«Развитие интеллектуально- творческой одарённости школьников через исследовательскую деятельность в развивающей системе Л.В.Занкова»

Не существует сколько-нибудь

 достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются

 в результате активного участия

 хотя бы в самой маленькой

поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya1.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие интеллектуально- творческой одарённости школьников через исследовательскую деятельность в развивающей системе Л.В.Занкова»

Не существует сколько-нибудь

 достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются

 в результате активного участия

 хотя бы в самой маленькой

поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

 

             Человек рождается, как звезда для жизни, которая может пройти незаметно, или наоборот, оставить яркий свет в памяти потомков. В самом деле, кто может сказать наверняка у колыбели младенца , как проявит он себя в будущем? Бесспорно одно, человек, спящий безмятежным сном, таит в себе огромные потенциальные возможности. А вот окажутся ли они востребованными и реализованными, зависит от нас с вами. Помните, как в сказке Ш. Перро «Спящая красавица» к маленькой принцессе слетелись феи наградили её разнообразными талантами – умением петь, танцевать, музицировать. И не нужно было затрачивать никаких усилий. Но природа в отличие от добрых волшебниц, не всегда бывает такой щедрой. Хоть и обижаться на неё грешно, пусть где-то глубоко зарыты способности, но они, несомненно, есть в каждом. Вот только как пробудить, распознать и развить их? Может ли учитель стать для малыша той сказочной феей, помочь разгореться звезде?

         Сейчас принято выявлять одаренных детей и способствовать развитию их одаренности. И это правильно и очень хорошо. Но не менее важно относиться к обычному ученику как к одаренному, и тогда мысль, что все дети талантливы, нужно будет демонстрировать на практике.

 « Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха . . .»

                                               В.А.Сухомлинский

Жизнь  современного мира необычайно насыщена и динамична. Стремительно развиваются науки, меняются приоритеты,  методы и методики и т.д. Бесспорно, это коснулось и педагогики. В связи с этим модернизируются образовательные программы, обновляется  процесс содержания образования.

          Одной из главных задач образовательной системы стала задача формирования и воспитания конкурентоспособной личности. Именно личности, а не субъекта, т.к. данное понятие объединяет в совокупности ряд необходимых на данной момент качеств, а именно: наличие фундаментальных знаний, соответствующих современному развитию нашего общества, умение легко и свободно адаптироваться в разных условиях, ясное и чёткое понимание целей и задач своей деятельности. Исходя из этого, на современном этапе стало вполне очевидным, что обоснованно возросла потребность психологии и педагогики в развитии исследовательских качеств школьников, а соответственно методов обучения в практике массового образования. Умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, кто в перспективе мыслит связать свою жизнь с научной деятельностью. Это необходимо для любого гармонично развивающегося школьника.

    Показательно, что данная система обучения ни в коей мере не противоречит естественному, природному поведению детей. Здоровая детская потребность в исследовании биологически обусловлена. Это  неумолимая жажда новизны, впечатлений, стремление наблюдать и экспериментировать. Мозг ребёнка непрерывно требует всё новой и новой информации во всех её видах.

       Современные средства информации, методики преподавания предлагают как педагогам, так и ученикам массу нового, что хочется познать и опробовать.

         Я, как преподаватель с многолетним стажем, наблюдая и работая с младшими школьниками сделала вывод: школьник  словно богатырь на распутье, с той лишь разницей, что перед ним не три дороги, а значительно больше. И перед глазами нет придорожного камня, где было бы чётко написано, какие испытания его ждут на каждой из них.

      Здесь–то и открывает благодатные возможности развивающая система Л.В.Занкова, позволяющая воспитывать гармонично развитую, потенциально богатую, творческую и конкурентоспособную личность.

  Как видно из схемы, все её части взаимосвязаны и не могут существовать обособленно друг от друга. Нарушение одной из сторон в системе обучения и воспитания приведёт к деформации всего целого, тем самым нарушая целостное созревание высоко организованной личности школьника.

            Начав работать по системе  Л.В.Занкова я на опыте своей деятельности увидела, какую значимость в системе обучающего образования имеют развивающие стратегии обучения. Ведь именно начальное образование является основой, базой всей учебной деятельности школьника, а затем и студента. Именно начальное образование формирует и развивает познавательные и учебные мотивы, способствующие развитию умения принимать, сохранять и реализовывать учебный процесс и его результаты. У учеников – занковцев хорошо развита потребность в самореализации, исследовательской деятельности, продуктивность и работоспособность.

