ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Корчагина Татьяна Валентиновна

Уважаемые студенты! Выполните, пожалуйста, тест по теме: "Изменчивость". Необходимый теоретический материал находится в прикрепленном файле. Ответы вы можете отправить на электронную почту kt17@mail.ru в удобном для вас формате. С уважением, Татьяна Валентиновна.

ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА С ОСНОВАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ

Урок по теме: "Составление и анализ родословных"

ВИДЕОУРОК:

https://www.youtube.com/watch?v=o05Mp3u6FgA

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К  ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ

1. Химическая посуда

https://docs.google.com/document/d/1xrqc7HsUf212qE...

2. Предстерилизационная очистка

https://docs.google.com/document/d/1d-mgXUUp_NJ0q0...

3. Изучение строения микроскопа

https://docs.google.com/document/d/1qUDcFQrba4wRZ1...

4. Микроскопирование

https://docs.google.com/document/d/1YTDoHZ6mfzSkJ0...

5. Фильтрование

https://docs.google.com/document/d/1hujdJnnl3NsnDm...

6. Очистка реактивов

https://docs.google.com/document/d/14ErhZ4uxuqgwz1...

7. Взвешивание

https://docs.google.com/document/d/1I33saYAmE_M6zH...

8.Процентная концентрация

https://docs.google.com/document/d/1xvT_Joz0iLksiR...

9. Молярная концентрация

https://docs.google.com/document/d/1icclL2gOJuXo4b...

10. Плотность растворов

https://docs.google.com/document/d/1Ur6_QjOxhk-2K6...

11. Качественный анализ

https://docs.google.com/document/d/1nuRKX_mVo9nE-i...

12. Алкалиметрия

https://docs.google.com/document/d/1o_eEkzYM31I6B-...

13. Перманганатометрия

https://docs.google.com/document/d/1mJmiyfiGISy2yb...

14. ФЭК

https://docs.google.com/document/d/1qY9Xqe7QoJkLYK...

15. Метод стандартного ряда

https://docs.google.com/document/d/1_6_YrsD05D_NhM...

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА "БОТАНИКА"

1. Практическое занятие 1

https://docs.google.com/document/d/1YUjWC7jez6_Ab-...

2. Практическое занятие 2

https://docs.google.com/document/d/1pXY9TVdoR-E9W8...

3. Практическое занятие 3

https://docs.google.com/document/d/1tS3f92wQSF1MuU...

4. Практическое занятие 4

https://docs.google.com/document/d/1B5sWnzL58ulq3g...

5. Практическое занятие 5

https://docs.google.com/document/d/1SFDwFVjyhxBnGC...

6. Практическое занятие 6

https://docs.google.com/document/d/1E9Z3jgewxaWTBT...

7. Практическое занятие 7

https://docs.google.com/document/d/1SfN-V6BBR2H-4M...

8. Практическое занятие 8

https://docs.google.com/document/d/1cIzgVCyayHtwxN...

9. Практическое занятие 9

https://docs.google.com/document/d/1Ru2m6EW7V3F5nU...

10. Практическое занятие 10

https://docs.google.com/document/d/1yK-AFYNyZf6PHP...

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА "ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ"

Рабочая тетрадь

https://docs.google.com/document/d/1V9UQm8FovYWmW8...

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА "НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ"

1. Периодический закон

https://docs.google.com/document/d/1uAJt_uBJ4FrjMq...

2. Оксиды

https://docs.google.com/document/d/1Eib6pqsRKm4QcI...

3. Соли. Основания

https://docs.google.com/document/d/19tRPNoh7HhoE5x...

4. Комплексные соединения

https://docs.google.com/document/d/1rtA_5NEPwJcFLG...

5. Приготовление растворов

https://docs.google.com/document/d/1NACYd2MW6MGZ2o...

6. Массовая доля

https://docs.google.com/document/d/1QK8Zk1Esff3miU...

