Самообразование

Подкорытова Ольга Петровна

1.План по самообразованию

2.«Использование современных информационных технологий в начальной школе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию учителя начальных классов Подкорытовой Ольги Петровны

           Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему с          

                          общественному развитию.

И.Песталоцци

        Совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесс самообразования учителя. Самообразование  - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

                                      Тема по самообразованию:

«Использование современных информационных технологий в начальной школе»

Срок работы над темой  - 3года (2013 – 2016гг.)

          Сложная и многосторонняя обучающая и воспитывающая деятельность требует регулярной и систематической работы по повышению квалификации. Учитель всегда должен удовлетворять растущие запросы школьников. Моя деятельность в области самообразования:

  • систематический просмотр определённых передач;
  • чтение конкретных педагогических периодических изданий;
  • чтение методической, педагогической и предметной литературы;
  • обзор в Интернет  информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;
  • посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
  • участие в педагогических советах, заседаниях МО, совещаниях, в обмене опытом с коллегами;
  • прохождение курсов повышения квалификации;
  • проведение  уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ;
  • организация внеклассной деятельности по предметам;

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

1.Постановка проблемы

2.Изучение литературы по проблеме имеющегося опыта

2013-2014

1.Собеседование с завучем школы по УВР.

2.Выступление на заседании школьного МО учителей начальных классов

3.Подписка на методическую литературу: журнал «Начальная школа», газета «Первое сентября. Начальная школа»

4.Изучение литературы:

Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательной школе

Прогностический

1.Определение цели и задач работы над темой.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2013-2014

1.Выступление на заседании школьного МО классных руководителей.

2.Разработка комплекта электронных уроков, объединённых предметной тематикой или методикой преподавания.

Практический

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы

2014-2015

1. Выступление на заседании педагогического совета школы.

2. Выступление на заседании методического совета школы

3.Проведение открытых уроков

4.Участие в конкурсах, конференциях.

5.Оказание практической помощи коллегам в овладении компьютерных технологий.

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2. Оформление результатов работы

2015-2016

1.Выступление на заседании районного МО учителей начальных классов

2.Мастер-класс «Использование учащимися ИКТ на уроках в начальной школе»

3.Консультативная помощь учителям и учащимся.

4.Создание электронной почты для контакта с единомышленниками.

Внедренческий

1.Распространение опыта работы.

2.Использование опыта самим педагогом в дальнейшей работе.

В ходе дальнейшей пед. деятельности

1.Творческий проект «Использование современных информационных технологий в начальной школе»

2.Выпуск пакета сценариев уроков с использованием компьютерных технологий



Предварительный просмотр:

«Использование современных информационных технологий в начальной школе»

   Важным предметным результатом прохождения основной образовательной программы начального общего образования является освоение компьютерной грамотности учащимися. Учащиеся начальной школы должны овладеть не только элементарными операциями на компьютере, но и работать в электронных пространствах дистанционно, пользоваться интернет ресурсами, быстро добывать точную информацию. Каждому учителю необходимо иметь собственное электронное интернет пространство, самостоятельно создавать курсы, еженедельно выкладывать и проверять задания. Также педагогам рекомендуется создавать личные сайты, где каждый ребёнок и родитель имеет возможность получить полезную информацию.

Задача применения компьютерных технологий в сфере образования широко обсуждается в педагогике последние 10 лет. Большой вклад в её решение внесли Г. Р. Громов, О. А. Кривошеев, С. Пейпер, Г. Клейман.

   В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми инструментами. Задача учителя научить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни. Как реализовать этот процесс?

   Для того чтобы научить детей работать с информацией и цифровыми приборами учителю необходимо самому построить свою работу по-новому. Деятельность по овладению и использованию новых технических средств должна быть регулярной. Непрерывный характер работы с техническими средствами решает 2 задачи: 1) учитель совершенствует собственные навыки работы с компьютерной техникой; учащиеся запоминают способ действий учителя и позднее могут воспроизвести. Привлечение технических средств возможно при подготовке уроков, во внеурочной работе и проектной деятельности. Способы работы разнообразны: составление презентаций к уроку, работа в интернет онлайн ресурсах (тесты, работа с интерактивной доской, в интернет пространствах (составление проектов, выполнение индивидуальных творческих, тестовых заданий) и т. д. С помощью различных интернет ресурсов учащиеся могут самостоятельно и дистанционно проверить свои знания. Работа педагога во многом облегчается, так как есть возможность использовать готовые электронные задания, обмениваться «онлайн» опытом с другими педагогами. В настоящее время существует большое количество заочных интеллектуальных и творческих интернет соревнований.

