Ткаченко Надежда Васильевна

Ткаченко Надежда Васильевна

Фольклорный досуг: 

 « Валенки, валенки…»

Программное содержание: - закрепить знания о процессе изготовления валенок ; расширить представления детей о старинных народных промыслах; - закрепить знания названий национальных головных уборов; - развивать умение выделять слова - действия, относящиеся к процессу изготовления валенок ; - обогащать словарный запас детей словами, обозначающими названия предметов, действий; - воспитывать уважение к людям труда; - поддерживать положительные эмоции посредством народной музыки, частушек, потешек.

Материал: головные уборы, платки для девочек, сарафаны, Петрушка, костюм Деда, шумовые инструменты, диск с народными мелодиями , песня «Валенки» в записи.

Петрушка, перчаточная кукла, приветствует детей и озвучивает свою проблему: приготовил головные уборы, а для кого они, забыл . Головные уборы: шапка, фуражка, папаха, кокошник , тюбетейка, панама, бейсболка.(предполагаемые версии, типа: папаха нужна татарскому мужчине ,а тюбетейка- русской девушке и т.д. озвучивает педагогДети дают правильные ответы (Папаху носят мужчины Кавказа. Тюбетейку надевают татарские мужчины и т.д.)Педагог: - Когда можно носить шапку - ушанку? - Какую обувь носят зимой? (дети отвечают) Вбегает Ванюша в валенках, падает. Дуня: - Ой, Ванюша, ты ушибся? Ваня:- Нет, я падал понарошку , рассмешить хотел немножко. Дуня: - А Ванюша наш – герой, только валенки с дырой! - Пойдёмте к моему дедушке . Он – мастер на все руки, подошьёт Ване валенки . Дедушка- Всеведушка ! (появляется Дед- Всевед) Дед: - Что случилось, детушки? Дуня: - Подшей Ване валенки, пожалуйста! Дед: - Что ж, это можно! А чтоб мне веселее работалось, вы бы частушки спели, порадовали старика. (дети исполняют частушки, см. Приложение) Дед: - Ну, вот, принимайте работу! (валенок пытается плясать в руках у Деда) Дед: - Валенок пошёл плясать, мне его не удержать! Игра «Попляши» ( валенок под музыку передают по кругу. Команда : стоп! Тот, у кого в руках валенок, пляшет с ним) Дед: - Я – Дед- Всевед! Много знаю, обо всём ведаю .Всё в туесок свой собираю. А в корзине у меня и потешки, и загадки. ( дети читают потешки) 1 ребёнок: - Баю- баю, баиньки! Скатаем Маше валенки! Валенки по ножкам, Бегать по дорожкам. К бабушке – по прянички, К дедушке - по яблочки. 2 ребенок: - Как у Даши маленькой Чесаные валенки, А шуба багряная, А личико румяное Вот такая Даша, красавица наша! 3 ребенок: - Без шубы и валенок- И зима без конца Дед: - А теперь мои загадочки из корзинки: - Не ботинки, не сапожки, Но их тоже носят ножки. В них мы бегаем зимой, Утром - в садик, днем - домой. -Треплют, катают, а зимой таскают. -Весь в шерсти, а кожи нет. Дед: - А как же делают валенки ? (дети отвечают, т.к. проведена предварительная работа) - Шерсть состригают с овец и перерабатывают. Валенки валяют так: - обрабатывают шерсть кипятком, паром, дымом; - сбивают в общую массу-войлок; - катают на столе, потом на колодке нужного размера Из овечьей шерсти катали валенки разных цветов: черные, серые, белые. Производят валенки только в России. Давайте заглянем в туесок, там перемешал наш Петрушка карточки со словами-действиями, относящимися к процессу валяния. Игра «Что делает?» (педагог-Дед читает , на слово-действие, относящееся к процессу валяния, дети хлопают в ладоши) Шить,кроить,валять,резать,катать,крахмалить,стричь,надевать,чесать,подшивать,вешать. - А где наши валенки, новенькие и старенькие? Танец «Валенки» исполняют девочки Дед:- Песнями и танцами сыт не будешь. А у нас самовар кипит! Кто здоровым хочет быть Надо чаю больше пить Он поможет от болезней, И напитка нет полезней. Игровая музыкальная импровизация «Самовар» (использовать шумовые музыкальные инструменты)

Ткаченко Надежда Васильевна

                                                              Конспект фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста

                                                                                                      «Празднуем Святки!»

