Разработки уроков и презентации

Барышева Ольга Юрьевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сергачская средняя общеобразовательная школа №3

Урок обществознания по теме:

«Молодежные субкультуры: плюсы и минусы»

Урок подготовила:

Барышева Ольга Юрьевна,

учитель истории и обществознания

г. Сергач 2014 г.

Урок подготовлен  для 10 класса с применением приема «цветные шляпы мышления - типы мышления»  доктора медицины и психологии Эдварда де Боно Оксфордского университета. (см. Приложение)

«О молодость! Молодость!.. Может быть, вся тайна твоей прелести

 состоит не в возможности все сделать,

а в возможности думать, что все сделаешь.»

И. Тургенев (2 слайд)

Цели урока:

Образовательная: ознакомить обучающихся с молодежными неформальными объединениями и определить каковы плюсы и минусы  принадлежности к  какому-либо  из  молодёжных течений; научить выражать свое отношение к различным группировкам.

Развивающая: развитие аналитического мышления, умения проводить обобщения и делать самостоятельные выводы.

Воспитательная: воспитание толерантного отношения к мнению других людей, чувства ответственности за свое поведение, за соблюдение различных норм закона в отношениях с людьми. Воспитывать чувство ответственности у подростков за свое будущее, выбор места в обществе.

Задачи:

  1. Познакомить детей с молодежными движениями в 20-ом веке.
  2. Рассказать о влиянии той или иной группы на жизнь молодежи;
  3. Создать условия для развития навыков «взвешенного типа мышления» в ходе совместной деятельности;
  4. Организовать работу учащихся в группах, формируя и развивая при этом навыки коммуникативного взаимодействия.

Методы: метод проектов, диалог, обсуждение, применение приёма «цветных шляп мышления»

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход занятия.

 I. Организационный момент.

II. Защита проектов:

Здравствуйте, Ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

- Во все времена было расслоение общества на различные классы. На бедных и богатых, на умных и неграмотных, на буржуазию и пролетариат, но за все время существования общества никогда не наблюдалось такое яркое и насыщенное расслоение молодежи. Современная молодёжь по-разному воспринимает окружающий их мир. Объединяясь, они образуют субкультуры. Существует много культурных групп, которые имеют интересы, взгляды, стиль и образ жизни, отличающиеся от общепринятых.  На нашем уроке мы попробуем разобраться в многообразии современных молодёжных субкультур, попытаемся выяснить каковы плюсы и минусы  принадлежности к  какому-либо  из  молодёжных течений, будем продолжать воспитывать в себе толерантное отношение к мнению других людей.

 Для работы мы создадим 4 творческие группы, и каждая группа будет работать над своим вопросом в рамках рассматриваемой сегодня проблемы.

Следует особо сказать о том, что каждая группа на определенном раунде будет работать в определенной ролевой позиции: (3 слайд)

  • Одна группа будет «оптимистами». Она будет отмечать в выступлении все положительное.
  • Другая группа – «пессимисты». Она будет отмечать в выступлении все отрицательное.
  • Третья группа – «эксперты». Эта группа будет оценивать работу групп новаторов, оптимистов и пессимистов.
  • Четвертая группа - «новаторы». Эта группа будет выступать по конкретному вопросу, который был предложен для обсуждения членам подгруппы заранее.

1 раунд: 

Выступление первой группы.

Представление проекта обучающихся. (Новицкая Татьяна, Акилова Анастасия)

Оптимисты (примерные ответы):

  • Дети выступали очень организованно.
  • Выделили главное.
  • Подробно и интересно рассказали о движении.
  • Сформулировали вывод.

Пессимисты (примерные ответы):

  • Ребята не указали, где, в каких странах это движение началось и было наиболее популярно.
  • Не было сказано, предъявляли ли они какие-то требования к обществу или просто демонстрировали свое негативное отношение к нему.

Эксперты (примерные ответы):

  • К сказанному мы хотим добавить, что ребята рассказывали убедительно, было интересно слушать.
  • Мы думаем, что выступление было бы более интересным, если бы ребята нашли примеры из жизни молодежи нашей страны.

Меняются ролевые позиции. Теперь каждая группа будет работать под полями другой «мыслешляпы».

