творческие работы детей

Неустроева  Зоя Александровна

здесь помещаются  работы  детей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoki_referat_.doc447 КБ
Файл сочинение про семью286.81 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ  «  Потрусовская  ООШ»

Реферат  на  тему

«Богоявленский

Анастасиин Костромской монастырь»

Выполнила  

Неустроева  Елена  ученица   9 класса

МКОУ  « Потрусовская  ООШ»

Руководитель  

Неустроева Зоя Александровна

Потрусово

\

Актуальность темы

     Перефразируя слова известного поэта можно с уверенностью сказать: «Кострома! Как много в этом звуке для сердца русского слилось». Действительно, Кострома является одним из древних русских городов, оказавших большое влияние на историю России. Отсюда шагнул на престол первый царь из династии Романовых.

       Бывая в Костроме, часто видишь, , большое количество туристов, как русских, так и иностранных, которым интересна история Костромы, её исторические и архитектурные памятники. А что знаем мы об истории Костромы, живя в непосредственной близости от неё? К сожалению, очень мало.

       Кострому часто называют златоглавой из-за большого количества храмов на территории.

  В настоящее время люди стали много посещать церкви, это помогает многим залечить душевные раны, обрести веру в исцеление, понять свою жизнь и не совершать зла.    Но так  было не всегда, об этом говорят разрушенные церкви, храмы. На Костромской  земле  много храмов, которые имеют интересную историю создания, возрождения. Я решила изучить историю Богоявленско-Анастасиина  монастыря, жизнь внутри храма, узнать чем он знаменит. Почему  монастырь имеет двойное название?. Кто стоял у  его истоков. Какую роль играл в жизни нашей страны, почему он стал одним из главных  Кафедральных соборов Костромы.

  В храме находится святыня Костромы- Феодоровская икона Божией Матери .  Весь путь, пройденный Костромой за ушедшие годы, связан с этой иконой. Почему люди так  почитают эту икону, поклоняются ей?  Так ли это было на самом деле? Как чудотворная икона попала  в  монастырь?  Как  связана история страны  с этим монастырём?  

Поэтому     для своего реферата я взяла тему  «Костромской Богоявленский – Анастасиин женский монастырь. Феодоровская икона Божией матери  её значимость в истории становления российской государственности»

Цель работы : изучение  истории  и современного бытия древней святыни  Богоявленско - Анастасиина  монастыря. его святыни Феодоровской  иконы Божией Матери.

Задачи:

  • Изучить материал о монастыре
  • Обобщить полученный материал
  • Узнать о святыне монастыря-  Феодоровской иконе Божией Матери.
  • Показать роль иконы в жизни  страны.
  • Создать презентацию   «Богоявленско - Анастасиин  монастырь»
  • Расширить свои знания

Основная часть

Среди дубравы блестит крестами,

 Храм пятиглавый  с колоколами.

Их звон призывный через могилы,

Гудит так дивно и так уныло!

 К себе он тянет  неодолимо,

 Зовёт и манит   он в край родимый,

В край благодатный, забытый мною, –

И , непонятной  томим тоскою,

 Молюсь и каюсь я,  и плачу снова,

 И отрекаюсь я от дела злого; ( А. Толстой)

  1.   Богоявленский Анастасиин Костромской монастырь — очень известная  православная обитель. ( приложение 1). Костромской монастырь обладает очень богатой историей, уходящей корнями в глубокую древность. В нем совмещены три обители, которые раньше существовали отдельно: Богоявленский мужской монастырь, Крестовоздвиженский и Анастасиинский женские монастыри.

       Давайте рассмотрим  историю  каждого  монастыря.

     Богоявленский мужской монастырь, крупнейший в Костроме, был основан в день Богоявления Господня в 1426 г. на реке Суде, неподалеку от центра города - Костромского кремля.  Время основания Богоявленской обители пришлось на трагическую для Руси эпоху войны 1425-1450 годов между князьями дома Ивана Калиты: великим Московским князем Василием Васильевичем Темным и галичскими князьями  - сыном благоверного князя Дмитрия Юрием Дмитриевичем и его сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. В ходе этого противоборства воюющие стороны поочередно захватывали Кострому, грабили и разоряли край. Кроме того, сразу же после возникновения Богоявленский монастырь подвергся разгрому во время набега на Кострому казанских татар в январе  1429 года.

Воздвигнут храм был трудами и попечением преподобного Никиты Костромского, ученика,  сподвижника и родственника великого святого преподобного Сергия Радонежского. Точная дата кончины преподобного Никиты Костромского неизвестна, предположительно это середина XV века;  погребен он был в деревянном Богоявленском соборе основанной им обители. На протяжении столетий память о святом Никите благовейно хранилась жителями Костромы, почитавшими его как небесного покровителя своего народа    ( приложение 2а)

На протяжении XV и первой половины XV I веков все строения были деревянными. Основу архитектурного ансамбля обители в это время составляли два деревянных соборных храма: Большой Богоявленский («летний»)  и скромный по своим размерам, вероятнее всего посвященный святителю Николаю «зимний»

