Коллегам на заметку

Оленева Елена Евгеньевна

Как проводить графические диктанты, гигиенические требования к организации данного процесса, практические материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_graficheskie_diktanty.docx104.77 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Графические диктанты для подготовки руки к письму»

Цель: внедрение в практику работы воспитателей  метода проведения графического диктанта.

Задачи:

  • ознакомление с этапами проведения графического диктанта;
  • составление словесной инструкции;
  • внедрение метода графического диктанта в опыт работы воспитателей ДОУ.

Материалы и оборудование: простые карандаши, лист бумаги в крупную клетку.

Ход мероприятия:

Теоретическая часть

Уважаемые педагоги!

Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. 

Формирование графических умений необходимо для развития навыков письма, рисования, начертания цифр. Одной из самых эффективных и интересных методик являются графические диктанты.

Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаги и в результате получает картинку. Делать это несложно. Нужно только внимательно слушать педагога, проводить карандашом линии влево, вправо, вверх или вниз. Развивая моторику, малыш учится считать, ориентироваться в пространстве, оценивать себя и радоваться успехам. Числовые задания под диктовку хорошо адаптируют дошкольников к школе. Умение держать карандаш, выполнять устные инструкции, расшифровывать текст, писать – отличная база для подготовки к первому классу.

Как проводить графические диктанты

Для данных диктантов понадобится тетрадь в клеточку (сначала это может быть тетрадь в крупную клетку – 0,8 мм), карандаш, ластик и образцы объектов с заданиями для диктанта. Со временем можно составлять задания самостоятельно. Графические диктанты можно проводить двумя разными способами:

  1. Диктовать ребенку последовательность действий для диктанта по образцу: число клеточек и направление (вверх-вниз, вправо-влево). Сравнивать с образом лучше с помощью его наложения.
  2. Предоставить ребенку образец рисунка и попросить его повторить его на своем листе в клеточку.

Советы по проведению графических диктантов:

  1. Сначала задания для диктантов должны быть простыми.
  2. Время выполнения не должно превышать нормы: 5 лет – 10-15 мин., 6-7 лет – 15-20 мин., от 7 лет – 20-25 мин.
  3. Следите за осанкой ребенка, за тем, как он держит карандаш и как располагает тетрадь на столе.
  4. Перед диктантом повторите определения направлений (вверх-вниз, вправо-влево).
  5. Графические диктанты даются детям только после того, как они достаточно усвоят графические умения, познакомятся с тетрадью в крупную клетку, научатся ориентироваться на листе, сформируется умение фиксировать уголок клетки. Дети должны понимать словесную инструкцию взрослого, работать с опорой на зрительный образец, уметь организовывать свою самостоятельную деятельность.

Соблюдение гигиенических требований:

  • необходимо следить за правильной посадкой детей за столом, хорошим

освещением, за правильным положением пальцев относительно пишущего предмета и за положением кисти;

  • работа проводится в тетрадях в крупную клетку;
  • каждые 3-4 минуты письма проводятся физкультурные минутки,

гимнастика для глаз и пальцев рук.

Практическая часть

Сейчас мы с вами выполним некоторые несложные графические диктанты.

111.jpg

2 клетки вправо, 1 к. вниз, 1 к. вправо, 1 к. вниз, 1 к. вправо, 1 к. вниз, 1 к. вправо, 2 к. вниз, 3 к. влево, 4 к. вниз, 2 к. влево, 4 к. вверх, 3 к. влево, 2 к. вверх, 1 к. вправо, 1 к. вверх, 1 к. вправо, 1 к. вверх, 1 к. вправо, 1 к. вверх.

 

 

222.jpg

1 клетка вправо, 1 к. вверх, 2 к. вправо, 1 к. вниз, 1 к. вправо, 1 к. вниз, 1 к. вправо, 1 к. вверх, 1 к. вправо, 1 к. вверх, 2 к. вправо, 1 к. вниз, 1 к. вправо, 3 к. вниз, 1 к. влево, 1 к. вниз, 1 к. влево, 1 к. вниз, 1 к. влево, 1 к. вниз, 1 к. влево, 1 к. вниз, к. влево, 1 к. вверх, 1к. влево, 1 к. вверх, 1 к. влево, 1 к. вверх, 1 к. влево, 1 к. вверх, 1 к. влево, 3 к. вверх.

333.jpg

 

1 клетка вправо, 1 к. вверх, 1 к. вправо, 1 к. вверх, 1 к. вправо, 1 к. вниз, 1 к. вправо, 1 к. вниз, 1 к. вправо, 1 к. вниз, 2 к. влево, 1 к. вниз, 1 к. вправо, 1 к. вниз, 1 к. вправо, 1 к вниз, 1 к. вправо, 1 к. вниз, 3 к. влево, 3 к. вниз, 1 к. влево, 3 к. вверх, 3 к. влево, 1 к. вверх, 1 к. вправо, 1 к. вверх, 1 к. вправо, 1 к. вверх. 1 к. вправо, 1 к. вверх. 2 к. влево

Умение сосредоточиться очень важно для учебы в школе, и материалы для графического диктанта развивают это умение как нельзя лучше. Помимо рисования под диктовку, предложите ребенку скопировать графический рисунок по клеточкам, или нарисовать его не под диктовку, а глядя на пошаговое руководство. Любой вариант будет интересным и развивающим.