Конкурс "Учитель года -2015"

Мазаева Мина Джамаледдиновна

Методический семинар "Применение артпедагогики на уроках истории"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Методический семинар

«Применение артпедагогики на уроках истории»

«История – наука, изучающая факты и закономерности развития общества и природы. Самая, пожалуй, необъективная из всех известных человечеству наук…  Каждый из историков видит и описывает события по-своему, в зависимости от личных интересов и пристрастий». В ряду прочих школьных дисциплин история и обществоведение в силу своего содержания и степени «гуманитарности» не могут не претендовать на некий особый статус.

Если объектом социальных наук является общество и его развитие (именно развитие, а не просто условное обозначение движения объекта во времени), то оно предполагает становление полноценных членов общества, формирование гражданских качеств личности. История и обществоведение – науки. Предназначение наук – служение людям. Может ли в этом смысле быть исключением школа, в которой происходит становление будущих полноправных членов общества? Школа определяет состояние общества, пожалуй, в гораздо большей степени, нежели принято думать. Приобщая учеников к знаниям того или иного предмета, педагог сознательно, а чаще всего неосознанно стремится придать процессу обучения воспитывающую функцию.

Вот так и я искала свои методы, которые помогут мне лучше узнать детей, а детям историю. Я решила, что артпедагогика это один из лучших методов работы с детьми  на уроке. Термин артпедагогика появился сравнительно недавно – в середине прошлого века. Это метод способствуя достижению целей и решению задач современного образования, имеет свои специфические цели и задачи. Определяя их, следует отметить, что корень арт - говорит не только об использовании средств искусства (как творческого отражения действительности, воспроизведение ее в художественных образах) для решения педагогических задач.  Art переводится еще и как мастерство. Педагогика является не только наукой, но и искусством, то есть, мастерством. Мастерством образовывать не насильственным вдалбливанием программного материала, но искусством обучать самостоятельной исследовательско-поисковой работе, мотивировать к познанию и обучению, воспитывать личностные качества, способствующие успешной социализации и самореализации. Процесс обучения становится более качественным и эффективным, когда человек, чувствует внутреннюю потребность в освоении знаний, умений, навыков, приобретении мастерства, профессионализма в тех областях, к которым у него есть склонность, "сродство", как писал Г.Сковорода, который сам был талантливым педагогом. Из этого следует, что для успешного обучения с последующей успешной реализацией в социуме важно помочь ученику понять и познать себя, чтобы самоопределиться относительно направления своей деятельности. Кроме того, для успешного обучения важно держать цель на результат – самореализацию. 

Исходя из этого, цели артпедагогики можно определить как поиск, разработка и внедрение средств, методов и технологий, способствующих более качественному и эффективному обучению и воспитанию. 

На своих уроках я применяю данный метод. На одном из примеров хочу продемонстрировать это.

Анализ урока  истории в 6 классе по теме «Русские князья времен язычества»

Тема: Русские князья времён язычества

Цели урока.

Образовательные: продолжить работу по формированию у учащихся понятия “государство”; продолжить рассказ о начале складывания древнерусского государства; дать представление об организации власти князя над покоренными племенами; рассказать о походах первых русских князей и их роли в сложении государства; проследить общее направления внутренней и внешней политики первых русских князей;

Развивающие:  развивать когнитивную коммуникативность, продолжить формирование  у учащихся основных умений: самостоятельной работы с текстом, продолжение формирований хронологических  умений, навыков в составлении таблиц, определение причинно-следственных связей,  формулирования выводов;

Воспитательные: воспитание чувства патриотизма, уважения к великому прошлому нашей страны.

Методическая цель: показать применение активных методов обучения.

Тип: комбинированный

Вид урока:  урок - ролевая игра.

Основные понятия: государство, варяги, полюдье, уроки, погосты.

