пищи – продолжительность трапезы должна составлять не менее 20 минут при одном блюде и 30-40 минут – при двух. Так достигается насыщение без переедания.
Режим питания – это соблюдение определенных интервалов между приёмами пищи имеет немаловажное значение,
б) отгадывание загадок
- Ребята, какие продукты и блюда любите есть вы? Назовите свою любимую еду?
А сейчас мы с вами отгадаем загадки о продуктах питания:
Белый снег
В чести у всех.
В рот попадает –
В миг пропадает.
Ножка деревянная,
Одежка шоколадная.
На солнышке я таю,
Во рту я исчезаю.
Можно сварить,
А можно разбить,
Если не прикасаться
цыпленком может оказаться
Мама из крупы сварила,
Посолила, подсластила.
Эй, ну где же ложка наша?!
Так нужна на завтрак...
Мы на хлеб его намажем
И добавим к разным кашам.
Кашу не испортят точно
Желто-белые кусочки.
Зеленый полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, зреет…
Ну,скажите, что это…
1. Снег (первая загадка)
2. Мороженое (вторая загадка)
3. Яйцо (третья загадка)
4. Каша (четвертая загадка)
5. Сыр (пятая загадка)
6. Арбуз (шестая загадка)
в) дискуссия
– Ребята, вы любите чипсы? Я сейчас прочитаю вам состав чипсов.
Состав чипсов: картофель, растительное масло, идентичный натуральному ароматизатор «Зелёный лук» (соль, луковый порошок, сухая молочная сыворотка, сахар усилители вкуса и аромата (глутамат натрия, 5-рибонуклеотид натрия), сухое обезжиринное молоко, лактоза, натуральные и идентичные натуральным вкусоароматические вещества, сырный порошок, регулятор кислотности (лимонная кислота), краситель, чесночный порошок, мальтодекстрин, сухое обезжириное молоко).
1. Чипсы содержат большое количество жира. Если на чистую салфетку положить большой чипс, согнуть салфетку пополам, при этом нажать посильнее на то место, где расположен чипс, то мы увидим большое жирное пятно.
2. В чипсах много крахмала. Если мы возьмём раствор йода и капнем на чипс, через несколько секунд появляется тёмно-синее пятно, что выдаёт присутствие крахмала. Крахмал, оставшийся во рту, в течение двух часов преобразуется в глюкозу. А это – идеальная питательная среда для кариесных бактерий.
3. В чипсах содержится опасное вещество – акриламид. При поджигании ломтика чипсов появляется едкий запах пластмассы. Это говорит о присутствии опасного акриламида, который считается ядом для нашего организма, поражающий нервную систему, печень и почки.
Игра «У Карлсона»
-И так, я вижу, вы умеете отгадывать загадки и хорошо знаете продукты питания. А знаете ли вы, какие продукты считают полезными для здоровья, а какие вредными? Сейчас мы с вами поиграем в игру. Давайте навестим Карлсона в больнице. Для этого нам нужно выбрать продукты, которые мы ему принесем. Они должны быть только полезными, чтобы помочь Карлсону скорее поправиться. Я раздам вам картинки с продуктами, вредными и полезными. Тот, кто считает, что его продукт полезен и его можно кушать, больному, прикрепит картинку на доску слева. А те, кому попадется изображение вредного продукта, поместят на правую сторону доски.
- Как вы думаете, ребята, Карлсон быстрее поправится, если будет питаться правильно? Конечно, ведь правильное питание-залог нашего здоровья. Чего вы посоветуете Карлсону не делать, что бы он больше не болел? Правильно, благодаря вашей помощи, Карлсон совсем здоров и может снова играть с малышом!
3. Заключительная часть
1. Аналитический
- Как вы думаете, сегодня мы помогли Карлсону быстрее выздороветь? Какие правила здорового питания вы узнали?
2. Рефлексия
Игра ассоциации
-Ребята, с каким фруктом у вас ассоциируется наше занятие? Почему именно с этим?
Приложение:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здоровое питание
цель Узнаем что такое здоровое питание
задачи Научиться выбирать полезные и безопасные продукты питания, составлять меню Узнать что такое здоровое питание Расширить знания о продуктах правильного питания
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Х.М. БЕРБЕКОВА»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Классный час
Береги природу
Разработала: студентка
4ОПК группы
специальности 44.02.05
Коррекционная педагогика в начальном образовании
Аккаева Саида Зейтуновна
Нальчик – 2025
Класс: 2
Направление: общекультурное
Цель: создание условий для формирования ответственного и бережного отношения к природе, экологической культуры.
Задачи
Образовательные:
- закрепить понятия «природа», «живая природа», «неживая природа»;
- познакомить с понятием «экология».
