Школьный музей "Русская изба" в дошкольном подразделении "Тверской" ГБОУ Школы в Капотне

Елисеева Галина Геннадьевна

 

 

 

Музей "Русская изба" этнографический. Расчитан для работы с детьми дошкольного возраста, а также школьного возраста. всегда рады встрече в музее с родителями. В музее можно не только  узнать о жизни крестьян, об их быте, обычаях, но и посетить разные мастер-классы.

Предлагаем вашему вниманию небольшой видеорассказ о нашем музее, который вы сможете посмотреть открыв ссылку ниже.  Это материал 2020-2021 учебного года. Учаастинки конкурса "Школьный музей-новые возможности"


-- https://youtu.be/4Mf68N9gEVE

Конкурс "Школьный музей - новые возможности" (2021-2022)

В 2021-2022 учебном году ведем проектную работу "Музейная педагогика и психология". 

Как психолог я рассматриваю музей, как возможность проведения и коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста. Внедрение в сценарий экскурсии или музейного занятия  заданий или игр для решения психологических заданий. Стараемся следовать принципу в работе синтеза интеллекта, эмоций, действий. Что же это может быть? Конечно познавательное развитие одно из важных направлений музейного занятия. Будь то история утюга, устройство избы, либо другая тема. Мы добавляем игры на сплочение детей, на развитие внимания по теме занятия. Народные игры и игрушки можно использовать для развития мелкой мотрики детей. Эти игры легко можно совместить с упражнениями на межполушарное взаимодействие.

В народном творчестве можем увидеть умело подобранную гамму цветов, которые способны благотворно влиять на нервную систему.   Арт-терапия всегда ресурсна. Увлечь ребенка можно будь то роспись по дереву, листу бумаги, глиняной игрушки, рисование песком на световом столе.

Всей нашей работой мы создаем условия для развития личности ребенка, путем включения музея в образовательный процесс.

  1 этап конкурса "Школьный музей - новые возможности" (2021-2022) - "Учебный день в школьном музее".

 

https://youtu.be/kxCIKI2VT7w

 

2  этап конкурса "Школьный музей -новые возможности" (2021-2022)  

Квест " В поисках народной игрушки"

https://youtu.be/QtoQvSJF1lE

 

3 этап конкурса "Школьный музей - новые возможности" (2021-2022)

Выставка "Образ птицы в русском народном творчестве"

https://youtu.be/ZmJeR2q1xHA

 

Тематическая структура музейной экспозиции «Русская изба».

Музей «Русская изба» представлен в виде трех экспозиционных комплексов устройства избы : печь, красный угол, бабий кут. При входе в музей имеется макет «Внутреннее строение избы», с объяснением основных зон.

 Печь. С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Печь складывалась из кирпича, обмазывалась глиной.  Печью не только обогревали избу. В ней пекли хлеб, готовили еду. На печи можно было сушить одежду, обувь, грибы, ягоды, рыбу. Также можно спать.

  1. Печное место (опечек)– основание печи. Это деревянный сруб из толстых бревен, разделенный пополам. В его верхней части хранилась вся печная утварь: ухваты, горшки, чугунки.
  2. Устье – выходное отверстие печи.
  3. Шесток – около устья толстая доска, на которую ставили все то, что в печь идет и что из печи вытаскивают. 

Печь дополнена атрибутикой быта того времени: чугунок большой и малый, ухваты, утюги угольный большой и малый, рубель. На печи создана лежанка, с подушками и лоскутным одеялом. Имеется вспомогательный материал  по истории предметов: «От рубеля к утюгу», «От лучины к лампе».

Красный угол (красивый).

Здесь стоял стол, скамейки, висели иконы. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. В переднем углу устанавливался стол, который назывался большим. К большому столу вдоль стены приставляли ещё один стол, который назывался прямым. Вдоль стен избы стояли лавки. Лавка, расположенная в красном углу, называлась большая лавка. В красном углу, на большой лавке за столом сидел хозяин дома. Место хозяина дома называлось большим местом. Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства. Если все не умещались за большой и прямой стол, к прямому столу под углом приставляли кривой стол. Большое место считалось почётным, и предлагалось важным гостям.

В нашем музее красный угол представлен иконой, украшенным  вышитым рушником, большим столом, празднично украшенным, лавкой.

