Социальное проектирование? Это просто!

Елена Алексеевна Бережнова


А еще это очень интересно, познавательно, увлекательно. Это тот самый огонек в глазах, который вспыхивает у ребят, когда они видят реальный результат своей работы, когда чувствуют, что они справились с трудной задачей.

Истинные инновации в области педагогики чрезвычайно редкое явление. Как правило, это рассмотрение на новом витке педагогических, социальных, культурных достижений давно забытых старых педагогических истин, использовавшихся ранее, в других условиях, в иной интерпретации методов и приемов воспитания. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века.  Под руководством русского педагога Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике образования. В 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить его в школьной практике.
Сегодня проектирование активно внедряется в педагогику и слово   "проект", стало весьма популярным, однако, употребление его во многих случаях не оправдано, просто модно назвать проектом ту или иную обычную работу, ту, которую "проектом" назвать нельзя в принципе.Вот несколько определений, которые помогут нам разобраться в сути проектной деятельности и определить для себя, что же это за штука такая проект и с чем ее едят.

 

ПРОЕКТ - замысел, идея, образ, воплощенные в форму описания, обоснования, расчетов, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации…

ПРОЕКТ (лат. ргоjесtus - выступающий вперед) - прототип, прообраз предлагаемого объекта.

ПРОЕКТ – это, программа действий по разрешению конкретной общественной проблемы.

ПРОЕКТ - описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее улучшению.

Последнее определение, на мой взгляд как нельзя лучше подходит к социальному проектированию.

На самом деле все просто... Есть проблема, есть желание ее устранить, составляем план действий и реализуем свой проект. Самое ценное, что социальным проектированием может заниматься даже младший школьник. Начать можно с малого - с посаженых во дворе дома деревьев, собранных для больницы игрушек, с листовок о бездомных животных. Главное, чтобы такой проект,  нес пользу окружающим нас людям.  Работая над проектом, ребята научатся писать официальные письма и договариваться с различными категориями социума (чиновники, СМИ, жители микрорайона), приобретут чувство уверенности, и поймут, что уже сейчас, они тоже граждане России. Высокие слова скажете вы? 10 лет опыта в социальном проетировании показывают обратное. Не верите? Тогда просто соберите ребят и попробуйте решить самую маленькую проблему! А чтоб было проще начать разговор с ребятами предлагаю воспользоваться этой презентацией

Во Всероссийской акции «Я – Гражданин России» ежегодно участвуют тысячи девчонок и мальчишек нашей страны. Я горжусь, что среди них и команда "ШАГ" нашей гимназии, руководителем которой  являюсь.  ШАГ - это Школа Активного Гражданина. Благодаря участию в акции, мы выросли не только в собственных глазах, но и в глазах окружающих. Ведь результатов своих проектов мы добились сами! 

На сегодняшний день реализовано 10 больших проектов:

2004-2006 учебный год - Создание архитектурного ансамбля памяти первостроителям и репрессированным жителям города Магадана. Инфориация о проекте в приложении

2006-2007 учебный год - "Минздрав предупреждает!"

2007-2008 учебный год - "Радость есть!" В результате проекта была открыта детская игровая комната в терапевтическом отделении областной детской соматической больницы

2008 - 2009 учебный год - "Дыши легко!"

2008 - 2009 учебный год - "Выбор за тобой!"

2009-2010 учебный год - "По праву памяти"

2010-2011 учебный год - "Мой город - моя судьба" В результате работы над проектам был создан информационный диск, куда вошли материалы занимательного краеведения, радиопередачи, пазлы, сценарии классных часов, стихи и песни о Магадане. Материалы будут интересны всем участникам образовательного процесса, всем, кто хочется познокомиться с историе города Магадана.  © Материалы диска можно найти здесь

2011-2012 учебный год - "Имена на карте" Продолжение проекта "Мой город-моя судьба". В результате работы над проектом был разработан макет брошюры-путеводителя по городу. В ней в доступной форме рассказывается о людях, чьи имена носят улицы Магадана. В приложении сканворды, филворды, раскраски. Материал будет интересен всем участникам образовательного процесса, всем, кто хочет познакомиться с историей нашего города. Портфолио проекта см. в приложении. С макетом брошюры можно познакомиться здесь.

2012-2013 учебный год - "БлагоДарю" В результате работы над проектом в школе появилось волонтерское объединение, которое работает и сейчас. Портфолио проекта здесь

2013-2014 учебный год - "Game Over" В проекте рассматривалась проблема игровой (сетевой) онлайн-зависимости подростков. В ходе работы над проектом были созданы мотивационные видеоролики, которые демонстрировались на городских медиа-ресурсах и в маршрутных такси. С данными роликами можно ознакомиться здесь.

