Статьи

 

Исследовательская деятельность младших школьников - это путь развития индивидуальности ребёнка в рамках реализации   федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (В. В. Николаева учитель высшей категории МБОУ «СОШ №2» г. Чебоксары (2015 - 2016 уч. год)

 

 

К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь

В.А.Сухомлинский

 

В исследовательском поиске детская потребность обусловлена биологически - ребёнок рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы изначально развитие ребёнка разворачивалось как процесс саморазвития.

По моему мнению, приоритетным направлением системы обучения и воспитания, поэтому является формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере культуры.

Начиная с первого класса, в работе используются разные игры и занятия, которые позволяют активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, что  помогает осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

Важный из этапов - это тренировочные занятия с классом, которые дают  возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования.

Например, предлагаю задание - приготовить рассказ о собаке. Моя задача -  подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Лучше и интереснее пойдёт работа, если этих методов больше. Определили последовательность работы -  начинаем собирать материал. Нужно создать схему-рисунок, так как  эти сведения тяжело удержать в голове или записать, потому, что у первоклассников нет пока навыков письма. Ребёнок изобретает различные значки, делает краткие записи.  Это свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей.

Уже начиная со второго класса необходимо работать над формированием умений, задавать вопросы, видеть проблемы,  выдвигать предположения. Ребёнок уже может давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента. Он сможет сделать выводы и умозаключения. Для этого можно предложить задание: «Посмотрите на мир глазами своего друга». Конечно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. В рамках этого задания выполняются  следующие упражнения:

-         продолжи неоконченное стихотворение;

-         составь рассказ от имени кошки, от облака

-         напишите изложение об  одном дне вашей воображаемой жизни

-         назови, как можно больше действие в предмета (например, самолёт -  летает, приземляется, набирает  и т. д.).

Самыми  эффективными формами и методами, формирующими исследовательские навыки у детей младшего  школьного возраста, являются  беседы, опыты,  наблюдения  и экскурсии.

Некоторые проводимые исследования, опыты в дальнейшем являются практической частью учебного проекта или исследовательской работы.

В начальной школе своеобразие исследовательской работы заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Для учителя главное – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Родители, участвуя вместе с детьми в исследовательской деятельности, имеют возможность сблизиться с детьми. Они делают открытия и для себя в различных областях знаний. Такая работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Дети вместе с родителями, выполняют несложные исследования по наблюдениям, фотографируют, помогают подбирать информацию для обоснования проектов и готовят защиту работы.

От природы наши дети любознательны. Я стараюсь направить моих учеников в нужное и полезное для них русло. Организуя исследовательскую деятельность учащихся, ребята ведут себя по-разному: одни втягивают в свою работу родителей, другие  с азартом и активно ищут информацию для своих исследований по энциклопедиям.  Но иногда есть и такие, которых приходится брать в помощники. Только тогда ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Отсюда следует -  исследовательская деятельность младшего школьника - это не просто один из методов обучения, а путь формирования жизнедеятельности ребёнка. Наличие у детей потребности узнавать новое – вот  главное отличие детей,  способных принимать участие в исследовательской работе. Исследовательская деятельность обучающего позволяет раскрыть его индивидуальные особенности. И это  даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Так в 2014-2015 учебном году ученики 1-го класса,  Никитина Елена с работой «Небо голубое», «Школьный мел»- Иванов Павел, Низова Анна -«Как найти свою снежинку» в школе и в ЧГУ во Всероссийском фестивале наук заняли призовые места.

 Во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям: 1. Осуществление коллективных и индивидуальных исследований, в процессе которых учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности. Например, при проведении 1-го сентября классного часа о многонациональности России, учащиеся всё дружно ответили, что они чуваши, отсюда родилась тема исследования: «В какой национальной культуре мои корни?». Проблема: противоречие между потребностью и возможностью знать свою национальность и отсутствием знаний по данной теме. Цель: организовать поиск сведений по теме исследования. Задачи учащихся: найти информацию о своей национальности; выяснить, какие ещё национальности представлены в классном коллективе; найти наиболее интересные отличительные черты культуры своего народа; подготовить презентацию – защиту своего исследования. Методы исследования: опрос родителей и учащихся, поиск информации в различных источниках, наблюдение и т. д. 2. Использование на уроках проблемных и поисковых методов, работа со словарями и другими источниками информации.

