Рабочая программа "Основы мировых религиозных культур"

Чиртик Татьяна Ивановна.

Рабочая программа

на 2012-2013 учебный год

к комплексному курсу "ОРКиСЭ"

предметная область : "Основы духовно-нравственной культуры народов России",

модуль - "Основы мировых религиозных культур"

(дидактическая система "Русское слово"). 4 класс.

 

Структура программы.

1. Пояснительная записка

2. Цели и задачи курса

3. Обоснование выбора количества часов по разделам курса.

4. Реализация национально-регионального компонента содержания образования

5. Учебно - методический комплекс.

6. Планируемые результаты на выходе 4 класса.

7. Календарно - тематическое планирование по курсу "Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России"

8. Критерии оценки достижений планируемых результатов.

 

Ссылка для скачивания : 

http://narod.ru/disk/65520589001.5e47d0a52e801a5dc9e3f28c903ec0a6/%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20%D0%BD%D0%B0%202012-2013%20%D0%B3%20%D0%9E%D0%A1%D0%9D%D0%9E%D0%92%D0%AB%20%D0%9C%D0%98%D0%A0%D0%9E%D0%92%D0%AB%D0%A5%20%D0%A0%D0%95%D0%9B%D0%98%D0%93%D0%98%D0%9E%D0%97%D0%9D%D0%AB%D0%A5%20%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%A3%D0%A0.doc.html             

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа  № 135 г. Челябинска

Рассмотрено на заседании МО учителей _________________

«___»  ______________ 20     г

Протокол №  _______

_________  Ф.И.О.

Согласовано:

заместитель директора по УВР

_________ З.З. Хуснутдиновой

« Утверждаю»:

Директор МАОУ СОШ № 135

_________ Н.В. Ахметов

Рабочая программа

на 2012- 2013 учебный год

к комплексному курсу «ОРКиСЭ»

предметная область:

 «Основы духовно-нравственной культуры народов России»,

модуль - «Основы мировых религиозных культур»

 (дидактическая система «Русское слово»).

4 класс

                                                   

                                                   Составитель:

                                                                           Чиртик Татьяна Ивановна

                                                              учитель  ОРКиСЭ

                                                                                               первой квалификационной  категории

Челябинск, 2012 г.

                                                                                                           

Пояснительная записка

к рабочей программе по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»:

«Основы религиозных культур народов России»

4 класс

1. Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»: «Основы религиозных культур народов России» 4 класс  на 2012-2013 уч. год составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  1. Распоряжение Правительства РФ  от 28 января 2012 г. № 84-р «Об утверждении плана мероприятий по введению в 2012-13 учебном году во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики"».
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»
  4. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13 февраля 2012 г. № 01-234 «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012-2013 учебного года в общеобразовательных учреждениях Челябинской области комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"»
  5. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24 февраля 2012 г. № 24-370 «О внесении изменений в областной базисный учебный план начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012-2013 учебный год»

  1. «О разработке и утверждении рабочих программ учебных дисциплин, предметов, курсов (модулей) в общеобразовательных учреждениях» (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31 июля 2009 г. № 103/3404);
  2. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.  Я.  Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) – М.: Просвещение, 2011
  3. Письмо МОиН Челябинской области «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012- 2013 учебном году»: Приложение 22 к письму Министерства образования и науки Челябинской области  от 10.07.2012 г  № 24/5135

  1. Учебного плана МАОУ СОШ №  135 г. Челябинска   на 2012-2013 учебный год.
  2. Положения о рабочих программах МАОУ СОШ № 135 г. Челябинска (Утверждено Педагогическим  Советом  от 29.08. 2011 г.  протокол  № 1)
  1. Рабочие программы: к учебникам А.Н. Сахарова, К. А. Кочегарова «Основы религиозных культур народов России», М.Т. Студеникина «Основы светской этики». 4 класс / авт.-сост. К.А. Кочегаров, М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник» , 2011. – 32 с.

