Инклюзивное образование. ФГОС ОВЗ и ФГОС обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Бесова Инна Юрьевна

Пример  специальной  индивидуальной  программы  развития  ребенка с возможным динамическим отслеживанием результатов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы включения  образовательного

учреждения в инклюзивное образование

Этапы включения ОУ

Направления деятельности администрации и педагогического коллектива

Подготовительный

Руководитель образовательного учреждения обсуждает необходимость и возможность включения ОУ в работу по развитию инклюзивного образования с администрацией и коллективом ОУ. Вместе с администрацией оценивает возможности и дефициты, существующие в образовательном учреждении. Сотрудники ОУ проходят обучение (курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию, включаются в систему повышения профессиональной компетенции)

Организуется просвещение и подготовка родительского и детского коллектива – родительские собрания, консультации, тренинги для родителей, учащихся.

Формируется междисциплинарная команда специалистов образовательного учреждения, поддерживающих идеи инклюзии, заинтересованных в реализации этих идей в своей профессиональной деятельности.

Осуществляется подготовка материальной базы – установка дополнительных приспособлений для детей с ОВЗ (оборудование пандусов,  туалетов, кабинетов специалистов и т.д.)

Устанавливается сотрудничество с учреждениями, имеющими опыт в инклюзивном образовании, общественными организациями и другими социальными партнерами

Адаптационный

Осуществляется включение в образовательный процесс одного или нескольких детей с ОВЗ.

Ведется работа по объединению сотрудников в междисциплинарную команду – тренинги командного взаимодействия, методические объединения.

В содержание деятельности ПМПк добавляется работа по определению и реализации индивидуальных образовательных маршрутов (индивидуальных программ развития) для детей с ОВЗ.

Заключаются соглашения о сотрудничестве с городским ПМС - центром. Сотрудники ОУ активно включаются в работу по повышению профессиональной компетенции в области обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Апробируются имеющиеся или разрабатываются новые организационные и содержательные технологии обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях единой образовательной среды.

Ведется работа по разработке или апробации имеющейся документации сопровождения «особого» ребенка в ОУ.

Осуществляется оценка и переоценка имеющихся ресурсов в ОУ, поиск дополнительных ресурсов как в самом учреждении, так и вне его.

Ведется работа с родителями и учащимися по формированию отношений сотрудничества, взаимопомощи между «особыми» и «обычными» детьми (тренинги, воспитательные мероприятия); специалисты ОУ ведут консультирование родителей.

Полное включение

В образовательном учреждении создаются все условия, способствующие наиболее полной адаптации и социализации «особых» и «обычных» детей.

Администрация учреждения во главе с руководителем поддерживает инклюзивную культуру, определяет стратегию развития образовательного учреждения в данном направлении.

Педагогический коллектив готов к приему детей с ОВЗ, действует междисциплинарная команда специалистов психолого-педагогического сопровождения. Разработаны и используются технологии психолого-

педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.

Поддерживается доступная, развивающая образовательная среда.

Ведется активная работа по методическому сопровождению обучения и воспитания детей с ОВЗ – разрабатываются и апробируются дидактические материалы, адаптируется содержание образовательных программ, разрабатываются и апробируются инновационные формы, методы, технологии работы педагогов.

Результаты инновационной деятельности коллектива публикуются в печатных и интернет-изданиях.

Коллектив ОУ принимает активное участие в деятельности профессионального сообщества педагогов, реализующих инклюзивную практику, сотрудники обмениваются опытом как в рамках методических объединений в ОУ, так и вне его (участвуя в межшкольных методических объединениях, мероприятиях, организованных Городским и (или) Областным ресурсным центром по развитию инклюзивного образования, по собственной инициативе повышают профессиональную компетентность.



