Неделя правовых знаний.

Школкин Александр Владимирович

 

Актуальность и перспективность.

Актуальность проблемы прав человека сегодня не вызывает сомнений. Формирование демократического государства и гражданского общества в России, изменения, происходящие во всех сферах жизни российского общества, требуют адекватных изменений и в сфере образования. В настоящее время гражданско-правовое образование становится не только стратегическим направлением гуманитарного образования, но и всей системы в целом.

В школе ребёнок попадает в новый мир, развивающийся в соответствии со своими правилами и порядками. Именно в школе ребёнок получает необходимые знания и навыки поведения в коллективе, учится соотносить свои желания и возможности с желаниями и возможностями других детей, осознаёт свою ответственность перед другими людьми.

В начальной школе правовое образование имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптации младших школьников. Приобретение новой социальной роли “ученик школы” приводит к расширению круга людей, с которыми ребёнок общается. Данная социальная роль предполагает овладение рядом конкретных правил для её выполнения. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что “можно”, а что “нельзя”, каким образом надо поступить в той или иной жизненной ситуации.

Ведь школа-модель жизни. И если в школе дети не научатся делать правильный выбор, принимать конструктивные решения, достигать взаимопонимания с одноклассниками и не конфликтовать с учителями и родителями, то они не смогут реализовать себя наиболее полно во взрослой жизни.

Поэтому необходимо изучать права человека с самого раннего школьного возраста.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pril9.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕСТ

(стартовый контроль)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ  ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ

Спецификация:

1.   Цель: выявление  у учащихся имеющихся  правовых знаний.

2.  Содержание работы определяется наличием определённого жизненного опыта учащихся, программным содержанием предметов «Окружающий мир», «Литературное чтение».

3. Работа состоит из 1 части и выполняется одновременно всеми учащимися класса в индивидуальном порядке.

4. Уровень сложности:

 с 1 по 6 задания – базовый;

 с 7 по 8 задания – повышенный;

 с 9 по 10 задания - высокий;

5. Время выполнения – 25 минут.

6. В заданиях 1-7 за верное выполненное задание ученики получают 1 балл.  В заданиях 8 – 10  за каждый правильный ответ – 1 балл, ошибочный ответ –  0 баллов.

Максимальное количество  - 18 баллов.

От 17 до 18 баллов – высокий уровень.

От 13 до 16 баллов – средний уровень

От 9 до 12 баллов – ниже среднего

 8 и менее баллов – низкий уровень

Текст работы

1.  Напиши, гражданином какой страны ты являешься?

_______________________________________________________

2.  Нарисуй и раскрась флаг России.

3. Выбери правильный ответ и отметь  его кружком.

  Конституция – это…

          А) Основной закон  школы

          Б) Основной закон нашего государства

         В)  Основной закон  всех государств  

4. Кто в нашей стране призван стоять на страже прав и свобод граждан?

        А) Председатель Государственной Думы

        Б) Президент

        В) Председатель правительства

5. Кто признаётся ребёнком?

        А) Лицо, до достижении 16 лет

        Б) Лицо, до  достижении 18 лет

        В) Лицо, до достижении  14 лет

6. С какого возраста  человек имеет право участвовать в управлении своей страной?

        А) 14 лет

        Б) 18 лет

        В) 16 лет

7. Дети какой национальности обладают наибольшими правами?

        А) русские

        Б) все имеют равные права

        В) французы

8. Нарушены ли права ребёнка в следующих ситуациях?

        А) ребёнка заставляют мыть руки перед едой

                                да \ нет

        Б) ребёнка заставили убрать в своей комнате

                                да \ нет

        В) ребёнка заставили просить милостыню в подземном переходе

                                да \ нет

        Г) ребёнка заставили делать уроки

                                 да \ нет

        Д) родителям 10- летнего  мальчика предъявлен штраф за порчу их ребёнком школьного имущества

                               да \ нет

9. Продолжи пословицы:

  А) Не имей сто  рублей , а _____________________________

  Б) С кем поведёшься, _____________________________________

10. Подумай и напиши  3 права, которыми по твоему мнению, должен обязательно обладать ребёнок.

1 __________________________________________________________

2 __________________________________________________________

3 __________________________________________________________

Тест

(итоговый контроль)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ  УРОВНЯ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ.

Спецификация:

1. Цель: выявление знаний о правах человека, готовности к гражданскому становлению.

2. Содержание работы  определяется на основе программы и учебного пособия «Ваши права».

3. Все задания распределяются на 2 блока:

 Документы по правам человека (1)

 Основные права человека (2)

Распределение заданий:

Документы по правам человека – 7 заданий  (35%)

Основные права человека – 13 заданий (65%)

Всего – 20 заданий (100%)

4. Работа выполняется одновременно всеми учащимися класса в индивидуальном порядке.

Уровень сложности:   1-13 – базовый

                                     14-17 – повышенный

                                      18-20 - высокий

5. Время выполнения 1 урок (40мин.)