На протяжение всех десяти лет участия в акции, "ШАГ"-лауреат городского и областного конкурса. Команда "ШАГ" трижды становилась финалистами всероссийской акции и принимала участие в тематических сменах во Всероссийском детском центре "Орлёнок" в 2006 и 2008 году и в ФДОЦ "Смена" (г. Анапа) в 2012. Входит в 15  образцовых команд России.

Известное латинское изречение гласит: «Non scolae sed vitae discimus», что означает - «Учимся не для школы, а для жизни» Пусть социальное проектирование станет для ребят первой ступенькой на пути к взрослению.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальный проект

"Создание архитектурного ансамбля памяти первостроителям и репрессированным жителям города Магадана" ( © )

В течение двух лет наша команда решала проблему запустения и разрушения первого городского кладбища, которое находится по улице Потапова. Судьба этих захоронений поистине драматична.

Виссарион Григорьевич Белинский говорил: «Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а делом». Вооружившись этими словами, наша команда активно приняла участие во  Всероссийской акции «Я гражданин России». Проблема, которую пыталась решить команда в ходе работы над проектом, - запустение и разрушение старого заброшенного кладбища. Наша  команда уверена, что данный объект представляет историческую ценность. Но в действительности, нынешнее состояние старого магаданского кладбища до сих пор оставляет желать лучшего. Мало того, что кладбище стало излюбленным местом обитания местных бомжей, которые оставляют после себя груды мусора, так еще и частыми гостями там стали подростки-вандалы и охотники за цветными металлами. Изрисованные надгробия, отбитые таблички, погнутые прутья и оторванные цепи оград, вот обычный для этого места пейзаж. В 70-е годы через территорию кладбища прошла временная дорога, которая на сегодняшний день стала постоянной. 80-е годы были отмечены предложениями комитета архитектуры о сносе кладбища и обустройстве на этом месте нового парка. В 1989 году кладбище огородили  бетонной стеной и о его существовании просто забыли.

Для решения этой проблемы был разработан проект «Создание архитектурного ансамбля памяти первым строителям и репрессированным жителям города Магадана». Так уж случилось, что историческое прошлое нашего города осталось без внимания мэрии и специализированных служб. Формально кладбище существовало на балансе города, но, поскольку захоронения на нем прекратились, о нем просто не вспоминали, финансирование на поддержание порядка и охрану кладбища не производилось, представители МУП «Ритуал» и служащие мэрии не проявляли должного интереса к этому объекту. Поэтому основной целью нашего проекта в было привлечение внимания общественности и властных структур к данной проблеме. В ходе работы над проектом поставленную цель команда успешно осуществила. В реализации проекта приняли участие

*      мэрия города Магадана,

*      Управление культуры,

*      Управление архитектуры и градостроительства,

*      муниципальное унитарное предприятие «Ритуал»

*      общественные организации города.

Кроме этого велась речь о наведении порядка и восстановлении наиболее ценных исторических памятников.

В процессе создания и реализации проекта мы провели большую работу. Изначально была изучена вся найденная нормативная законодательная  база. Для достижения более продуктивного результата, мы разделилась на несколько групп. Одна группа занималась поисковой и архивной работой. Результаты этой работы обобщил ученик 11 класса гимназии Иван Балахонов, выступив на городской научной конференции школьников. Его доклад был признан лучшим в секции «Краеведение».

Другая группа проводила социологические исследования, работала со средствами массовой информации, библиотеками города.

Наиболее сложная работа была у группы общественных связей. Ребята провели более двадцати встреч с представителями различных структур и ведомств. Это были и члены общественных организаций, и служащие мэрии города, и журналисты различных средств массовой информации. Кроме этого наши ребята дважды выступали на Координационном Совете общественных организаций и учебных заведений города, обращались к депутатам городской и областной думы, в местных газетах опубликовали обращение к жителям города Магадана, встретились  с Владимиром Петровичем Печеным.

Сейчас это кладбище находится почти в центре города. На самом же деле его место расположения в годы, когда строился Магадан, определялось тем, что оно было равно удаленно от трех первых поселков (Нагаево, Марчекан, Магадан), и располагалось на пологом склоне. Но если время рушит камни, разрушает почвы, если зарастает место первых захоронений, то память о людях, которые отдали Магадану молодость, силы, жизнь, не может, и недолжна, зарасти. Посудите сами: здесь похоронены геологи Анатолий Болдырев, Азис Алискеров; летчик, осваивавший небо Колымы и участвовавший в боях Испании Терентий Маломуж; летчики, перегонявшие по ленд-лизу самолеты на фронт, талантливый художник Исаак Шерман, основатель города Певек Пугачев. Да и люди, отдавшие свою жизнь нашему краю и городу, разве не заслуживают того, чтобы их помнили? В ходе работы над проектом один из участников команды узнал, что на территории кладбища похоронен его прадед, репрессированный в 1943 году. Мы подняли в архивах УВД это дело, и еще один человек был реабилитирован.

