Для родителей
На этой странице собраны материалы для родителей. Читайте, изучайте, применяйте!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Семья и школа- территория безопасности».
СЛАЙД 2
Цель: повышение педагогической компетенции родителей (законных представителей) по проблеме создания безопасного пространства для детей в семье, школе, социуме.
Безопасность – необходимое условие развития общества, государства и цивилизации в целом. Крупнейшие природные и техногенные катастрофы, унесшие многие человеческие жизни, дают понять, что никто не застрахован от беды, а значит, каждый должен уметь противостоять возникающим угрозам.
Среди молодежи усилился негативизм, демонстративное отношение к взрослым, резко возросла и «помолодела» преступность, многие дети оказались на улице, за пределами воспитательной среды. Таким образом, сегодня можно наблюдать кризис российского общества, приводящий к тому, что молодежь, не имея целостного устойчивого мировоззрения, неспособная противостоять асоциальным явлениям, скатывается на путь цинизма, безверия и апатии, в то время, когда от подрастающего поколения зависит судьба будущего, реформы нашего общества, его духовное и нравственное благополучие, культурное развитие.
СЛАЙД 3
Правовая основа обеспечения безопасности детства.
Вопросы формирования государственной политики в области воспитания детей предполагают консолидацию всех профильных государственных институтов и институтов гражданского общества.
Правовой основой обеспечения безопасности детства являются важнейшие законодательные документы: Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Всемирная декларация «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей», закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция государственной семейной политики на период до 2025 года.
СЛАЙД 4
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России:
-разработан комплекс мер по улучшению жилищных условий многодетных семей;
-ужесточены наказания за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних;
- усилены меры по предотвращению алкоголизации и привлечения к табакокурению подростков;
СЛАЙД 5
- вступил в силу закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
-Указом Президента Российской Федерации утвержденная Национальная стратегия действий в интересах детей на период до 2017 года,
- сформирован план первоочередных мероприятий и долгосрочных мер по поддержке семьи и защиты прав детей в условиях новой социально-экономической реальности.
СЛАЙД 6
Основные понятия безопасности.
Безопасность человека в широком смысле – это состояние его полного физического, социального и духовного благополучия.
Социальная безопасность – характеристика состояния общества, в котором гарантируется минимальный риск для жизни, физического и психического здоровья людей.
Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию.
Физическая безопасность характеризуется высоким уровнем здоровья и реализацией здорового и безопасного образа жизни. Здоровьеформирующее образование, реализуемое в образовательных учреждениях, включает совокупность учебно-воспитательных модулей, раскрывающих факторы риска нарушения здоровья: гигиеническая грамотность, рациональное питание, адекватная физическая активность, рациональный режим труда и отдыха, здоровый психологический климат, направленность на создание здоровой семьи, профилактика вредных привычек(курение, алкоголизм, наркомания) и заболеваний, передаваемых преимущественно половым путем.
Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей от информации, при котором отсутствует риск, связанный с причинением вреда их физическому, психическому, духовному и нравственному развитию, в том числе через Интернет.
Личная безопасность — это совокупность знаний, умений и навыков человека, выражающихся в его готовности защитить себя от неблагоприятного воздействия окружающей среды и наступления нежелательных последствий.
Культура безопасности— это способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности; результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области.
Личность безопасного типа— человек, ориентированный на добро и способный к продуктивной деятельности по сохранению своего духовного и физического здоровья, защите окружающих людей и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений.
Жизнестойкость – это система убеждений о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют человеку выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации.
Родительская компетентность— наличие знаний, умений, опыта в области воспитания ребенка, а также необходимых личностных качеств и мотивов.
СЛАЙД 7
Безопасность в семье.
Семья — важнейший институт социализации ребенка. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
В настоящее время большинством современных научных школ и направлений признана определяющая роль семьи в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у детей. Школе, как правило, принадлежит ведущая роль в реализации таких компонентов процесса воспитания культуры безопасности, как формирование системы знаний об источниках опасности, средствах их предупреждения и преодоления, формирование физической готовности к выходу из опасных ситуаций. А такие базовые компоненты культуры безопасности, как мотивация к безопасности, компетенции безопасного поведения, психологическая готовность к преодолению опасных ситуаций, формируются прежде всего в семье. Один из важнейших вопросов, который рано или поздно необходимо решить всем родителям без исключения – обеспечение безопасности ребенка.
СЛАЙД 8
Главная задача родителей – выработать у ребенка привычки безопасного поведения, условные рефлексы, которые помогут ему избежать опасных ситуаций и научат правильному поведению при столкновении с потенциальной опасностью.
Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? Пока дети находятся в заботливых руках родителей, взрослые, а тем более дети, не задумываются серьёзно над проблемами безопасности. Полностью оградить ребёнка от любых происшествий можно при условии, если взрослые будут целый день рядом с ним, не отойдут ни на шаг, да ещё станут держать его за руку. Но скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребёнка нужно будет отпускать от себя. Готов ли ребёнок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока он рядом с нами. Нельзя упускать время! Наверстать его, будет очень трудно. Каждая наша недоработка, касающаяся вопросов личной безопасности, впоследствии может обернуться бедой. Учитывая этот факт, постараемся дать вам некоторые советы и рекомендации.