7.Реакции ионного обмена

https://docs.google.com/document/d/1cNl57ulaQmgxzU...

8. Гидролиз

https://docs.google.com/document/d/1oesXKuP-uUjBWj...

9. ОВР

https://docs.google.com/document/d/1WFmkAq1nh4R5wl...

10. Галогены

https://docs.google.com/document/d/14OxIwSl96EKuKm...

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ИЗМЕНЧИВОСТЬ

Изменчивость- это общее свойство организма приобретать новые признаки

ТИПЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ:

 

Модификационная изменчивость – это изменчивость, возникающая под воздействием факторов внешней среды без изменения структуры генотипа.

Пределы модификационной изменчивости называются нормой реакции, которая контролируется генотипом.

Свойства модификационной изменчивости:

- не передается по наследству

- носит массовый характер

- носит приспособительный характер

- изменения адекватны условиям среды

- изменения  поддаются статистической обработке (можно построить вариационный ряд и вариационную кривую)

https://cf.ppt-online.org/files1/slide/y/Yj3v6rhNz7tJoFcBqPxXd8KWsgGyVaRleuMOnDEb1/slide-16.jpg

ГЕНОТИПИЧЕСКАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ – наследственные изменения признака организма, определяемые генотипом и сохраняемые в ряду поколений.

Свойства генотипической изменчивости:

  • Передаются по наследству
  • Носят индивидуальный характер
  • Неадекватны условиям среды, т.е. могут быть полезными, вредными и нейтральными
  • Возникают скачкообразно, т.е. случайно, и могут привести к образованию новых особей, популяций, видов или гибели отдельных особей.

Комбинативная изменчивость- важнейший источник бесконечно большого наследственного разнообразия, которое наблюдается у живых организмов.

В основе комбинативной изменчивости лежит половое размножение живых организмов, вследствие которого происходит перекомбинация признаков родителей и  возникает огромное разнообразие генотипов.

Источники комбинативной изменчивости:

  • Независимое расхождение хромосом в мейозе при созревании половых клеток
  • Рекомбинация генов при кроссинговере в профазе первого деления мейоза
  • Случайное сочетание генов материнской и отцовской гамет при оплодотворении

Мутационная изменчивость - внезапные , стойкие, естественные или вызванные изменения генотипа и его частей.

Мутант - организм, наследственно измененный в результате мутации.

В 1901 году Хуго де Фриз ввел в науку  термин «мутация» и создал мутационную теорию. Т. Морган в 1910 году начал изучать мутации у дрозофил.

Факторы, вызывающие мутации , называются мутагенами.

Мутагены бывают:

1) Физические (температура, излучение)

2) Химические (сильные окислители и восстановители, лекарственные препараты, пищевые добавки)

3) Биологические (вирусы)

Свойства мутаций:

  1. Возникают внезапно, скачкообразно, без всяких переходов, не образуют непрерывных переходов (не группируются вокруг среднего значения признака)
  2. Передаются по наследству
  3. Ненаправлены, т.е. мутировать может любая часть генотипа, что приводит к изменению признаков в различных направлениях
  4. Редкие события
  5. Затрагивают в основном рецессивные гены
  6. Одни и те же мутации могут возникают повторно

КЛАССИФИКАЦИЯ:

  • Генные
  • Геномные
  • Хромосомные

ГЕННЫЕ МУТАЦИИ- это мутации, возникающие в пределах одного гена. Генные мутации связаны с изменением последовательности нуклеотидов в ДНК.

1) Вставка или выпадение нуклеотида

2) Замена одного нуклеотида на другой

ГЕНОМНЫЕ МУТАЦИИ – это мутации, обусловленные изменением числа хромосом.

Полиплоидия – кратное увеличение числа хромосом

Анеуплоидия – это некратное гаплоидному набору изменение числа хромосом.

ХРОМОСОМНЫЕ МУТАЦИИ – мутации, связанные с изменением структуры хромосом.