Надо отметить, что работа над проектом дала практические результаты. Решением мэра горда, территория кладбища закреплена за МУП «Ритуал», патрульно-постовой службе города поручено производить патрулирование и охрану этого объекта. С помощью жителей города установлено 130 фамилий людей захороненных на территории кладбища. Каждую весну проходит «Трудовая вахта памяти».  10 мая 2005 года на месте одного из разрушенных надгробий летчикам первого перегонного авиаполка была установлена новая гранитная стела.

Работа команды регулярно освещалась в средствах массовой информации. Ребята через местные газеты обращались к жителям города, выступали в теле – радиоэфирах. Мы не ожидали быстрого успеха и признания. Но жители поверили в нас. Так в конце апреля мы получили письмо из города Санкт-Петербурга, где бывшая жительница города попросила ребят присматривать за местом захоронения мужа.

Английский философ Сэмюэл Смайлс говорил: «Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявлять свои права и исполнять обязанности граждан». Мы многому научились в ходе работы над проектом. И теперь знаем, что от нас зависит, каким будет окружающий нас мир

Дарья Кошелева,

выпускница 2008 года


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

«Школа активного гражданина» по социальному проектированию

Содержание

Пояснительная записка

стр. 2

Актуальность программы

стр. 2

Цель программы

стр. 4

Задачи программы

стр. 5

Новизна и педагогическая целесообразность

стр. 5

Сроки разработки и реализации программы

стр. 6

Результаты апробации программы

стр. 7

Основное содержание программы  

стр. 8

Учебно-тематический план  

стр. 9

Диагностика ожидаемых результатов

 стр.12

Методическое обеспечение программы

стр.13

Дополнительные материалы

стр.14

Список литературы

стр.23

Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа «Школа активного гражданина» направлена на формирование активной гражданской позиции школьников.

Гражданская позиция - это междисциплинарное понятие, которое в современной науке исследуется на различных уровнях: философии, социологии, психологии, педагогике.

Актуальность программы

Сегодня необходимыми условиями становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства являются юридически грамотное поведение и позитивная инициатива каждого гражданина нашей страны. В связи с этим все большее значение для российского общества приобретает уровень гражданской активности каждого человека. Это требует поиска принципиально новых подходов к организации педагогической работы с учащимися, направленной на подготовку к жизни в демократическом государстве и гражданском обществе, к  включению в нее, на приобретение ими собственного социального опыта. Такой опыт позволяет молодежи на практике участвовать в гражданско-правовых отношениях, происходит формирование и становление информированных, ответственных и вовлеченных в общественную жизнь людей с высоким уровнем гражданской позиции.

Анализ педагогической литературы выявил, что проблема формирования гражданской позиции может быть рассмотрена с разных точек зрения, обусловленных различными подходами:

  • возможности гражданского образования в формировании гражданской позиции;
  • влияние социальных и политических условий на становление гражданина;
  • определение взаимосвязи гражданской культуры и гражданской позиции личности;
  • выделение педагогических условий процесса формирования гражданской позиции;
  • возможность формирования гражданской позиции средствами рефлексии;
  • формирование гражданской позиции школьников в процессе изучения общественно-политических дисциплин и предметов гуманитарного цикла, приобщения к культурно-историческим ценностям региона, в процессе поисковой деятельности, в рамках деятельности общественной организации, в тренингах и деловых играх.

Вместе с тем в педагогической литературе нет единого подхода к определению понятия «гражданская позиция». Вопрос о содержании процесса ее формирования остается открытым. Недостаточно рассмотрены вопросы, связанные с определением способов и средств формирования гражданской позиции подростков и молодежи.

Существует противоречие между потребностью общества в формировании гражданской позиции школьников как активных участников общественных процессов, происходящих в российском обществе, и недостаточной изученностью в педагогической науке способов включения учащихся в деятельность по решению социально значимых проблем.

Стремление найти пути разрешения этих противоречий и определило актуальность данной работы: обоснование содержания программы формирования гражданской позиции учащихся и определение способов формирования гражданской позиции в процессе социального проектирования.

Социальное проектирование – технология социального воспитания подростков и молодежи. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет учащемуся решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности в качестве руководителя детского общественного объединения «ШАГ» в течение восьми лет показывает, что при систематическом вовлечении подростков в специально организованную деятельность, при использовании технологии социального проектирования гражданская позиция подростков формируется и развивается успешнее. За это время силами команды были реализованы семь больших проектов различного характера, направленных на изменение окружающей социальной среды. Ребята научились видеть проблему, искать пути ее решения, обосновывать и отстаивать свою точку зрения. Приобрели навыки делового сотрудничества и делопроизводства, познакомились с федеральными и региональными законами. Успешно проводят реальную практическую деятельность по разрешению актуальных проблем местного сообщества, что говорит об успешном формировании гражданской позиции

Цель дополнительной образовательной программы:

Формирование и развитие гражданской позиции школьников посредством обучения социальному проектированию.