СЛАЙД 9
Для приобщения ребёнка к безопасному поведению необходимо соблюдение некоторых принципов:
1. Последовательности:
Во избежание ситуаций, опасных для собственной жизни и жизни других людей, необходимо формирование определённой культуры мышления и поведения. Этот процесс должен проходить систематически и последовательно
2. Воспитание собственным примером:
Важную воспитывающую функцию несёт собственный пример родителей. Свои наблюдения за реальным поведением взрослых дети предпочитают скучным нравоучениям. И если одно расходится с другим, то трудно требовать от ребёнка следования правилам.
3. Соответствие формы обучения возрасту ребёнка:
Целесообразность того или иного поведения должна выступать в контексте потребностей ребёнка, а также его возрастных возможностей. Процесс обучения ваших детей должен соответствовать его возрастным возможностям, граничащих со способами донесения информации в различных его формах.
4. Включенность обучения в контекст повседневной жизни.
В современном мире растет число вредных и опасных факторов жизнедеятельности, угрожающих как отдельному человеку, так и обществу в целом. Острота проблемы актуализирует задачу подготовки подрастающего поколения к предупреждению и преодолению этих факторов.
СЛАЙД 10
Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, то, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве.
Забота о здоровье детей в образовательном пространстве – это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого сегодня растущего человека и безопасности нации завтра. Для того чтобы сформировать систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятие физической культурой и спортом, доброжелательные отношения с окружающими.
СЛАЙД 11
Насилие в школе – буллинг (издевательства, травля) становится рядовым явлением. Английское слово буллинг (хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. Буллинг может быть как в физической, так и в психологической форме. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. Жертвы буллинга в подавленном состоянии способны на самые отчаянные шаги, вплоть до ухода из жизни.
Новейшая форма в проявлении школьного насилия - кибербуллинг, т.е. буллинг с использованием электронных средств коммуникации: компьютера, сотового телефона, планшета. Кибербуллинг – подростковый виртуальный террор, он невидим, но оттого не менее страшен. Мотивацией к кибербуллингу могут выступать зависть, месть, чувство неприязни, борьба за власть, подчинение лидеру, нейтрализация соперника, самоутверждение и др.
СЛАЙД 12
Вредные привычки и их последствия – это тема, которая всё больше волнует и тревожит наше общество. Как бы мы ни ограждали своего ребёнка от данной проблемы, к сожалению, в его жизни сложится такая ситуация, когда ему предложат попробовать первую сигарету, алкоголь, наркотическое средство. И мы не знаем, как ребёнок поведёт себя в данной ситуации, сможет ли он противостоять уговорам. Роль семьи в профилактике вредных привычек очень велика. Родители должны учить ребёнка критически относиться к пагубным привычкам, расширять круг полезных потребностей и интересов детей. В первую очередь они должны своим образом жизни показывать пример своим детям.
СЛАЙД 13
Родителям необходимо помнить, что их ребёнок, состоявшийся как нравственная и успешная личность, есть самая высокая мера оценки их жизненного пути.
Рассказывайте своим детям убедительно и спокойно о воздействии вредных привычек на организм, о механизме привыкания. Расскажите о сломанных судьбах, разрушенных семьях. Обязательно научите ребёнка отказываться от предложения покурить или выпить. Если вам удастся убедить ребёнка в том, что именно отказ от наркотиков – признак взросления, то ваш ребёнок будет защищён от страшной беды.
Воспитание детей в русле ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих, формирование представления реальности проблемы и необходимость соблюдения норм и правил поведения – это постоянный процесс, в котором должны участвовать все: и родители, и педагоги. Тогда жизнь детей будет в безопасности.
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование навыка чтения у младших школьников.
«Чтение, — писал виднейший представитель отечественной методики начального обучения Н. Ф. Бунаков, — главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность» . «Чтение, — продолжал и углублял эту мысль выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский, — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» .
Действительно, чтение — это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной литературе, к периодике. Чтение — это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств. Чтение — это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают; это и то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов. Иначе говоря, умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, 'как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер и, следовательно, используемый учеником при изучении почти всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни, когда ему приходится иметь дело с печатными или рукописными материалами, источниками какой-либо информации.
Словосочетание «навык чтения» прочно вошло в школьный обиход, чему способствовали краткость, простота и удобство в употреблении. Оно охватывает целый комплекс умений и навыков. Если принять за исходное определение термина умение как способности осознанно выполнять определенное действие при контролирующем участии сознания а определение термина навык — как умения, достигшего уровня автоматизма и выполняемого без особых напряжений умственно-контролирующего порядка, то можно увидеть тесную взаимосвязь и зависимость тех сторон (составляющих навык), которые охватываются терминологическим словосочетанием «навык чтения». Это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, а также освоить выразительное чтение, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не следует забывать и о темпе чтения.
Каждый из компонентов, входящих в состав навыков чтения, сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, т. е. осуществляется без напряжения, полу- или совсем автоматически.