В конце пятидесятых годов XV I века по инициативе игумена Исаии (Шапошникова) на месте деревянного Богоявленского собора ,сгоревшего при пожаре или разобранного по ветхости) началось строительство каменного храма. По благословению святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси, 23 апреля 1559 года в обители состоялась закладка каменного Богоявленского собора.  В число наиболее щедрых жертвователей входил князь Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат царя Иоанна Грозного. За шесть лет ростовскими мастерами был возведен величественный храм – пятиглавый, четырехстолпный и трехабсидный, на высоком подклете. Освящение собора  состоялось в 1565 году. Именно тогда царь Иоанн Грозный учредил так называемую опричнину и начал беспощадно истреблять своих подлинных и мнимых врагов; к сожалению, среди последних оказалась и братия Богоявленской обители. В 1569 году князь Владимир Андреевич Старицкий  которого самодержец подозревал в намерении занять царское место, проезжал через Кострому в Нижний Новгород. Братия обители, возглавляемая игуменом Исаией, с честью встретила высокого гостя. В конце того же года князя Владимира Андреевича по приказу царя умертвили в Александровской слободе; после этого гнев Иоанна обрушился на ни в чем не повинных костромских иноков. Многие из них также подверглись казни; жертва бессмысленной жестокости царя, игумен Исаия, был погребен в подклете,  построенного им Богоявленского собора.

В 1598 году настоятель монастыря – игумен, также носивший имя Исаия – присутствовал в Москве на Земском соборе, избравшем на царство Бориса Федоровича Годунова. Вскоре, в 1601 году, из-за природных неурядиц, продлившихся до 1603 года, в стране начался небывалый голод. Он поразил и Костромской край, где среди умерших голодной смертью были многие крестьяне, приписанные к Богоявленскому монастырю. Однако события 1601 – 1603 годов стали предвестием еще больших потрясений: на Россию надвигалась скорбная эпоха Смутного времени…

1.2. Этот период  в жизни монастыря является важным. Беды, причиненные великой Смутой, не обошли стороной Богоявленскую обитель. В конце декабря 1608 года отряды Лжедмитрия 2 («тушинского вора»), возглавляемые Александром Лисовским, при захвате Костромы – население который поддерживало царя Василия Ивановича Шуйского – осадили монастырь.  Иноки вместе с горожанами и монастырскими крестьянами мужественно оборонялись; однако 30 декабря 1608 года  поляки ворвались в обитель, подвергнув ее грабежу и разгрому.

 1.3 XVII век стал для Богоявленского монастыря временем обширного каменного строительства: здесь были воздвигнуты Иоанно-Богословский и Трехсвятительский впоследствии Сретенский храмы, Никольский придел к Богоявленскому собору, звонница с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского, служебные здания.  В 1642-1648 годах вокруг монастыря построили каменную ограду с шестью башнями; руководил работами настоятель монастыря игумен Герасим ,управлявший обителью в 1644-1672 годах, опытный и высокообразованный пастырь ( приложение 2 б). Был возведен «каменный город». В 1667-1672 годах артель костромских изографов расписала Богоявленский собор «стенным письмом»; к тому же времени относится написание на стене угловой юго-западной монастырской башни Смоленской иконы-фрески Божией Матери – впоследствии прославившейся чудотворениями.

   С началом XVIII столетия – эпохи петровских преобразований – Богоявленский монастырь постепенно стал приходить в упадок. Число насельников уменьшалось, практически прекратилось новое строительство; лишь в 1752-1760 годах в обители была воздвигнута одноглавая Никольская («Салтыковская») церковь с приделом во имя Архистратига Михаила, построенная над местом погребения генерал-майора М.П. Салтыкова попечением его вдовы Е.М. Салтыковой.

К середине 18 века обитель располагала обширными вотчинами, в основном пожертвованными ей вкладчиками, в том числе великими Московскими князьями и царями. В Костромском, Любимском, Московском и Казанском уездах монастырю принадлежали 17 сел и 185 деревень, население которых составляло 4581 человек крестьян. Обитель имела свое подворье в Москве. Реформа 1764 года, в ходе которой у монастырей были изъяты их вотчины, существенно повредила благосостоянию Богоявленского монастыря, отнесенного ко второклассным обителям: с этого времени каменное строительство здесь прекратилось на многие десятилетия, а уже имевшиеся сооружения не ремонтировались и ветшали. В 1779 году при учреждении императрицей Екатериной 2 Костромского наместничества большая часть зданий монастыря была занята под присутственные места – сначала наместничества, а затем, с 1796 года, Костромской губернии. Лишь в 1809 году присутственные места были выведены из обители. В 1814 – 1847  годах в стенах Богоявленского монастыря размещалась Костромская Духовная семинария, после пожара покинувшая Спасо – Запрудненский монастырь на окраине города. Учебные, жилые и хозяйственные помещения семинарии были разбросаны по всей обители, что, естественно, причиняло большие неудобства; но, с другой стороны, само пребывание в древних стенах костромской святыни не могло не оказывать доброго духовного влияния на семинаристов.

Среди ректоров семинарии ее «Богоявленского» периода были выдающиеся личности, память о которых хранится историей Русской Православной церкви. Прежде всего следует назвать известного ученого – библеиста преподобного архимандрита Макария, являвшегося ректором семинарии и одновременно настоятелем Богоявленского монастыря в 1821-1824 годах. Позднее, с 1830 по 1844 год, преподобный Макарий руководил Алтайской православной миссией; ныне мы именуем его апостолом Алтая (приложение3).  Попечением отца Макария угловая  юго – западная башня монастыря с написанной на ней чудотворной Смоленской иконой Божией Матери была в 1824 году перестроена в сохранившуюся до наших дней Смоленскую церковь)

