Молодой специалист

Алексеева Нина Леонидовна

В помощь молодому специалисту

 1. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140... - Закон об образовании. Глава 10. Дополнительное образование

2. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventi... - Конвенция о правах ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа молодого педагога

 на тему: «_Занятия в системе дополнительного образования__»

Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его воспитанников. Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы. Однако, учащиеся на таком занятии развиваются более успешно.

При разработке занятия педагог изучает: учебно-тематический план реализуемой образовательной программы; согласовывает определённый раздел и тему раздела с содержанием программы; определяет взаимосвязь содержания занятий с предыдущими и последующими; определяются тип и структура занятия; его тема, цель, задачи.

Основные принципы обучения на занятиях:

- научность знаний (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные знания);

- природосообразность (обучение организуется в соответствии с психолого-физиологическими особенностями обучающихся);

- доступность (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений, навыков);

- сознательность и активность; наглядность (привлечение различных органов чувств детей к восприятию);

- индивидуальный подход в условиях коллективной работы в детском объединении;

- заинтересованность и мобильность (образовательный процесс организуется в соответствии с меняющимися интересами детей); - обеспечение отбираемой информации.

Методы организации занятия 

  • Словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация и т.д.
  • Наглядные методы обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, схемы, чертежи, технологические карты, графики, демонстрационные материалы.
  • Игровые методы обучения: игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, глазомера, воображения, игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра.
  • Практические методы обучения: проведение опытов, экспериментов, запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, фото-, видеосъёмка, проектирование деятельности конкретных дел и т.д.

Типы учебных занятий 

  • Вводное учебное занятие.
  • УЗ по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности.
  • УЗ по закреплению знаний и способов деятельности.
  • УЗ по комплексному применению знаний и способов деятельности.
  • УЗ по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.
  • УЗ проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности.

Формы учебных занятий 

Традиционные формы занятий: беседа; лекция; экскурсия; практическое занятие; семинар; комбинированное занятие; дискуссия; конференция; туристический поход; учебная игра; утренник, праздник и т.д.

Нетрадиционные формы занятий: ролевая игра; деловая игра; взаимообучение; круглый стол, философский стол; пресс-конференция; презентация предмета, явления, события, факта; защита проектов; психологическое занятие; соревнование; викторина; конверт вопросов; выпускной ринг; диспут; «Крепкий орешек»; конкурс; спектакль; смотр знаний; путешествие и т.д.

Алгоритм подготовки учебного занятия:
1. Анализ предыдущего учебного занятия.
2. Моделирующий:
- определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения,
- обозначение задач учебного занятия,
- определение темы и её потенциала как обучающего, так и воспитательного,
- определение вида занятия,
- определение типа занятия,
- продумывание этапов, отбор способов работы педагога и детей на каждом этапе занятия,
-подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.
3. Обеспечение содержания учебного занятия:
- самоподготовка педагога /подбор содержания занятия/,
-обеспечение учебной деятельности учащихся: подбор и изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала, подготовка заданий. образцов и т.д.,
-материально- техническое обеспечение / подготовка кабинета, инвентаря, оборудования, ТСО и т.д..

    Детальное соблюдение условий эффективности занятия, основных требований к его подготовке и построению обеспечит высокий результат занятия.

Умение формулировать цель и задачи учебного занятия входит в сферу профессиональной компетентности педагога и является одним из показателей его профессионального мастерства.

Цель - это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания учащегося на занятии.

Цель должна быть диагностичной, чтобы можно было однозначно делать заключение о степени ее реализации. Кроме того, она должна быть конкретной, точно измеряемой, иметь установленные сроки выполнения.

Педагог, приступая к формулировке цели занятия:

-обращает внимание на требования к системе ЗУН по данной теме как основе развития познавательной самостоятельности учащихся;

-определяет приемы учебной деятельности, которыми важно овладеть воспитаннику;

-выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность ребенка в результатах обучения.

После того как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной самостоятельной деятельности воспитанников.

На занятии решаются три вида задач:

Обучающие (направлены на освоение воспитанниками системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков).

Воспитательные (направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности).

Развивающие (направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка).

Требования к постановке задач занятия:

-задачи ставятся, исходя из целей и назначения всего процесса образования,

- задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного,

- задачи должны соответствовать содержанию, формам, и методам предполагаемой образовательной деятельности,

- задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить (самопроверить) их выполнение,

- в формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить, организовать и пр.)

 

Примеры конструирования задач занятия с учетом возраста детей представлены в виде памятки (прил. 1)

Образец плана-конспекта открытого занятия (прил. 2)

Этапы учебного занятия

1 этап – Организация занятия.

 2 этап – Теоретическая часть занятия.

3 этап – Практическая часть занятия.

4 этап – Окончание занятия.

1 этап - Организация занятия (10-15 минут) Сбор детей. Подготовка детей к занятию (переодевание и т.д.) Подготовка рабочих мест учащихся. Приветствие педагогом всех детей (по возможности, каждого из них, поинтересоваться их делами в школе и дома). Повторение пройденного материала, краткий обзор предыдущего занятия. Проверка домашнего задания (если такое было). Определение целей и задач занятия.

2 этап – Теоретическая часть (25-30 минут) Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Мотивация (пробуждение интереса в начале занятия и поддержание его на протяжении всего занятия. Использование приёма «коммуникативная атака»). Устное описание объекта практической работы (его исторического и практического назначения, взаимосвязь с другими составляющими данного вида деятельности) Объяснение специальной терминологии по теме занятия. Описание и показ основных технических приёмов выполнения практической работы и их последовательности (технология выполнения). Правила техники безопасности.

3 этап – Практическая часть Подбор и работа со специальной литературой. Подбор раздаточного материала. Выбор и обсуждение наиболее рациональных и технически правильных приёмов работы. Распределение частей работы среди учащихся и определение их взаимодействия друг с другом при выполнении коллективной работы. Выполнение практической работы. Контроль педагога за деятельностью учащихся: индивидуальные консультации и помощь.

4 этап – Окончание занятия (последние 15-20 минут) За несколько минут до окончания занятия педагог предупреждает об этом детей. Подведение итогов, проверка правильности выполнения каждого этапа работы. Закрепление учебного материала. Приёмы рефлексии. Объяснение домашнего задания (необязательно его наличие и выполнение до лишь тех этапов работы, которые не требуют постоянного контроля со стороны педагога и сложных технических приёмов работы).

Факторы, способствующие успешному проведению учебного занятия

  • Хорошее знание материала.
  • Бодрое самочувствие; чувство «физической» раскованности, свободы на занятии.
  • Продуманный план занятия.
  • Правильный выбор и разнообразие методов обучения.
  • Занимательность изложения, ярко выраженное эмоциональное отношение педагога к излагаемому материалу, богатство интонаций, его выразительная мимика, образная жестикуляция.
  • Выраженная заинтересованность педагога в успехе учащихся.