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»  (ОРКиСЭ) составлена в соответствии с авторской  рабочей  программой  к учебнику А.Н. Сахарова, К. А. Кочегарова «Основы религиозных культур народов России». 4 класс / авт.-сост. К.А. Кочегаров, М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник» , 2011. – 32 с.

Обоснование выбора : рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» (авторы – составители К.А. Кочегаров, М.Т. Студеникин ) :

  1. Доступно излагает историю возникновения и развития традиционных религий России, их обычаи и традиции.
  2. Раскрывает духовно-нравственный идеал каждой из традиционных религий России, основанной на общности представлений о добре и зле.
  3. Комплексно освещает нравственные, культурологические и исторические аспекты религий России.
  4. Показывает особую роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовно-нравственной культуры.
  5. Прививает обучающимся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.
  6. Способствует воспитанию нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

 В целом изложение материала носит светский, общеобразовательный характер.

 Данный курс предлагается изучать комплексно. Без деления класса на группы согласно конфессиональной или/и иной ориентации, так чтобы все ученики получили основные представления обо всех традиционных религиях России.

     

2. Цели и задачи курса.  

Основная цель модуля – духовно – нравственное развитие и воспитание младшего школьника, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.

Основные задачи курса вытекают из действующих стандартов и других нормативных документов, в том числе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:

  1. дать учащимся самые общие представления о возникновении и развитии традиционных религий России, об их обычаях и традициях;
  2. сформировать у обучающихся нравственный идеал каждой из традиционных религий России, показать общность для всех религий - представлений о добре и зле;
  3. воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.

3. Обоснование выбора количества часов по разделам программы.

На изучение предмета «Основы религиозных культур народов России» в 4 классе по программе отводится 34 часа в год. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе составлено на 35 часов (из расчета 35 учебных недель - 1 часа в неделю), что соответствует учебному плану  школы на 2012-2013 учебный год, годовому календарному графику школы на 2012-2013 учебный год.

Распределение часов по разделам программы.

№ п/п

Раздел

Количество часов

Обоснование изменений

По Примерной программе

По рабочей программе

«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»


В соответствии с используемыми учебниками.

1

1 Блок.  Православие и церковь.

14

15

2

2Блок.  Католичество.

1

1

3

3 Блок. Протестанты

1

1

4

4 Блок. Ислам.

6

6

5

5 Блок. Иудаизм.

6

6

6

6 Блок. Буддизм.

6

6

Итого:

34

35

       

Распределение учебной нагрузки по полугодиям.


Количество часов

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

По плану

По факту

По плану

По факту

По плану

По факту

По плану

По факту

Учебных часов

9

7

10

9

НРК

*д – дисперсно

4. Реализация национально-регионального компонента содержания образования:

    Национально-региональный компонент реализуется в объеме 3 часов,  встроенного в базовый курс, в темы уроков и предполагает изучение особенностей развития различных сфер общественной жизни на Южном Урале в г. Челябинске, в частности  с опорой на публикации в средствах массовой информации.

№ урока

Дата

Раздел

тема

Региональное содержание изучаемых вопросов

Количество часов

Форма проведения

Православие и церковь.

Православие в Челябинске.

Д

Католицизм.

Католицизм в Челябинске.

Д

Ислам, возникновение и особенности веры.

Мусульманская вера в Челябинске.

Д

Иудаизм, особенности веры.

Иудаизм в Челябинске

Д

Буддизм, особенности веры.        

Буддизм в Челябинске

Д

*Д – дисперсно

6. Учебно-методический комплекс:

Реализация указанной программы предусматривает использование учебно-методического комплекта, включающего учебные программы, учебники учебные пособия, методические и учебно-методические пособия.