Бабий кут   (печно́й угол) — пространство избы между устьем русской печи и противоположной стеной, где шли женские работы. Здесь командовала хозяйка дома, все служило для приготовления пищи. Рядом стояла прялка.

Представлены в шкафу разные виды посуды, который расположены по материалу из которого сделаны : глина, металл, дерево. Также представлен труд хозяина дома плетение из бересты, прутьев: различные корзинки, тарелочки.

Рядом с представленными видами посуды находится выставка народных промыслов «Хохлома» и «Гжель», «Жостово». В музее представлен труд женщины не только приготовлении пищи, но и ткачество и прядение.  Имеется прялка, представлены веретена, макет ткацкого станка, антикварные портяжные ножницы, шкатулки для ниток. Стены музея украшены расшитыми рушниками (полотенцами).

От прялки переходим к экспозиции русский народный костюм. Основным видом одежды, которую человек носил от рождения до смерти, была рубаха. Часто парни и девушки еще в девятнадцатом веке до свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных поясом. Само слово происходит от корня "руб" - кусок ткани, ведь слово "рубить" когда-то имело значение "резать". Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом, позже спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава.  В нашем фонде три рубахи женских и кокошник. Также имеются лапти большие и малые. В рамках проекта «Кукла в народном костюме» создана  выставка кукол в русских народных костюмах разных губерний. Имеется вспомогательный материал по русскому костюму, где добавлены виды головных уборов и обуви женщин и мужчин.

В музее можно хорошо показать основы народной педагогики. Детям читаем фольклор, заучиваем потешки, пестушки, отгадываем загадки.  Главным экспонатом здесь является люлька. Дети знакомятся, с тем, как воспитывали, как оберегали малышей и вообще свое жилище обрядовыми куклами, выставка которых  имеется. Собран вспомогательный материал по изготовлению кукол оберегов. Также в рамках проекта «Народная игрушка» собрана коллекция игрушек-забав: матрешки, дудочки, погремушка из бересты, качалки, дергунчики, свистульки. Весь материал нашего музея позволяет детям узнать интересное о прошлом, познакомиться с произведениями фольклора в созданной среде музея, изучить подробнее народные промыслы.

Темы для совместных досугов и экскурсий с семьей: «Устройство русской избы», «Народная педагогика», «Знакомство с русским народным мужским и женским ремеслом», «Народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники».

Темы экскурсий для детей младшего дошкольного возраста:

  1. «Что такое музей?» (сентябрь)
  2. «Хозяюшкины помощники» (октябрь)
  3. «Народные игрушки – забавы» (ноябрь)
  4. «К нам гости пришли. Коляда» (январь)
  5. «Кукла в народном сарафане» (март)

Темы экскурсий для детей среднего дошкольного возраста:

  1. «в гостях у хозяюшки» (сентябрь)
  2. «В мире старинных вещей» (октябрь)
  3. «Народные игрушки-забавы» (ноябрь)
  4. «Женское ремесло» (декабрь)
  5. «Коляда» (январь)
  6. «Мужское ремесло» (февраль)
  7. «Масленица»
  8. «Народный фольклор» (апрель)
  9. «Кукла в народном костюме» (май)

Темы экскурсий для детей старшего дошкольного возраста:

  1. «Знакомство с устройством избы» (сентябрь)
  2. « В гостях у хозяюшки» (октябрь)
  3. «Народные игрушки забавы» (ноябрь)
  4. «Женское ремесло» (декабрь)
  5. «Знакомство с фольклором. Коляда» (январь)
  6. «Мужское ремесло», «Масленица» (февраль)
  7. «Народный костюм», «Праздник Сороки» (март)
  8. «Обрядовые куклы» (апрель)
  9. «Народные промыслы» (май)

В темы экскурсии включены народные праздники, они проводятся в досуговой форме.  По желанию педагогов музей используется как часть непосредственно организованной деятельности  при  знакомстве с миром предметов, народными промыслами, фольклором. Дети проводят вместе с педагогами исследовательскую работу, готовят проекты. В соответсвии с запланированными методическими мероприятиями проводятся мастер-классы, консультации, выставки рисунков.

 

Достижения школьного музея "Русская изба" 

Музейные субботы

Конкурс "Школьный музей-новые возможности" (2020-2021) победители 1 этапа "Музей МР3", 2 этапа "Музейный экспонат", 3 этапа "Музейное активити", 4 этапа "Музей 360".