Рекомендации логопеда

Вострикова Юлия Владимировна

Рекомендации логопеда

Скачать:


Предварительный просмотр:

Азбучные истины

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

  1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
  2. В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
  3. Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит
    развитие ребенка.
  4. Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
  5. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
  6. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
  7. Раз в месяц записывайте речь ребёнка на магнитофон. На первом году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем - беседы с ребёнком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи- от 1 до 5-10 минут, при этом не забывайте указывать возраст ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

МБОУ Увельская СОШ №1

                                                                                                   

                                                   

                 

Памятка для родителей:

«Календарь речевого развития дошкольника»

                           

п. Увельский 2012г.

Беседа

Взрослым очень интересно

То, что всем давно известно!

«Как зовут?», и «Кем ты будешь?»,

И «Кого ты больше любишь –

Маму, папу или братца?»

Всё не могут разобраться!

А вот завтра я поеду

На беседу

К логопеду!

Он мне скажет:

«Порычи!»

Он попросит:

«Помычи!

Пошипи

И пожужжи!

И язык мне покажи!»

Хорошо пойдёт беседа

У  логопеда!

Информацию подготовила:

учитель-логопед Вострикова Ю.В.

К двум годам ребенок:

  1. Обладает запасом в 200-300 слов
  2. Пользуется в речи двух-, трехсловными словосочетаниями
  3. Прислушивается к словам и понимает их значение
  4. Любит, когда ему читают, и рассматривает иллюстрации
  5. Называет предметы, изображенные на картинках
  6. Хорошо знает свое имя, произносит его
  7. Пользуется словами «да», «нет», «еще»
  8. Выражает просьбу словами, а не только жестами
  9. Использует существительные в разных падежах (то есть с разными окончаниями)
  10. Согласует предмет и действие («машина едет». «я хочу…»)

К трем годам малыш

  1. Часто задает вам вопросы
  2. Пользуется двух-, трехсловными предложениями
  3. Говоря, высказывает свои впечатления, мысли
  4. Договаривает звуки, слоги, слова при чтении
  5. Имеет словарный запас 1000-1500 слов
  1. Понимает значение простых предлогов и множественного числа
  2. Знает время суток
  3. Называет два цвета

       К четырем годам

  1. Владеет словарем примерно в 1500 слов
  2. Начинает употреблять сложные предложения
  3. Говорит предложениями из 4-5 слов
  4. Задает много вопросов, используется слова «кто?» и «почему?»
  5. Использует выражения типа: «Я думаю, что…» и «я надеюсь, что…»
  6. Выполняет просьбы и команды, даже, если нужный предмет не находится в поле зрения
  7. Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени
  8. Правильно произносит звуки

К пяти годам малыш

  1. Обладает словарным запасом около 3000 слов
  2. Знает свой адрес
  3. Пользуется предложениями из 5-6 слов
  4. Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными
  5. Умеет пересказывать
  6. Правильно произносит практически все звуки
  7. Определяет право-лево у себя, но не у других

  1. Знает простые антонимы (большой-маленький; твердый-мягкий)
  2. Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем
  3. Считает до десяти
  4. Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны

К шести годам ваш ребенок

  1. Обладает словарем около 4000 слов
  2. Практически все звуки своего родного языка произнести правильно
  3. Умеет рассказывать и пересказывать, причем пытается выразить свое отношение к рассказываемому
  4. Помнит и может описать прошедшие событие
  5. Пользуется сложными предложениями
  6. Употребляет все части речи
  7. Использует абстрактные и отвлеченные понятия
  8. Рисует, заштриховывает, обводит
  9. Хорошо ориентируется в пространстве и на листке бумаги
  10. Различает и дифференцирует звуки речи

«Звенит-«жужжит»»

Выбирается водящий. Он предлагает играющим задумать слова со звуками «З» и «Ж», затем следует просьба произнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть «З», ведущий констатирует: «Звенит». Если присутствует «Ж»: «Жужжит».

 «Цепочки слов»

Эта игра -  аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист – тарелка – арбуз. Вспомнили?

 «Отстукивание слогов»

Взрослый напоминает ребенку, что каждое слово можно «отстучать» или «отхлопать» по количеству слогов: МА – ШИ – НА, БА-РА-БАН, ДОМ. Затем водящий громко и отчетливо называет слово. Играющий в бубен или в ладоши отхлопывает это слово. Если ребенок затрудняется, нужно «отстучать» слово вместе с ним.

Желаем Вам успехов!

Памятку подготовила учитель-логопед:

Вострикова Ю.В.