Оборудование:  мультимедийный проектор, стенд с заданиями для игры, карточки с терминами;

Деятельность учителя

Цели урока

Комментарии

«Предисловие» (Сообщение темы и цели)                                                                            -сегодня на уроке, мы с вами  поиграем в игру «Умники и умницы», чтобы повторить домашнее задание. Перейдем к изучению нового материала, познакомимся с новыми терминами,  продолжим знакомства с русскими князьями.                               «Преддействие» (Проверка домашнего задания)                                                         1.Игра «Умники и умницы» (составить 8 вопросов) (учащиеся так же могут задавать вопросы детям)                                                                                                                            3 вопроса для выявления игроков (каждый игрок выбирает себе дорожку)                   1.Когда возникло Древнерусское государство?                                                                      2.Что вы знаете об основателе города Киева?                                                                  3.Какие предположения существуют о происхождении слова «Русь»?                 Учащиеся могут задавать детям вопросы, заранее подготовленные дома.               1.игрок  а) Когда и кто стал первым русским князем, и почему                                   2.игрок  а) Кто такие варяги, викинги и норманны?                                                             б) Назовите два центра, откуда  началось  Древнерусское  государство?                     3.игрок  а) Что такое летопись? б) Что такое посад? г) Как одевались в походы варяги?                                                                                                                              2.Работа с документом (стр.38-39, дети отвечают на вопрос к документу, опросить несколько ребят)                                                                                                                   Выставление оценок за ответы заданные вопросы.                                            Физическая минутка.                                                                                                                        - Дети  сядьте ровно.  Левую руку выставляют перед собой, показывая  вверх большой палец, закрыв правый  глаз, левым смотрят на кончик пальца и считают до 5, затем закрывают левый глаз, и правым глазом смотрят на кончик пальца, считая до 5. Меняя руки, выполняют аналогичное упражнение.

«Завязка» (Переход к изучению нового материала)                                                      Учитель:                                                                                                                                 Начинаю песнь иную,                                                                                                              Для застолья, игровую,                                                                                                                Зажигайте две свечи,                                                                                                                 Тронь гусляр струну тугую!                                                                                                           Чашу меда - вкруговую!                                                                                                              Встаньте Рюриковичи!                                                                                                                  - О ком пойдет речь на уроке?                                                                                                        Дети: о Рюриковичах, потомках Рюрика. О людях, которые продолжили его деятельность.                                                                                                                             «Развитие действий, кульминация» (Изучение нового материала)                                        - Сегодня на уроке, мы с вами будем говорить о людях, которые управляли нашим государством. Наша задача узнать годы их правления и их деятельность, для этого нам понадобится  такая таблица                                                                                                 (дети чертят в тетради таблицу)                                                                                           - В ходе сегодняшнего урока,  прослушивая информацию либо добывая ее самостоятельно, вы должны заполнить  таблицу (см в конце конспекта), в конце урока мы посмотрим, что у вас получилось.                                                                                         - После смерти (879)  Рюрика, в связи малолетством его сына Игоря, князем становится его родственник Олег.                                                                                                                   1. Театрализованное  выступление  ученика в образе  Олега.                                    Учитель:  - Как ныне сбирается вещий Олег,                                                                         Отмстить не разумным хазарам,                                                                                                   Их селы и нивы за буйный набег.                                                                                                    Обрек он мечам и пожарам;                                                                                                         - О ком мы сейчас будем говорить? (Ответы детей)                                                           Ученик: Я - Олег – (879- 912) – Согласно разным версиям, был не то знатным военачальником в войске Рюрика, не то его близким родственником, специально призванным править за малолетством Игоря. Я перенес центр княжества в Киев, совершил в 907 г. поход на Византию закончившийся подписанием выгодного торгового договора. В 911 году вновь отправил своих дружинников в Константинополь. Новый договор предусматривал еще больше торговых преимуществ для Руси. Русские летописцы называли меня  Вещим, то есть прорицателем, мудрецом. В 912г   умер,  летопись называет причиной смерти укус змеи, которая выползла из черепа коня - лучшего друга Олега.                                                                                                          Учитель: обратите внимание на иллюстрацию к картине А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге», подробнее эту поэму вы будете изучать на уроке литературы, там знания истории вам пригодятся. На уроках ИЗО вы уже знакомились с этой картиной.        Комментированное чтение  - Откройте страницу учебника  46-47, нам необходимо ответить на вопрос «На каких условиях был заключен мир между Русью и Византией?» ( чтение документа  из  «Повести временных лет»)  (ответы детей)                               Учитель: какие качества личности и характера вы можете подчеркнуть у Олега?         Дети отвечают на вопрос и делают микровывод: Олег был целеустремленный,  отважный, справедливый, ответственный. При его правлении расширилась территория Руси.                                                                                                                                                 2. Рассказ баяна  о княжение Игоря (слайд 7-8)                                                                         Баян:  Князь Игорь и Ольга на холме сидят,
Дружина пирует у брега.
Бойцы вспоминают минувшие дни,
И битвы, где вместе рубились они.
                                                                                    Игорь – (912-945).  Князь Игорь, как Олег много воевал, но не слишком удачно. В это время в южных степях появились пришедшие из Центральной Азии печенеги. Они  занимались скотоводством, вели кочевой образ жизни, часто нападали на соседние страны. Игорь воевал с ними. В 941г отправился на Византию, но греки дали отпор с помощью «греческого огня». Через несколько лет Игорь вновь отправился на Византию , на этот раз византийцы предложили ему мир. Игорь взял с них большую дань. Ежегодно по осени киевский князь объезжали подвластные им племена и собирали дань. Это называлось – полюдье.                                                                              - Как вы думаете почему –полюдье?(ответы детей)                                                         