В 2015-2016 учебном году, учащиеся 2 Б класса Никитина Елена с темой ПРАЗДНИК ДЛИНОЮ В МЕСЯЦ ИЛИ АДВЕНТ - КАЛЕНДАРЬ" и  Елисеенко Алеся с темой: «Водяные мельницы» заняли 1 место в Чувашском государственном университете на научно-практической конферении Регионального фестиваля «ЧГУ -2015» «Человек. Учёный. Гражданин» в секции «Первый шаг в науку»

 В 3 классе учащиеся продолжают знакомиться с методами исследований. Для этого на уроках, используя игры, путешествия, сказочный материал, учу выделять главное в теме исследования, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады. Учащиеся самостоятельно проводят опросы, анкетирования, интервьюирование необходимые для исследовательской работы. Учитель оказывает консультативную помощь по ходу исследования. Проблематику исследовательских работ определила интересы детей, а дети данного возраста особенно любознательны. Они все замечают, удивляются, по – своему все объясняют (то есть, выдвигают гипотезы). Это стало вторым этапом в работе над исследованием. 2013- 2014 учебный год. Например, Максимов Егор  в своей работе пишет: " На стене кабинете моего отца на протяжении многих лет висел странный прибор. Заинтересовавшись указанным прибором, однажды, я спросил у папы, а что это такое? Сняв его со стены, он мне рассказал, что это - волосной гигрометр, достаточно старый вид приборов,  которым измеряют влажность воздуха. Из-за его простоты использования в работе и надежности, нахождение рабочего материала-волоса всегда под рукой, волосной гигрометр до сих пор остается одним из рабочих приборов, используемых людьми при измерении влажности воздуха. 

   Заинтересовавшийся тем, как устроен и как работает этот прибор, какие, какого цвета, чьи волосы используются в приборе, я решил написать по этой теме  исследовательскую работу". Исходя из выдвинутой гипотезы, тема становится интересной и актуальной для ребенка.  Интересные гипотезы на счёт тревожности выдвинул Андреев Александр" У девочек факторов тревожности больше, чем у мальчиков. У «отличников» уровень тревожности ниже, чем у других"

Надя Бычкова, исследовав памятники, находящихся по Московскому проспекту,  пришла к выводу - памятники в нашем городе нужны:

1. Чтобы люди не забывали свою историю (Мемориал в Парке победы, деревянная скульптура в парке 500-летия «Чебоксарцы едут в Москву»).

2. Чтобы любили Чувашию («Мать-покровительница», «Древо жизни»).

3. Чтобы люди помнили и гордились своими земляками: героями, учеными, писателями и другими знаменитыми людьми (памятники А.Г.Николаеву, К.В.Иванову, М.Сеспелю, И.Я. Яковлеву, С.Федорову, П.Е.Егорову, Н.Я.Бичурину).

4. Чтобы призывать людей к миру, добру, единению (Добрый Ангел мира, Композиция «Единение народов и культур», «Древо жизни»).

5. Чтобы повышать людям настроение («Скамьи примирения», памятник героям книги «Двенадцать стульев»).

В 4 классе обучающиеся уже добиваются высоких результатов. Так,  в районной   12 научно-практическая конференции «Открытие юных  2014»  заняли 2 место – Христофорова Дарья  («Живопись в моей жизни»)

3 место – Максимов Егор  (Мисс «Влажность»)

 В городской  научно-практической конференции младших школьников "Я – исследователь" Максимов Егор  с работой «Мисс «Влажность» занял  3 место

 В  Республиканской научно-практическая конференция младших школьников "Я – исследователь" в 2014 году Максимов Егор  занял  3 место.

В приобщении детей к исследовательской деятельности, конечно же, важен не результат, а процесс. Главное цель учителя заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу творчества, и тогда результат будет закономерен.

Вывод: исследовательская  деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Из стен школы выводит процесс обучения и воспитания в окружающий мир. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

 

Литература

 

1.        Белых, С, Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся / С.Л. Белых / Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 18. - с.68-74..

2.        Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 классы. Педагогика. Психология. Управление.,  М., 2003.

3.        Иванова О.В. Исследовательская деятельность младших школьников.//Начальная школа + до и после. – 2007. №9.

4.        Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. Журнал «Директор школы». - М: «Сентябрь»,2003, №8.

5.        Шамова, Т.И. Формирование самостоятельной деятельности школьников / Т.И. Шамова. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 314 с.

6.         Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников. – М. : Просвещение, 2011. С.6

 

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.