1.4 Страшный пожар, в начале сентября 1847 года испепеливший почти всю Кострому, нанес Богоявленскому монастырю огромный ущерб , превратив его в развалины. О восстановлении монастыря в те годы не могло быть и речи: город, посещенный столь страшной бедой, не имел возможности оказать опустошенному и разрушенному пожаром монастырю хоть какую-то помощь. Монастырь был закрыт. Городские власти в течение 16 лет продавали кирпич разбираемых его развалин для строительства частных зданий, щебень же отдавали бесплатно — для мощения улиц. Были разобраны таким образом Сретенская и Трехсвятительская церкви, паперти Богоявленского собора, звонница, почти все жилые и хозяйственные постройки, часть стен. К 1864 году монастырь перестал существовать. Богоявленский собор не был разобран, поскольку император Николай Павлович повелел сохранить его как памятник древности. Историк И.В. Баженов писал: «Крайне прискорбную, невольно вызывавшую слезы и глубокое сожаление картину представлял монастырь после пожара. Храмы уныло стояли обгорелые, без глав и крыш. В Богоявленской и Никольской церквах сохранилась часть иконостасов, хотя они внутри немало пострадали от ломки при спасении утвари. В Сретенской церкви сгорело все, что находилось внутри, как и в Смоленской церкви;  сохранилась невредимою, как и во время пожара в 1779 году, только Смоленская икона Божией Матери, написанная на стене юго – западной башни. Стоявшие вблизи Смоленской церкви толпы народа с верою и благославением повергались пред этим ликом Богоматери , прося ее о заступлении и спасении горевшего города… Нещадное пламя истребило как настоятельские и братские кельи со службами , так и те здания монастырские, в которых обитала духовная семинария».. После пожара Смоленская церковь была возобновлена на средства Платона Васильевича Голубкова, уроженца Костромы, и значительно перестроена в 1892 г. .( приложение 3а)

  1.5  Пожар привёл монастырь в упадок, в этих условиях властями было принято наиболее простое, но глубоко неверное решение, ставшее причиной разрушения большинства исторических строений Богоявленского монастыря

 В августе 1848 года решено было  закрыть обитель. Братии предписывалось перейти в находящийся под Костромой Богородицко – Игрицкий монастырь, а на месте Богоявленской обители  планировалось начать строительство большого нового здания Духовной семинарии.

Последующие 15 лет – одна из наиболее скорбных страниц в истории монастыря.   Все это время рядом с центральной площадью Костромы – Сусанинской – продолжал  стоять целый квартал бывших монастырских строений: храмы, корпуса, стены, башни. Лишенные крыш постройки разрушались, на сводах обезглавленных церквей росли трава, деревья, кустарники… Единственное исключение составлял храм в честь Смоленской иконы Божией Матери: сравнительно немного пострадавший при пожаре, он был достаточно быстро восстановлен и до 1868 года являлся семинарской церковью.

  В конце пятидесятых годов 19 века, когда проект строительства нового здания духовной школы на месте сгоревшей обители был окончательно утвержден, началось разрушение древних монастырских зданий Тогда же попытались разобрать и звонницу, однако кладка оказалась столь прочной, что ее пришлось взрывать. Далее предполагалось разрушить Богоявленский собор; уже были уничтожены окружавшие его галереи и придельный Никольский храм, но непрекращающиеся протесты горожан не дали совершиться такому деянию. То, что от окончательного разрушения обитель сохранял  бог, свидетельствует следующее удивительное событие: при юго-восточной башне монастыря были устроены ворота, над которыми на стене изографы написали образ святителя Николая. Во время пожара 1847 года, когда все строения Никольских ворот были уничтожены огнем, этот образ сохранился невредимым.   Я хочу  процитировать  историка И.В. Баженова

: « Когда происходила в 1859-1860 годах разломка обгорелых зданий упраздненного Богоявленского мужского монастыря для очищения его от развалин, на ту же печальную участь, между прочим, были определены вместе с юго-восточной башней и Никольские ворота с изображенным над ними ликом святителя Николая. Не раз намеревались приступить к сломке этих ворот, но встречались препятствия к тому. Так, передавали, что когда каменщик, поднявшись хотел приступить к разломке Никольских ворот, тотчас он упал на землю и после исповеди и святого причащения поведал, что сброшен был какою – то непостижимою силою. После того разрушение этой части древней стены было приостановлено, и надолго она сохранилась целиком, пока впоследствии не вошла в состав  новой каменной часовни.

1.6  Положение изменилось к лучшему лишь в начале 1863 года, когда  начальство приняло решение объединить бывшую Богоявленскую обитель с находившимся неподалеку Анастасииным Крестовоздвижным женским монастырем. ( приложение 4)

Анастасиин монастырь был основан в XV веке Анастасией Романовой, первой женой Иоанна Грозного  (приложение 4 ). В 60-х годах XVIII столетия монастырь был закрыт. Монахинь перевели в женский Крестовоздвиженский монастырь. Однако через несколько лет Анастасиин монастырь восстановили на прежнем месте. Теперь он назывался Крестовозждвиженский Анастасиин монастырь. В 1863 году в управление женским Анастасииным Крестовоздвиженским монастырем вступила игумения Мария

 ( приложение 5). В этом же году она подала прошение о том, чтобы ей был передан бывший Богоявленский монастырь при условии его восстановления. Прошение игумении Марии было одобрено властями. Костромской монастырь стал девичьим. К его названию добавилось слово Анастасиин. Это стало началом возрождения монастыря.