Программа и учебник

Методическое и дидактическое обеспечение

учителя

ученик

  1. Программа курса: к      учебнику А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова  «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 4 класс / авт.-сост. К.А.Кочегаров. –  М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011.-  16 с. –  ISBN 978-5-91218-195-5
  2. Рабочие программы: к учебникам А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы религиозных культур народов России», М.Т. Студеникина «Основы светской этики» . 4 класс / авт.-сост.К.А.Кочегаров, М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011. – 32 с. ISBN 978-5-91218-193-1


  1. Сахаров А.Н.,Кочегаров В.А. Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений, М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
  2. Программа курса: к учебнику А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России».  4 класс  / авт.сост. К.А. Кочегаров . -  2-е изд., испр. и доп. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. -  32 с. – (Начальная инновационная школа). ISBN 978-591218-496-3  Программа содержит два варианта планирования содержания – на 34 часа (по ФК ГОС 2004 г.) и на 17 часов (по ФГОС 2009 г.)


  1. Пискарёв В.И., Сафронова И.В. Основы духовно – нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России. 4 класс: книга для учителя / В.И. Пискарев, И.В. Сафронова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 160 с. – (ФГОС. Начальная инновационная школа).

  1. Сахаров А.Н.,Кочегаров В.А. Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений, М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.

Программно - методический комплекс по «Основам религиозных культур народов России» полностью соответствует требованиям Государственного стандарта и обеспечивает реализацию рабочей программы.

7. Планируемые результаты на выходе 4 класса.

   К результатам освоения программы курса следует отнести:

Личностные результаты.

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за  свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального общества;
  2. становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  3. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  4. формирование отношений к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;
  5. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Предметные результаты.

  1. Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  2. знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  3. понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;
  4. формирование первичных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре. Истории и современности России;
  5. первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской  государственности;
  6. становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций  народов России;
  7. осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты.

  1. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  2. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жаров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  3. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
  4. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессо и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Календарно-тематическое

планирование по курсу

 «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России».

4 классы.


 п/п

уро

ка

Тема урока

К/ч

Тип

урока

Целевая установка урока

(уроков)

Планируемые результаты

ФК  ГОС

Дата проведения

(план /факт)

Понятия

Предметные

результаты

Универсальные

учебные

действия

Личностные результаты

Дидактические единицы стандарта.

Первая четверть 9 часов

1

Моя Родина – Россия.

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний.

Расширить первичное представление о родном крае, о Родине. Показать значение родины в жизни человека.

Родина, Отчизна,

Малая Родина, национальность, народ, гражданин. патриот, традиции.

Ознакомление с народностями, проживающими на территории России, их вероисповеданием, познакомить с новым предметом «Основы духовно-нравственной культуры народов России», с учебником «Основы религиозных культур народов России».

Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, выразительно читать; осуществлять словарную и графическую работу. Коммуникативные: знать правила коллективной работы.

Компетенции: дружелюбное отношение друг к другу; знание народностей проживающих в России и их вероисповедания.

Россия – наша Родина. любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

2,3

Введение в предмет

2

Вводный

Возникновение первобытных религий. Представление первобытных людей о загробном мире. Обожествление сил природы. Понятие души. Язычество. Возникновение монотеистических религий - выход человека на новый уровень нравственного развития. Отличие монотеизма от язычества.

Душа,

 религия,

язычество,

пророк,

монотеизм,

заповеди,

спасение

души.

Понимать причины возникновения религиозных верований.

Уметь характеризовать

понятие «душа».

Объяснять смысл возникновения

Монотеистических

Религий в связи с выходом человечества на новый уровень

нравственного развития.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения

новой задачи.

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Культура и религия. Древнейшие верован ия. Человек в религиозных традициях мира.

4,5

Древние предания христиан.

2

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний.

Ветхий завет – часть Библии. Сотворение Богом мира и человека. Адам и Ева. Грехопадение древних людей и их изгнание из рая. Первородный грех. Понятия греха. Дьявол (сатана). Свобода выбора человека.

Ветхий Завет, Библия, древо познания добра и зла, запретный плод, первородный грех, свобода выбора, ковчег, Десять заповедей, Мессия.

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с возникновением первых людей, Всемирным потопом, Вавилонской башней, дарованием Моисею Десяти заповедей на гое Синай.