Первичные умения, восходя на ступень первичных навыков, с помощью упражнений, тренировки поднимаются на более высокие уровни, превращаясь в более сложные умения и навыки, которые, в свою очередь, пройдя определенный путь развития, образуют еще более высокий комплекс умений и навыков. В целом навык чтения как бы складывается из двух сторон — смысловой, которая обеспечивается процессом понимания, уразумения читаемого, и технической, подчиненной первой и обслуживающей ее.
При формировании полноценного навыка чтения у каждого из учеников определенного класса важно стремиться к тому, к чему настоятельно призывал еще в прошлом веке один из выдающихся русских методистов и учителей народной школы Николай Александрович Корф. Он писал, что каждый учитель должен «приучать к одновременному совершенствованию двух процессов — чтения и уразумения читаемого.
Главенствующее, ведущее место в этом комплексе занимает такой компонент, как осознанность, понимание того, что прочитывается. Собственно, чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенное содержание (информацию), заключенное в читаемом тексте, понять и осознать его смысл.
Смысловая сторона чтения — это совокупное понимание читающим: 1) значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле; 2) содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями; 3) предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т. е. не только о чем говорится, но и что этим сказано); 4) основного смысла всего содержания текста, т. е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.
Осознанность, уразумение содержания прочитанного, его понимание не имеет границ и пределов. Этот компонент навыка чтения более всего обусловливает непрестанное совершенствование всех других компонентов, которые в известном смысле обслуживают его и подтягиваются к его уровню.
Глубина осознанности зависит от ряда обстоятельств — возрастных запросов и возможностей читателя, его общей развитости, круга и уровня притязаний, интересов и потребностей, начитанности, жизненного опыта, запаса наблюдений и многого другого.
Вот почему одно и то же произведение может быть понято и осознано по-разному не только ребенком и взрослым, но и людьми одного и того же возраста и уровня образованности.
При оценке глубины и уровня понимания существенное значение имеет учет двух планов содержания текста — 1) фактического, предметного плана и 2) смысла предметного плана.
Предметный план — это описание обстановки, действующих лиц, диалоги, рассуждения, мысли, высказывания персонажей, вся событийная линия, значения слов, предложений, абзацев и т. д.
Смысл предметного плана — это то, о чем все это нам говорит, что всем предметным планом хотел сказать писатель.
Техническая сторона чтения, техника чтения охватывает все другие компоненты навыка чтения — способ чтения, правильность, выразительность, скорость, или темп, чтения. Каждый из этих компонентов, как и их совокупность, подчинен смысловой стороне, пониманию, служит ее более полному выражению.
Каждый из компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности, которые, так или иначе, влияют на весь процесс чтения. Важнейшим компонентом, составляющим технику чтения и воздействующим на другие ее стороны, является способ чтения. Известны пять основных способов чтения: 1) побуквенное; 2) отрывистое слоговое; 3) плавное слоговое; 4) плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов; 5) чтение целыми словами и группами слов. Первые два способа относятся к непродуктивным. Они крайне нежелательны. Последние три способа — продуктивные. Их надо обстоятельно отрабатывать и побуждать детей к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, т. е. к самому продуктивному способу чтения.
Темп (скорость) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно, понимания. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения: I класс — 25—30 слов в минуту; II класс — 30—40 слов в минуту (в конце первого полугодия), 40—50 слов в минуту (в конце второго полугодия); III класс— 50—60 слов в минуту (в конце первого полугодия), 65—75 слов в минуту (в конце второго полугодия); IV класс — 70—80 слов в минуту (в конце первого полугодия) и 85—95 слов в минуту (в конце второго полугодия). Если результаты ниже — это сигнал недоработки. При методически верно проводимой работе по обучению чтению каждый ученик начальных классов способен не только достигнуть обозначенных показателей скорости, но и превзойти их.
Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, напротив, допускает: а) замены; б) пропуски; в) перестановки; г) добавления; д) искажения; е) повторы букв (звуков), слогов и слов в читаемом тексте; правильно или ошибочно делает ударения в словах.
Ошибки в отношении правильности неоднородны. Одни из них появляются из-за непонимания или искаженного понимания текста; другие вызываются непониманием значения прочитываемого слова или смысла предложения; третьи возникают из-за нетвердого усвоения учеником графического образа каких-то букв и порождаемых этим затруднений в распознавании буквы; четвертые происходят в результате рассогласования процессов зрительного опознания букв, графических частей прочитываемого слова, артикуляционных актов и понимания. Скажем, ученик верно опознал и расшифровал (декодировал) буквы читаемого слова, понял его значение, но поторопился или же, наоборот, запоздал с его произнесением и потому допустил ошибку; случаются ошибки, которые продиктованы желанием ученика утвердиться в верности первоначально прочитанного слова или какой-то его части. Достигается это повторным чтением части или всего слова. Подобные повторы нежелательны, но их вряд ли можно расценивать как ошибочные.
Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико-грамматические, психологические и ритмические — при чтении стихотворений); делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания; читать достаточно громко и внятно.
Особо обратим внимание на необходимость различать два явления, каждое из которых зачастую обозначают одним и тем же термином — выразительность чтения.
