Выступление на РМО "Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе"

Толстунова Ольга Владиславна

 

В данной статье рассмотрены основные задачи здоровьесберегающих технологий,  используемые принципы , работа по следующим направлениям:
организация предметно-пространственной среды;
пространственно-речевое направление;
физкультурно-оздровительное;
художественно-эстетическое;
семейное .
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vystupleniya_na_rm_12.01.2012.docx36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

в системе коррекционной работы.

Общероссийская проблема детского здоровья весьма актуальна и для дошкольников нашего города и конечно, нашего детского сада.

Данные анализа состояния здоровья воспитанников свидетельствуют об уменьшении из года в год здоровых детей, поступающих в наше дошкольное учреждение. Лидируют болезни нервной, костно-мышечной системы, аллергии. На сегодняшний день всего 28,4% детей составляют первую группу здоровья; 69,4%-имеют вторую группу, из них с нарушением речи 56,7%. Поэтому одним из приоритетных направлений нашей деятельности выступают познавательно-речевое развитие, коррекция и оздоровление воспитанников.

Основные задачи здоровьесберегающих технологий в системе ОНР:

  1. способствовать максимально полноценному раскрытию общих и речевых возможностей детей в русле развивающей педагогики оздоровления;
  1. создать в ДОУ предметно-пространственную среду психолого-педагогического и логопедического сопровождения дошкольника;
  2. содействовать успешной социализации детей посредством развития коммуникативных умений и навыков;
  1. повышать психолого-педагогическую культуру и воспитательную компетентность родителей по общему и речевому развитию дошкольников;
  1. воспитывать у детей ценностное отношение к себе, своему здоровью, окружающему миру и людям.

В основе используемых коррекционных и оздоровительно-развивающих технологий лежат следующие принципы:

  1. научности – проведение научно обоснованных и практически апробированных мероприятий, направленных на укрепление здоровья;
  2. интегрированности – решение оздоровительных задач в системе «детский сад-дом» по возможности во всех видах оздоровительно-воспитательно-образовательной деятельности;
  3. активности  и  сознательности;
  4. адресности  и  преемственности – учет разноуровневого развития и состояния здоровья;
  1. природосообразности – отношение к человеку как к части природы, создание для его развития соответствующей биологической, психологической и экологической среды;
  2. деятельностно-рефлексивный – направленный на развитие культуры рефлексии ребенка в различных проблемных ситуациях, на анализ собственных действий и поведения, установление связей и причин;
  3. индивидуально-дифференцированной направленности содержания, форм и методов образовательно –воспитательного процесса;
  4. субъект - субъектного целевого взаимодействия в системе «родители—дети—педагоги»;
  5. системности и последовательности;
  6. игрового познания;
  7. прочности усвоения знаний;
  8. комплексного решения задач образования, воспитания и развития личности.

Работа ведётся по нескольким направлениям:

  1. организация предметно-пространственной среды;
  2. пространственно-речевое направление;
  3. физкультурно-оздровительное;
  4. художественно-эстетическое;
  5. семейное .

При организации предметно-пространственной среды в группе необходимо

создать условия для полноценного общего и речевого развития дошкольников, проявления ими творческой активности в разных видах детской деятельности.

В логопедических группах нашего ДОУ имеются:

  1. Уголок физического развития
  2. Уголок уединения
  3. Музыкально-театрализованный центр
  4. Многофункциональный центр сюжетно-ролевых игр
  5. Зона познавательного развития
  6. Уголок конструирования
  7. Многофункциональный логопедический уголок, включающий в себя различные пособия на развитие:
  1. мелкой моторики (сухие бассейны, тактильные дощечки, счетные палочки, спички с очищенными головками, штампики, шнуровки, пазлы, рамки вкладыши);
  2. дыхания (поддувалочки, мыльные пузыри, надувные игрушки, перышки, самолетики и др.);
  3. всех сторон речи (альбомы с упражнениями, предметные и сюжетные картинки, алгоритмы и мнемотаблицы для составления рассказов, картотеки предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков, дидактические игры).

Преимущества таким образом организованной среды:

  1. мобильность, позволяющая быстро реагировать на изменяющиеся и формирующиеся в коррекционно-воспитательном процессе потребности и возможности ребёнка
  2. побуждение ребёнка к речевой активности, стимуляция поиска, любознательности, стремления к исследовательской деятельности.

Познавательно-речевое направление интегрирует в себе формы и средства собственно педагогической работы по развитию речи дошкольников и элементы сугубо логопедического воздействия. В образовательной деятельности уместно использовать следующие виды здоровьесберегающих технологий.

  1. Динамические паузы или физминутки ,основные задачи которых является снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда, совершенствование общей моторики;
  1.  Релаксационные минутки, они способствуют расслаблению, снятию напряжения.
  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Самомассаж активных точек

 Следующий вид здоровьесберегающих технологий это Энергопластика

Многие авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

При систематических занятиях логопеда и родителей с детьми, массаж даёт отличный результат в оптимально короткие сроки.  На логопедических занятиях целесообразно применяется методику пальцевого массажа и самомассажа. Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом

Совет взрослым: если дети волнуются при речи и вертят  в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

Японский ученый ЙОСИРО ЦУЦУМИ разработал систему упражнений для самомассажа:

1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками

2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно: вертеть в руках, щелкать по ним пальцами, «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания

3. Массаж грецкими орехами: катать два ореха между ладонями, один орех прокатывать между пальцами, удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.

4. Массаж шестигранными карандашами: пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживать в определенном положении в правой и левой руке.

5. Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.

Следующим видом здоровьесберегающих технологий является кинезиология. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка  исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.