2 раунд: 

Выступление второй группы. (Мясоедов Дмитрий, Бандурин Александр)

Выступление закончено, каждая группа  работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления.

Оптимисты (примерные ответы):

  • Молодцы, перечислили все самое интересное.
  • Фотографии дополнили представление о этой субкультуре.

Пессимисты (примерные ответы): :

  • Перечислили только то, что известно всем и каждому, не воспользовались дополнительной литературой.
  • Не сказали о том, что это движение было очень распространено во всем мире и оказало большое влияние на молодежь.

Эксперты (примерные ответы):

  • Пессимисты правы, что надо было привлечь дополнительную литературу.

Меняются ролевые позиции.

3 раунд: 

Выступление третьей группы. (Козлова Виктория, Мурзаева Екатерина)

Оптимисты(примерные ответы):

  • Хорошо рассказали об образе жизни представителей этой субкультуры.
  • Использовали дополнительную литературу.
  • Были показаны фотографии, что удачно дополнило выступление.

         Пессимисты(примерные ответы):

  • Мы думаем, что выступление было бы более интересным, если бы ребята нашли примеры из жизни молодежи нашей страны.

Эксперты (примерные ответы):

  • Рассказывал каждый сам по себе, не видно групповой работы.

Меняются ролевые позиции.

4 раунд:

Представление четвёртого проекта. (Мастюгин Дмитрий)

Оптимисты(примерные ответы :

  • Рассказано очень подробно и интересно. Многие из нас и не слышали о таком движении.

          Пессимисты (примерные ответы:

  •  Не указал, где, в каких странах это движение началось и было наиболее популярно.

          Эксперты (примерные ответы:

  •  Подробно и интересно рассказал о движении.
  • Сформулировал вывод.

III.Подведение итогов.

- Вот мы и познакомились с некоторыми субкультурами. Конечно, неформальных молодежных объединений существует намного больше,  и охватить все в рамках одного занятия просто невозможно.  

Мы постарались исследовать субкультуры, представители которых чаще всего встречаются нам на улицах наших городов, в телепрограммах или в средствах массовой информации.

       Выступая перед общим собранием Медицинского общества города Портмунда (Англия), доктор Рональд  Гибсон начал свой доклад четырьмя цитатами.

Цитата первая.

«Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.» (4 слайд)

Цитата вторая.

«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна» (5 слайд)

Цитата третья.

«Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек».(6 слайд)

Цитата четвертая.

«Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».(7 слайд)

После того, как часть аудитории разразилась аплодисментами, доктор Гибсон открыл имена авторов цитат. Первая заимствована у Сократа (470-399 гг. до н. э.) (8 слайд); вторая у Гесиода (ок. 720 г. до н. э.) (9 слайд); третье изречение принадлежит одному египетскому жрецу, жившему за 2000 лет до н. э.; (10 слайд) четвертая обнаружена совсем недавно на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона. Возраст этого горшка – свыше 3000 лет.(11 слайд)

Подобные высказывания мы зачастую слышим  и  сейчас о нашем молодом поколении. Молодых часто обвиняют в инфантилизме - стремлении к иждивенчеству, требовании постоянной заботы других о себе, пониженной критичности по отношению к себе. Такие проявления не редкость, но общество в целом признает, что у молодежи достаточно развито чувство ответственности, способность принимать решения, руководствуясь не только личными интересами, но и гражданскими чувствами.

Спасибо за урок!

«…Много дрязг плавает в шумных волнах молодости и уплывает с ними;

а все-таки лучше этих волн нет ничег». (12 слайд)

 И. Тургенев

Выставление оценок за работу на уроке

Домашнее задание: параграф 32-33 (пересказ), практикум №2 (13 слайд)

Описание применяемой технологии

Сценарий занятия.

В рамках технологии разработки и оценки создаются четыре творческие группы. Каждая из групп, поочередно работает в определенной ролевой позиции:

  • Новаторы - «зеленая шляпа» (презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы);
  • Оптимисты - «желтая шляпа» (выделяют все положительные, выгодные, позитивные моменты презентуемого проекта);
  • Пессимисты - «черная шляпа» (выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемого проекта);
  • Эксперты - «синяя шляпа» (обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели, обосновывают свое мнение).