   Актуальным, особенно сегодня становится воспитание информационной культуры. Дети учатся работать с понятиями, признаками понятий, таким образом начинает формироваться научное мировоззрение.

   Ярким достоинством работы с информационными технологиями является, то что ребёнок помимо получения информации осваивает компьютерную технику. Заучивание определенных операций не даёт эффективных результатов. А в ситуации, когда ученику необходимо быстро выполнить задание (например скопировать текст, чтобы не набирать, учащийся действует методом «проб и ошибок». Выход, найденный самостоятельно, во второй раз произойдет на автоматизме.

   Важно в работе с информационными технологиями не предлагать для работы детям все технические инструменты одновременно и выстраивать работу постепенно, в зависимости от опыта накопленных знаний. Материал для освоения, следует подбирать согласно возрасту и индивидуальным характеристикам детей.

  Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.

     Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребёнка, развивать его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненной информацией. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться. Что может быть важнее?

      Я использую в своей работе сочетание традиционных и компьютерно – ориентированных  методов.  Целью данной методики является  применение различных методов и приемов обучения младших школьников, использование  способов поиска информации в различных источниках, их фиксации с применением схем, знаков, таблиц, символов.

      Задача учителя при обучении разным способам поиска информации – применять их на более обобщенном уровне, а именно:

-активное взаимодействие со сверстниками подчинить достижению общей цели, например, поиску и обработке информации

-умение задавать вопросы преобразовать в умение задавать вопросы учебного, поискового характера

-способность договариваться в умение поддерживать разговор по проблеме исследования

-разговор на интересную тему «превратить» в поисковую беседу

     Целесообразно обучать этому на уроках, используя тексты, таблицы, словари, энциклопедии. Это экономит время, делает процесс познания интереснее и эффективнее.

   Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

    Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:

·         развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

·         овладевать практическими способами работы с информацией;

·         развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

·         активизировать познавательную деятельность учащихся;

·         проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

      Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.

   Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счёта важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учёбе и повседневной жизни, начиная с первого класса.

Внедрение ИКТ осуществляется по следующим принципам:

  • создание презентаций к уроку;
  • работа с ресурсами Интернета;
  • использование готовых обучающих программ.

   Презентация– мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Она незаменима, когда рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией рисунков, картин, фотографий. Использование анимационных эффектов позволяет акцентировать внимание на важных объектах, за счёт визуализации, наглядности. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитывается, что она:

  • быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
  • вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
  • усиливает воздействие выступления.

 Сегодня  многие издательства предлагают  различные виды электронных учебников, библиотеки электронных наглядных пособий, анимационные сюжеты, подборки видеоматериалов позволяющих изучить новый материал и проверить полученные знания. Эти пособия предназначены для учителей, учащихся, а также их родителей.  Например, детские энциклопедии “Кирилл и Мефодий”.

В ней представлен материал по всем предметам курса начальной школы.

   Использование ресурсов Интернета

   Внедрение в процесс обучения младших школьников информационной технологией обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам.

   В последние годы широкое распространение в школах получил так называемый метод проектов.

   Приобщение учащихся к научно-исследовательской поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе. Проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения. Проект разрабатывается по инициативе учащихся, но тема может быть предложена учителем. В основе метода проектов лежит развитие творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В результате выполнения проекта повышается мотивация учащихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности. Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками, приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требует работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения.

  Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение  компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

Основываясь на опыте работы можно сделать выводы о том, что информационные технологии позволяют:

  • активизировать учебную деятельность детей;
  • увеличить объём материала;
  • повысить темп работы;
  • добиться эмоционального и мотивационного роста;
  • совершенствовать контроль знаний;
  •  повысить эффективность урока.

   Таким образом, использование в начальной школе информационных технологий при развитии информационной культуры у учащихся имеет положительную динамику, а также повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.