Уроки, презентации, статьи, тесты по ОБЖ

Пеньковская Лилия Николаевна

Расположены разработки уроков, внеклассных мероприятий, статьи, программы, тематическое планирование по предмету ОБЖ, сценарии мероприятий, тесты.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  Пеньковская Л.Н. заместитель директора по ВР МКОУ «СОШ№24»

Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является приоритетным направлением деятельности организаций социальной сферы.

В основе системы патриотического воспитания в МКОУ «СОШ№24»  лежит государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Организация работы по патриотическому воспитанию подростков и молодежи осуществляется в содружестве со структурными подразделениями администрации города Удачный, с общественными организациями и объединениями военно-патриотической направленности: городским военно – патриотическим клубом «Феникс», городским военно-спортивным клубом «Белый медведь», городской молодежной  общественной организацией «Второе дыхание», городским  краеведческим музеем.

Структура взаимодействия МКОУ «СОШ№24»

для создания целостного, непрерывного педагогического

процесса патриотического воспитания 

 

         Цель ВПК «Альтаир» - развитие у детей и подростков гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

  1. проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания детей и подростков;
  2. утверждение в сознании и чувствах детей и подростков патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, Якутии, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной службы;
  3. создание новой эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у детей и подростков верности отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга
  4. создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы патриотического воспитания детей, подростков и  молодежи, в том числе проходящей службу в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

         В содержании патриотического воспитания важна социально-педагогическая направленность, основанная на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, важнейшим духовно-нравственным, деятельностным качествам (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и другие). Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет ядро патриотического воспитания. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы.

          Патриотическое воспитание призвано обеспечить: глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отчеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы; убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

          В современных условиях в содержании гражданско-патриотического воспитания детей и подростков в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности:

  1. гражданственность;
  2. общенациональность в государственном масштабе;
  3. приоритет общественно-государственных интересов над личными;
  4. лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;
  5. патриотизм, преданность своему Отечеству;
  6. преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований;
  7. самоотверженность и способность к преодолению трудностей;
  8. гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;
  9. социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.

Патриотическое воспитание осуществляется по основным направлениям:

  1. духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма;
  2. историческое - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны;
  3. политико-правовое - формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства.  Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц;
  1. воспитание гражданственности - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству;
  2. профессионально-деятельностное - формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста;
  3. психологическое - формирование у детей, подростков и молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной или других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе.

            Вышеизложенные позиции вошли в сложившуюся систему патриотического воспитания детей и подростков. Основой этого воспитания является, безусловно, учебно-воспитательный процесс, изучение программного материала в ходе преподавания учебных дисциплин и, в первую очередь, гуманитарного цикла. Но немаловажным звеном в патриотическом воспитании учащихся является его непрерывность, целостность, чёткость взаимодействия всех заинтересованных структур.

 

                                          



Предварительный просмотр:

                                    Тест                        8 класс

Нарушение экологического равновесия

1. Антропогенные изменения в природе, это:

а) изменения, происходящие в природе в результате чрезвычайных ситуаций природного характера;

б) изменения, происходящие в природе в результате воздействия солнечной энергии;

в) изменения, происходящие в природе в результате хозяйственной деятельности человека.

 

2. Антропогенные факторы, которые оказывают нежелательное воздействие как на самого человека, так и на окружающую среду, называются загрязняющими. По физико-химическим параметрам они подразделяются на:

а) механические;

б) физические (энергетические);

в) химические и биологические;

г) жидкие;

д) твердые;

е) газообразные.

Найдите допущенные ошибки.

 

3. По воздействию на окружающую среду компоненты загрязнения классифицируются как:

а) выбросы в атмосферу;

б) выбросы в гидросферу;

в) газообразные отходы;

г) твердые отходы;

д) сточные воды;

е) подземные воды.

 

4. По отношению к человеку воздух выполняет множество разнообразных функций:

а) содержит кислород;

б) содержит водород;

в) растворяет в себе все газообразные продукты обмена и жизнедеятельности человека, включая и сферу производства;

г) воздействует на процессы терморегуляции организма с внешней средой.

В предложенных примерах допущена ошибка, найдите ее.

 

5. Причинами изменения теплового баланса в атмосфере Земли являются:

а) ураганы, бури, смерчи;

б) загрязнение атмосферы мелкодисперсной  пылью, которая остается в верхних слоях, образуя тепловые облака;

в) техногенные аварии;

г) парниковый эффект;

д) энергия (теплота), выделяемая в результате хозяйственной деятельности человека.