Баян: рассмотрите  иллюстрацию  на слайде, что на тот момент являлось данью?      Дети: меховые шкуры животных, рыба, мед.                                                                Полюдье - форма сбора дани. Название “полюдье” происходит от слов “ходить по людям”. Полюдье продолжалось шесть месяцев, начиналось в ноябре, продолжалось всю зиму и заканчивалось ранней весной (в апреле). Дань состояла из меда, воска, льна. Потом основной мерой дани являлись меха куницы, горностая, белки.  Путь шел через земли древлян, их главный город Искоростень; затем князь с дружиной направлялся на Север к городу Любечу на Днепре. Оттуда попадал в земли дреговичей, здесь же неподалеку жили и радимичи. В 945г Игорь, с дружиной  собрав дань, возвращались домой,  но вдруг князь решил, что добыча его мала. Он решил, людей с данью отправить домой, а сам с несколькими дружинниками вернулся к древлянам снова потребовать дань.  Древляне со своим князем Малом стали решать, что делать. Они решили  что «Если волк повадиться к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его». Игоря и его дружинников  взяли в плен и жестоко казнили.                                                   Учитель:  каким вы увидели князя Игоря?                                                                         Дети отвечают на вопрос и делают микро вывод: воинственный, военное дело давалось ему меньше чем его предводителю, в годы его правления единство государства оказалось под угрозой.

3.Театрализации выступление ученицы. Княгиня Ольга.                                          ученица:  Я - Ольга – (?-972) – княгиня, жена Игоря, первая известная в истории женщина-правительница на Руси (945-964). Согласно летописи, родом из Полоцка, где в то время проживало довольно много варягов. Мое имя также указывает на скандинавское происхождение. К власти пришла после убийства Игоря, правила за малолетнего Святослава. Согласно летописи,  страшно отомстила за смерть мужа. Правила на Руси не только в малолетство сына, но и позднее, во временя длительных и многочисленных походов Святослава. После смерти мужа, упорядочила размеры и сроки сбора дани. Кроме того, чтобы князья не забирались глубоко и не подвергались опасности при сборе полюдья, все подвластные земли были поделены на административные единицы – погосты. Я лично ездила в Византию, где приняла христианство около 957 г.                                                                                                      Учитель: К середине  IX в. почти все крупные государства Западной Европы,  а также часть народов Балканского полуострова и  Кавказа приняли христианство — одни по римскому, другие — по византийскому образцу. Христианство приобщало государства и народы к новой цивилизации, обогащало их духовную культуру, поднимало на более высокий уровень престиж крестившихся государственных деятелей.                           

Учитель: какое впечатление у вас сложилось об Ольге?                                                     Дети делают микро вывод: Ольга-первая женщина правительницы, умная, красивая,  справедливая, но жестокая,                                                                                                  «Развитие действий» (Самостоятельная работа учащихся)                                              Походы Святослава                                                                                                                Учитель: Ему свод неба был  шатром,                                                                                         И в летний зной, и в зимний холод,                                                                                            Земля под войлоком - одром,                                                                                                        А пищею - конина в голод…   К.Ф. Рылеев. Думы Святослава                                       Задание: прочитайте п. 4, параграфа 6 выясните, чем занимался Святослав в годы правления. Прочитав  информацию, скажите, почему К.Ф.Рылеев отзывался так о князе Святославе?