Задачи

Образовательная: Обучить технологии социального проектирования, используя авторский мультимедийный продукт: «Проект - это просто!»

Воспитательная:

  • Включить учащихся в реальную деятельность по позитивному изменению социальной ситуации
  • Научить взаимодействовать с представителями власти и общественных организаций, с гражданами и СМИ

Развивающая

  • Сформировать и развить коммуникативные навыки и навыки социального партнерства, а также личностные качества учащихся: ответственность, активность, инициативность, толерантность, умение находить компромисс и т.д.

Новизна и педагогическая целесообразность

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы можно считать её универсальность. Предложенные материалы легко адаптируются для использования на занятиях с детьми любого школьного возраста. Кроме этого теоретический материал подобран так, что его можно использовать, как самостоятельные фрагменты уроков или внеклассных мероприятий. Практический материал состоит из творческих и нестандартных заданий, который собран в мультимедийный электронный учебник «Проект - это просто!»

Сроки разработки и реализации программы.

Программа «Школа активного гражданина» была разработана и апробирована в течение нескольких лет.

1 этап (2005 - 2006 гг.) - Изучение теоретического материала, его систематизация, выявление основных подходов к формированию гражданской позиции в современном гражданском образовании. Знакомство с технологией социального проектирования. На этом этапе была сформулирована идея о необходимости обучения проектированию для более успешной работы над проектом и формирования гражданской позиции. Были определены цели и задачи создания программы

2 этап (2007 - 2009 гг.) - В ходе работы с командой гимназии в разработке и реализации проектов в ходе акции «Я гражданин России», сочетавшейся с анализом собственного педагогического опыта, и опыта других педагогов по социальному проектированию, определились формы и методы обучения социальному проектированию. Определялись способы, обеспечивающие формирование гражданской позиции учащихся в процессе работы над социальными проектами, анализировались и полученные данные. Результатом данного этапа явились разработка и внедрение программы формирования гражданской позиции учащихся  средствами социального проектирования. Были разработаны творческие задания, разработаны и апробированы тренинги по социальному проектированию.

3 этап (2008 – 2012гг) – реализация программы в работе с учащимися гимназии и городскими школьными командами Всероссийской акции «Я гражданин России».

Дополнительная образовательная программа «Школа активного гражданина» рассчитана для школьников 6-10 классов, участников разновозрастных детских объединений, клубов по месту жительства. Большое внимание в реализации программы уделяется развитию способностей учащихся к рефлексии нового опыта в отношении к государству, праву, гражданскому обществу, к самому себе как гражданину

Сроки реализации дополнительной образовательной программы могут варьироваться в зависимости от возраста школьников, формы организации деятельности детей (клуб по месту жительства, детское общественное объединение, команда общеобразовательной школы).

Занятия по программе происходят в тренинговом режиме. Каждое из них включает в себя коммуникативный тренинг и знакомство с новой темой. Для проведения занятий используются интерактивные методы обучения.

Результаты апробации программы.

Программа «Школа активного гражданина» апробирована в ходе подготовки и реализации  социальных проектов. Обучение навыкам социального проектирования позволило нашей команде войти в 15 лучших команд России в 2006, 2008 году, стать победителем в номинации «Любовь к Отечеству и знание истории» в 2012 году. За 7 лет реализованы социальные проекты:

2004 - 2006- проект «Создание архитектурного ансамбля памяти первостроителям и репрессированным жителям города Магадана». Проект реализован. Команда стала призером Всероссийского этапа акции во Всероссийском детском центре «Орлёнок».

2007 год - проект «Минздрав предупреждает!» Проект реализован

2008 год – проект «Радость есть!» Проект реализован. Открыта игровая комната во втором терапевтическом отделении детской соматической больницы. Команда стала победителем Всероссийского этапа акции во Всероссийском детском центре «Орлёнок».

2009 год – Проект «Выбор за тобой!» Проект реализован.

2009 год – Проект «Дыши легко!» Проект реализован.

2010 год. – Проект «По праву памяти». Проект частично реализован.

2011 год – Проект «Мой город - моя судьба». Проект реализован. Создан мультимедийный диск «Занимательное краеведение».