Факторы риска 

  • Неуверенность в своих знаниях и «педагогических силах».
  • Неправильный подбор и однообразие методов обучения.
  • Скованность движений педагога, его «зажатость».
  • Монотонность и сухость при изложении материала.
  • Бесстрастность педагога, отсутствие проявлений личной заинтересованности и увлеченности предметом.
  • Отход от темы занятия, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами занятия.
  • Отсутствие эмоционального контакта педагога и учащихся. Безразличие педагога к результатам учащихся.

После проведения занятия происходит анализ.

Существует три типа анализа учебного занятия:

  • комплексный (полный) — предполагает всестороннее рассмотрение в единстве целей, содержания, методов, форм организации всех аспектов учебного занятия; содержательного, дидактического, психологического, воспитательного, методического, организационного;
  • аспектный — отличается более глубоким рассмотрением одной стороны учебного занятия, такой анализ может быть дидактическим, психологическим, воспитательным, методическим, организационным;
  • краткий — проводится для общей оценки научно-теоретического и методического уровня учебного занятия, отражает основные дидактические категории (достижение целей, решение задач, выполнение плана и др.).

Цели анализа учебного занятия:

  • контроль за качеством преподавания и качеством знаний, умений и навыков обучающихся;
  • контроль за состоянием образовательного процесса;
  • инструктирование педагога;
  • помощь в овладении педагогическим мастерством;
  • выявление причин удач или неудач педагога и оказание ему помощи.

К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но можно выделить общие критерии анализа современного занятия:

  • экономное расходование времени занятия;
  • объем, прочность знаний и умений;
  • положительный уровень межличностных отношений;
  • вклад в формирование личностных качеств учащихся,
  • структура занятия
  • активизация познавательной деятельности детей, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных операций и практических действий (проблемные методы обучения, самостоятельные работы и др.)
  • самостоятельность и творчество
  • создание условий для самостоятельной работы;
  • обучение приемам самостоятельной работы;
  • обучение самостоятельному применению знаний и умений.

Каждый педагог дополнительного образования, организуя учебное занятие, должен уметь провести его самоанализ. Особенно при проведении открытых занятий в рамках аттестации. Примерная схема самоанализа занятия выглядит следующим образом. (прил. 3)

Приложение 1

Примеры конструирования задач занятия с учетом возраста детей

Обучающие задачи

Примеры обучающих действий педагога:

Познакомить, научить, учить, изучить, повторить, закрепить, дать основы, сравнивать, анализировать, высказывать, применять, систематизировать, свободно оперировать понятиями и др.

Воспитательные задачи (младший школьный возраст):

Воспитывать: Любовь к малой Родине, к родному дому, семье, двору, городу и т.д., доброжелательное отношение к окружающим, соблюдение правил этикета, доброжелательность, дружелюбие, готовность сотрудничать, вежливость, умение заботиться, доброты, искренности, чуткости, общительности стремления помочь, отзывчивости.

Формировать: положительную самооценку, потребность в самоорганизации (аккуратность, бережливость, трудолюбие, сдержанность, основы самоконтроля, скромность, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, настойчивость выдержку), потребность в здоровом образе жизни (умение видеть прекрасное, гигиенические знания и умения, оптимизм, доброжелательное отношение к труду, культура труда)

Воспитательные задачи (подростки).

Воспитывать: гражданские качества личности (интерес к общественной жизни, стремление помогать, патриотизм, активную жизненную позицию, критичность, оптимизм, общественную активность, чувство долга, предприимчивость).

Формировать: положительную «Я-концепцию» (умение аргументировать свою позицию, положительную самооценку, самокритичность, оптимизм, уверенность в себе, лидерские качества, умение сопереживать), потребность в саморегуляции (ответственность, самоконтроль, рассудительность, тактичность, терпимость, самостоятельность, умение адаптироваться к новым условиям, умение прогнозировать собственную деятельность, умение организовать свою деятельность и анализировать), потребность в здоровом образе жизни (разнообразие интересов, осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессий и своего места в обществе).

Воспитательные задачи (старшеклассники)

Формировать: положительную мотивацию на культуру жизнедеятельности (уважительное отношение к людям; общественную активность; интерес к культуре и истории России; стремление принести пользу обществу; понимание личного и общественного значения труда; осознание личной и общественной значимости образования, потребность к самопознанию, умение ставить цели и реализовывать их, осознание значимости результата), потребность в общении в контексте культуры (умение идти на компромисс, тактичность, терпимость, толерантность, умение доказать свою точку зрения, умение выходить из конфликтных ситуаций, знание этики семейных отношений, умение организовать культурный досуг.

Способствовать личностному и профессиональному самоопределению (формированию потребности в достижении целисамовоспитаниюформированию умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессииформированию профессионально важных качеств личностиоценке и коррекции профессиональных планов воспитанников).

Развивающие задачи:

Младший школьный возраст

- развивать психические процессы (внимания, памяти, речи, восприятия, мышления, воображения), познавательный интерес;

- развивать эмоциональную сферу;

- развивать творческие способности - формировать рефлексивные умения (умение разумно и объективно посмотреть не себя со стороны, проанализировать свои суждения и поступки: почему он это сделал?);

- развивать любознательность, чувство удовлетворения при успехах и неудовлетворения при неудачах;

- развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений;

- развивать эстетические чувства.

Подростки

- развивать самосознание;

- развивать интерес к познавательной деятельности:

- развивать умения самовыражаться, самоутверждаться;

- развивать творческие способности;

- формировать способы социального взаимодействия;

- развивать коммуникативные способности, умение жить в коллективе.

Старшеклассники

- развивать познавательные и профессиональные интересы;

- развивать способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы;

- формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ своих умений, качеств, поступков);

- развивать самосознание;

- развивать творческие способности.

Приложение 2

Образец плана-конспекта открытого занятия в системе ДО

Педагог дополнительного образования_______________________

____________________________________________________________

Творческое объединение______________________________________

Учебная группа__________________ , год обучения______________

Тема:

Цель:

Задачи:

I. Обучающие.

ІІ. Развивающие.

III. Воспитательные.

Оборудование занятия:

I. Дидактический материал для педагога:

1.

2.

3.

ІІ. Дидактический материал для учащихся:

1.

2.

3.

III. Материально техническое оснащение занятия:

1.

2.

3.

п(педагог)

д(дети)

Ход занятия

(слова, действия педагога и воспитанников)

Время

П: Д:

I этап. Организационный момент

2 мин.

П: Д:

II этап. Введение в тему занятия

3 мин

П: Д:

III этап. Объяснение темы занятия

8 мин.

П: Д:

IV этап. Практическая работа

15 мин.

П; Д:

V этап. Физ. минутка

3 мин

П: Д:

VI этап. Практическая работа

12 мин.

П: Д:

VII этап. Подведение итогов

2 мин.

Всего:

45 мин.