Главная заслуга в возрождении древней святыни принадлежит назначенному на Костромскую  кафедру в 1857 году епископу Платону, а так же игумении Марии( в София Дмитриевна Давыдова) , которую И.В.  Баженов с полным правом  называл «бессмертной в истории этого монастыря». Происходившая из московского дворянского рода, игумения Мария еще в молодости оставила Москву и вместе с матерью поселилась в Сергиевом Посаде в 1847 году по благословению святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, она стала послушницей костромского Анастасииного Крестовоздвиженского монастыря. В 1858 году София Давыдова приняла монашеский постриг с именем Мария; 3 февраля 1863 года епископом Костромским и Галичским Платоном она была возведена в сан игумении. В июне того же года матушка Мария,  глубоко переживавшая запустение Богоявленского монастыря, предложила епископу Платону объединить его с возглавляемой ею обителью. Тем самым она приняла на себя огромную ответственность: для восстановления монастыря потребовались огромные средства, и собрать их можно было лишь за счет пожертвований. В конце 1863 года Святейший Синод дал разрешение на объединение двух монастырей в один под названием Богоявлено – Анастасииного.  Возрождение обители началось в престольный монастырский праздник Крещения Господня 6 января  1864  года, когда многолюдный крестный ход после великого служения на Волге проследовал к монастырским руинам; здесь в храме в честь Смоленской  иконы Божией Матери состоялось богослужение. Первый вопрос, который предстояло решить игумении Марии, вместе с остальными сестрами возложившей на себя подвиг возрождения монастыря, - как восстановить Богоявленский собор, стоявший без глав, без кровли, с разрушенными боковыми галереями. Матушка настоятельница приняла необычное решение – существенно расширить собор за счет пристройки к нему западной стороны большого здания; таким образом, сам собор 16 века должен был стать алтарной частью нового храма.

Торжественная закладка нового здания собора была намечена на 12 мая 1864 года. Накануне на западную воротную башню обители, обращенную в колокольню, вновь повесили несколько старинных монастырских колоколов, перевезенных после 1848 года в Ипатьевский монастырь. Когда утром 12 мая над Костромой раздался благовест самого большого колокола, отлитого в 1606 году и висевшего 158 пудов, то, по свидетельству очевидца, жители города, осеняя себя крестным знамением, говорили: «Хозяин воротился домой и созывает гостей!»

Возрождая монастырь, игумения Мария отстроила его заново. При расширении Богоявленского собора к нему были сделаны три новые пристройки - с западной, южной и северной сторон, сам же древний собор был превращён в алтарь. Была устроена каменная галерея, соединившая собор со Святыми вратами под колокольней. Обновленный собор был торжественно освящён 28 дек. 1869 г. В 1867 г. в усыпальнице была устроена небольшая церковь во имя святого великомученика Никиты и преподобного Сергия Радонежского. Возрожден был и Никольский храм.

Была восстановлена местами почти полностью разрушенная монастырская стена. Западная башня над Святыми вратами была перестроена в звонницу. В 1871 г. к уцелевшему остатку стены с древним изображением лика святителя Николая, особо почитаемого, была пристроена деревянная часовня, замененная в 1892 г. каменной.

Было возведено 3 жилых корпуса для сестёр и настоятельский корпус, а также - 2-этажный, с подвалом - Трапезный корпус, в котором помимо трапезной палаты разместились хозяйственные помещения, живописная и швейная мастерские.( приложение 6) Несколько позже к западной стене Смоленской церкви были пристроены два корпуса - казначейский и больничный. Все здания были построены с большим архитектурным вкусом.

 Одновременно производился ремонт старых зданий и велось строительство новых в Анастасиино-Крестовоздвиженском монастыре на территории Костромского кремля. Монастырь этот игумения Мария предназначила для учебно-благотворительных целей, переместив большую часть инокинь в Богоявленско-Анастасиин монастырь. Прежде всего здесь она устроила училище для девочек, из которых готовили сельских учительниц. А в 1873 г. в Анастасиино-Крестовоздвиженском монастыре была устроена первая лечебница для народа, в училище стали готовить ещё и сестёр милосердия.

 Несколько сестер Богоявленско-Анастасиина монастыря во главе монахиней Варварой в 1891 г. основали  в Эстонии монастырь с благотворительными учреждениями: бесплатной лечебницей, аптекой и приютом для девочек-сирот. Пюхтицкий монастырь, первой игуменией которого стала матушка Варвара, был центром распространения Православия в Эстонии.

 В 1887 г. пожар в очередной раз причинил большой урон монастырю. Игумения Мария вновь восстановила его. Однако вскоре она заболела и умерла (29 янв. 1889 г.). В дальнейшем монастырем управляли еще 3 игумении: Евпраксия, Анна и Сусанна.

1.7   Особое внимание хочется уделить архитектуре здания.  Главным сооружением ансамбля является Богоявленский собор , состоящий из “старой” и “новой” частей.

Старый” собор — прекрасный образец монастырского строительства середины XVI в., созданный руками ростовских мастеров и отличающийся монументальностью и внушительностью своих форм. Это характерное для того времени крестовокупольное здание, четырехстолпное, пятиглавое, поставленное на высокий подклет.

Древнюю архитектуру собора сильно искажает “новый” собор — обширные пристройки 1864-1869  выполненные в русском стиле. Они охватывают здание двумя крупными боковыми притворами с крыльцом с юга и огромной основной частью с запада.

Оригинальным памятником костромского крепостного зодчества XVII в. является башня-колокольня. Возведена она в системе монастырских стен в 1642-1648 гг. как проездная со святыми воротами.