2012 год – Проект «Имена на Карте». Проект реализован. (Ожидается выпуск брошюры «Имена на карте. Занимательное краеведение для мальчишек и девчонок» за счет средств муниципального бюджета). Школьники участвуют в создании программы «Прогулки по городу» телекомпании «Колыма – плюс»

Работа над проектами воспитала ребят. Уже у учащихся седьмых-восьмых классов прослеживается устойчивая гражданская позиция. Ребята видят окружающие их социальные проблемы, активно отстаивают свою точку зрения, способны обосновать свое решение, проявляют интерес к законам. Положительный опыт прослеживается и в судьбе выпускников. Многие из них связали свой профессиональный выбор с общественной деятельностью, юриспруденцией, педагогикой.

Основное содержание программы.

Предлагаемая программа рассчитана на 108 часов и распределена на два части – образовательную (40 часов) и практическую (68 часа).

Образовательная часть состоит из нескольких разделов:

1.   Сущность социального проектирования

Проектирование.   Отличительные особенности  и основные направления социального проектирования. Социальный проект.   Определение понятий «проект», «цель» «задача». Виды социальных проектов. Признаки социального проекта. Команда проекта

2.  Выбор проблемы. Правильная цель.

Методы выявления  проблемы. SVOT- анализ проблемы. Составление «Карты проблем», «Дерева проблем». Формулировка целей и задач. Выбор стратегии и методов достижения цели.

3. Исследование проблемы.

Законодательная база проекта. Работа со СМИ, архивами, документальными источниками. Социологические опросы. Работа с экспертами.  Письменные запросы.

4. Поиск путей решения проблемы

Нестандартное решение. Поиск партнеров. Планирование работы. Бюджет проекта. Ресурсный потенциал социального проектирования

5. Реализация проекта

Делопроизводство на стадии реализации проекта.  Поиск и работа с партнерами. Конструктивное общение. Технологии PR-проекта. Информационная поддержка проекта. Рефлексия. Приемы рефлексии проекта. Презентация проекта.

В практическом этапе можно выделить две части. Это коммуникативные тренинги, создание и реализация проекта.

Учебно-тематический план

дополнительной образовательной программы

«Школа активного гражданина»

№ п/п

Тема

Кол-во часов (теория/практика)

Основные аспекты

Введение

Что такое социальное проектирование?

1 ч +1

Основные понятия. Сущность проектирования.

Для чего нужен проект? Коммуникативный тренинг

Проекты бывают разные.

1 ч+1

Цели и задачи социального проекта, типология проектов, структура проекта

Коммуникативный тренинг

Без чего не бывает проекта?

1ч+2ч

Правила работы в команде. Распределение обязанностей в команде.

Командообразующий тренинг

Выбор проблемы

Дерево проблем

Проблема, признаки проблемы, формулирование проблемы. Методы выявления  проблемы. SVOT- анализ проблемы.

Какие бывают проблемы?

1 ч

Различия между проблемой и проектом; способы выявления  проблем? Составление «Карты проблем», «Дерева проблем».

Цели и задачи проекта

1 ч

Формулировка целей и задач. Выбор стратегии и методов достижения цели.

Исследования проблемы

Социологические опросы

3+2

Виды социологических опросов. Типы вопросов. Обработка результатов. Правила работы с архивами и печатными материалами. Деловое сотрудничество, делопроизводство. Законодательная база проекта.

Коммуникативные тренинги

Знакомство с законами

2

Работа со СМИ

2+1

Работа с архивами

1

Деловое сотрудничество

3+2

Письменные запросы

2

Поиск путей решения проблемы. Предварительная работа над проектом

Поиск путей решения  проблемы. Нестандартное решение

1

Что такое нестандартное решение?  Ресурсы проекта

Планирование работы.

Разные способы составления планов.

Что такое бюджет? Основы бюджетирования.

Какие бывают ресурсы в проектировании

2

Планирование работы

3

Бюджет проекта

3

Реализация социального проекта

Социальные пробы

1+2

Определение социальной пробы

Правила оформления деловых писем

Конструктивное общение. Сотрудничество с партнерами и организациями.

Разные способы рефлексии.

Ораторское мостерство

Делопроизводство на стадии реализации проекта

2

Конструктивное общение.  Работа со спонсорами

3+2

Технологии PR-проекта. Информационная поддержка проекта.

2+2

Рефлексия социального проекта

2+2

Подготовка и презентация проекта

2+1

40 ч

Теоретический материал

68 ч

Практический этап Коммуникативные тренинги. Разработка и реализация проекта.

Итого

108 часов

Диагностика ожидаемых результатов

В результате реализации программы ожидается успешное формирование и развитие гражданской позиции школьников. Для проверки ожидаемых результатов используется диагностический комплекс методов, для изучения уровней сформированности гражданской позиции учащихся:

  • Анкетирование  (позволяет определять выраженность интересов личности в политической, правовой, общественной сферах)
  • методика «Незаконченное предложение» (позволяет исследовать уровень проявления отношений к государству, обществу, праву, к правам и обязанностям гражданина),
  • самоанализ деятельности учащегося
  • Различные виды игровой рефлексии - цветопись, ладошка, дартс, смайлики. (Позволяет выяснить эмоциональный фон, интерес к предложенной деятельности)
  • Личный дневничок (для отметки эмоционального состояния, записи итогов работы над различными этапами программы, проектных идей, рефлексии отдельных этапов работы над программой или проектом)
  • наблюдение (позволяет получить подтверждение достоверности других методов исследования).