                                                                                                                                                                    

                                                                                                                                                                                        Педагог: Ткаченко Н

Цель: - закрепление знаний детей о традициях и обычаях, символике народного праздника; - воспитание любви к Родине, чувства духовной близости, нравственности; - воспитание любви к народной песне, желание самому стать участником веселья. Активизация словаря: колядки, колядовщики, христославы, ряженые.

Материал: диски с песенным материалом ансамбля «Частушка» А.Заволокиной, костюмы ряженых, молоток, подкова, корзинки, угощение, пирог.

Дети читают стих Н. Орловой. «Сочельник». (Звучит «С Рождеством Христовым» - сл. Л Гребнёва, муз. А. Заволокиной) диск ансамбля « Частушка » ( погасить свет, включить канделябры)

Ведущий: - Неземною музыкой засияло слово. Рождество Христово к нам приходит снова! ( входят девочки в белых платьях, в руках свечи) Взрослые поют: Рождество Христово! Ангел прилетел… ( дети уходят, включить верхний свет) Ведущий: - Добрый вечер, люди добрые! Поздравляю вас с Рождеством, весёлыми Святками. Будьте здоровыми и счастливыми. Пусть будут счастливы ваши дети, пусть растут они сердечными, учатся творить добро. В городах и сёлах с 8 по 18 января весело празднуют Святки. По домам с весёлыми песнями-колядками ходят ряженые. Они славят Христа . Называли их христославы. Стихотворение «Христославы» Хозяева к празднику убирали, мыли, пекли, жарили и ждали гостей. Колядовщики пели хозяевам хвалебные песни, колядки, желая всего хорошего, богатства в дом, а хозяева за это щедро одаривали гостей. А жадных хозяев бранили и пугали шуточными колядками. Я думаю, и к нам на огонёк заглянут колядовщики. Угощение я приготовила, звёздочки зажглись. Пора гостей встречать: - Просыпайся, народ, выходи из ворот! Колядовщики из средней группы: - Щедрик – ведрик! Дай вареник, Ложечку кашки да кружок колбаски. Чтоб не было мало, дай кусочек сала! А, спасибо тому, кто в этом дому. Наш хозяин богатый, гребёт золото лопатой Надели тебя, Господь, и житьём и бытьём, И богатством! ( угощаю) Колядовщики из старшей группы ( угощают). -- Пришла Коляда, отворяй ворота ! (см. приложение) Голоса из коридора: - Тётенька добренька! Подай чего-то сдобненького Пышку да лепёшку, да свиную ножку! Хор: - Овсень, овсень, ты гулял по всем, по заулочкам, переулочкам! Принимайте гостей изо всех волостей!( женщины из хора « Сибирячка» исполняют «Христос родился» Колядуют школьники и хор ( см. Приложение) ( Хозяйка подаёт пирог) «О, спасибо хозяюшке…» исполняют колядовщики - - И вы живите без бед много лет! А будет мимо садика дорога, Не обходите нашего порога! Дети – ряженые играют с дошкольниками в рождественскую игру. Кузнец: - Лудю, паяю, девок всех приманяю! Пришёл к вам чудеса творить. А сперва лошадок подкую, застоялись! Игра « Скачки» Ведущий: - А что ещё, Кузнец , можешь делать? Кузнец: - Что хошь могу! Безо всяких операций из бабушки могу молодушку сделать! («перековывает», получает угощение, уходит ) Ведущий: - А сколько девушек и парней гуляло на Святках! Водили хороводы, а, случалось, в любви признавались! Народная хороводная игра « Подушечка» Ведущий: - Гуляли до утра, пели весёлые песни. (хор « Сибирячка» исполняет народную песню « Ой , вставала я ранёшенько..» Ведущий : - Ряженые ходили по дворам. Вот и к нам идут. Дед с Козой : - Станьте в ряду, я козу веду. Подойди, Коза, поближе, поклонись поближе. Чем Козу пожалуете? Ведущий: - Дадим ей жита, чтоб Коза была сытой. А ещё кусочек сала, чтобы Коза весёлой стала и поскакала. ( Коза пытается убежать) Стой, Коза, у нас ведь Святки! А где твои колядки? ( Все дети подготовительных групп играют в хороводную игру « Пошёл козёл по лесу») Общий хоровод с детьми подготовительной группы Цыгане с дрессированным медведем. ( Цыганки танцуют) Цыган: - Покажи, Миша, как ребята на работу идут? А как девчата на дискотеку собираются? А как ты от пчёл удираешь? ( убегает, натыкается на Фому с Ерёмой) ( диалог Фомы и Ерёмы- см Приложение ). Частушки (начинают Фома и Ерёма) Ведущий: - А ещё на Святках любили гадать. Зажигали свечи и начиналось таинство ( см. Приложение) - гадают Дед тащит бабку: - Хватит, Старуха, упрямиться! Пойдём к людям добрым. Поклонись! ( кланяется, не может выпрямиться) Старик: - Смирно! Любите и жалуйте, люди, добрые! С праздником! Голос из зала: - Кого ты нам привёл, Старик? Старик: - Не видишь что ли? Это моя Старуха! До чего дельная! Гость: - Да уж больно она старая у тебя! Старик: - Сам ты старый! У неё все зубы целые! Гость: - Да ей в обед 200 лет! Старик: - В прошлом годе всего 150 годков стукнуло. А как пляшет! Бабка пляшет, падает, Дед над ней плачет, приговаривает: - Померла, а работящая была! Бабка дрыгает ногой, пляшет. Дед хочет увести, но бабка упрямится, играть желает ! Игра « Бабушка Пыхтеиха» Ведущий: - Мы играли, плясали и пели, а у поваров варенички поспели! Хор исполняет «Варенички» ( всех угощают варениками)

