консультация для родителей.

Развитие творческих способностей у детей через элементарное

музицирование.

Цели:

1.Развитие творческого воображения и мышления.

2.Формирование навыков общения.

3.Способы развития навыков самостоятельности и активности детей.

4.Активизирует проявление творчества и артистических способностей.

5.Вызывает эмоциональный отклик и чувство радости.

 

Элементарное музицирование является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир  музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), развивается ритмический слух (чётче воспроизводят ритмический рисунок).

 

Элементарное музицирование предполагает широкое использование музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти

Инструменты просты и наиболее доступны детям дошкольного возраста, техническая лёгкость игры на шумовых, ударных инструментах побуждает детей к звукокрасочной игре, а через неё к импровизациям.

 

Прекрасные примеры на которые опирается педагогическая практика, это авторы: Т.Э.Тютюнникова, Н.А.Ветлугина, О.П.Радынова, А.М.Страунинг, Б.М.Теплова, А.М.Альтшулер, Л.С.Выготская.

В процессе игры на детских музыкальных инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и чувство музыкальной формы.

 

В основе музыкального занятия должна лежать творческая деятельность, объединяющая музыку, слово, движение в единое увлекательное импровизационное действие. В таком действии ребёнок и педагог чувствуют как равноправные партнёры, даря друг другу радость общения, рождённого в процессе совместного музицирования.

Учитывая особенности детей на занятиях можно использовать различные щумовые инструменты, в том числе и самодельные. Поэтому дети с удовольствием играют на расчёсках, звенят ключами, стучат орешками.

 

Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов. Совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируется музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание, усидчивость, благоприятное эмоциональное состояние детей.

 

Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой, народной и любимыми песнями. Детям очень нравится играть те же самые произведения, которые они слышат на занятиях. Они искренне радуются каждому удачному исполненному ими музыкальному произведению. Оркестр объединяет детей, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

 

Для полноты работы по развитию элементарного музицирования в ДОУ должны быть созданы необходимые условия: музыкальные уголки в группах, в музыкальном зале приобретены разнообразные музыкальные инструменты.

Детские музыкальные инструменты должны звучать чисто, иметь определённый тембр.

 

Игра с колокольчиком.

Программные задачи: развитие слухового внимания (прислушиваться к звучанию колокольчика), воспитание активности, желание принимать участие в игре.

Методика проведения: воспитатель говорит, что в гости к детям пришла козочка.

Козочка: Я -  козочка рогатая,

               играю целый день.

               Звенит мой колокольчик:

               «Динь-динь, динь-динь-дилень!»

 

Воспитатель поёт песенку. «Динь, дон, вот какой весёлый звон»

Козочка прячет  (незаметно) колокольчик под платочек, при этом спрашивая

«Где колокольчик? Давайте поищем». Ребёнок, который нашёл колокольчик звенит им.

 

Игра с погремушками.

Программные задачи: развитие сенсорных музыкальных способностей, воспитание отзывчивости.

Методика проведения: Воспитатель обращает внимание на гостя, спрашивает у ребят, если не угадали, спрашивает куклу, как её зовут.

Петрушка:

                    Меня все знают: я – Петрушка,

                    Я принёс вам погремушки.

 

Воспитатель раздаёт погремушки, Петрушка предлагает поиграть с ними. Музыкальный руководитель исполняет песенку «погремушки». Дети подражают действиям воспитателя.

1. Погремушки, погремушки,                       2. Погремушки не звенят,

   Вот весёлые игрушки.                                    На коленочках лежат.

   Громко, громко так гремят,                          Детки тихо все сидят,

  Всех ребяток веселят.                                      Погремушки не звенят.

 

«Мышки»

Программные задачи: Развивать тембровый слух, учить правильно реагировать на смену музыки.

Методика проведения: Дети-«мышки» сидят в «норках», разных местах зала. Мама-«мышь» взрослый учит подкрадываться к «кошке» отрывисто играя на колокольчике. На 2 часть музыки убегая от «Кошки» часто звеня колокольчиком. Звучит любая 2 частная музыка с тембровыми и динамическими изменениями музыки.