   Работая со своим классом по системе Л.В.Занкова, я отметила, что школьники органично воспринимают развивающую методику. С удовольствием занимаются исследовательской деятельностью, оптимистично и с энтузиазмом выполняют творческие задания. Показательно, что дети с большим удовольствием занимаются самостоятельно поисковой деятельностью, чем выполняют традиционные, рутинные задания. В них просыпается здоровое чувство конкуренции, желание выполнить свою работу на самом высоком (для их возраста) уровне. Даже те школьники, уровень знаний которых в начале обучения был средним, так же с удовольствием втянулись в творческий процесс. Это дало им возможность повысить самооценку, поднять собственный статус в глазах своих одноклассников, улучшить результаты успеваемости.

      Главной целью исследовательского обучения    я вижу формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Я считаю, что нужно органично и сбалансировано сочетать как репродуктивные методы обучения, так и продуктивные ( исследовательские). Не  целесообразно добиваться от ребёнка, чтобы он всё открывал сам. Нет необходимости заново открывать всё наработанное обществом но вместе с тем, необходимо умело подталкивать и направлять школьников к развитию своих, заложенных природой способностей, открывать в себе новые возможности, поднимать свои знания и умения на более высокий уровень. А это  возможно лишь в том случае, если школьник работает творчески («поисково»). Вырабатывая в себе эти навыки и закрепляя их, школьник постепенно выходит на уровень конкурентоспособности в её лучших проявлениях, т.е. формируется умение мобилизировать своё мышление, применять накопленные знания, успешно преодолевать испытания ( конкурсы, олимпиады, марафоны и т. д.). Мыслить нестандартно.

    Исходя из этого, я поставила перед собой задачу – заложить основы исследовательских умений и навыков исследовательского поведения учащихся, вывести их на уровень конкурентоспособной личности.

          Как я отмечала выше, работая по системе Л.В. Занкова, я также использую труд А.И. Савенкова «Методика исследовательских наук», доктора психических наук, профессора кафедры психологии развития Московского государственного университета, действительного члена Академии педагогических и социальных наук, автора более 150 публикаций.

         

Опираясь на труды А.И. Савенкова, я выделяю ряд задач программы исследовательского обучения.

  1. Развитие познавательных потребностей младших школьников.
  2. Развитие познавательных  способностей младших школьников.
  3. Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
  4. Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
  5. Формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
  6. Формирование умений делать осознанный выбор.

Исследование – это творчество в чистом виде. А следовательно, путь воспитания высоко творческой личности. Исследование – это один из основных путей познания, наиболее полно соответствий природе ребёнка и современным задачам обучения. Это путь к знанию через собственный поиск. Его основными составляющими являются:

  1. Выявление проблемы
  2. Выработка и постановка гипотезы
  3. Наблюдения
  4. Опыты
  5. Эксперименты
  6. Суждения и умозаключения (сделанные на их основе)

               Собственная исследовательская практика призвана не только расширять кругозор ребёнка, но и развивать его познавательные способности . Включаясь в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, ребёнок не только           приобретает       новые знания, но и     осваивает механизмы их самостоятельного получения.

Об уровне их развития можно судить по изменению характера познавательной деятельности ребёнка в сторону повышения  степени  самостоятельности и конкурентоспособности, более высокого уровня самоорганизации  творчества.

  Так   со своим классом я провела ряд работ, где учащиеся смогли наиболее полно проявить свои навыки и умения юных исследователей.

  1. Это работа по выявлению и воссозданию своей родословной «Мое генеалогическое древо».
  2. Работа по воспитанию гражданского и патриотического чувства учащихся «Край, в котором я живу»  (сочинение  )
  3. Также некоторые дети приняли участие в городском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» в разных номинациях и продемонстрировали свои исследовательские , творческие и конкурентоспособные навыки. Им были присуждены   первые  места по пяти номинациям:
  4.  «Прыткое перо»
  5. «Мои первые опыты с природными материалами: от воображения к практике»
  6. «Театральная маска: чувствую – понимаю - передаю»
  7. «Компьютерные технологии и Я»
  8. «В здоровом теле - здоровый дух»

          Проделанная работа  дала возможность поднять интерес учащихся к учёбе, мотивировать их  на достижение более творческих результатов, выявить в детях творческое начало, увеличить долю самостоятельной поисковой работы учащихся, научить их мыслить не по шаблону. Все это дает возможность формировать личность ребенка, способную успешно и эмоционально устойчиво участвовать в конкурсах.

Мониторинг обучения по вариативным системам и учебным предметам показывает, что у учеников–занковцев развита самостоятельность, потребность в самореализации, высоки учебно–познавательные интересы, потребность проверить свои знания и умения на конкурсном уровне. Это обеспечивает им стабильные знания и успехи в предметных олимпиадах.

  Учащиеся моего класса приняли активное участие в олимпиадах: «Русский медвежонок»,  «Кенгуру» ,«КИТ» , и  показали достаточно высокие результаты.

