Для вас, ребята.

Плеханова Марина Витальевна

Предварительный просмотр:

Тест № 2

1. В произведениях каких композиторов раскрыта тема Востока?

А) М. Глинка «Руслан и Людмила»

Б) А. Бородин «Князь Игорь»

В) Л. Бетховен Соната для фортепиано №14 «Лунная»

Г) Н. Римский-Корсаков симфоническая сюита «Шехеразада»

2.По мотивам какого литературного произведения была написана симфоническая сюита «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова?

А) «Шехеразада»

Б) Сказки из арабского сказочного сборника «Тысяча и одна ночь»

В) сказки народов мира

3.Какую народную песню П.И. Чайковский избрал как основную тему финала своей Четвертой симфонии?

А) «Камаринская»

Б) «Во саду ли, в огороде»

В) «Во поле береза стояла»



Предварительный просмотр:

Тест №1

Содержание в музыке

1. Установите соответствие между композиторами и их произведениями:

автор

произведение

А. Глазунов

  1. «Шехеразада»

М. Глинка

  1. «Ночь в Мадриде»

Н. Римский-Корсаков  

  1. «Гном»

А. Бородин

  1. «Зимние грезы»

П. Чайковский

  1. «Богатырская» симфония

М. Мусоргский

  1. «Лес»

2. Установите соответствие между названием месяца и подзаголовком, конкретизирующим содержание  пьесы из фортепианного цикла «Времена года» П.И. Чайковского:

месяц

подзаголовок пьесы

Январь

  1. «Белые ночи»

Февраль

  1. «На тройке»

Март

  1. «Подснежник»

апрель

  1. «Охота»

Май

  1. «У камелька»

Июнь

  1. «Осенняя песнь»

Июль

  1. «Песня жаворонка»

Август

  1. «Жатва»

Сентябрь

  1. «Песнь косаря»

Октябрь

  1. «Святки»

Ноябрь

  1. «Баркарола»

Декабрь

  1. «Масленица»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шарманка

Слайд 2

« Прелестная Катарина » Почти триста лет назад в Италии появился музыкальный инструмент для тех, кто не умеет играть. Крутишь ручку — раздается музыка. Чаще всего звучал тогдашний шлягер «Прелестная Катарина » — по-французски « Шарман Катарин ». От названия песенки произошло одно из названий инструмента — шарманка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкальный алфавит Рассказ о музыкальных инструментах

Слайд 2

арфа Арфа – многострунный щипковый инструмент, один из древнейших в мире. На египетских фресках xv в.до н.э. изображались арфы, напоминающие лук охотника, натянутая тетива которого при выстреле издавала мелодичный звук. Около 1810 года старинная арфа была усовершенствована французским мастером Эраром . Она представляет собой большую деревянную раму треугольной формы, внутри которой натянуты 44 струны (иногда 46) разной длины и настройки. Тембр арфы нежный, серебристый, звук несильный, постепенно замирающий. В симфоническом оркестре появление арфы придаёт звучанию нарядность, красочность. Звучание арфы И.Брамс Дуэт арф

Слайд 3

барабаны Барабан относится к группе ударных музыкальных инструментов без определённой высоты. Ударные инструменты – самые древние инструменты мира. Первобытный человек выбивал ритм по костям мамонта, по дереву, глиняным кувшинам. В современных симфонических и духовых оркестрах применяются два типа барабана – большой (инструмент низкого звучания, на нём эффектно звучат отдельные удары) и малый (играют на нём двумя деревянными палочками, выбивая дробь). Малый барабан Большой барабан

Слайд 4

валторна Валторна – медный духовой инструмент. Далёким предшественником валторны был охотничий рог, о чём свидетельствует и само название: в переводе с немецкого «валторна» означает «лесной рог». Валторна входит в состав симфонического, духового оркестров, в различные камерные ансамбли как сольный инструмент. Среди своих ближайших соседей, медных духовых инструментов, валторна выделяется особенно певучим, бархатистым и тёплым тембром, задумчиво-лирическим звучанием . Рихард Вагнер . Сигнал Зигфрида из оперы « Зигфрид »