6.   В заданиях 1-7, 11-17,20  за каждый правильный ответ 1 балл.

В заданиях 8,9,10, 18,19  за правильный полный ответ-2балла.

                                           за  частичный ответ – 1 балл

 Максимальное количество  - 25 баллов.

От  23 до 25 баллов – высокий уровень

От 18 до 22 баллов – средний

От 12 до 17 баллов – ниже среднего

 11 и менее баллов – низкий уровень

Текст работы

1. Какова цель ООН?

        А. Защита прав человека

        Б. Проведение Олимпийских игр

        С. Наказание  преступников

2. В каком документе  изложены  основные права человека?

        А. В Конституции РФ

        Б. В Конвенции о правах ребёнка

        С. В Декларации прав человека

3. Что является высшей ценностью в России по Конституции РФ?

        А. Промышленный и военный капитал

        Б. Человек, его права и свободы

        С. Государство

4.Кто в нашей стране призван стоять на страже прав и свобод граждан?

        А. Председатель правительства

        Б. Президент

        С. Председатель Государственной Думы

5. В каком документе изложены  права ребёнка?

        А. В Декларации

        Б. В Конвенции

        С. В Конституции РФ

6. Кто признаётся ребёнком в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка?

        А. Лицо, до достижении 18 лет

        Б. Лицо, до достижении 14 лет

        С. Лицо, до достижении 16 лет

7. С какого возраста человек имеет право участвовать в управлении своей страной?

        А. 14 лет

        Б. 16 лет

        С. 18 лет

8.  Среди указанных прав отметь только те, которые относятся  к группе гражданских?

        А. Право на жизнь

        Б. Право на свободу убеждений

        С. Право на труд

        Д. Право на неприкосновенность жилища

        Е. Право на гражданство

        Ж. Право на образование

9.  Среди указанных прав отметь только те, которые относятся к группе политических?

        А. Право на выбор местожительства

        Б. Право на свободу мысли  и религии

        С. Право на свободу убеждений

        Д. Право на получении пенсии по старости

        Е. Право на свободу мирных собраний

        Ж. Право на участие в управлении своей страной                   10.Среди указанных прав отметь только те, которые относятся к группе социальных?

        А. Право на получении пенсии по старости

        Б. Право на образование

        С. Право на труд

        Д. Право на справедливое вознаграждение

11. Человек, обвиняемый в совершении преступления, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не  будет доказана:

        А. Мэром города

        Б. Судом

        С. Директором школы

12. При достижении женщинами 55 лет, мужчинами 60 лет люди имеют право на:

        А. Свободу мирных собраний

        Б. Получение пенсии по старости

        С. Право на труд

13. Каждый человек имеет право на свободу убеждений и распространение их с помощью:

        А. Телевидения

        Б. Писем

        С. Газет

14. Напиши, каким правом может воспользоваться человек,  являющийся автором научных, литературных и художественных трудов? _______________________________________________

______________________________________________________

15. Напиши, какое право нарушается, если ребёнку  10 лет, но он не умеет читать и писать. ___________________________________

_______________________________________________________

16.  Родители купили  тебе компьютер.  Напиши, каким правом ты  можешь воспользоваться?_________________________________

________________________________________________________

17. Напиши, какое право по отношению к тебе будет нарушено, если на улице незнакомый человек отобрал у тебя телефон?

__________________________________________________________

18.   Раздели на 2 группы: права и обязанности, следующие  понятия:

         Участие в мирных собраниях,  воинская служба, забота о престарелых родителях, создание семьи, охрана природы,  обращение в суд.

 

           права                                             обязанности

_________________________     ____________________________

_________________________     ____________________________

_________________________     ____________________________

_________________________     ____________________________

_________________________     ____________________________

19. Рассмотрите поведение героев р.н.с «Красная шапочка»» с точки  зрения права: нарушение и торжество.

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

20. Напиши 1-2 пословицы, которые  отражали бы отношения между людьми.

________________________________________________________

________________________________________________________

Тест

(тематический контроль)

«Права литературных героев».

Спецификация:

1. Цель: проверить знания детей по разделу «Гражданские права».

2. Содержание работы определяется на основе программы и учебного пособия «Ваши права», программы  и учебного пособия «Литературное чтение».

3. Работа выполняется одновременно всеми учащимися класса в индивидуальном порядке.

4. Уровень сложности – базовый.

5 Время выполнения – 15 минут

6. За каждое верно выполненное задание ученики получают 1 балл.

    Максимальное количество баллов – 10

    Менее 4 баллов – программа не усвоена

    От 5 до 6 баллов -  программа усвоена удовлетворительно

    От 7 до 8 баллов – программа в целом усвоена хорошо

    От 9 до 10 баллов – программа усвоена практически полностью

Текст работы

            Обведи правильный ответ кружком

1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?