Сама технология предусматривает четыре этапа - (по количеству созданных, творческих групп). На каждом из этапов отдельной творческой группе предлагается поработать в разных ролевых позициях: сначала в роли новаторов, затем в роли оптимистов, затем - пессимистов, затем - экспертов. Таким образом, все участники пробуют себя в разных ролях и одновременно имеют возможность «взглянуть» на свою собственную идею с разных точек зрения.

Каждый этап длится около 10 минут:

  • 3-4 минуты – выступление «новаторов»;
  • 2 минуты – работа в группах оптимистов, пессимистов, экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов в представленной идее, обобщению и анализу полученной информации;
  • 2 минуты – выступление оптимистов и пессимистов (по 1 минуте на каждую группу);
  • 2 минуты – работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой подгруппы с точки зрения поставленных перед данной подгруппой целей деятельности;
  • 0.5 минуты - смена ролевых позиций для групп. Важным моментом использования метода «Шесть шляп» в рамках технологии  разработки и оценки идеи является возможность выразить свои эмоции  и чувства (т.е. оказаться под полями «красной шляпы») только в перерывах между раундами.

          Критерии оценивания группы новаторов: достоверность излагаемого  материала, использование дополнительной литературы, опора на жизненный опыт (примеры из жизни), четкость речи.

     Оценка экспертов, а также штрафные очки заносятся в сводную таблицу следующего вида:

Суммарно по времени четыре раунда займут около 40-42 минут.

3-5 минут - завершающая часть занятия, выводы.

Длительность занятия - 45 минут.

Подготовительный этап - работа под полями «белой шляпы».

Всем ученикам предлагается прочитать дома страницы 255-263 учебника ( А.И. Кравченко, Обществознание,10 класс), просмотреть дополнительный материал (который учащиеся находят самостоятельно) и  подумать над проблемой: Какое влияние (положительное и отрицательное) оказали молодежные течения на тинэйджеров?

Все учащиеся заранее разбиваются на подгруппы. Каждая подгруппа заранее получает задание- вопрос, о котором необходимо будет рассказать на предстоящем уроке:

Также следует рассказать о ходе предстоящего урока, познакомив ребят со сценарием.

Предлагаемая технология ориентирована на:

  • Формирование и развитие информационной компетентности;
  • Развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, ориентированного на умения работать с информацией;
  • Воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной напористости;
  • Формирование понимания того, что существуют ситуации, когда необходим самоконтроль для достижения позитивного результата, особенно в ситуациях работы в группе.

Концепция предлагает определенную, упорядоченную методику обмена мнениями, где нет места агрессии и оскорблениям. Появляется возможность найти хорошее в «плохом» и наоборот. Появляется необходимость контроля, что  приводит к экономии времени, сил,  к сохранению хороших отношений с людьми, а в итоге к сохранению своего физического, социального и духовного здоровья.

Использование данной технологии дает возможность обращаться к тому или иному типу мышления, наиболее целесообразному в данной ситуации, нисколько не нарушая при этом характерных особенностей человека, целостности его «Я».



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Сергачская средняя общеобразовательная школа № 3

Нижегородской области

Тема: Древнейший Рим

Подготовила учитель истории

и обществознания Барышева О.Ю.

г Сергач

2012-13 гг.

Цель урока: усвоение новых знаний о возникновении Древнейшего Рима, о географическом и природно-климатическом положении Древнего Рима, о народах, населяющих Апеннинский полуостров в древности.  

Задачи урока:

Образовательные: 

  • сформировать у обучающихся яркое, образное, логическое  представление об Апеннинском полуострове и Риме VIII – VI вв. до н.э.;
  • расширить представления обучающихся о Древнем Риме, используя основные умения и навыки;
  • способствовать овладению обучающихся основного понятийного материала по данной теме.

Развивающие: 

  • способствовать развитию у обучающихся познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности на примере тесной связи изучаемого материала с жизнью;
  • способствовать развитию у обучающихся творческих способностей, логического мышления, умению находить причинно-следственные связи событий;
  • способствовать развитию навыков работы с источниками, устной речи, умения аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • формировать у обучающихся эмоционально – ценностного отношения к изучаемому прошлому;
  • воспитывать уважительное отношение к прошлому различных народов.

Тип урока: урок изучения нового материала (комбинированный)

Форма урока: урок-путешествие.