Основной формой подведения итогов является разработанный и реализованный социальный проект.

Методическое обеспечение программы

Формы занятий: 

  • беседы, тренинги, ментальные карты
  • составление кроссвордов, памяток, комиксов, решение ребусов
  • выполнение творческих заданий.
  • другие интерактивные методы обучения.

В качестве дидактического материала разработан мультимедийный ресурс - диск, с заданиями, адаптированными текстами, ссылками на полезные интернет-ресурсы и другие источники. Для проведения занятий необходим  компьютер и мультимедийный проектор.


Дополнительные материалы:

Ребусы  о социальном проектировании

в рамках Всероссийской акции «Я гражданин России»

Акция «Я - Гражданин России» включает в себя

разработку и социального проекта.

Вот этапы работы над проектом:

  1.                     проблемы

  1.                                                                    проблемы

  1. Поиск решения

  1. Свои

В исследование входит работа с архивами

законодательной базой, проведение социологических опросов.

Пути решения проблемы могут быть

Чтобы узнать какой путь решения более                                нужно просчитать экономическую базу проекта.

Когда вы реализуете свой проект, вы измените не только измените окружающий мир, но и станете

Выбор проблемы.

У каждой команды, рано или поздно, возникают трудности в работе над проектом. Многих из них можно избежать, если в самом начале пути точно определить в какую сторону идти, правильно определить проблему, которую вы собираетесь решить в процессе работы над проектом. Многие думают, что это самое простое. Но на деле выбор проблемы является самым трудным, а порой мучительным делом.

Но есть маленький секрет, который  помогает в этом нелегком деле. Харви Маккей говорил: «Вы не можете решить проблему, пока не признаете, что она у вас есть». Любая проблема начинается с человека. Какую бы проблему не выбрала команда, она должна быть ей интересна и затрагивать ЛИЧНЫЕ интересы.

Проблема — сложная практическая или теоретическая задача, не имеющая решения на настоящий период, или для решения которой не существует общепринятых методов.

Исходя из такого определения проблемы, необходимо разрабатывать социальный проект.

От правильной формулировки выбора проблемы зависит успех проекта, поэтому на это затрачивается немало времени. Описание проблемы - самый важный раздел проекта. В нем должна быть представлена проблема, на решение которой направлен проект и ее анализ. При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то, что проблемы – это отсутствие чего-то, что-то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения. Необходимо показать  причины этого негативного явления и его последствия.

Определяя из множества проблем, одну, самую значимую для группы на сегодняшний день, необходимо проанализировать ее. Это позволит уточнить формулировку проблемы.

Есть несколько путей анализа проблемы.

  • Можно  получить дополнительную информацию по интересующей проблеме из газет, справочников, опрос-интервью, интернета.
  • Можно выяснить важность данной социальной проблемы с точки зрения тех, для кого эта проблема является значимой (обычно это можно определить по результатам социологического опроса). Тем самым вы определитесь с  аудиторией проекта,  масштабность данной проблемы, то есть, ответьте на вопрос «Какое количество граждан заинтересовано в решении данной социальной проблемы?». Но не забывайте, что проблемы одного человека, могут быть более значимы, чем проблемы, которые затрагивает интересы целого микрорайона или улицы.
  • Одним из способов исследования проблемы является  SWOT-анализ

SWOT — метод анализа, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории:

 

 Положительное влияние 

 Отрицательное влияние 

 Внутренняя среда 

 Сильные стороны

 Слабые стороны

 Внешняя среда 

 Возможности

 Угрозы

То есть, начиная работу над анализом проблемы, подумайте о плюсах и минусах, и решение о формулировке проблемы или ее выборе решится без особых мук

Таким образом, проанализировав  проблему, мы тем самым превратили ее в творческую задачу.

Как выбрать ПРОБЛЕМУ:

  • конкретность (вы можете ее кратко сказать в нескольких словах)
  • посильность (вы считаете, что сможете добиться результата, хотя бы частичного, к концу этого учебного года)
  • важность (насколько срочно ее необходимо решать; скольких людей она затрагивает и т.д.)
  • интерес (насколько интересно вам будет с ней работать)  

Творческое задание тренинга «Ищем проблему»

Ребятам предлагается прочитать предложенную ситуацию, выявить и сформулировать проблему и цель проекта.