Дата____________________________

Педагог дополнительного образования:

Ф.И.О.___________________________________________ Подпись

Приложение 3

Примерная схема самоанализа занятий

1. Общие сведения о занятии:

  • краткая характеристика группы (детского коллектива): состав, возраст, год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты;
  • оснащённость занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др.

2. Тема занятия:

  • место в учебном курсе;
  • степень сложности в целом и для данной группы в частности.

3. Цель занятия:

  • образовательный, воспитательный и развивающий аспекты.

4. Содержание занятия:

  • соответствуют ли цели занятия;
  • проведена ли его дидактическая обработка;
  • развивает ли творческие способности детей;
  • способствовало ли развитию интереса к обучению;
  • формированию каких знаний и умений способствует.

5. Тип занятия:

  • какой тип занятия избран;
  • как осуществляется связь с предыдущими занятиями.

6. Структура занятия:

  • этапы занятия;
  • их последовательность;
  • как обеспечивалась целостность занятия.

7. Методы обучения:

  • соответствуют ли цели занятия;
  • в какой мере обеспечивали развитие познавательной активности детей;
  • какова их эффективность.

8. Система работа педагога:

  • умение организовать работу детей;
  • управление группой;
  • определение объёма учебного материала;
  • поведение педагога на занятии (эмоциональность, характер общения и др.);
  • роль педагога в создании микроклимата на занятии.

9. Система работы учащихся:

  • организованность, активность;
  • отношение к педагогу, к предмету, уровень усвоения знаний и умений;
  • умение творчески применять знания и умения.

10. Общие результаты занятия:

  • выполнение запланированного объёма;
  • степень реализации цели занятия;
  • общая оценка результатов и эффективности знания;
  • саморекомендации по улучшению качества учебного занятия.



Предварительный просмотр:

Памятка по заполнению журнала учёта работы

педагога дополнительного образования

Общие указания

Журнал учёта работы педагога дополнительного образования в объединении (секции, клубе, кружке), является государственным учётным, финансовым документом. Его обязан вести каждый педагог дополнительного образования.

 Журнал рассчитан на учебный год и ведется в каждом объединении.

Записи в журнале должны вестись регулярно, четко, аккуратно, чернилами черного цвета без исправлений.

Требования к оформлению журнала

Заполнение страницы № 1 журнала учета работы педагога дополнительного образования.

  • Название учреждения указывается полностью без сокращений (Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования  «Дом творчества» Тайгинского городского округа);
  • Название детского объединения должно соответствовать учебному плану, учебному расписанию и дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе;
  • Дни и часы занятий объединения указываются в соответствии с расписанием и приказом по учреждению;
  • Изменения расписания объединения указываются на основании приказа по учреждению и расписанию;
  • ФИО руководителя объединения указывается полностью, без сокращений;

Стр. 1

ЖУРНАЛ

УЧЕТА РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

на 20192020  учебный год

 

Название учреждения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования  «Дом  творчества»Тайгинского городского округа

Отдел __направленность детского объединения, н-р, художественная направленность

Объединение название д.о., н-р, «Рукодельница»

Дни и часы занятий:

Понедельник – 14.00-15.35ч.

Вторник – 14.00-15.35ч.

Изменения расписания: если будет меняться расписание, тогда заполняем

РУКОВОДИТЕЛЬ Батухтина Екатерина Вадимовна

Заполнение страниц № 2-25 журнала учета работы педагога дополнительного образования

  • В журнале на страницах 2-25 на каждый месяц учебного года отводится отдельная страница, где указывается ФИ ребенка в алфавитном порядке, содержание занятий (тема), дата и количество часов работы объединения;
  • Даты занятий заполняются строго по утвержденному расписанию занятий. Даты, поставленные на левой половине листа журнала должны полностью соответствовать датам занятий группы на правой половине листа и расписанию.
  • Записи в графе «Содержание занятий» заполняются согласно темам, указанным в календарно-тематическом плане и содержании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (нельзя делать прочерки повторяемости тем занятий).
  • Количество часов, отмечаемых в журнале, должно строго соответствовать педагогической нагрузке и утвержденному расписанию занятий.
  • Журнал заполняется педагогом в день проведения занятия. Недопустимо производить запись занятий заранее.
  • Все записи ведутся на русском языке (за исключением случаев, когда нельзя обойтись без иностранных слов).
  • Выставление в журнале оценок, точек, знаков «-», «+» или других не допускается.
  • В графе «Подпись руководителя» ставится личная подпись педагога.

Страницы 26-27 «Учет массовых мероприятий с учащимися» заполняются педагогом по мере участия учащихся в мероприятиях

Стр. 26 -27

УЧЕТ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ

Дата

Краткое содержание проведенного мероприятия

Место проведения мероприятия

Количество участников

Кто проводил

22.09.2014

Мероприятие «Посвящение в кружковцы»

МБОУ ДО «ДТ» ТГО

5

Педагоги - организаторы

Страницы 28-29 «Творческие достижения обучающихся» заполняются педагогом согласно достижений учащихся в различных мероприятиях. Указывается название мероприятий в соответствии с Положением о конкретной конференции, фестивале, конкурсе и т.д. и конкретный результат (диплом 1 степени, Гран-при и т.д.)

        

Стр. 28-29

ТВОРЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

№ п/п

Фамилия, имя обучающегося

В каких соревнованиях, смотрах, спектаклях и др. мероприятиях участвовал

Результаты (полученное звание, разряд и другие результаты)

1

Иванов Иван

Конкурс «Детское творчество»

Диплом I степени в номинации «Изобразительное искусство»

Страницы 30-31 журнала. При заполнении учитываются следующие требования

  • В алфавитном порядке указываются ФИО учащихся;
  • Дата рождения указывается полностью;
  • В графе «район» указываем год обучения;
  • В графе «Дата поступления в объединение» можно указывать год вступления в детское объединение;
  • Графу «Заключение врача о допуске к занятиям» заполняет врач (медицинский работник учреждения). Заполнение данной графы педагогом допускается только при наличии соответствующей медицинской справки о допуске к занятиям. Медицинское заключение о состоянии здоровья необходимо для спортивно-технических объединений. Для остальных категорий воспитанников данная графа не заполняется.

СПИСОК УЧАЩИХСЯ В ОБЪЕДИНЕНИИ

Стр. 30-31

№ п/п

Фамилия, имя

Год рождения

Класс

Школа

Район

Домашний адрес, телефон

Заключение врача о допуске к занятиям

Дата вступления в объединение

Когда и почему выбыл

1

Иванов Иван Иванович

01.02.

2010г.

3

№ 33

1

ул. Советская, 00

2019 г.

Страницы 34-35 журнала учета работы. Также заполняются в алфавитном порядке. Данные заполняются на обоих родителей.