  1. Дупликации – удвоение участка хромосомы
  2. Делеции – потеря хромосомой своего участка
  3. Инверсии – отрыв участка хромосомы, поворот его на 180 градусов и прикрепление к месту отрыва.
  4. Транслокации – отрыв участка хромосомы и перенос его на негомологичную хромосому.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методы изучения генетики человека


1. Генеалогический метод.

Метод основан на прослеживании какого-либо признака в ряде поколений с указанием родственных связей (составление родословной).

Сбор сведений начинается от пробанда.

Пробанд - лицо, родословную которого необходимо составить. Братья и сестры пробанда называются сибсы.

Метод включает два этапа:

1.     Сбор сведений о семье.

2.     Генеалогический анализ.

Для построения родословной применяются специальные символы. Методы позволяют установить тип наследования признака: аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный, сцепленный с полом.

При аутосомно-доминантном наследовании ген проявляется в гетерозиготном состоянии у лиц обоих полов; сразу в первом поколении; большое количество больных, как по вертикали, так и по горизонтали. По такому типу наследуются веснушки, брахидактилия, катаракта, хрупкость костей, хондродистрофическая карликовость, полидактилия.

При аутосомно-рецессивном наследовании мутационный ген проявляется только в гомозиготном состоянии у лиц обоего пола. Как правило, у здоровых родителей (ген в гетерозиготном состоянии) рождаются больные дети. Признак проявляется не в каждом поколении. Так наследуются признаки: Леворукость, рыжие волосы, голубые глаза, миопатия, сахарный диабет, фенилкетонурия.

При Х-сцепленном доминантном наследовании болеют лица обоего пола, чаще встречается у женщин. Так наследуются признаки: пигментный дерматоз, кератоз (потеря волосяного покрова), пузырчатость стоп ног, коричневая эмаль зубов.

При Х-сцепленном рецессивном наследовании больны в основном лица мужского пола. В семье больна половина (50%) мальчиков 50% девочек гетерозиготны по мутантному гену. Так наследуется гемофилия А, мышечная дистрофия Дюшена, дальтонизм.

При У-сцепленном наследовании больны только мужчины. Такие признаки называются голандрические: синдактилия, гипертрихоз.

2. Цитогенетический метод.

Метод основан на микроскопическом исследовании хромосом, анализе кариотипа человека в норме и патологии. Изучение хромосомного набора проводят на метафазных пластинках лимфоцитов, фибробластов, культивируемых в искусственных условиях. Анализ хромосом проводят методом микроскопирования. Для идентификации хромосом проводят морфометрический анализ длины хромосомы и соотношение их плеч (центромерный индекс), затем проводят кариотипирование по Денверской классификации. Этот метод позволяет установить наследственные болезни человека, и структуры хромосом, транслокации, строить генетические карты.

В 1969 году Т. Касперсон разработал метод дифференцированного окрашивания хромосом, который позволил идентифицировать хромосомы по характеру распределения окрашиваемых сегментов. Разнородность ДНК в разных участках по длине хромосомы обуславливает разное окрашивание сегментов (гетеро - и эухроматиновые участки). Этот метод позволяет выявлять анеуплоидии, хромосомные перестройки, транслокации, полиплоидии (трисомии по 13-й, 18-й, 21-й - аутосомами; делеции). Делеции по 5-й хромосоме формируют синдром «кошачьего крика»; по 18-й - нарушение формирования скелета и умственную отсталость.

Если нарушение касаются половых хромосом, то применяется метод исследования полового хроматина. Половой хроматин (тельце Барра) - это спирализованная Х-хромосома, которая инактивируется у женского организма на 16-е сутки эмбрианального развития. Тельце Барра имеет дисковидную форму и обнаруживается в интерофазных клеточных ядрах млекопитающих и человека под ядерной мембраной. Половой хроматин может быть определен в любых тканях. Чаще всего исследуются эпителиальные клетки слизистой оболочки щеки (буккальный соскоб).

