Кружок "Юный художник"

Еремина Татьяна Сергеевна

Программа курса   "Юный художник" расчитана  на 4 года.  Разработана  для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, а так же  учебного плана МБОУ  Летневской средней школы на 2023-2026 уч.г. Изучение курса направлено на  формирование  эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления духовной деятельности растущей личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunyy_hudozhnik.docx56.79 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок «Юный художник»
1-4 класс

Содержание.

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………....3
  1. Направленность программы………………………………………………... 4
  2. Новизна программы…………………………………………………………. 4
  3. Актуальность программы………………………………………………… 4 – 5
  4. Педагогическая целесообразность программы…………………………….5
  5. Цели и задачи……………………………………………………………….…5
  6. Отличительные особенности……………………………………………….5 - 6
  7. Возраст детей………………………………………………………………….6
  8. Сроки реализации…………………………………………………………….6
  9. Формы занятий………………………………………………….…………….6
  10. Режим занятий……………………………………………………………....6
  11. Ожидаемые результаты………………………………………………….6 – 8
  12. Способы проверки результатов освоения программы………………….8
  1. Учебно – тематический план………………………………………………….9 – 16
  2. Содержание программы…………………………………………………………17
  3. Методическое обеспечение………………………………………………………18
  1. Материально – техническое обеспечение программы…………………....18
  1. Список литературы……………………………………………………..………..19
  2. Приложения………………………………………………………………………20

  1. Пояснительная записка

Одна из задач образования - помочь ребенку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволит увидеть прекрасное в самых простых, обыденных вещах: листке, травинке, камушке, кусочке ткани, перышке.

Творчество, является неотъемлемой  характеристикой современного образования. Оно рассматривается как непременное условие успешной самореализации личности, которое позволяет наиболее эффективно проявлять себя в обществе. Формированию мышления у детей, навыков исследовательской деятельности и изобретательской работы, конечно же, способствует творческая деятельность.

Чем раньше дети будут вовлекаться в творческую деятельность, тем лучше. У них будет развиваться гибкость мышления и пытливость ума, способность к оценке, видение проблем и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом.

        Становясь старше, у ребёнка появляется больше собственных представлений о том, чем он хочет заниматься. У одних детей могут быть явные способности, другие хотят посещать кружки за компанию с друзьями. Занятия в кружке для подростков даже могут перерасти в профессию. Все это заслуживает поддержки со стороны педагога.

Работа в кружке расширяет кругозор учащихся, повышает общую культуру, позволяет выявить способности и таланты, приучает к труду.

1.1 Направленность программы: Образовательная программа является дополнительной образовательной общеразвивающей программой художественно-эстетической направленности, предполагает начальный уровень освоения знаний и практических навыков по функциональному предназначению. В подростковом возрасте у детей появляется стремление выделиться, обратить на себя внимание. В этом возрасте ребенок склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать в детях творческие возможности, дети могут создавать свои уникальные работы. Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Стремление выглядеть и поступать неординарно вызывает у детей желание изготовления собственных изделий. Это вызывает у окружающих чувство восхищения, а у самого ребенка чувство гордости и самовыражения. У детей формируется волевое поведение, целеустремленность, поэтому занятия в кружке дают детям возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели.

       1.2    Новизна программы  состоит в том, что в процессе обучения обучающиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективах, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

       1.3    Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок.

      1.4 Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.

        1.5    Цель образовательной программы - развитие художественно-творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

  • Содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;
  • ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
  • содействие формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, формировать навыки размещения изображения в зависимости от листа бумаги);
  • создание условий для формирования творческой активности, художественного вкуса;
  • развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;
  • формирование чувства цвета;

воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;

          1.6   Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе.

Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у обучающихся развиваются творческие начала. Занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания. На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.

1.7 Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 7–11 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.

1.8   Срок реализации программы: 1 год.

1.9   Формы занятий

  •  практическая работа;
  • групповая практическая работа;
  •  просмотр иллюстрированных альбомов и видеоматериалов;
  • индивидуальные консультации;
  • конкурсы, викторины, проекты.

        1.10  Режим занятий

Занятия в первый год обучения проводятся 1 раз в неделю, количество часов в неделю 1 часа, 33 часа в год.

Второй и третий год обучения рассчитан на тех, кто прошёл подготовку в 1 классе. Занятия проходят в режиме –1час в неделю ,34 часа.

Четвертый год обучения больше внимания уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам, 34 часа в год.

1.11 Ожидаемые результаты

 

Обучаемые первого года обучения

Должны знать:

  -названия основных и составных цветов;

-понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно,  роспись;

-изобразительные основы декоративных элементов;

-материалы и технические приёмы оформления;

-названия инструментов, приспособлений.

Должны уметь:

       - пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;

- полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;

- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

- владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;

 - моделировать художественно  выразительные формы геометрических    и растительных форм;

         - пользоваться материалами.

Обучаемые   второго – третьего  года обучения

Должны знать:

         -особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;

         -разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;

         -творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;

         -основы графики;

          -правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.

Должны уметь:

         -пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;

          -пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);

- различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

-рисовать кистью элементы растительного орнамента;

-выполнять орнамент в круге, овал, ленту;

-проявлять творчество в  создании работ.

Обучаемые четвёртого года обучения

Должны знать:

-разнообразие возможных выразительных средств изображения;

-значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;

-различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие;

-основы дизайна;

-творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского.

-правила создания экспозиций, основы прикладной графики.

Должны уметь:

-работать в определённой цветовой гамме;

-добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов  несложной формы;

-передавать пространственные планы способом загораживания;

-передавать движение фигур человека и животных;

-сознательно выбирать средства выражения своего замысла;

-свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;

решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком

                   

  1.  Способы проверки результатов освоения программы опрос, диспут, дискуссия, самоконтроль, взаимоконтроль, просмотры.

При подведении итогов за полугодие и за год лучшие работы экспонируются на выставках или участвуют в конкурсах детского изобразительного творчества различного уровня (муниципальный, районный, всероссийский, международный).

  1. Учебно – тематический план

    Учебно-тематический план  1-го года обучения

(Одно занятие – один учебный час)

                            Задачи 1 года реализации программы:

  1. формировать художественные умения и навыки
  2. приобщать к миру искусства через практическую деятельность
  3. развивать воображение и навыки сотрудничеств

№ занятия

Тема занятия

Содержание. Вид деятельности. Техника выполнения

Кол-во часов

План.

дата

 Факт.

дата

1

«Воздушные шарики»

Рисование с натуры и по представлению

1 час

 

2

Простые очертания

Обводка лекало раскраски

1 час

 

3, 4

Разнообразные листья

Обводка по контуру, рисование по памяти

2 часа

 

5

«Мои любимые краски»

Рисование с натуры

1 час

 

6, 7

«Овощи и фрукты»

Рисование с натуры и по представлению

2 часа

 

8

«Разноцветные пятна»

Рисование с заданием

1 час

 

9

«Мир полон украшений»

Рисование по памяти

1 час

 

10

«Дождик идёт»

Рисование по представлению

1 час

 

11, 12

Красавица-зима

Рисование с натуры и по представлению

2 часа

 

13, 14

Новогодняя Ёлка

Рисование по представлению

2 часа

 

15

Праздничный салют

Рисование по представлению

1 час

 

16, 17

«Праздничный сказочный дворец»

Рисование с фантазией

2 часа

 

18

«Постройки бывают разные»

Аппликация из кусочков бумаги

1 час

 

19, 20

«Современные машины»

Рисование по представлению

2 часа

 

21, 22, 23

Любимые игрушки

Рисование с натуры по представлению

3 часа

 

24, 25

Наши друзья животные

Рисование с натуры и по представлению

2 часа

 

26, 27

«Моя любимая сказка»

Рисование по представлению

2 часа

 

28

«Солнышко»

Рисование по представлению

1 час

 

29

Разноцветные жуки

Рисование по представлению

1 час

 

30

Разные птицы

Рисование по представлению

1 час

 

31

Весенние цветы

Рисование и вырезание из бумаги, наклеивание

1 час

 

32

Сказочные рыбки

Рисование с натуры и по представлению

1 час

 

33

Здравствуй, лето

Рисование с натуры и по представлению

1 час

 

                 

Учебно-тематический план 2-го года обучения

(Одно занятие – один учебный час)

                             Задачи 2 года реализации программы:

  1. совершенствовать полученные умения и навыки
  2. организовать обучение в тесной связи с окружающим миром природы и социума
  3. обогащать нравственный опыт детей

№ занятия

Тема занятия

Содержание. Вид деятельности. Техника выполнения.

Кол-во часов

 План.дата

 Фактич. дата

1

«Чему я научусь»

Беседа. Знакомство с различными техниками изобразительной деятельности

1 час

2

«Воздушный шар». Коллективная работа ко Дню учителя

Рисование примакиванием кусочком поролона. Акварель

1 час

3

«Мои волшебные ладошки». Введение в технику рисования ладошками

Рисование ладошками. Акварель

1 час

4

«Петушок – золотой гребешок»

Рисование ладошками. Акварель.

1 час

5

«Праздничный букет»- коллективная работа

Рисование осенних цветов. Масляные мелки, акварельные краски, маркер.

1 час

6

«Волшебные листья» - введение в технику печатания листьями

Беседа; сбор природного материала (листьев с разной листовой пластиной). Пробные упражнения.