В юго-западном углу монастыря находится Смоленская церковь оригинальный памятник культового костромского зодчества XIX в. в русско-византийском стиле, включивший в свой объем фрагмент прежней монастырской ограды XVII в. — угловую крепостную башню. После пожара монастыря 1773 г. к этой башне пристроили деревянную часовню. В 1824-1825 гг. вместо нее на средства костромского купца Ф.М. Обрядчикова, вероятно, по проекту губернского архитектора П.И. Фурсова, возвели Смоленскую церковь, основу объемной композиции которой составила башня. Внутри церкви купол был украшен живописью, а стены — искусственным мрамором, полы и лестницы — “мозаичною из портландского цемента с мраморною крошкою работою”.

    В 16 веке  при постройке  каменного Богоявленского  собора  его стены были украшены фресками. Роспись 1667 года была сделана не полностью; работы завершились лишь в июле 1672 года, а к сентябрю было выполнено стенное письмо на наружных частях собора. «Русский Временник»  говорит лишь о событиях 1672 года, но отмечает: «…Стенное письмо написано, а спотрудившемуся в начале и в совершении  у того стенного писма тое честныя святыня обители игумена Герасима» - очевидно, подразумевая под «началом»  труды 1667 года.

Впоследствии роспись собора поновлялась в 1865 году (когда древний храм уже был обращен в алтарную нового Богоявлено – Анастасиионого собора), местами фрески были полностью переписаны палехскими художниками по старинным образцам. До нашего времени роспись практически не сохранилась.   Летописи не упоминают имен иконописцев, трудившихся над росписью. Однако И.В. Баженов называл авторами фресок знаменитых костромских изографов: «Это благоукрашение собора совершено костромскими иконописцами Гурием Никитиным и Силою Савиновым» (приложение 7)

Фрески 16 века написаны на штукатурном грунте невысокого качества, сохранность красочного слоя уже в 17 веке была далеко не удовлетворительная, казалось бы, нецелесообразно оставлять эти росписи. На стенах Гурий Никитин и Сила Савин так и сделали – писали по новой штукатурке, тогда как роспись верхних частей оставалась нетронутой. Но именно на сводах и в куполах обычно размещаются сюжеты догматические. Примером бережного отношения к первоначальной живописи служит фреска «Успение», где сохранена в целом  вся композиция, но Гурием Никитиным заново переписана фигура лежащей Богоматери.

1.8 После революции Богоявленско-Анастасиин монастырь был закрыт. Казалось, что — навсегда... Началось великое его разорение. Богоявленский собор, Смоленская церковь и звонница были отданы под хранилища архива. Костромской государственный архив располагался в соборе до пожара, случившегося 16 августа 1982 года. В огне того пожара погибли дивные фрески собора, исполненные знаменитыми костромскими изографами Гурием Никитиным и Силой Савиным, расписавшими Успенский собор Московского Кремля, Ильинскую церковь в Ярославле, Троицкий собор в Ипатьевском монастыре и другие храмы древних и славных городов русских.

Тот последний пожар, казалось, подвел последнюю черту под трагической и великой судьбой монастыря. Надежды на его новое, тем более недалекое и скорое, воскрешение не было никакой. И все-таки невозможное, по разумению человеческому, свершилось.

1.9 Немало усилий пришлось приложить Архиепископу Костромскому и Галичскому Александру, чтобы монастырь вновь был возвращен епархии. Именно его великими заботами, его попечением возрождается ныне этот дивный монастырь. Случилось удивительное. Некогда, ровно столетие назад, посланницами Костромского Богоявленско-Анастасиина монастыря был основан на эстонской земле Пюхтицкий монастырь. Ныне посланницам Пюхтицкого монастыря суждено возрождать костромскую обитель...

В марте 1991 года из Пюхтицкой Успенской обители в Кострому для восстановления Богоявленско-Анастасиина женского монастыря по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II была направлена монахиня Иннокентия, которая 29 августа, в день празднования феодоровской иконы Божией Матери, Архиепископом Костромским и Галичским Александром возведена в сан игумений.

Несколько ранее — 17 августа — был освящен Богоявленский собор, ставший кафедральным собором города. На следующий день сюда, с десятитысячным крестным ходом, была перенесена из Воскресенского храма главная святыня Костромы — Феодоровская чудотворная икона Божией Матери — древний явленный образ, которым инокиня Марфа благословила на царство своего юного сына царя Михаила. Некоторое время спустя в собор были помещены и другие святыни — Крест-мощевик с частицами мощей 400 святых и рака преподобного Макария Писемского.

Возрождается заботами Архиепископа Александра и прежняя традиция совершать крестный ход с Чудотворной феодоровской иконой через весь город — 29 августа 1995 года на крестном ходе собралось более 10 тысяч людей из разных областей и весей.

 Святейший патриарх московский  всея Руси  Алексий II впервые посетил Костромскую Епархию в 1993 году. В этом же году было решено возродить добрую традицию монастыря заботы о детях: по благословению Святейшего патриарха московского и   всея Руси  Алексия  и Архиепископа Костромского и Галичского Александра был создан в 1993 году Детский приют имени святого праведного Иоанна Кронштадтского при Богоявленско-Анастасиином женском монастыре. Это был первый церковный приют в новейшей истории Русской Православной Церкви для маленьких сирот и детей, брошенных родителями. Воспитанницами стали девочки в младенческом возрасте 4-6 лет с ослабленным здоровьем. Раскрыть в каждой из них талант – задача сложная. 19 октября 1998 года Святейший патриарх московский и  всея Руси  Алексий II удостоил Детский приют имени святого праведного Иоанна Кронштадтского орденом святого благоверного царевича Димитрия, Московского и Угличского чудотворца.

