Методические разработки

Кузнецова Людмила Владимировна

             Хочется сделать так, чтобы всем учащимся было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. В достижении этой цели мне  помогают  разнообразные, нестандартные формы преподавания предмета.

             Важным условием эффективности урока является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.  

             На уроках стараюсь  организовать такой процесс обучения, чтобы у детей не было  ни времени, ни желания отвлекаться на что-то постороннее.  Через создание коммуникативно-проблемных ситуаций дети  учатся решать самостоятельно учебно-познавательные задачи, осваивать знаково-символическую систему (в том числе и с помощью ИКТ), учатся самоорганизации, эффективно работать с информацией, регулируют свое поведение.

             Моя педагогическая деятельность по  внедрению проблемно- диалогического обучения в ОП основывается на опыте работы Мельниковой Е.Л. (Мельникова Е.Л.Технология проблемно-диалогического обучения. Сборник программ . – М, 2008; Мельникова Е.Л. Анализ уроков изучения нового материала.Вып. 4-М.: Баласс, 2008.; Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2004.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фрагмент урока.

Приём «яркое пятно» на уроке русского языка в 8 классе по теме: «Односоставные предложения. Основные группы односоставных предложений».

Учитель

Ученики

- Разберите предложения по следующему плану:1) найдите грамматическую основу, укажите, простое предложение или сложное;

2) в простых предложениях (в том числе в тех, которые являются частью сложного предложения) укажите: а) односоставное оно или двусоставное; б)распространённое или нераспространённое.

1. Рожь наливается. Жара. По вечерам солнце косыми лучами ложится на рожь. 2 . Утро малоросистое. Очень тихо. Слышно желну, сойку, дрозда. Рябина очень краснеет, берёзки начинают желтеть.                 (М. Пришвин)

- В каких  предложениях  смысл  высказывания исчерпан до конца, какие - дают возможность домыслить, дофантазировать, ярче представить картину?

- Ответы учащихся. Данные тексты состоят из простых и сложных предложений. Есть предложения, в которых грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого                           ( двусоставная). А есть  предложения, в которых грамматическая основа состоит только  из подлежащего или только сказуемого                                                              (односоставная).  








- Односоставные предложения дают возможность домыслить, дофантазировать, ярче представить картину.

- Совершенно верно. Значит, тема нашего урока: «Односоставные предложения. Основные группы односоставных предложений»



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока.

Этап поиска решения учебной проблемы на уроке русского языка в 9  классе по теме: «Основные группы сложноподчиненных предложений». (Подводящий без проблемной ситуации  диалог)

Учитель

Ученик

- Запишем предложения и определим в них второстепенные члены, поставив соответствующие вопросы:


- Сердце предчувствовало недоброе.

-Мой дом находится в новом районе.

-Мы добрались до цели нашего путешествия  вечером.

- Какие это предложения?

- учащиеся выполняют задание (письменно)

Сердце предчувствовало (что?) недоброе.


- (чей?) Мой дом находится в новом районе.


- Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером.

- Данные предложения простые, распространненные.  1-е предложение распространено дополнением, 2-е – определением, 3-е – обстоятелством

- Подберём к данным предложениям синтаксические синонимы – перестроим предложения так, чтобы они стали сложноподчинёнными

- учащиеся выполняют задание:

-Сердце предчувствовало, что случится что-то  недоброе.


-  Дом, в котором я живу, находится в новом районе.


- Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил  вечер.

-Сравним простые и сложноподчинённые предложения и сделаем выводы

- (Ответ учащихся). Придаточные предложения сходны по смыслу с второстепенными членами предложения.

Трём группам второстепенных членов: дополнениям, определениям, обстоятельствам соответствуют три группы придаточных предложений

- Мы можем ответить на вопрос: «Какие основные группы сложноподчинённых предложений существуют в русском языке?»

-В основном, правильно. Только придаточные предложения, которые отвечают на вопросы дополнений называются изъяснительными.

- Чтобы определить к какой группе относится СПП, что необходимо сделать?

- Да. Основные группы сложноподчинённых предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными, придаточными дополнительными и обстоятельственными,


-Чтобы определить   какой группе относится СПП, нужно правильно задать вопрос.

- выяснить, к чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному? Каким способом придаточные предложения  прикрепляются к главному?

 

- Работа с предложениями.

1) Комната (какая?), куда меня привели, была похожа на сарай.

2) Отец потребовал (чего?), чтобы я ехала с ним.

3) Я пришёл домой (когда?), когда уже смеркалось.


- Ответы учащихся.                                     Поработав с предложениями, мы пришли в к выводу:  в первом предложении придаточное предложение относится к существительному в главном, во втором - к глаголу в главном,  в третьем – ко всему главному предложению).

Придаточные предложения прикрепляются к главному  с помощью союзов куда, чтобы, когда.



- Обобщите результаты учебной работы над проблемой, определяя основные шаги по определению основных групп сложноподчинённых предложений.


- Чтобы определить, к какой группе относится придаточное предложение в СПП, надо:

1 шаг: найти главное предложение;


2 шаг: определить, от чего будем задавать вопрос;


3 шаг: вспомнить, какой второстепенный член отвечает на такой вопрос:


4 шаг: сопоставить и сделать вывод (это придаточное определительное, изъяснительное или обстоятельственное);


5 шаг: определить средство связи.

-Молодцы, ребята. Ваша версия верна. В русском языке существует три основных группы сложноподчинённых предложений: СПП с придаточными  определительными, изъяснительными и обстоятельственными. Далее мы будем выполнять упражнения по закреплению нового материала