(примерный конспект учащихся)

Святослав Игоревич (964 – 972) – сын Ольги и Игоря. Князь-воин, совершил целый ряд победоносных походов (на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы):                       отважный, доблестный, делил все трудности со своими воинами, довольствовался полусырым мясом, всегда говорил «Иду на вы!». 964-966- разгромил Хазарский каганат, 967г - обрушился на южные болгарские земли, Святослав хотел лично править на Дунае, поэтому мир с Византией его не устраивал. В 971г на Дунае состоялось сражение с византийцами, в результате которого был заключен мир. Весной 972г возвращаясь, домой в Киев, печенеги окружили князя с дружиной. Святослав князь-воин погиб. Современники с большим уважением относились к Святославу-воину, однако Святослав-князь не был популярен.                                                                                      Вывод: Святослав - простой человек, но великий как воин, грамотный полководец. При Святославе Русь стала сильным государством.                                                                «Развязка» (Подведение итогов) Обсуждение заполненной таблицы.                        Учитель: ребята, давайте проверим вместе, как вы заполнили таблицу.                 Заполнение таблицы “Первые русские князья”.

Князь (княгиня)

Годы правления

Деятельность

Олег

(879-912)

-подчинил себе  соседние племена;

-907г поход на Византию;

Игорь

(912-945)

-положил начало полюдью;                       -предпринял военные походы против печенегов;

Ольга

(?-964)

-установила уроки и погосты;

-приняла крещение;

Святослав

(964-972)

964-972 походы Святослава;

971- мирный договор с Византией;

Выставление оценок за урок.

Рефлексия «плюс» «минус».

Учитель: ребята, а сейчас мне хочется, чтоб вы  оценили детей, которые  сегодня выступали. Понравилось ли вам их выступление, чтобы посоветовали им, что на ваш взгляд  у них получилось хорошо, а над чем им необходимо поработать.

Домашнее задание:

1. Параграф № 6, прочитать, ответить на вопросы.

-закрепления в памяти детей  изученного на прошлом уроке материала и проверка степени его усвоения;

 -учить четко, выражать свои мысли и передавать точную информацию;

проконтролировать умение детей искать необходимую информацию в тексте;

-подвести к пониманию темы урока;

-развивать мышление у учащихся;

-формировать знания хронологии, умения заполнять таблицу;

-развивать речь учащихся;

-воспитывать умение говорить на публику;

-продолжать учить детей работать с историческим источникам;

-воспитывать умения высказывать свою позицию  и видение;

-воспитывать учащихся толерантность, определять и объяснять (аргументировать) свое отношении к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

- развивать речь  и  обеспечить усвоения нового  термина.

-воспитывать учащихся толерантность, определять и объяснять (аргументиро-вать) свое отношении к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

-показать возникновение христианства на территории Кавказа;

-воспитывать учащихся толерантность, определять и объяснять (аргументировать) свое отношении к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

-развивать когнитивную коммуникативность;

проконтролировать умения учащихся воспринимать информацию на слух;

-отработать хронологичес-кую цепочку первых русских  князей;

Воспроизводящая беседа (проверка).

Вопросы должны быть краткими, четко сформулированными, содержательными.

Дети учатся работать с историческим источникам.

Получают оценки те, кто отвечал, а так же те, кто задавал вопросы.

Учащиеся указывают хронологические рамки,  и периоды ключевых процессов, а так же даты важнейших события  истории;

Каждый выступающий получает оценку за участие в уроке;

Рассказ учащийся рассказывает об исторических событиях, и их участниках;

 (Связь с  предметом литературой и ИЗО)

Работа с документом

Беседа (связь с обществознанием) Опираясь на знания учащихся из предмета обществознания подводить их к пониманию и усвоению новых знаний.

Учащиеся осмыслят социально-нравственный опыт предшествующих поколений;

Метод иллюстраций использовать на уроке необходимо, так как у учащихся развиты хорошо зрительные каналы.

Самостоятельная работа.