Коррекционно-развивающие:
- сформировать у детей элементарное умение предвидеть последствия своего поведения в окружающей среде и сравнивать свои действия с установленными нормами поведения;
- развить внимание, память, активировать мыслительные операции (логическое мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы).
Воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру;
- закрепить знания о правилах поведения на природе.
Оборудование: компьютер, мультфильм «Мальчик и Земля», запрещающие экологические знаки, цветные карандаши.
Ход занятия
1.Подготовительная часть
Приветствие учащихся.
– Погладьте свои ручки, ножки, по голове. Поднимите ручки вверх и опустите вниз – сбросьте с себя плохое настроение.
- Тема нашего классного часа вы узнаете, посмотрев небольшой мультфильм. Просмотр первой части мультфильма «Мальчик и Земля», на основе просмотренного строится беседа о роли человека в природе.
- Почему стали гибнуть животные и растения?
- Что не так делал мальчик? Страдает ли при этом природа?
- Что бы вы сделали вместо мальчика, чтобы природа не страдала? (Беречь, охранять природу: не бросать мусор, не рвать цветов и др.). Давайте досмотрим оставшуюся часть мультфильма.
- Определите тему классного часа: «Береги природу».
Учитель: Молодцы, ребята, вы, верно определили тему нашего классного часа. Мы будем говорить о нашей матушке природе и о бережном отношении к ней.
Чтобы сохранить наш общий дом, нужно чтобы каждый человек своими действиями сохранял природу, а не разрушал ее. Везде: и около своего дома, школы, и в лесу, и на водоемах.
- Хорошо ли вы знаете правила общения с природой, давайте проверим.
2. Основная часть
Игра «Экологический светофор»
Каждый сигнал в природе означает почти, то же самое, что и на проезжей части:
Красный свет — природе вред!
Желтый - осторожно!
Свет зеленый — как красиво!
Скажет лес тебе: "Спасибо!"
- Ребята наблюдают за муравьями. (з)
- Дети оставили костёр в лесу. (к)
- Ученики очищают парк от мусора. (з)
- Ребята увидели гнездо в траве. (к)
- Ребята бросают мусор на дорогу. (к)
- Дети сильно шумят в лесу. (к)
- Мальчик гуляет с собакой по газонам. (к)
- Девочка рвёт цветы на клумбе. (к)
- Ребята ходят в парке только по тропинкам. (з)
- Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (к)
- Дети вешают кормушки и скворечники. (з)
- Мальчики рассматривают жука. (ж)
- Ученики высаживают возле школы деревья. (с)
- Мальчик вырезал перочинным ножом свои инициалы на дереве. (к)
- Во время прогулки мальчик выбросил ненужную бумажку, найденную у себя в кармане, на землю. (к)
- Подростки бросают в бездомную собаку камнями. (к)
Объяснения детей:
- Кору деревьев резать нельзя! Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, ведь оно живое! Что же станет с деревом дальше? Оно увянет к следующему году, постепенно будут иссыхать ствол и ветви, помертвеют корни в почве.
- Помните, из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой – сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём!
- Лес не любит шума, там живут звери и птицы, можно их напугать.
- Молодцы ребята, знаете, правила, чтобы не навредить природе.
Физкультминутка «Лес»
Руки подняли и покачали —
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем —
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем - крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
Работа с запрещающими знаками.
- Чтобы сохранить природу, мы должны соблюдать простые правила. Эти правила зашифрованы на запрещающих знаках. Ваша задача расшифровать знаки, объединившись в группы, и подумать, почему так делать нельзя! (Показать на примере)
Знаки: 1. Не бросайте мусор!
2. Не ломайте деревья!
3. Не разоряйте гнезда и муравейники!
4. Не засоряйте водоемы!
5. Берегите насекомых, животных и птиц!
6. Не разводите костры в лесу!
Объяснение на знак «Не рвите цветы»: очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они ещё долго могли бы радовать нас!
3. Заключительная часть
Учитель: Наступил для вас, ребята, творческий момент, Пусть каждый из вас покажет, чем в душе согрет. Своей работой дайте мне ответ. Перед вами лист бумаги, краски, карандаш, ножницы , бумаги клей.
Нарисуем яблоньки, раскрасим. На цветном листе бумаги нарисуем яблочки и вырежем. Приклеим яблочки на яблоньку. Яблочки изготовляем определённого цвета: жёлтые – ты не очень внимателен к природе, весной ловил майских жуков, но не рвал первые цветы, хочешь посадить дерево; красный – если ты к природе относишься бережно, внимателен к ней, замечаешь её красоту, сам уже посадил маленькое дерево около дома или в школьном парке.