ДАННЫЕ О РОДИТЕЛЯХ И КЛАССНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ (ВОСПИТАТЕЛЕ) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

 

Стр. 34-35

п/п

Фамилия, имя обучающегося в объединении

ФАМИЛИЯ, ИМЯ И ОТЧЕСТВО РОДИТЕЛЯ

МЕСТО РАБОТЫ, ТЕЛЕФОН, РАБОЧИЙ, ДОМАШНИЙ

ФАМИИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

ТЕЛЕФОН

1

Иванов Иван

Иванов Иван Иванович

ул. Советская, 0,

тел.0898756432

Иванова Надежда Ивановна

12345678

Страницы 36-37 журнала учета работы. «Краткое содержание инструктажа». Также заполняются в алфавитном порядке.

  • Если учащиеся первого года, то для них проводится Вводный, первичный инструктаж.
  • Если учащиеся второго и последующих годов обучения, то для них проводится повторный инструктаж.
  • Инструктаж проводится в начале учебного года и после первого полугодия.

Стр. 36-37

СПИСОК ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЪЕДИНЕНИИ, ПРОШЕДШИХ ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

№ п/п

Фамилия, имя

Дата проведения инструктажа

Краткое содержание инструктажа

Подпись проводившего инструктаж (разборчиво)

1

Иванов Иван

01.09.2019

Вводный, первичный (для первого года обучения) 

Повторный (для второго года обучения)

Страница 38 «Годовой цифровой отчет заполняется педагогом согласно количественного списка воспитанников за 1 полугодие (январь), 2 полугодие, год (май).

Контроль за ведением журнала

  • Страница 39 «Замечания, предложения по работе объединения» заполняется заместителем директора, методистом или директором с целью систематического контроля правильности ведения журнала.
  • Журнал проверяется ежемесячно, по итогам проверки готовится итоговая справка  с указанием замечаний и рекомендаций.
  • Письменные замечания и предложения по устранению ошибок в заполнении журнала педагог дополнительного образования детей обязан исправить до следующей очередной проверки. Невыполнения предписаний влечёт за собой нарушение своих должностных обязанностей.




Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ

       Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности, необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.

С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.

Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:

Здоровьсберегаюшие технологии,

технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Стретчинг не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Динамические паузы во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. В некоторых детских садах созданы специальные релаксационные кабинеты.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Динамическая гимнастика ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Гимнастика корригирующая в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротералия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Занятия из серии «Здоровье» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.

В утренние часы проведение точечного самомассажа. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).

Коррекционные технологии

       Технологии музыкального воздействия в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.



Предварительный просмотр:

Системный анализ и оценка эффективности учебного занятия

Детское объединение_Школа раннего эстетического развития «Гармония»__

Группа №_1_, _1_года обучения Дата «_02__» ___октября__ 2019 г.

Ф.И.О. педагога: Батухтина Екатерина Вадимовна_______________________

Педагог-наставник: Алексеева Нина Леонидовна________________________

Цель посещения: анализ занятия______________________________________

Один балл соответствует минимальной выраженности параметра, а четыре – максимальной.

Организация занятия

1.Наличие плана занятия, журнала.

1-2-3-4

2.Соблюдение ТБ и реализация здоровьесберегающих технологий.

1-2-3-4

3.Соблюдение этапов занятий и наличие логической связи между ними.

1-2-3-4

4. Оптимальность темпа проведения учебного занятия и рациональность использования времени на учебном занятии.

1-2-3-4

5.Целесообразность и эффективность использования наглядности и ТСО.

1-2-3-4

6.Рациональность и эффективность использованных методов и организационных форм работы.

1-2-3-4

Постановка цели и задач занятия:

1.Соответствие темы занятия КТП.

1-2-3-4

2.Ясность и чёткость постановки цели занятия.

1-2-3-4

3.Соответствие задач поставленной цели.

1-2-3-4

4. Соответствие цели и задач возрастным особенностям учащихся.

1-2-3-4

Содержание занятия:

1.Полнота, доступноть и последовательноть раскрытия педагогом содержание занятия.

1-2-3-4

2.Оптимальность объёма содержания для данного занятия и возраста детей.

1-2-3-4

3. Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом.

1-2-3-4

Методы обучения:

1.Соответствие применяемых методов цели занятия.

1-2-3-4

2. Результативность используемых методов.

1-2-3-4

4.Использование на занятие современных/инновационных образовательных технологий, собственных оригинальных методик.

1-2-3-4

Личностные качества педагога

1.Речь педагога, ясность изложения.

1-2-3-4

2.Знание предмета и общая эрудиция преподавателя

1-2-3-4

3. Соблюдение педагогической этики и такта в отношениях с учащимися

1-2-3-4

Деятельность и поведение учащихся

1.Дисциплинированность, организованность

1-2-3-4

2.Познавательная активность

1-2-3-4

3.Творческая активность

1-2-3-4

4.Самостоятельность

1-2-3-4

Результативность занятия

1.Эмоциональная атмосфера на занятии.

1-2-3-4

3.Степень выполнения поставленных цели и задач.

1-2-3-4

4.Обучающий, развивающий и воспитательный результат занятия

1-2-3-4

ИТОГО баллов: 76.

95 и выше – «отлично», 65 - 94 – «хорошо», 33 – 64 – «удовлетворительно»

Общие выводы и рекомендации: Педагог использует только формальные, словесные, мало продуктивные приемы мотивации на включение учащихся в самостоятельную, творческую деятельность. Отбирает недостаточное количество информации для полноценной реализации цели и задач занятия. Слабо владеет приемами эффективного общения, испытывает затруднения.

педагога

1.Целеполагание

Цель и задачи занятия сформулированы нечетко.

1

Педагог формулирует цель занятия, но не обеспечивает декомпозицию цели на задачи.

2

Педагог формулирует цель занятия, обеспечивает ее декомпозицию на задачи.

3

Педагог частично включает обучающихся в процесс целеполагания и декомпозиции цели на задачи

4

Педагог в полном объеме передает функцию целеполагания обучающимся в процессе создания оптимальной творческой ситуации.

5

2.Мотивация

Педагог использует только формальные, словесные, мало продуктивные приемы мотивации на включение обучающихся в самостоятельную, творческую деятельность.

1

Педагог непродуктивно использует приемы, активизирующие творческую деятельность обучающихся.

2

В течение занятия педагог использует приемы, активизирующие деятельность обучающихся.

3

В течение занятия педагог создает ситуации с «точками удивления», «ловушками», парадоксами, стимулирующими обучающихся на творческое включение в деятельность.

4

В течение занятия педагог продуктивно создает ситуацию успеха для обучающихся с разным способностями.

5

3.Содержание учебного материала занятия

Педагог отбирает недостаточное количество содержания для полноценной реализации цели и задач занятия.

1

Педагог отбирает избыточное содержание, что размывает тему, цель, задачи, искажает результаты и продукт занятия.

2

Педагог отбирает оптимальное в количественном отношении содержание занятия, но не в полном объеме соответствующее триединой цели (один из компонентов отсутствует).

3

Содержание, отобранное педагогом для занятия, включает обучающегося в активные виды и формы образовательной деятельности.