Между тем выразительность как компонент навыка чтения — это одно. Несколько иное — выразительное чтение как высший тип чтения, своего рода художественное чтение в школьных условиях.
Выразительности чтения в первом значении мы вправе требовать от ученика во всех случаях, когда ему приходится читать текст любой жанровой принадлежности — то ли это условие математической задачи в учебнике «Математики», то ли грамматико-орфографическое правило или упражнение в учебнике «Русского языка», то ли параграф учебника «Природоведение» и т. п. Во всех этих случаях ученик должен уметь осознанно использовать важнейшие средства выразительности — темп, интонацию, паузы, логические ударения — естественно, для выявления содержания, смысла читаемого. В самом простейшем виде — это умение вовремя распознавать в тексте стоящий впереди знак препинания и настроиться на интонацию, подсказываемую им этим знаком.
Выразительное чтение как высший тип чтения — это умение использовать основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему, стремление с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью донести все это до слушателя или аудитории, сделать понятной для них то намерение, с которым читающий взялся за чтение и которое он пытается раскрыть посредством своего чтения.
При оценке работы по формированию полноценного навыка чтения у младших школьников желательно в первую очередь обратиться к тому, как обрабатывается этот навык в целом и в каждой из составляющих его сторон. Судить о навыке чтения только по одной какой-либо его стороне (чаще всего в этой роли выступают замеры по скорости чтения) неправильно и неполно.
Окончательное суждение об уровне навыка чтения можно выносить только на основе совокупных данных по каждому из компонентов, при соотнесении данных по смысловой и технической сторонам чтения и учета ведущей роли первой.
Если случится, что ученик, допустим, читает со скоростью, несколько меньшей, чем это предусмотрено программными требованиями, но при этом пользуется продуктивным способом чтения, не делает ошибок в отношении правильности и выразительности, читает осознанно, то конечно же общая оценка его чтения может быть только положительной.
Другой вопрос, что сам факт определенной замедленности чтения не останется без внимания учителя, побудит его выявить причины, которые влекут за собой снижение темпа чтения. Чаще всего они кроются в индивидуальных особенностях ученика, в недостаточной отработанности умений использовать продуктивные способы чтения (плавное слоговое, слоговое с переходом на чтение целыми словами, чтение целыми словами с эпизодическим переходом на слоговое чтение слов, трудных по слоговому устройству, составу или же совершенно новых, не встречавшихся еще в речевом и читательском опыте ученика). Бывает, что скорость чтения у определенного ученика снижается из-за негативного влияния обстановки, при которой проводится контрольное чтение. Естественно, что имеют место и низкие показатели по темпу чтения из-за недостаточности тренировочных упражнений.
Прежде чем осуществить контроль за уровнем сформированности навыка чтения, важно наладить всю предшествующую учебную работу так, чтобы гарантированно подвести каждого ученика к такой степени подготовленности, которая позволит ему справиться с каждым из предложенных контрольных заданий.
Сказанное в большей степени относится к I классу, своего рода стартовому этапу в процессе формирования полноценного навыка чтения у ребенка, пришедшего в школу.
Напомним, что, поступив учиться, каждый ребенок уже владеет двумя первичными ко времени усвоения видами речевой деятельности — устными формами — слушанием и говорением. Именно на их основе происходит формирование двух других, письменных форм речи — чтения и письма.
И если с первых же школьных шагов наладить успешное взаимодействие основных видов речевой деятельности, то этим будет заложен прочный фундамент всего речевого и языкового развития ребенка и особенно чтения и письма.
Чем чаще младший школьник будет читать в классе, на уроках и дома, тем полнее и глубже он будет понимать прочитанное и очень хорошо читать про себя, молча, лучше будет мыслить и точнее выражать свои мысли.
Второй вывод заключается в том, что устные формы речи с первых школьных шагов ребенка должны стать предметом анализа. Анализ будет направлен на установление в речи — в устном высказывании, в воспринятом на слух рассказе отдельных предложений; в них будут выделяться отдельные слова, в словах — слоги, главные произносительные единицы речи. К. Д. Ушинский утверждал, что «хороший, ясный выговор слова, такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков — вот главное основание правописания».
Напомним, что письмо, точнее — писание теснее всего связано с чтением, читанием. Если первое — это кодирование устной речи, то второе — декодирование. Академик Бодуэн де Куртенэ в своих широко известных филологических заметках «Об отношении русского письма к русскому языку» показал, что произносительно-слуховые элементы в нашем сознании «морфологизируются и семастилогизируются», т. е. сливаются в грамматически значимые части слов и становятся носителями содержания, смысла. При чтении происходит обратный процесс — морфологизируются и семастилогизируются в сознании читающего графические элементы, т. е. буквы, разделения одного слова в предложении от другого, знаки препинания.
Таким образом, можно утверждать, что успешность формирования умений и навыков чтения и письма во многом зависят от развития устной речи детей, от их умений подвергнуть ее анализу и прежде всего посредством особого рода нарочитого произнесения слов. Условно его можно назвать орфографическим, т. е. умением произнести слово так, как его надо писать. Н. И. Жинкин показал, что «орфографическое проговаривание потребует слогораздельного произнесения слов, что вызовет усиление всех слоговых позиций. Нейтральные, слабые позиции будут во всех слогах слова одинаково сильными».