  1. В  поселке  Ивановка существует талантливый детский музыкальный коллектив. Это духовой оркестр, который является гордостью поселка. Через интернет-сайты руководитель узнал о фестивале  детских коллективов, где кроме конкурсных выступлений, для участников будут проходить мастер-классы. С ребятами будут работать победители различных конкурсов, артисты духовых симфонических оркестров, что даст толчок к совершенствованию и развитию их способностей. Таким образом, это будет не только приобретение опыта, но и хорошая школа для ребят. Возможности выехать на фестиваль у коллектива нет. Ребята решили разработать и реализовать социальный проект, который поможет им решить проблему. Выявите проблему и сформулируйте цель проекта.
  2. В поселке Семёновка есть малокомплектная школа.  Посёлок расположен в глубинке большого района, он очень маленький и не имеет культурных  объектов.  Поэтому школа является сердцем  посёлка. В  школе есть библиотека, но в ней практически не происходит обновление книжных фондов, нет средств на ремонт помещения. Книги, которые есть в библиотеке, это учебники и литература для детей младшего школьного и дошкольного возраста. В очень малых количествах книги для среднего и старшего возраста. Команда единомышленников  решила разработать и реализовать социальный проект, который поможет им решить данную проблему. Выявите проблему и сформулируйте цель проекта.
  3. В маленьком городе существует парк, в котором растут реликтовые растения. Кроме этого в парке живут ручные белки, которых очень любит местная детвора. Граница парка с одной стороны – школьный двор. С другой стороны крупное предприятие, которое хочет расширить свои территории и возвести новые цеха. Администрация предприятия вышла на мэрию города с просьбой об аренде земли. Если будет принято положительное решение, парк вырубят, с чем не могут согласиться школьники. Ребята решили разработать и реализовать социальный проект, который поможет им решить проблему. Выявите проблему и сформулируйте цель проекта.

Как вести разговор с взрослыми собеседниками

(представителями местной власти, СМИ, деловыми партнерами, спонсорами)?

  • Договоритесь о встрече заранее по телефону. Причем постарайтесь договориться лично, а не через секретаря. Также следует предупредить о предстоящей теме разговора: человек должен знать, с какой целью вы к нему идёте.
  • Не опаздывайте на встречу. Лучше немного подождать, чем лишиться возможности поговорить с нужными для вас людьми.
  • Если у вас есть диктофон (а это самая нужная вещь во время встречи), попросите разрешения его включить. Не стоит нарушать деловую этику, тем более что, как правило, возражений не бывает.
  • Заранее продумывайте разговор. Нужно иметь в голове или в блокноте список тех вопросов, на которые вы хотите услышать ответы обязательно. Но не забывайте, что разговор, иногда, может повернуть в совершенно  другую сторону. Поэтому заранее настраивайтесь на то, что некоторые вопросы будут вытекать из ответов собеседника. А, значит, необходимо его очень внимательно слушать.
  • В разговоре задавайте уточняющие вопросы, например: «Правильно ли я вас поняла…?» «Значит, вы считаете...?» Не забывайте, что каждому человеку больше всего нравится, когда к нему обращаются по имени. Так что не забудьте выучить имя и отчество вашего собеседника.
  • И самое главное. Не бойтесь разговора. Даже самые большие чиновники – обычные люди.

Телефонная этика

1. Здоровайтесь!

Если вы звоните не первый раз, все равно не забывайте о приветствии. Пусть это будут слова: «Добрый день», «Здравствуйте» и так далее.

2. Представьтесь!

Можно по имени , фамилии или называя, откуда вы.

3. Узнайте, с кем разговариваете! Иначе могут случиться досадные неприятности.

4. Выясните, могут ли с вами говорить!

Есть ли у абонента время? Удобна ли ситуация для разговора? (Например, у него идет совещание или он пьёт кофе).

Чтобы лучше общаться по телефону, необходимо научиться пользоваться:

УШАМИ - чтобы слушать, слышать, слушать внимательно;

МОЗГОМ - чтобы понять собеседника, чтобы найти правильное решение;

РТОМ - чтоб говорить ясно и четко, улыбаться.

И еще не забудьте! Общение по телефону состоит из 7 уровней:

  • То, что вы хотите сказать;
  • То, что вы говорите;
  • То, что собеседник слышит;
  • То, что собеседник слушает;
  • То, что собеседник понимает;
  • То, что собеседник запоминает;
  • То, что собеседник передает другим.

Разговор по телефону - это очень сложное дело!

Экономическая база проекта.

        Для воплощения проекта в жизнь всегда требуется какая-то сумма денег, она может быть большая (например, установка памятника, строительство спортивной площадки), но может быть маленькой (галерея славы в школе). Конечно можно, какой либо монумент, площадку внести в план на следующий год, но никто не даст вам гарантии, что на ваш проект в бюджете найдутся деньги. А если ваш проект значим для города, для общественности, то можно обратиться к меценатам. Этот метод более практичен и быстр.