4

Содержание занятия является оптимальным по всем позициям (объем, учет возрастных особенностей обучающихся, адекватность цели и задачам, форме, методам и технологиям занятия), обеспечивает формирование необходимых компетенций.

5

4.Формы организации познавательной деятельности обучающихся.

Педагог работает фронтально со всеми обучающимися на всех этапах занятия

1

Педагог использует групповую работу обучающихся

2

Педагог организует сотрудничество детей, совместно-распределенную деятельность

3

Педагог создает условия для индивидуального освоения деятельности

4

Педагог адекватно и в системе организует как коллективную, так групповую и индивидуальную работу обучающихся по теме целям и задачам занятия

5

4. Методы организации занятия.

В работе педагога доминируют словесные методы: по преимуществу он все проговаривает сам (традиционные методы)

1

Педагог уверенно владеет методами традиционного обучения и частично использует методы развивающего обучения.

2

Педагог умело сочетает традиционное обучение с различными методами развивающего обучения.

3

Педагог уверенно владеет частично-поисковыми и проблемными методами обучения. ВЕРНУТЬ СОКОЛОВОЙ

4

Педагог применяет нетрадиционные методы (дебаты, диалог, проектный и др.), что дает выход на компетенции и УУДы.

5

5. Воспитательный аспект учебного занятия.

Воспитательный аспект учебного занятия осуществляется неосознанно.

1

Задачи воспитания сформулированы, но неточно.

2

Задачи воспитания сформулированы, но не в полной мере соответствуют содержанию, методам и приемам деятельности педагога.

3

Задачи воспитания сформулированы грамотно и в полной мере соответствуют содержанию, методам и приемам деятельности педагога.

4

Решению задач воспитания способствует гражданская и нравственная позиция педагога, его ответственность и увлеченность делом.

5

6. Коммуникативная культура педагога.

Педагог не проявляет понимания важности умелого общения, демонстрирует отсутствие интереса к процессу межличностного взаимодействия, не стремится понять партнера.

1

Педагог слабо владеет приемами эффективного общения, испытывает затруднения, устанавливая контакт с большинством обучающихся.

2

Педагог старается учитывать психологические особенности личности обучающихся, знает приемы организации эффективного общения, но не всегда правильно ориентируется в меняющихся условиях общения.

3

Педагог проявляет интерес к личности обучающегося, уверенно владеет приемами общения, открыт для сотрудничества и общения.

4

Педагога отличает высокая коммуникабельность, умело использует весь арсенал средств вербальных и невербальных средств общения.

5

7. Рефлексия.

Педагог все этапы занятия анализирует сам

1

Организует анализ деятельности на занятии, вовлекая обучающихся

2

Организует экспресс-диагностику, выявляющие только внешние, малозначимые параметры ( эмоц.состояние ребенка, работал-не раболтал и т.д.)

3

Учит обучающихся осуществлять анализ и самооценку своей деятельности

4

Создает условия для выстраивания обучающимися собственной траектории деятельности на занятии в полном объеме, с учетом всех компонентов (системный подход)

5



Общие выводы:

Рекомендации:



Предварительный просмотр:

Виды игр

Игра - дело серьёзное! «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу…» Эта мысль принадлежит А.С. Макаренко, большому поборнику детской игры. Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разностороннее его личность. Игра, общение, учение, труд - вот основные ступени восхождения ребёнка.

Игры - понятие многогранное. Существуют различные виды игр, применяемых на уроках. Игры можно разделить по количеству участников на:

  • индивидуальные
  • парные
  • групповые
  • общеклассные.

По образовательным задачам на игры:

  • изучающие новый материал
  • формирующие умения и навыки
  •  игры обобщающего повторения и контроля знаний.

По типам -

  • познавательные
  • ролевые
  • деловые
  • комплексные.

Целесообразность использования дидактических игр и игровых моментов на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.

Вначале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.

В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи.  

 В свои уроки важно включать приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности – всё это способствует активизации мыслительной деятельности.

Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д. Особенно большое поле деятельности в применении игр и игровых моментов именно дошкольникам и в начальной школе.

В качестве начала урока можно предложить разгадать (расшифровать) тему урока. Предложить учащимся загадку, ребус, рисунки, карточки с заданием.

Ребятам нравится игра на внимание под названием «Фотограф», в которой показывается полоска с цифрами, знаками, словами ,а ученики должны их запомнить за 10-15 секунд и «сфотографировать» в тетрадь.

«Твердый - мягкий». Дети делятся на две команды. Дается буква, обозначающая 2 звука. Каждая из команд придумывает слова. У одной начинаются на мягкий согласный звук, у другой – на твердый. Слова может предлагать учитель, а команды отвечать хлопками.

«Напиши букву» дается элемент написания буквы, необходимо добавить недостающий элемент, чтобы получилась буква.

«Секретное письмо» необходимо написать на ладони товарища контуры буквы или слова.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

- Расставьте карточки, начиная с самой большой. (сантиметр)

- Постройте пирамидку. (алфавит)

Я представила лишь малую долю игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами.

На детскую игру можно смотреть по-разному. Но есть законы, не подчиняющиеся ничьим желаниям. Согласно одному из них, если какая-то стадия развития не пройдена полностью, то следующая будет протекать искаженно. Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд. Интересное дело, интересный урок способны захватить ребенка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь.

Игра учит. Следовательно, это средство обучения.

Жизнь меняется независимо от наших желаний. Современные дети, приходя в школу, уже свободно владеют компьютером. Использование ИКТ - это почти обязательная часть современного урока. Компьютерные обучающие игры необходимы и незаменимы в процессе обучения.  Применение ИКТ на уроках, вне всякого сомнения, необходимо. В начальной школе яркая необычная форма подачи учебного материала способствует более прочному усвоению новых знаний. Уроки с использованием ИКТ интересны не только детям, но и самому учителю. Они представляют возможность для саморазвития и учителя, и ученика.  

         

Подводя итог выше изложенному, можно отметить при использовании игровых технологий следующие «минусы»:

- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;

- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;

- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;

- невозможность использовать на любом материале;

«Плюсы» использования игровых технологий:

- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

- несут  здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;

- идет передача опыта старших поколений младшим;

- способствуют использованию знаний в новой ситуации;

- являются естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;

- способствуют объединению коллектива и формированию ответственности.


«ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих умение учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Главная задача взрослого заключается в том, чтобы создать условия, когда обучение ребенка заменит монотонную деятельность по запоминанию на активную самостоятельную работу. Эта деятельность устанавливается тогда, когда ребенка ставят в ситуацию выбора, когда он сам решает, как поступить: пойти на интересную прогулку или помочь взрослому; съесть конфету самому или отнести ее маме; поделиться игрушками с младшим или оставить себе. Делая выбор, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовлетворение от того, что поступил правильно.

В младшем школьном возрасте основным видом деятельности детей является игра, которая предоставляет им большие возможности для общения и обучения. Учебная деятельность должна «вырастать» из игровой. Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. В игре также формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание.