С первых же школьных шагов ребенка, с периода обучения грамоте принципиально важно научить его такого рода способу произнесения слов. Наряду с орфографическим произнесением и чтением нужно ввести в практику и орфоэпическое произнесение и чтение. Желательно, чтобы оба эти произнесения и чтения прошли через все годы обучения ребенка в начальных классах. Мы будем просить своих учеников произнести (прочитать) то или иное слово (а может быть, и целую фразу, предложение) так, как его говорят, как произносит диктор радио или телевидения, т. е. орфоэпически, а затем так, как его пишут в соответствии с нормами орфографии, т. е. орфографически. Допустим, ученик прочитал в известном стихотворении СВ. Михалкова фразу: «Дают коровы молоко». Мы попросим прочитать ее ученика в соответствии с орфоэпическими нормами, т. е. так, как говорят. А затем тут же — произнести эту фразу так, как ее надо записать. В первом случае ученик будет читать так: «Дают каровы малако», а во втором — «Да-ют ко-ро-вы мо-ло-ко».
Мы умышленно несколько отклонились от темы прямого разговора, чтобы подчеркнуть самое существенное: прежде чем что-то проверять (в нашем случае — навык чтения), надо приложить максимум усилий для того, чтобы это проверяемое оказалось на высоком и по возможности безошибочном уровне. Последнее достигается, если с первых же школьных шагов опереться на те позиции, о которых шла речь чуть выше, т. е. на устные формы речи, на выработку умений их, условно говоря, произносительного (звукового и слогового) анализа. Если к этому присоединить разные приемы, накопленные методикой чтения, то результаты, высокие результаты, будут гарантированно положительными.
Замечательный русский педагог, методист и учитель, сподвижник К. Д. Ушинского Николай Александрович Корф еще в прошлом веке выдвинул актуальное и для современности положение: «Самое бездарное дитя, — писал он, — может и должно достигнуть сознательности чтения после семи или восьми месяцев обучения в школе, если учитель не бездарен, честен и знает дело»
Как обучают чтению. Основные подходы.
Для взрослых людей чтение - естественный процесс. Но для большинства детей обучение чтению требует упорства и усилий. Взрослые редко помнят, как трудно было научиться читать. Произносить букву, одну за другой, удерживая их последовательность в голове и пытаясь понять, что это за слово, потом таким же образом читать следующее слово...
Да, очень часто у ребенка много усилий уходит на то, чтобы прочитать даже одно-единственное слово, а когда он читает следующее, то нередко забывает предыдущее. Попробуйте перевернуть эту статью вверх ногами и прочитать ее. Много из прочитанного вы запомните? Легко ли и интересно ли читать таким образом?.. Но ведь ребенок поначалу читает все равно что вверх ногами, он еще не привык схватывать сразу несколько слов и понимать смысл читаемого, поэтому мало что из прочитанного он запоминает, и потому чтение для него поначалу - скорее некая забава, чем получение новой информации.
Существует мнение, что не важно, насколько хорошо ребенок научился читать к первому классу, - научится позже, с годами трудности в чтении сойдут на нет. Это неверно. Успехи в чтении в первом классе во многом определяют уровень чтения в 11 классе. Хорошее чтение - это, в первую очередь, практика, поэтому те, кто лучше умеют читать сначала, читают в целом больше. Таким образом, с годами разница только увеличивается. Умение хорошо читать в ранние годы помогает развить на всю жизнь важную привычку читать.
Давайте разберемся, какие на данный момент существуют программы обучения чтению, и к каким результатам они приводят.
Фонетический метод - это система обучения чтению, которая основана на алфавитном принципе и центральным компонентом которой является обучение соотношениям между буквами или группами букв и их произношением. В основе ее - обучение произношению букв и звуков (фонетике), и когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, потом к целым словам.
Фонетический метод подразделяется на два направления:
Метод систематической фонетики - это программы, в которых с самого начала систематично обучают фонетике, обычно (но не всегда) перед тем, как дают читать целые слова. Подход чаще всего основывается на синтезе: детей обучают звукам букв и тренируют их на соединении этих звуков. Иногда эти программы включают в себя и фонетический анализ - умение манипулировать фонемами.
Метод внутренней фонетики - это программы, в которых делается ударение на визуальное и смысловое чтение, и в которых вводят фонетику позднее и в меньшем количестве. Дети, обучающиеся по этим программам, учат звуки букв в процессе анализа знакомых слов. Другому способу идентификации слов (по контексту или рисунку) в этих программах уделяется больше внимание, чем анализу слова. Обычно не выделяется никакого определенного периода времени для тренировки фонетики. Эффективность этого метода по основным параметрам ниже, чем у метода систематической фонетики.