         А)  « Серая шейка»»

        Б) « Лягушка – путешественница»

        В) « Мороз Иванович»

2. Какие литературные герои могли бы  пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?

        А) « Мороз Иванович»

        Б) «Три поросёнка»

        В) « Золушка»

3. Какие сказочные герои  страдают от вмешательства в личную жизнь?

        А) « Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях»

        Б) « Колобок»

        В) « Теремок»

4. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства?

        А) « Золушка»

        Б) « Госпожа  Метелица»

        В) « Лягушка – путешественница»

5. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах  убежище и защиту от преследований?

        А) « Дюймовочка»

        Б) « Красная шапочка»

        В) « Золушка»

6. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?

        А) «Золотой ключик или Приключения Буратино»

        Б) « Братец Иванушка и сестрица Алёнушка»

        В) « Колобок»

7. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушается его право на справедливое, беспристрастное рассмотрение судом предъявленного ему обвинения?

        А) Карлсон

        Б) Колобок

        В) Кощей Бессмертный

8. В какой сказке нарушается право человека на гражданство?

        А) « Сказка о царе Салтане…»

        Б) « Мороз Иванович»

        В) « По щучьему велению»

9. В какой сказке герой воспользовался правом  вступать в брак и создавать семью независимо от  социального происхождения?

        А)  «Репка»

        Б)  « По щучьему велению»

        В)  « Малыш и Карлсон»

10. Герой какой сказки был подвергнут  произвольному задержанию?

        А) «Кот в сапогах»

        Б)  « Колобок»

        В)  « Лампа Аладдина»

Текст работы

Обведи правильный ответ кружком.

1. Какие литературные герои  воспользовались правом на свободу мирных собраний?

        А) « Красная шапочка»

        Б) « Золушка»

        В) « Белоснежка и семь гномов»

2. Какой известный литературный герой воспользовался правом на труд, причём обеспечил себе и другим свободный выбор работы и справедливые условия труда?

        А) « Том Сойер»

        Б) « Буратино»

        В) «Колобок»

3. В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение?

        А) « Красная шапочка»

        Б) « Кот в сапогах»

        В) « Мороз Иванович»

4. У какой известной  сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня?

        А) «Баба Яга»

        Б) « Красная Шапочка»

        В) «Золушка»

5. В какой сказке по отношению к героям было нарушено право на социальное обеспечение?

        А) « Сказка о рыбаке и рыбке»

        Б) « Теремок»

        В) «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

6. Какой литературный герой не воспользовался правом на получения образования?

        А) Колобок

        Б) Буратино

        В)  Серый волк

7. Какой  сказочный герой постоянно пользовался правом на  свободное убеждение и на их свободное выражение?

        А)  Кот в сапогах

        Б)  Иван царевич

        В) Барон Мюнхгаузен

8. Какой сказочный герой воспользовался правом пользования результатами технического прогресса?

        А) Буратино

        Б) Колобок

        В) Карлсон

        

Тест

(текущий контроль)

Спецификация:

1. Цель: выявление знаний о правах человека  на конкретном  литературном произведении;

2. Содержание работы определяется на основе программы, учебного пособия «Ваши права»  и рассказа В.Астафьева  «Стрижонок Скрип»

3. Работа выполняется одновременно всеми учащимися класса в индивидуальном порядке.

4. Уровень сложности:

1-3 – базовый

4 – повышенный

5 – высокий

5. Время выполнения:  10 минут

6.  В заданиях  1,2,3,5, за   правильный ответ – 2 балла.

     В задании 4 за каждое правильное подчёркивание -2балла,

     За каждое лишнее подчёркивание – минус 1 балл.

     Максимально возможный балл – 14

     Менее 5 баллов – материал не усвоен.

     От 6 до 9 баллов – материал усвоен удовлетворительно

     От 10 до 12 баллов – материал усвоен хорошо

     От 13 до 14 баллов – материал усвоен практически полностью

Текст работы              

1. По отношению к какому герою была нарушена ст.3 ВДПЧ?

     Закрась верный ответ.

стрижонок  Скрип                мама Скрипа                вожак стаи

2.  Кто из героев нарушил  ст. 12  ВДРЧ?

      Закрась верный ответ.

стрижонок Скрип                вожак стаи                    мальчишки

3. Выбери правильный ответ и отметь его кружком.

     Право на справедливое рассмотрение независимым судом предъявленного ему обвинения имел:

            А) вожак стаи

            Б) ястреб

            В) стрижонок Скрип

4. Какие права человека торжествуют в рассказе?

     (Подчеркни)

Социальное обеспечение, свобода передвижения, право на отдых, каждый человек  имеет равные права, право на защиту семьи, право на образование, никто не должен содержаться в подневольном состоянии.

5. Запиши 1 пословицу, которая, по твоему мнению , наиболее соответствует содержанию данного рассказа.

__________________________________________________________