 Настоящим духовным торжеством стали посещения монастыря  Святейшим патриархом московским и   всея Руси  Алексием в 1994 и 2002 годах. Переданное  Алексием в 1993 году Евангелие, на протяжении целого века пребывавшее в Пюхтицком монастыре, хранится с благоговением, как великая святыня. В своем обращении, посвященном 575-летию основания Костромского Богоявленско-Анастасиина монастыря, Святейший патриарх московский  и всея Руси  Алексий II отметил: «На протяжении 10 лет Матушка Игумения Иннокентия руководит возрождением монастыря, развитием в его стенах благотворительной деятельности.  Сейчас в монастыре 100 сестер. День и ночь совершают монахини чтение псалтири о всем мире. И приходят люди с молитвой к Богу и Пресвятой Богородице, к чудотворным Ее иконам — Феодоровской и Смоленской

 В монастыре в настоящее время два действующих храма: Богоявленский собор и Смоленская церковь с древним, широко почитаемым образом Божией Матери Смоленской на стене.

 ( приложение 8).

Смоленская церковь была возвращена монастырю в августе 1991 года. Заботами Архиепископа Александра возрождается третий храм — в крипте Богоявленского собора, храм в честь основателя монастыря Преподобного Никиты, его учителя Преподобного Сергия Радонежского. Созданы Детский приют . в котором 30 детей-сирот и богадельня для престарелых и инвалидов (40 человек). При монастыре находятся: училище для девиц духовного звания, мастерские — живописная, златошвейная и другие, богадельня для престарелых монахинь, больница для престарелых лиц духовного звания

Костромской Богоявленско-Анастасиин женский монастырь — архитектурный памятник российского значения — ныне восстанавливается.

 Монастырь имеет свои праздники:

30 декабря / 12 января – преподобномучеников Богоявленских (местн.); 6/19 января – Святое Богоявление, Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; 21 января / 3 февраля – преподобного Тимона, старца Надеевского (местн.); 23 января / 5 февраля – Собор Костромских святых; 14/27 марта и 16/29 августа – Феодоровской иконы Божией Матери; 5/18 июля и 25 сентября / 8 октября – преподобного Сергия, игумена Радонежского; 28 июля / 10 августа – Смоленской-Костромской иконы-фрески Божией Матери; 15/28 сентября – преподобного Никиты Костромского (местн.); 29 октября / 11 ноября – преподобномученицы Анастасии Римляныни.

Глава2

2.1  В монастыре находятся  такие Святыни , как:

- чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы;

 - чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери;

 - святые мощи преподобного Никиты Костромского  - святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского;

 - крест-мощевик с частицами мощей 278 святых (из бывшего Богородицкого Игрицкого мужского монастыря);

 - складень-мощевик с частицами Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы (из Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря)

 ( приложение  9-10).

Я  хочу  особое внимание уделить чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери ,  потому что она – главная святыня Костромы, одного из интереснейших и самобытных древних городов Поволжья, имевшего важное значение в истории России.

  Почему люди  так  её  восхваляют,  поклоняются ей? Почему она чудотворная?

 Этой иконе больше 800 лет. Ее считают чудотворной, потому что известно много случаев исцеления, помощи людям, которые ей молились. Православными Феодоровская икона Пресвятой Богородицы почитается как покровительница семьи и детей ( приложение 11)

   

2.2 Находящийся здесь на протяжении почти восьми столетий своего существования, Феодоровский образ Пресвятой Богородицы, прославленной многими чудесами  и особо почитаемый Православной Церковью и всей Землей Русской, является самой древней иконой города на Волге. Явившаяся, по преданию ,  в 13 веке князю Василию Ярославичу, Феодоровская икона Божией Матери никогда не покидала Кострому на длительное время, оставаясь символом духовной опоры ее жителей и защитницей города. История происхождения чудотворной иконы до сих пор точно неизвестна: 13 столетие не оставило нам письменных свидетельств об этом образе. Самые ранние тексты Сказания о Феодоровской иконе Божией Матери, дошедшие до нашего времени, относятся к середине 17 века, то есть написаны спустя четыре столетия после явления святыни. Обретение чудотворного образа костромским князем Василием Ярославичем, согласно Сказанию, произошло, когда он, выехав на охоту, увидел в лесной чаще, на дереве икону Пресвятой Богородицы. На месте явления чудотворной иконы, у реки Запрудни, князем Василием был основан мужской монастырь в честь Нерукотворенного Образа Спасителя, традиционно именовавшийся Спасо – Запрудненским. Ныне здесь стоит каменный Спасо – Запрудненский храм, богослужения в котором не прекращались даже в сложные для Церкви и Отечества годы 20 века. После обретения святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому  и поставлена в соборном храме во имя Великомученику Феодора Стратилата, после чего и стала именоваться Феодоровской. Согласно Сказанию, накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на городских улицах воина с иконой Божией Матери на руках; в нем они узнали великомученика Феодора – по его изображению в соборном храме.