В кариотипе нормальной женщины имеются две Х-хромосомы, и одна из них образует тельце полового хроматина. Количество телец полового хроматина у человека и других млекопитающих на единицу меньше, чем число Х-хромосом особи. У женщины с кариотипом ХО - ядра клеток не содержат полового хроматина. При трисомии (ХХХ)- образуется 2 тельца, т.е. с помощью полового хроматина определить количество половых хромосом в мазках крови, в ядрах нейтрофилоцитов тельца полового хроматина имеют вид барабанных палочек, отходящих от ядра лейкоцитов.

В норме у женщин хроматин - положительные ядра составляют 20-40%, у мужчин - 1-3%. В буккальном эпителии можно определить и У-хроматин. Он представляет собой интенсивно светящийся большой хромоцентр, расположенный в любой точке ядра. В норме у лиц мужского пола 20-90% ядер содержат У-хроматин.

3. Популяционно-статистический метод.

Метод позволяет рассчитать частоту гетерозиготного носительства патологического гена в человеческих популяциях. Распределение генных и хромосомных аномалий. Метод использует демографические и статистические данные, математическая обработка которых основана на законе Харди-Вайнберга.

Исследование частоты распределения генов имеет важное значение для анализа распространения наследственных болезней человека. Известно, что подавляющее число рецессивных аллелей представлено в гетерозиготном состоянии. Закон Харди-Вайнберга позволяет выявить частоту носительства патологического гена. Например: частота встречаемого альбинизма (аq2) составляет 1:20000, т.е. q2aa = 1/20000,значит q = √ 1/20000 = 1/141

p + q = 1, значит p = 1- q = 1 1/141= 140/141; частота гетерозигот (носителей гена альбинизма) 2 pq Aa = 2 х140/141 х 1/141 = 1/70.

4. Близнецовый метод.

Метод основан на изучении признаков изменяющихся под влиянием условий жизни у моно - и дизиготных близнецов. При генетических исследованиях близнецов необходимо сравнительно изучать оба типа. Только так можно оценить влияние разных условий среды на одинаковые генотипы (у монозигот), а также проявление разных генотипов в одинаковых условиях среды (у дизигот).

Сходство признаков у близнецов называется конкордантность, различия признаков - дискордантность. Сравнение степени сходства у двух групп близнецов позволяет судить о роли наследственности и среды в патологические признаки. Метод основан на сравнительном изучении признаков близнецов. Он позволяет выявить перечень болезней с наследственной предрасположенностью, определить роль среды и наследственности в проявлении болезни. Для этого используют коэффициент наследственности (Н) и влияние среды (Е), которые вычисляют по формуле Хольцингера:

Н =(%MZ - %DZ/100 - %DZ) х 100

Е = 100 - Н.

MZ - конкордартность монозиготных близнецов, DZ - дизиготных.

Если значение Н = 1, признак в большей степени (100%) формируется под влиянием наследственных факторов; Н = 0 - на признак влияет действие среды (100%); Н = 0,5 - одинаковая степень влияние среды и наследственности.

Например: конкордантность монозиготных близнецов по заболеваемости шизофренией равна 70%, а дизиготных 13%. Тогда Н = 70-13 / 100-13 = 57/87= 0,65 (65%). Следовательно преобладание наследственности - 65%, а среды - 35%.

При помощи метода изучают:

1.     Роль наследственности и среды в формировании признаков организма;

2.     Конкретные факторы, усиливающие или ослабляющие влияние внешней среды;

3.     Корреляцию признаков и функций;

5. Биохимические методы.

Эти методы используются для диагностики болезней обмена веществ, причиной которых является изменение активности определенных ферментов (генные мутации). С помощью этих методов обнаружено около 500 молекулярных болезней.

При различных типах заболеваний удается определить либо сам аномальный белок- фермент, либо промежуточные продукты обмена.