1 час

7

«Осенний день»

Рисование листьями; техника «по-сырому». Акварель. Маркер.

1 час

8

«Капелька за капелькой» - знакомство с техникой «набрызг»

Беседа. Пробные упражнения по усвоению техники «Набрызг». Творческие работы с использованием новой техники.

1 час

9

«Кленовый лист». Конструктивное рисование

Конструктивное рисование кленового листа. Акварель. Цветные мелки.

1 час

10,11

«От точки к точке». Рисование по точкам

Игровое занятие (соединение пронумерованных точек). Масляные мелки, акварель.

2 часа

12, 13, 14

«Вкусно и полезно!» Рисование фруктов

Конструктивное рисование фруктов. Использование техники «по-сырому».Акварель.

3 часа

15

«Натюрморт». Аппликация

Составление композиции из ранее нарисованных фруктов. Аппликация. Коллективная работа.

1час

16

Морозные узоры.

Знакомство с техникой«рисование воском»

1 час

17

«Новогодний сувенир»

Бумагоплатиска. Техника «торцевание». Аппликация.

1 час

18

«Новогодняя елка». Смешанные техники

Рисования руками: ладонью, пальцем. Акварель.

1 час

19

«Моя картина». Творческая работа по замыслу ребёнка

Использование знакомых способов и техник рисования

1 час

20

Декоративное рисование. Роспись стеклянного сосуда.

Техника рисования на стекле. Акриловые краски, контурная краска.

1 час

21

Зимний пейзаж

Кляксография (рисование деревьев способом выдувания из кляксы). Акварель. Тушь

1 час

22

Рисование птиц

Конструктивное рисование птиц. Акварель

1 час

23

Февральская лазурь

Рисование берёз Акварель. Гуашь. Техника «по-сырому», «вливание цветов»

1 час

24

Весенний букет

Конструктивное рисование цветов. Акварель. Цветные карандаши, маркер.

1 час

25

«Котёнок и щенок».

Рисование ладошками. Акварель. Маркер. Мелки.

1 час

26, 27

Дек.рис. «Пасхальный сувенир»

Бумагопластика. Прорезная аппликация.

2 часа

28

Портрет друга

Знакомство с портретным жанром. Рисование фигуры человека. Смешанные техники.

1 час

29

«Моя семья»

Жанр портрета. Акварель. Гуашь

1 час

30,31

Сувенир «Последний звонок»

Тестопластика. Гуашь

2 часа

32

Рисование бабочек

Коллективная работа. Украшение интерьера школы к лету

1 час

33

«Моя картина»

Творческая работа по замыслу детей. Смешанные техники.

1 час

34

«Я - художник»

Выставка лучших работ. Оформление альбома «Мои рисунки»

1 час

                     

Задачи 3 года реализации программы:

  1. учить применять  умения и навыки в различных видах художественной деятельности
  2. способствовать проявлению творческой индивидуальности
  3. раскрывать личность ребенка и его отношение с окружающим миром через продукты художественного творчества.

Учебно-тематический план 3-го года обучения

(Одно занятие – один учебный час

№ занятия

Тема занятия

Содержание. Вид деятельности. Техника выполнения

Кол-во часов

Планир.

дата

Фактич.

дата

1, 2

Осень в саду

Рисование по памяти и представлению

2 часа

 

3, 4

Осенние листья

Обводка и закраска

2 часа

 

5, 6

Иллюстрация к сказке «Репка»

Рисование по памяти

2 часа

 

7, 8

Любимый конструктор из плодов и листьев

Работа с природным материалом

2 часа

 

9

Сказочная веточка

Рисование по представлению

1 час

 

10, 11

Насекомые везде

Рисование по памяти

2 часа

 

12, 13, 14

Народные игрушки

Работа с глиной, соломой, деревом

3 часа

 

15

Иллюстрируем сказки А.С. Пушкина

Рисование по памяти

1 час

 

16

Художник в цирке

Рисование по памяти и представлению

1 час

 

17

Художник в театре

Рисование по памяти и представлению

1 час

 

18, 19

Школьный карнавал (маски)

Выполнение задания

2 часа

 

20

Афиша и плакат

Рисование с заданием и по представлению

1 час

 

21, 22, 23

Лепка из пластилина «Волшебный пластилин»

Лепка из пластилина

3 часа

 

24, 25

Роспись сказочных сосудов

Рисование по представлению

2 часа

 

26, 27, 28, 29

Любимые игрушки

Рисование по памяти, лепка из пластилина

4 часа

 

30

Картина – пейзаж

Знакомство. Материалы ИКТ

1 час

 

31

Картина – натюрморт

Знакомство. Материалы ИКТ

1 час

 

32

Картина – портрет

Знакомство. Материалы ИКТ

1 час

 

33

Предметы быта

Рисование по памяти

1 час

 

34

Коврик на стене, коврик под ногами

Составление узоров

1 час

 

 

 

                         Учебно-тематический план 4-го года обучения

(Одно занятие – один учебный час)

№ занятия

Тема занятия

Содержание. Вид деятельности. Техника выполнения

Кол-во часов

Планир.