6. Загрязненные мелкодисперстной пылью пылевые облака в верхних слоях атмосферы образуются на высоте:

а) 5 - 10 км;

б) 10 - 15 км;

в) 10 - 20 км;

г) 15 - 20 км.

 

7. Озоновый слой атмосферы предохраняет все живое на Земле от действия:

а) ультрафиолетового излучения Солнца;

б) космической пыли.

Найдите ошибку.

 

8. Большую опасность представляет поступление хлоросодержащих веществ в атмосферу. К ним относятся, в первую очередь, хлорфторуглероды, так называемые фреоны. Они применяются:

а) в холодильниках;

б) кондиционерах;

в) тепловых насосах как хладоагенты;

г) в производстве пористых пластмасс;

д) для очистки компьютерных микросхем;

е) как носители в аэрозольных баллонах;

ж) как дезинфицирующие;

з) как стерилизующие растворы в медицине.

Найдите допущенную ошибку.

 

9. Опасность фреонов для окружающей среды заключается в том, что:

а) они отравляют атмосферу;

б) они отражают солнечный свет, что ведет к понижению температуры в нижних слоях тропосферы;

в) некоторые из них разрушают озоновый слой Земли и приводят к образованию озоновых дыр в атмосфере.

 

10. Выбросы каких химических соединений, попадая в атмосферу и взаимодействуя с влагой, могут образовать кислотные осадки? Назовите правильный ответ:

а) свинец и его соединения;

б) ртуть;

в) диоксид серы;

г) бензин;

д) оксиды азота.

11. Последствиями кислотных осадков являются:

а) изменение состава почвы;

б) повышение кислотности почвы;

в) гибель елово-пихтовых и дубовых лесов;

г) изменение ландшафта;

д) возникновение химических аварий;

е) снижение плодородия почвы;

ж) вредное влияние на состояние рек, озер и других водоемов.

12. Сточные воды представляют опасность для здоровья населения, так как: 

а) могут вызвать гидродинамические аварии;

б) могут вызвать значительные затопления территорий;

в) могут являться источником распространения тяжелых инфекционных заболеваний;

г) могут являться источником загрязнения искусственных водоемов;

д) могут содержать яйца и личинки глистов.

 

13. Сточные воды подразделяются на:

а) бытовые;

б) атмосферные или ливневые;

в) производственные;

г) питьевые.

Найдите допущенную ошибку.

 

14. Воды, использованные на хозяйственные, технические или другие нужды и загрязненные различными примесями, изменившими их первоначальный химический состав и физические свойства, а также воды, стекающие с территории населенных пунктов и промышленных предприятий в результате выпадения промышленных осадков или поливки улиц, это:

а) паводковые воды;

б) хозяйственные воды;

в) сточные воды.

 

15. Фреоны выполняют две основные функции, которыми обусловлена возможность жизни на Земле. Выберите из приведенных ответов правильные:

а) производство органических веществ, в том числе сельскохозяйственных культур;

б) развитие градостроения;

в) минерализация отмерших органических остатков;

г) развитие промышленного производства.

 

16. Деградации почвы во многом способствует нерациональное использование земельных ресурсов:

а) строительство на плодородных землях индустриальных объектов;

б) перегрузка почв удобрениями и пестицидами;

в) землетрясения и вулканическая деятельность;

г) эрозия;

д) чрезмерное развитие пастбищного животноводства.

Найдите допущенную ошибку.

 

17. Основными причинами сокращения сельхозугодий являются:

а) отсутствие условий для возделывания земель;

б) подтопление и заболачивание земель;

в) развитие эрозионных процессов;

г) сокращение численности населения;

д) зарастание лесом и кустарником мелкоконтурных и удаленных участков.

 

|18. Процесс разрушения почвенного покрова и сноса частиц земли потоками воды и ветром, это:

а) вулканическая деятельность;

б) эрозия почвы;

в) зарождение циклонов.

 

19. В России площадь пашни, подверженной водной и ветровой эрозии, составляет:

а) 80 млг. га;

б) 87 млг. га;

в) 82 млг. га.