Иметь представления о христианских воззрениях на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать смысл грехопадения первых людей. Объяснять, в чём заключается свобода выбора человека.

Развитие этических чувств -  стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Формирование целостного, социально-

ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Древнейшие верования. Священные книги религий мира. Человек в религиозных традициях мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Всемирный потоп, Вавилонская башня. Пророк Моисей и Десять заповедей.

6,7

Возникновение христианства

2

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний.

Новый Завет – часть Библии. Евангелие – благая весть. Рождение Иисуса Христа. Проповедь Иисуса, Любовь к Богу и ближнему- основа христианского учения. Апостолы – ученики Иисуса Христа. Предательство Иисуса Иудой. Тайная вечеря. Арест и распятие Иисуса Христа. Сошествие в ад и воскресение Иисуса. Второе пришествие Христа.

Новый Завет, Евангелие, апостол, таинство, искупительная жертва Христа, второе пришествие.

Знать основные события земной жизни Иисуса Христа. Понимать и принимать нравственную суть христианства, выраженную. В заповедях  Христа. Объяснять смысл искупительной жертвы Христа.

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Человек в религиозных традициях мира. Нравственные заповеди в религиях мира.

8,9

Христианская церковь

2

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний.

Гонения на первых христиан в Римской империи. Катакомбы – место, где укрывались первые христиане. Церковь. Появление священников. Распространение и утверждение христианства в Римской империи в качестве государственной религии. Складывание церковной организации: священник, епископ, митрополит, патриарх. Монастыри и монашество. Римские папы. Разделение единой христианской Церкви на Католическую и Православную.

Мученик, священник, церковь, патриарх – патриархат, епископ – епархия, митрополит – митрополия, монах – монастырь. римский папа

Знать основные события, связанные с жизнью и деятельностью первых христиан и распространением христианства.

Иметь представление об устройстве Церкви.

Характеризовать основные различия между православием и  католичеством.

Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов ( в первую очередь текстов)

Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Хранители предания в религиях мира. Религиозные ритуалы. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Вторая четверть 7 часов.

10,11

Христианство на Руси и в России

2

Урок первичного закрепления и изучения новых знаний

Русь и Византия. Владимир – креститель Руси. Посольства о вере. Крещение Руси. Его значение для русской культуры и истории. Возникновение Русской православной церкви. Появление иконописи. Роль Русской православной церкви в истории России. Сергий Радонежский и победа на Куликовом поле. Ликвидация патриаршества при Петре Великом. Гонения на церковь при советской власти . Церковь в современной России.

Крещение Руси, иконопись.

Знать основные этапы появления и развития христианство на Руси. Осознавать важную роль Русской православной церкви в становлении и развитии русской государственности.

Понимать важность христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков.

Основы гражданской идентичности. Своей этнической принадлежности в форме «осознания» я как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Религии России. Искусство в религиозной культуре. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

12,13

Христианские святые. Православный храм.

2

Урок первичного закрепления и изучения новых знаний

Почитание святых в христианстве. Мощи – нетленные останки святых. Первые русские святые Борис и Глеб. Серафим Саровский – один из самых почитаемых святых Русской православной церкви. Храм, его место в жизни христианина. Первые христианские храмы на Руси. Фреска и мозаика. Название храма. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Устройство храма. Икона Владимирской Божией Матери, правила поведения в храме.

Святой, мощи.

Знать основные факты, связанные с жизнью и деятельностью преподобного Серафима Саровского, благоверных Бориса и Глеба.

Иметь понятие о сути святости и святых, об основных элементах и устройстве православного храма. Осознавать важную роль храма в жизни христианина. Уметь правильно вести себя в православном храме.

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Священные сооружения .искусство в религиозной культуре . Религиозные ритуалы в искусстве.

14,15

Христианские праздники и таинства

2

Урок первичного закрепления и изучения новых знаний. Обобщающий.