1.Сущность и понятие игровых технологий.

Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. К таким технологиям можно отнести проблемное обучение, коммуникативные технологии, игровые технологии.

Педагогическая игра - вид деятельности, характеризующийся четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Во всем мире и в России в частности неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра-это естественная для ребенка и гуманная форма обучения.Обучая посредством игры,мы учим детей не так,как нам удобно дать учебный материал,а как детям удобно и естественно его взять.

В младшем школьном возрасте качественно меняется характер развития эмоциональной сферы. Л.С. Выготский отмечал, что к семи годам происходит «интеллектуализация» чувств: ребенок становится способен к осознанию, пониманию и обеспечению собственных переживаний и эмоционального состояния другого человека.

Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями. Они учатся справедливо решать конфликты; проявлять друг к другу доброжелательность. Возникает дружба.

Развивается чувство собственного достоинства. Младшие школьники осваивают формы выражения своего отношения к взрослым и другим детям. У него ярче и осознаннее проявляется привязанность к близким людям, к своей семье.

Возникает новая форма общения, которую психологи называют ситуативно-личностной. Ребенок начинает ориентироваться на других людей, на ценности в их мире. Усваивает нормы поведения и взаимоотношений. Для него уже важно как общество взрослых, так и общество сверстников, поскольку каждое из них по-своему обогащает его социальный опыт.

Младший школьник становится открытым добру и способен следовать добру, а его отрицательные проявления пока еще не носят неизменно устойчивые формы.

Как известно, младший школьный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям.

Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может овладеть нормами жизни в человеческом обществе.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Воспитание поведения детей – важнейшая задача педагогов и родителей. Уровень нравственного развития ребенка определяется не только его чувствами и представлениями, но и поступками, «делами», пусть по-детски наивными, но искренними. Для воспитания поведения надо в семье и в школе создавать условия для деятельного проявления ребенком его чувств и мыслей.

«Одними моральными наставлениями нельзя образовать сердце и волю ребенка»,-писал К.Д. Ушинский.

Важным методом нравственного воспитания является пример. Это связано с особой восприимчивостью, пластичностью нервной системы детей младшего школьного возраста, подражательностью и конкретностью их мышления, отсутствием собственного опыта.

Для воспитания у ребенка моральных качеств можно использовать некоторые виды занятий, в частности экскурсии-наблюдения для ознакомления детей с окружающей жизнью и этические беседы в связи с фактами и событиями детской жизни и после чтения художественных рассказов.

Эти занятия дают возможность планомерно воздействовать на всех детей класса: у всех детей создаются представления о том, что хорошо и что плохо, формируются оценки хороших и плохих поступков, воспитываются отношения к ним, что отражается в содержании их деятельности. Наблюдения воспитателей говорят о заметно возросшей организованности, трудолюбии детей, дружбе как результате воспитательной работы, проведенной на занятиях, в играх, труде.

Важнейшее звено в процессе формирования нравственного поведения – усвоение детьми (на основе конкретных фактов) немногих элементарных обобщений, выраженных в слове.

Объясняя наблюдаемые факты, подвожу детей к простейшим обобщениям: «Трудясь сообща, помогая друг другу, можно сделать больше и лучше», «Надо всегда говорить правду», «Хорошие товарищи – те, которые помогают друг другу в беде».

Благодаря слову ребенок усваивает элементарные этические понятия. Слово служит для оформления детского опыта, через слово ребенок усваивает нормы общежития, о взаимоотношениях людей.

Успешное воздействие слова на ребенка определяется его тесной связью с реальными событиями и фактами детской жизни, с опытом детей, их практикой, наблюдениями. Используя слово для ознакомления детей с окружающей жизнью и повседневной воспитательной работе.

В младшем школьном возрасте нравственные представления ребенка влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.

В возрасте 7 лет школьники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми.

Развитие моральных оценок и суждений необходимо, но недостаточно для нравственного развития.

Большое место в обучении младших школьников занимают игровые методы. Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей. В процессе игровых действий (подражания, угадывания.) формирование знаний и умений у ребенка происходит эффективнее, чем при прямом обучении. В условиях игры внимание детей легче активизировать, удерживать на предлагаемом содержании, формировать интерес к занятиям, работе в окружении сверстников. Такое же эффективное воздействие имеют и дидактические игрушки, использование которых в качестве учебного материала позволяет педагогу учить детей сравнивать предметы, сопоставлять их, многократно упражняясь в названии цвета, формы, величины, производя простейшую классификацию.

Игровые приемы чрезвычайно эффективны в тех случаях, когда учебная задача требует многократных упражнений, так как они влияют на снижение интереса.

Игровые приемы направлены на развитие в детях навыков анализа событий вокруг них, формирование личности школьника, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств: доброты, честности, трудолюбия, дружелюбия. С помощью поучительных историй следует стимулировать мышление, фантазии детей, подталкивать их к осознанию эмоций и переживаний окружающих

Современные педагогические требования к мыслительной деятельности ребенка состоят в развитии у него умений выбирать и осуществлять деятельность, используя активные поисковые (исследовательские) действия, соотносить действия с результатом, стремиться к конечной цели на основе прогнозирования (если так, то...), объективно оценивать результат, сравнивая его с собственной установкой (целью). Для успешного осуществления деятельности необходимо анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать зависимости и т. д.

Технология логико-математического развития, при реализации которой ребенок стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного, своеобразного творческого результата, — проблемно-игровая. В процессе применения этой технологии ребенок не ограничен в поисках практических действий, экспериментировании, общении по поводу хода развития ситуации, разрешения противоречий и ошибок, проявления радости и огорчений, других интеллектуальных эмоций.

Детям, как правило, интересна в меру сложная деятельность, доступная для ребенка, имеющего опыт самостоятельного познания и способного включаться в напряженную мыслительную деятельность. При использовании проблемно-игровой технологии обычно исключаются показ и подробное объяснение, гиперопека ребенка. Ребенок вынужден (и его это увлекает) самостоятельно находить способ достижения (цели) и в случае отсутствия данного умения — освоить его здесь же, в этой ситуации. В сложившейся обстановке ребенок естественно принимает помощь со стороны взрослого: частичную подсказку; участие взрослого в выполнении или уточнении действия, речевых способов оценки и т. д. Сравнить, составить из элементов, взвесить, соединить, уменьшить — воспринимается ребенком как особо необходимое в данный момент и стимулирует его активность.

Главным компонентом проблемно-игровой технологии является активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действии, ведущих к результату.

Заботой взрослого является обеспечение активности ребенка любого возраста в деятельности. Достигается это, прежде всего, через мотивацию (яркую, доступную, реально-жизненную); участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий; выражение сущности этих действий в речи; проявление соответствующих эмоций, особенно познавательных; использование экспериментирования, решения творческих задач, их варьирования с целью освоения детьми средств и способов познания (сравнения, измерения, классификации и др.) и применение их в детских видах деятельности. Взрослый способствует достижению ребенком цели, результата в игре, упражнении, ни в коем случае не снижая его собственной активности; использует интересные для ребенка игры и упражнения, развивающие смекалку и сообразительность,учебные умения.