Методы ведения урока: 

  • Вербальные (рассказ, беседа, объяснение, описание);
  • Методы стимулирования (новизна, занимательность);
  • Методы контроля (тестовая проверка, викторина, фронтальный опрос и др.)

Оборудование и наглядные пособия: учебники,  тетради, рекламный проспект, мультимедийная презентация, компьютер.

Новые термины и понятия:

Этруски, латины, Весталка, Веста, Марс, ликторы, патриции, плебеи, сенат.

ХОД  УРОКА:

1. Организационный этап

  • Взаимное приветствие учителя и учащихся.
  • Определение отсутствующих.
  • Проверка подготовленности учащихся к уроку.
  • Организация внимания.

- Здравствуйте, ребята, здравствуйте ув. гости.

- Мы продолжаем наше путешествие на историческом  корабле по странам древних государств. Давайте вспомним, в каких странах мы уже побывали. Но чтобы нам было интересно, я подготовила для вас небольшую викторину. Работа простая, на экране будут появляться исторические памятники, и предметы, а вы должны вспомнить, в какой стране мы с ними познакомились.

Слайд № 1

- Какой исторический памятник, мы видим? (Я вижу исторический памятник Сфинкс)

- В какой стране находиться, этот памятник? (Этот памятник находиться в Египте)

Слайд № 2

- Ребята, что это за предмет? (Глиняная клинописная табличка)

- В каком государстве, мы познакомились с этим предметом? (С этим предметом, мы познакомились в Древнем Двуречье)

Слайд №3

- В какой стране данное животное является священным? (Это животное является священным в Индии)

Слайд №4

- Ребята, что это за архитектурное сооружение и в какой стране оно находится? (Это архитектурное сооружение «Великая китайская стена». Находится в Китае.)

Слайд № 5

- Что это за архитектурный объект, и в какой стране, мы с ним познакомились? (Это здание Древнегреческого театра. Мы с ним познакомились в Греции)

Слайд № 6

- Ну а сейчас наш корабль покидает берега Греции и держит курс на запад.  На нашем пути появляется новая страна – Италия (которую ещё называют, «страной телят») – это древнейшее государство Рим. (видео) За время пребывания в этой стране мы узнаем много интересного и нового. Знания, полученные в этом путешествии, будут необходимы вам продолжительное время. Ребята откройте туристические блокнотики,  это будут ваши рабочие тетради и сделайте первую запись «Древнейший Рим». /Записывают тему урока/ Слайд №7

-Скажите, а что вам интересно узнать об этом древнейшем государстве? /Ответы/  По мере ответов на доске появляется план урока.  Согласно вот этому плану мы будем с вами путешествовать по древнему Риму.

Слайд № 8

План урока

1. Географическое положение государства.

 2. Природные условия.

 3. Легенда о возникновении Рима

4.. Занятия жителей.

5. Государственное управление Древнейшего Рима

 Но, прежде чем сойти с корабля, мы с вами должны определить климат и географическое положение Италии.

Слайд № 9

- Давайте вспомним, какой источник, мы используем при изучении географического положения? /Карту/ /Работа с картой приложение №1/ У каждого на парте лежит карта, но не заполненная. Сейчас, опираясь на легенду карты в учебнике (стр.203) мы с вами ответим на вопросы, которые написаны на слайде и одновременно заполним карту. Приступим.

- Как называется полуостров, на котором находится Рим? (Апеннинский полуостров)

- На берегу, какой реки основан Рим? (На берегу реки Тибр.)

- Какие моря омывают Италию? (Ионическое, Тирренское, Адриатическое, Средиземное)

- Какие горы тянутся вдоль всего полуострова? (Апеннинские горы тянутся с севера на юг полуострова, они невысокие, поэтому не делят страну на изолированные районы, как полуостров Греции.)

- Какие горы прикрывают Италию с севера? (Это Альпийские горы.)