Лингвистический метод. Лингвистика - наука о природе и о строении языка; ее наблюдения и выводы используют в методах обучения чтению. Дети приходят в школу уже с большим запасом слов, и этот метод предлагает учить их читать знакомые слова, особенно те, которые употребляются наиболее часто. Сначала детям предлагается учиться читать на словах, которые читаются так, как пишутся. Читая такие слова, ребенок обучается определять соответствия между буквами и звуками.
Метод целых слов. Этот метод заключается в том, что детей обучают распознавать слова как целые единицы и не объясняют буквенно-звуковых соотношений. Обучение строится по принципу визуального распознавания целых слов. Ребенка не учат ни названиям букв, ни буквенно-звуковому соотношению; ему показывают целые слова и произносят их, то есть учат ребенка узнавать слова как целое, не дробя их на буквы и слоги. После того, как ребенок таким образом выучит 50-100 слов, ему дают тексты, в которых часто встречаются эти слова.
Этот метод был очень популярен в 20-е годы XX века.
Метод « whole- language». В чем-то напоминает метод целых слов, но здесь больше полагаются на языковой опыт ребенка. Например, детям дают книгу с увлекательным сюжетом и предлагают прочесть ее. Дети читают, встречают незнакомые слова, и о смысле этих слов детям предлагают догадываться с помощью контекста или иллюстраций, но не через произношение этих слов вслух. Для того, чтобы стимулировать любовь к чтению, детям предлагают писать рассказы.
Одна из целей подхода « whole- language» - сделать процесс чтения приятным. Одна из характерных особенностей этого метода -фонетические правила не объясняются. Связь между буквами и звуками выучивается через процесс чтения, неявным путем. Если ребенок читает слово неправильно - его не исправляют. Философский аспект этого учения в том, что обучение чтению, как и освоение разговорного языка, - естественный процесс и дети способны сами его постичь.
Метод Зайцева. Единицей строения языка Зайцев определил склад. Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова.
Эту методику можно отнести к фонетическим методам: склад - это не что иное, как фонема (за исключением двух складов: «Ъ» и «Ь»). Таким образом, методика Зайцева обучает читать сразу по фонемам, и при этом объясняет еще буквенно-звуковое соответстствие - на гранях кубиков написаны не только сочетания согласных и гласных, но и сами буквы.
Метод Мура. Основа обучения - интерактивная среда. Мур начинает с того, что обучает ребенка буквам и звукам. Он вводит ребенка в лабораторию, где стоит специальная печатная машинка, произносящая звуки или названия символов, когда на них нажимаешь. Так ребенок выучивает названия букв и символов (знаков препинания и цифр). Следующий шаг - ребенку показывают серии букв или символов на экране, и он их набирает на такой же печатной машинке, и машинка произносит эти серии, например, короткие простые слова. Далее Мур просит писать, читать и печатать слова и предложения. Его программа включает также устную речь, слушание и письмо под диктовку.
Фонетический метод или метод целых слов? Из всех методов по обучению чтению наиболее известны два - метод целых слов и фонетический метод. Это два глобальных и противоположных по своей основе метода обучения чтению. Давайте разберемся, какой же метод более эффективен для обучения чтению.
До 1930 года было проведено восемь исследований, направленных на то, чтобы понять, нужно ли вообще учить фонетике. В результате исследований необходимость преподавать фонетику стала очевидной. После 1930 года исследователи уже ставили эксперименты, чтобы понять, как и в каком количестве надо обучать фонетике.
Был поставлен эксперимент для сравнения метода целых слов и фонологического метода. Для эксперимента взяли группу детей, зачисленных в первый класс (5-6 лет) и еще не умеющих читать. Группу разделили пополам и одну подгруппу обучали чтению с помощью метода целых слов, другую - с помощью фонетического метода. Когда дети начали читать, их протестировали. Оказалось, что в начале дети, которых обучали с помощью метода целых слов, быстрее читали и лучше понимали прочитанное про себя и читали вслух бегло и с выражением. Дети же, которых обучали чтению с помощью фонетического метода, лучше читали незнакомые слова, как и в начале обучения, так и в любое время дальше. Ко второму классу, к концу обучения чтению оказалось, что «фонетические» дети догнали и перегнали своих одноклассников и лучше читали про себя, лучше понимали прочитанное и имели больший словарный запас, чем дети, обученные читать с помощью метода целых слов.
Лабораторные исследования выявили, что наиболее важным фактором на пути к тому, чтобы свободно читать, является способность распознавать буквы, шаблоны произношения и целые слова легко, автоматически и визуально. Поэтому знание букв и фонологические навыки являются одним из самых важных для развития способности читать.
Из всего вышесказанного следует вывод, что любое обучение должно быть основано на твердом понимании букв и звуков. Даже подход с учетом особенностей каждого ребенка, подход, умеющий сделать чтение действительно интересным, менее эффективен, чем зубрежка фонетики.
Роль фонетической ритмики в работе по формированию выразительного чтения.
Ни для кого не секрет, что полноценное выразительное чтение возможно тогда, когда техника чтения у младших школьников автоматизирована. Но в то же время именно на начальных этапах обучения чтению необходимо уделять большое внимание осознанному использованию средств выразительности — темпа, ритма, высоты и силы голоса, логического ударения, умению вовремя распознавать стоящий впереди знак препинания и настроиться на необходимую интонацию, подсказываемую этим знаком.