Опубликованные тексты Сказания указывают точную дату явления – 16 августа 1239 года, однако такая датировка изначально вызывала сомнение у историков: ведь князь Василий родился лишь в 1241 году. По мнению ряда исследователей, появление чудотворной иконы в Костроме следует отнести к концу 60-х – началу 70-х годов 13 века. С этого времени до 1613 года судьба Феодоровской иконы нам практически неизвестна из –за отсутствия документальных свидетельств. Из устных преданий, записанных только в 17 веке , можно узнать, что со второй половины 13 столетия святыня пребывала в построенном князем Василием Ярославичем Успенском соборе Костромского кремля и прославилась многочисленными чудотворениями. Так, в 1654, 1679 и 1773 годах, собор подвергался пожарам и каждый раз Феодоровскую  икону удавалось спасти.  В успенском соборе, ставшем в 1835 году кафедральным храмом Костромы, древняя Феодоровская икона Божией Матери находилась до 1929 года; с конца 18 века на зиму ее переносили в воздвигнутый рядом с Успенским Богоявленский собор. В тяжелые для Церкви годы, особенно после закрытия в 1929 году и уничтожения в 1934-м кремлевских соборов Костромы, чудотворный образ пребывал в нескольких городских храмах, бережно хранимый священнослужителями. 18 августа 1991 года главная святыня Костромской земли была торжественно перенесена в восстановленный Богоявлено – Анастасиин кафедральный собор Костромы, расположенный на территории женского монастыря. Здесь она находится и сейчас.

2.3  Особая страница истории почитания чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы – события 1613 года, положившие начало именованию Костромы как «колыбели Дома Романовых».  14 марта 1613 года посольство Земского собора, прибывшее из Москвы в Кострому с решением собора об избрании юного боярина Михаила Феодоровича Романова на царский престол, в стенах костромского Сявято – Троицкого Ипатьевского монастыря просило избранника и его мать, инокиню Марфу, принять волю собора. Сюда же, в древнюю обитель, была крестным ходом принесена чудотворная Феодоровская икона, пред ликом которой инокиня Марфа, согласившаяся после долгих уговоров с соборным решением, благословила своего сына на царство. С этого времени началось особое почитание Феодоровского образа Пресвятой Богородицы царственным Домом Романовых.  По заказу матери государя было сделано несколько списков с костромской святыни для храмов Московского Кремля. В Ипатьевском монастыре до сего дня хранится пелена с изображением Феодоровской иконы Божией Матери, вышитая, по преданию самой инокиней Марфой.

Царь Михаила Федорович глубоко чтил костромскую святыню- заказывал с нее списки и щедро украшал чудотворный образ. Так, за год до своего путешествия в костромские пределы, в 1619 году, он прислал для Феодоровской иконы Божией Матери драгоценные украшения: рясны – привески и жемчужную накладную ризу. По царскому указу в 1636 году чудотворный образ был поновлен. Государевым решением было установлено еще одно празднование Феодоровской иконе – 27 марта, в память о событиях 1613 года, помимо издавна  совершившихся в Костроме торжеств в августе. Позднее, в 1778 году, была составлена служба чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы, в которой нашли свое отражение обстоятельства избрания и воцарения первого самодержца из династии Романовых. Икона стала чтиться, как покровительница царствующего Дома; именно в ее честь многие императрицы при переходе в Православие получали отчество – Федоровна.

Многочисленные чудеса от иконы, особенно после поновления в 1636 году, способствовали повсеместному прославлению иконы. До нашего времени сохранилось Святое озеро, находящееся примерно в 2 км от Ипатьевского монастыря. Здесь на месте битвы костромичей с татарами, в 17 веке была возведена часовня в память о чудотворном сиянии Феодоровского образа и победе русского войска. Сейчас внутри нее сохранилась стенопись второй половины 17 века, посвященная этому событию. Во времена правления царя Михаила почитание древнего Феодоровского образа стало Всероссийским, тогда же начал оформляться и текст сказания. Эти же обстоятельства привели к распространению большого числа списков с иконы, которые заказывались храмами, монастырями и частными лицами. Во второй половине 17 века стали появляться не только копии «в меру и подобие» чудотворного образа, но и иконы с клеймами, содержащими иллюстрированное повествование о явлении и чудесах костромской святыни.

Со всех концов света едут люди поклониться этой иконе, попросить помощи у нее. Если вы хотя бы ненадолго приехали в Кострому, не упустите свой шанс . посетите собор. Когда я готовилась к реферату, я  съездила в Кострому,  для того чтобы  посмотреть на монастырь, к сожалению нас туда не  пустили - закрытая зона, но я смогла  посетить Смоленскую церковь  и  приложиться  к иконе.

 Был воскресный день и людей  было много, к  иконе выстроилась очередь, но никто не торопился, не  кричал,  все  просто ждали.  Каждый хотел  поклониться  иконе. Это доказывает, что действительно люди верят в силу  иконы и   многим она  помогает.

 Люди Парфеньевского края  тоже имели возможность приложиться к иконе. В 2011 году во время празднования  юбилея  села,  прошло его освещение . Специально была доставлена  в село Феодоровская икона,  прошёл  молебен в церкви Ризоположения. Я тоже  была на этом празднике и имела возможность приложиться к  иконе. Это очень знаменательное событие в жизни нашего края .

 Как яркие звезды сияют на темном небосклоне, так сияют в христианском мире иконы Божией Матери. И каждая из них, маленькая или большая, древняя или современная – это вещественный знак Божией милости и благоволения Божией Матери, это святыня православной семьи, русского народа и нашего Отечества.

Заключение

Богоявленский -Анастасиин  Костромской монастырь — очень известная  православная обитель. Костромской монастырь  действительно обладает очень богатой историей, уходящей корнями в глубокую древность.

Восставшая из руин. вынесшая огромные испытания, пожары, разруху, войну Богоявленско- Анастасиина женская обитель являлась и  является  духовным административным центром Костромской епархии. Горят  неугасимые лампады перед ликом главной святыни Костромы чудотворной Феодоровской иконы  Божией Матери;вновь звучит над Костромой  звон монастырских колоколов , насельницы обители, как и в прежние века, , возрождают традиции монашеского служения делу  спасения мира, попечения о нуждающихся, больных, обездоленных.