Предварительный просмотр:

Формы и степень включения детей в образовательный процесс:

Формы

Степень включения

1

Фронтальное обучение в классе, посещение группы продленного дня, школьных кружков и секций в рамках дополнительного образования без ограничений

Полная

2

Фронтальное обучение в классе по индивидуальному образовательному плану. Посещение фронтальных уроков – не менее 70% учебного времени; посещение школьных кружков и секций в рамках дополнительного образования (по возможностям ребенка, с учетом рекомендаций ПМПк)

Полная

3

Надомная форма обучения (индивидуальное обучение) с гибким режимом пребывания на фронтальных уроках (не менее 30% учебного времени, с учетом рекомендаций ПМПК или ПМПк), участие ребенка во внеурочных воспитательных мероприятиях (экскурсии, праздники и т.д.)

Частичная интеграция

4

Надомная форма обучения – посещение школы для индивидуальных занятий с педагогами, участие во внеурочных воспитательных мероприятиях по возможностям ребенка

«Точечная» интеграция

5

Надомная форма обучения – индивидуально на дому, участие во внеурочных воспитательных мероприятиях по возможностям ребенка

«Точечная» интеграция



Предварительный просмотр:

Нормативно-правовая база образования детей-инвалидов и  детей с ограниченными возможностями здоровья

Международная:

-Всемирная декларация об образовании для всех. (Рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей) Джомтьен, Тайланд  от  09.03.1990  

-Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН  от  03.12.1982  

-Всеобщая Декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН от  10.12.1948

 -Декларация Генеральной Ассамблеей ООН о правах умственно отсталых лиц. Принята Генеральной Ассамблеей ООН  от  20.12.

-Декларация ООН о правах инвалидов. Провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи  от  09.12.1975  

-Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. Принята Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры  от  14.12.1960  

-Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи  от  13.12.2006  

-Конвенция ООН о правах ребенка. Принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН  от  20.11.1989  

-Рекомендация N R (92) 6 Комитета министров государствам-членам о последовательной политике в отношении инвалидов. Принята Комитетом министров Совета Европы  от  09.04.1992  

-Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Саламанка, Испания  от  10.06.1994  

-Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов Приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи  от  20.12.1993

Федеральная:

-«Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» - Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р

-«О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №599

-«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №597

-«О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761

-«О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования. Концепция реформирования системы специального образования». Решение Коллегии Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 9.02.99 г. № 3/1.

-«О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Закон РФ от  03.05.2012 №  46-ФЗ

-«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации  от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями

-«Об образовании» - Закон Российской федерации  от 10.07.1992 N 3266-(ред. от 27.12.2009)

-«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Закон Российской Федерации, Принят Государственной Думой  от  03.07.1998

-«Об установлении тождества наименований специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии наименованиям учреждений «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат» и «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа». Постановление правительства РФ от  03.10.2002 №  N 67

-«Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях». Постановление Правительства РФ   от  18.06.1996 №  N 861 (с изменениями от 1 февраля 2005 г.)

-«Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» - Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 (в ред.  от 10 марта 2009 г.)

-«Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи». Постановление Правительства РФ  от  10.03.2009 №  от 31 июля 1998 г. N 867 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 N 919, от 18.08.2008 N 617, от 10.03.2009 N 216)

-«Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII ВИДА». Письмо МО РФ № 29/1448-6 от 14.03.2001г.

-«Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII ВИДА».  Письмо МО РФ № 29/2194-6 от 20.06.2002г.

-Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы Распоряжение Правительства РФ  от  07.02.2011 №  N 163-р

-Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - Утверждена Президентом  Российской  Федерации Д.Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271

-О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда на 2011 - 2015 годы» Постановление   от  17.03.2011 №  №175

-Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от  29.12.2010 №  N 189

-Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от  22.07.2010 №  N 91

-«Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Приложения N2 и N3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. N 379н

-«Методические рекомендации о деятельности 10 - 12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой» -  Письмо Минобразования РФ от 19 июня 2003 г. N 27/2932-6

-«О введении в действие нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных общеобразовательных школ-интернатов (школ с продленным днем) для детей с задержкой психического развития» Приказ Министерство просвещения СССР от  03.07.1981 №  N 103

-«О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов с задержкой психического развития» - Письмо Минобразования РФ от 30 мая 2003 г. N 27/2887-6

-«О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» - Инструктивное письмо Минобразования РФ от 21 февраля 2001 г. N 1

-«О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) – Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6

-«О коррекционном и инклюзивном образовании детей» Письмо Заместителя министра Минобрнауки России ИР-535/07 от 07.06.2013 года.