Методы включают несколько этапов:

1)    Выявление на простых, доступных методиках (экспресс-методах), качественных реакциях продуктов обмена в моче, крови.

2)    Уточнение диагноза. Для этого используются точные хроматографические методы определения ферментов, аминокислот, углеводов и т.д.

3)    Применение микробиологических тестов, основанных на том, что некоторые штаммы бактерий могут расти на средах, содержащих только определенные аминокислоты, углеводы. Если в крови или моче есть требуемое для бактерии вещество, то на таком приготовленном субстрате наблюдается активное размножение бактерий, чего не бывает у здорового человека.

Биохимическими методами выявляются гемоглобинопатии, болезни нарушения обмена аминокислот (фенилкентонурия, алкаптонурия), углеводов (сахарный диабет, галактоземия), липидов (амавротическая идиотия), меди (болезнь Коновалова-Вильсона), железа (гемохроматозы) и др.

6. Метод дерматоглифики.

Дерматоглифика - раздел генетики, изучающий наследственные обусловленные рельефы кожи на пальцах, ладонях и подошв стоп. На этих частях тела имеются эпидермальные выступы - гребни, которые образуют сложные узоры. Рисунки кожных узоров строго индивидуальны и генетически обусловлены. Процесс образования капиллярного рельефа происходит в течение 3-6 месяцев внутриутробного развития. Механизм образования гребней связан с морфогенетическими взаимоотношениями между эпидермисом и нижележащими тканями.

Гены, обеспечивающие формирование узоров на подушечках пальцев, участвуют в регуляции насыщения жидкостью эпидермиса и дермы.

Ген А - обуславливает появление дуги на пальцевой подушечке, ген W - появление завитка, ген L - появление петли. Таким образом, выделяют три основных типа узоров на подушечках пальцев (рис. 5.5). Частота встречаемости узоров: дуги - у 6%, петли - около 60%, завитки - 34%. Количественным показателем дерматоглифики является гребневой счет (число папиллярных линий между дельтой и центром узора; дельта - пункты сближения папиллярных линий, образующих фигуру в виде греческой буквы дельта Δ).

В среднем на одном пальце бывает 15 - 20 гребней, на 10-ти пальцах у мужчин – 144,98; для женщин - 127,23 гребней.

Ладонный рельеф (пальмоскопия) более сложный. В нем выявляют ряд полей подушечек и ладонных линий. У оснований II, III, IY, Y пальцев находятся пальцевые трирадиусы (а, в, с, д), у основания ладони - ладонный (t). Ладонный угол - a t d в норме не превышает 570 (рис.5.6).

Кожные узоры наследственно обусловлены. Гребневой рельеф кожи наследуется полигенно.

На формирование дерматоглифических узоров могут оказывать некоторые повреждающие факторы на ранних стадиях эмбриогенеза (например, внутриутробное действие вируса краснухи дает отклонение в узорах сходные с болезнью Дауна).

Метод дерматоглифики используется в клинической генетике в качестве дополнительного подтверждения диагноза хромосомных синдромов с изменением кариотипа.

7. Иммунологические методы.

Методы основаны на изучении антигенного состава клеток и жидкостей организма - крови, слюны, желудочного сока. Чаще всего используют антигены эритроцитов, лейкоцитов, а также белков крови. Различные виды антигенов эритроцитов образуют системы групп крови - АВ0, Rh - фактор. Знание особенностей иммуногенетики крови необходимо при переливании крови.

8. Онтогенетический метод.

