Дистанционное обучение

Скрипникова Наталья Николаевна

К урокам по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voprosy_moi.doc24 КБ
Файл temy_sochineniy.pptx62.6 КБ
Microsoft Office document icon istoriya_sozdaniya_romana.doc49 КБ
Microsoft Office document icon 1_var_k_185l.doc25 КБ
Microsoft Office document icon 2_variant_k_185.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

Достоевский Ф.М.

1. Петербург Достоевского. Улицы, распивочные. Ч.1 гл.1 Женщина и господин на бульваре. Ч. 1 гл. 4 , ч.2 гл. 6 Утопленница ч.2 гл. 6. Ресслих ч.4 гл.2. город полусумасшедших (Свидригайлов). Проданные дочери (ч.6 гл. 4)

Пейзаж. Духота ч.2 гл. 6. Как контраст – острова ч.1 гл.5. ч. 2 гл. 2. из окна повеяло свежестью (когда подумал о Соне). Дождь ч.6 гл 6 (Свидригайлов) свежесть ч.6 гл.7. день ясный и теплый (эпилог)

Воззрения социалистов. Ч.3 гл. 5

2*. Цвет, запах в романе. Роль желтого цвета в романе.

Лужин Петр Петрович. Ч.1 гл. 3. ч.2 гл. 5 (теория). Ч.4 гл.2,3. ч.5 гл.1,3

Лебезятников Андрей Семенович. Ч.5 гл. 1 (новое поколение)

Свидригайлов. Ч.3 гл. 4. ч.4 гл.1. ч.6 гл. 4,5, (опороченная девочка-утопленница), сон о 5-летней

Зосимов. Ч.2 гл. 4

Интерьер.

4. Каморка Раскольникова ч.1, гл. 1,3

5. Старуха. Комната. Ч.1 гл. 1

Комната Мармеладова. Ч.1 гл. 2

Комната Сони. Ч.4 гл. 4

Униженные и оскорбленные.

6. Семен Захарович Мармеладов. Ч.1 гл. 2. ч.2 гл. 7

7. Катерина Ивановна. Ч.1 гл. 2. ч.2 гл. 7. ч.5 гл.2 (поминки). Ч.5 гл. 5

8. Соня. Ч.1 гл. 2. ч.2 гл. 7. ч.3 гл. 4. ч.4 гл. 4 (воротнички не подарила). Ч.4 гл. 4 (Лазарь)

Дуня. Ч.3 гл.1,2

Лизавета. Ч.1 гл. 5,6,7

Миколай. Ч.2 гл. 4 (засудят). Ч.4 гл. 6

Раскольников. Дал денег К.И. (на окошко, хотел вернуться). Помог девушке на бульваре, нет товарищей, умершая невеста, не хочет жертвы Дуни, деньги на похороны, выбросил подаяние, посадил сестру рядом с Соней. ч.1 гл.4. ч.3 гл. 2

Вставные эпизоды.

Письмо матери. Ч.1 гл. 3

Сон Раскольникова о лошади ч.1 гл.5

Статья. Ч.3 гл. 5. Разговор студента ч.1 гл. 5 (похожа теория). Теория и падение теории, Соня. ч.5 гл. 4

Сон после убийства и посещения мещанина ч.3 гл.6

Сны о моровой язве (эпилог)

1. Выписать цитаты, характеризующие психологическое состояние Раскольникова перед убийством и после. Промахи и удачи (заклад, топор, не сменил на фуражку, пустые кв., не закрыл дверь, Кох, бахрома, дыра, камень, овладел ловушкой, признание Миколая).

Почему Соня, Лизавета и Раскольников читают Евангелие?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение. Каждый человек должен быть порядочным. Так что же такое есть истинные жизненные ценности и в чем личная ответственность человека за происходящее? О каких острейших проблемах современности заставляет нас задуматься это произведение?


Предварительный просмотр:

История создания романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского

Замысел своего нового романа Достоевский вынашивал шесть лет. За это время были написаны «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и «Записки из подполья», главной темой которых являлись истории бедных людей и их бунта против существующей действительности.

Истоки произведения

Истоки романа восходят ко времени каторги Ф. М. Достоевского. Первоначально Достоевский задумал написать «Преступление и наказание» в форме исповеди Раскольникова. Писатель намеревался перенести на страницы романа весь духовный опыт каторги. Именно здесь Достоевский впервые столкнулся с сильными личностями, под влиянием которых началось изменение его прежних убеждений.