Слайд 5

виолончель Виолончель – струнный смычковый инструмент. Появилась она в конце XV – начале XVI в. Своим созданием и совершенством обязана выдающимся скрипичным мастерам: братьям Маджини , Г. да Сало, Амати, Страдивари. Виолончель, более чем какой-либо другой инструмент из семейства смычковых, подходит для выражения силы, глубины чувств. Виолончель большего размера, чем скрипка. Её звучание мужественно, но ей доступны и нежные, воздушные краски, лиризм, сосредоточенность, напевность

Слайд 6

гобой Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов симфонического оркестра. Он входит также в состав духового оркестра, в различные камерные ансамбли. По звуку «ля» гобоя настраивается оркестр. Изобретение гобоя относят ко второй половине XVII века и приписывают это французским мастерам Филидору и Оттетеру . Впервые гобои нашли применение в балете Люлли «Большой Амур» в 1657г. и после этого стали широко использоваться в оркестре. Музыкальные образы, создаваемые гобоем, разнообразны. Ему лучше всего удаётся выразить лирические настроения, простые, чистые чувства, нежную любовь, покорную жалобу, горькие страдания. Разновидность гобоя – английский рожок (звучит несколько ниже гобоя, тембр немного гнусавый, «утиный»). Такой тембр выбрал С.С.Прокофьев для изображения утки в симфонической сказке «Петя и волк»

Слайд 7

домра Домра – струнный щипковый инструмент. Предки домры были известны ещё в IV в. до н.э. в Древней Ассирии. Инструмент назывался «танбур». Домра была одним из любимых инструментов скоморохов – бродячих актёров и музыкантов. К концу XVII века домра вышла из употребления. В 1895 году в Вятской губернии обнаружили небольшой струнный инструмент с овальным корпусом, он попал в руки В.В.Андреева, который в ту пору занимался восстановлением старинных народных музыкальных инструментов. Он разработал и сконструировал целое семейство трёхструнных домр, создав из них (совместно с балалайками и гуслями) первый оркестр русских народных инструментов.

Слайд 8

кларнет Кларнет вместе с флейтой, гобоем и фаготом входит в группу деревянных духовых инструментов симфонического оркестра. Изготовляют кларнет из твёрдых пород дерева (пальмовое, самшит), а также из эбонита и пластмассы. Появился кларнет ок . 300 лет назад, когда нюрнбергский мастер Деннер усовершенствовал старинную французскую свирель шалюмо . По словам Г.Берлиоза, «кларнет - скрипка среди деревянных духовых инструментов». Звук его ясный (отсюда название кларнета, от латинского « кларус » – «ясный»), светлый, очень гибкий и выразительный. В передаче чувств он может соперничать с любым струнным инструментом. Поэтому кларнет часто звучит в музыке композиторов-романтиков.

Слайд 9

клавесин ксилофон Клавесин - клавишный музыкальный инструмент, металлические струны которого защипываются плектром из пера или кожи. Ксилофон (от греческого «ксило» – «дерево» и «фон» – «звук») – ударный самозвучащий музыкальный инструмент, состоящий из деревянных брусочков с различными по высоте звуками. И.Дунаевский «Полька»

Слайд 10

Маракасы Маракасы — ударный парный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звучания латиноамериканского происхождения. Современные маракасы представляют собой шары с рукояткой, изготовленные из тонкостенного деревянного, пластмассового или металлического материала, и наполненные камешками, дробью, горохом или песком. Маракасы держат за рукоятку и встряхивают при игре, создавая таким образом звонко-шуршащий звук.

Слайд 11

орган Орган – клавишный духовой инструмент. На сцене виден фасад органа с частью труб. Сотни их находятся за фасадом, распологаясь ярусами вверх и вниз, вправо и влево, уходят в глубину обширного помещения. У современных органов количество труб доходит до 30 000. Самые большие высотой более 10 м, самые маленькие – 10 мм. Звук органа производит огромное впечатление. Гигантский инструмент обладает множеством различных тембров. Это как бы целый оркестр. В самом деле диапазон органа превышает диапазон всех инструментов оркестра. Орган известен с глубокой древности. Изготовление первого органа приписывают механику из Александрии Ктесибию , жившему в III в. до н.э. Это был водяной орган – гидравлос. И.-С. Бах Органная прелюдия

