Духовно нравственное воспитание учащихся.

Сарафанникова Людмила Петровна

Статья для учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno_-_nravstvennoe_vospitanie.docx14.27 КБ

Предварительный просмотр:

                              Духовно-нравственное    воспитание учащихся.

Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что  каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце».

В.А.Сухомлинский.

        Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

            Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась не простая  ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь ребёнка. Ребёнок, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив ко всему, что происходит рядом с ним в развитии и воспитании.  А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Характерными причинами данной ситуации являются: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад  культурно - досуговой  работы с детьми; резкое снижение физической подготовки молодёжи,   отсутствие патриотического воспитания. В СМИ много  пропаганды  жестокости, агрессивной рекламы и алкогольной продукции,  табачных изделий, а также  факты нарушения прав детей. Это приводит к формированию вредных привычек у детей и подрывает психику ребёнка. Вот поэтому базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Иными словами необходимо  взаимодействие  всех программ духовно-нравственного развития личности. Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьёй, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых  решаются  задач  воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь.   От этого зависит наш завтрашний день.Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между родителями и детьми, учителем и учеником, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.