9 октября 1859 года Достоевский пишет брату из Твери:

«В декабре я начну роман… Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения…»

Как видно из письма, речь идёт о произведении небольшого объёма — повести. Как же тогда возник роман? Прежде чем произведение появилось в той окончательной редакции, которую мы и читаем, авторский замысел неоднократно менялся.

«Пьяненькие», 8 июня 1865 года

Начало лета 1865 года. Остро нуждаясь в деньгах, Федор Михайлович предложил еще не написанный роман, а по сути, всего лишь идею романа, в журнал «Отечественные записки». Достоевский просил за эту идею аванс в три тысячи рублей у издателя журнала А. А. Краевского, который ответил отказом.

Не смотря на то, что самого произведения не существовало, уже было придумано для него название — «Пьяненькие». К сожалению, о замысле «Пьяненьких» известно немного. Сохранилось лишь несколько разрозненных набросков, датируемых 1864 годом. Также сохранилось письмо Достоевского к издателю, в котором содержится характеристика будущего произведения. Она дает серьезные основание полагать, что вся сюжетная линия семейства Мармеладовых вошла в «Преступление и наказание» именно из неосуществленного замысла «Пьяненьких». Вместе с ними в произведение вошел и широкий социальный петербургский фон, а также дыхание большой эпической формы. В этом произведении автор изначально хотел раскрыть проблему пьянства. Как подчёркивал писатель, «разбирается не только вопрос, но представляются и все его разветвления, преимущественно картины семейств, воспитание детей в этой обстановке и проч. и проч.».

2 июля 1865 года, договор со Стелловским

В связи с отказом А. А. Краевского, испытывавший тяжелую нужду, Достоевский был вынужден заключить кабальный договор с издателем Ф. Т. Стелловским, по которому за три тысячи рублей он продал право на издание полного собрания своих сочинений в трёх томах и обязался написать для него новый роман объемом не менее десяти листов к 1 ноября 1866 года.

Германия, Висбаден (конец июля 1865 года)

Получив деньги, Достоевский раздал долги, и в конце июля 1865 года выехал за границу. Но денежная драма на этом не завершилась. За пять дней в Висбадене Достоевский проиграл в рулетку все, что у него было, включая карманные часы. Последствия не заставили себя долго ждать. В скором времени хозяева отеля, в котором он остановился, приказали не подавать ему обеды, а еще через пару дней лишили и света. В крошечной комнате, без еды и без света, «в самом тягостном положении», «сжигаемый какой-то внутренней лихорадкой», писатель приступил к работе над романом «Преступление и наказание», которому суждено было стать одним из самых значительных произведений мировой литературы.

В начале августа Достоевский отказался от замысла «Пьяненьких» и теперь хочет написать повесть с криминальным сюжетом — «психологический отчёт одного преступления». Замысел её таков: бедный студент решает убить старушку-процентщицу, глупую, жадную, противную, о которой никто не пожалеет. А студент смог бы закончить образование, дать денег матери и сестре. Потом он уехал бы за границу, стал честным человеком и «загладил преступление». Обычно такие преступления, считает Достоевский, совершают неумело, а потому остается много улик, и преступников быстро разоблачают. Но по его замыслу, «совершенно случайным образом» преступление удаётся и почти месяц убийца проводит на свободе. Но «тут-то, — пишет Достоевский, — и развёртывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце… и он кончает тем, что принуждён сам на себя донести». Достоевский писал в письмах и о том, что очень много преступлений в последнее время совершают именно развитые, образованные молодые люди. Об этом писали в современных ему газетах.

Прототипы Родиона Раскольникова

Достоевскому было известно о деле Герасима Чистова. Этот человек, 27 лет, раскольник по вероисповеданию, обвинялся в убийстве двух старух — кухарки и прачки. Это преступление произошло в Москве в 1865 году. Чистов убил старух с целью ограбления их хозяйки, мещанки Дубровиной. Трупы были найдены в разных комнатах в лужах крови. Из железного сундука были похищены деньги, серебряные и золотые вещи. (газета «Голос» 1865, 7-13 сентября). Криминальные хроники писали, что убил их Чистов топором. Знал Достоевский и о других подобных преступлениях.

Другой прототип — А. Т. Неофитов, московский профессор всеобщей истории, родственник по материнской линии тетки Достоевского купчихи А.Ф. Куманиной и наряду с Достоевским один из ее наследников. Неофитов проходил по делу подделывателей билетов 5%-ного внутреннего займа (здесь Достоевский мог почерпнуть мотив мгновенного обогащения в сознании Раскольникова).