Церковное богослужение, его распорядок и связь с событиями с земной жизнью Иисуса Христа. Церковные праздники, Рождество Христово и Рождественский пост. Крещение господне и Благовещение пресвятой Богородицы. Пасха – главный христианский праздник. Вербное воскресенье. Подвижные и неподвижные праздники. Христианские таинства.

Храм, собор, фреска, алтарь, иконостас, царские врата, амвон, крестный ход, крещение, покаяние, венчание, причастие.

Понимать суть церковного богослужения. Знать основные праздники и особенности церковного календаря,

Понимать смысл основных христианских таинств и осознавать их важность в жизни христиан.

Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)

Формирование целостного ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы, Обычаи и обряды. Календари религий мира. Семья, семейные ценности.

16

Католичество

Тема 8.

1

Урок первичного закрепления и изучения новых знаний. Обобщающий.

Католичество – самое распространенное христианское учение на Земле. Рим – главный город для католиков всего мира. Ватикан. Римский папа -  глава Католической церкви. Кардиналы.  Понятие чистилища. Франциск Ассизский. Мать Тереза. Уния и униатская церковь.

Католики, чистилище, крестовые походы, уния, униатская церковь.

Иметь представление об устройстве Католической церкви и её распространении в мире, унии и униатской церкви.

Знать обрядовые и другие отличия католичества от православия.

Характеризовать суть понятия «чистилище».

Сравнение, сериация и классификация по заданным критериям.

Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре . Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Обычаи и обряды. Календари религий мира. Праздники в религиях мира.

17

Протестанты

Тема 9.

1

Урок первичного закрепления и изучения новых знаний. Обобщающий

Понятие протестантизма и реформации. Мартин Лютер.  Основные положения протестантского вероучения. Борьба между католиками и протестантами. Распространение протестантизма в Европе и Америке. Община протестантов. Пастор. Течения протестантизма

Протестанты, реформация, пастор, кальвинисты, пресвитер

Понимать причины  начала Реформации и осознавать суть недовольства протестантов Католической церковью. Характеризовать основные особенности протестантского вероучения.

Знать имена крупнейших протестантских лидеров.

Сравнение, сериация и классификация по заданным критериям.

Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

Третья четверть 10 часов.

18,19

Пророк Мухаммад и возникновение ислама

2

Урок первичного закрепления и изучения новых знаний

Детство и юность Мухаммада. Первое откровение Аллаха, ниспосланное Мухаммаду. Начало проповеди ислама. Хиджра – уход Мухаммада из Мекки в Медину. Распространение  ислама среди арабских племён. Возникновение мусульманского государства. Понятие шариата. Смерть Мухаммада.

Кааба, мусульмане, Коран, Хиджра, шариат.

Знать основные события жизни и деятельности пророка Мухаммада.

Осознать значение Хиджры и важную роль этого события в истории ислама. Понимать смысл понятия «шариат»

Ориентация в нравственном содержании и смысле  как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

Формирование российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества.

Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

20,21

Во что верят мусульмане

2

Урок первичного закрепления и изучения новых знаний

Аллах – творец и повелитель мира. Ангелы и демоны. Пророки  - посланники Аллаха. Коран – священная книга мусульман. Сунна – книга преданий и деяниях пророка Мухаммада. Судный день. Намаз, закят, хадж.

Божественное откровение, Сунна, намаз, закят, хадж, Рамадан.

Знать содержание основных ном шариата.

Иметь представления о воззрениях мусульман на суть борьбы добра и зла в мире.

Понимать значение свободы выбора в исламе, которая даётся Аллахом человеку. Понимать значение Корана и Сунны в жизни мусульман

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального  сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,понимание и сопереживание чувствам других людей.

Человек в религиозных традиция мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Долг, свобода, ответственность.

22,23

Мусульманские обряды и обычаи

2

Урок первичного закрепления и изучения новых знаний. Обобщающий

Мусульманский календарь и мусульманское летоисчисление. Месяц Рамадан в жизни мусульман. Мусульманские праздники: рождение пророка Мухаммада, Ночь могущества, Ночь прощения, праздник разговения, Праздник жертвоприношения (Курбан-байрам). Пятница – самый почитаемы день у мусульман. Устройство мечети: михраб и  минбар. Минарет.

