Коллегам на заметку
Как проводить графические диктанты, гигиенические требования к организации данного процесса, практические материалы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 104.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов «Графические диктанты для подготовки руки к письму»
Цель: внедрение в практику работы воспитателей метода проведения графического диктанта.
Задачи:
- ознакомление с этапами проведения графического диктанта;
- составление словесной инструкции;
- внедрение метода графического диктанта в опыт работы воспитателей ДОУ.
Материалы и оборудование: простые карандаши, лист бумаги в крупную клетку.
Ход мероприятия:
Теоретическая часть
Уважаемые педагоги!
Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе.
Формирование графических умений необходимо для развития навыков письма, рисования, начертания цифр. Одной из самых эффективных и интересных методик являются графические диктанты.
Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаги и в результате получает картинку. Делать это несложно. Нужно только внимательно слушать педагога, проводить карандашом линии влево, вправо, вверх или вниз. Развивая моторику, малыш учится считать, ориентироваться в пространстве, оценивать себя и радоваться успехам. Числовые задания под диктовку хорошо адаптируют дошкольников к школе. Умение держать карандаш, выполнять устные инструкции, расшифровывать текст, писать – отличная база для подготовки к первому классу.
Как проводить графические диктанты
Для данных диктантов понадобится тетрадь в клеточку (сначала это может быть тетрадь в крупную клетку – 0,8 мм), карандаш, ластик и образцы объектов с заданиями для диктанта. Со временем можно составлять задания самостоятельно. Графические диктанты можно проводить двумя разными способами:
- Диктовать ребенку последовательность действий для диктанта по образцу: число клеточек и направление (вверх-вниз, вправо-влево). Сравнивать с образом лучше с помощью его наложения.
- Предоставить ребенку образец рисунка и попросить его повторить его на своем листе в клеточку.
Советы по проведению графических диктантов:
- Сначала задания для диктантов должны быть простыми.
- Время выполнения не должно превышать нормы: 5 лет – 10-15 мин., 6-7 лет – 15-20 мин., от 7 лет – 20-25 мин.
- Следите за осанкой ребенка, за тем, как он держит карандаш и как располагает тетрадь на столе.
- Перед диктантом повторите определения направлений (вверх-вниз, вправо-влево).
- Графические диктанты даются детям только после того, как они достаточно усвоят графические умения, познакомятся с тетрадью в крупную клетку, научатся ориентироваться на листе, сформируется умение фиксировать уголок клетки. Дети должны понимать словесную инструкцию взрослого, работать с опорой на зрительный образец, уметь организовывать свою самостоятельную деятельность.
Соблюдение гигиенических требований:
- необходимо следить за правильной посадкой детей за столом, хорошим
освещением, за правильным положением пальцев относительно пишущего предмета и за положением кисти;
- работа проводится в тетрадях в крупную клетку;
- каждые 3-4 минуты письма проводятся физкультурные минутки,
гимнастика для глаз и пальцев рук.
Практическая часть
Сейчас мы с вами выполним некоторые несложные графические диктанты.
2 клетки вправо, 1 к. вниз, 1 к. вправо, 1 к. вниз, 1 к. вправо, 1 к. вниз, 1 к. вправо, 2 к. вниз, 3 к. влево, 4 к. вниз, 2 к. влево, 4 к. вверх, 3 к. влево, 2 к. вверх, 1 к. вправо, 1 к. вверх, 1 к. вправо, 1 к. вверх, 1 к. вправо, 1 к. вверх.
| |
1 клетка вправо, 1 к. вверх, 2 к. вправо, 1 к. вниз, 1 к. вправо, 1 к. вниз, 1 к. вправо, 1 к. вверх, 1 к. вправо, 1 к. вверх, 2 к. вправо, 1 к. вниз, 1 к. вправо, 3 к. вниз, 1 к. влево, 1 к. вниз, 1 к. влево, 1 к. вниз, 1 к. влево, 1 к. вниз, 1 к. влево, 1 к. вниз, 1 к. влево, 1 к. вверх, 1к. влево, 1 к. вверх, 1 к. влево, 1 к. вверх, 1 к. влево, 1 к. вверх, 1 к. влево, 3 к. вверх. | |
1 клетка вправо, 1 к. вверх, 1 к. вправо, 1 к. вверх, 1 к. вправо, 1 к. вниз, 1 к. вправо, 1 к. вниз, 1 к. вправо, 1 к. вниз, 2 к. влево, 1 к. вниз, 1 к. вправо, 1 к. вниз, 1 к. вправо, 1 к вниз, 1 к. вправо, 1 к. вниз, 3 к. влево, 3 к. вниз, 1 к. влево, 3 к. вверх, 3 к. влево, 1 к. вверх, 1 к. вправо, 1 к. вверх, 1 к. вправо, 1 к. вверх. 1 к. вправо, 1 к. вверх. 2 к. влево |
Умение сосредоточиться очень важно для учебы в школе, и материалы для графического диктанта развивают это умение как нельзя лучше. Помимо рисования под диктовку, предложите ребенку скопировать графический рисунок по клеточкам, или нарисовать его не под диктовку, а глядя на пошаговое руководство. Любой вариант будет интересным и развивающим.