В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.

Кинезиологические упражнения  дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.

         Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!

Физкультурно-оздоровительное направление включает в себя следующие виды здоровьесберегающих технологий:

  1. дыхательная гимнастика.

 Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.  Способствует развитию и укреплению грудной клетки ребенка. Включается в комплексы утренней гимнастики, разминки после сна. Дети учатся технике дыхания: глубокий вдох через нос с закрытым ртом, продолжительный выдох через рот. Они сравнительно легко приспосабливаются к выполнению дыхательных упражнений, которые проводятся в игровой форме: «Упрямый ослик», «Плакса», «Веселая пчелка», «Часики» и др.;

  1. мимические разминки. Стимулируют развитие мимических мышц. Основная область их применения- занятия по ознакомлению с музыкально-театральной деятельностью, художественной литературой, в играх: «Лошадки», «Спать хочется», «Вкусное варенье», «Слоники», «Облака» и др.;
  1. оздоровительные дорожки;
  2. упражнения по профилактике плоскостопия, осанки, зрения;

  1. Для борьбы с утомляемостью и профилактикой респираторных заболеваний можно использовать ароматерапию. Замечено, что число ошибок снижается: при вдыхании лаванды – на 20%; при вдыхании жасмина – на 30%; при вдыхании лимона – на 50%.

Аромат лаванды и розмарина – действует успокаивающе и устраняет состояние стресса. Запах лимона и эвкалипта – возбуждает нервную систему и повышает работоспособность. Эфирное масло чабреца – успокаивает. Мята – снимает головную боль и тошноту. Запах вербены – успокаивает перевозбужденную нервную систему у гиперактивных детей. Запах настойки ивы – приводит в состояние равновесия нервную систему. Запах настойки остролиста – уменьшает злобность, агрессивность.

Аромотерапию можно применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеанс продолжается  20-30 минут т.е. занятие. Для ослабленных, угнетенных, или наоборот, перевозбужденных детей это очень хорошее средство. Да и для самого учителя-логопеда это просто необходимо из-за специфики его работы в непосредственном контакте с ребенком.

Художественно-эстетическое направление включает в себя:

  1. логопедическую ритмику. Элементы оздоровительной направленности: общеразвивающие упражнения, работа над физиологическим и речевым дыханием, простейшие приёмы массажа, пальчиковый игротренинг. Их цель-содействие преодолению речевого нарушения с использованием музыкальных средств; Музыкальная ритмика используется при лечении: тиков, заикания, расторможенности, моторных стереотипов, дыхательных нарушений (в т.ч. и речевого выдоха), брадилалии и тахилалии.

Ритмика с использованием музыкотерапии создают положительный эмоциональный фон, снимают тревожность

  1. театрализованная деятельность органично вошла в педагогический процесс логопедических групп, стимулируя творческую активность, повышая мотивацию речевого общения. Разные виды театральных спектаклей (пальчиковый, настольный, кукольный, драматический, теневой, би-ба-бо, перчаточный) позволяют использовать их во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса: на индивидуальных и групповых занятиях, в играх, свободной деятельности. Занятия театрализованной деятельностью помогают преодолеть переживания, связанные с дефектами речи, укрепляют психическое здоровье, способствуют улучшению социальной адаптации; Имаготерапия - основана на театрализации психотерапевтического процесса.
  2. Использует пересказ драматического произведения, переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию.
  3. Куклотерапия - один из видов имаготерапии. Основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Используется при нарушении коммуникативной сферы, страхах и нарушении поведения.
  4. Сказкотерапия – основана на притягательности для детей сказки, как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать, выражать свои чувства при помощи слов и развивать связную речь. Три вышеперечисленных вида деятельности дают лучший эффект при совместной работе психолога и логопеда.

  1. ручной труд. Развитие ручной моторики: бисероплетение, изготовление мягких игрушек, вышивание, работа с природным и бросовым материалом.

Семейное воспитание. Цель нашей работы в этом направлении: вовлечение родителей в орбиту здоровьесберегающей деятельности через интересные формы взаимодействия и ознакомления их с методами и приёмами работы с детьми. В наших группах широко используются:

  1.  викторины, КВНы
  2.  работа над познавательными проектами, создание альбомов («Моя семья», «Мы отдыхаем», «Наши младшие друзья», «Мамочка любимая моя» и др.)
  3.  мастер-классы.

 Результатом такого общения стало понимание семьей необходимости объединить усилия для выработки единой педагогической линии в интересах ребенка.

Система работы по оздоровлению дошкольников с общим недоразвитием речи в нашем ДОУ действует на протяжении нескольких лет и позволила:

  1. повысить сопротивляемость организма у детей, значительно уменьшить число часто болеющих детей;
  1. значительно повысить речевую активность и коммуникативную направленность речи;
  2. повысить социальную активность, что подтверждается участием детей в городских и районных мероприятиях;

включить всех родителей в единый воспитательно-образовательный процесс, что значительно повысило его эффективность

Таким образом, учителя-логопеды образовательных учреждений ищут оптимальные пути коррекционно-логопедического воздействия, а безопасность педагогического процесса обеспечивают здоровьесберегающие технологии.

  1. Литература:
  2. Т.В. Буденная. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
  3. М.Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера, 2003 г.
  4. С.В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г.
  5. Е.А. Пожиленко. Волшебный мир з
  6. В.И.Ковалько. «Здоровьесберегающие технологии: «Школьник и компьютер». М.«Вако», 2007г
  7. Журналы «Здоровье школьника» и «Начальная школа ».2006 - 2009гг
  8. Лекции КМН, доцента Бородкиной Галины Владимировны.