 

20. Нарушение биохимического состава почвы приводит к недостаточному или избыточному содержанию в ней очень важных для здоровья человека и представителей животного мира микроэлементов:

а) воды;

б) йода;

в) кобальта;

г) фтора;

д) молибдена;

е) марганца;

ж) цинка;

з) бора;

и) стронция;

к) селена.

Найдите допущенную ошибку.

 

|21. На долю каждого жителя Земли приходится в год:

а) около 20 т. отходов;

б) более 30 т. отходов;

в) до 12 т. отходов.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24»  

Муниципального образования Мирнинский район

Pеспублики Cаха (Якутия)

Программа

клуба

военно-патриотического воспитания

«Альтаир»

                                                                          Разработчики:

                                                                     

                                                                     

                                                                            Пеньковская Л.Н.


В современном мире наблюдается явное оскудение духовно-нравственного потенциала молодежи. У молодого поколения теряется ощущение Родины, как ценности, снижается интерес к военной службе. В основу программы клуба «Альтаир» были положены следующие документы: «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации», Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2012гг.»

Цель программы:

  1. Воспитание у молодежи уважительного, трепетного отношения к историческому прошлому и настоящему нашей страны.
  2.  Воспитание достойных защитников Отечества.
  3.  Моральная, психологическая и физическая подготовка молодежи к трудностям и сложностям армейской жизни.

Задачи:

  1. Охватить учащихся 3-11-х классов в творческие объединения патриотического характера.
  2.  Изучать военную историю своей страны.
  3. Проводить Дни Воинской Славы.
  4. Организовывать мероприятия: Вахта Памяти, Рыцарские турниры, легкоатлетическая эстафета.
  5. Проводить интегрированные занятия по воспитанию у учащихся уважительного отношения к символам Российского Государства.

Ресурсы реализации проекта:

Использование материально-технической базы:

МКОУ «СОШ № 24»

-спортивный зал,

-актовый зал,

- полоса препятствий,

-тренажерный зал;


Структура клуба «Альтаир»

 

Описание программы

Военно-патриотическое воспитание клуба «Альтаир» ведется по шести направлениям:

1.Военно-спортивное направление: секция «Меткий стрелок», отряд «Юный пожарник», отряд юных инспекторов дорожного движения, сотрудничество с военкоматом, спортивные секции.

2. Духовно-нравственное направление: объединение «Духовно-нравственное возрождение России»,  вовлечение в совместную работу классных руководителей, родителей для организации тематических часов общения «Воспитание детей и молодежи через нравственные ценности и культуру», экскурсии.

3. Историко-познавательное направление: история школы,  разработка и проведение мероприятий пол краеведению, проведение походов.

4. Художественно-эстетическое направление: пропагандирует соблюдение правил дорожного движения

5. Интеллектуальное направление: академия развития талантов (научно-практические конференции и интеллектуальные игры).

6. Социально- гуманитарное направление:

 военно-патриотическая игра «Зарница», соревнования школы выживания, учебная эвакуация, Вахта Памяти.

Этапы реализации программы ВПК «Альтаир»

 Период реализации программы

Этапы реализации программы

Ожидаемый результат

Сентябрь-октябрь

Первый этап - подготовительный. Организация инициативной группы, определение графика работы, степени вовлеченности в проект.

Возрождение уважения учащихся к Государственной символике: Гимну, Флагу, Гербу.

Воспитание толерантного отношения к товарищам, к представителям других национальностей.

Воспитание чувства уважения к Родине, родителям, матери, ветеранам.

Изучение военной истории страны.

Получение первоначальных военных знаний (сборка/разборка автомата, стрельба, умение пользоваться средствами индивидуальной защиты и т.д.).

Знакомство с правилами поведения в чрезвычайной ситуации.

Оказание первой медицинской помощи.

Ноябрь-январь

Второй этап - Организация сетевого взаимодействия, изготовление информационно-организационных материалов по деятельности клуба.

Вовлечение все большего количества учащихся школы в ряды членов клуба путем проведения рекламных акций, массовых военно-спортивных мероприятий, участие в районных и городских конкурсах.

Воспитание уважения к Российской армии, понимание необходимости нести службу в ВС.

Увековечивание подвига советского народа в ВОВ.

Февраль-март

Третий этап - Презентация проекта, отчет творческих объединений.

Вовлечение все большего числа подростков (особенно юношей) в члены клуба.

Снижение роста показателей по постановке на учет в ПДН, постановке на внутришкольный учет.