-«О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования» Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации  от  07.01.1999 №  N 70/23-16

-«О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) - Письмо Министерства образования Российской Федерации     от 27.03.2000 № 27/901-6)

-«О реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, на образование». Письмо Министерства образования и науки РФ и Министерства здравоохранения и социального развития   от  04.04.2007 №  ВФ-577/06 и N 2608-ВС

-«О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»– Письмо Министерства образования и науки РФ  от 18.04.2008 № АФ-150/06

-«О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» Письмо Минобразования РФ от  04.09.1997 №  N 48 (с изменениями от 26 декабря 2000 г.)

-«О федеральных головных и окружных учебно-методических центрах по обучению инвалидов» Приказ Минобразования РФ  от  24.05.2004 №  2356

-«Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» - Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 года N 03-51-5ин/23-03

-«Об использовании дистанционных образовательных технологий» Приказ Министерства образования и науки РФ  от  06.05.2005 №  137

-«Об организации  работы логопедического  пункта общеобразовательного учреждения». Письмо МО РФ №2 от 14.12.2000г.

-«Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения)». Письмо Минобразования РФ  от  30.03.2001 №  29/1470-6

-«Об организации получения образования в семейной форме». Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от  15.11.2013 №  НТ-1139/08

-«Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» - Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003 N 27/2722-6

-«Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального образования». Письмо Министерство общего и профессионального образования Российской федерации от т  25.03.1999 №  N 27/502-6

-«Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования» - Приказ Минздравсоцразвития России № 593 от 14 августа 2009 г.

-«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Приказ Министерства образования и науки РФ  от  06.10.2009 №  373

-«Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)   от  23.11.2009 №  N 655

-«Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва

-«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1015.

-«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки РФ от  30.08.2013 №  1014

-«Об утверждении Порядка приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения) Российской Федерации». Приказ Минобразования РФ  от  09.12.2002 №  N 4304

-«Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена». Приказ Министерства образования и науки РФ    от  24.02.2009 №  N 57 (с изменениями от 9 марта 2010 г.)

-«Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».  Письмо МО РФ  №29/2065-п от 10.04.2002г.

-«Об утверждении формы документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения» - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 281

-«Об участии в ЕГЭ отдельных категорий выпускников». Письмо Минобразования РФ   от  15.03.2004 №  N 03-59-49ин/36-03

-«Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы». Письмо Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР  от  28.07.1980 №  от 8 июля 1980 г. № 281-М и от 28 июля 1980 г. № 17-13-186

-Методические рекомендации по организации и проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки  от  05.03.2010 №  N 02-52-3/10-ин

-Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования Приложение к Письму Минобразования и науки РФ  от  27.06.2003 № 28-51-513/6

Образовательные программы специальных (коррекционных) учреждений

-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей) Под редакцией Т.С.Зыковой, М.А. Зыковой, Л.Н. Носковой, О.И.Кукушкиной и т. д. М., «Просвещение», 2003 г.

-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей, имеющих задержку психического развития) Под редакцией Т.С.Зыковой, М.А. Зыковой, Л.Н. Носковой, О.И.Кукушкиной и т. д. М., «Просвещение», 2003 г.

-Программа обучения и воспитания глухих детей дошкольного возраста. Головец Г.Д., Шматко Н.Д. М., 1991 г.

-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (1-е отделение, 2-е отделение) Под редакцией К.Г.Коровина, А.Г. Зикеева, Л.И. Тиграновой, И.Г.Багровой и т.д. М., «Просвещение» 2003 г.

