Творческий план по самообразованию
Развитие интеллектуальных способностей дошкольников в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно- техническое творчество
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.55 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение
«Детский сад № 18»
ТВОРЧЕСКИЙ ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
воспитателя Пестеревой Натальи Николаевны
по творческой проблеме:
«Развитие интеллектуальных способностей дошкольников в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно- техническое творчество»
на 2024-2025 учебный год
г. Оренбург
Цель: развитие интеллектуальных способностей детей в процессе познавательной деятельности и вовлечения их в научно – техническое творчество на всех этапах дошкольного детства.
Задачи:
1. Развивать воображение, креативность и творческие способности детей дошкольного
возраста; умение решать конструктивные, изобразительные задачи.
2. Способствовать формированию пространственного мышления, творческого
воображения, долгосрочной памяти; развитию мускулатуры рук и костной системы, мелкой
моторики движений, координации рук и глаз.
3. Развивать приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация и обобщение),
4. Создать условия для творческой самореализации и формирования мотивации успеха
и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Актуальность
Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период
приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации.
Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается
познавательный интерес детей и любознательность.
Формирование личности. Период дошкольного детства является периодом
интенсивного сенсорного развития ребенка - когда совершенствуется его ориентировка во
внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.
Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно
оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. При
восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте,
улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи - слышать тончайшие различия в
произношении сходных звуков. Значительно совершенствуется у детей умение определять
направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность
событий и разделяющие их промежутки времени.
Направление работы | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
С детьми | Проводить опыты с бумагой, картоном Опыт «Бумага рвется» Попробуйте порвать руками целлофановый пакет, а теперь бумагу, и нам это удалось. Значит бумага хорошо рвётся. Опыт «Бумага мнется» Попробуйте смять рукой кусочек ткани и кусочек бумаги. Ткань распрямилась, а бумага так и осталась мятой. Значит она хорошо мнётся. Опыт «На бумаге остаются следы» Теперь возьмём ватную палочку, макнём её в растительное масло и проведём по бумаге. Да, мы видим на бумаге жирный след. На бумаге остаются следы масла, грязи, от карандаша, красок, ручки и т. д. | Лего «Строим башню» Строим забор Лего «Строим дом» | ЛЕГО «Дом для птичек» ЛЕГО «Дом для животных» ЛЕГО «Мебель для комнаты» | Вода Экспериментирование «Что будет с водой на морозе?» Экспериментирование «Тонет- не тонет» Изготовление цветных льдинок |
С родителями | Разъяснить родителям, что при проведении экспериментов у детей развивается: • мелкая моторика • воображение • внимание и память • речь • мышление | Памятка для родителей «ЛЕГО- конструирование. Что же это такое?» | Консультация «Лего- мир фантазий» | Консультация «Экспериментирование с водой дома» |
С педагогами | «Картотека опытов с бумагой» | Консультация «Теоретические аспекты обучения конструированию дошкольников». | Консультация «Конструирование в ДОУ» | Консультация для педагогов «Вода- это жизнь» |
РППС | Бумага | ЛЕГО | ЛЕГО | Стаканчики, краска, полочки для размещения, формочки, веревочки, вода |
Литература | 1. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии. 1991. - №4. - с. 29 - 34. 2. «Педагогика. Большая современная энциклопедия/ Сост. Е.С.Рапацевич, - Мн. «Современное Слово», 2005 г. 3. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М.:2017. -111с. 4. Дыбина О. В., творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр Сфера, 2010. - 126 с.; 5. Куцанова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.; Просвещение» 1990. 6. http://nsportal.ru/ 4. Султанова М.В. Простые опыты с бумагой. М., 2018. 305 с. | 1. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии. 1991. - №4. - с. 29 - 34. 2. «Педагогика. Большая современная энциклопедия/ Сост. Е.С.Рапацевич, - Мн. «Современное Слово», 2005 г. 3. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М.:2017. -111с. 4. Дыбина О. В., творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр Сфера, 2010. - 126 с.; 5. Куцанова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.; Просвещение» 1990. 6. http://nsportal.ru/ 7. https://infourok.ru/ | 1. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии. 1991. - №4. - с. 29 - 34. 2. «Педагогика. Большая современная энциклопедия/ Сост. Е.С.Рапацевич, - Мн. «Современное Слово», 2005 г. 3. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М.:2017. -111с. 4. Дыбина О. В., творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр Сфера, 2010. - 126 с.; 5. Куцанова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.; Просвещение» 1990. 6. http://nsportal.ru/ 7. https://infourok.ru/ | 1. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии. 1991. - №4. - с. 29 - 34. 2. «Педагогика. Большая современная энциклопедия/ Сост. Е.С.Рапацевич, - Мн. «Современное Слово», 2005 г. 3. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М.:2017. -111с. 4. Дыбина О. В., творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр Сфера, 2010. - 126 с.; 5. Куцанова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.; Просвещение» 1990. 6. http://nsportal.ru/ 7. https://infourok.ru/ |
Направление работы | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
С детьми | Воздух Что в пакете? Игры с соломинкой. Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. | ЛЕГО «Кораблик» ЛЕГО «Лесенка» | цвет Волшебная кисточка. Теплота Чудесный мешочек. | Эксперимент «Зачем растениям свет» «Где семечку лучше живётся?» | ЛЕГО «Самолет» ЛЕГО «Собери модель под диктовку» |
С родителями | Консультация ««Экспериментирование, как средство познавательного развития ребенка» | Консультация «Развитие индивидуальных способностей и творческой активности с помощью Lego-конструирования» | Консультация «Игры с красками» | Консультация «Эксперименты в жизни» | Консультация «Влияние Лего-конструирования на развитие мелкой моторики и интеллектуальных способностей дошкольников». |
С педагогами | Консультация для педагогов "Экспериментирование как средство познавательной активности дошкольников" | Консультация для педагогов «Что нужно знать о цвете и смешивании цветов?» | Консультация «Экспериментирование с живой природой» | Консультация «Лего- мир фантазий» | |
РППС | Полиэтиленовые пакеты, соломинки, емкость с водой | ЛЕГО | Красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; Мелкие предметы из дерева, металла, стекла, мешочек | Контейнер с водой землей, лук | ЛЕГО |
Литература | . 1. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии. 1991. - №4. - с. 29 - 34. 2. «Педагогика. Большая современная энциклопедия/ Сост. Е.С.Рапацевич, - Мн. «Современное Слово», 2005 г. 3. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М.:2017. -111с. 4. Дыбина О. В., творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр Сфера, 2010. - 126 с.; 5. Куцанова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.; Просвещение» 1990. 6. http://nsportal.ru/ 7. https://infourok.ru/ | 1. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии. 1991. - №4. - с. 29 - 34. 2. «Педагогика. Большая современная энциклопедия/ Сост. Е.С.Рапацевич, - Мн. «Современное Слово», 2005 г. 3. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М.:2017. -111с. 4. Дыбина О. В., творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр Сфера, 2010. - 126 с.; 5. Куцанова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.; Просвещение» 1990. 6. http://nsportal.ru/ 7. https://infourok.ru/ | 1. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии. 1991. - №4. - с. 29 - 34. 2. «Педагогика. Большая современная энциклопедия/ Сост. Е.С.Рапацевич, - Мн. «Современное Слово», 2005 г. 3. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М.:2017. -111с. 4. Дыбина О. В., творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр Сфера, 2010. - 126 с.; 5. Куцанова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.; Просвещение» 1990. 6. http://nsportal.ru/ 7. https://infourok.ru/ | 1. Мереньянова, О.Р. Формирование у детей основ экологической культуры//Начальная школа, №7, 2001. 2. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. / С.Н. Николаева - М., 2009. Вопросы психологии. 1991. - №4. - с. 29 - 34. 4. «Педагогика. Большая современная энциклопедия/ Сост. Е.С.Рапацевич, - Мн. «Современное Слово», 2005 г. 5. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М.:2017. -111с. 6. Дыбина О. В., творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр Сфера, 2010. - 126 с.; 7. Куцанова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.; Просвещение» 1990. 8. http://nsportal.ru/ | 1. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии. 1991. - №4. - с. 29 - 34. 2. «Педагогика. Большая современная энциклопедия/ Сост. Е.С.Рапацевич, - Мн. «Современное Слово», 2005 г. 3. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М.:2017. -111с. 4. Дыбина О. В., творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр Сфера, 2010. - 126 с.; 5. Куцанова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.; Просвещение» 1990. 6. http://nsportal.ru/ 7. https://infourok.ru/ |