Давайте сделаем небольшой вывод: Апеннинский полуостров древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами. С юга, с востока и запада Апениннский полуостров омывается морями: Адриатическим, Ионическим, Тирренским, Средиземным

- Ребята туристическим агентством организующим путешествие нам был предоставлен  «рекламный проспект». /Приложение №2/ Прочитав который, мы с вами можем определить природно-климатические условия Апеннинского полуострова. Слайд №10 (кто-то один читает вслух, остальные следят)

Слайд № 11 Ребят, внимание на доску – на слайде таблица. Наше с вами задание заполнить её. Но таблица не простая, а сравнительная. Сравним природно-климатические условия и занятия древней Греции и Древнейшего Рима. Положительный ответ – ставим плюс, отрицательный - минус. Точно такая же таблица у вас на партах. Ну что,  вперёд!

Какой же мы сделаем вывод из всего этого: (дети отвечают – природно-климатические условия в Древнейшем Риме более благоприятные, чем в Древней Греции, что позволяет заниматься земледелием, садоводством, виноградорством)

И вот теперь наш туристический путь лежит в древнейшее государство Рим.

Слайд № 12

Наконец-то, мы находимся у стен Рима. Римляне, подобно другим древним народам, считали число семь священным. Сам город расположился на семи холмах. Главными из них были Палатин, Авентин и Капитолий. На экране изображена схема Рима и написаны холмы, на которых он расположился. Основание города Рима относиться к 753 г. до н. э. Давайте запишем год основания города в наши туристические блокнотики.

 Слайд № 13

Знаете, существует легенда о том, как появился этот город.  И нам сейчас её расскажет мой помощник экскурсовод Костолева Юля.

/Рассказывает легенду/

Легенда об основании Рима

По левому берегу Тибра жило племя Латинов. В одном из этих городов правил царь Нумитор.  Амулий брат Нумитора, был злой и завистливый хотел царствовать один. Он отнял у Нумитора власть. (слайд №14)Для большей своей безопасности  убил сына Нумитора, а дочь его Рею Сильвию сделал весталкой — жрицей богини домашнего очага Весты. (слайд №15) Не прошло и года, Рея Сильвия родила от бога войны Марса двух мальчиков. Услышав эту весть, Амулий велел утопить близнецов в волнах Тибра. (слайд №16) А их мать взять под стражу. Бросив корзину на мелководье, слуги возвратились домой. Корзина зацепилась за ветку дерева, не утонула. На жалобный крик братьев прибежала волчица. (слайд №17) Облизав малышей, она накормила их своим молоком. Вскоре их нашел царский пастух и отнес своей жене. (слайд №18)Пастух и его жена, дав найденышам, имена Ромул и Рем, воспитали их отважными и сильными. Когда они выросли и узнали тайну своего рождения, задумали мстить. Вооружившись они убили Амулия и в тех местах, где были вскормлены волчицей решили основать новый город. (слайд №19) Вскоре братья поссорились: Рем выбрал для строительства города один холм, а Ромул другой. Когда Ромул стал строить оборонительную стену, Рем в насмешку перепрыгнул через нее. (слайд №20) Взбешенный Ромул нанес Рему удар, оказавшийся смертельным. Убийство брата не помешало ему основать город и назвать его своим именем /Рим – по-латински Рома/ .Ромул стал первым царем Рима. Его везде сопровождала охрана из 12 воинов. Она называлась – ликторы.

Спасибо, Юля, садись.

Слайд №21

Ой, ребят, у меня случилась небольшая проблема – следующий слайд оказался испорчен, помогите мне восстановить его. Где-то необходимо вставить слова, а где-то определения.

Поработаем ещё с нашими тетрадями-блокнотиками, запишем основные понятия:

Веста – богиня огня и домашнего очага.

 Ромул – первый царь Рима

Марс – бог войны.

 Ликторы – воины-охранники, сопровождавшие царя.

-А сейчас мы сделаем небольшую остановку, и я вам  расскажу о народах, которые населяли Апеннинский полуостров.

В основном его населяли различные племена италиков, говоривших на родственных языках. К ним относились и латины, но большую территорию полуострова занимали этруски.

Слайд №22

До римлян высокоразвитую цивилизацию на Апеннинском полуострове создали именно этруски. До сих пор ученые не разгадали тайну их происхождения. Предполагают, что этруски пришли из Малой Азии в начале I тысячелетия до н. э. Сохранившиеся этрусские надписи свидетельствуют, что они пользовались греческим алфавитом. Однако их язык до конца не расшифрован.

Но уже к VIII  веку до н.э. на территории Апеннинского полуострова проживало достаточно много племен разных народов. Древнейшие римляне говорили на латинском языке.