Третий прототип — французский преступник Пьер Франсуа Ласенер, для которого убить человека было то же, что «выпить стакан вина»; оправдывая свои преступления, Ласенер писал стихи и мемуары, доказывая в них, будто он «жертва общества», мститель, борец с общественной несправедливостью во имя революционной идеи, якобы подсказанной ему социалистами-утопистами (изложение процесса Ласенера 1830-х годов можно найти на страницах журнала Достоевского «Время», 1861, № 2).

«Творческий взрыв», сентябрь 1865 года

Итак, в Висбадене Достоевский задумал написать повесть в форме исповеди преступника. Однако во второй половине сентября в его работе происходит «творческий взрыв». В рабочей тетради писателя появляется лавинообразная серия набросков, благодаря которым мы видим, что в воображении Достоевского столкнулись два самостоятельных замысла: он решил соединить сюжетную линию «Пьяненьких» и форму исповеди убийцы. Достоевский предпочел новую форму — рассказ от имени автора — и сжег в ноябре 1865 года первоначальный вариант произведения. Вот что он пишет своему другу А. Е. Врангелю:

«… Трудно было бы мне теперь описать Вам всю мою теперешнюю жизнь и все обстоятельства, чтобы дать Вам ясно понять все причины моего долгого молчания… Во-1-х, сижу над работой как каторжник. Это тот… большой роман в 6 частей. В конце ноября было много написано и готово; я всё сжег; теперь в этом можно признаться. Мне не понравилось самому. Новая форма, новый план меня увлек, и я начал сызнова. Работаю я дни и ночи… Роман есть дело поэтическое, требует для исполнения спокойствия духа и воображения. А меня мучат кредиторы, то есть грозят посадить в тюрьму. До сих пор не уладил с ними и еще не знаю наверно — улажу ли? … Поймите, каково мое беспокойство. Это надрывает дух и сердце, … а тут садись и пиши. Иногда это невозможно».

«Русский вестник», 1866 год

В середине декабря 1865 года Достоевский отправил главы нового романа в «Русский вестник». Первая часть «Преступления и наказания» появилась в январском номере журнала за 1866 год, но работа над романом была в самом разгаре. Писатель напряженно и самозабвенно трудился над своим произведением на протяжении всего 1866 года. Успех первых двух частей романа окрылил и вдохновил Достоевского, и он принялся за работу с еще большим усердием.

Весной 1866 года Достоевский планировал уехать в Дрезден, пробыть там три месяца и закончить роман. Но многочисленные кредиторы не позволили писателю выехать за границу, и летом 1866 года он работал в подмосковном селе Люблине, у своей сестры Веры Ивановны Ивановой. В это время Достоевский был вынужден думать и над другим романом, который был обещан Стелловскому при заключении с ним в 1865 году договора.

В Люблине Достоевский составил план своего нового романа под названием «Игрок» и продолжал трудиться над «Преступлением и наказанием». В ноябре и декабре были дописаны последняя, шестая, часть романа и эпилог, и «Русский вестник» в конце 1866 года закончил публикацию «Преступления и наказания».

Сохранились три записные тетради с черновиками и заметками к роману, по сути три рукописные редакции романа, которые характеризуют три этапа работы автора. Впоследствии все они были опубликованы и позволили представить творческую лабораторию писателя, его упорную работу над каждым словом.

Конечно, работа над романом велась и в Петербурге. Достоевский снимал квартиру в большом доходном доме в Столярном переулке. Здесь в основном селились мелкие чиновники, ремесленники, торговцы, студенты.

***

С самого начала своего возникновения замысел об «идейном убийце» распадался на две неравные части: первая — преступление и его причины и вторая, главная, — действие преступления на душу преступника. Идея двучастного замысла отразилась и на названии произведения — «Преступление и наказание», и на особенностях его структуры: из шести частей романа одна посвящена преступлению и пять — влиянию совершенного преступления на душу Раскольникова.

Черновые тетради «Преступления и наказания» позволяют проследить, как долго Достоевский пытался найти ответ на главный вопрос романа: почему Раскольников решился на убийство? Ответ на этот вопрос не был однозначным и для самого автора.

В первоначальном замысле повести это несложная мысль: убить одно ничтожное вредное и богатое существо, чтобы осчастливить на его деньги много прекрасных, но бедных людей.

