Творческий план по самообразованию

Пестерева Наталья Николаевна

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно- техническое творчество

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_plan_po_samoobrazovaniyu.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение

«Детский сад № 18»

ТВОРЧЕСКИЙ ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

воспитателя Пестеревой Натальи Николаевны

по творческой проблеме:

«Развитие интеллектуальных способностей дошкольников в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно- техническое творчество»

на 2024-2025 учебный год

г. Оренбург

Цель: развитие интеллектуальных способностей детей в процессе познавательной деятельности и вовлечения их в научно – техническое творчество на всех этапах дошкольного детства.

Задачи:

1. Развивать воображение, креативность и творческие способности детей дошкольного

возраста; умение решать конструктивные, изобразительные задачи.

2. Способствовать формированию пространственного мышления, творческого

воображения, долгосрочной памяти; развитию мускулатуры рук и костной системы, мелкой

моторики движений, координации рук и глаз.

3. Развивать приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,

классификация и обобщение),

4. Создать условия для творческой самореализации и формирования мотивации успеха

и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

Актуальность

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период

приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации.

Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается

познавательный интерес детей и любознательность.

Формирование личности. Период дошкольного детства является периодом

интенсивного сенсорного развития ребенка - когда совершенствуется его ориентировка во

внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.

Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно

оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. При

восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте,

улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи - слышать тончайшие различия в

произношении сходных звуков. Значительно совершенствуется у детей умение определять

направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность

событий и разделяющие их промежутки времени.

Направление работы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

С детьми

Проводить опыты с бумагой, картоном

Опыт «Бумага рвется»

Попробуйте порвать руками целлофановый пакет, а теперь бумагу, и нам это удалось. Значит бумага хорошо рвётся.

Опыт «Бумага мнется»

Попробуйте смять рукой кусочек ткани и кусочек бумаги. Ткань распрямилась, а бумага так и осталась мятой. Значит она хорошо мнётся.

Опыт «На бумаге остаются следы»

Теперь возьмём ватную палочку, макнём её в растительное масло и проведём по бумаге. Да, мы видим на бумаге жирный след. На бумаге остаются следы масла, грязи, от карандаша, красок, ручки и т. д.

Лего «Строим башню»

Строим забор

Лего «Строим дом»

ЛЕГО

 «Дом для птичек»

ЛЕГО «Дом для животных»

ЛЕГО «Мебель для комнаты»

Вода

 Экспериментирование «Что будет с водой на морозе?»

Экспериментирование «Тонет- не тонет»

Изготовление цветных льдинок

С родителями

Разъяснить родителям, что при проведении экспериментов у детей развивается:

• мелкая моторика

• воображение

• внимание и память

• речь

• мышление

Памятка для родителей «ЛЕГО- конструирование. Что же это такое?»

Консультация «Лего- мир фантазий»

Консультация «Экспериментирование с водой дома»

С педагогами

    «Картотека опытов с бумагой»

Консультация «Теоретические аспекты обучения

конструированию дошкольников».

Консультация «Конструирование в ДОУ»

Консультация для педагогов «Вода- это жизнь»

РППС

Бумага

ЛЕГО

ЛЕГО

Стаканчики, краска, полочки для размещения, формочки, веревочки, вода

Литература

1. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. //

Вопросы психологии. 1991. - №4. - с. 29 - 34.

2. «Педагогика. Большая современная энциклопедия/ Сост.

Е.С.Рапацевич, - Мн. «Современное Слово», 2005 г.

3. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М.:2017. -111с.

 4. Дыбина О. В., творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр Сфера, 2010. - 126 с.;

5. Куцанова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.; Просвещение» 1990.

6. http://nsportal.ru/

7. https://infourok.ru/

4. Султанова М.В. Простые опыты с бумагой. М., 2018. 305 с.

1. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. //

Вопросы психологии. 1991. - №4. - с. 29 - 34.

2. «Педагогика. Большая современная энциклопедия/ Сост.

Е.С.Рапацевич, - Мн. «Современное Слово», 2005 г.

3. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М.:2017. -111с.

 4. Дыбина О. В., творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр Сфера, 2010. - 126 с.;

5. Куцанова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.; Просвещение» 1990.

6. http://nsportal.ru/

7. https://infourok.ru/

1. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. //

Вопросы психологии. 1991. - №4. - с. 29 - 34.

2. «Педагогика. Большая современная энциклопедия/ Сост.

Е.С.Рапацевич, - Мн. «Современное Слово», 2005 г.

3. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М.:2017. -111с.

 4. Дыбина О. В., творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр Сфера, 2010. - 126 с.;

5. Куцанова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.; Просвещение» 1990.

6. http://nsportal.ru/

7. https://infourok.ru/

1. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. //

Вопросы психологии. 1991. - №4. - с. 29 - 34.

2. «Педагогика. Большая современная энциклопедия/ Сост.

Е.С.Рапацевич, - Мн. «Современное Слово», 2005 г.

3. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М.:2017. -111с.

 4. Дыбина О. В., творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр Сфера, 2010. - 126 с.;

5. Куцанова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.; Просвещение» 1990.

6. http://nsportal.ru/

7. https://infourok.ru/

Направление работы

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

С детьми

Воздух

Что в пакете?

Игры с соломинкой.

Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

ЛЕГО «Кораблик»

ЛЕГО «Лесенка»

цвет

Волшебная кисточка.

Теплота

Чудесный мешочек.

Эксперимент

 «Зачем растениям свет»

«Где семечку лучше живётся?»

ЛЕГО «Самолет»

ЛЕГО «Собери модель под диктовку»

С родителями

Консультация ««Экспериментирование, как средство познавательного развития ребенка»

Консультация «Развитие индивидуальных способностей и творческой активности с помощью Lego-конструирования»

Консультация «Игры с красками»

Консультация «Эксперименты в жизни»

Консультация «Влияние Лего-конструирования на развитие мелкой моторики и интеллектуальных способностей дошкольников».

С педагогами

Консультация для педагогов "Экспериментирование как средство познавательной активности дошкольников"

Консультация для педагогов «Что нужно знать о цвете и смешивании цветов?»

Консультация «Экспериментирование с живой природой»

Консультация «Лего- мир фантазий»

РППС

Полиэтиленовые пакеты, соломинки, емкость с водой

ЛЕГО

Красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка;

Мелкие предметы из дерева, металла, стекла, мешочек

Контейнер с водой землей, лук

ЛЕГО

Литература

. 1. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. //

Вопросы психологии. 1991. - №4. - с. 29 - 34.

2. «Педагогика. Большая современная энциклопедия/ Сост.

Е.С.Рапацевич, - Мн. «Современное Слово», 2005 г.

3. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М.:2017. -111с.

 4. Дыбина О. В., творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр Сфера, 2010. - 126 с.;

5. Куцанова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.; Просвещение» 1990.

6. http://nsportal.ru/

7. https://infourok.ru/

1. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. //

Вопросы психологии. 1991. - №4. - с. 29 - 34.

2. «Педагогика. Большая современная энциклопедия/ Сост.

Е.С.Рапацевич, - Мн. «Современное Слово», 2005 г.

3. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М.:2017. -111с.

 4. Дыбина О. В., творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр Сфера, 2010. - 126 с.;

5. Куцанова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.; Просвещение» 1990.

6. http://nsportal.ru/

7. https://infourok.ru/

1. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. //

Вопросы психологии. 1991. - №4. - с. 29 - 34.

2. «Педагогика. Большая современная энциклопедия/ Сост.

Е.С.Рапацевич, - Мн. «Современное Слово», 2005 г.

3. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М.:2017. -111с.

 4. Дыбина О. В., творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр Сфера, 2010. - 126 с.;

5. Куцанова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.; Просвещение» 1990.

6. http://nsportal.ru/

7. https://infourok.ru/

1. Мереньянова, О.Р. Формирование у детей основ экологической

культуры//Начальная школа, №7, 2001.

2. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания

дошкольников: Учебное пособие. / С.Н. Николаева - М., 2009.
3. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. //

Вопросы психологии. 1991. - №4. - с. 29 - 34.

4. «Педагогика. Большая современная энциклопедия/ Сост.

Е.С.Рапацевич, - Мн. «Современное Слово», 2005 г.

5. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М.:2017. -111с.

 6. Дыбина О. В., творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр Сфера, 2010. - 126 с.;

7. Куцанова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.; Просвещение» 1990.

8. http://nsportal.ru/

1. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. //

Вопросы психологии. 1991. - №4. - с. 29 - 34.

2. «Педагогика. Большая современная энциклопедия/ Сост.

Е.С.Рапацевич, - Мн. «Современное Слово», 2005 г.

3. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М.:2017. -111с.

 4. Дыбина О. В., творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр Сфера, 2010. - 126 с.;

5. Куцанова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.; Просвещение» 1990.

6. http://nsportal.ru/

7. https://infourok.ru/