        Кто-то поможет просто от желания помочь, кто-то ради собственной выгоды, кто-то вообще не поможет. Даже самые богатые люди считают свои деньги. Поэтому если вы придете и скажите «А дайте нам денег на воплощение проекта» и не представите смету, то вы рискуете быть «удалены» из кабинета.

        Для того чтобы представить смету проекта, нужно ее просчитать. Да, все гениально и просто. Чем меньше стоимость проекта, тем больше шансов на его воплощение. Поэтому старайтесь, часть работы провести сами. Например, вы всегда сможете организовать добровольцев, для того, что бы провести уборку территории, разровнять площадку под будущее строительство. Да, кстати еще один очень важный момент, у спонсоров можно попытаться найти помощь не только в материальном плане, например, распечатать какие-либо листовки, помочь с инвентарем, предоставить зал для проведения конференции и т.п. Сразу рассчитайте, что потребуется для практической части, и рассмотрите, что из этого вы можете сами.

        Если вы ищете финансовой поддержки у коммерческой организации, помните, что данная поддержка не является обязанностью коммерческих компаний! Попытайтесь в этом случае установить  партнерские отношения, и продумайте – чем они могут быть выгодны обеим сторонам? Занимается ли данная компания поддержкой социальных проектов, общественных инициатив, и если да (например, уже занималась), то, какого рода? В чем она может быть заинтересована? Есть ли в бюджете этой компании соответствующая статья расходов? Исходя из данной информации, можно сразу же выбрать стратегию подхода. Но никогда нельзя забывать, что лишь малая часть организаций готова просто оказать вам помощь, не требуя ничего взамен.

Что дает сотрудничество с вами коммерческой организации?

  • Известность;
  • Улучшение имиджа на местном и национальном уровне;
  • Реклама товара, услуг;
  • Освещение собственной деятельности с помощью СМИ;
  • Вовлечение в социальную деятельность и формирование позитивного имиджа на местном уровне;
  • Доступ к определенному рынку;
  • Ассоциирование с высококачественным или престижным мероприятием;
  • Демонстрация социальной ответственности фирмы;
  • Налоговые льготы;
  • Продвижение нового товара;

        Вот такой список «основных потребностей» различных организаций. Но задается вопрос, так что лучше предложить конкретному лицу? Это вам предстоит самосоятельно


Список литературы.

  1. WEB-справочник для педагогов и старшеклассников «Как разработать социальный проект» - http://edu.zelenogorsk.ru/project/1sush.html
  2. Бестужев–Лада  И.В. Социальное прогнозирование: курс лекций / И.В. Бестужев–Лада, Г.А. Наместникова. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 392 с.
  3. О. Ю. Веселяева, А. В. Никитин.  Путеводитель в помощь участникам – школьникам и педагогам. МАГАДАН, 2006
  4. Викторова, Т.Б. Социальное проектирование – социальное действие/ Т.Б. Викторова. // Дополнительное образование. - №1, 2006. – С. 51-53.
  5. Гражданское образование : содерж. и актив. методы обучения / под ред. Н. Воскресенской, С. Шехтера. – 3-е изд., перераб. – М. : Межрегион. ассоциация «За гражданское образование», 2005. – 183 с. : ил.
  6. 12. Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. М.: Голос, 2001.
  7. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003
  8. Луков, В.А. Социальное проектирование /В.А.Луков. - Изд-во Флинта. М.: 2007. – 397.
  9. Рукавишникова Е. В. Социальное проектирование как средство становления гражданской позиции школьников / Е. В. Рукавишникова, Г. А. Васильева, М. В. Жиркова // Доп. образование. – 2005. – № 10. – С. 26–29.
  10. Сбитнева В. Б. Развитие лидерских качеств подростков в детском общественном объединении / В. Б. Сбитнева // Доп. образование и воспитание. – 2006. – № 9. – С. 37–40.
  11. «Свой мир мы строим сами» : проекты победителей Всерос. конкурса образоват. и социальных проектов / сост. В. П. Голованов. – М : ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. – 61 с. – (Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи»).
  12. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся : практическое  пособие для работников общеобразовательных  учреждений / И.С. Сергеев. – М. : АРКТИ, 2003. – 80 с.
  13. Социальное проектирование : реком. по оформ., оценке эффективности и ресурсному обеспечению соц. проектов / [сост. О. Б. Коновалова, Ж. В. Рыжова]. – Н. Новгород : Пед. технологии, 2004. – 95 с.

Региональный конкурс авторских программ «Педагогическое вдохновение»

Автор: Бережнова Елена Алексеевна©