Внеурочная деятельность

Балданова Лариса Ринчиндоржиевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Занимательный бурятский язык»

1 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа № 52 г. Улан-Удэ»

Рассмотрено                 Согласовано                         Утверждено

Председатель ШМО    Заместитель директора по УВР   Директор МАОУ СОШ  

                                                                                             _________/_______            _______Дмитриева Т.И.       _______Гапоненко Н.В.

                                                                                   Дата утверждения ООП

 

Протокол №                                                                        Приказ №

от «   »            2025г.                                                            От « »         2025г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Занимательный бурятский язык»

1 класс

на 2025-2026 учебный год

Составитель:

 

Балданова Лариса Ринчиндоржиевна, учитель бурятского языка

                                        Улан-Удэ,2025г.

Пояснительная записка

Целью обучения бурятскому языку детей является приобретение ими

элементарных умений и навыков устной речи. Обучение детей письму и

чтению нецелесообразно, так как они еще не приобрели навыков чтения и письма на родном языке. Учебный процесс строится с учётом возрастных

особенностей детей.

Предполагается непроизвольная форма занятий с играми, сказками,

рисованием, песнями. Основной формой учебных занятий является игра.

Новый материал вводится с опорой на иллюстрации. Новую тему следует

начинать с его прослушивания.

Для того, чтобы приобщить детей к бурятской культуре, с первых уроков

вводятся стихи и песни на бурятском языке, которые, по возможности,

связаны с лексическим и грамматическим материалом изучаемой темы.

Дети легко запоминают стихи и песни на слух. Для этого им достаточно

несколько раз прослушать и повторить текст: сначала по одной строчке, а

затем всё вместе.

 Кроме того введены небольшие тексты сказок.

Сказочные персонажи помогают детям успешнее и быстрее осваивать

бурятский язык. Сказки можно инсценировать и показывать их родителям,

друзьям и знакомым.

Для развития и поддержания произносительных навыков используются

скороговорки и стишки на бурятском языке, которые в той или иной

степени связаны с изучаемой лексикой. Чтение скороговорок и стишков

может использоваться в начале каждого занятия как разминка.

Также во время занятий необходимо следить, чтобы ребёнок не уставал.

Для этого предусмотрены физические разминки, которые сопровождаются

стишками. Продолжительность занятий составляет 35- 40 минут, количество

часов в неделю - 1 час. Курс обучения рассчитан на 33 часа. Основной

целью обучения бурятскому языку является формирование

коммуникативной компетенции на элементарном уровне.

В процессе коммуникативно направленного процесса обучения ребенок

должен научиться:

 

Понимать и порождать высказывания в соответствии

с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативными

намерениями;

 Осуществлять своё речевое и неречевое поведение в

соответствии с правилами общения и национально - культурными

особенностями бурят.

 

Приоритетными воспитательно - развивающими и

образовательными целями являются: формирование у детей положительного

отношения и интереса к бурятскому языку, культуре бурятского народа;

воспитание потребности в использовании бурятского языка для решения

задач общения, для осуществления конкретных дел, актуальных для

детей этого возраста; развитие у учащихся интеллектуальных,

познавательных способностей: мышления, внимания, восприятия, памяти,

воображения; расширение общеобразовательного кругозора детей.

Программа разработана на основе принципов коммуникативности,

наглядности, доступности, систематичности, принципа учета первого

языка обучающегося и принципа диалога культур. Вся работа направлена

на речевую деятельность (аудирование и говорение). Методы обучения

включают методы организации ознакомления (показ, объяснение),

организации тренировки и организации применения. Сопутствующим

методом выступает контроль, включающий коррекцию и оценку. Реализация

этих методов осуществляется посредством упражнений и заданий,

которые являются средством обучения.

Первой ступенью овладения программы является его восприятие,

осмысление и запоминание информации (рецепция). Она реализуется при

помощи задания

- «Шагнагты».

Следующая ступень формирования коммуникативной компетенциихарактеризуется осуществлением действий на основе усвоенного

материала с целью тренировки - «Дабтагты».

Высшей ступенью познавательной деятельности является творчество -

«Хэлэгты» или «Наадагты».

Цель программы:

1. привить детям желание изучать бурятский язык;

2. накопить базовый запас слов по бытовым темам;

3. окунуть в новую языковую среду

Задача программы:

1. Обучающие:- приобретать навыки разговорной речи;

- накапливать базовый запас слов по различным темам;

- побуждать ребенка к самостоятельному решению коммуникативных

задач на бурятском языке в рамках тематики;

- научить элементарной диалогической и монологической речи;

2. Развивающие: - развивать слух, мышление, память, внимание,

воображение, сообразительность, волю;

3. Воспитательные: создать условия для полноценного и своевременного

психологического развития; воспитание уважения к культуре и языку

бурятского народа.

2. Организационно – педагогические условия

Организационные условия, позволяющие реализовать наличие следующего

учебного оборудования.

- компьютер;

- проектор;

- экран;

- раздаточный материал.

Методы и форма реализации программы.

1. Словесные методы:

- рассказ преподавателя;

- беседа с учащимися (вводная беседа, обобщающая, закрепляющая);

- разгадывание загадок, словесные игры, кроссворды;

- прослушивание аудиозаписей сказок;

- проговаривание и пропевание малых жанров устного народного творчества

бурятского народа

2. Наглядные методы:

- показ иллюстраций;

- просмотр видеозаписей;

3. Практические методы:

Дети разучивают песни, стихи. Работают над техникой исполнения.

ТЕМА

Дата

Примечание

1

Минии hургуули. Би hурагшаб. -4ч

2

Минии булэ-4ч

3

Амитад-4ч

4

Шагай наадан -4ч

5

Буряад нааданууд- 3ч

6

Сагаалган-3ч

7

Дуунууд « Эжыдээ дуратайб»-3ч

« Сэсэг соогуур»

« Бумбэгэмни»

8

Жэлэй 4 саг-4ч

9

Онтохонууд-4ч

                                                       Итого:33часа

Прошито и пронумеровано:_  ______  стр.

Директор МАОУ СОШ №52________/Гапоненко Н.В./

Учитель бурятского языка:_________ /Балданова Л.Р./

Дата: ___________________________