Онтогенетический метод позволяет изучать закономерности проявления признаков в процессе развития. Целью метода является ранняя диагностика и профилактика наследственных заболеваний. Метод основан на биохимических, цитогенетических и иммунологических методах. На ранних стадиях постнатального онтогенеза проявляются такие заболевания как фенилкетонурия, галактоземия, Витамин -Д- резистентный рахит, своевременная диагностика которых способствует профилактическим мероприятиям, снижающих патологию заболеваний. Такие заболевания как сахарный диабет, подагра, алкаптонурия проявляются на более поздних стадиях онтогенеза. Особое значение метод имеет при изучении активности генов, находящихся в гетерозиготном состоянии, что позволяет выявлять рецессивные сцепленные с Х-хромосомой заболевания. Гетерозиготное носительство выявляется с помощью изучения симптомов заболевания (при анофтальмии - уменьшение глазных яблок); с помощью нагрузочных тестов (повышенное содержание фенилаланина в крови у больных фенилкетонурией); с помощью микроскопического исследования клеток крови тканей (скопление гликогена при гликогенозах); с помощью прямого определения активности генов.

9. Метод генетики соматических клеток.

Основан на изучении наследственного материала в клонах клеток из тканей, выращенных вне организма на питательных средах. В этом случае можно получить гены в чистом виде, получить клетки-гибриды. Это позволяет провести анализ сцепления генов и их локализацию, механизмы взаимодействия генов, регуляции активности генов, генные мутации.

Использование методов антропогенетики позволяет своевременно установить диагноз наследственного заболевания.



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ: «СОСТАВЛЕНИЕ И АНАЛИЗ РОДОСЛОВНЫХ»

ГРУППЫ: 11ЛД, 12 ЛД, 13 ЛД, 11СД, 12 СД, 13 СД, 14 СД, 11 АД, 11 ФАРМ,

21 СВ, 22 СВ

При выполнении заданий необходимо изучить теоретический материал, размещенный на сайте Дневник.ру, на станице преподавателя в разделе Задания для самостоятельной работы.

ЗАДАЧА 1

Определить тип наследования признака. Установить возможные генотипы всех членов родословной.

http://netlik.hop.ru/images/r9.gif

ЗАДАЧА 2

Определить тип наследования признака. Установить возможные генотипы всех членов родословной.

http://netlik.hop.ru/images/r10.gif

ЗАДАЧА 3

Определить тип наследования признака. Установить возможные генотипы всех членов родословной

http://netlik.hop.ru/images/r11.gif

ЗАДАЧА 4

Определить тип наследования признака. Установить возможные генотипы всех членов родословной

http://netlik.hop.ru/images/r7.gif

ЗАДАЧА 5

Определить тип наследования признака. Установить возможные генотипы всех членов родословной

Родословная-1

ЗАДАЧА 6

Определить тип наследования признака. Установить возможные генотипы всех членов родословной

Родословная-7

ЗАДАЧА 7

Определить тип наследования признака. Установить возможные генотипы всех членов родословной

Родословная-8

ЗАДАЧА 8

Определить тип наследования признака. Установить возможные генотипы всех членов родословной

Родословная-9

ЗАДАЧА 9

Определить тип наследования признака. Установить возможные генотипы всех членов родословной

Родословная-10

ЗАДАЧА 10

Определить тип наследования признака. Установить возможные генотипы всех членов родословной

F:\Наследование диабета.jpg

Задача 11

Составить родословную и определить тип наследования.

Пробанд болен врожденной катарактой. Он состоит в браке со здоровой женщиной и имеет больную дочь и здорового сына. Отец пробанда болен, а мать здорова и имеет здоровую сестру и здоровых родителей. Дедушка по линии отца болен, а бабушка здорова. Пробанд имеет по линии отца здоровых родных тетю и дядю. Дядя женат на здоровой женщине. У них три здоровых сына. Определите тип наследования признака

Составить родословную и определить тип наследования.

Задача 12

        Пробанд страдает гемофилией. У его матери и отца нормальная свертываемость крови. У дедушки со стороны матери гемофилия, а бабушка здорова. Дети пробанда: две дочери и один сын с нормальной свертываемостью крови, другой сын страдает гемофилией. В семье отца пробанда больных гемофилией нет.