Во второй редакции романа Раскольников изображен как гуманист, горящий желанием вступиться за «униженных и оскорбленных»: «Я не такой человек, чтобы дозволить мерзавцу беззащитную слабость. Я вступлюсь. Я хочу вступиться». Но идея убийства из-за любви к другим людям, убийства человека из-за любви к человечеству, постепенно «обрастает» стремлением Раскольникова к власти, но движет им еще не тщеславие. Он стремится получить власть, чтобы полностью посвятить себя служению людям, жаждет использовать власть только для совершения добрых поступков: «Я власть беру, я силу добываю — деньги ли, могущество ль — не для худого. Я счастье несу». Но в ходе работы Достоевский все глубже проникал в душу своего героя, открывая за идеей убийства ради любви к людям, власти ради добрых дел странную и непостижимую «идею Наполеона» — идею власти ради власти, разделяющую человечество на две неравные части: большинство — «тварь дрожащая» и меньшинство — «властелины», призванные управлять меньшинством, стоящие вне закона и имеющие право, подобно Наполеону, во имя нужных целей переступать через закон.

В третьей, окончательной, редакции Достоевский выразил «созревшую», законченную «идею Наполеона»: «Можно ли их любить? Можно ли за них страдать? Ненависть к человечеству…»

Таким образом, в творческом процессе, в постижении замысла «Преступления и наказания» столкнулись две противоположные идеи: идея любви к людям и идея презрения к ним. Судя по черновым тетрадям, Достоевский стоял перед выбором: или оставить одну из идей, или сохранить обе. Но понимая, что исчезновение одной из этих идей обеднит замысел романа, Достоевский решил совместить обе идеи, изобразить человека, в котором, как говорит Разумихин о Раскольникове в окончательном тексте романа, «два противоположных характера поочередно сменяются».

Финал романа также был создан в результате напряженных творческих усилий. В одной из черновых тетрадей содержится следующая запись: «Финал романа. Раскольников застрелиться идет». Но это был финал только для идеи Наполеона. Достоевский же стремился создать финал и для «идеи любви», когда Христос спасает раскаявшегося грешника: «Видение Христа. Прощения просит у народа». При этом Достоевский прекрасно понимал, что такой человек, как Раскольников, соединивший в себе два противоположных начала, не примет ни суда собственной совести, ни суда автора, ни суда юридического. Лишь один суд будет авторитетным для Раскольникова — «высший суд», суд Сонечки Мармеладовой.

Вот почему в третьей, окончательной, редакции романа, появилась следующая запись: «Идея романа. Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, — есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастья, и всегда страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание приобретается опытом „за“ и „против“, которое нужно перетащить на себе». В черновиках последняя строчка романа имела вид: «Неисповедимы пути, которыми находит бог человека». Но Достоевский завершил роман другими строчками, которые могут служить выражением сомнений, терзавших писателя.



Предварительный просмотр:

1 вариант. К 185-л.

  1. Ф.М.Достоевский написал: а) «Бедная Лиза»; б) «Бедные люди»; в) «Бедность не порок»; г) «Бедная невеста».
  2. Герой романа «Преступление и наказание» совершает убийство старухи-процентщицы ради: а) денег; б) оправдания своей теории; в) близких ему людей: матери и сестры; г) семьи Мармеладовых.
  3. Укажите, чей путь не был отвергнут Раскольниковым: а) Лужина; б) Свидригайлова; в) Сони; г) Разумихина.
  4. Определите, кому из героев романа принадлежат высказывания: а) «Возлюби прежде одного себя, ибо все на личном интересе основано»; б) «Надо жить весело»; в) «Это человек-то вошь!».                                        Свидригайлов 2) Лужин 3) Соня.
  5. С какого момента начинается преступление Раскольникова: а) после смерти старухи-процентщицы и ее сестры; б) во время убийства; в) до убийства.
  6. С какого момента начинается наказание Раскольникова: а) до убийства; б) после убийства; в) после признания Соне; г) на каторге.
  7. Что несет миру теория, созданная Раскольниковым: а) индивидуализм и преступную философию вседозволенности; б) освобождение от материальной зависимости; в) освобождение от социального давления общества; г) разрешение социальных противоречий общества.
  8. Определите по приведенным характеристикам соответствующих им героев романа: а) носитель протестующего начала, сильная личность, ярко выраженный наполеонизм; б) черствый и расчетливый делец; в) цинизм и внутренняя опустошенность; г) лакейство мысли.
  1. Лебезятников 2) Лужин 3) Раскольников 4) Свидригайлов.
  1. Описание чьей комнаты приведено: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отстававшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок». А) Сони Мармеладовой; б) Лужина; в) Разумихина; г) Раскольникова.
  2. Какое событие в романе является кульминационным: а) смерть Мармеладова; б) сон Раскольникова; в) исповедь, признание Раскольникова Соне; г) уголовное преступление Раскольникова.
  3. Какую часть романа занимает подготовка преступления Раскольникова, а какую – наказание его: а) 1 часть; 2) 5 частей.
  4. Теория «целых кафтанов» принадлежит: а) Раскольникову; б) Лебезятникову; в) Лужину; г) Свидригайлову.
  5. Определите, портрет какой героини приводится: «Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами… .Выражение лица такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней.» а) Дуня; б) девушка на мосту; в) Соня.
  6. Кому из героев соответствуют приведенные описания: а) «Правовед, пристав следственных дел», «малый умный», «недоверчив, скептик, циник»; б) адвокат, надворный советник, «учился на медные деньги», «сам себе дорогу проложил», «иногда наедине любовался своим лицом в зеркало, чопорный и осанистый». Петр Петрович, Порфрий Петрович.
  7. Кому из героев принадлежат слова, ярко выражающие позицию Ф.М.Достоевского: «И кто меня тут судьей поставил, кому жить, кому не жить»? а) Софье Семеновне б) Катерине Ивановне; в) Авдотье Романовне.