К шести годам  ребенок:

  1. Обладает словарем около 4000 слов
  2. Практически все звуки своего родного языка произнести правильно
  3. Умеет рассказывать и пересказывать, причем пытается выразить свое отношение к рассказываемому
  4. Помнит и может описать прошедшие событие
  5. Пользуется сложными предложениями
  6. Употребляет все части речи
  7. Использует абстрактные и отвлеченные понятия
  8. Рисует, заштриховывает, обводит
  9. Хорошо ориентируется в пространстве и на листке бумаги
  10. Различает и дифференцирует звуки речи

МБОУ Увельская СОШ №1

                                                     

                 

Памятка для родителей:

«Развиваем речь ребенка: дома, на прогулке, на даче…»

                           

п. Увельский 2012г.

Игры и упражнения  для развития речи

«Угадай предмет по его признакам».

Белый, пушистый, скрипучий, липкий, искристый, холодный ... (снег).

Трескучий, сильный, слабый, январский ... (мороз).

Большая, серая, проворная, голодная ... (ворона).

Красивый, забавный, смешной, большой, снежный ...(снеговик).

Маленький, шустрый, пестрый, голодный, пугливый ...(воробей).

«Отгадай предмет по его действиям».

Кружится, падает, тает, вьется, сверкает, искрится ... (снежинка).

Трещит, ломается, тает, плывет, намерзает ... (лед).

Летает, прыгает, клюет, сидит, тенькает ... (синичка).

Охотится, плавает, ныряет, ловит (рыбу), ходит, отдыхает ... (медведь).

Играют, бегают, катаются, лепят, строят, бросают, чистят (снег) ... (дети).

Каркает, летает, клюет, прыгает, сидит, чистит (перья) ...(ворона).

 «Скажи ласково».

воробей — воробышек, сова — совушка, снег — снежок, зима — зимушка, ветер — ветерок.

 «Скажи, какие?».

Птица — птичья, ветер — ветреный, зима — зимний, снег — снежный, мороз —

морозный, мех — меховая,  шерсть — шерстяные.

«Один — много».

Одна птица — много птиц,

один воробей — много воробьев,

   одна снежинка — много снежинок;

    один снеговик — много снеговиков;  одна      метель — много метелей.

 «Чья, чей, чьи, чье?».

Подобрать как можно больше слов к слову.

Моя — синица, ворона, галка, сова, сорока.

Мой — снегирь, воробей, снеговик, медведь, тюлень, олень, морж.

Мои — птицы, снежки, снежинки, постройки, игры.

«Давай посчитаем».

Предлагается посчитать любые предметы от 1 до 10.

1 синица, 2 синицы, .., ... 5 синиц, ..,10 синиц.

1снегирь, 2 снегиря, ..., 5 снегирей, ..,10 снегирей.

 «Закончи предложение».

На улице потеплело, и ... (мы пошли гулять).

Наступила ночь и на небе ... (появилась луна).

       «Выдели звук»

Выделять первый твердый согласный звук в любых словах («кот», «дом» и т.д.).

 Выделять гласные звуки [а], [о], [у] и согласные звуки [м], [с], [х], [р], [ш] в словах; определять место звука в слове.

«Кто больше»

Рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук «Р» (звук «С» и другие). За каждое названное слово дается поощрительное очко. Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения.

«Придумай больше»

Взрослый, называя какой-нибудь звук, просит ребенка придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук. Играть можно, перекидывая мяч.

«Красный – белый»

Для игры нужно приготовить два кружка (например, красный и белый). Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть условленный звук («Л», «Ш»,  пример). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребенок поднимает красный кружок, если нет – белый. Не забудьте поменяться ролями во втором туре.

«Кто внимательнее»

Взрослый показывает картинки и называет их. Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З».

Азбучные истины

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

  1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
  2. В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
  3. Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит
    развитие ребенка.
  4. Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте.

  1. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
  2. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ.

К пяти годам малыш

  1. Обладает словарным запасом около 3000 слов
  2. Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными
  3. Умеет пересказывать
  4. Правильно произносит практически все звуки
  5. Определяет право-лево у себя, но не у других
  6. Знает простые антонимы (большой -маленький;  твердый - мягкий)
  7. Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем
  8. Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

Желаем Вам успехов!

Памятку подготовила учитель-логопед:

Вострикова Ю.В.

МБОУ Увельская СОШ №1

                                                     

                 

Памятка для родителей:

«Развиваем речь ребенка»

                           

п. Увельский 2012г.