Как я отмечала выше, обучение детей по развивающей системе Л.В.Занкова, использование методики исследовательского обучения А.И.Савенкова дало возможность каждому учащемуся активно проявить себя как конкурентоспособную, высокоорганизованную , нестандартно мыслящую личность.  Два ученика  приняли участие в VII республиканском  Занковском марафоне. Учащиеся успешно продемонстрировали приобретенные навыки и умения, достойно прошли испытания и получили дипломы 2 и 3 степени, личное первое место по окружающему миру.

              Также я работаю с учащимися над развитием у них навыков и умений создания, разработки и защиты их собственных проектов. Мы ориентируемся не просто на поиск нового задания, а на решение реальной, вставшей перед ними проблемы. Это процесс творческий. Очень важно учитывать, что метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых исследований, требует ясного формирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез в соответствии с четким планом и т.д.

           Проекты, создаваемые детьми, активизируют их стремление к исследованию, часто делают детские поиски более строгими, подчиненными определенной задаче. Они полезны в плане развития мышления младшего школьника, в плане формирования у него исследовательских умений и навыков.

    Моментом завершения детской  учебно–исследовательской работы должно являться не только индивидуальное признание её завершенности учителем, а непременно публичное представление и коллективное обсуждение.

     Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Важно не просто рассказать о выполненной работе, а, как всякое настоящее исследование, защитить. Естественно защита проходит «публично», с привлечением как авторов других работ, так и зрителей, оценивающей комиссии.

   

   Ещё один из важных мотивов подобных работ – развитие психики младших школьников. Речь идёт не только об интеллектуальном и творческом развитии, но и развитии психосоциальной сферы.

   Ученики моего класса приняли участие в ежегодных республиканских  «Рождественских чтениях 2009-2010 », в научно – исследовательской конференции школьников Ибрагима Хальфина, в  городской конференции НПК им. Хади Атласи и заняли призовые места по разным номинациям: математика « Магические квадраты»; история, обществознание, психология «Анималотерапия»; информатика «Создание мультипликационного фильма средствами компьютерных технологий» ; «Начальная школа» ; «Начало научных исследований».

                Подводя итог всему вышесказанному, нельзя не отметить тот факт, что развивающая программа Л.В. Занкова предполагает такой важный аспект, как преемственность. Как  я уже неоднократно упоминала – дети исследователи по природе. Научно доказан факт, что неудовлетворенная      потребность в творческом поведении у человека может привести к тяжёлым расстройствам нервной системы и нервным заболеваниям (В.С. Ротенберг, С.И.Бондаренко)

Важность исследовательского поведения также доказана в плане развития и саморазвития личности, что наиболее востребовано старшими школьниками и необходимо им, а затем студентам и молодым специалистам.   Чем  больше умений и навыков обретает    ребёнок на      начальных           этапах своей познавательной    деятельности   ( дошк. детство, нач. шк.),   тем      более успешным он становится на дальнейших этапах своего развития. Наработка потенциала не очень быстрый процесс, он         продолжается многие годы, усложняется, трансформируется. И логическим        завершением его можно считать     высокоорганизованные           коммуникативные, эрудированные, конкурентоспособные и т.д.  личности выпускников    школ         и будущих студентов.

       Эта педагогическая  технология      может быть         использована на всех предметных занятиях она даёт большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ребёнка, расширяет его кругозор, создавая ему условия для активного изучения самой разной проблематики.      Важно также учитывать, что работать дети могут не только индивидуально. Очень полезна и в плане творческого, и в плане психосоциального развития работа вдвоём или втроём.  

 Начальная школа является фундаментом общего и специального (профессионального) образования. Именно в этот период начинается формирование личности, характера, способов мышления и деятельности.

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителями начальных классов, является формирование у ребят готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Исследовательские методы обучения способствуют повышению эффективности усвоения учащимися знаний, умений, навыков, освоению государственных образовательных программ общего образования и достижению соответствующих образовательных стандартов. Исследовательские методы обучения способствуют формированию  и развитию психических функций, общих и специальных способностей, мотивационных установок учащихся. Исследовательская деятельность – это один из ведущих способов профориентации и начальной профессиональной подготовки. Исследование – это средство обретения молодым поколением культурных ценностей, вхождение в мир культуры через культуру и традиции научного сообщества, эффективной социализацией, историко-патриотическим и сословным воспитанием – воспроизводством культуры социума от поколения к поколению. 

Именно поэтому необходимо  внедрение проектно исследовательских принципов и методов  в процесс обучения и воспитания подрастающего поколения.

Что такое счастье?

Это очень просто-

Зажигаю каждый день я маленькие звёзды,

Радуюсь, что с ними  рядышком теплее,

С ними мир мой маленький становится светлее.