Ночь прощения, Ночь могущества, Курбам-байрам, мечеть, михраб, минбар, минарет, муэдзин.

Характеризовать основные особенности мусульманского календаря. Знать основные мусульманские праздники. Иметь представление об устройстве мечети.

Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья. Семейные ценности.

24,25

Иудаизм – древняя религия евреев.

2

Вводный. Урок первичного изучения и закрепления новых знаний.

Иудаизм – вера одного народа (евреев). Легендарное происхождение еврейского народа. Завет,  заключенный Авраамом с Богом. Земля Ханаанская. Рождение Исаака. Иосиф и переселение еврейского народа в Египет. Порабощение евреев Египетскими фараонами. Пророк Моисей. Десять казней египетских и исход евреев из Египта. Дарование Богом Моисею десяти заповедей

Святая земля (Земля обетованная), казни египетские,  Песах, манна небесная, скрижали, Ковчег Завета.

Знать основные сюжеты  ветхозаветных преданий иудаизма. Осознавать значение десяти заповедей как нравственной основы иудейской религии. Характеризовать особенности положения еврейского народа в мире. Знать основную причину появления еврейского населения в России.

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального  к конвенциональному уровню.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и гражданской принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества.

Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Священные сооружения. Религиозные ритуалы

26,27

Во что верят иудеи

2

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Иегова (Яхве) – единый Бог для иудеев. Десять заповедей в жизни иудея. Заповеди Ноя. Галаха – свод иудейских религиозных норм и заповедей. Вера иудеев в избранничество еврейского народа. Вера в мессию. Священные книги иудеев: Танах и талмуд.

Галаха, богоизбранность, Танах, Талмуд.

Иметь понятие об основных взглядах иудеев на мир.

Понимать суть и нравственное значение основных норм иудейского вероучения.

Объяснять смысл представлений о богоизбранности еврейского народа.

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Четвёртая четверть 9 часов.

28,29

Обычаи и обряды иудеев.

2

Урок первичного изучения и закрепления знаний. Обобщающий.

Иудейский календарь. Почитание субботы иудеями. Иудейские праздники: Рош-ашана, Песах, Щавуот. Иудейская община. Раввин – наиболее авторитетный иудей, хорошо знающий тексты священных книг. Синагога – место собрания членов иудейской общины.

Шабат,

Рош – ашана, шофар, Йом – Кипур, Шавуот, раввин, синагога.

Знать основные иудейские праздники. Характеризовать особенности иудейского календаря.

Иметь представление об иудейской общине и роли в ней раввина. О синагоге.

Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов ( в первую очередь текстов)

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Хранители предания в религиях мира. Священные сооружения. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности.

30,31

Кто такой Будда.

2

Вводный. Урок первичного изучения и закрепления знаний.

Древняя Индия – родина буддизма. Сиддхартха Гаутама – основатель буддизма. Четыре встречи царевича Сиддхартхи и его уход из дома. Странствия Сиддхартхи. Понятие медитации. Просветление Сиддхартхи. Нирвана. Будда. Распространение буддизма

Нирвана

Знать основные этапы деятельности Будды.

Иметь представление о медитации.

Понимать значение просветления Будды в истории буддизма.

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества.

Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

32,33

Во что верят буддисты

2

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Четыре благородные истины буддизма. Понятия сансары и кармы. Счастливые и несчастливые перерождения. Правильная речь, правильное поведение и правильное сосредоточение в буддизме. Йога. Три драгоценности буддизма: Будда, Дхарма, сангха. Сутры – записи бесед и проповедей Будды.

Четыре благородные истины, карма, сансара, счастливые и несчастливые перерождения, три драгоценности буддизма.

Объяснять суть четырёх благородных истин буддизма.

Характеризовать счастливые и несчастливые перерождения.