Важный и нужный этап в организации урока, учащиеся самостоятельно овладевают знаниями;

Эвристический метод дает шанс ребенку получить оценку.



Предварительный просмотр:

Эссе «Я – учитель»

                                                                  Если учитель соединяет в себе любовь

                                                          к делу и к ученикам, он – совершенный

             учитель.                                                                                

Л. Н.Толстой

      Стремительно меняется  время, меняется общество и отношения между людьми, меняется мир.  Но неизменной остается роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего  ребёнку войти в этот сложный  мир. «Самым важным явлением  в школе, самым поучительным предметом  самым живым примером для ученика - является сам учитель»,  -  утверждал немецкий педагог Фридрих Дистервег. Как же мне стать настоящим учителем? Как сделать так, чтобы  ребятам на моих уроках было интересно, чтобы моё стремление дать им частичку знаний отзывалось в их душах желанием эти знания получить, применить в жизни. А ещё, что немало важно, как сделать так, чтобы ребята росли добрыми, отзывчивыми и порядочными людьми?

         Желание быть учителем во мне заложили с самого детства мои родители. Мама учила меня помогать людям, заботиться об окружающих, отец учил уважать себя и других. Я росла окружённая пониманием, доверием, заботой. Пожалуй, это и сыграло решающую  роль в моем жизненном самоопределении.  А сколько опытных и замечательных педагогов обучали меня в школе! Каждый из них  заслуживает не только отдельного сочинения, но и похвальной оды. Оставалось выбрать предмет. Школьные предметы для меня все были интересны, а особенно привлекали и завораживали история и литература. За семь лет педагогической деятельности ни разу не пожалела, что я связала свою судьбу со школою, стала учителем.                                                                                   Педагог в переводе с древнегреческого означает «ведущий за руку». Это слово сохранило свое символичное значение. Современный педагог тоже ведёт ученика за руку, помогая ему преодолевать трудности в познании накопленного человечеством опыта.  Я считаю, что сегодня учитель должен быть очень креативным, добрым, отзывчивым, внимательным к детям и компетентным в своей профессии. Нужно быть очень хорошим психологом, так как дети сегодня требуют от нас, взрослых, особого внимания. Мне кажется, что профессия учителя предназначена исключительно для людей творческих. Не каждый сможет изо дня в день видеть и слышать радости и горести, принимать участие в жизни не одного ребенка, а десятков детей. Чуткость, терпение, преданность профессии, воля и сила характера помогают учителю в его трудной миссии. Мне нравится быть учителем. Для меня, как для многих учеников, школа – это  второй дом, место,  где человек проживает десяток лет своего личностного становления. Как же оценить то, что познано, сделано, вложено в своих учеников? Количеством призов и грамот? Выигранными конкурсами? Наверное, и ими тоже, но главные критерии для оценок в другом. В том, что позволило кому-то из подопечных стать увереннее в себе, здоровее и крепче физически, красивее внешне и  внутренне; что позволило увидеть в жизни не только свое призвание, но и потребность в более широком наборе необходимых знаний и умений.

          Кто-то из моих учеников  пойдет дальше других, кто-то в профессиональном мастерстве превзойдёт  меня, окажется ближе к совершенству. В таком случае моя работа будет  выполнена достойно.
Справедливо сказано, что «писатель живёт в своих книгах, художник – в картинах, а учитель – в мыслях и поступках своих учеников».
Учитель – связующая нить между прошлым и будущим. Всё, что им сделано, остаётся жить в нём самом и в других людях, передаётся из поколения в поколение как незримое духовное богатство, как самая главная ценность на земле.
          Многому можно научить ребёнка, но не привить ему чувства справедливости, милосердия, принципиальности, не сформировать любознательность, самостоятельность, организованность. Для меня очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. Тогда они не перестанут учиться всю жизнь, независимо от своей профессии, обгоняя меня и самих себя. Лев Николаевич Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью….».

          В  эссе я размышляю о том, что значит для меня школа, ученики; что получилось, что было трудным; нашла ли я своё призвание, не разочаровалась ли в своей профессии? Почему я выбрала профессию учителя? Ответ на этот вопрос я нахожу сразу: примером для меня стала учитель русского языка и литературы  Татусь Вера Ивановна.  Она  преподавала нам «уроки жизни». Мы с ней постигали этот мир заново. Я поняла, что могу сочинять стихи, выступать перед аудиторией,  высказать свое мнение, не оставаться безучастной к  общественной жизни. Вера Ивановна  помогла мне понять, что именно эта профессия является моим призванием.  