 .Я считаю, каждый верующий  человек, должен вносить свой вклад  в   развитие  храмов,  знать их  историю, помнить её.                                            Вера в бога, в чудеса икон часто помогает человеку  преодолеть страх, пережить страшную болезнь, начать новую жизнь,  а это очень важно.

 Судьбы Отечества неотделимы от истории Церкви и ее святынь. Действительно  весь путь, пройденный Костромой за ушедшие века, связан с Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы. Почитание чудотворной иконы Божией Матери духовно укрепляло многие поколения костромичей, преклонивших свои колена и сердца пред  её образом , мы осознаем, что именно с этой святыней – чудотворной иконой– наши предки, жившие на этой земле, проходили  свой жизненный путь и черпали  духовные силы в обращении к   иконе.

 К просветлению  к духовности  призывает нас чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, главная святыня Костромской земли. Очевидно, что только  в возрождении святынь – единственный путь к спасению и преображению Человека и Отечества. Может быть приложившись к иконе, посетив храм каждый из нас станет немного добрее,  поверит в  исцеление. станет больше  любить своих родных, поверит в то, что только  в  мире , согласии, в уважении к  окружающим  наша  жизнь изменится к лучшему, а значит станет меньше насилия, зла, преступлений.

Список используемой  литературы:

-Архиепископ Костромской и Галичский Александр

 « Костромская Одигитрия» - Кострома  2005 год

 - Тихомирова Е.Л. «Феодоровский  образ Пресвятой Богородицы сказание в иконе» -« Гранд- Холдинг» 2007 год

-е  Иеромонах Харитон « Костромской Богоявленско-Анастасиин женский монастырь»-       2004 год

-«Костромские святыни» –Кострома 2004 год

-Журнал  «Православные  монастыри» № 53

-Видео запись  фильма « Богоявленско-  Анастасиин Женский монастырь»

-Интернет ресурсы   www.kostroma-eparhia.ru

Приложение1

        

Костромской Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор

        

Приложение 2

 Преподобный Никита Костромской

 Игумен Герасим за работой

Приложение 3

C:\Users\лена\Desktop\макарий.jpg Преподобный Макарий

3 а

Смоленская церковь

вход в церковь

Приложение 4

  Анастасиин монастырь

C:\Users\лена\Desktop\анастасия.jpgАнастасия Романова

Приложение 5

Игумения Мария (Давыдова)

Приложение 6

трапезный корпус

        

Приложение 7

Гурий Никитин пишет Смоленскую икону – фреску Божией Матери

Приложение 8

 Смоленская икона Божией Матери

Приложение 9

 Святые  мощи Никиты

 Рака со святыми мощами            

                                                                                         преподобного  Тимона

Приложение 10

Крест -  мощевик

Складень-мощевик

Приложение 11

http://anastasiin.org.ru/mon6.jpg Чудотворная икона Божией матери                  

                                                                                         «Феодоровская»                            

Феодоровская икона Божией Матери ,                                

                                                         написанная Гурием Никитиным 17 век

               



Предварительный просмотр:

Моя  семья

   Меня  зовут Неустроев Руслан.  Я  учусь во  2 классе. Моя  семья живёт  в селе Потрусово .  В нашей  семье 4 человека

 Сестру  зовут  Лена . Она учится в 10 классе. Я очень её  люблю, она всегда  мне покупает  игрушки, конфеты, заступается за меня, помогает делать уроки.   Она хорошо  рисует.  Мы  с  ней   делаем  маме  подарки на праздники.    Лена  приезжает редко,  и я очень скучаю  по ней.  Очень хочу, чтобы Лена  не болела , не лежала в больнице ,ей не делали уколы .

Старшего брата зовут Андрей.   Он работает  в школе.    Топит кочегарку, чтобы  в  школе  было тепло.   Мы с Андрюшей  помогаем маме,  Мой брат  любит рыбалку и охоту. Когда я вырасту,  он  меня   возьмёт  на охоту.    

Моя мама работает в  школе, она учитель.  Её  зовут  Зоя Александровна.   Свою   маму я очень люблю. Мы с ней всегда  всё  делаем вместе.   Летом   мы  всей  семьей  ходим  в лес за грибами и ягодами.  Я только ем  ягоды, а остальные  собирают.  Один раз мама  разрешила  сдать мои грибы. Я получил 100 рублей и отдал маме.  

  В нашей семье мама главная  . Её  все слушаются  и любят.  

 Мы  всегда  отмечаем  Дни рождения  вместе. Я люблю  Новый  год.  В  этот праздник  вся семья собирается вместе, приезжают гости, и я могу  долго  не  спать.  

     У всех  в  семье есть обязанности.  Я  хожу  за коровой, поливаю цветы.     Андрей  делает всё.  Он учился  на повара и может  вкусно  печь пироги.  Лена  всегда прибирается дома, готовит, вяжет.

.    Мама покупает нам много игр, книг.  Зимой мы  играем каждый  вечер    в  разные  игры, разгадываем кроссворды, читаем . Мама научила  нас всех  играть в  шашки и шахматы.  Летом мы все едем  в  Кострому отдыхать. Я катаюсь на машинках, пони.  Еще  наша семья  выступает на праздниках, концертах.

   Я люблю  свою  семью.      Мечтаю,  чтобы  мой  папа    был с нами. Я  его  тоже люблю .  

        

Моя семья