Предварительный просмотр:

2 вариант К 185-л

  1. В каком городе родился Ф.М.Достоевский? а) Москва; б) Петербург; в) Семипалатинск; г) Орел.
  2. Какие из перечисленных произведений принадлежат перу ф.М.Достоевского? а) «Подросток» б) «Дворянское гнездо» в) «Дым» г) «Идиот»
  3. Какое из перечисленных произведений появилось в 1966 году?

А) «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского; б) «Гроза» Н.А.Островского; в) «Отцы и дети» И.С.Тургенева; г) «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова.

4. Персонажи какого романа проповедуют теорию «разумного эгоизма»?

А) «Отцы и дети» И.С.Тургенева; б) «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского; в) «Обломов» И.А.Гончарова; г) «Что делать?» Н.Г.Чернышевского.

5. Укажите годы жизни Ф.М.Достоевского. а) 1821 -1881 б) 1828 -1910 в) 1860 – 1904

6. Когда начинают разворачиваться события романа? А) в начале июня б) в начале июля в)в начале августа г) в середине июня

7. Назовите фамилии героев романа «Преступление и наказание». А) Карамазов б) Лужин в) Разумихин г) Мышкин.

8. Укажите имя и отчество Раскольникова. А) Роман Родионович б) Порфирий Петрович в) Алексей Михайлович г) Родион Романович

9. Кто из персонажей покончил жизнь самоубийством? А) Лужин б) Мармеладов в) Свидригайлов г) Лебезятников

10. Какое слово было введено в литературную речь Ф.М.Достоевским? а) бездарь; б) нигилизм в) стушеваться г) привередливый.

11. Кому из героев принадлежат слова: «Женитьба на бедной девице, уже испытавшей жизненное горе, по-моему, выгоднее в супружеском отношении, чем на испытавшей довольство, что полезнее для нравственности»? а) Раскольникову б) Лужину в) Мармеладову г) Свидригайлову

12. Какая цветовая гамма преобладает в романе? А) сине-зеленая б) желто-красная в) серо-желтая г) бело-зеленая.

13. Кому принадлежит высказывание: «Возлюби прежде всего одного себя, ибо все на личном интересе основано». А) Свидригайлову б) Лужину в) Соне г) Раскольникову.

14. Герои какого романа читают Евангельскую притчу о воскрешении Лазаря? А) «Война и мир» Л.Н.толстого б) «Униженные и оскорбленные» Ф.М.Достоевского в) «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского

15. Герой какого произведения видит сон о мучениях избиваемой лошади?

А) «Холстомер. История лошади» Л.Н.Толстого б) «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского в) «Мертвые души» Н.В.Гоголя.

16. Как Ф.М.Достоевский отвечает своим романом на поставленный им самим  вопрос: «согласитесь ли вы быть архитектором здания судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им, наконец, мир и покой при условии, что для этого необходимо и неминуемо надо замучить всего лишь одно человеческое существо, мало того – пусть даже не столь достойное, смешное, на иной взгляд, существо»?

А) да б) нет