Приложение Хор: - Тётенька добренька! Подай чего- то сдобненького, Пышку да лепёшку, да свиную ножку! Хор: - Овсень, овсень, ты гулял по всем, по заулочкам, переулочкам! Принимайте гостей изо всех новостей! 1 хор: - Как на улице мороз Подмораживает нос. 2 хор: - Не велит долго стоять, велит скоро подавать! 3 хор: - Уже ты, тётушка, подай, ты, лебёдушка, подай! 4 хор: - А не дашь пирога, мы корову – за рога! 5 хор: - Тёлку – за холку, бычка – за хвост, уведём на мороз! 6 хор: - Не дадите хлеба, стащим с печки деда! 7 хор: - Не дадите лапку, стащим с печки бабку! « Сочельник» Н. Орлова Сочится синий свет в окно, Похрустывает ельник, Всё ожидания полно в Рождественский сочельник. Встаёт звезда из - за лесов, Сердечко так и бьётся! Осталось несколько часов - и Рождество начнётся! Фома и Ерёма: - Дорогая хозяюшка, принимай гостей со всех волостей! Мы будем веселиться , а тебе будет счастье валиться! Ведущ: - А где же вы были? Фома: - Да в городе! Ведущ: - А сколько вёрст до города? Филька: - Много! Фомка: - Кто мерил? ( с ехидцей) Филька: - Я и Тарас ( в зал показывает) Да верёвка оборвалась! Фомка: - Ну и с праздником тебя! Филька: - С каким это? Фомка: - Как с каким? Со мной повстречался! Филька: - А ты что делаешь? Фомка:- Да ничего! А ты чего? Филька: - Тебе помогаю! Фомка: - А давай частушки пропоём? Филька: - Ага! Кости все перемоём! Фомка:- Не моём, а моем! Филька:- Ну, тогда пропоем! ( Поют: Разрешите поплясать, разрешите топнуть! Неужели в «Белоснежке» половицы лопнут) ( Исполняют частушки дети подгот. групп, см. Приложение) (Шуточное гадание, входит Петушок) Ведущ: - Петушок, петушок! Золотой гребешок! Покажи скорей, дружок! Кому вынется, тому сбудется, тому сбудется, не минуется! ( Петушок ходит вокруг стола, а на нём лежат: зеркало – модничать, соль – жених вредный попадётся, конфета – жизнь сладкая, денежка – к богатству, хлеб – к урожаю, пуговицы – к обновам) ( тот, для кого гадание, подходит к Петуху) (вбегают Фомка и Филька) Фомка: - Ты пирог съел? Филька:- Нет, не я! Фомка: - А вкусный был? Филька: - Очень! (облизывается) (Фомка обижается) Филька: - Федул, ты чего губы надул? Фомка: - Рубаху прожёг! Филька: - Починить можно? Фомка: - Иглы нет! Филька: - А велика дыра? Фомка: - Один ворот остался! Филька: - А ты что сегодня делал? Фомка: - Ох, рукавицы искал! Филька: - Нашёл? Фомка: - Нашёл еле – еле! Филька: - А где они были? Фомка: - Да, за поясом! Ой, чуть не забыл! Тебе ведь поклон послали! Филька: - Кто? Фомка: - Маша! Филька: - Кака Маша? Фомка: - Свинья наша! ( убегают) Ведущ: Собирайся, детвора, ждёт вас русская игра. Игра «Маша и Паша» «Рождество» Ирина Хамидуллина Волшебный свет святого Рождества, Младенец, спящий в детской колыбели! Об этом возвестила нам звезда, Своим лучом открыв Надежде двери! И в мир вошли Надежда и Любовь! Под звёздным светом Рождества Христова! И с ними Вера в жизни торжество, В любовь и счастья для всего земного! И мир добрей становится тогда, И лица озаряются улыбкой… Сияет с небосвода нам звезда, И спит младенец в колыбели зыбкой! Загадки 1.Кто над нами вверх ногами? (Муха) 2.Что случится с красным платком, если его на 5 минут опустить на дно моря? (Станет мокрым) 3.Что у человека под ногами, когда он идёт по мосту? (подошва обуви) 4.Что случится с вороной через 3 года? (ей пойдёт 4 год) 5.У 7 братьев по 1 сестричке. Сколько всего сестёр? (1 сестричка) 6.Можно ли в решете принести воду? (когда она замёрзнет) 7.Летело три страуса. Одного застрелили. Сколько страусов осталось лететь? (страусы не летают) 8. Шла баба с тестом, упала мягким местом. Чем ты думаешь? (головой)