Интонационная выразительность требует особой работы как на уроках обучения грамоте, так и на уроках письма, риторики. Специальные часы для этого отводятся редко или не отводятся вовсе. Здесь следует соблюсти внутрипредметные связи, чтобы у младшего школьника сформировалась единая система представлений о языке и об интонации как явлении звучащей речи. Фонетическая ритмика, построенная в занимательной игровой форме, органически входит в работу по формированию выразительного чтения в период обучения грамоте, носит развивающий характер, также моет использоваться и во время проведения физкультминуток.
Впервые метод фонетической ритмики был предложен в качестве нового приема Работы но формированию и коррекции произносительной стороны речи слабослышащих детей и представлен Т.М. Власовой, А.Н. Пфафенродт в пособии «Фонетическая ритмика» (М., 1989). Но использование данного речевого материала дало хорошие результаты и при работе с нормально развивающимися учащимися начальной школы. В период обучения грамоте использование системы двигательных упражнений, в которых различные движения корпуса, головы, рук, ног сочетаются с произнесением слогового материала, способствует с произнесением слогового материала, снятию напряженности и монотонности речи, разборчивости и выразительности речи. Движение в процессе занятий фонетической ритмикой — это средство формирования интонационно окрашенной речи в период усвоения грамоты.
Часто работа со слоговыми рядами на уроках обучения грамоте проходит однообразно, учитель использует ее только для автоматизации навыков чтения первоклассников, в то время как творческая работа с данным речевым материалом может заложить психологически устойчивый фундамент для полноценного выразительного чтения детей. Приведем практические примеры данной работы.
1. Для учащихся является важным отработка речевого дыхания, что легко можно выполнить на слоговом материале Здесь дыхательные упражнения сочетаются с плавными движениями рук вверх - вниз.
— Представим себе, что мы с вами птенцы, — говорит учитель. — Будем учиться летать. Взмахнем крыльями и одновременно будем читать слоги следующим образом: первые три слога произносим на одном вдохе, а последний — на одном выдохе:
та та та та__________________
то то то то__________________
ту ту ту ту__________________
2. Следующая задача, которую мы можем решить, работая со слогами, — это работа над изменением силы голоса.
— Обратите внимание, что слоги различаются по высоте: чем выше записан слог, тем громче мы будем его читать. При этом правой рукой мы будем «лепить куличики». Чем громче мы читаем слог, тем больше у нас будет куличиков.
па па па па па па па
3. Для формирования выразительного чтения важной является работа над высотой (тембром) голоса — ведь тембр дает дополнительную окраску речи, обогащает мелодику.
Учитель использует металлофон, колокольчики, различные по высоте звучания.
— Слоги, рядом с которыми стрелка указывает вверх, читаем высоким голосом, а слоги, где стрелка, — вниз, низким, сердитым голосом.
ма ма ма ма
мо мо мо мо
4.Следующая задача, реализуемая при работе со слогами, — это отработка ударения.
В работе можно использовать бубен. Удар бубна сильнее на том слоге, где стоит ударение, дети так же выделяют ударный слог.
pa pa pa' ла ла ла'
ро ро' ро ло ло' ло
РУ' РУ РУ ЛУ' ЛУ ЛУ
5.Наша речь то ускоряется, то замедляется. Сложное, эмоциональное высказывание разнообразно по темпу. Представленные двигательные упражнения положительно влияют на развитие чувства ритма и темпа произношения.
— Мы шагаем по дорожке весело и в ногу. Ударный слог выделяем более сильным ударом ноги. Обращаем внимание на паузы.
та та та та'та та та та то'м
та'та та'та та та та'та
та'та та'та та та то'м
та'та та'та та'та та'та
6.Умению вовремя распознать стоящий впереди знак препинания и настроиться на интонацию, подсказываемую этим знаком, помогает следующая работа, которую можно проводить в качестве физкультминуток:
а) На но на?
— Какой знак стоит рядом со слогами?
С какой интонацией будем читать? Представим себе, что мы взяли в руки мяч, «подкидываем» мяч и одновременно читаем слоги с необходимой интонацией.
б) Ны ни ны!
— Какой знак препинания стоит рядом со слогами? С какой интонацией будем читать слоги? «Взяли» в руки прыгалки, прыгаем через прыгалки и читаем слоги.
7.Яркая мимика на лице человека всегда привлекает к нему окружающих и является одной из задач при работе над выразительным чтением детей. Следующее упражнение поможет в решении этой задачи.
— Старенькая бабушка несет тяжелую сумку, она стонет:
Ох, ох, ох!
Вы помогли ей и рассказали об этом случае маме. Мама обрадовалась:
Ах, ах, ах!
На празднике вы плясали:
Эх, эх, эх!
И тут совсем устали:
Ух, ух, ух!
Работа с данным материалом обеспечивает возможность слить воедино творческое овладение учащимися навыками чтения и достижение психологического комфорта и детьми, и учителем.
Параллельно с решением задачи выполнения норм по технике чтения должна решаться задача формирования интереса к чтению. Учителями начальных классов школы для консультации родителей были собраны рекомендации, которые вручались родителям для индивидуальной работы с ребенком дома. Ниже я привожу текст рекомендаций.
