Внеурочная деятельность
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Занимательный бурятский язык»
1 класс
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 52 г. Улан-Удэ»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
Председатель ШМО Заместитель директора по УВР Директор МАОУ СОШ
_________/_______ _______Дмитриева Т.И. _______Гапоненко Н.В.
Дата утверждения ООП
Протокол № Приказ №
от « » 2025г. От « » 2025г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Занимательный бурятский язык»
1 класс
на 2025-2026 учебный год
Составитель:
Балданова Лариса Ринчиндоржиевна, учитель бурятского языка
Улан-Удэ,2025г.
Пояснительная записка
Целью обучения бурятскому языку детей является приобретение ими
элементарных умений и навыков устной речи. Обучение детей письму и
чтению нецелесообразно, так как они еще не приобрели навыков чтения и письма на родном языке. Учебный процесс строится с учётом возрастных
особенностей детей.
Предполагается непроизвольная форма занятий с играми, сказками,
рисованием, песнями. Основной формой учебных занятий является игра.
Новый материал вводится с опорой на иллюстрации. Новую тему следует
начинать с его прослушивания.
Для того, чтобы приобщить детей к бурятской культуре, с первых уроков
вводятся стихи и песни на бурятском языке, которые, по возможности,
связаны с лексическим и грамматическим материалом изучаемой темы.
Дети легко запоминают стихи и песни на слух. Для этого им достаточно
несколько раз прослушать и повторить текст: сначала по одной строчке, а
затем всё вместе.
Кроме того введены небольшие тексты сказок.
Сказочные персонажи помогают детям успешнее и быстрее осваивать
бурятский язык. Сказки можно инсценировать и показывать их родителям,
друзьям и знакомым.
Для развития и поддержания произносительных навыков используются
скороговорки и стишки на бурятском языке, которые в той или иной
степени связаны с изучаемой лексикой. Чтение скороговорок и стишков
может использоваться в начале каждого занятия как разминка.
Также во время занятий необходимо следить, чтобы ребёнок не уставал.
Для этого предусмотрены физические разминки, которые сопровождаются
стишками. Продолжительность занятий составляет 35- 40 минут, количество
часов в неделю - 1 час. Курс обучения рассчитан на 33 часа. Основной
целью обучения бурятскому языку является формирование
коммуникативной компетенции на элементарном уровне.
В процессе коммуникативно направленного процесса обучения ребенок
должен научиться:
Понимать и порождать высказывания в соответствии
с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативными
намерениями;
Осуществлять своё речевое и неречевое поведение в
соответствии с правилами общения и национально - культурными
особенностями бурят.
Приоритетными воспитательно - развивающими и
образовательными целями являются: формирование у детей положительного
отношения и интереса к бурятскому языку, культуре бурятского народа;
воспитание потребности в использовании бурятского языка для решения
задач общения, для осуществления конкретных дел, актуальных для
детей этого возраста; развитие у учащихся интеллектуальных,
познавательных способностей: мышления, внимания, восприятия, памяти,
воображения; расширение общеобразовательного кругозора детей.
Программа разработана на основе принципов коммуникативности,
наглядности, доступности, систематичности, принципа учета первого
языка обучающегося и принципа диалога культур. Вся работа направлена
на речевую деятельность (аудирование и говорение). Методы обучения
включают методы организации ознакомления (показ, объяснение),
организации тренировки и организации применения. Сопутствующим
методом выступает контроль, включающий коррекцию и оценку. Реализация
этих методов осуществляется посредством упражнений и заданий,
которые являются средством обучения.
Первой ступенью овладения программы является его восприятие,
осмысление и запоминание информации (рецепция). Она реализуется при
помощи задания
- «Шагнагты».
Следующая ступень формирования коммуникативной компетенциихарактеризуется осуществлением действий на основе усвоенного
материала с целью тренировки - «Дабтагты».
Высшей ступенью познавательной деятельности является творчество -
«Хэлэгты» или «Наадагты».
Цель программы:
1. привить детям желание изучать бурятский язык;
2. накопить базовый запас слов по бытовым темам;
3. окунуть в новую языковую среду
Задача программы:
1. Обучающие:- приобретать навыки разговорной речи;
- накапливать базовый запас слов по различным темам;
- побуждать ребенка к самостоятельному решению коммуникативных
задач на бурятском языке в рамках тематики;
- научить элементарной диалогической и монологической речи;
2. Развивающие: - развивать слух, мышление, память, внимание,
воображение, сообразительность, волю;
3. Воспитательные: создать условия для полноценного и своевременного
психологического развития; воспитание уважения к культуре и языку
бурятского народа.
2. Организационно – педагогические условия
Организационные условия, позволяющие реализовать наличие следующего
учебного оборудования.
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- раздаточный материал.
Методы и форма реализации программы.
1. Словесные методы:
- рассказ преподавателя;
- беседа с учащимися (вводная беседа, обобщающая, закрепляющая);
- разгадывание загадок, словесные игры, кроссворды;
- прослушивание аудиозаписей сказок;
- проговаривание и пропевание малых жанров устного народного творчества
бурятского народа
2. Наглядные методы:
- показ иллюстраций;
- просмотр видеозаписей;
3. Практические методы:
Дети разучивают песни, стихи. Работают над техникой исполнения.
№ | ТЕМА | Дата | Примечание |
1 | Минии hургуули. Би hурагшаб. -4ч | ||
2 | Минии булэ-4ч | ||
3 | Амитад-4ч | ||
4 | Шагай наадан -4ч | ||
5 | Буряад нааданууд- 3ч | ||
6 | Сагаалган-3ч | ||
7 | Дуунууд « Эжыдээ дуратайб»-3ч « Сэсэг соогуур» « Бумбэгэмни» | ||
8 | Жэлэй 4 саг-4ч | ||
9 | Онтохонууд-4ч |
Итого:33часа
Прошито и пронумеровано:_ ______ стр.
Директор МАОУ СОШ №52________/Гапоненко Н.В./
Учитель бурятского языка:_________ /Балданова Л.Р./
Дата: ___________________________