-Программа (для специальных дошкольных учреждений) Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста, авторы: Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д., Салахова А.Д., Короткова Г.В., Катаева А.А., Трофимова Т.В.,  М., 1991 г.

-Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития, под ред. Л.А. Головчиц, 2003 г.

-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) ясли - сад - начальная школа./ Под ред.  Л.И. Плаксиной - М., 1999.

-Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа детского сада) - Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. -М.: 2002 г.

-Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. Подготовительная к школе группа. Каше Г. А., Филичева Т. Б.  - М.: Просвещение, 1987.

-Программа воспитания и обучения  детей дошкольного возраста с недоразвитием речи (с 3-х  до  5-ти  лет) Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина - М.: Просвещение, 1984.

-Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.- М., 1993.

-Подготовка к школе детей с общим недоразвитием  речи в условиях специального детского сада. Филичева Т. Б. Чиркина Г. В.   В 2 ч. - М., 1993.

-Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. Степанова О.А., М., 2008 г.

-Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы. Подготовительный класс. Р.Д.Тригер, Ю.А. Костенкова, С.Г.Шевченко М., 2010

-Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: Русский язык. Окружающий мир. Природоведение / Сост. С.Г. Шевченко.- М.: Дрофа, 1998.

-Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: Математика. Физическая культура. Ритмика. Трудовое обучение./ Сост. С.Г. Шевченко.- М.: Дрофа, 1998.

-Типовая программа  коррекционного обучения детей с задержкой психического  развития (подготовительная к школе группа) Научно-исследовательский институт  дефектологии  Академии  Педагогических наук СССР. - М, 1989.

-Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина и.др.  - Санкт-Петербург: Союз, 2001.

-Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Под ред. В.В. Воронковой. - М.:  Просвещение, 1999.

-Программы для 0-IV классов школы VIII вида. - Институт коррекционной педагогики РАО, 1996.

-Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб. 1. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012.

-Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб. 2. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 

(с динамическим отслеживанием возможных результатов)

 Содержательные линии академической,   жизненной  компетенций  и отслеживание возможных результатов обучения

Общее психофизическое развитие

  1. Содержательные линии/Возможные результаты

I

полугодие

II

полугодие

Динамика

+

-

+

-

Развитие высших психических процессов

Восприятие

Прислушивание к шепоту и другим тихим звукам

Выбор названного предмета из двух по просьбе взрослого

Показ одной  из названных частей тела

Внимание

Рассматривание картинок в книжке

Осуществление взаимодействия с игрушкой, расположенной неподалёку или спрятанной за ширму

Общение

Коммуникация

Установление контакта:

-установление зрительного контакта

-приветствие собеседника в ответ на его приветствие:

  • мимика и жесты («привет, здравствуй, доброе утро и т.п.»);

-привлечение к себе внимания  различными средствами:

  • мимика и жесты («привет, здравствуй, доброе утро и т.п.»);

Поддержание контакта:

- поддержание и завершение зрительного контакта

- выражение своих желаний:

  • жест, мимика

-выражение просьбы о помощи:

  • жест, мимика

- выражение согласия, несогласия:

  • жест («Да»/«Нет»)

-выражение благодарности:

  • жест («Спасибо»)

Завершение контакта:

-поддержание зрительного контакта

- прощание с собеседником:

  • мимика и жесты («пока, до свидания»);

Развитие речи

Понимание обращенной речи

Использование невербальных способов общения:

  • фиксирование взгляда на лице и на глазах собеседника

Умение подбирать слово или картинку по основным

  • действиям

  • пить

  • есть

-Выполнение простых инструкций:

  • подойди

  • стой

  • сядь

  • положи

  • принеси

  • дай

  • покажи

  • надень

  • сними

  • ешь

  • пей

  • закрой

  • посмотри

-понимание слов, обозначающих предметы

  • одежда

  • посуда

  • игрушки

  • обувь

  • мебель

  • овощи

  • фрукты

  • явления природы

  • транспорт

                Глобальное чтение и письмо

Глобальное чтение

-Чтение своего имени под своей фотографией.        