Повышение показателей числа учащихся, ведущих здоровый образ жизни.

Поступление учащихся в ВВУЗы.

Апрель-май

Четвертый  этап - обобщение опыта работы.

Выпускник МОУ «СОШ№24»

истинный Патриот своей Родины, переживающий за ее судьбу, готовый морально и физически защитить свое Отечество.



Предварительный просмотр:

Роль семьи в воспитании ребенка.  

Пеньковская Лилия Николаевна заместитель директора по ВР  МКОУ «СОШ№24» 

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

   Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную

и   важнейшую   роль.   У   тревожных   матерей   часто   вырастают   тревожные   дети;

честолюбивые  родители  нередко  так  подавляют  своих детей,  что  это  приводит  к

появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

     В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы увеличить положительные и свести к минимуму отрицательные влияния

семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные  факторы, имеющие воспитательное значение.

    Главное   в   воспитании   маленького   человека   -     достижение   душевного   единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и, в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

     Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

    Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, свершение определенных установок или идеалов и  очень трудно отступает от них.  Иногда возникает конфликтная ситуация между родителями - различные подходы к воспитанию детей. Первая задача родителей - найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

   Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро "схватывают" сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.). Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

   В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

1)   Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2)  Сопереживание -     взрослый  смотрит  глазами  ребенка  на  проблемы, принимает его позицию.

3) Адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

   Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь) Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная любовь). Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Это может происходить и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.), необязательно родители это осознают.  Бывают чисто подсознательные моменты: например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.

      В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Могут быть выделены 3 стиля воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.

    Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций.  Однако те  которые предпочитают  приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своим поведением: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности.

    Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных задач оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки.

      Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

      Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже   необходимости  независимого   существования   взрослых   от   детей,   может порождаться   тактикой   "невмешательства".   При   этом   предполагается,   что   могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

     Сотрудничество, как тип взаимоотношений в семье, предполагает объединение межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности.  Именно в этой ситуации преодолевается  эгоизм  ребенка.   Семья,   где  ведущим  типом взаимоотношений   является   сотрудничество,   обретает   особое   качество,   становится группой высокого уровня развития - коллективом.

Большое   значение   в  становлении  самооценки  имеет  стиль  семейного   воспитания,

принятые в семье ценности. Существуют  стили семейного воспитания:

- Демократический – когда учитываются   интересы  ребенка.   Стиль "согласия".

- Авторитарный - когда   родителями   навязывается   свое   мнение   ребенку.   Стиль

«подавления»

  1. Попустительский – когда ребенок предоставляется сам себе.

     От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где

родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи.

Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку,

что  он  некрасив,  от  этого  возникают  комплексы,  от  которых  потом  невозможно

избавиться.)

     Неадекватность в поведении также может проявляться у детей с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

      Адекватное поведение - здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

   В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с

достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, -бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

    Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей - поддержание престижа (дома задаются вопросы: "А кто еще получил пятерку?"), послушание ("Тебя сегодня не ругали?") и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни ("В классе из окон не дует?" , "Что вам давали на завтрак?"), или вообще мало что волнует - школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: "Что было сегодня в школе?" рано или поздно приведет к соответствующему ответу: "Ничего особенного", "Все нормально".

     Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка — то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.

    Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

    Личностной особенностью в школьном возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей - желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний.

     Взрослые, недовольные падающей успеваемостью ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность успеваемости вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, сосредотачивая внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

     Роль родителей в обучении и воспитании детей в семье необычайно велика и не должна ограничиваться лишь материальным обеспечением жизнедеятельности ребенка и не может служить оправданием занятости на работе, хозяйственные дела по дому, общение взрослых ради общения. Взрослый, постоянно находящийся рядом с ребенком и отслеживающий его поведение, хорошо знаком с мотивацией его поступков и всегда может направить его деятельность в нужном направлении, предостеречь его от неправильных поступков.

     В то же время, ничто не может оправдать безразличие к судьбе собственного ребенка и то, что упускается в обучении и воспитании в семье, восполняется уличным воспитанием, которое отличается бездуховностью, безнравственностью, наполнено мерзостью и ведет к необратимым последствиям, которые могут привести к полной потере ребенка. Идя на поводу у своего мнимого благополучия, не находя времени и возможности для более близкого общения со своим дитём, мы незаметно для себя его теряем и спохватываемся уже слишком поздно, когда восстановить потерянное становится невозможным.