Слайд №23

А теперь небольшое задание: выпишете в тетрадь названия племен населяющих Апеннинский полуостров (этруски, латины)

И подчеркните то, которое занимало большую территорию? (этруски)

Поменяйтесь тетрадями и проверьте ответы друг друга.

Слайд № 24

- Обратите внимание, мы находимся у стен величественного здания, где проходили Народные собрания. (внимание на экран, смотрим видео)

Потомки древнейших жителей Рима называли себя патрициями (имеющие отцов). Кроме патрициев, в городе жили переселенцы из завоеванных Римом латинских поселений, а также из других областей Италии. Их называли плебеями (наполняющие город).

В управлении Древнейшим Римом принимали участие только патриции. Старейшины родов заседали в Сенате. Сенатором в Древнейшем Риме мог стать только знатный и богатый гражданин Рима. До V века до н.э. Римом управляли  царь и Сенат. После изгнания последнего царя в 509 веке до н.э. формой правления в Риме стала республика («общественное дело»)

А теперь выполним небольшое задание на соответствие.

Ну вот, ребята, наше путешествие по Древнейшему Риму подошло к концу. Давайте подведем итог нашего путешествия, и ответим на вопросы теста.

За работу на уроке сегодня получают оценки:…

Слайд № 25

Сегодня на уроке мы начали знакомство с историей величайшего государства древности. На последующих уроках вам предстоит узнать еще много интересного.

Записываем домашнее задание (параграф 44 прочитать, пересказать и выполнить задания (на выбор) в рабочей тетради – вставить слова(55) и заполнить контурною карту(56)

Ребят, мне хотелось бы узнать интересно ли вам было сегодня на уроке или нет. У каждого на парте лежит смайлик (улыбающийся и хмурый). Я сейчас задам несколько вопросов, если ответы положительные – поднимаем весёлый смайл, отрицательные –хмурый.

На уроке я работал (активно/пассивно)

Своей работой на уроке я (доволен- не доволен)

Урок для меня показался (коротким-длинным)

За урок я (не устал- устал)

Моё настроение (стало лучше-стало хуже)

Материал урока мне был (понятен-не понятен)

Дом.зад мне кажется (лёгким-трудным, интересным-не интересным)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КИТАЙСКО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Слайд 2

На рубеже 80-90-х годов в отношениях между СССР и КНР произошел радикальный поворот от полемики к конструктивному диалогу и переговорам, от конфронтации к добрососедству, от соперничества на международной арене к сотрудничеству и партнерству. Со временем отношения между Россией и Китаем устойчиво развивались, интересы совпадали, а позиции по многим вопросам стали общими и обоюдными. На сегодня по словам многих экспертов, российско-китайское взаимодействие прослеживается в таких ключевых областях, как повышение авторитета и роли ООН, отстаивание примата международного права в мировых делах, поддержание стратегической стабильности и, в первую очередь, сохранение Договора по ПРО, создание справедливого и равноправного мирового экономического порядка.

Слайд 3

Россия и Китай имеют единый взгляд по такой проблеме, как борьба с религиозным экстремизмом, национальным сепаратизмом и международным терроризмом. Россия и Китай занимают единую позицию по проблеме целостности России (Чечня) и Китая (Тибет, Синьцзян). Китай поддерживает действия Правительства России в Чечне. Позиция России в отношении "тайваньского вопроса" остается неизменной и заключается в том, что правительство Китайской Народной Республики является единственным законным правительством Китая, а Тайвань - неотъемлемой составной частью территории Китая. Важным подтверждением сохранения общих позиций стал недавно подписанный в Москве новый российско-китайский договор о добрососедстве дружбе и сотрудничестве. ,

Слайд 4

Союз России и Китая больше следует рассматривать как налаживание цивилизованных и взаимовыгодных отношений. Поскольку высокий уровень и многоплановый характер российско-китайского сотрудничества - это важный фактор укрепления мира и стабильности не только в Азии, но и в мире в целом. Глядя в будущее отношений наших стран с оптимизмом и уверенностью, мы должны учитывать и диалектику исторического процесса. В XXI столетии оба государства пройдут стадию реформ, эпоху переходного периода. На мировой арене будут действовать иные, чем сегодня, субъекты международных отношений, например объединенная Корея. Возрожденная Россия будет взаимодействовать с Большим Китаем в реализации стратегии устойчивого развития собственных стран и всего мира.