-Чтение имён воспитанников группы под соответствующей фотографией.

Формирование академической и жизненной компетенции

  1. Содержательные линии/Возможные результаты

I

полугодие

II

полугодие

Динамика

+

-

+

-

Культурно-гигиенические навыки

Приём пищи

-Подготовка к приёму пищи:

  • Регулировка температуры воды

  • Умывание лица

-Столовые предметы

  • Закрепление узнаваний столовых приборов

- узнавание на предметных картинках:

  • тарелка

  • салфетка

-Правила поведения за столом

  • Знание правила:

  • знание порядка и последовательности приёма пищи

  • умение принимать пищу аккуратно

  • умение вытирать рот после еды

  • умение благодарить за заботу жестом

Гигиена тела и туалет

-Знание назначения гигиенических процедур:

  • днём

-Знание предметов личной гигиены

  • знание личных предметов

  • куртка

  • шапка

  • ботинки

-Умение пользоваться по назначению

  • полотенце

  • туалетная бумага

  • расчёска

-Умение благодарить за заботу:

  • кивком головы

Одежда, обувь, головные уборы и внешний вид

-Распознавание предметов одежды, обуви и головных уборов:

  • по личному назначению

-Знание порядка:

  • одевания

  • раздевания

-Знание мест хранения в группе

  • разных видов одежды

  • предметов обуви

  • головных уборов

-Умение контролировать опрятность своего внешнего вида

  • под контролем взрослого

-Овладение навыками ухода за одеждой, предметами обуви и головными уборами

  • складывание одежды

  • умение вешать одежду на крючок, вешалку (куртка)

Хозяйственно-бытовой труд

- Поддержание порядка в игровой комнате:

  • расстановка игрушек по полкам

- Дежурство по столовой:

  • убирание посуды после еды
  • задвигание стульев

- Подготовка к занятиям

(выполнение  элементарных поручений – «Дай кисточку»)

- Приведение рабочего места в порядок:

  • расстановка игрушек по полкам

Звуковая культура речи

Речевое дыхание

- Осуществление фонационного выдоха

Артикуляционная моторика

  1. - Выполнение статических упражнений:

  • Для губ

  • Улыбка

  • Трубочка

  • Для языка

  • высовывание языка

  • поднятие языка к верхней губе

Слуховое восприятие

-Различение   неречевых звуков

  • звуки природы (шум дождя, шелест листьев, журчание воды, скрип снега)

  • голоса птиц и животных (мяуканье кошки, лай собаки, мычание коровы, жужжание мухи)

  • звуки предметов (скрип двери, стук молотка, шуршание пакета,  гудение пылесоса, звучание магнитофона  и др.)

  • транспортные шумы (сигнал автомобиля, гудение самолета, стук колес поезда)

  • звуки игрушек (погремушка, пищалка)

  • звуки детских музыкальных игрушек (барабан, бубен, дудочка, пианино, колокольчик)

Ознакомление с художественной литературой

-Слушание сказок, стихов, рассказов, потешек в устном изложении взрослого

- Рассматривание картинок к коротким стихотворениям, потешкам, сказкам, коротким рассказам.

  1. -Сопровождение действиями коротких доступных по содержанию стихотворений, потешек, сказок, коротких рассказов.

Ознакомление с окружающим

Времена года

Явления и объекты природы, погода (сезонные явления)

  1. -Различение явлений и объектов неживой
  2. природы:

  • солнце

  • луна (месяц)

  1. - Знание текущего времени года

  1. Транспорт

  1. -Узнавание видов транспорта:

  • автомобиль

  • автобус

  1. -Различение видов транспорта по характерным
  2. признакам:

  • автомобиль

  • автобус

  1. -Выделение составных частей различных видов
  2. транспорта:

  • колёса

  1. Животный мир

  1. Дикие животные

  1. - Узнавание диких животных по внешним признакам:

  • медведь

  • заяц

  • ёж

  1. - различение диких животных по внешним признакам:

  • медведь

  • заяц

  • ёж

  1. Домашние животные

  1. -Узнавание домашних животных по внешним признакам:

  • лошадь

  • собака

  1. - Различение  домашних животных по внешним признакам

  • лошадь

  • собака

Растительный мир

Овощи

  1. -Узнавание овощей

  • морковь

  • помидор

  • огурец

-Различение овощей

  • морковь

  • помидор

  • огурец

Фрукты

-Узнавание фруктов:

  • яблоко

  • банан

  • груша

-Различение фруктов

  • яблоко

  • банан

  • груша

Человек

-Различение по внешним признакам:

  • дети

  • взрослые

  • девочки

  • мальчики

Праздники

  1. -Выделение признаков праздника (подарки,
  2. поздравления, угощение, нарядная одежда,
  3. настроение, музыка)

-Различение праздников:

  • День рождения

  • Новый год

Мебель

-Узнавание

  • стол

  • стул

-Различение

  • стол

  • стул

Посуда

-Узнавание

  • кружка

  • ложка

  • тарелка

-Различение

  • кружка

  • ложка

  • тарелка

-Владение обобщающим понятием «Посуда»

Одежда

-Узнавание:

  • брюки

  • куртка

  • шапка

- Различение:

  • брюки

  • шапка

  • куртка

  • юбка

Обувь

-Узнавание

  • сандалии

  • ботинки

-Различение

  • сандалии

  • ботинки

Продукты

-Узнавание по внешним признакам

  • хлеб

  • колбаса

  • суп

-Различение

  • хлеб

  • суп

  • колбаса

Социально-бытовая ориентировка

Личная гигиена

  • Регулирование температуры воды

  • Мытье рук

  • Вытирание рук

  • Умывание лица

  • Вытирание лица

  • Расчесывание волос

  • Чистка зубов

Одежда и обувь

  • Развешивание одежды на вешалки

  • Развешивание одежды на крючки

  • Складывание вещей в шкаф

  • Мытье обуви

  • Сушка обуви

Питание

  • Намазывание масла на хлеб

  • Убирание посуды со стола

Жилище

  • Использование пылесоса

  • Использование аудио и видео техники:

  • включение

  • выключение

Рисование

Знакомство с материалом, инструментом и подготовка к работе

Узнавание  инструментов для рисования и использование их по назначению

  • кисть

  • ватные палочки

  • поролон

  • зубная щётка

Правильное удержание кисти

Правильное использование кисти:

  • обмакивание ее в краску

  • промывание кисти в воде

-Умение оставлять графический след при помощи:

  • пальца

  • карандаша

  • кисти

  • мела

Рисование кистью

Использование приемов:

-Спонтанное рисование каракулей

Рисование точек

Рисование прямой вертикальной линии

Рисование прямой горизонтальной линии

Рисование ряда одинаковых линий

Выполнение работы в контуре

С использованием красок

  • закрашивание контурного изображения с использованием трафарета

-Размазывание краски

  • Всей ладонью

  • Пальцем

  • Кистью

Лепка

Знакомство с материалом и подготовка к работе

-Знание видов пластичных материалов:

  • пластилин

-Разминание пластичных материалов

  • Одной рукой

  • Двумя руками

-Разминание материала

  • Всей ладонью

  • Пальцем

  • Кистью

-Владение навыком согревания пластилина в руке

-Раскатывание пластичного материала:

  • между ладонями рук

  • на доске

Виды работ с пластичным материалом

Деление материала на части:

  • отрывание кусочка материала от целого куска

Размазывание:

  • по шаблону

Придание формы

  • раскатывание материала продольными движениями ладоней (жгутики) на доске

  • раскатывание материала продольными движениями ладоней (жгутики) в руках

  • раскатывание материала вращательными движениями (шарики) на доске

  • выдавливание формы формочками

Конструирование

 Конструктор

-Умение создавать простые конструкции

Умение создавать простые конструкции по образцу

Разрезные картинки

Составление предметных картинок путем накладывания на образец:

  • из 2-х частей

  • из 3 - 4-х частей

Мозаика

Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета

Выкладывание элементов мозаики:

  • по показу

Конструирование из палочек

Выкладывание счетных палочек:

  • накладывая на образец

Плоскостное конструирование

Узнавание геометрических фигур:

  • круг

  • квадрат

  • треугольник

Умение использовать данные фигуры при составлении:

  • предметных картинок, накладывая на образец

Аппликация

Материалы и инструменты

-Узнавание материалов  и инструментов

  • цветная бумага

  • клей-карандаш

  • ножницы

-Знание способов работы с инструментами:

  • склеивание

Виды работ

-Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, калька):

  • Всей ладонью

  • Пальцами

-Разрывание материала (бумага, вата):

  • Пинцетным захватом

-Разрезание материала ножницами (бумага, картон, ткань, салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька)

-Овладение навыками работы с клеем:

  • намазывание поверхности клеем-

карандашом

  • примакивание салфеткой наклеенную

деталь

Составление аппликации из готовых или вырезанных форм

Предметная:

  • накладывание и приклеивание детали на

трафарет

  • накладывание и приклеивание одной

детали на другую

ФЭМП, сенсорика

Формирование представления о цвете:

-Соотнесение цвета с номинативным понятием:

  • красный

-Группировка предметов по цвету:

  • основные цвета и оттенки

-Составление серийного ряда по цвету:

  • 1-1

Формирование представления о форме:

-Соотнесение формы с номинативным понятием:

  • фигуры:

  • круг

  • формы:

  • шар

- Группировка предметов по форме (фигуры)

-Составление серийного ряда по форме

  • 1-1

Формирование представления о величине:

-соотнесение величины с номинативным понятием:

  • большой

  • маленький

- Группировка предметов по величине

-Составление серийного ряда по величине:

  • большой-маленький

Количественные представления

-Образование групп из нескольких однородных предметов

- Выделение из группы одного предмета

- Различение «много» предметов и «один» предмет.

Временные представления

-Различение контрастных частей суток:

  • день

  • ночь

-Соотношение частей суток с символом: день – солнце, ночь – луна, звёзды.

-Соотношение режимных моментов с

временными промежутками

-Прослеживание последовательности событий с помощью расписания деятельности, режима дня

ГМН и ориентировка в пространстве

ГРАФОМОТОРНЫЕ НАВЫКИ

-Умение оставлять графический след при помощи:

  • фломастера

  • карандаша

  • мела

  1. Рисование линий:

  1. Прямые линии

  1. -Рисование прямых вертикальных линий разной длины:

-Рисование вертикальных линий по двум точкам

- Рисование горизонтальных линий по двум точкам

Кривые линии

-Рисование замкнутых кривых линий

Работа  в контуре

-Закрашивание внутри объёмного контура:

  • листок прикреплён к парте

  • листок удерживается рукой

Использование цвета

  • красный        

  • синий

  • желтый

  • зеленый

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

-Ориентировка в помещениях:

  • Кабинета:

  • Лицея

  • Классный кабинет

  • туалет

  • медицинский кабинет

  • кабинет психолога

-Ориентация в пространственном

расположении частей тела:

  • на себе

  • на другом человеке

-Выполнение действий на перемещение тела в

пространстве:

  • вверх

  • вниз

- Выполнение действий на перемещение предметов в пространстве:

  • верх

  • низ

-Ориентировка в пространстве относительно предмета с использованием предлогов:

  • в

-ориентировка на плоскости:

  • вертикальная плоскость:

  • верх

  • низ

  • горизонтальная плоскость:

  • верх

  • низ