       Я убеждена, что современный учитель – человек, способный интересоваться всем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребёнку. Внешняя работа учителя кажется будничной: бесконечные тетради, журналы, уроки… А по сути своей она даёт отдачу, потому что мы растим людей и должны сделать их счастливыми, а значит и себя тоже.  Пекарь через несколько часов радуется испечённому хлебу, парикмахер уже через час видит результат своей работы. И только нам учителям надо трудиться, чтобы увидеть результат своего творения и чувствовать себя счастливым. Главная моя задача как учителя – воспитать в ученике человечность и доброту. Ещё я должна научить детей самостоятельно добывать знания, а для этого мне нужно постоянно совершенствоваться, только тогда я смогу быть интересной и полезной своим ученикам. Именно это является одной из причин моего личного участия в семинарах, конкурсах профессионального мастерства, курсах повышения квалификации. Учеба, учеба… бесконечно. Когда же наступает  педагогическая  зрелость, при достижении которой  учиться станет необязательно? Но тогда остановится развитие. Значит учёба всегда, в той или иной степени, просто необходима. Такое условие человеческой диалектики. А если к приобретенным опыту, умению и знаниям,  добавить изобретательность и сделать то, что еще никто не делал – это уже новаторство и шаг к лидерству!

      Общаясь с  коллегами, родителями, как часто в последние годы я слышу фразу: «Это ваши проблемы». Для многих это чуть ли не формула спокойствия: не моё и ладно. Исчезнувшее было слово «дефицит» снова возвращается к нам. Только речь идёт не о продуктах и вещах. Сегодня мы ощущаем дефицит внимания, доверия, любви, душевной теплоты к человеку, общения. Дети чувствуют это  сильнее и   начинают испытывать некоторую неуверенность, а некоторые в ситуациях,  и страх, требующих от них решения каких-либо учебных или жизненных, значимых для них проблем. И порой, пожалуй, учитель – единственный человек, кому есть дело до ребёнка. Поэтому я считаю, что   сегодня в период падения нравственных ценностей, распада семейного воспитания, с одной стороны, и возросшей потребностью общества в личности активной,  творчески мыслящей, обладающей высоким духовным потенциалом,   с другой стороны,   возрастает значимость педагогической поддержки ребенка.   И уже   мало быть хорошим «предметником», профессия учителя сегодня   всё больше предполагает работу тьютора, наставника, который всегда рядом, в соучастии, в поддержке. И именно поэтому сейчас моя позиция учителя  сводится к идее, которую можно выразить    словами:  «Создай себя сам, а я тебе помогу!»  Не навязывая себя, а раскрывая стремления и потребности ребенка, я показываю, что каждый сам творит себя, проявляет свою неординарность. Когда я вхожу в класс и начинаю  урок, пристально всматриваюсь   в глаза своих учеников. В одних вижу настороженность,   в других – интерес, в третьих – надежду, в чьих-то – пока равнодушие.   Какие они разные! У каждого свои интересы, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться, выработать свой индивидуальный образовательный маршрут. Убеждена, что если в   человеке при умелой и ненавязчивой   поддержке педагога прорастет личность, укрепится духовное начало,   то он дальше будет двигаться сам, и станет успешным человеком, успешным во всем. Не в этом ли счастье учительской профессии?!                                                                                                                        На уроках истории, представляя ушедшее время через череду человеческих судеб, фактов, событий, я даю возможность почувствовать учащимся гордость за неповторимость истории своего народа.                                                                                       Сегодня  с уверенностью могу сказать, что  благодарна своей судьбе, которая привела меня в школу. Я благодарна ей за те минуты, когда удалось пробудить лучшие чувства в детях, за те мгновения, когда победа ребенка стала моей победой, его радость - моей радостью, и за любовь детей, которая вернулась ко мне в их благодарных глазах. 

Для меня  быть учителем – это и значит жить!

Все видеть, все понять, все знать, все пережить,

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Все воспринять и снова воплотить.