Игры и упражнения  для развития речи

 «Расскажи» (по картинкам).

Что это? Почему? — Это весна, потому, что...

Кто это? Почему? — Это птица, потому, что у нее есть...

 «Какой? Какая? Какое?».

Снег, какой? — Холодный, рыхлый, скрипучий, сырой, белый, грязный, липкий.

Снеговик, какой? — Красивый, забавный, смешной, большой, снежный.

Воробей, какой? — Маленький, шустрый, пестрый, голодный, пугливый.

 «Что делает?».

Дети — играют, бегают, катаются, лепят, строят, бросают, чистят (снег).

Ворона — каркает, летает, клюет, прыгает, сидит, чистит (перья).

Продавец — продает, взвешивает, заворачивает, показывает.

Снег — кружится, метет, летит, сверкает, блестит, лежит, тает, липнет.

 «Скажи наоборот» (закончить предложение).

Летом дни жаркие, а зимой — ...

Летом день длинный, а зимой — ...

Весной лед на реке тонкий, а зимой — ...

Снег мягкий, а лед — ...

Одни сосульки длинные, а другие — ...

У синицы хвост короткий, а у сороки — ...

Голубь тяжелый, а воробей — ...

«Назови ласково».

Снег — снежок, снежочек.

Ком — комок, комочек.

Воробей — воробышек, воробьишка.

    Лед — ледок, ледочек.

«Разные магазины».

Магазин, в котором продают хлеб ... (хлебный).

Магазин, в котором продают молоко ... (молочный).

Магазин, в котором продают овощи ... (овощной).

Магазин, в котором продают мебель ... (мебельный).

Магазин, в котором продают продукты ... (продуктовый).

 «Один — много» .

Снеговик — снеговики, сосулька — сосульки, воробей — воробьи, санки — санки, дятел — дятлы, покупка — покупки,  продавец — продавцы, магазин — магазины.

 «Кто в чем?», «Кто на чем?», «Что у кого?»

Мальчик в шубе. Девочка в пальто.

Синица на дереве. Дятел в дупле.

Лопата у мальчика. Лыжи у девочки.

«Выдели звук»

Выделять первый гласный ударный звук в словах, например: Оля, осы, Аня, уши, окна...

Выполнять с ребенком артикуляционную гимнастику.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

 Арт. гимнастику проводят ежедневно в течение 3-5 минут, не больше трёх упражнений на одном занятии. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Внимание: арт. гимнастику проводят сидя перед зеркалом, спина прямая, тело не напряжено.

Комплекс упражнений

1. «Улыбка»: удерживание губ в улыбке, зубы не видны.

  1. 2. «Трубочка»: вытягивание губ вперёд трубочкой;

 3. Чередование положения губ (улыбка – трубочка);

 4. «Окошко»: спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки;

 5. «Лопатка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

 6. «Иголочка»: рот открыт, узкий напряженный язык выдвинут вперед.

7. «Качели»: рот открыт, напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

8. «Часики»: рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.

9. «Лошадка»: улыбнуться, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («Как лошадка цокает»), следить, чтобы двигался только язык, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь.

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

  1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
  2. В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
  3. Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит
    развитие ребенка.
  4. Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.

Если ребёнок торопится высказать свои мысли

  1. или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
  2. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ.

К четырем годам

  1. Владеет словарем примерно в 1500 слов
  2. Начинает употреблять сложные предложения
  3. Говорит предложениями из 4-5 слов
  4. Задает много вопросов, используется слова «кто?» и «почему?»
  5. Использует выражения типа: «Я думаю, что…» и «я надеюсь, что…»
  6. Выполняет просьбы и команды, даже, если нужный предмет не находится в поле зрения
  7. Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени

Правильно произносит звуки

Желаем Вам успехов!

Памятку подготовила учитель-логопед:

Вострикова Ю.В.

МБОУ Увельская СОШ №1

                                                     

                 

Памятка для родителей:

«Развиваем речь ребенка»

                           

п. Увельский 2012г.

Игры и упражнения

для развития речи

 «Посмотри и назови».

Что это? — Это снег, снеговик, горка, сосулька...

Кто это? — Это голубь, ворона, синица, дети...

 «Что делает?» (по картинкам).

Повар — варит, жарит, моет, чистит, режет.

Дети на зимней прогулке — лепят, катаются, играют.

Птицы — летают, прыгают, клюют.

 «Скажи, какие?» (по картинкам).

Снег, какой? — Белый?

Ворона, какая? — Черная.

 «Скажи наоборот».

Воробей маленький, а ворона — ... (большая).