Ткаченко Надежда Васильевна

                                                                              Конспект развлечения по форме «Фестиваль»

                                                                          для старших дошкольников и их родителей на тему:

                                                                                  «Ты- мой друг и я- твой друг»

                                                                                                                                               Воспитатель: Ткаченко Н.В.

 Звучит песня «Домик зелёный» (диск «Вечора»). Ведущий: Если скажут слово Родина, Сразу в памяти встаёт Старый сад, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. Родина… Это край, где мы родились, где родились и живут наши дети, маленький, но любимый Мегион. Родина… Песня «Моя Родина»( в записи) Ведущий: Вы на глобус посмотрите, Мегион на нём найдите. Потому что здесь наш дом, Мы на Севере живём! Север, Югра, Мегион – родина наших многих ребятишек. О своей Родине народ сложил много стихов, песен, свою любовь выразил в пословицах: Дети: «Жить – Родине служить». «Человек без Родины, что соловей без песни» «Родина – мать, сумей за неё постоять» «Народы нашей страны, дружбой и братством сильны» Ведущий: Россия – наша большая страна, где живут люди разных национальностей. И в нашем маленьком Мегионе, и у нас в детском саду дружной семьёй живут и взрослые, и дети разных национальностей. Они приехали из разных мест нашей огромной страны, оставив свою малую родину. Но, находясь вдали от нее, они помнят свой язык, свои игры, сказки, песни, традиции своего народа, которые учат добру. Слайд о России Звучит русская народная мелодия, выходит девочка с мамой, обе в русских сарафанах. Девочка: Как велика моя земля! Как широки просторы! Озёра, реки и моря, Леса, поля и горы. Мама: - Почему мы любим все Родину – Россию? Потому что нет нигде Родины красивей! Издавна, так повелось на Руси, гостей встречали хлебом- солью. А у нас пирог сладкий. Не красна изба углами, красна пирогами. Отведайте! .Ведущий: - Любят на Руси хороводы водить, в игры разные играть. Игра «У дядюшки Трифона». Звучит украинская народная мелодия (слайд об Украине) Ведущий: - Слышим украинскую мелодию и оказываемся в гостях в Украине. Ведущий: - Украина песнями славится, городами светлыми, новыми! А какие сады вишнёвые, и пшеница в поле – красавица! Входят дети в украинских костюмах Приветствие на украинском, песня « Моя Украина» на украинском языке (девочка- украинка) l Педагоги исполняют украинскую народную песню Украинская народная игра «Хлибчик» Ведущий: - В нашем северном Мегионе живёт много семей из солнечной Молдовы. Этот край славится сладкими фруктами, виноградом. И , конечно, своими национальными блюдами, которыми встречают желанных гостей. (девочка – молдаванка с родителями, приветствуют всех, представляют молдавское блюдо) Ведущий: Слайд о Белоруссии - Белоруссия - это просторы, засеянные пшеницей, рожью, цветущие поля льна. Очень славится белорусская вышивка. Ее делают на одежду и на предметы быта. Особенно красочен женский костюм. Обязательной частью народного костюма является передник с вышивкой. Много национальных блюд белорусов из картофеля: это и драники, и клёцки. Белорусская игра «Горячая картошка» Ведущий: - В наш нефтяной край из Татарии и Башкирии приехали мамы и папы, дедушки и бабушки наших ребятишек. ( Выходят дети в национальных костюмах, выносят национальное угощение чак- чак) Ведущий обращает внимание на красоту национальных костюмов, предлагает послушать стихи на татарском и башкирском языках . Ведущий: - Эти республики богаты нефтью , как и наша Югра .