дата

 Фактич.

дата

1, 2

Русский пряник

Рисование с натуры

2 часа

 

3, 4

Русские народные сказки

Рисование по памяти

2 часа

 

5, 6

Предметы быта

Рисование по памяти

2 часа

 

7, 8

«Слава спорту»

Рисование по представлению

2 часа

 

9, 10, 11, 12

Лепка из пластилина «Волшебный пластилин»

Лепка из пластилина

4 часа

 

13, 14

Аппликация: «Волшебные кусочки»

Работа с бумагой

2 часа

 

15, 16

Аппликация: «Чёткие и ровные»

Работа с бумагой

2 часа

 

17, 18

Аппликация: «Солнце над морем»

Работа с бумагой

2 часа

 

19, 20

Моделирование из бумаги: Фигурки животных

Работа с бумагой и картоном

2 часа

 

21, 22

Моделирование из бумаги: Модели домов

Работа с бумагой и картоном

2 часа

 

23, 24

Моделирование из бумаги: Машины

Работа с бумагой и картоном

2 часа

 

25, 26

Лепка из солёного теста: Солнышко – оберег

Работа с тестом

2 часа

 

27, 28

Лепка из солёного теста: Розочка

Работа с тестом

2 часа

 

29, 30

Лепка из солёного теста: Лягушка

Работа с тестом

2 часа

 

31

Лепка из солёного теста: Роспись по тесту

Работа с тестом

1 час

 

32, 33

Составление сюжетной композиции: «В лесу»

Комбинированная работа

2 часа

 

34

Составление сюжетной композиции: Чудесная сказка

Комбинированная работа

1 час

 

3.Содержание программы.

Вводное занятие. Знакомство с предметом изучения. Техника безопасности и правила поведения на занятиях (1 ч) 

Рисование примакиванием кусочком поролона(1 ч)

Рисование ладошками.(2 ч)

 “Восхитись красотой нарядной осени” (10 часов). Понятия : художественный образ, живопись, графика, цвет, мазок, линия, форма, пропорции, композиция, декоративный натюрморт, геометрический орнамент, симметрия, хохломская роспись, аппликация, моделирование.

Виды деятельности: художественно –творческая изобразительная, трудовая.

“Любуйся узорами красавицы зимы” (8 час ).

Понятия : художественный образ, живопись, графика, цвет, мазок, линия, форма, пропорции, композиция, декоративный натюрморт, геометрический орнамент, каргопольская игрушка. симметрия, хохломская роспись, аппликация, моделирование, экспериментирование с бумагой. сюжет.

Виды деятельности: художественно –творческая изобразительная, трудовая.

 “Радуйся многоцветью весны и лета” (5 часов).

Понятия : художественный образ, живопись, графика, цвет, мазок, линия, форма, пропорции, композиция, декоративный натюрморт, геометрический орнамент, каргопольская игрушка. симметрия, хохломская роспись, аппликация, моделирование, экспериментирование с бумагой.

«Я - художник».(7 часов) Творческая работа по замыслу детей. Смешанные техники.Выставка лучших работ. Оформление альбома «Мои рисунки»

  1. Методическое обеспечение программы.
  • видеотека (материалы по творчеству российских,  советских и зарубежных художников);
  • дидактические материалы на различных носителях,
  • методические материалы, наглядные пособия.

  1.      Материально - техническое обеспечение программы
  • помещение для занятий в соответствии с действующими нормами СаНПина;
  • оборудование (мебель, аппаратура ноутбук; проектор, для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала.)
  • Инструменты и приспособления: краски гуашь не менее 12 цветов, акварель, кисти разной толщины, палитры, карандаши, ножницы.

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.

  1. Список литературы

  1. Е.М Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2001
  2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М., 1989.
  3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
  4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Проблема одаренности и индивидуальные цели воспитания. М., 1991, гл. XVII –с.345-349.
  5.  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.: ил.
  6. А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.
  7. Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.
  8. Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварели: М.: Просвещение, 2006. – 111с.: ил.
  9. Даниэль С.М. Искусство видеть. – Л., 1990.
  10. Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
  11. В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.
  12. С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.
  13. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей.- М.: Чистые пруды, 2007.-32с.: ил.
  14. Претте М.К. Творчество и выражение. Т.1,2. – М., 1981, 1985.
  15. В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003

  1. Приложения.