Слайд 5

Перспективы стратегического партнерства России и Китая В 2001 году, вступая в новое тысячелетие, Россия и Китай отметят первые пять лет с того дня, как в Совместной российско-китайской декларации, подписанной в Пекине 25 апреля 1996 года, был, выдвинут тезис о возможности стратегического взаимодействия России и Китая в XXI веке В российской и китайской печати по проблеме стратегического взаимодействия РФ с КНР высказываются разнообразные точки зрения.

Слайд 6

Например, сотрудник Института Азии и Тихого океана Академии общественных наук КНР Тан Шипин считает, что стремление сторон к стратегическому партнерству вызвано тремя причинами: расширением НАТО на восток, укреплением союза безопасности между США и Японией, ощущением слабости России и Китая в однополюсном мире. Россия и Китай могут взаимодействовать для решения важных проблем глобализации. Хотелось бы упомянуть проект XXI века, который называется “Трансконтинентальный экономический мост” (он носит также обиходное название “Новый шелковый путь”). В Китае идея создания транспортного коммуникационного моста через центральные районы Евразии сформулирована в качестве государственной политики.

Слайд 7

Главное — это развитие центральных, наименее развитых районов Евразии. Имеются в виду Западный Китай (Тибет, Синьцзян, провинции Ганьсу, Шанси), Монголия, бывшие среднеазиатские, центральноазиатские республики СССР, нынешние страны СНГ, Афганистан. Создание “Трансконтинентального транспортного моста” решило бы проблему соразвития упомянутых районов, вложения туда больших капиталов. И осуществлялось бы это через создание транспортной инфраструктуры, информационной инфраструктуры с помощью новейших технологий. В чем здесь интерес России? Этот план предполагает развитие всей коммуникационной сети России, включая БАМ и Транссибирскую магистраль, и не исключает даже Северный морской путь.

Слайд 8

Наконец, как связана возможность стратегического взаимодействия России и Китая с их двусторонними отношениями? Масштабы двух наших стран и их роль в мире таковы, что двусторонние добрососедские отношения тоже являются формой стратегического взаимодействия. Если мы сохраняем нормальные добрососедские отношения — в мире устанавливается один климат, если кому-то удается их нарушить — климат меняется. Причем и в регионе, и в мире в целом. Вот в чем состоит взаимосвязь стратегического взаимодействия и двусторонних отношений. Наша позиция в отношениях с Китаем предельно ясно выражена в Концепции внешней политики РФ: “Россия стремится к развитию взаимовыгодного сотрудничества с Китаем по всем направлениям. Главной задачей остается приведение масштабов экономического взаимодействия в соответствие с уровнем политических отношений”

Слайд 9

Российско-китайские торгово-экономические отношения Одновременно Россия и континентальный Китай стремятся расширить экономическое сотрудничество. Следует отметить, что развитие экономических связей между Россией и Китаем отстает от темпов углубления их политического сотрудничества. Если во внешнеполитической сфере налицо постоянное движение по восходящей линии, то торгово-экономические связи в этот же период характеризовались непоследовательностью и даже хаотичностью. Однако в действительности происходят серьезные сдвиги в сфере экономических отношений.

Слайд 10

Сегодня на первый план экономических отношений вышли крупные компании с высоким удельным весом государственной собственности или поддерживаемые государством. В результате в России появились значительные лоббистские группы, подталкивающие правительство к принятию мер для создания более благоприятных условий торгово-экономического сотрудничества. Российские поставщики энергетического оборудования, энергоресурсов и вооружений сделали самые серьезные ставки на Китай. В настоящее время освоение китайского рынка для этих групп российского бизнеса является не просто средством зарабатывания денег, но и формой выживания. Именно эти сферы являются сферами с высоким уровнем государственного регулирования В 1996 г. Китай вышел на пятое место среди внешнеторговых партнеров России после Украины, Германии, США, и Белоруссии.

