Дистанционное обучение. Коррекционные классы. Муззыка

Ремезевич Оксана Петровна

Информация и задания по музыке для 6-8 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Тема: Музыка в  кино.

  На свете существует множество прекрасных видов искусства – это танец и живопись, литература и музыка, театр и поэзия. Они существуют уже многие тысячи лет. Недавно среди них появился  ещё один – кино. Кино совсем ещё малыш – ему всего чуть больше ста лет! Но этот малыш родился на свет под счастливой звездой – ведь все просто обожают его! Давайте познакомимся с ним поближе.

 

  История кинематографического искусства началась более ста лет назад, когда человечество увидело настоящее чудо в образе «движущихся фотографий», первооткрывателями которых считаются братья Люмьер, Огюст Луи Мари и Луи Жан 

      Этим киноаппаратом в 1895 году был снят и показан первый фильм, назывался он, «Прибытие поезда на вокзал  Ла Сьота»

      Первый киносеанс состоялся в Гран-кафе, которое находилось в Париже на Бульвар-де-Капюсин.   Люди удивлялись, когда вдруг из глубины экрана на них двигался паровоз. Все это настолько впечатляло зрителей, что они непроизвольно вскрикивали от страха, искренне смеялись, они как будто сами переносились в царившую на экране жизнь. Сеансы «кинематографа» проводились регулярно. Но создатели фильмов быстро обнаружили, что сидеть в тёмном зале и смотреть на экран в гробовой тишине совершенно невозможно – это действует угнетающе, нужно занять каким-то делом зрительские уши.

Тогда кино было немым, а нам с вами сейчас трудно представить себе любое кино  без звучащей в нем музыки. Музыканты, которые сопровождали немое кино это  пианисты- иллюстраторы или тапёры. Они исполняли популярные пьесы, танцы, импровизации, которые по-своему подходили к событиям, происходившим на экране.

  6 октября 1927 года — день премьеры фильма «Певец Джаза» — принято считать днём рождения звукового кино .

  В России звуковой кинозал впервые открылся в октябре 1929 года на Невском проспекте в Ленинграде.
В марте 1931 года демонстрировался первый отечественный игровой звуковой фильм  «Путевка в жизнь»
Звук был записан по системе московского инженера П.Г.Тагера. Самый простой способ для введения музыки в фильм - появление на экране музыканта или певца. Поэтому песня в кино сразу заняла важное место. Она оказалась замечательным средством характеристики героев фильма, времени, всей атмосферы действия.

  Характер музыки может определить жанр кино. Жанр-это распределение фильмов по определённым типам, на основе их стиля и содержания. Жанры кино:  приключения и фантастика, кинокомедии, исторические.

Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость

Песенность – это когда музыка напевная, песенно- мелодичная, но не обязательно для пения.

Маршевость – ритм, темп говорит о марше (ритмы походные, торжественные, бравурные, но не обязательно для марширования.)

Танцевальность – музыка напоминает танец, пронизана ритмами танцев (от народных до польки и вальса), но не обязательно предназначена для танцев.

  Музыка и кино не могут жить друг без друга.  

Вывод:  Хорошая музыка может вызвать у зрителя эмоциональное состояние, нужное для восприятия происходящего на экране.  Музыка может подчёркивать изменение настроения.

Итак, музыка играет одну из главных ролей в кино. Она - это неотъемлемая его часть, без которой картина будет незавершённой и неполной. Музыка в самом начале фильма, может подсказать зрителю жанр произведения. Из обычного изображения  пейзажа музыка способна «сотворить», как комедию, так и трагедию. «Всё течёт, всё изменяется», а роль музыки в кинематографе по-прежнему на первых позициях.

Домашнее задание:  Посмотреть художественный фильм и определить его жанр, какая музыка присутствует в данном кинофильме (песенная, танцевальная, маршевая)? Задание выполните письменно, отвечая полным ответом.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Симфония №6

Слайд 2

Что такое симфония? Есть ли в симфониях названия? Слушали ли вы симфонии? Где можно услышать симфонию? Кто исполняет симфонию? Что вы знаете о Чайковском?

Слайд 3

«Юпитер» Моцарта «Прощальная» Гайдна «Героическая» Бетховена «Зимние грезы», «Патетическая» Чайковского «Неоконченная» Шуберта «Ленинградская» Шостаковича «Детская» Прокофьева

Слайд 4

Музыкальный жанр Основное действующее лицо и исполнитель в ней – симфонический оркестр Управляет симфонией дирижер В симфонии четыре части Время звучания – от 30 минут до часа. Это крупный музыкальный жанр.

Слайд 7

Оркестр с малым количеством музыкантов. Отличается от большого оркестра составом музыкальных инструментов В большом оркестре – до 100 музыкантов В камерном – до 50 музыкантов

Слайд 9

В оркестре главный – дирижер он управляет им, задает характер всему музыкальному произведению, интерпретирует музыку автора, проводит репетиции, дает указания оркестрантам, выбирает программу для исполнения.

Слайд 11

Эта симфония отличалась от предыдущих необычным замыслом, тайной программой, медленным финалом. Посвятил своему племяннику – В.Л.Давыдову. Сочинял эту симфонию с Божьего благословения. Премьера симфонии состоялась 16 октября 1893 года, дирижировал сам автор, а через девять дней, с 24 на 25 октября, его не стало.