Понимать суть и нравственное значение основных норм буддийского вероучения.

Иметь  представление о способах достижения нирваны, трёх драгоценностях буддизма.

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

34

Направления и обряды буддизма

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний. Обобщающий.

Основные направления буддизма – махаяна, хинаяна и ваджраяна. Бодхисатва и шесть  качеств в махаяне. Тантры – священные тексты ваджраяны. Мантры – магические заклинания ваджраяны. Монастыри и монашество в буддизме. Буддийский календарь. Буддийские праздники: Новый год, Рождение Будды,Уход Будды на небеса и др.

Махаяна, бодхисатва, хинаяна, ваджраяна, ступа, лама.

Знать основные праздники и обряды буддизма.

Характеризовать основные направления буддизма и их особенности.

Понимать роль бодхисатв и обладание буддистами шестью качествами в махаяне.

Иметь представление о роли монашества и монастырей в буддизме.

Смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

35

Повторительно-обобщающий урок по курсу.

1

9. Критерии оценки достижений планируемых результатов.

Оценка усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ включает предметные,

метапредметные результаты и результаты развития личностных качеств.

Критерии результатов усвоения курса                                Инструментарий

 1)Предметные результаты:

- знание и принятие ценностей;                                - тесты,

- понимание светской и религиозной                       - составление словарей терминов

морали для выстраивания конструктивных                           и понятий,

отношений;

- осознание и принятие нравственной                     - контрольно-измерительные материалы,            

нравственности и духовности в жизни.                  -  защита проектов.

2)Метапредметные результаты - творческие работы,     - участие в конференциях,

                                                                                                     - ролевые игры,

                                                                                                     - тесты,

                                                                                                     - тренинги.

3)Личностные качества - карта наблюдений,   - диагностика качеств личности,

                                                                                 - портфолио.

Содержательный контроль и оценка знаний четвероклассников предусматривает

выявление индивидуальной динамики качества усвоения курса ОРКСЭ учеником и не

допускает сравнения его с другими детьми.

Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

стартовые и итоговые проверочные работы;

тестовые диагностические работы;

текущие проверочные работы;

«портфолио» ученика.

Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить уровень

знаний,  необходимый для обучения.

Итоговая проверочная работа (проводится в мае) включает защиту проекта по основным

темам учебного периода.

Система оценивания курса содержит диагностику теоретических знаний и диагностику

личностных изменений учащихся.

Для диагностики теоретических знаний разрабатываются

поурочные тесты на бумажных носителях и анкеты, результат в которых оценивается

словами «спасибо», «молодец», «поздравляю»;

тестовые задания предлагаются всех видов тестов:

- верно/неверно;

- соотнеси;

- краткий ответ.

Для диагностики личностных изменений учащихся реализуется мониторинг духовно-

нравственного развития и воспитания младших школьников, ведётся Портфолио ученика.

Портфолио ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые

могут входить творческие работы, отражающие его интерес по той или иной теме, лучшие

работы, отражающие динамику ученика, самостоятельно найденные информационно-

справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, проектные

работы и пр.

Динамика результативности усвоения курса учащимися фиксируется учителем.

Ведение документации

По комплексному курсу составляется календарно-тематическое планирование на год,

которое является основой планирования педагогической деятельности учителя.

Классный журнал является главным документом учителя и заполняется соответственно

программе. Отметки не выставляются.

Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических

картах 

(Лист достижений ученика / Мониторинг уровня нравственной воспитанности /

Портфолио), составленных согласно программам по каждому предмету.

Качество усвоения знаний и умений оценивается следующими видами оценочных

суждений:

«+» - понимает, применяет (сформированы умения и навыки);

отсутствие «+» - не различает, не запоминает, не воспроизводит.

По итогам года на основе полученных материалов от учителей администрация проводит

педагогический анализ работы по курсу ОРКСЭ, определяя «проблемные» места, достижения и трудности как учащихся, так и учителя, на основе которых определяются стратегические  задачи на следующий год обучения.