Слайд 11

Во время визита правительственной делегации в июне 1997 г. в Китай было подписано соглашение между Минтопэнерго и Китайской нефтяной корпорацией о реализации проектов разработки Ковыткинского месторождения (в Иркутской области) через территорию Монголии и Китая к побережью Желтого моря. Пропускная способность этого газопровода - до 30 млрд. куб. м газа в год. Известно, что активно развивается военно-техническое сотрудничество между двумя странами, которое может достичь 2,5-3,0 млрд. долл. в год. Проект нефтепровода "Россия-Китай" является крупнейшим на настоящий момент китайско-российским проектом, его реализация имеет огромное значение для содействия развитию отношений стратегического партнерства и сотрудничества между РФ и КНР. Об этом заявил в интервью корр.ИТАР-ТАСС президент Китайской нефтегазовой корпорации /КННК/ Ма Фуцай.

Слайд 12

Китайско-российские отношения в Центрально-азиатском регионе Стратегические интересы Китая в Центральной Азии сопоставимы с аналогичными интересами России. Пекин в не меньшей степени, чем Москва заинтересован в экономическом сотрудничестве с государствами региона, в их природных ресурсах, а также в сохранении стабильности на своих западных границах. Саммит СВМДА не только показал актуальность проблем безопасности для нашего региона и в целом азиатского континента, но и практически доказал, что казахстанская инициатива, с которой впервые выступил Президент Н.Назарбаев десять лет назад в ООН, превратилась в политическую реальность и неотъемлемую часть международных отношений.

Слайд 13

Внешнеполитическая хроника РК за последний год показывает, что Астана поддерживала интенсивные отношения со всеми своими традиционными партнерами в Центральной Азии, СНГ, Европе, Америке и Азии. Казахстан сохранил и развивал дальше основные направления своей многовекторной внешней политики. В сложных условиях международной антитеррористической кампании многовекторная политика РК еще раз подтвердила свою целесообразность Главный вывод, который следует из анализа нашей внешней политики, заключается в том, что она сохранила свой сбалансированный и взвешенный характер.

Слайд 14

Рассматривая возможные сценарии развития российско-китайских отношений в XXI веке многие эксперты-международники видят не только вероятность укрепления стратегического партнерства России и Китая, но даже, в некоторых вариантах, неизбежность его перерастания в союзнические отношения. В то же время есть и другие политологи, которые говорят о "китайской угрозе" и очень высокой вероятности столкновения двух держав в грядущем столетии. Нельзя исключить развитие ни одного из двух упомянутых крайних вариантов.

Слайд 15

Главной и первоочередной задачей для российской стороны в отношениях с Китаем является наполнение конкретным содержанием и практическими делами принятого правительствами обеих стран курса на равноправное доверительное партнерство, направленное на стратегическое взаимодействие в XXI веке. Для этого необходимо проявлять не только желание, но и твердую волю, последовательно и настойчиво добиваться выполнения принимаемых решений. Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество переживает сложный переходный период своего развития. В то же время именно сейчас закладывается фундамент экономических отношений между двумя странами на следующее столетие, от прочности которого во многом будет зависеть и будущее российско-китайских отношений в целом. От обеих сторон зависит, сумеют ли они справиться с этой задачей.

Слайд 16

Для развития российско-китайского сотрудничества на международной арене существуют весьма благоприятные факторы, которые необходимо продолжать использовать. Оба государства, установив между собой отношения нового типа на основе добрососедства, дружбы и сотрудничества, выступают против силовой политики, за справедливое решение международных проблем. РФ и КНР - соседи в Азии со сходными, по крайней мере, краткосрочными и, частично, среднесрочными интересами; соответственно, они могут стать гарантами спокойствия в сопредельных странах. Россия и Китай могут и должны сотрудничать в различных сферах - в политике, экономике, вопросах безопасности, согласовывая свои позиции по дипломатическим каналам. Защищая интересы своих стран, Россия и Китай в то же время поддерживают справедливые требования и права малых, слаборазвитых государств, что, соответственно, повысит возможности российской экономической деятельности в этих странах.

Слайд 17

В XXI веке АТР становится новым и, возможно, одним из основных центров экономического и политического развития мира. Важную роль в этом центре призваны сыграть Россия и Китай. От того, как будут развиваться партнерские отношения между ними и как на это партнерство будут реагировать другие ведущие державы, прежде всего США и Япония, во многом зависит будущая конфигурация международных отношений