 

                            Мышки, мышки-шалунишки

                            Спрячьтесь и сидите.

                            По порядку буду звать

                            Тихо выходите.

                            В колокольчик вы звените,

                            Слушайте, старайтесь.

                            За котом следите

                            И быстро убегайте.

 

Ритмическая импровизация «Весенняя телеграмма»

Программные задачи: развитие ритмического слуха с взаимодействием игры с пением.

Методика проведения:

 Вначале игра может проводиться как ритмическое «Эхо»:  дети повторяют на палочках за педагогом ритмический рисунок каждой второй строчки. Затем предложить детям послать свою телеграмму.

 

                       Дятел сел на толстый сук

                      Тук да тук

                      Всем друзьям своим на юг

                      Тук да тук

                      Телеграммы срочно шлёт

                      Тук да тук

                      Что весна уже идёт

                      Тук да тук

                      Что растаял снег вокруг

                      Туки-тук, туки-тук.

                      Что подснежники вокруг

                      Туки-тук, туки-тук.

                      Дятел зиму зимовал

                      Туки-тук, туки-тук.

                      В жарких странах он бывал

                      Туки-тук, туки-тук.

 

Импровизация «Весёлые инструменты»

Программные задачи: Развивать ритмический слух и творческое воображение.

Методика проведения:

После каждого куплета ребёнок может на соответствующем инструменте сыграть импровизацию.

 

1.Маракас играет, весело шумит.

            Песню начинает, мягко он шуршит.

 

2. Барабан грохочет всюду «БАМ», да «БОМ»

              Песню продолжает очень звонко он.

 

3. Треугольник звонко «Ронто-ронто-рон»

              Песню украшает серебристый звон.

 

4. Ложки зазвучали мелодично в раз.

             Заискрилась радостно песенка у нас.

 

Ритмическая зарядка «Хлоп-хлоп»

Программные задачи: Учить детей менять движение в соответствии с текстом песни, развивать ритмический слух.

                  1.Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,

                    Хлопают хлопушки.

                    Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,

                   Хлопают их ушки.

 

                  2. Шлёп-шлёп, шлёп-щлёп.

                     Шлёпают шлепушки.

                     Шлёп-шлёп, шлёп-шлёп,

                      Слушают их ушки.

 

                3. Топ-топ, топ-топ,

                    Топай топатушки,

                     Топ-топ, топ-топ,

                     Слушают их ушки.

 

              4. Щёлк-щёлк.

              5. Бом-бом.

              

Ритмическая игра с палочками «Сапожник»

Программные задачи: развивать способность исполнения игры на палочках с пением, учится импровизировать.

Методика проведения: Желательно использовать эту песню без сопровождения, поскольку при пении с голоса ребёнок гораздо раньше начинает петь чисто.

                     Я сапожник и народ целый день ко мне идёт.

                     Туфли, тапочки, ботинки на починку мне несёт

                     Молоток, мне друг. Тук, тук, тук, тук, тук, тук. 

                     Не устанет ни как. Тук, тук, тук, тук, тук, так.

 

 

«Тра-та-та»

Программные задачи:  Раскрепощать детей и создавать психологически комфортную атмосферу. Воспитывать навыки двигательной импровизации и развивать воображение, фантазию, чувство юмора, способность наблюдать, сравнивать и учиться у других.

 

Методика проведения: Дети поют песню в хороводе с простейшими движениями: хлопками, шлепками, приставными шагами. Двое детей образуют «ворота», через которые четверо  проходят и  изображают

какого-либо сказочного героя. Для первых двух игр наиболее типичные персонажи – бабка и дедка, затем может появиться кошка, козлик, мышка, рыбка, птичка, робот. Например: бабка может быть сердитой, хромой, задумчивой, весёлой.

 

                   Тра-та-та, тра-та-та, растворились ворота!

                   А оттуда из ворот, вышел маленький народ:

                   Одна бабка вот такая….. А другая вот такая…

                   Третья бабка вот такая….. А четвёртая такая…

                   Ой-да, ой-да, это просто враки!