А сейчас мы побываем в гостях у татарского народа, узнаем много интересного о его традициях Слайд о Татарии А Башкирия славится душистым и целебным мёдом. « В нашем краю,- отмечает народ,- даже полынь ароматна, как мёд.» В Башкортостане пасут огромные стада овец. Их перегоняют пастухи - скотоводы. А как называется круглый дом пастухов? Башкирская народная игра «Тирме» ( « Юрта») Ведущий: - На берегу Каспийского моря находится красивая страна - Азербайджан. Здесь много нефти, фруктов , овощей чудесных и , конечно, здесь живут замечательные люди. У нас в детском саду тоже есть представители этого народа. Совсем недавно ходила в наш садик Оруджева Самайя, а теперь уже подрос и её брат. В старшей группе есть Агаева Фарида. Она с мамой и сестрёнкой тоже хотят угостить всех национальным блюдом. ( рассказывают о блюде, исполняют азербайджанский танец) Ведущий: - ( слайд о Кавказе) Дагестан называют Страной гор. Равнины покрыты садами и виноградниками. Высоко в горах пасутся стада овец. В этой республике дружной семьёй живут люди 36 национальностей . У нас в группе, в детском саду есть дети, чьи родители родились в Дагестане. Это Патимат и Абдулла. Они –даргинцы. Дженнет и Зарема- кумычки. Маленький Магомед – огул, а Камила Клычева – кумычка. Она прочитает стихотворение на родном кумыкском языке. Мамы угощают всех национальными блюдами Ведущий: - В нашей группе живут дружною семьёй дети разных национальностей. Но у них есть общий любимый танец – кавказская лезгинка ( исполняют девочки группы) Ведущий: - Много нас – людей разных национальностей собралось на земле, которая испокон века принадлежала коренным северным народам ханты и манси. Живут ханты в своих поселениях- стойбищах. Занимаются охотой и рыболовством, разводят оленей. В городе их мало. У нас тоже есть представители этой северной народности . Национальная игра народа ханты «Хейро» ( « Солнце») Ведущий: - Разный цвет волос и глаз у наших детей, но мы одинаково любим и Настю, и Патимат , и Карину с Иришкой , и Дженнет, всех детей. Дети наши играют в общие игры, вместе поют, танцуют и радуют нас, взрослых, своей добротой. Живут в России разные народы с давних пор. Одним - тайга по нраву, Другим – степной простор. У каждого народа язык свой и наряд. Один черкеску носит, другой надел халат. Один рыбак с рождения, другой – оленевод. Один кумыс готовит, другой готовит мёд. Одним милее осень, другим милей весна. А Родина – Россия у нас у всех одна! Ведущий: - Пусть счастье не покидает ваши семьи, а дети пусть весело улыбаются, пусть страна становится сильнее от нашей дружбы Дети исполняют песню «Улыбка» Ведущий приглашает всех гостей и детей угоститься национальными блюдам и попить чаю.

 

Программное содержание: - привить интерес к людям разных национальностей, их культуре; - обогащать культурный опыт дошкольников посредством участия в празднике взрослых, родителей, сотрудников детского сада, представителей разных национальностей; - воспитывать дружелюбие, уважение к традициям, культуре разных народов

Материал: - национальные костюмы для детей: татарский, башкирский ( девочке и мальчику), украинский, молдавский, костюм горянки, русский, малица ханты; - взрослые национальные костюмы: русский фольклорный, украинский, башкирский; - для игры: шапочка- солнце( «Хейро»); 2 платка больших ( « Тирме»), папаха ( « Надень папаху»), косынка, картошка ( « Горячая картошка»);

Музыкальный материал: - диски: «Гусельки», « Мой Кавказ», « Башкирские мелодии», « Моя Украина» - мультимедийная установка для просмотра слайдов

Добавить запись

Защита от спам-роботов