Слайд 12

певческий голос Певческий голос – естественный, данный природой музыкальный инструмент, звучание которого формируется гортанью. От обычного голоса – певческий отличается тембровым богатством и силой. Это дар природы, но, как и любой талант, он нуждается в развитии и совершенствовании. У певцов это называется постановкой голоса. Скрипач или пианист подолгу разучивают гаммы, чтобы стать виртуозом, так и певец должен научиться «играть» на своём природном инструменте. П.И.Чайковский. Ариозо из оперы «Иоланта» исп. Анна Нетребко

Слайд 13

рояль В 1709г. Итальянский мастер Б.Кристофори из Флоренции изготовил инструмент, в котором при помощи молоточков извлекались как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Поэтому инструмент и получил название « фортепиано ». Целая система молоточков ударяет по струнам с любой быстротой и силой. Среди многочисленных предшественников фортепиано – клавесин и клавикорд . В наше время существует две основные разновидности фортепиано : рояль , предназначенный для концертного исполнительства, и пианино , используемое для домашнего музицирования . В.А.Моцарт «Турецкий марш»

Слайд 14

скрипка Скрипка – струнный смычковый инструмент. Далёким её предком был народный инструмент славянского происхождения: долблёное деревянное корытце, покрытое плоской пластинкой, три струны, лукообразный смычок, стянутый на концах пучком волос из конского хвоста. На Руси смычковые были известны издавна. В северной башне Софийского собора в Киеве, построенного в XI в., есть фреска с изображением музыканта, играющего на смычковом инструменте. Современная скрипка один из главных инструментов симфонического оркестра. Н.Паганини Контабле ре-мажор Первые скрипки появились во Франции и Италии в начале XVI в. Вскоре их стали изготовлять по всей Европе. Но лучшими скрипками славилась Италия, давшая миру выдающихся скрипичных мастеров: Н.Амати, А.Гварнери, А.Страдивари. На их инструментах поныне играют выдающиеся скрипачи мира.

Слайд 15

саксофон В 1841г. в Париже бельгийский мастер А.Сакс сконструировал духовой инструмент, который был назван в честь изобретателя саксофоном . В настоящее время известно семь разновидностей саксофонов: сопрано, сопранино , альт, тенор, баритон, бас, контрабас. Саксофон обладает сильным, сочным, выразительным звуком, несколько «пряного» тембра, большими виртуозными техническими возможностями. Он входит в состав эстрадных, духовых оркестров, джазов и различных концертных ансамблей. Иногда саксофон используется в симфоническом оркестре, где его впервые применили Ж.Бизе, Ж.Массне , Дж.Мейербер.

Слайд 16

свирель Русская свирель ещё недостаточно изучена. Специалисты давно пытаются соотнести бытующие свистковые инструменты с древнерусскими названиями. Наиболее часто летописцы употребляют три названия инструментов такого типа – свирель , сопель и цевница . По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады — Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы. Слово “ свирель ” более древнее, чем “ сопель “, поскольку оно встречается в общеславянском языке и, следовательно, существовало еще в эпоху, предшествовавшую разделению этого языка на восточную, западную и южную ветви. Однако относилось ли такое название к инструменту определенного вида сказать трудно: в древней Руси “ свирцом ”, “ свирянином ” называли исполнителя на любом духовом инструменте, кроме рога и трубы – “ трубачея ”.

Слайд 17

труба Звонкий призывный голос трубы известен с древнейших времён пастухам, охотникам, воинам. Задолго до н.э. трубу знали египтяне, греки, римляне. В средние века труба активно участвовала в рыцарских церемониалах, играх и турнирах, в походе, на отдыхе, в бою. Впервые в оперный оркестр трубы ввёл итальянский композитор К.Монтеверди, когда в 1607г. сочинил фанфару из 5 самостоятельных партий труб в увертюре к своей первой опере «Орфей». В группе медных духовых инструментов симфонического оркестра труба – самый высокий по диапазону инструмент. Именно она придаёт звучанию оркестра удивительную торжественность, приподнятость. Соло на трубе