Чай горячий, а сок — ... (холодный).

 «Скажи ласково».

Синица — синичка, хвост — хвостик, клюв — клювик, каша — кашка, салат — салатик, суп — супчик.

 «Один — много» (по картинкам).

Тут тарелка — тут тарелки.

Тут снеговик — тут снеговики.

Тут ворона — тут вороны.

Тут магазин — тут магазины. Тут повар — тут повара.

 «Кто где?» (по простым сюжетным картинкам).

   Где дети? — На горке.    

   Где ворона? — На заборе.

   Где птицы? — На кормушке.

Где посуда? — На столе.

Где кастрюля? — На плите.

 «Погреем ручки».

ребенку предлагается сделать глубокий вдох через нос (плечи не поднимать, щеки не надувать) и медленный плавный выдох через рот, «согревая» сложенные вместе ладони.

Говорить громче, тише, шепотом:

«Крикнем громко-громко, пусть боятся волки», «Будем тише говорить, чтоб медведя не будить», «Скажем, на ушко секрет для подружки».

Повторять за взрослыми рассказы из двух-трех предложений.

Пересказывать простые описательные тексты с опорой на картинку.

Заучивать и проговаривать потешки, стихи.

Выполнять с ребенком артикуляционную гимнастику.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

 Арт. гимнастику проводят ежедневно в течение 3-5 минут, не больше трёх упражнений на одном занятии. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Внимание: арт. гимнастику проводят сидя перед зеркалом, спина прямая, тело не напряжено.

Комплекс упражнений

1. «Улыбка»: удерживание губ в улыбке, зубы не видны.

  1. 2. «Трубочка»: вытягивание губ вперёд трубочкой;

 3. Чередование положения губ (улыбка – трубочка);

 4. «Окошко»: спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки;

 5. «Лопатка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

 6. «Иголочка»: рот открыт, узкий напряженный язык выдвинут вперед.

7. «Качели»: рот открыт, напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

8. «Часики»: рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.

9. «Лошадка»: улыбнуться, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («Как лошадка цокает»), следить, чтобы двигался только язык, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь.

.

9. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения. Желательно сообщать ребёнку о том, какие задания он будет выполнять завтра.

10. Все согласные буквы называйте, как звуки. Например, не

[пэ] или [эр], а [п] или [р].

11. Не спешите переходить к следующему заданию, если вы не уверены, что ребёнок усвоил материал предыдущего.

12. Необходимо поддерживать у ребёнка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

Желаем Вам успехов!

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Занимаясь с ребенком, помните…..»

        

                                  Уважаемые родители!

 Успешность логопедической работы в большой степени зависит от участия родителей в процессе преодоления речевого дефекта. Организуя, занятия с ребенком по заданию логопеда в домашних условиях помните:

1.  Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних заданиях.

2. Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер, не превращаться в дополнительные учебные часы.

3. Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

4. Время занятий (15 – 20 минут)  должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребёнка, помогает усвоению учебного материала.

5. Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребёнка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребёнку.

6. При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.

7. Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребёнком.

8. Необходимо приучать ребёнка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребёнок огорчён неудачей. Помощь ребёнку должна носить своевременный и разумный характер.



Предварительный просмотр:

 «Оцените состояние речи Вашего ребенка»

Многие родители задаются вопросом: «Как говорит мой ребенок?» Данные параметры подобраны в соответствии с возрастными особенностями ребенка и рекомендованы лишь для первичной оценки речевого развития. Цель ее – помочь родителям понять, надо ли обращаться на консультацию к логопеду или нет.

Возраст

Активная речь

Понимание речи









4-5 лет


  1. Обладает словарным запасом около 3000 слов
  2. Знает свой адрес
  3. Пользуется предложениями из 5-6 слов
  4. Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными
  5. Умеет пересказать
  6. Правильно произносит практически все звуки.
  7. Определяет право-лево у себя, но не у других.
  8. Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый - мягкий)
  9. Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем
  10. Считает до 10
  11. Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.


  1. Выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, рядом, к и т.п.
  2. Понимает условное предложение со словом если.
  3. Понимает грамматическую форму предложений типа: Картина была нарисована Машей.






6 лет


  1. Обладает словарем около 4000 слов
  2. Все звуки произносит правильно
  3. Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому.
  4. Пользуется сложными предложениями.
  5. Употребляет все части речи
  6. Использует абстрактные и отвлеченные понятия
  7. Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении.


  1. Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма.

II Всероссийский конкурс «Моя педагогическая инициатива»