Существует несколько направлений проблемно-игровой технологии:

1. Проблемные ситуации, вопросы

2. Логико-математические сюжетные игры

3. Логические и математические игры

4. Творческие задачи, вопросы и ситуации

5. Экспериментирование и исследовательская деятельность.

Подробнее рассмотрим первое направление.

Проблемная ситуация в условиях применения проблемно-игровой технологии логико-математического развития детей рассматривается не только как средство активизации мышления, но и как средство овладения поисковыми действиями, умением формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате. Одно из основных назначений проблемной ситуации и проблемного обучения — способствовать развитию творческих способностей ребенка.

В проблемной ситуации для маленьких, так же как и вообще в проблемном обучении, всегда складывается обстановка «потребности в познании». В психологии и педагогике проблемное обучение относят к развивающему. При этом особо выделяется роль совместной со взрослым деятельности детей, в которой происходит освоение новых знаний и способов действий, что влияет на развитие способностей, воображения, мышления, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.

Структурными компонентами проблемной ситуации являются проблемные вопросы, но они могут использоваться и в качестве самостоятельного методического средства, способствующего осмыслению сущности выполняемого действия, развитию сообразительности. Например, вопросы заставляют детей задуматься, установить (практически или мысленно) связи объектов по форме, соотношению частей расположению в пространстве, количественному значению и т. д. Взрослый может, например, задать такие вопросы: «Как разрезать квадрат на треугольники?», «Сколько разных способов вы можете предложить?», «Если поменять местами цифры 6 и 8, что изменится?», «Можно ли при этом цифру 6 использовать в значении 8 ?»

В проблемные ситуации для детей младшего школьного возраста включаются занимательные вопросы, занимательные задачи, задачи-шутки (и другие виды нестандартного математического материала), поиск ответов к которым протекает активно, с опорой на наглядность. Например, рассмотрим занимательную задачу. На столе лежат три карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его? Эта задача может стать частью проблемной ситуации о зависимости качественных характеристик параметров предметов от их пространственного расположения. Недлительное экспериментирование, включенное в проблемную ситуацию, становится одним из средств разрешения проблемы, обогащения ее; усиливает практическую направленность.

Проблемная ситуация может быть составлена взрослыми (педагогами, родителями) или заимствована из сборника, учебно-методического пособия, литературного произведения с учетом возможностей детей. Обстановка, создающая фон и способствующая активизации участников, также конструируется взрослыми. Разрешение же проблемной ситуации осуществляется детьми при помощи взрослого.

Рассмотрим последовательные этапы разрешения проблемной ситуации на примере игры.

Проблема представлена и осмыслена детьми. Вопросы взрослого в данном случае направляют внимание детей на необходимость ее решения.

Следующий этап разрешения проблемной ситуации — выдвижение гипотез. Как правило, дети расходятся в своих взглядах на проблему. Педагог предлагает провести практическую проверку, что составляет следующий этап разрешения ситуации. У каждого из участников возникает свой вариант действий, которые необходимо осуществить. Это может быть система действий. Далее следует коллективное обсуждение сложившейся практической ситуации и путей ее решения.

Анализируемая ситуация содержательна, вызывает интерес у детей. Но при этом имеет место увлечение процессом практического поиска.

Одна и та же проблемная ситуация может повторяться с некоторым усложнением и варьированием: за счет изменения сюжета, действующих лиц и данных; расширения поискового пространства и т. д. Дети участвуют в подобных изменениях проблемной ситуации. Поэтому вслед за обобщением результатов и подведением итогов должно следовать предложение педагога: «А что будет, если...» (изменяются первоначальные условия, обнаружится нехватка средств измерения, взвешивания и проч., увеличится количество, станет противоположной даем ему возможность почувствовать себя значимым, достойным внимания и доверия - создаем у ребенка "положительный образ себя". Но ведь этот образ неотделим от нравственного поступка.целевая установка и т. п.). Подобные приемы способствуют повышению интереса к проблеме, развитию мышления, инициативности.

2.Использование игровых технологий и функции игр.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.Игра вводит ребенка в жизнь,в общение с окружающими, с природой,способствует приобретению знаний.Она всегда имеет определенную цель.Педагогическая игра облдает существенным признаком,четко поставленной целью обучения и соответствующими результатами.Игра- особо оргаизованное занятие,требующее напряжения эмоциональных и умственных сил.Она всегда предполагает принятия решения.Как поступить?Что сказать?Решение этих вопросов обостряет мыслительную деятельность играющих.

К наиболее распространенным сюжетам игр можно отнести дидактические игры.Это игры с готовыми правилами, которые используются как средство развития познавательной активности детей.Они требуют от школьника умения расшифровать, распутать,разгадать.Чем искуснее составлена дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель.Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения.Поэтому они сами направляют ученика на овладение знаниями и умениями.

Виды дидактических игр:

1.Игры-упражнения.Они совершенствуют познавательную способность учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умения применять его в новых условиях.Это кроссворды, ребусы, викторины.

2.Игры-путешествия.Они способствуют осмыслению и закреплению.

3.Игры-соревнования.Учащиеся соревнуются,разделившись на команды.

4.Игры-предположения.Что было бы,если…Что бы я сделал?

Функции игр:

Функции межнациональной коммуникации.Игры дают возможность моделировать разные жизненные ситуации,искать выход из конфликтов.

Функция самореализации ученика в игре.Игра вводит учащихся в реальный мир человеческих отношений.

Диагностическая функция игры.Игра обладает предсказательностью.

Игротерапевтическая функция игры.Игра может быть использована для преодоления различных трудностей в общении,в обучении.

Функция коррекции в игре.Игра способна оказать помощь ученикам с отклонениями в поведении,помочь преодолеть стеснительность и неуверенность.

3.Особенности игровых технологий и организация уроков.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образ. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается учениками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно- игровом плане.

При использовании игровых технологий необходимо соблюдение следующих условий:

- соответствие игры учеников целям урока

- доступность для учащихся данного возраста

- умеренность в использовании игр на уроке

Проблемная игровая ситуация поможет детям младшего школьного возраста задуматься над важными нравственными проблемами, причем не только над теми, которые актуальны для них в настоящий момент, но и над теми, с которыми им предстоит столкнуться в будущем.

Игровая ситуация: «Что на свете одно?».

Детям дается задание: перечислить, что в мире есть только одно, (например: солнце, луна, небо, родина). Все перечисленное записывается на доске. Дети по очереди выбирают одно слово из записанных на доске и говорят о нем два-три коротких предложения, не называя его. Например, оно круглое. Оно дает нам жизнь. Оно горячее. ( Солнце). Остальные угадывают, о чем идет речь. Это занятие можно провести с разными понятиями, например: что у человека только одно, что в вашем доме только одно и т.д.