Слайд 18

туба тромбон В группе медных духовых инструментов туба является самой низкой по звучанию. Она была сконструирована в 1835г. в Германии. Тубу отличает полнокровное, мощное звучание. Впервые тубу в симфонический оркестр ввёл Р.Вагнер. В опере «Летучий голландец»он поручил ей солирующую роль, обогатив этим звучание оркестра новой инструментальной краской. Туба – участник духовых и эстрадных оркестров. Тромбон – ближайший родственник трубы, её басовая разновидность. Об этом говорит само название инструмента: в переводе с итальянского «тромбон» означает « трубища ». Тромбон обладает мощным по динамике, блестящим по тембру, величественным, грозным и мужественным по характеру звуком. Впервые тромбон появился в XV в. как басовая разновидность трубы.

Слайд 19

фагот флейта Иоганн Себастьян Бах «Шутка» Astor Piazzolla « Libertango » Фагот – самый низкий по звучанию в группе деревянных духовых инструментов. Создан в 20-30-е гг. XVI в. в Италии. Используется фагот в симфоническом, духовом оркестрах и как сольный инструмент. Флейта – деревянный духовой инструмент. Название его происходит от латинского слова « флатус » - «дуновение»

Слайд 20

цитра Цитра — (нем. Zither ) - струнный щипковый музыкальный инструмент, получивший наибольшее распространение в Австрии и Германии в XIX в. Струны (в некоторых разновидностях до 40) натягиваются над грифом и вне грифа над декой. цинь Цинь – древний китайский щипковый музыкальный инструмент.

Слайд 21

челеста Самый молодой ударно-клавишный инструмент – челеста – имеет форму маленького пианино с металлическими, а иногда стеклянными пластинками вместо струн. Клавиатура – как у фортепиано. Челеста была сконструирована в 1886 году французским мастером О.Мюстелем на основе « камертонового клавира» (набор камертонов). Тембр её очень красив. Челеста самый тихий и нежный инструмент симфонического оркестра. Первым её применил в оркестре П.И.Чайковский. П.И.Чайковский. Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»

Слайд 22

http://emarket.ua/services/girlyandyi-dlya-oformleniya_2325817.html?complaints http://www.kulturaportal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=534&crubric_id=1002065&rubric_id=207&pub_id=576781 http://zigrana.livejournal.com/ http://www.vsesmi.ru/news/658106/1394281/ http://strecoza.bestff.ru/viewtopic.php?id=181&p=1 http://www.steinway-sons.ru/page127.aspx http://notoboz.ru/instrumets/page/2/ http://ivanstepsax.narod.ru/photo.html http://www.livemaster.ru/catalogue/muzykalnyeinstrumenty?view=list&v=0&sort=2&from=60 http://www.novoteka.ru/r/Dosug.Records?lastdate=/2009-06-20 http://beat.com.ua/index.php?cPath=236_246&sort=products_sort_order&page=2 http://www.musiccentre.ru/catalog/brass/trombone/view-1067.html Музыка скачана с сайта – melomanu.ru Тексты – Энциклопедический словарь юного музыканта .М . «Педагогика»1985


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся... Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. Дмитрий Шостакович

Слайд 3

Анатолий Константинович Лядов

Слайд 4

Виды оркестров: Симфонический Оркестр народных инструментов.

Слайд 5

Лейтмотив Музыкальные реплики

Слайд 6

Лейтмотив - это яркая мелодия или целая тема, применяемая для характеристики героя. Музыкальная реплика – это повторение музыкальной фразы.

Слайд 7

Кикимора

Слайд 8

« Живет, живет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот - баюн – говорит сказки заморские, со вечера до белого свете качают кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно в семь лет вырастает кикимора, тонёшенька , чернёшенька та Кикимора, а голова то у нее малым – малешенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора с утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную , сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной»

Слайд 9

Первый лейтмотив «У кудесника в горах» Инструменты: кларнет, фагот.

Слайд 10

Второй лейтмотив «Колыбельная» Инструмент: английский рожок

Слайд 11

Третий лейтмотив Хрустальчатая колыбелька Инструмент: челеста

Слайд 12

Кикимора

Слайд 13

Анатолий Константинович Лядов

Слайд 14

Сказки гуляют по свету



Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРА