Разработка урока

На этом уроке запланировано изучение новой темы "Корень" "Однокоренные слова". Для закрепления изученной темы использованы дидактические игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnokorennye_slova.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

             Открытый урок по русскому языку в 3 классе.

Тема урока: Состав слова. Корень.

Цель урока: Ознакомить с признаками однокоренных (родственных) слов;

                     Развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные;

                    Учить выделять общую часть родственных слов;

                    Повторить правописание предлогов.

Оборудование: таблицы, карточки, слайды по темам.

Ход урока.

1.Организационная часть. Приветствие.

     - Сегодня к нам на урок пришли гости, учителя. Поздороваемся с гостями.

                            -Здравствуй, солнце золотое!

                             Здравствуй, небо голубое!

                             Здравствуйте, гости дорогие!

                             Вас приветствует 3б класс.

2. Проверка домашнего задания.

    Раздача индивидуальных карточек.

   Выполнение задания с классом: читайте рассказ о своём селе, найдите слова с       предлогами.

     Наше село Суг-Аксы стоит у реки Хемчик.В реке есть щука, окунь, лещ, хариус.

     В наших лесах растут ягоды и грибы. За рекой лежит красивая поляна. На поляне   растут цветы.

                    ( у реки, в реке,  в лесах, за рекой, на поляне)

-Вы любите своё село?

-Вы любите нашу реку Хемчик?

-Что вы любите делать на берегу Хемчика?( плавать, загорать, ловить рыбу, собирать ягоды и грибы)

Слайд №1. Впишите предлоги . ( можно устно)

                  Пришел … школу, вышел … школы.

                  Вышел …улицу,  пришел … улицы.

                 Дошли … леса, подошел … столу.

                Стоял … подъезда, спел … другом.

                Вывод:

 - Какие предлоги вписали?

Слайд № 2. Обведи в кружок предлог , который надо вставить в данное словосочетание.

               Пришла ( к, до) сестре. Плывут ( по, на ) небу. Прибежал ( к ,по) финишу. Жил    (у, в ) городе. Работал (на, в ) заводе. Летят ( над , по) городом.

Слайд №3. Игра « Кто внимательней ? »

              -Прочитайте. Что вы заметили? ( Предлоги написаны не верно)

             - Исправьте ошибки.

                                   Рыхлый снег темнеет вмарте

                                  Тают льдинки наокне

                                 Зайчик бегает попарте

                                  И покарте  настене

-Это веселое стихотворение Самуила Маршака.

Вывод: Предлоги читаем слитно , а пишем раздельно.

 Физминутка

Как на горке снег, снег

И под горкой снег, снег

И на елке снег, снег

И под елкой снег, снег

- А под елкой спит медведь

- Тише! Тише! Не буди!

  Сядь на место, не шуми.

-Скажите , ребята, какие предлоги вы заметили в словах физминутки ?

   (на, под,) и они повторяются.

Слайд №4.    Новая тема.

Отгадаем кроссворд, узнаем нашу тему.

1  …  ловит мышей / кот/

2. У Деда Мороза …  . /борода/

3. На елке висели  … разноцветные.    /шары /

4. Хемчик – это …          / река или озеро/

5. На уроке музыки мы учили  … /ноты/

6 На уроке рисования рисуем на …      /альбоме/

 Мы узнали нашу тему, получая слово « Корень»

1. Составление рассказа по сюжетной картине « Зима»

     Составим рассказ, чтобы в  каждом предложении было слово с корнем  –снег-

     Повторить можно , если в другом предложении оно имеет иное значение.

Снег идёт.

         Тихо падают снежинки. Мягкий снежок покрывает крыши , деревья , землю. Во дворе дети играли в снежки. Рядом бегает пёс Снежок. Малыши играют и лепят снеговика. По улице проехали снегоочистители.

Словарная работа .  Снегоочистители- машины, которые убирают снег.

На доске записать родственные слова.

         Снежинки, снежок , в снежки, снеговика, снегоочистители.                                                                                                                         Подчеркните общую часть этих слов.

 Вывод:  Это родственные слова. Они близки по значению и имеет общую часть. Общая     часть родственных слов называется корнем. Еще их называют однокоренными словами.

2. Слайд№5. Чужак.

   Словарная работа.  Чужак- чужой человек

                                         по камушкам – по камням

                                         пожаловал – пришел

                                         приметила – увидела

                                         идти прочь – просила уйти

Собрались у старухи Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей , сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошел чужак. Где ему родственников искать?

-Кто  же оказался чужаком среди родственников Воды? ( Водитель.  Это слово имеет другое значение )

-Почему  гости не сразу приметили чужака? ( В этом слове корень тоже – вод)

-Составьте список родственников Воды и допишите тех , кто не пришел к ней в гости на этот раз. Выделите корень.

 ( Вода, водица, подводник, водолаз, водопад, водомерка, водоросли, водичка, водяной, водный ).

Слайд №6.  Закрепление.

  1. Самостоятельная работа.

                                       Так же как , и у кустов

                                       Корень слова есть у слов.

                                       Будь внимательным к словам ,

                                       Отыщи в них корень сам:

Лес, лесок, лесной, лесник.

Цвет, цветок, цветной, цветник.

Летчик, самолет, полет.

Сад, посадка, посадил.

Трудовой , трудись, труды.

2. Игра  « Угадай-ка »

                        Машина-…..ист                рыба-       …..ак

                        Море-…..як                       баян-….ист

                        Скрипка-……ач                трактор-……ист

-Найдите корень в паре слов.

Слайд №7  

3. Игра « Найди лишнее слово » в тройке слов.

Белка, беленький, белить.

Лист, лиса, лисенок.

Лось, лоскут, лосенок   (лоскут- быжынды)

Горный, горка, городок

Пёс, песочный, песок

Моряки, морской, моржи

Холод, холмик, холодок

Семя, семечко, семья

Вдруг, подруга, друзья

( Работу можно провести по вариантам ,  дети находят лишнее слово)

4. Игра « Одень корень». Кто побольше найдет однокоренные слова к данным корням.

 хлеб ( …, …, …, …, )       гриб  ( …, …, …, )

 чай  ( …, …, …)                школа ( …, …, …)

 мышь  ( …, …, …)            свет  ( …, …, …)

 боль   (…, …, …, )             ель  ( …, …, …)

Слайд №8 Игра « Угадай слово». Кроссворды.

Корень   БЕГ ------    1. Спортсмен, занимающийся бегом.

                                   2. Слово, обозначающее действие с этим корнем.

                                   3. Дорожка для бега

                                              ( бегун, бегать, беговая )

Корень  ЗВОН------  1.Предмет, издающий звон.

                                   2. Слово, обозначающее признак, с корнем – звон-

                                   3. Издавать звон

                                               ( звонок, звонкий, звонить)

Слайд №9.  Игра « Догадайся ». Даны концовки слов. По концовке найдем корень.

_____ик,   _____ушка,  _______инный. ( корень – стар- )

______ло,  ______лый,  ______лячок .   ( корень – свет- )

Домашнее задание:

 Запишите   однокоренные слова  группами, выделяйте корень.

 Гриб, береза, грибник, березонька, грибница, подберезовик, березка.

Итог урока.

Выставление оценок.

 Рефлекция.

-Какое у Вас настроение? Чтобы оно было еще лучше, давайте соберем букет цветов.

-Если  вы считаете, что работали «очень хорошо» – красный цветок, а если «хорошо, но  не очень »  - желтый,  если  что-то немного  не получилось – синий цветок.

            ( Все цветы помещаются на доску ).

- Так как же мы сегодня работали все вместе ?  Каких цветов больше?  Молодцы !