Учитель: Вот какой получился у нас яблоневый сад. Но весною, я думаю, вы все посадите яблоньку у себя в саду, а берёзку или рябинку около дома.
Приложение:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Формирование представлений и элементарных знаний об экологии;
Задачи: -Уточнить знания детей о причинах возникновения мусора; - Формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов; -Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и к чистоте улиц города.
https://learningapps.org/watch?v=p5ygjvry324
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Х.М. БЕРБЕКОВА»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Классный час
Весеннее пробуждение
Разработала: студентка
4ОПК группы
специальности 44.02.05
Коррекционная педагогика в начальном образовании
Аккаева Саида Зейтуновна
Нальчик – 2025
Класс: 2
Направление: общеинтеллектуальное
Цель: создание условий для ознакомления учащихся с изменениями в живой природе с приходом весны.
Задачи
Образовательные:
- расширить и уточнить представление детей о весенних изменениях в природе;
- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Развивающие:
- способствовать развитию коммуникативно-речевых навыков, воображение;
- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней;
- воспитывать умение слушать других.
Оборудование: таблицы, картинки, конверты с заданиями, кроссворд.
Ход занятия
1.Подготовительная часть
- Здравствуйте. Тему сегодняшнего занятия вы узнаете отгадав загадку.
Знаю, знаю ждут меня повсюду.
Всем на свете я нужна,
Приношу я радость людям
И зовут меня … (весна)
- Молодцы, отгадали. И так, тема сегодняшнего занятия «Весна».
Вы уже знаете, что весна, как и другие сезоны состоит из 3-х месяцев, а каких вы должны отгадать.
1.Яростно река ревет
И разламывает лед,
В домик свой скворец вернулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел. (Апрель)
2.Дует теплый южный ветер,
Снег чернеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
3.Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
Белый свет оделся,
Пчелы первые летят
Гром грохочет, Угадай,
Что за месяц это? (Май)
2.Основная часть
- Хорошо. А кто назовет эти месяцы по порядку, т.е. как они идут друг за другом.
(март, апрель, май)
-Март – первый весенний месяц. Но поглядите в окно; идет снег, ветер качает голые сучья деревьев. Все по – зимнему, и не веется, что зима уже позади.
А весна все таки приближается. Вспомните, как вы вставали утром в самый разгар зимы. В восемь часов было еще темно, приходилось зажигать свет. Теперь же солнце восходит раньше семи часов утра и заходит около восьми вечера; день прибавила почти на пять часов.
- Кто скажет 22 марта, что за день? 22 марта – день весеннего равноденствия, т.е. день по долготе равен ночи. Дальше он будет все прибывать, а ночь – уменьшатся.
-В природе бывает три весны: весна света – март, весна воды – апрель, весна зеленой травы – май.
- Ребята, а какие приметы весны вы знаете?
(Дети читают пословицы и приметы)
О марте.
Март – утро весны
Как в марте зима не злится, а весна покорится.
Синие облака к теплу или дождю.
Из березы течет много сока – к ненастью.
Ранний прилет журавлей – ранняя весна.
Длинные сосульки – к долгой весне.
Об апреле.
Апрель – снегогон , водолей, соковик.
Апрель с водой – май с травой.
Не ломай печей, еще апрель за плечей.
Апрель ленивого не любит, проворного приголубит.
О мае.
Май холодный – год хлебородный.
Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай.
Лесные птицы вьют гнезда с южной стороны дерева – лето будет холодным.
Соловьи поют всю ночь к сухой погоде.
Конкурс
- Ребята получили пять зеленых конвертов с заданиями(учитель помогает):
•Нарисовать, как птицы встречают весну.
•Какие изменения происходят в жизни растений.
•Как животные встречают весну.
•Труд в поле.
•Весенние работы на огороде.
Конкурс отгадывание загадок
Что за весенняя черная птица
Трактору чуть ли на нос не садится?
Кто там за плугом носится вскачь? (грач)
Это птица никогда
Не строит для себя гнезда
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (кукушка)
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песня, и полет
Вошли в стихотворения. (жаворонок)
Разгадывание кроссворда
(загадки)
1. Под ногами шурава, под названием (трава)
2. Без рук, без топорёнка, построена избенка (гнездо)
3. Красная девушка по небу ходит (солнце)
4. Синенько шубенка весь мир покрыла (небо)
5. Фуршет, рычит, ветки ломает, пыль поднимает (ветер)
- Кто может рассказать по своим наблюдениям о признаках весны в неживой природе?