Предварительный просмотр:

                                       Тест                        8 класс

Аварии с выбросом радиоактивных веществ

1. В состав ионирующего излучения входят:

а) ультрафиолетовые лучи;

б) альфа-излучение;

в) бета-излучение;

г) тепловое излучение;

д) электромагнитное излучение;     

е) гамма-излучение.

 

2. Самым опасным излучением для человека является:    

а) альфа-излучение;

б) бета-излучение;

в) гамма-излучение.

 

3. За счет чего в основном образуется естественный радиационный фон? Назовите правильный ответ:

а) за счет радиации Солнца, Земли, внутренней радиоактивности человека, рентгеновских исследований, флюорографии, радиоактивных осадков от ядерных испытаний, проводившихся в атмосфере;

б) за счет увеличения добычи радиоактивных материалов;

в) за счет роста химически опасных производств, использования радиоактивных материалов на производстве, сжигания угля, нефти, газа на ТЭС.

 

5. Объект с ядерным реактором, завод, использующий ядерное топливо или перерабатывающий ядерный материал, а также его место хранения и транспортное средство, перевозящее ядерный материал или источник ионизирующего излучения, при аварии на котором или разрушении которого может произойти облучение людей, животных и растений, а также радиоактивное загрязнение окружающей природной среды, это:

а) объект экономики особой опасности;

б) экологически опасный объект;

в) радиационно-опасный объект;

г) объект повышенной опасности.

 

6. К радиационно-опасным объектам относятся:

а) взрывоопасные производства на промышленных предприятиях;

б) производства, связанные с применением, хранением и переработкой легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

в) предприятия по производству ядерного топлива;

г) атомные электростанции;

д) предприятия цветной и черной металлургии;

е) хранилища твердых и жидких радиоактивных отходов;

ж) транспортные ядерные энергетические установки;

з) предприятия нефтеперерабатывающей промышленности;

и) предприятия угольной промышленности;

к) научно - исследовательские организации, имеющие ядерные установки и стенды;

л) системы ядерного оружия, склады с ядерными боеприпасами и заводы по их производству.

 

7. Из предложенных вариантов ответов выберите те, которые характеризуют специфические свойства радиоактивных веществ:

а) стелются по земле на небольшой высоте и таким образом могут распространяться на несколько десятков километров;

б) не имеют запаха, цвета, вкусовых качеств или других внешних признаков;

в) способны вызвать поражение не только при непосредственном соприкосновении с ними, но и на расстоянии (до сотен метров) от источника загрязнения;

г) моментально распространяются в атмосфере независимо от скорости и направления ветра;

д) имеют специфический запах сероводорода;

е) поражающие свойства радиоактивных веществ не могут быть уничтожены химически и (или) каким-либо другим способом, так как радиоактивный распад не зависит от внешних факторов, а определяется периодом полураспада данного вещества.

 

8. Каковы пути проникновения радиоактивных веществ в организм человека при внутреннем облучении? Назовите правильные ответы:

а) через одежду и кожные покровы;

б) в результате прохождения радиоактивного облака;

в) в результате потребления загрязненных продуктов питания;

г) в результате вдыхания радиоактивной пыли и аэрозолей;

д) в результате радиоактивного загрязнения поверхности земли, зданий и сооружений;

е) в результате потребления загрязненной воды.

 

9. Ткань, орган и часть тела, воздействие на который в условиях неравномерного облучения организма может причинить наибольший ущерб здоровью данного лица или его потомства, называют критическим. В порядке убывания радиочувствительности критические органы относятся к I, II или III группам. Определите, какие из приведенных критических органов относятся к I, II и III группам:

а) мышцы, щитовидная железа, жировая ткань, печень, почки, селезенка, желудочно-кишечный тракт, легкие, хрусталики глаз;

б) кожный покров, костная ткань, кисти, предплечья, голени и стопы;

в) половые органы и красный костный мозг;

10. Внимательно прочитайте задание и определите, какие дозы облучения людей (в рентгенах) соответствуют следующим признакам поражения:

а) через несколько часов после облучения появляется лучевая болезнь III степени, которая в большинстве случаев приводит к смертельному исходу;

б) после однократного облучения появляется рвота, чувство усталости, в организме сокращается количество белых кровяных телец; серьезной потери трудоспособности не наступает;

в) отсутствуют признаки поражения;

г) пораженные погибают в первые дни облучения в результате молниеносной формы лучевой болезни.