Рекомендации родителям по увеличению скорости чтения детей и формированию у них интереса к чтению.
Уважаемые родители, известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Чтение это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом.» 1
Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ваш ребенок полюбил книгу. Начинать чтение нужно с обложки и титульного листа. Своя собственная библиотека дает возможность обмениваться книгами с товарищами, что вызывает интерес к чтению.
Упражнения для развития техники чтения
1. Столбик слов. Поочередно читать слова вслух в столбике слов, стараясь за одну минуту прочитать все большее количество раз этот столбик.
2. Написать буквы и прочитать их. Звуковая разминка.
а-о-у-ы-и-э; а-у, а-о, ы-и, э-а, и-э; аоуиэ, аиуоэ;
с-з-ж, ш-ж-с, жа-ча-ща, жба-жбэ.
3. Читать скороговорки, каждый раз увеличивая темп.
4. Выбрать из данного текста слова, в которых 4-5 слогов, научиться их проговаривать.
5. Игра «Фотоглаз». Сфотографировать (запомнить) несколько слов, написанных взрослым, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит взрослый, в перечне или нет?
6. Найти нужную строку в тексте (упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице).
7. Сравнение скорости чтения известного текста и незнакомого.
8. Чтение за взрослым (упражнение вырабатывает скорость произношения слов).
9. За одну минуту найти в тексте слова на какую-либо букву.
10. Найти вторую половину слова:
кос-ничий мо-мент ко-на
лес-та ро-вок го-са
пар-мос со-тор вес-род
Задания к тексту, которые вызывают интерес к чтению
1. Чтение по ролям.
2. Придумать свое окончание к рассказу, сравнить с окончанием автора.
3. Составить вопросы к тексту.
4. Взрослый читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ребенку закончить чтение.
5. Взрослый предлагает проблемный вопрос, для ответа на который у ребенка нет необходимых знаний, предлагает найти ответ на поставленный вопрос в тексте.
Организация работы
1. Завести читательский дневник, где указываются автор про изведения, его название, замеры техники чтения.
2. Проверять понимание прочитанного текста при замерах техники чтения, используя следующие варианты заданий: ребенок должен ответить на вопросы взрослого после чтения текста, сам составить вопросы, придумать название прочитанного текста, сформулировать главную мысль, пересказать текст.
3. При проверке техники чтения считать целыми словами предлоги и союзы.
4. Читать ежедневно не менее 20-30 мин, 5 мин тренинг по технике чтения, Т.е. читать один и тот же текст несколько раз, каждый раз отмечая, сколько слов прочитано за минуту, стремясь приблизиться к норме.
5. Рекомендуются тексты писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.М. Пришвина, Н.Н. Носова, В.В. Бианки, В.Ю. Драгунского.
Значение контроля за формированием навыка беглого чтения, на мой взгляд, переоценить трудно. В результате этой работы снимается трудность в чтении, страх и неуверенность учащихся. Они приобретают любовь к чтению, эта работа соединяет детей и родителей, учителей и администратора в достижении общей цели.
Ожидаемый результат работы.
Важнейшими показателями результативности уроков являются мотивированность и самоконтроль в читательской деятельности младших школьников
Учитель постоянно проверяет качество плана урока вопросом зачем?: зачем задан этот вопрос в беседе? Что развивает это задание в личности ученика? Зачем читать в третий раз? Зачем читать дома текст, прочитанный несколько раз на уроке?
Ответы на эти вопросы одинаково дороги и учителю и ученику. Развивать мотивацию чтения (заниматься учебными, личностными, познавательными побуждениями ежедневно) значит осмысливать свою работу и контролировать ее ход и пользу во благо растущей личности ребенка.
Изучению мотивов чтения посвящено и анкетирование в конце каждого учебного года. Попросите учеников ответить на два вопроса: любите ли вы читать? (Предложите выбрать один из ответов: да, нет, не очень.) Зачем вы читаете? (Ответ не подсказывать.) Собрав ответы, проанализируйте количество и качество мотивов чтения, выраженных детьми. Наивысший балл, вероятно, получит тот учитель, который прочтет в анкете личностно-значимый мотив: «Мне нравится само чтение, от него я становлюсь лучше». Также характерны ответы «Интересно узнавать новое», «Читаем, чтобы хорошо учиться (получить хорошую оценку)», «Читаю, когда нравится книга», «Люблю чтение за то, что развивайся речь, становишься грамотнее» и т. д.
Самоконтроль в обучении поможет организовать пособие В.Г. Горецкого, Л.И Тикуновой «Чтение Контрольные работы в начальной школе» (М.: Дрофа, 1995).
Документом, регулирующим основы направления планирования методической работы, является «Обязательный минимум содержания образовательных программ основной школы» Министерства образования Российской Федерации. Его разделы: «Техника чтения и понимание прочитанного. Читательский кругозор и ориентация в мире книг. Литературоведческая пропедевтика. Речевое развитие» — и составляют основание для осмысления результатов работы по чтению.