Появление сосулек и капелек – это первый признак прихода весны. Надежной защитой снег служит для растений. Многие растения живут и зеленеют на дне мертвого снежного покрова (земляника, одуванчик и т.д.) Многие животные (глухарь, рябчик, куропатка) нашли свои зимние квартиры. Вся толщина снега пронизана ходами переходами маленьких зверюшек, которые добывают в снежном покрое себе еду. Мыши – полевки добывают здесь корешки, а хищные землеройки, ласки, горностаи охотятся тут за этими грызунами, птицами. Но сейчас снег из друга превратился в смертельного врага. Под его непосильной тяжестью ломаются ветки деревьев, кустарников. С наступлением оттепелей снег покрывается ледяной коркой, что становится очень опасно для многих зверей и птиц, которые на ночь зарываются в него, а утром нередко не могут вырваться из плена и погибают.
Снег сейчас стал рыхлым, темным. Из под него вытекают сверкающие водяные струйки.
Они соединяются в быстрые ручьи и бегут по лесам ,по полям , превращаясь в бурные потоки. По дорогам они подхватывают семена различных деревьев (осины, ивы, березы, клена, сосны и т.д.), травы и относят их далеко от родительского дома.
Солнце стало светить светлее и дольше: раньше рассветает, позднее смеркается, день сравнялся ночью и начал обгонять её. Иногда лучи солнца греют руки, лицо. Этот период времени в народе называют переломным периодам зимы.
В природе произошли следующие изменения: образовалось снежная корка, выдерживающая человека без лыж, потемнел снег, появились проталины, первая капель, сосульки, воронки, затоки у стволов одиноких деревьев, появились ручейки первых весенних вод, и т.д.
В корнях деревьев вода растворяет сахар, который был специально летом в их «кладовых», и вместе с ним отправляется по коре деревьев так же вверх, к тем же почкам, чтобы подкормить их и поэтому кора деревьев: ив, осин, клена, малины, яблонь, а особенно берез – стала сладкой.
Лес еще не одет в зеленую листву, но ива, осина, береза уже готовится к цветению.
Все растения рады приход весны, но для многих её появление оборачивается горем. Так как у нас в Сибири наблюдается чрезмерный сбор лесных и полевых цветов, что является одной из причин исчезновение запасов ярко - цветущих и лекарственных растений. Так 19 видов из них (горнецвет, зверобой, подорожник, мать – и – мачеха, медуница, сон – трава, колокольчик, багульник. Редко можно встретить ландыш) уходят от нас.
Весну всегда открывает песня большой синицы, первая дробь большого дятла. Значит зверей леса: белки, лисицы, медведя, лося, косули и других животных началось линька, они все меняют теплую густую шубу на более легкую. В марте просыпается медведь в своей берлоге. Барсук просыпается ещё раньше, в феврале. Бурундук уже проснулся и часто бегает поглядеть на первую оттепель.
Начинают выходить из нор суслики, скоро появятся первые насекомые.
Немного о растениях
1.Какие деревья и кустарники цветут ещё до распускание листьев? (ива, орешник, ольха)
2.Какой вред приносит сбор сока деревьев? (дерево без сока засохнет, погибнет)
3.Почему мать – и – мачеху называют лекарственным растением? (из её листьев и цветов готовят настойку для лечения простудных заболеваний)
4. Очень изящное небольшое растение с приятным запахом, цветки маленькие, белые душистые. Название растения связано с названием месяца, в котором оно появилась. (майник)
5.Растение с ярко – желтыми блестящими цветками. На ночь и в ненастную погоду цветки закрываются. В народной медицине используют для выведения бородавок. (чистяк)
6.Зеленовато – желтые цветки похожи на маленькие мини , собранные на верхушке стебля в зонтиковидное соцветие этим растением любят лакомиться гуси. (гусиный лук )
7.Это дерево – особый род ивы. У него пушистые, словно меховые, серёжки. Ветви цветущего дерева люди приносят в свои жилища. (верба)
8.Кудри в речку опустила
И о чем – то загрустила.
И о чем – она грустит,
Никому не говорит. (ива)
3.Заключительная часть
- О каком сезоне сегодня говорили?
- Назовите признаки весны?
- Что нового ты узнали?
Приложение
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
цель Ознакомление учащихся с изменениями в живой природе с приходом весны.
задачи Расширить и уточнить знания о весенних изменениях в природе. Познакомиться с Красной книгой, с первоцветами, которые занесены в эту книгу. Закрепить названия весенних месяцев;
кукушка грач Жаворонок
Разгадывание кроссворда Под ногами шурава , под названием Без рук, без топорёнка , построена избенка Красная девушка по небу ходит Синенько шубенка весь мир покрыла Фуршет, рычит, ветки ломает, пыль поднимает
Спасибо за внимание!




