 

11. Какую цель преследует проведение йодной профилактики? Не допустить:

а) возникновения лучевой болезни;

б) внутреннего облучения;

в) поражения щитовидной железы.

 

12. Какое заболевание вызывает проникающая радиация у незащищенных людей? Назовите правильный ответ: 

а) поражение центральной нервной системы;

б) поражение опорно-двигательного аппарата;

в) лучевую болезнь.

 

13. Тяжелую степень лучевой болезни вызывает доза облучения:

а) 450 бэр.;

б) 10 бэр.;

в) 0,5 бэр.

 

14. Определите какие из приведенных марок противогазов и респираторов необходимо использовать для защиты от радиоактивного йода? Назовите правильный ответ:

а) ГП-5;

б) ГП-7;

в) ПДФ-Д;

г) ПДФ-Ш;

д) ПДФ-2П;

е) ПДФ-2Ш;

ж) «Лепесток»;

з) Р-2, Р-2Д.

 

15. Что необходимо сделать при оповещении об аварии на радиационно-опасном объекте? Определите из предложенных вариантов последовательность ваших действий:

а) надеть средства индивидуальной защиты;

б) освободить от продуктов питания холодильник и вынести скоропортящиеся продукты и мусор;

в) включить радиоприемник, телевизор и выслушать сообщение;

г) следовать на сборный эвакуационный пункт;

д) взять необходимые продукты питания, вещи и документы;

е) вывесить на двери табличку: «В квартире жильцов нет»;

ж) выключить газ, электричество, погасить огонь в печи.

 

16. При движении по зараженной радиоактивными веществами местности необходимо:

а) находиться в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;

б) периодически снимать средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи и отряхивать их от пыли;

в) двигаться по высокой траве и кустарнику;

г) избегать движения по высокой траве и кустарнику;

д) без надобности не садиться и не прикасаться к местным предметам;

е) принимать пищу и пить только при ясной безветренной погоде;

ж) не принимать пищу, не пить, не курить;

з) не поднимать пыль и не ставить вещи на землю.

Выберите из предложенных вариантов ваши дальнейшие действия и расположите их в логической последовательности.

 

17. При проживании в районе с повышенным радиационным фоном и радиоактивным загрязнением местности, сложившимся в результате аварии на АЭС, вам по необходимости приходится выходить на улицу (открытую местность). 

Какие санитарно-гиенические мероприятия вы должны выполнить при возвращении в дом (квартиру)? Ваши действия и их последовательность:

а) перед входом в дом снять одежду и выбить (вытряхнуть) из нее пыль;

б) обувь ополоснуть в специальной емкости с водой, протереть влажной тканью и оставить у порога;

в) воду из емкости вылить в канализацию;

г) войдя в помещение, верхнюю одежду повесить в плотно закрывающийся шкаф;

д) верхнюю одежду повесить в специально отведенном месте  у входа в дом (на улице);

е) вымыть руки и лицо;

ж) принять душ с мылом.

 

18. Управление ГОЧС передало сообщение об аварии на АЭС. В нём жителям района, в котором вы живете, рекомендовано покинуть свои квартиры (дома) и прийти на сборный пункт для эвакуации в безопасную зону. Родители находятся на работе. Вы располагаете временем 1,5 часа. Ваши действия и их последовательность:

а) позвонить родителям на работу и сообщить о случившемся;

б) вывесить на двери табличку об отсутствии в квартире жителей и следовать на сборный пункт;

г) выключить газ, электричество, погасить огонь в печи;

д) переодеться в чистую одежду;

е) освободить холодильник от продуктов, вынести скоропортящиеся продукты и мусор в мусоросборник;

з) использовать намоченный носовой платок в качестве средства защиты органов дыхания при следовании на сборный  пункт.

Ключ

Аварии с выбросом радиоактивных веществ

 

1. б;в;е.               6. в;г;е;ж;к;л.                          11. в.             16. а;г;д;ж;з.

2. в.                      7. б;в;е.                                   12. в.             17. д;б;ж.

3. а.                      8. в;г;е.                                    13. а.             18. а;е;г;б;з.

5. в.                      9. а-I группа, II группа, III группа.          14. б;е. 

                             10. а - 400-700 р., б – 100 р.,               15. в;б;ж;д;а;е;г.

                               в – 50 р.,       г – более 1000 р.