Слайд 13

Желание жить Противостояние жизни и смерти Трагичность жизни Последний период жизни композитора Прощание с счастьем

Слайд 14

В рассказе Г.Пожидаева описано, как солдат, пришедший домой с фронта слушал шестую симфонию Чайковского. Советский хирург С.С.Юдин перед сложнейшими операциями перелистывал партитуру шестой симфонии. Болгарского певца Н.Гевурова душили слезы, когда он слышал эту божественную музыку.

Слайд 15

Менее чем через три месяца после первого исполнения симфонии, композитора не стало. Шедевр лирического симфонизма стал последним крупным завершенным произведением Петра Ильича Чайковского. На похороны композитора пришли все почитатели его таланта. За его гробом следовали тысячи людей, провожая композитора в последний путь.

Слайд 17

Кто главный в этом музыкальном жанре? Кто исполняет симфонию? Какова роль дирижера в симфонии? Какой по счету является «Патетическая» симфония в творчестве Чайковского? Кому посвящена эта симфония? Кто первый дирижер «Патетической»? Что стало с композитором после премьеры?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народная опера

Слайд 2

а) опера – это музыкальное произведение для театра, главными исполнителями в котором являются певцы и симфонический оркестр; б) в отличие от драматического театра, действующие лица оперы не говорят, а поют и в пении, прежде всего, выявляются характеры героев, выражаются их мысли и чувства; в) оперный спектакль – красочное зрелище, способное воплотить жизнь народа, нарисовать фантастические и сказочные образы, правдиво передать глубокие человеческие переживания.

Слайд 3

Родиной оперы стала Италия- страна bell canto (прекрасного пения), народ которой славился своими голосами и песнями. Родилась опера в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.), ставшей возрождением древнегреческого искусства, которое восхищало итальянцев прославлением совершенства и красоты человека, ценности человеческой жизни. В конце XVI века (1580 г.) в итальянском городе Флоренция собрался кружок поэтов, музыкантов, учёных и любителей искусств под названием “камерата” (по-итальянски - “компания”), мечтавших возродить древнегреческую трагедию, т.е. представление глубокого содержания о жизни и сложном внутреннем мире человека, объединявшее драму, музыку и танец. Вокальная мелодия представляла собой нечто среднее между пением и обычной речью. Стараясь сочинить такую музыку, участники кружка создали новый мелодический стиль. У многоголосной музыки звучание красивое и волнующее, но в сплетении голосов слова различаются плохо и какие-либо сложные чувства и мысли выразить трудно. Участники камераты полагая, что они восстанавливают театральную музыку древних, решили заменить многоголосное пение одноголосным. Так появилась новая мелодия, предназначенная для сольного исполнения в сопровождении инструментов. Члены кружка дали ей название “речитатив”. Создание первых спектаклей с использованием новых выразительных средств привело к появлению нового вида искусства- оперы.

Слайд 4

Опера – это сложное музыкально- театральное произведение, в котором тесно взаимодействуют несколько искусств. Содержание оперного спектакля раскрывается при помощи музыки, сценического действия и декораций. Нередко в оперу вводятся балетные номера или сцены, украшающие спектакль. Поэтому у оперы пять создателей: композитор, либреттист (автор либретто), балетмейстер, художник и режиссёр. Композитор пишет музыку на литературный текст-либретто (текст оперы, написанный на сюжет уже существующего литературного произведения). Режиссёр сочиняет спектакль. Художник создаёт костюмы действующих лиц и декорации. Балетмейстер сочиняет хореографию (от греческих слов: “ хорео ” - пляска, “графо” - пишу).

Слайд 5

Главное в опере - пение. Сочетание слова и выразительной вокальной мелодии позволяет создать яркие музыкальные сценические образы. Сольное пение в оперном спектакле играет главную роль в характеристике героев. Среди сольных номеров самым распространённым является ария. В ней раскрываются основные черты характера и душевное состояние героя, его мысли и чувства. Это музыкальный портрет действующего лица. Для арии характерна широкая, распевная кантиленная мелодия, часто трёхчастная репризная форма. К разновидностям арии относятся: ариозо, ариетта, каватина.

Слайд 6

Кроме напевных мелодий в опере используется декламационное пение- речитатив. Речитатив, то близкий разговорной речи, то более напевный, предшествует арии, создавая нужное настроение, или используется в диалогах для понимания взаимоотношений действующих лиц, а также отражает ход развития сюжета

Слайд 7

Большую роль в опере играет оркестр. Он не только сопровождает пение, но и является активным участником всех событий. Многообразие красок оперного оркестра позволяет композитору создать более глубокие образы, раскрыть смысл происходящего действия. В этом важная роль оркестра: когда умолкают действующие лица, он словно договаривает мысли героев, а порой передаёт то, что чувствуют, но о чём умалчивают персонажи спектакля. Велики живописно-изобразительные возможности оперного оркестра, умеющего создать звуковые картины природы, наполненные эмоциональным содержанием. Оркестр может выразительными средствами обрисовать и окружающую героев обстановку. В оркестре часто звучат музыкальные характеристики героев или событий, повторяющиеся на протяжении оперы. Такие мелодии и характеристики получили название лейтмотивов или лейттем . Опера включает также самостоятельные оркестровые номера. К ним относятся увертюра, музыкальные антракты, балетные сцены и музыкальные картины.

Слайд 8

Письменно ответьте на вопросы 1. Что такое опера? 2. Какая страна, является родиной оперы? 3. Кто создает оперу? 4. Что является литературной основой оперы? 5. Что является главным в опере?