Вывод: это занятие учит детей тому, что необходимо ценить то, что у тебя есть, беречь и хранить в душе самое главное, что есть на Земле, чаще всего , это главное бывает в единственном экземпляре. (одна Мама, одна Земля, Я один единственный, неповторимый).

Рисунок «Звезда мечты».

Не отрывая карандаша от бумаги, детям предлагается нарисовать пятиконечную звезду и в ее середине то, о чем они больше всего мечтают. Затем все звезды вывешиваются на доске. Дети делятся на группы, выбирают чью-либо звезду и придумывают «пять мудрых шагов» к исполнению той или иной мечты. На лучах звезды дети предлагают записать все, что они придумали. Например, чтобы изучить иностранный язык, надо: 1) понять, для чего он нужен; 2) каждый день заниматься языком; 3) слушать песни на языке; 4) общаться с человеком, говорящим на языке; 5) найти интересную книгу на языке. После этого дети рассказывают, какие «пять мудрых шагов» они придумали, и вместе с педагогом обсуждают, какие советы самые мудрые и почему.

Вывод: на данном занятии дети задумываются над понятием «мудрость». Учатся различать сиюминутные желания и истинные потребности.

При работе в парах можно предложить следующие задания:

- детям выдаются трафареты рукавичек; надо украсить их так, чтобы они составили пару;

- игра «эскалатор»,где дети первого варианта, двигаясь по колонке назад дают задание второму варианту;

- игра «учитель-ученик».

Вывод: работа детей в этих играх формирует у них умение работать совместно и контролировать действия друг друга.

Сюжетно-ролевые игры способствуют моделированию социальных отношений, разыгрывая различные ситуации, дети поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя.

Использование сюжетно-ролевых игр создает на уроке творческую атмосферу, помогает детям в усвоении материала урока.

4.Значение педагогических игровых технологий в учебно-воспитательном процессе.

Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) и его части (введения,объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технология внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологи» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность игры педагогической в том, что ситуация классноурочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве ее средства;

- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Заключение

Дети младшего школьного возраста особенно чувствительны к новым знаниям и наиболее подвержены переживаниям, с доверчивостью впитывая информацию. Это именно тот период, когда можно заложить в душу ребенка зерна доброты, морали, нравственности, заботливости.Проблемно-игровые ситуации дают большой заряд положительных эмоций.

Значение игровых технологий невозможно исчерпать. Ее феномен состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

Игровые технологии формируют коммуникативные УУД (умение слышать, слушать, понимать партнера, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли); познавательные УУД (сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности); личностные УУД (фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы); регулятивные УУД (планировать, оценивать правильность выполнения действий). Игра побуждает учеников к учебной деятельности. В ее структуру входит целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.

Применение игровых технологий в обучении делает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным.



Предварительный просмотр:

Основные рекомендации по составлению

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

1. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие  программы (ДООП)

Содержание и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной образовательной организацией

Структурные элементы ДООП:

- титульный лист;

- содержание;

- пояснительная  записка;

- учебно-тематический план;

- содержание изучаемого курса;

- методическое обеспечение ДООП;

- список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов ДООП

1. На титульном листе рекомендуется указывать:

  • полное название вышестоящего органа управления образованием;
  • полное название образовательного учреждения, в котором разработана программа;
  • ФИО ответственного работника, который утвердил программу, и дата, номер приказа  утверждения;
  • дата и номер протокола заседания педагогического (методического) совета, рекомендовавшего программу к реализации;
  • название программы (по возможности краткое и отражающее ее суть);
  • возраст детей, на которых рассчитана данная дополнительная образовательная программа;
  • срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана)
  • данные о разработчике программы (ФИО, занимаемая должность);
  • название города, населенного пункта, в котором написана программа;
  • год написания программы.

2.Пояснительная записка.

Прописываем нормативно-правовые документы:

Программа составлена в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 29.12.2012), Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №196 от 09.11.2018 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.4.4.3172-14» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 4 июля 2014г. №41), Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Положения о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБОУ ДО «ДТ» ТГО.  

 В пояснительной записке к ДООП следует раскрыть:

  • направленность ДООП;
  • новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
  • цель и задачи ДООП;
  • отличительные особенности данной ДООП от уже существующих образовательных программ;
  • возраст детей, участвующих в реализации данной ДООП;
  • сроки реализации ДООП (продолжительность образовательного процесса, этапы);
  • формы и режим занятий;
  • ожидаемые результаты освоения программы;

формы и сроки проведения аттестации учащихся (тесты, анкетирование, выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).      

Входной контроль  (предварительная аттестация) - начальный уровень знаний, умений, навыков учащихся по данному предмету;

       текущий – содержание изученного текущего программного материала;

       промежуточный -  содержание общеразвивающей программы определенного года (этапа) обучения;

      итоговый – содержание всей общеразвивающей программы в целом.

3. Учебно-тематический план ДООП содержит:

  • перечень разделов, тем;
  • количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
  • Формы контроля по каждому разделу.

4. Содержание ДООП возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

5. Методическое обеспечение ДООП содержит:

  • описание специфических подходов и форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу;
  • описание приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;
  • обеспечение методическими видами продукции (разработки игр, планирование бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
  • рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
  • дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

заполняется в таблице:

№ п/п

Тема раздела

Форма проведения занятий

Дидактический материал, технические средства

Формы и методы подведения итогов

6. Список используемой литературы.

Данный раздел включает в себя:

- список литературы, используемой педагогом для подготовки занятий;

- список научной литературы, расширяющей кругозор педагога по:

а) общей педагогике;

б) методике данного вида деятельности и воспитания;

в) дидактике;

г) общей и возрастной психологии;

д) теории и истории выбранного вида деятельности;

е) опубликованные учебные пособия;

ж) перечень аудио- и видеозаписей и др.;

- отдельный список литературы для детей и родителей по тематике занятий (для расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка).

Список литературы выполняется в соответствии с требованиями ГОСТа Р 7.0.5- 2008.

Приложения

могут быть такими:

- контрольные вопросы, тесты, материалы тестирования:

- словарь специальных терминов (глоссарий);

- условия прослушивания;

- технологические карты;

- условия набора в коллектив;

- памятки для родителей и др.

Техническое оформление текста ДООП

Текст должен быть напечатан:

  • на бумаге формата А4 (210x297 мм), ориентация книжная;
  • набран на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word, шрифтом Times New Roman, размер шрифта 14, одинарный межстрочный интервал, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см; поля: слева – 30 мм, справа – 10 мм, снизу и сверху – 15 мм.
  • Текст набирать единым шрифтом. Для оформления внутри текста можно использовать полужирное и курсивное начертание. Пробелы перед знаками препинания (кроме тире) не ставятся. Каждый раздел программы печатается с новой страницы. Заголовки набираются полужирным шрифтом (шрифт 14 пт.), выравнивание по центру, точка в конце заголовка не ставится.
  • Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал.