Воспитательная работа

Умнова Нина Сергеевна
В 2012-2013 учебном году в профессиональном училище № 12 начал работать социально-значимый проект: «Духовность, как важный аспект в воспитании нравственной молодежи». Разработчиками и руководителями проекта являются классные руководители Умнова Н.С., Бескулова Н.С., Малаховская Л.В., Бердюгина Э.В.
 

Введение.

Программа по духовно-нравственному воспитанию обучающихся  ГБОУ СО НПО «ПУ 12» разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Федеральным Законом «Об образовании РФ», Национальной доктриной образования, Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г., «Всеобщей декларацией прав человека», Гражданским кодексом РФ, «Основами законодательства РФ о культуре», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009 г.)  и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры.

Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культурообразующей духовной среде России.

« Не учивши дитя, можно вырастить круглого невежду; но если его не воспитывать, то оно воспитается собственными средствами» (Пирогов Н.И. Избр. Пед.соч. М.-1985 г.,с174)

 

Пояснительная записка.

1. Социальная и психологическая актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания обучащихся.

Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров, когда нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

 

Такие изменения в масштабе государства привели к утрате в среде молодого поколения моральных ориентиров. Кризис духовности, нравственности является одной из самых опасных болезней общества, т.к.  духовность и нравственность есть социальный иммунитет любого народа.

В связи с происходящими в социокультурной и духовной сфере современного общества глобальными преобразованиями проблема духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность. Обеспечение духовной безопасности страны тесно связано с защитой культурного, духовно – нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, с религиозной грамотностью народа, что может дать только полноценно  организованная система воспитания.

Роль образовательного учреждения, как реального противовеса давлению пагубных факторов в формирование духовно-нравственных ориентиров незаменима для воспитания психологически и духовно здоровой, гармоничной личности, способной делать верный выбор, подсказанный совестью и правдой, вырабатывать собственные морально-нравственные установки. Воспитание определяет все сферы личности ребенка: психофизическую, пробуждая потребность в здоровом образе жизни; социальную, формируя навыки жизни в обществе; социокультурную, развивая гражданское, патриотическое сознание и качества личности, и духовную, наполняя её высшими чувствами и образами.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (М. «Просвещение», 2009 г.)  говорится, что современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Россия на протяжении тысячи лет создавала свои традиции на основе христианских ценностей. Без понимания христианства ребенок не способен освоить русскую и мировую культуру. Образовательный стандарт в настоящее время включил в себя предметы религиозного содержания, которые знакомят школьников с основами православной христианской веры, с православной культурой, с духовной историей России.

Для всех уже очевидно, что использование разовых мер в преодолении кризисных явлений  не дает позитивных результатов. Проблема восстановления ценностей традиционной культуры является трудной, а эффективность ее решения может быть обеспечена только активными совместными действиями всех участников воспитательного процесса.

2. Основные цели и задачи программы.

Целью программы является целостное духовно – нравственное и социальное развитие личности ребенка путем приобщения к православным, патриотическим, культурно-историческим традициям России посредством создания единой непрерывной социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные культурные ценности.

Целостное духовно – нравственное развитие детей осуществляется в процессе решения следующих задач:

формирование духовно – нравственных качеств личности на основе традиционных российских духовно – нравственных ценностей;

создание и развитие системы духовно – нравственного и патриотического воспитания обучающихся в ПУ;

консолидация и координация деятельности образовательного учреждения, семьи, общественности в духовно – нравственном воспитании детей.

 

Концепция программы

1. Направление воспитательной работы.

В целях объединения усилий образовательного учреждения, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании молодежи, в развитии внутреннего  положительного потенциала каждого ребенка, в формировании нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, а также выработки единых подходов в воспитании в ГБОУ СО НПО «ПУ 12» разработана данная программа.

Реализация принципа непрерывности в образовании и воспитании детей предусматривает  преемственность как между отдельными звеньями внутри образовательного процесса, так и интеграцию комплекса образовательных  учреждений, объединенных общей концепцией: формирование в учащихся целостного мировоззрения и устойчивой системы духовных ценностей, хранимых Россией столетиями, а также практических знаний, которые позволят будущим гражданам России реализовать свои природные возможности в новой социальной и экономической среде.

С 2012/13 учебного года в рамках проекта  осуществляется инновационная работа: организация непрерывного образовательного процесса между храмом Александро-Невского и ГБОУ СО НПО ПУ «12» и их интеграция.

Совместными усилиями творческого коллектива классных руководителей ГБОУ СО НПО «ПУ 12» и приходского совета удалось создать площадку по духовно-нравственному воспитанию в образовательном учреждении.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в училище интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: внеурочную и общественно полезную, т.е. прослеживается интегративность программы духовно-нравственного воспитания.

Целостное воспитательное пространство осуществляется по трем направлениям: внеурочная деятельность, семейное воспитание, изучение культурологических основ традиционных российских религий. 

2. Принципы, методы и приемы.

Кроме основополагающего принципа проекта – принципа непрерывности воспитательного процесса – успешно применяются следующие:

- создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема;

-  развивающее образование создание образовательной среды через обеспечение разных видов деятельности (учебной, внеучебной, досуговой) на основе организации взаимодействия между обучающимися, педагогами и родителями, соединение развивающего обучения с художественно-эстетическим развитием в непрерывном  творческом взаимодействии.

- воспитывать через творчество, творческая деятельность выступает средством интенсивного развития интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка.

Воспитательный процесс в рамках проекта организуется на основе коллективных (групповых) способов и коллективной творческой деятельности учащихся.  Ведущими методами и приемами работы являются: создание креативного поля, творческий поиск, творческое задание; активно применяются методики создания ситуации успеха и признание права каждого ребенка на ошибку; широко используется проектная деятельность;  организация духовного диалога, средства и методы которого направлены на выявление духовных приоритетов и выстраивании иерархичной системы ценностей.

Основным ключом для использования всех методов и приемов в проекте является деятельностно - интегративный подход, как активная практическая форма, позволяющая организовать воспитание обучающихся в рамках «проживания» в создаваемых воспитательных обстановках.

 

Обеспечение программы.

Кадровое обеспечение проекта представлено творческим коллективом классных руководителей:

Руководитель проекта:

Бескулова И.С. – классный руководитель группы № 2;

Умнова Н.С. – классный руководитель группы № 16;

Бердюгина Э.В. – классный руководитель группы № 23;

Малаховская Л.В. – классный руководитель группы № 12.

Среди положительных результатов с момента внедрения проекта можно отметить  то, что в группах создана обстановка уважительного отношения к старшим, к своим одногруппникам. Итогом конфликтной ситуации является примирение детей и умение попросить   друг у друга прощение. Дети осознают такие понятия как послушание, терпение, смирение.

В созданной воспитательной обстановке каждый обучающийся может проявлять и позитивно утверждать себя как в своих собственных глазах, так и во взглядах на него со стороны сверстников, активно участвуя не только в олимпиадах и конкурсах по всем учебным предметам, но также в художественной самодеятельности, различных общественно полезных делах, спорте и т.д. Очень важно отметить, что вся жизнь училища проникнута духом русской культуры, патриотизма, нравственности и воспитания у детей чувства личной  ответственности за судьбу своей страны и нации.

В воспитании творческого коллектива обучающихся  главным является обращение к корням национальной культуры, духовности.

Творческий коллектив проекта  проводит  большую духовно - нравственную просветительскую работу, как в рамках училища, так и за его пределами.

Мероприятия по реализации проекта духовно-нравственного развития молодежи  ГБОУ СО НПО «ПУ 12»

1. Формирование творческого коллектива по реализации программы по духовно-нравственному воспитанию молодежи. 

2. Соединение внеучебной и досуговой деятельности, художественно-эстетическое творческое развитие обучающихся.

3. Организация совместной работы с храмом Александра-Невского  по направлению «Православная культура»    

4. Информационно – просветительская и культурно – просветительская деятельность

5. Духовно-просветительская работа со всеми обучающимися

6. Организация и проведение Дней православной культуры      

7. Участие в внутриучилищной научно-практической конференции обучающихся «Разумное, доброе, вечное…» с докладами и рефератами по духовно-нравственной тематике    

8. Совершенствование работы с родителями.  Проведение  родительских собраний по различным аспектам духовно-нравственного воспитания детей.

9. Создание православного отдела в библиотеке училища.        

10. Организация летнего отдыха обучающихся совместно с Воскресной школой.

ЛИТЕРАТУРА

1.     Соловейчик С. Воспитание творчеством. М., 1978.

2.     Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М., 1991.

3.     Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М., 1981.

4.     Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990.

5.     Адамский М.Я., Яновицкая Е.В. Большая дидактика и 1000 мелочей. – СПб.: ООО «Валери СПД», 2000.

6.     Альманах «Духовные истоки воспитания», №1, 2002 г.

7.     Данилюк Александр Ярославович, Кондаков Александр Михайлович, Тишков Валерий Александрович. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: «Просвещение», 2009 г.

8.     Духовно-нравственное воспитание. Научно-просветительский журнал. Изд. «Школьная Пресса», №1, 2008 г

9.     Сурова Л.В. Открытый урок: Статьи по духовному воспитанию. Детская программа «Лето Господне». – Клин: Христианская жизнь, 2006.